Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста. Новогоднее и рождественское настроение

Наталья Рагулина
Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи :

o Приобщать детей к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

o Обогащать музыкальные впечатления , способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры .

o Ввести дошкольников в образный мир музыки , показать возможность отражения в нем мира природы;

o Помочь дошкольникам почувствовать музыку природы , внутренним зрением увидеть природу в музыке ;

o Воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

Материал : компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А. Вивальди “Зима” , П. Чайковского «Зимнее утро» , С. Прокофьев «Утро» , музыкальный центр , репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Белая зима . Грачиные гнезда» , выставка детских работ.

(ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ И САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ЗВУЧИТ ЕЛЕ СЛЫШНО МУЗЫКА С . Прокофьева «Утро» . На фоне музыки читается стихотворение.)

Муз. рук.: Утром кот

Принес на лапах.

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, новый

Над головой.

Платок пуховый

Расстелить над мостовой,

Он белеет

Вдоль заборов,

Прикорнул на фонаре.

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Муз. рук.: Ребята, а скажите о каком времени года пойдет рассказ?

Дети : Зима .

Муз. рук.: Правильно ребята, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, какая бывает зима ?

(ответы детей )

Муз. рук.: Молодцы ребята. «Зима » это удивительное время года, сказочное и волшебное. И самое главное зимой наступает Новый год и Рождество! Про это время года художники пишут картины, поэты и писатели сочиняют стихи и рассказы. А мы сейчас попадем в волшебное царство музыки , которое расскажет нам о волшебном времени года о «Зиме» . Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то вас ласково встречает солнышко, но бывает и такое злится метель… Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу П . И. Чайковского «Зимнее утро» . Послушайте и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру .

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» ).

После прослушивания ответы детей .

Муз. рук.: Правильно ребята, когда мы слушаем пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» , возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, то жалобно. (исполняются фрагменты пьесы) . Прослушайте отрывок стихотворения к этой пьесе С. Есенина.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И жмутся по плотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Муз. рук.: А теперь мы послушаем произведение замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» . Эти концерты имеют название : «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Зима » . Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из трех частей концерта «зима » . Какая зима видится вам при этих звуках.

(прослушивание концерта Антонио Вивальди «Зима » ) .

Дети : Красивая, сверкают снежинки.

Муз. рук.: А какая музыка по характеру ?

Дети : Нежная, светлая.

Муз. рук.: Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно и задушевно поют скрипки. У русского поэта И. Сурикова есть стихотворение о белом пушистом снеге.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала .

(Исполняется пьеса фрагментами) .

Но вот мы с вами прослушали две пьесы разные по характеру. Как наша зима . Зима может быть и суровой и теплой.

А давайте вспомним, как мы весело умеем играть в снежки. Приготовили свои ручки.

Музыкальная разминка

Снежные комья летят и мелькают.

Снежные комья лицо залепляют.

Снежные комья глаза нам слепят.

Снежные комья нас веселят.

Муз. рук.: но вот ребята мы с вами прослушали, как описывают зиму великие композиторы, а теперь обратите внимание на картины художников и посмотрите как они рисовали (писали) «зиму» .

(идет описание картин) .

Муз. рук.: а теперь ребята мы с вами перейдем к конкурсу чтецов. У нас ребята подготовили стихотворение о зиме. Давайте внимательно послушаем и выберем с вами того кто выразительно прочтет стихотворение о зиме, а поможет нам этом наше замечательное жури. Поприветствуем наших участников.

(выступление конкурсантов)

Муз. рук.: Ребята наши конкурсанты выступили, жюри подведет итоги и назовет нам наших победителей.

(Награждение)

Муз. рук.: Дорогие ребята, наша музыкальная гостиная посвященная замечательному и волшебному времени года зиме закрывается. До новых встреч!

"Зима в музыке"

Цель: Подвести учащихся к осознанию того, что музыка обладает изобразительными возможностями, в ней можно услышать "холод и тепло".

Задачи: Раскрытие изобразительных возможностей музыкального искусства и понимания того, что музыка умеет изображать картины природы.

