Куда идешь, или что означает «камо грядеши».

Quo vadis - «куда идёшь»).
Камо грядеши
«Quo vadis»
Жанр Исторический роман
Автор Генрик Сенкевич
Язык оригинала польский
Дата написания - год
Дата первой публикации

Создание романа и его переводы

Основная тема произведения - жизнь первых христиан римской общины и первые гонения на христиан в Римской империи .

Вчитываясь в «Анналы », я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу.

Генрик Сенкевич сумел воссоздать картину Рима 60-х годов I века н. э. с большой исторической достоверностью. Кроме «Анналов» Тацита , источниками ему послужили произведения других античных авторов, а также труды историков. По словам писателя, при написании ни одного другого романа он столько не работал с историческими документами.

Почти всё действие романа проходит в Риме и его окрестностях. Подробно показан знаменитый римский пожар , который по преданию Нерон организовал сам, чтобы вызвать поэтическое вдохновение. Во время правления Нерона христиане впервые подверглись масштабному гонению, на них император возложил вину за пожар.

В это гонение мучениками стали апостолы Пётр и Павел , их смерть также описана в книге. Название романа писателю подсказало старинное предание : апостол Пётр после уничтожения почти всех христиан Рима тайно покидает город, за городом он встречает Христа и спрашивает у него: «Куда идешь, Господи?». Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Этому событию посвящена базилика Петра на Ватиканском холме , а также сохранившаяся до наших дней церковь-часовня «Quo vadis» на Виа Аппиа в Риме (вблизи древних Капенских ворот). В храме-часовне имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

Отдельного внимания заслуживает личность Гая Петрония Арбитра , чья трагическая судьба также описана в книге. Будучи другом детства будущего императора Нерона и его ровесником, он не мог и предположить, во что в дальнейшем выльется правление этого безумного императора-комедианта. Нерон мнил себя выдающимся певцом, музыкантом и литератором, часто выступал на арене цирка и на многочисленных оргиях, при этом будучи не таким уж и талантливым, как сам мнил о себе. Петроний же, будучи человеком с тонкой душевной организацией, истинным ценителем настоящего искусства, не в силах был смотреть на то, как этот жалкий комедиант глумится над прекрасным. Его страшило даже то, что он был молод, и ему еще долгие годы предстояло притворяться, что он восхищается «талантами» своего друга. Видя истинное лицо того, кем дорожил в детстве, он предпочитает покончить с собой, чтобы только не видеть, как все прекрасное поругано и оплевано, и будучи не в силах вынести разочарований. Петроний собирает вокруг себя своих друзей и устраивает им последний прощальный пир, на котором под звуки пения музыкантов вскрывает себе вены. Сенкевич пишет, что вместе с ним ушла из жизни и его возлюбленная рабыня Эвника. Перед смертью Петроний зачитывает гостям прощальное письмо Нерону, в котором излагает причины ухода из жизни.

Что означает «камо грядеши»? Ответ на этот вопрос своими корнями уходит в самые давние времена. Всего два слова, в которых заключается многое, как значение самой жизни, так и смысл настоящего, будущего и прошлого.

Толкование фразы

Что означает фраза «камо грядеши»? В переводе со старославянского языка она значит «куда идешь?». С таким вопросом, по преданию, обратился к Иисусу Христу апостол Петр. История возникновения этой фразы следующая: во времена правления императора Нерона, по приказу которого был сожжен Рим, чтобы отвести от себя подозрения, он приказал арестовывать и подвергать казням христиан. Так называли последователей Христа.

Во время гонений Петр покинул Рим, и уже за пределами города ему было видение Иисуса. «Камо грядеши?», что означает, «куда идешь», спросил Петр. Иисус сказал, что идет в Рим, чтобы вновь быть распятым, ибо он простил его народ. В этих словах апостол Петр увидев для себя пророчество, вернулся в город. Присоединившись к общей трагедии своих последователей, Петр принял мучительную смерть, он был распят вниз головой.

Исторический роман Генриха Сенкевича

Что означает «камо грядеши»? На этот вопрос ответил и автор романа, принесшего ему мировую известность, В течение двух лет автор работал над созданием своего бессмертного произведения.

С 1894 по 1896 годы опубликовывал он главы книги одна за другой. Очень скоро роман был переведен на все основные языки европейских государств. В 1905 году Сенкевич получает Нобелевскую премию за достижения в литературе. Критиками роман был встречен положительно, но были и такие времена, когда писателя ругали за чересчур яркое описание языческого мира. Хотя такая крайность в оценках произведения присутствовала, тем не менее, она открывала для читателя новую возможность для понимания смысла бессмертного романа.

В первый период после написания романа прогрессивная польская интеллигенция толковала его, как призыв к борьбе с тиранией и деспотизмом. Писателю удалось раскрыть картину двух существующих и по сей день миров: телесной и духовной жизни. Прекрасен и неповторим мир Древнего Рима: красивые тела, золотые статуи, богатство и роскошь, все это великолепие не имело уже жизненных позиций и целей. В противовес поставлен мир духовных ценностей. Что означает «камо грядеши»? Это предложение, представленное в форме вопроса, который задавал себе хотя бы один раз в жизни каждый человек. В каком направлении движется твоя жизнь? Что важно для тебя? Чего ты хочешь?

