Азербайджанцы какой народ. Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ ИЛИ ТЮРКИ?
Итак, без национальной самоидентификации нет национальной идеологии. Прежде чем пытаться сформировать национальную идею, нам надо твердо определиться со своим самоназванием и этнической принадлежностью. В этом смысле выбор у нас небольшой. Есть только два реальных варианта, из которых нужно выбирать.

1. АЗЕРБАЙДЖАНЕЦ (AZERBAYCANLI). Если мы будем формировать национальную идеологию, отталкиваясь от этнонима "азербайджанец", появившегося по инициативе Сталина только в 1930-х гг, получим то, что получили. То есть зайдем в тупик или сформируем нежизнеспособную, искусственную национальную идею придуманного народа.

2. ТЮРК (TURK). Если же мы, тюрки Азербайджана, вернем себе свое естественное самоназвание turk (Azэri turklэrи), которым называли себя сотни лет вплоть до конца 1930-х годов, то разрубим завязанный Сталиным "гордиев узел" и вернемся в русло нормального, естественного национального существования. В итоге на многие сложные вопросы найдутся простые ответы, и многие, казавшиеся неразрешимыми, проблемы решатся сами собой.

Вывод: национальную идею Азербайджана невозможно сформировать, не вернув государствообразующей нации ее истинное и законное самоназвание - turk. Формирование адекватной и достойной национальной идеи Азербайджана при сохранении недавно придуманного названия "азербайджанец" просто невозможно.

Потеряв национальную самоидентификацию, мы погрязли в спорах о том, кто мы - потомки шумеров, албанцев, мидян или кого-то еще. Этим утомительным и глупым спорам конца нет и не будет, пока мы не встанем на естественную платформу и не признаем, что под искусственным, безликим названием "азербайджанец" скрываются реальные этносы - в основном тюрки, а также курды, талыши, таты, лезгины и т.д. Все они - азербайджанцы по гражданству, но в то же время представляют разные этносы, как, например, швейцарцы подразделяются на франко-, итало- и германо-швейцарцев.

Итак, суммируем:

1. Формирование адекватной национальной идеи в Азербайджане невозможно без возвращения народу его самоназвания (этнонима) turk, насильственно отнятого у него по распоряжению Сталина в конце 1930-х гг. Выражение Azэri turku может использоваться параллельно, наподобие того, как турки иногда употребляют выражение Turkiyэ turklэri. Выражение "азербайджанец" (Azэrbaycanlы) нужно оставить как наименование любого уроженца Азербайджана, независимо от национальности.

2. Тюрки Азербайджана являются самостоятельной нацией со своим государством, языком и культурой, генетически и культурно тесно связанные с родственными тюркскими народами, особенно огузскими, т.е. турками, туркменами и др.
3. Национальную идею Азербайджана невозможно сформировать без учета основной массы нашего этноса - азербайджанских тюрок, проживающих в Иране (30-40 миллионов) и исторически называющих себя turk.
4. Национальная идея Азербайджана не может существовать без опоры на: а) историческое и культурно-политическое наследие государствообразующей нации - тюрок Азербайджана, т.е. "тюркизм". б) идею азербайджанского патриотизма и сотрудничества всех наций Азербайджана (тюрок, талышей, курдов, татов, удин, русских, евреев, лезгин, аварцев и др.) на благо общей Родины, т.е. "азербайджанизм".

Фарид АЛЕКПЕРЛИ, доктор исторических наук, заведующий отделом Института рукописей НАНА.

Очень молодая нация, еще недавно сами ее представители не знали, как себя называть и кто они такие. Называли себя, как попало. При сов.власти - «бакинцами». Формирование азербайджанской нации произошло при советской власти, она взяла на себя такую задачу. Но в 1926 году народ еще записывали «тюрками», и уже в 1939 году - азербайджанцами.