Развитие музыкально-слуховых представлений, музыкально-творческого мышления, тембрового слуха, творческих способностей.

Воспитание бережного отношения и любви к природе, умения наслаждаться и любоваться ею.

Музыкальный материал:

П.И.Чайковский. "У камелька" (Из цикла "Времена года")

А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года")

Е. Поплянова. "Снежный ком"

Н. Перунов. "Дед Мороз" (попевка)

Оборудование:

Фортепиано,

Музыкальный центр

Портреты композиторов (Чайковский, Вивальди)

Репродукция картины И. Шишкина "Зима"

Методы: наблюдение, сопоставление, сравнение, словесное рисование и описание, диалог, сравнение

Тип урока: углубление в тему

Ход урока

Музыкальное приветствие

У.: (читаю отрывок из стихотворения И.З.Сурикова "Зима")

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-

Вот пришли морозцы-

И зима настала.(:)

У.: О каком времени года говорится в стихотворении?

Д.: О зиме

У.: Как описывает зиму русский поэт? (Ответы детей)

У.: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину И. Шишкина "Зима". Что вы видите? А что слышите?

Д.: Треск сучьев, скрип снега и т.д.

У.: Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

У.: Если бы вы были композиторами, то какими звуками нарисовали бы холод?

(Учитель играет звуки в разных регистрах, а дети выбирают их. Можно предложить нескольким ученикам самостоятельно найти на инструменте эти звуки). изобразительный музыка искусство мышление

У.: Поэтами написано много стихов о природе, художниками написано много картин о природе, а композиторами написано много музыки, изображающей картины природы. Композитор, с музыкой которого мы с вами знакомились на прошлом уроке (Чайковский) написал музыкальный альбом, который назвал "Времена года". Всего в альбоме 12 пьес, каждая из которых посвящена определенному месяцу года. Для каждой из них подобраны несколько строк из стихотворений русских поэтов А.Пушкина, А.Майкова, А.Фета и др. Кроме названия месяца, все пьесы имеют подзаголовок, поясняющий содержание музыкальной картины. Послушайте первую пьесу альбома - "Укамелька" (Январь).

Слушание. П.Чайковский "Укамелька"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы? (Ответы детей)

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина?

У.:В исполнении, какого инструмента звучит пьеса?

Д.: Фортепиано

У.: Правильно. Молодцы!

У.: Такое же название дал своему произведению Антонио Вивальди-итальянский композитор, скрипач, дирижер, педагог. (Показываю портрет). В его произведении 4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину "Зима".

Слушание. А. Вивальди. "Зима"

У.: Как композитор в музыке передает настроение зимы?

Д.: Музыка тихая, спокойная, плавная, нежная, добрая, немного грустная и т.д.

У.: Похожа она на зиму, изображенную в картине И.Шишкина? (Ответы детей)

У.: В исполнении, какого инструмента звучит произведение?

Д.: Скрипка.

У.: (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

У.: Вот так русский и итальянский композиторы в своей музыке изображают картины природы. Одинаково или по-разному они передают настроение зимы? (Ответы детей)

У.: А теперь представим себе - вокруг нас белый снег. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,

Снежный пух -

Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубах,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

  • - Пух! (Н. Перунов)
  • - Мы замерзли. Греем ручки, греем ножки!

Исполнение попевки "Дед Мороз" с движениями (хлопки, притопы), можно исполнить, импровизируя и инсценируя по тексту.

У.: Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке.: "Снежный ком".

У.: Итак, исполняем песню легко, весело, задорно, не забываем о правилах пения.

Исполнение. "Снежный ком"

У.: Молодцы! Весело исполняли песню.

У.: Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала?

Д.: Холодную, снежную, морозную зиму и т.д.

У.: С произведениями, каких композиторов мы познакомились?

Д.: С произведениями П.Чайковского и А. Вивальди

У.: Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

Домашнее задание: Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.