Причина притягательности

Именно в этом вопросе кроется неизменная причина притягательности для читателя. Что значит «камо грядеши»? Смысл этого вечного вопроса выходит за границы романа, который говорит о прошлом, но и обращен к настоящему и будущему.

Значение двух слов раскрывается глубоко и волнительно, особенно относительно тех духовно-нравственных принципов, которые должны составлять основу здоровой жизни общества. Значимость фразы можно свести к следующему: человеческая личность является высшей ценностью. Материальный субстрат, как бы ни был он хорош, на самом деле только бездушное тело, которому необходима одухотворенность для продолжения развития в веках новых жизней.

Quo vadis - «куда идёшь»).

Создание романа и его переводы

Основная тема произведения - жизнь первых христиан римской общины и первые гонения на христиан в Римской империи .

Сенкевич писал:

Вчитываясь в «Анналы », я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу.

Сенкевич сумел воссоздать картину Рима 60-х годов I века с большой исторической достоверностью. Кроме «Анналов» Тацита , источниками ему послужили произведения других античных авторов, а также труды историков. По словам писателя, при написании ни одного другого романа он столько не работал с историческими документами.

Почти всё действие романа проходит в Риме и его окрестностях. Подробно показан знаменитый римский пожар , который по преданию Нерон организовал сам, чтобы вызвать поэтическое вдохновение. Во время правления Нерона христиане впервые подверглись масштабному гонению, на них император возложил вину за пожар.

В это гонение мучениками стали апостолы Пётр и Павел , их смерть также описана в книге. Название романа писателю подсказало старинное предание : апостол Пётр после уничтожения почти всех христиан Рима тайно покидает город, за городом он встречает Христа и спрашивает у него: «Куда идешь, Господи?». Христос отвечает: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие». После этого Пётр вернулся в Рим и принял мученическую смерть. Этому событию посвящена базилика Петра на Ватиканском холме , а также сохранившаяся до наших дней церковь-часовня «Quo vadis» на Виа Аппиа в Риме (вблизи древних Капенских ворот). В храме-часовне имеется бюст Сенкевича, поставленный польскими эмигрантами.

Отдельного внимания заслуживает личность Гая Петрония Арбитра , чья трагическая судьба также описана в книге. Будучи другом детства будущего императора Нерона и его ровесником, он не мог и предположить, во что в дальнейшем выльется правление этого безумного императора-комедианта. Нерон мнил себя выдающимся певцом, музыкантом и литератором, часто выступал на арене цирка и на многочисленных оргиях, при этом будучи не таким уж и талантливым, как сам мнил о себе. Петроний же, будучи человеком с тонкой душевной организацией, истинным ценителем настоящего искусства, не в силах был смотреть на то, как этот жалкий комедиант глумится над прекрасным. Его страшило даже то, что он был молод, и ему еще долгие годы предстояло притворяться, что он восхищается "талантами" своего друга. Видя истинное лицо того, кем дорожил в детстве, он предпочитает покончить с собой, чтобы только не видеть, как все прекрасное поругано и оплевано, и будучи не в силах вынести разочарований. Петроний собирает вокруг себя своих друзей и устраивает им последний прощальный пир, на котором под звуки пения музыкантов вскрывает себе вены. Сенкевич пишет, что вместе с ним ушла из жизни и его возлюбленная Эвника. Перед смертью Петроний зачитывает гостям прощальное письмо Нерону, в котором излагает причины ухода из жизни:

"О, прошу тебя, не подумай, будто мне мерзит то, что ты убил мать , жену и брата, что ты сжег Рим и отправил в Эреб всех порядочных людей в твоем государстве. Нет, любезный правнук Хроноса! Смерть - удел человеческого стада, а от тебя ничего иного и ожидать нельзя было. Но еще долгие, долгие годы терзать свои уши твоим пением, видеть твои домициевские тонкие ноги, дергающиеся в пиррейской пляске, слушать твою игру, твою декламацию и твои вирши, о жалкий провинциальный поэт - вот что стало мне невмоготу и пробудило желание умереть". Петроний и Эвника вскоре умирают от кровопотери.

Давным-давно когда люди ещё верили в магию, во времена Средневековья, когда драконы... Стоп, не туда. Древние люди занимались охотой и собирательством... Слишком рано. Может с третьего раза? Давным-давно с карты Европы исчезла легендарная Римская Империя - одно из самых могущественных и продвинутых (для того времени) государств истории. Даже после своего раскола на Восточную и Западную она ещё долго давала о себе знать. Мы, славяне, взяли себе за пример Восточную Империю, более известную под другим названием - Византия. В Западной Европе долго существовало условное государство - Священная Римская Империя. Вон их сколько! Но мы поговорим о самой первой.