(Таких типажей сейчас нет)

Характерно низкое осознание собственной этнической принадлежности и государственности. Только Гейдар Алиев (отец), можно сказать, стал создателем нации в полном смысле этого слова. Его сын Ильхам продолжил дело отца. Работа у него тяжелая, потому что весьма низкий технологический и общий уровень культуры народа (всё это накладывается на современное бескультурье). Исторически в этих краях не только не знали, как себя называть, но и не стремились что-либо знать и узнать, напр., о существовании атмосферного давления, других физических законов. Здесь не было лейденской банки, яблоко Ньютона не падало, магдебургские полушария не разрывали.

Я и сейчас спрашивал у абитуриентов и др. молодых людей, что такое число «пи», каков радиус Земли, ее окружность, что такое статическое электричество, что такое коэффициент трения, какова ширина/длина/глубина Каспийского моря и т.д. - ни на один вопрос никто не ответил!

Стилистическая отсталость. Одеты, как в униформы, все парни все, как один, в джинсах и белых рубашках. О девушках и женщинах писать лучше вообще воздержусь. Внешне все не очень , скажем так. Не итальянцы. Очень много людей с плохими фигурами, женщины очень рано становятся бесформенными. И мужчины тоже. Зубы плохие с 25 лет, вставляют золотые. Очки не носят, т.к. не нуждаются в них. Знакомятся через социальные сети, живых знакомств нет. У мужчин глаза не загораются при виде какой-либо женщины, как это было когда-то. Мимика слабо развита, выражает только грубые и простые эмоции. Простодушны. Преобладает конкретное мышление. Нет романтиков, нет философов.


Телевизионное шоу.

Но при всём этом, в целом, Азербайджан добился большего, чем ему полагалось бы своим местоположением. Благодаря прирордным богатствам и благодаря правителю-европейцу во главе страны. Тоже достижение!

Страна выглядит прилично, ее не стыдно показать. И вообще преобладает порядок - это на взгляд стороннего наблюдателя (меня). Не видел ни разу ничего негативного или безобразного. Тоже не часто бывает.

Азербайджанцы

представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья-Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, отличаются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми во взаимоотношениях с ними.

Нельзя не учитывать и большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношение к ним или их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать у них чувство обиды или острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, подлинного уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы с представителями других национальностей "с позиции силы", вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае.

Отношение к труду в Азербайджане не однозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими специалистами. В то же время есть немало и таких, у кого проявляются лень, желание найти "тепленькое место". Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы вообще нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутной выгодой, которую могут извлечь для себя.

Они очень чувствительны к успеху, к почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое честолюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркивают личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это особое внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изучение русского языка, хотя из-за того, что он мало сходен с их родным языком, как правило, достигают не очень больших успехов. Однако иногда, даже зная русский язык, азербайджанец скрывает это, пытаясь, когда нужно, использовать такое обстоятельство в своих интересах.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "азербайджанцы" в других словарях:

    Азербайджанцы - azərbaycanlılar آذربایجانلیلار, azərilər آذری لر … Википедия

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ Современная энциклопедия

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - (самоназвание азербайджанлылар азерилер), народ, основное население Азербайджана (5,8 млн. человек, 1992). Живут также в Иране (10430 тыс. человек), Российской Федерации (336 тыс. человек), Грузии (307 тыс. человек), Казахстане (90 тыс. человек) … Большой Энциклопедический словарь

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, ев, ед. нец, нца, муж. Народ, составляющий основное коренное население Азербайджана. | жен. азербайджанка, и. | прил. азербайджанский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - (самоназвание азербайджанлылар, азерилср), народ. В Российской Федерации 335,9 тыс. человек. Основное население Азербайджана. Живут также в Иране и других странах. Язык азербайджанский огузской группы тюркских языков. Верующие в основном… … Русская история