Дидактический материал, состоящий из 7 масок-ободочков нот, 7 цветных ламинированных нот на липучках, плакат с нотным станом и нарисованными цветными нотами на нем, плащ и маска-ободочек для «скрипичного ключа», 7 карточек с изображениями нот в картинках, штук 20 средних скрипичных ключиков для поощрения и поднятия самооценки работы ребенка на уроке.

Музыкальный материал, включающий фонограмму песни «Чтоб выучиться пению» З. Петровой, ноты этой песни для собственного исполнения, аккомпанемент нотной попевки «До-воробышка гнездо…».

Звучит фонограмма песни «Чтоб выучиться пению» 3. Петровой и А. Островского. Дети под маршево - бодрую музыку заходят в класс и садятся на места. Внезапно музыка прекращается…

Я: Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы пришли! Когда вы заходили в класс - музыка звучала?

Дети: Марш! Веселый такой и радостный!

Я: Да, вы правы, но что-то случилось с нашей музыкой - она больше не звучит…. Дело в том, что музыкальные нотки отправились на прогулку, а когда вернулись - забыли, где они живут! Как же быть, ребята, как же петь? Что же нам делать?

Дети: Надо найти нотки! Показать им их домик!

Выбрать 7 малышей, одеть им обручи с одинаковыми черными нотками со словами: «Ребята, представьте, что вы - потерявшиеся нотки, очень грустные…». Открыть створки доски.

Я: Нотки! А вот и ваш домик!! Он называется НОТНЫЙ СТАН! Только он пустой какой….. Я знаю, кто нам поможет!

Зову Скрипичный ключ - ребенка, облаченного в накидку и обруч ключа. Он открывает кружочки на черных нотках обручей, и нам является названия наших нот. Скрипичный ключ показывает на первую ноту стана «ДО» и ребенок с маской «ДО», встает первым и «представляет» нам свою ноту, называя несколько слов с её участием (дом, дорога, подол и т.д.); за ним следуют остальные «ноты».

Итак, ноты нашли свои места и мы все вместе радуясь этому событию, исполним попевочку:

ДО - воробушка гнездо.

РЕ - деревья во дворе.

МИ - котенка покорми.

ФА - в лесу кричит сова.

СОЛЬ - играет детвора.

ЛЯ - запела вся земля.

СИ - поем мы для того,

Чтобы вновь вернуться в ДО

Во время песенки, каждая «нотка» делает шаг вперед и кланяется. При последней фразе, «нотки» из своего ряда делают круг и при повторном исполнении, ведут хоровод, после чего все дети возвращаются на места.

Ребята, как мы с вами уютно расположили нотки! Приглашаю вас в гости!

Смотрим презентацию «Нотные ступеньки», в которой представлен звукоряд в виде ступеней. Поем звукоряд подряд и вразнобой. Затем, играем в игру - «Назови нотку». Я бегло указываю на ноту, а ребята должны назвать и спеть её без ошибки, учитывая звуковысотность ноты относительно друг друга.

Я: Какие молодцы, ребята - не запутаешь их! А ну-ка назовите-ка мне нотку над «фа»? А под «си»? А кто выше - «ми» или «ре»? А как седьмую ноту зовут?

Я: Молодцы! Всех отгадали!

Для тех ребят, которые не успевали себя проявить или видно, что не очень разобрались в теме, рекомендую провести следующее блиц-задание: раздать разноцветные 7 нот каждому и попросить прикрепить их на соответствующую ноту на вышеупомянутом стане на доске.

Я: Ну что, ребята, всех ноток мы вернули на место по домам. И за сегодняшний урок, я надеюсь, они очень хорошо с вашей помощью запомнили свои места! Споем же для них песню «Чтоб выучиться пению».

Ребята встают за своими стульчиками, и начинается вокальная работа по фразам. Припев, где исполняется чистый звукоряд, можно петь acapella по таблице с нотным станом.

Прощание с ребятами и обещание друг другу твердо помнить место каждой ноты, чтобы при случае снова помочь ей его обрести

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …

Картины смены времён года, шелест листвы, птичьи голоса, плеск волн, журчание ручья, грозовые раскаты – всё это можно передать в музыке. Многие знаменитые умели делать это блестяще: их музыкальные произведения о природе стали классикой музыкального пейзажа.