Я не буду вдаваться в подробности, кто правил, кто кого убил, отравил, кто в кого был влюблён при римском дворе. Иначе рискую запутать и вас, и себя. В-общем, случилось так, что на римский престол взошёл Нерон, та ещё задница. Нерон отравил своего дядю Клавдия, предыдущего Императора, а затем отправил на тот свет и мать, с женой. Он был жесток и честолюбив, глуп и самолюбив, помешан на поэзии и музыке. В последнем ничего плохого нет, НО!, но свои интересы он ставил всегда выше государства, что для монарха всё равно что самоубийство.

Так вот, как раз о временах Нерона повествует нам роман Генрика Сенкевича «Quo vadis» - «Куда идёшь». С творчеством сего автора я хотел ознакомиться уже давно, тем более, что польскую литературу в целом уважаю (конечно, во многом благодаря пану Анджею). Далее, Сенкевич работал в жанре исторического романа, к которому я уже давно не равнодушен. Настолько не равнодушен, что за предыдущий год ни одного не прочёл. В-общем, в библиотеке нашёлся пыльный томик и я не долго думая приступил к делу.

Текст пошёл далеко не сразу (в последнее время явление у меня частое), но наконец «враг был повержен», а последняя страница перевёрнута. С самого начала заострю внимание на некоторых негативных сторонах книги, благо их немного. В тексте дикошарое количество архаизмов и ссылок на них в конце книги. Отвлекаясь на то, или иное слово бывало теряешь нить повествования и приходится заново входить в ритм. Не могу назвать это однозначным недостатком, ведь если ты пишешь исторический роман о том времени, то и должен употреблять те термины, считающиеся для него нормой, но сначала они отвлекают. Второй «как бы» минус и последний, временами роман становится чересчур сентиментальным, во многом из-за ярко выраженной любовной линии. Перебор. Но пугаться не стоит, он небольшой.

Чем прежде всего подкупает роман? Атмосферой и антуражем? Согласен, антураж экзотичен, к тому же выписан ярко и детализировано, книга сумела передать дух того времени и подчеркнуть различия обычаев древних римлян и нас с вами. За что огромное спасибо автору, многого не знал. Тогда может героями? О, о героях «Quo vadis» можно говорить и говорить. Они все живые и все выписаны так, как мало кто может сегодня. В доказательство приведу пример, представление о Марке Виниции одном из главных героев романа, на протяжение 600 страниц менялось от отвращения до сочувствия и даже восторга. И метаморфозы, которые претерпевает его душа показано так, что веришь. Тут не будет бах! - и другой человек, всё постепенно. Тогда может... язык? Язык во многом способствует более лучшему усвоению книги, и он действительно здесь не трудный, по тексту скользишь, а описания (кушаний!) очень реалистичны. Но тогда что? Искренность. Сенкевич подкупает своей искренностью, порой даже граничащей с наивностью и сантиментами. Читая его книгу веришь, что да так оно и было. Да, так горел Рим, да, таков был проходимец Нерон, да, такой была его свита подхалимов, да, так гоняли первых христиан, да, тогда люди ещё действительно верили в Христоса. Даже я, атеист, ловил себя на мысли, что надо бы креститься.

Итог: отличный исторический роман. Кто не равнодушен к Древнему Риму, или хочет по новому взглянуть на христианство - читать в обязательном порядке.

Оценка: 9

Писатель, берущий за основу книги какое-либо учение, не важно, философское или религиозное, всегда идёт на определённый риск. Ведь представители других конфессий будут изначально подходить к чтению с изрядной долей скепсиса, а единоверцы обязательно найдут несоответствия с догмой и поставят их в вину автору. Но Генрик Сенкевич, не побоявшись критики, написал роман, в котором христианские убеждения и принципы поставлены во главу угла. Писатель в художественной форме изложил одну из самых трагичных страниц истории этой религии - последние годы правления древнеримского императора Нерона. Так как описываемые события также имели огромное влияние на последующее развитие Рима, исторический фон интересен вдвойне.

Основной художественный метод, постоянно используемый в романе - переплетение в ткани повествования общего и частностей. Сенкевич повествует нам о глобальных событиях, запечатлённых в трудах историков, и в то же время рассказывает о судьбах различных людей, попавших в круговерть этой страшной эпохи. На первом плане - пламенная любовь двух абсолютно разных, не похожих друг на друга людей. Марк Виниций - военный трибун, богатый, жестокий патриций, привыкший, что ему во всём повинуются. Лигия - кроткая, благодетельная христианка, волею судьбы оказавшаяся приёмной дочерью римского генерала, чья жена и воспитала девушку во Христе.

В течение всего романа Виниций будет меняться. Пытаясь понять Лигию, раз за разом отказывающуюся от его денег и покровительства, он терпит муки несчастной любви, которые, как оказалось, не утопить в вине и разврате. Марк начинает постигать учение о единственном Боге и при жизни вступает на путь, из ада ведущий в чистилище, а из чистилища - в рай. Одновременно с Виницием обращение в христианство происходит с тысячами других язычников.