    Азербайджанцы - (самоназвание азербайджанлылар, включают в себя также близкие к основному этносу народности: айрумы, афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, падары, шахсевены) народ, основное население Азербайджана. Общая численность 17200 тыс. чел. Основные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    азербайджанцы - ев; мн. Народ, основное население Азербайджана; представители этого народа. ◁ Азербайджанец, нца; м. Азербайджанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. ◁ Азербайджанский, ая, ое. А. язык (один из тюркских языков). * * * азербайджанцы (самоназвание … … Энциклопедический словарь

    АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ - представители нации, составляющей большинство одного из государств Закавказья Азербайджана. По своему характеру А. любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    азербайджанцы - АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ, ев, мн (ед азербайджанец, нца, м). Народ, составляющий основное коренное население Азербайджана, государства, расположенного в вост. части Закавказья, на побережье Каспийского моря; люди, принадлежащие к этому народу; яз.… … Толковый словарь русских существительных

    Азербайджанцы - азербайджанлылар, азерилер, нация. В СССР А. составляют основное население Азербайджанской ССР (67,5% по переписи 1959). Живут частично в Грузинской ССР, Армянской ССР и Дагестанской АССР, а также в Узбекистанской ССР, Туркменской ССР,… … Большая советская энциклопедия

Азербайджан

Когда говоришь слова
«погром», все, как правило вспоминают бедненьких евреев. На самом деле,
если хотите узнать, что такое погром, спросите об этом русских беженцев
из Чечни и Азербайджана. Ну про ТО, что делали и продолжают делать с
русскими чеченцы многие уже знают. Об этом разговор отдельный. А вот про
бакинские погромы 1990 года мало кто знает. А жаль. Иначе многие
по-другому посмотрели бы на гостей с Кавказа.

Из всех кавказских республик
(не считая Чечни) наибольшей жестокостью в отношении русского
населения отличился Азербайджан. Если в Грузии кровопролитие было
всё же обусловлено в первую очередь территориальными конфликтами, то в
Баку русских в январе 1990 года убивали только за то, что они русские.

Первыми жертвами погромов
стали армяне, ненависть к которым с момента карабахского конфликта била
через край. Достаточно сказать, что, когда в 1988-м произошло страшное
землетрясение в Спитаке и Ленинакане, Баку ликовал, и в Армению был
отправлен поезд с топливом в рамках оказания помощи, к которому
обязывались все союзные республики, на цистернах которого было написано:
«Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!»

До определённого момента
кровопролитие удавалось избежать, благодаря русскому коменданту города.
На требование руководства «Народного фронта» убрать всех инородцев
генерал, немного подумав и что-то подсчитав в уме, заявил, что ему
достаточно четырех суток для эвакуации некоренных жителей, после чего он
превратит город в мусульманское кладбище. Желающих экспериментировать
не нашлось, и «народные защитники» сразу отступили. Впрочем, ненадолго.
Ослабление государственной власти и распад страны не мог не стать
катализатором с трудом сдерживаемой агрессии азербайджанских
экстремистов. О том, что списки обречённых на истребление готовились
заранее, было известно. В первом списке стояли армяне, во втором -
русские. Однако, никаких своевременных мер не было принято, и 13 января
началась бойня.

Вот живая картинка из Баку девяностого года. Беженка Н.И. Т-ва:
«Там творилось что-то невообразимое. С 13 января 1990 начались погромы,
и мой ребенок, вцепившись в меня, говорил: «Мама, нас сейчас убьют!» А
после ввода войск директор школы, где я работала (это вам не на
базаре!), азербайджанка, интеллигентная женщина, сказала: «Ничего,
войска уйдут - и здесь на каждом дереве будет по русскому висеть».
Бежали, оставив квартиры, имущество, мебель… А ведь я родилась в
Азеpбaйджaне, да не только я: там еще бабушка моя родилась!..»