Природные явления, музыкальные зарисовки растительного и животного мира предстают в инструментальных и фортепианных произведениях, вокальных и хоровых сочинениях, а иногда даже в виде программных циклов.

«Времена года» А. Вивальди

Антонио Вивальди

Четыре трёхчастных скрипичных концерта Вивальди, посвящённые временам года, – без сомнения, самые известные музыкальные произведения о природе эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны, как считается, самим композитором и выражают музыкальный смысл каждой части.

Вивальди передаёт своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и собачий лай, и завывание ветра, и даже тишину осенней ночи. Многие ремарки композитора в партитуре прямо указывают на то или иное явление природы, которое должно быть изображено.

Вивальди “Времена года” – “Зима”

«Времена года» Й. Гайдна

Йозеф Гайдн

Монументальная оратория «Времена года» явилась своеобразным итогом творческой деятельности композитора и стала подлинным шедевром классицизма в музыке.

Четыре сезона последовательно предстают перед слушателем в 44-х картинах. Герои оратории – сельские жители (крестьяне, охотники). Они умеют и работать, и веселиться, им некогда предаваться унынию. Люди здесь – часть природы, они вовлечены в её годичный цикл.

Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора.

У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей – они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству – . Послушайте:

Гайдн Симфония № 103 – финал

************************************************************************

«Времена года» П. И. Чайковского

Композитор избрал для своих двенадцати месяцев жанр фортепианных миниатюр. Но и одно лишь фортепиано способно передать краски природы не хуже хора и оркестра.

Здесь и весеннее ликование жаворонка, и радостное пробуждение подснежника, и мечтательная романтика белых ночей, и песнь лодочника, покачивающегося на речных волнах, и полевые работы крестьян, и псовая охота, и тревожно-печальное осеннее замирание природы.

Чайковский “Времена года” – Март – “Песнь жаворонка”

************************************************************************

«Карнавал животных» К. Сен-Санса

Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.

Оригинален инструментальный состав: помимо струнных и нескольких духовых сюда входят два фортепиано, челеста и такой редкий в наше время инструмент, как стеклянная гармоника.

В цикле 13 частей, описывающих разных животных, и финальная часть, объединяющая все номера в цельное произведение. Забавно, что к числу животных композитор отнёс и начинающих пианистов, усердно разыгрывающих гаммы.

Комичность «Карнавала» подчёркивают многочисленные музыкальные аллюзии и цитаты. Например, «Черепахи» исполняют оффенбаховский канкан, только в несколько раз замедленный, а контрабас в «Слоне» развивает тему берлиозовского «Балета сильфов».

Сен-Санс “Карнавал животных” – Лебедь

************************************************************************

Морская стихия Н. А. Римского-Корсакова

Русский композитор знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.

Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Море царствует и в симфонической музыкальной картине «Садко», и в первой части сюиты «Шехеразада» – «Море и Синдбадов корабль», в которой штиль сменяется бурей.

Римский-Корсаков “Садко” – вступение “Океан-море синее”

************************************************************************

«Румяной зарёю покрылся восток…»

Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе – восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.

У Грига имитация пастушьего рожка подхватывается струнными инструментами, а затем и всем оркестром: солнце восходит над суровыми фьордами, и явственно слышится в музыке журчание ручья и пение птиц.

Рассвет Мусоргского тоже начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.

Мусоргский – “Хованщина” – вступление “Рассвет на Москве-реке”

************************************************************************

Перечислить все , в которых развивается тема природы, практически невозможно – слишком длинным получится этот список. Сюда можно включить концерты Вивальди («Соловей», «Кукушка», «Ночь»), «птичье трио» из шестой симфонии Бетховена, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, «Золотых рыбок» Дебюсси, «Весну и осень» и «Зимнюю дорогу» Свиридова и многие другие музыкальные картины природы.