Стоит отметить, что если бы Сенкевич описал те же метаморфозы героя в других исторических реалиях, это выглядело бы не так правдоподобно. Однако, верхушка, правящая Римом, показана настолько прогнившей и порочной, что у читателя не остаётся сомнений: именно в такие времена учения подобные христианству могут приобретать самых неожиданных сторонников. И дело тут не во всемогуществе Бога. Действительность, в которой разврат и грязь пронизывают общество сверху донизу и достигают апогея; в которой жизнь любого человека, от раба до придворного фаворита, может оборваться от одного неугодно слова, с неизбежностью порождает свою зеркальную противоположность. Речь идет о людях, готовых стать почитателями лишь чего-то без оговорок светлого и чистого, столь совершенного и безупречного, что граничит с безумством жизнеотрицания во имя новых идеалов. Это очень хорошо показано в романе. Чем страшнее становится действительность, тем больше людей ищет спасения в учении, постулаты которого являют полную противоположность «законам” катящейся в пропасть реальности. Именно поэтому принципы «общечеловеческой коммуны» и всепрощения, которые в иных исторических условиях не нашли бы у людей понимания, в данном историческом контексте, описанном в романе, кажутся вполне естественными и убедительными. В такое время, когда цинизм и жестокость доведены до абсурда, «меньшее» зло не может ничего противопоставить злу «большему» - эта борьба обречена на поражение. Сражаться можно лишь верой - верой в то, что есть нечто более значимое и глубинное, превосходящее всевластие безумного тирана, беспощадность законов, смертность бренного тела.

Примечательно, что автор, всё же, не делит героев на два лагеря, не противопоставляет однозначно христиан окружению Нерона. В произведении имеет место еще одна точка зрения. Петроний - дядя Виниция - на мой взгляд, удачнейший образ данного романа. Он хоть и является фаворитом Нерона, всё же, в отличие от приближенных императора умён и утончён. Патриций не принимает учения христиан, но ведет свою игру в противовес Нерону, пытается спасти приговоренных к смерти христиан, чтобы вызволить любимую Виниция. Попав в немилость к императору и осознавая свою обреченность, он сам принимает решение уйти из жизни. Делает это спокойно и осознанно. Лично мне этот человек внушает больше уважения, чем несчастные, идущие на смерть с мыслью о Боге. Ведь, многие из них уверовали в Христа из-за страхов - в том числе, страха перед смертью. Вечное блаженство загробной жизни для слабых духом - это то, что может придать смысл их мученическому настоящему. А Петроний, понимая, что его натура никогда не сможет искренне принять христианство, находит в себе силы смотреть опасности, даже смерти, в лицо, не облегчая эту ношу надеждой на райское существование после кончины. Устами героя автор утверждает философскую концепцию жизни: ее самоценность здесь и сейчас; способность человека созерцать и ценить красоту, пока глаза способны видеть.

В числе объективных достоинств романа - яркий, неоднозначный образ Нерона. В историческом персонаже соединены чудовищные человеческие пороки, но именно человеческие, ибо автор «Камо грядеши», исследуя потаенные уголки его темной души, пытается разобраться в этом сложном и неоднозначном образе.

Генрик Сенкевич посвятил свой роман в первую очередь христианству и последователям этой религии, вместе с тем, огромный пласт римской истории и культуры, как базиса зарождающихся процессов, описан им со знанием дела, бережно и тщательно. Перед нами именно добротный исторический роман, который безусловно удовлетворит интерес и эстетические ожидания любителей данного жанра.

Однако, те, кто ждут от исторической прозы элементов жанра «плаща и шпаги», будут огорчены: здесь основное внимание уделяется проработке декораций и характеров, языку, но не действию. Повествование более чем неторопливо. Впрочем, произведение всё равно хорошо, даже и без активной сюжетной динамики.

Резюмируя: «Камо Грядеши» - интересный, качественный исторический роман, выраженной «прохристианской» направленности (этот факт нельзя отнести к достоинствам либо недостатком, но его обязательно учитывать начищающему читать «Quo vadis»). Если вы хотите погрузиться в эпоху правления Нерона, сопереживать яркой, трогательной любви главных героев, вникать в достоверно прописанные психологические портреты персонажей - вам сюда. Нужна «динамика», не очень-то любите исторические романы как таковые? Советую проходить мимо.

Оценка: 7

Рекомендую к прочтению всем любителям исторических романов, ибо в этой книге все описано на редкость достоверно: быт римлян, жизнь первых христиан, жестокая политика Нерона, характеры героев, настроения толпы. В диалогах и письмах персонажей Сенкевичем также рассмотрены некоторые философские вопросы, в том числе, касающиеся учения Христа.

Некий благоговейный трепет охватывает при прочтении того, как ведут себя истинные христиане в счастье ли, в горе. Добродетели последователей Христа противопоставлен разврат, которому самозабвенно предавались практически все знатные граждане Рима; привычному маловерию, порой переходящему в атеизм, приверженцев языческих богов - искренняя вера апостолов и их учеников. Весьма интересны беседы персонажей об искусстве и его влиянии на людей.