Да, Баку в 1990 году кипел
ненавистью к «русским оккупантам». Горцы создавали Азербайджан для
азербайджанцев: «на улицах и в домах орудует толпа громил, и при этом
митингующие ходят с глумливыми лозунгами: «Русские, не уезжайте, нам
нужны рабы и проститутки!». Сколько же сотен тысяч, если не миллионов,
русских людей пережили десятки погромов и «холокостов», чтобы, в конце
концов, убедиться, что нет никакой дружбы народов?


«Женщина из 3агорска оказалась русской беженкой из Баку. Внешне
похожа на внезапно постаревшую девочку-подростка, бледная, руки
трясутся, говорит, сильно заикаясь - так, что порой трудно разобрать
речь. Проблема ее проста по какому пункту какого из юридических
документов их должно считать беженцами? их не прописывают, а на работу
без прописки не принимают («правда, я шитьем подрабатываю, полы в
подъездах мою»), статуса беженцев де присваивают,положенных в этом
случае денег не дают. Галина Ильинична стала объяснять... Беженка вынула
лист бумаги и авторучку, но записать ничего не смогла - руки тряслись
так, что ручка оставляла на листке только прыгающие каракули. Я взялся
помочь.

Закончив писать, спросил
беженку, кивнув на трясущиеся руки: «Это отчего у Вас так?..» «Ой, да
сейчас уже почти прошло! Я и говорить сейчас стала лучше (А я, грешным
делом, думал, что хуже некуда!) А вот тогда, когда нас убивали...» «Где
вас убивали?» «Да в Баку, где мы жили. Выломали дверь, мужа ударили по
голове, он без сознания валялся все это время, меня били. Потом меня
прикрутили к кровати и начали старшенькую насиловать - Ольгу, двенадцать
лет ей было. Вшестером. Хорошо, что Маринку четырехлетнюю в кухне
заперли, не видела этого… Потом побили все в квартире, выгребли что
надо, отвязали меня и велели до вечера убраться. Когда мы бежали в
аэропорт, мне чуть не под ноги упала девчоночка - выбросили с верхних
этажей откуда-то. Вдрызг! Её кровь мне все платье забрызгала...
Прибежали в аэропорт, а там говорят, что мест на Москву нету. На третьи
сутки только и улетели. И все время, как рейс на Москву, ящики картонные
с цветами, десятками на каждый рейс загружали… В аэропорту издевались,
все убить обещали. Вот тогда я начала заикаться. Вообще говорить не
могла. А сейчас, - на ее губах появилось что-то наподобие улыбки, -
сейчас намного лучше говорю. И руки не так трясутся...»

У меня не хватило мужества
спросить ее, что же сталось со старшенькой, которой было двенадцать лет,
в день чудовищного надругательства, как пережила весь этот ужас
четырехлетняя Маринка…»

Вот так. У вас появились некоторые вопросы к радостно
улыбающимся азерам, которых полно на наших рынках? Помните, глядя на
них: ЭТО ОНИ насиловали двенадцатилетнюю Ольгу, ЭТО ОНИ выкидывали
русских детей из окон, ЭТО ОНИ грабили и унижали наших братьев!

Ещё один рассказ - "Сегодня на улицах Баку стоят танки, дома
одеты в черные траурные флаги.

— На многих домах надписи: «Русские —
оккупанты!», «Русские — свиньи!». Моя мама приехала по распределению из
Курска в глухое горное азербайджанское село учить ребятишек русскому
языку. Это было тридцать лет назад. Теперь она пенсионерка. Я второй год
работала в школе учительницей... Пришла неделю назад в школу, а в
коридоре надпись: «Русские учителя, идите в уборщицы!». Я говорю: «Вы
что, ребята?». А они в меня плюют... Я их азбуке учила. Теперь вот мы с
мамой здесь /в России/. Родственников в России у нас нет. Денег нет,
работы нет... Куда? Как? Ведь моя родина — Баку.Женщины-учительницы, с
которыми я беседовал в маленькой комнатке, то и дело утирали невольные
слезы обиды.

— Я убежала с дочкой с одной сумкой, за три минуты. Жуткая
обида! Я же не политик, я детей учила и не виновата в тех бедах, что
были в республике. Я не видела на лозунгах Народного фронта фамилии
Алиева. Зато Горбачева они представляли не в лучшем виде. Обидно, потому
что я знаю этот народ, у меня там друзья, вся жизнь моя там.

Я не называю имен и фамилий
этих женщин — они так просили. В Баку остались их родственники, мужья.
Мало ли что...

— Экстремисты прекрасно организованы, чего не скажешь о местных
властях. В конце прошлого года жилищные конторы по всему городу
потребовали всех заполнить анкеты, якобы для получения талонов на
продукты. В анкетах нужно было указать и национальность. Когда начались
погромы, в руках экстремистов оказались точные адреса: где живут армяне,
где русские, где смешанные семьи и т. д. Это была продуманная
националистическая акция.

Я выхожу в коридор военных казарм Московского высшего
пограничного командного училища КГБ СССР, где сегодня живут эти женщины.
По длинному блестящему коридору ходят курсанты с повязками, на стенах
самодельные указатели со стрелками — «междугородный телефон», «детская
кухня». Бегают ребятишки, которые неизвестно когда и где снова пойдут в
школу. Тихо ходят грустные русские женщины. Мужья многих из них сегодня
там, в Баку, охраняют жизнь азербайджанских детей.

Каждый день в училище
прибывают более четырехсот женщин, стариков, детей. Всего в Москве и
Московской области русских беженцев из Баку более 20 тысяч".

Следующими жертвами по плану
погромщиков должны были стать русские офицеры и их семьи. В первые дни
был захвачен детский сад, быстро, однако, отбитый нашими военными, затем
в акватории Каспийского моря пытались затопить суда с беженцами, атаку
на которые удалось отбить чудом. Александр Сафаров вспоминает: «Третий
день резни, 15 января, начался со страшного грохота. Сначала послышался
звук, напоминающий взрыв, потом гул, и новое здание штаба флотилии на
Баиловской шишке исчезло в облаках пыли. Штаб сполз по склону, разрушив и
засыпав обломками столовую береговой базы бригады ОВРа.

Официально причиной
обрушения штаба стал оползень, однако время случившегося вызвало
сомнения в правдивости этой версии (по версии военных - это был
подготовленный теракт).

От штаба уцелела одна стена с балконом и Главкомом на нем. Он
как раз вышел на балкон осмотреться, а возвращаться ему оказалось
некуда. Под обломками зданий погибло 22 человека, и среди них мой
хороший товарищ капитан 3 ранга Виктор Зайченко. Его задавило
перекрытием в кабинете на втором этаже столовой. У Вити осталось трое
сыновей.

В течение следующих месяцев
русских повально выселяли из квартир. В судах на все претензии заявляли
откровенно: «Кто захватил? Азербайджанцы? Правильно сделали! Езжай своя
Россия и там командуй, а здесь мы хозяева!!!» Но самый тяжёлый удар
российские военнослужащие получили после краха ГКЧП. Придя к власти,
Борис Ельцин объявил базировавшуюся в Баку флотилию российской, а
военнослужащих россиян передал под юрисдикцию Азербайджана. Этот акт был
справедливо расценен военными, как предательство. «Именно в это время, -
пишет А. Сафаров, - пользуясь таким положением, азербайджанский суд
приговорил лейтенанта общевойскового училища, применившего оружие при
отражении вооруженного нападения на КПП училища и убившего несколько
бандитов, к смертной казни.

Больше года парень провел в камере смертников в
ожидании расстрела, пока под нажимом общественного мнения в России (в
основном газеты «Советская Россия») Гейдар Алиев вынужден был передать
его российской стороне.