Отдельного упоминания, на мой взгляд, заслуживает Петроний - «арбитр изящества», человек незаурядного ума, настоящий ценитель искусства, подлинный эстет. Конечно, многие взгляды этого героя отнюдь не безупречны, но не поддаться обаянию его образа невозможно. Лично меня также привлекли в Петронии его выверенные реплики и блестящее остроумие, с которыми он оказывал небывало сильное влияние на Нерона, заставляя цезаря делать то, что было угодно самому Петронию. Он единственный, кто мог открыто возразить правителю и любую свою фразу перевести в восхваление Нерона.

Достоверно описана эволюция личности Виниция, то, какие удивительные и неожиданные перемены происходят в его характере.

С поразительной точностью и мастерством Сенкевичем описаны сцены пиров и народных празднеств, из которых стоит выделить события, происходящие на арене.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Нечего и говорить о том, с какой силой писатель изобразил произошедший в Риме пожар (горящие улицы и багровое зарево фактически предстают перед глазами читателей) и поведение людей, на которых свалилось такое неслыханное испытание: от бескорыстной помощи абсолютно незнакомым прохожим до откровенного мародерства.

Хочется обратить внимание и на беседы высокопоставленных римлян и Нерона: столько подтекстов кроется в каждой фразе, какой иронии исполнены речи льстецов!

Оценка: 9

Генрик Сенкевич отличался незаурядным талантом романиста, и его исторические произведения создавались с большой любовью и вниманием к мелочам. В отличие от современных подельщиков, писатель подходил к своей работе с большой ответственностью - изучал большой комплекс источников и литературы. Один из его выдающихся романов - «Крестоносцы», описывающий события, предшествующие знаменитой Грюнвальдской битве. Но если герои «Кржыжаков» являются данью романтической литературе того времени, то персонажи «Quo vadis» - совсем иное дело.

Весьма сложная писательская задача - показать изнутри мир Римской империи времён принципата, показать постепенные всходы христианства и упадок языческой культуры. И как это сделать, сохраняя уважение к античным достижениям философии и эстетики, и в тоже время показать всю чистоту и благость первичного христианства? И Сенкевич, нужно отдать ему должное. с этой задачей в общем справился.

События происходят во времена императора Нерона, мало заметного в историческом процессе товарища, но очень любимого романистами всех времён. Несмотря на то, что героями здесь являются весьма знатные патриции (в основном), показывается изнанка Рима - бедные кварталы, где появлялись первые общины христиан, нищенство простых жителей, их бешенство, необузданность и злобность. Христианство здесь - глоток воздуха, надежда на новую жизнь после этого удушливого мира. Апостолы Пётр и Павел учат людей милосердию и всепрощению, учат, что нужно постараться любить всё человечество. Сенкевич демонстрирует нам подвижнические подвиги христиан - прощение Главком Хилона, смирение перед страшной гибелью на арене Колизея, полудетская преданность Урса... Интересные образы, а ещё любопытнее - преображение людей и превращение их в христиан. Марк Виниций - вполне живой персонаж, и его превращение в христианина описывается достоверно. Всё в месте - любовь к Лигии, восхищение перед мужеством христиан и их милосердием, неприязнь к распутству императорского двора - всё это сыграло свою роль, никакого «чудесного перевоплощения», как в легенде о Савле-Павле. Менее достоверным мне представляется преображение Хилона, хотя он тоже ярок и врезается в память. Христиане - люди, с минуту на минуту ожидающие Конца Времён, и с этим ощущением они идёт в жизни, принимая её такой, какая она есть.

И тем не менее, Сенкевич умудрился сохранить любовь и уважение к языческой античной культуре. Описывая все признаки разложения римского патрициата, писатель выделяет особо одного человека, который сконцентрировал в себе всё лучшее, что видел в античной эпикурейской философии. Это Гай Петроний Арбитр, автор «Сатирикона». Конечно, по духу он скорее грек, чем римлянин, но его философия вполне логична и обоснована. Он уважает апостолов, называет Христа «лучшим из богов», но остаётся язычником. Он не хочет принимать на себя ответственность, которую налагает на себя учение Христа, он хочет жить весёлой и беззаботной жизнью. Несмотря на свои воззрения, Петроний - мужественный и честный человек, который сделал для Виниция и Лигии больше, чем все остальные.

Именно образ Петрония показался мне самым ярким в романе, эдаким возвышающимся над всеми коллосом. Но есть ещё один неоднозначный персонаж, которому Сенкевич посвятил немало времени, но, на мой взгляд, не доработал. Это сам Нерон. Император Pax Romana у польского писателя вышел интересным - опасный, вздорный безумец, но при этом не лишённый определённых положительных качеств. Да, Нерон был весьма посредственным поэтом, но - не бесталанным. У него неплохой голос, как говорит сам Петроний, любовь к поэзии и искусствам, но при этом - полная невменяемость, которая не была редкостью для его рода. Однако проникнуть до конца в душу Нерону Сенкевичу не удалось... впрочем, собирался ли он это делать?