А сколько еще таких, как он, были преданы и на Родину не
вернулись? Все это осталось тайной, в том числе и число жертв резни. Обо
всех не расскажешь…»

Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана
Михаила Забелина, на 2004-й год в стране осталось около 168 тысяч
русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало
около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики
насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989
году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других
русскоязычных), в 1999 году - 176 тысяч…

На фоне этого масса
азербайджанцев благополучно обосновалась в России, в Москве. Но и этого
показалось мало, и в январе 2007 года Организация Освобождения Карабаха
выступила с угрозой в адрес оставшихся в Азербайджане русских. Угроза
была мотивирована мнимой дискриминации их соотечественников в России:
«Положение азербайджанцев во всех регионах России, и в частности, в
центральных городах, плачевное. Торговые объекты, принадлежащие нашим
соотечественникам, закрываются, те, кто пытается открыть новые,
подвергаются проверкам, на них налагаются штрафы, в домах азербайджанцев
проводятся обыски, и применяется насилие.

Эта коварная и жестокая
политика в отношении азербайджанцев России проводится с позволения
официальных лиц, и выражает их позицию, которая заключается в полном
выселении азербайджанцев из этой страны. (…)

Мы требуем от российского
руководства положить конец дискриминации наших соотечественников,
проживающих в этой стране, в противном случае ООК предпримет конкретные
шаги по приостановлению деятельности российского посольства в Баку и
выселению русских из Азербайджана» - говорится в сообщении.

Российское руководство,
разумеется, не напомнило азербайджанским мигрантам и их защитникам, что у
них есть своё государство, и они могут возвращаться туда и
устанавливать свои порядки там, а не в России.

Просто вынуждает нас сделать реверанс и в сторону Азербайджана, чтобы не обидеть вечных стран-соперников в регионе!
К тому же, происхождение азербайджанцев не так просто, как принято думать!

Искусственный народ

Как и мордва , азербайджанцы - современный термин, который использовался для общего обозначения народов Кавказа, проживавших в одноименной провинции Ирана "Иранском Азербайджане" и вокруг озера Урмия.
Он стал широко употребим, когда СССР включил половину "большого Азербайджана" в свой состав, назвав это образование Азербайджанской ССР.
Такой примитивный подход позволял отнести этот сложный этнос к одной единице, но совершенно игнорировал многочисленные различия.
Ведь даже население Азербайджана и его иранской части довольно сильно различается.

Первоначально, Азербайджаном назвалась область Атропатена (Северная Мидия), что переводится как "земля Атурпата", которая занимала юг Азербайджана нынешнего и часть Иранского Азербайджана.

Атурпат - "хранитель огня", иранское имя зороастрийского происхождения, который был легендарным царем этих мест. Собственно с приходом индоевропейцев сюда и начинается история Азербайджана.

Компоненты азербайджанского народа

Огнепоклонники-зороастрийцы стали основным населением этих земель, ассимилировав автохтонные племена Кавказа, близких в древним европейцам. До сих пор, Азербайджан зовется "страной огня", хотя уже давно исповедует ислам, а не культ Ахура-Мазды.
Благодатные земли притягивали желающих легкой наживы, скоро здесь появятся скифы, массагеты и родственные им парфяне, а затем и тюрки: огузы, гунны, хазары.

Последние и переломили этническую историю региона, сделав доминирующим тюркский, а не иранский элемент, как было ранее.
Арабское завоевание, принудительная исламизация страны еще более укрепила связь Азербайджана с миром ислама.
И тюрки, и арабы, а позднее и монголы будут исповедовать ислам, а значит азербайджанские народы будут постоянно сражаться под флагами разных халифатов, неся веру или просто борясь за чужие интересы.

Иранское население и его культурная парадигма, все более растворялась и исчезала в тюркском мире, окончательно это закрепилось во время расцвета империи Османов, где один из турецких родов - сельджуки, прямо происходит от потомков смешанного населения тюрок, остатков массагетов и населения современного Азербайджана.

Азербайджанцы, как народ, сложились в результате длительного исторического развития, постепенной консолидации местных древних племён (албанцев, удинов, каспиев, талышей и др.) с пришлыми в разные периоды тюркоязычными племенами — гуннами, огузами, кыпчаками и т. д., — и, по существующему в науке мнению, смена коренных языков населения тюркским разговорным языком здесь относится к XI—XIII в.
В свою очередь, тюркоязычные племена были довольно пёстрыми по своим этническим компонентам, объединяя множество других, отчасти более древних племён, впоследствии участвовавших в этногенезе не только азербайджанцев, но и целого ряда других тюркоязычных народов.
С. Гаджиева (известный дагестанский ученый-этнограф)

Долгое время, зона границы между Ираном и Оттоманской портой, была и зоной границы тюркского и иранского частей азербайджанского народа.
Но в 19 веку, она стала уже окончательно размытой.

Мнение генетиков

Хаджи-Мурат, хотя и не азербайджанец

Генетики любят все запутывать.
Так вышло и с азербайджанцами. Согласно их данным, генетический след тюрок довольно слаб и принадлежал узкой группе мужчин , вероятно элите тюрок, которые набирали себе гаремы среди местных женщин.
А вот большинство азербайджанцев имеют гаплотипы автохтонных народов Кавказа, что подчеркивает их весомую роль к складывании народа.
Значительно и распространение группы R1B и типичной для Ближнего Востока G.
А вот доля иранской R1A довольно скромна...
Это опровергает мнение о высокой доле персов, в генезисе азербайджанцев.

Антропология об азербайджанцах

Одни из антропологических типов Азербайджана

Азербайджанцы - европеоиды средиземноморского и понтийского типов, почти тотальным преобладанием темных глаз и волос.

  • форма головы-длинная,
  • рост средний и выше среднего,
  • преобладает астеническое сложение и ускоренный обмен веществ.

Удлиненная голова у азербайджанцев, едва ли не главный отличительный признак, так как прочие кавказские народы широкоголовы. Это связывается с мнением о длинноголовости индоевропейцев Ирана, однако генетики отрицают их весомый вклад.

Словарь Брокгауза и Эфрона называет азербайджанцев тюрками по языку и иранцами по расе

Мнение лингвистов

Здесь роль специалистов по языку не слишком существенна: азербайджанцы говорят на тюркском языке, огузской группы, с сильным влияние языков кыпчакской группы (иранских).
Скорее всего, это второй язык, который азербайджанцы восприняли от тюркских завоевателей, а вот данных об их исходном языке не сохранилось.


Так от кого же произошли азербайджанцы?

Суммируя все данные: азербайджанцы - неоднократно смешанный народ.
Исходный субстрат из аборигенов Кавказа получил сначала индоарийское влияние от Мидии до Парфии, а затем тюркское. Последние оказало решающее воздействие на язык и религию народа, но довольно слабо сказалось на антропологии населения!

Так как ближайшие морфологические аналогии каспийской группы популяции отмечаются среди населения Афганистана и Северной Индии, то и предков азербайджанцев следует искать среди тех древних народов, которые одновременно дали начало нуристанцам и многим народам Северной Индии…
Но даже при отсутствии палеоантропологических данных соматологические материалы говорят о том, что непосредственных предков азербайджанского народа нужно искать среди древних народов Передней Азии и что в этногенезе азербайджанцев решающими являются связи в юго-восточном направлении.
Контакт с народами, говорившими на тюркских языках, и связанный с ним переход на тюркскую речь не оказал сколько-нибудь заметного влияния на формирование антропологических особенностей азербайджанского народа
В. Алексеев (российский антрополог)

Нынешние азербайджанцы культурно и лингвистически близки туркам, однако по происхождению они не в меньшей степени близки самым древним народам Кавказа и Ближнего Востока.