«Куда идёшь», «Камо грядеши», «Quo vadis»... Всё это разные варианты названия романа. В чём его смысл? Возможно он - двоякий. Как известно, Пётр спросил об этом Христа, который пришёл к нему в видении. Христос вошёл в Вечный город, чтобы сделать его своей столицей - и ничто, даже Нерон со своим приближёнными, не смогут этому помешать. С другой стороны, этот вопрос обращён всему обществу Рима. «Куда вы идёте?», хочется спросить внимательного читателя, вчитывающегося в описании жизни патрицианской элиты, его гнилого нутра и валтасаровой беззаботности. У этого мира нет будущего - вот что хотел сказать Сенкевич. Он был велик, но он умирает. Навстречу ему придёт новое - христианство, свежее и чистое, как слеза.

Хороший роман. Трудно оторваться от него, и каждая строка читается с наслаждением.

Оценка: 8

Сенкевич - последний великий романтик в эпоху великих реалистов. Его тексты заставляют вспомнить о временах Вальтера Скотта и Шатобриана. Герои неудержимы в страстях и поступках, живут красиво и умирают красиво. Но вот эта книга - настоящая вершина исторического романа. Её герои при некоторой прямолинейности неоднозначны и не статичны. При этом изменения их характеров психологически оправданы. Интереснее всех, на мой взгляд, получился Петроний. А что касается картин обоих миров, римского мира и мира первых христиан, ничего подобного больше не найдёшь ни у романтиков, ни у реалистов, ни у фантастов, ни даже у профессиональных историков. Такие эпизоды, как пир у Нерона, шествие августиан, пожар Рима, казни в цирке, смерть Петрония - это настоящие шедевры.

Рим Сенкевича выглядит восхитительным и страшным, каким он, вероятно, и был в реальности. Потрясающая красота парадных площадей, храмов, дворцов, базилик, вилл, пугающий реализм скульптуры, звенящая бронза стихов и речей великих ораторов, всеобщая грамотность, доступные каждому гражданину театры, стадионы и библиотеки, фантастическое изобилие чистой воды, лучшие в мире дороги. Бои гладиаторов, издевательства над пленными, пытки рабов, казни-спектакли, выброшенные младенцы, распад семей, животная пошлость пиров и оргий, откровенное холуйство перед своим патроном и общим патроном-императором, всенародное презрение к труду. Мужество и самодисциплина граждан, любовь к Городу и гордость за него, доблесть легионеров, добросовестность инженеров, беспристрастность судей. Всё это уже начинает уходить, но уходить будет ещё очень долго.

Для Сенкевича старый Рим обречён прежде всего из-за своей духовной пустоты. Но в романе видна и другая причина, не менее важная. У Петрония в городском доме 400 рабов, и для римского нобиля это не предел. Никто из них ничего не создаёт, но всем надо есть. А в Риме сотни таких особняков и около миллиона свободных бездельников, которые требуют хлеба и зрелищ. А в империи две тысячи городов, и почти в каждом потребляют больше, чем производят. Со временем этот груз раздавит империю.

Мир первых христиан в романе выглядит не таким ярким, но не менее чарующим и, безусловно, более привлекательным. Об этих людях хочу сказать только одно. Чтобы выдержать трёхвековое давление государства и общества и обратить противника в свою веру, первым христианам требовались беспредельная вера, беспредельная стойкость и безмерная любовь к Богу и людям. Такая вера, такая стойкость и такая любовь, какие нам трудно себе представить.

Оценка: 10

Честно говоря, я не особо люблю творчество Сенкевича. Что трилогия о Речи Посполитой, что «Крестоносцы» для меня - яркое отображение ехидной присказки «войско польско Берлин брало, русско войско помогало». Сиречь превознесение собственной нации вопреки всякой логике. Но данная книга – исключение. Может потому, что в ней нет поляков, так как их там и не может быть, а лжетеории «мы древнее мамонтов» в момент ее написания были еще не столь в моде?

Но хватит об авторе, давайте поговорим о самой книге. Фигура Нерона – один из примеров личности в истории, скопившей вокруг себя практически сплошной негатив. И в основном не без причины. Он отнюдь не был «жертвой» клеветы гораздо более поздних эпох, что порой пытаются доказать всяческие «сенсационные» писатели, о нем как о правители и человеке еще Тацит и Светоний отзывались весьма нелестно, и во всякие списки «проклятых императоров» его включали. Хотя благодаря энным решениям (например, раздача богатых подарков во время праздников) энной популярностью у простого Нерон все же пользовался. В общем, писать книгу об эпохе такого человека – задача не из простых. Велик соблазн просто изобразить дьяволом во плоти. К чести автора, он не стал этого делать. Он изобразил этого императора человеком. Мерзким, жестоким, мнительным, суеверным, но человеком. Но все же он тут – второстепенный персонаж. Основные герои – люди попроще, которые в итоге просто стараются уцелеть в это непростое время. Изуверские нравы той эпохи писатель не смакует, но описывает весьма красочно, так что людям впечатлительным книга все же не особо рекомендуется. Особой пропаганды христианства, которую иногда усматривают здесь некоторые люди, здесь тоже нет. Христиане в те времена и правда в основном были безвинными мучениками. Жертва превратилась в охотника гораздо позже…

В итоге имеем крепкий исторический роман о весьма печальном периоде в истории Вечного Города. И лично мне трудно вспомнить более достойное художественное произведение о временах безумного императора, который поджег (или все-таки нет?..) Рим.

Оценка: 9

Роман повествует о первых годах христианства, о том времени, когда существовал раннехристианский фанатизм, ещё не оттеняемый рутиной и церковным бюрократизмом. То было время, когда горсточка первых христиан разрасталась в многочисленную общину, когда, несмотря на притеснения, новая религия завоёвывала души и сердца, предлагая нечто доселе ещё не виданное: идеи равенства, милосердия, всепрощения. Это картины из жизни ещё великой Римской империи, когда христианские идеи уже пустили там корни, но христианство ещё не начало главенствовать в вечном городе.

Итак, первый век нашей эры. В Риме правит Нерон, один из наиболее безумных его императоров. Время бесчинств, массовых казней, немыслимой роскоши и соседствующей с нею нищеты. И в этот город приходит чужеземная религия, христианство, со своими всем нам известными заповедями. Новая религия легко завоёвывает сторонников. Почему? О, полагаю, христианство отвечало на общественный запрос определённой части населения. Рабы, бедняки, варвары-чужестранцы - из их числа формируется основной костяк ранней христианской общины. Что ни говори, а христианство, в отличие от греческих и римских мифологических сказок о жестоких непримиримых богах, предлагает утешение. Предлагает оно и привлекательные в сравнении с язычеством концепции и модели поведения. Где языческие боги жестоко мстят врагам - там христианство твердит о всепрощении. Где они с головой бывают захвачены страстью и похотью - там христианство пропагандирует семейное счастье и нерушимость брака. Где они ведут себя по-человечески жестоко и мелочно - там христианский Бог справедлив и непогрешим.

Читатель в двадцать первом веке, по крайней мере, такой, как я - я имею в виду религиозные или, скорее, антирелигиозные воззрения, - не может в полной мере при чтении отвлечься от мыслей об истории последующих двух тысячелетий, когда возвышенные абстрактные идеи христианской веры были в большинстве своём растоптаны церковью, либо жадной до власти и богатства, либо слепой в следовании догмам, либо просто закостеневшей в условиях отсутствия реальной альтернативы. Но персонажи книги ничего этого, конечно, знать не могут и с головой окунаются в религиозный фанатизм, дающий чувство причастности и защищённости.

Как это принято в художественной литературе, автор показывает грандиозные исторические события через судьбы отдельных людей. Основных персонажей в книге трое. Виниций и Лигия полностью посвящены христианству. Через всю книгу они проносят свои чувства сквозь испытания и страдания, которые им помогает преодолеть их религия, и в конце концов их любовь становится неотделима и неотличима от веры. Они двое - и беззащитная, добродетельная Лигия, и прошедший путь непростого духовного взросления Виниций - являют собой живое воплощение тех самых идей, которые, скажем прямо, пропагандирует и восхваляет автор. Петроний, третий главный персонаж, находится от них на противоположном полюсе. Нет, он не какой-то там язычник, он скептик - естественный враг любой религии, требующей безусловной веры. Сам он разделяет идеи гедонизма, философского течения, столь свойственного имперскому Риму и современным развитым государствам. Поэтому, думаю, многие читатели (например, я) могут обнаружить, что именно его точка зрения наиболее близка к их собственной.

О, да, и нельзя не отметить глубокую проработку исторической составляющей книги. Персонажам и событиям веришь как настоящим, пожар, императорские пиры, представления в амфитеатрах описаны прекрасно. В историческом плане роман Генрика Сенкевича почти идеален.

Роман - узловой по периоду начала эры. И относится к обязательному чтению. Что там говарил Нестор Петрович из «Большой перемены»? Какой артист умирает! Это тоже отсюда.

Оценка: 9

Роман написан в каком-то черно-белом стиле. Все язычники римляне во главе с Нероном отвратительны, а христиане хороши так, что хоть сразу на иконы. Нерон же вообще показан самым страшным чудовищем на земле, развратен,жесток, смешон, бездарен, похабен, ну вообщем состоит из одних пороков. Вообще, у меня сложилось впечатление, что такой строго однобокий взгляд на добро и зло, характерно для Сенкевича. Но здесь он какой-то даже гипертрофированный, из-за чего герои выглядят не живыми, а набором штампов,или актерами играющими пьесу в театре. Однако, Петроний, единственный находящийся между этих крайностей как раз и выглядит единственным живым. Он так хорош в своем эпикурействе, уме, дерзости и лени,что стал моим любимым героем и про него было читать интереснее всего. Но каков язык,стиль, как красиво, образно написана книга! Не чтение, а литературное наслаждение. Как красочно и трагично описан пожар в Риме, что даже простила явное, яркое и смешное в неправдоподобии разделение поведения при пожаре христиан и язычников. А уж сцены последовавших мучений и казней, хоть порой и скатываются в «жития святых...», но в основном столь ужасны, что невольно содрогаешься. Эта книга, как изысканное блюдо, может и есть к чему придраться, но все равно жмуришься от удовольствия.

Оценка: 9

Прочла книгу. И, если честно, последние две главы прочитала по диагонали. Хотела бросить, но жалко было потраченного времени. Субъективно: книга не моя. Плюсы: интересно описаны время правления и художественный образ Нерона, августинцев, патрициев, плебса, увлекательно окунуться во времена силы и могущества Римской империи с ее укладом социальным и бытовым. Спасибо Сенкевичу за такой огромный труд и множество поясняющих ссылок, за расширение кругозора, море полезной и интересной информации и деталей. Но в общем, с общей концепцией, подачей, идеей и истиной не то, чтобы не согласна, а вообще хотелось сказать «ну и муть» как же навязчив автор, об одном и том же чглва и снова, это какое-то зомбирование. Как вы догадались теперь о минусах. Книга теряет весь шарм и утончённость, когда по триста раз на странице натыкаешься на пропаганду и навязывание христьянства и религии в целом. Я понимаю, Сенкевич поляк и этим все сказано, поляки ревностные католики, но в таком объёме? Мне кажется все герои-христьяне в этом романе изображены более христьянами чем сам Папа Римский. Неинтересно, скучно, однообразно и вызывает протест. Тема радости смерти вообще вызывает недоумение. Какое-то противоречие, бог жизнь дал, как самый ценный дар, а они сидят и ждут поскорее бы в царство иное, вприпрыжку. «Если я не с Иисусом, значит я против Иисуса. И я не человек я обязательно животное» вот в двух словах чуть религиозной линии. Не скрою моменты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

когда жгли детей и Хилон обратился в верующего и внутренне страдал от мук совести и сострадания, пожалуй, самый сильный и вызвал глубокое потрясение. Пару моментов любовной линии На этом все.

Есть. Но их немного.

Удивительно, что столько восторженных отзывов.

Лучше прочесть «последнее искушение Христа» никому казандзакиса, кого интересует христьянская тема. Вот там удивительный и интереснейший сюжет. Хотя отзывы хуже. Очень удивлена.

- «КАМО ГРЯДЕШИ» (Quo vadis), США, MGM/UA, 1951, 170 мин. Историческая драма по роману Генрика Сенкевича. Римская империя. Первый век нашей эры. Военные победы. Кровавые зрелища в амфитеатрах. Гонения на христианство. Запретная любовь патриция к… … Энциклопедия кино

Нареч, кол во синонимов: 1 куда идешь? (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

У этого термина существуют и другие значения, см. Камо грядеши (значения). Запрос «Quo vadis?» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Книжн. Шутл. Архаич. В каком направлении двигаешься, развиваешься? /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 139; Дядечко 2, 137 … Большой словарь русских поговорок

камо грядеши - архаич. , книжн. или шутл. в каком направлении двигаешься, развиваешься? Выражение из церковнославянского текста Библии, где фраза буквально значит “Куда идешь?” … Справочник по фразеологии

Камо грядеши (фильм, 1951) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Камо грядеши. Камо грядеши Quo vadis … Википедия

Камо грядеши (лат. Quo vadis): Камо грядеши («Куда ты идёшь, Господи?», лат. Quo vadis, Domine?) фраза, сказанная, по преданию, апостолом Петром Иисусу Христу. Камо грядеши (роман) исторический роман польского писателя… … Википедия

Камо грядеши, Господи? (русск. Куда ты идёшь, Господи?) фраза, сказанная, по легенде, апостолом Петром Иисусу Христу, когда апостол во время гонений императора Нерона на христиан покидал Рим. По другой версии апостол Пётр сказал эту фразу Иисусу … Википедия

Камо грядеши Quo Vadis? Жанр драма Режиссёр Франко Росси В главных ролях Клаус Мария Брандауэр Фредерик Форрест Макс фон Сюдов Длительность 200 мин … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Камо грядеши (значения). Картина «Смерть Петрония» написана Константином Маковским в 1904 году, под влиянием романа «Камо грядеши» … Википедия

Книги

  • Камо грядеши , Генрик Сенкевич. "Камо грядеши" - один из лучших исторических романов известного польского писателя Генрика Сенкевича. Действие романа развивается на протяжении четырех последних лет правления Нерона (64 - 68…
  • Камо грядеши , Генрик Сенкевич. «Камо грядеши» – исторический роман знаменитого польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича. …Рим во времена правления императора Нерона, погрязший в преступлениях и…