Население Австралии. Коренное население Австралии

Сложностью не отличалось.

Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи. Для земляной печи копали яму глубиной в полметра и разводили в ней костер, куда клали камни. Когда костер прогорал, уголь и пепел удаляли; в яме оставляли лишь раскаленные камни. Туда клали крупную дичь, рыбу и овощи. Больших черепах обкладывали раскаленными камнями и готовили прямо в панцире.

До прихода европейцев, диета аборигенов была хорошо сбалансирована и содержала оптимальное для организма соотношение белков, жиров и углеводов. Многие блюда, запеченные в земляной печи, удовлетворили бы любого гурмана. Удивительно приятный напиток приготовляли из нектара цветов, опущенных в воду. Очень вкусны орехи макадамии, ныне пользующиеся коммерческим спросом. Другие деликатесы – ящерицы, личинки, бабочки и медовые муравьи, вряд ли устроят белых австралийцев. Но наиболее отталкивающим выглядит употребление в пищу человеческого мяса.


Каннибализм

Каннибализм у австралийских аборигенов встречался у многих племен, но практиковался нечасто. Иногда, при нехватке пищи или из ритуальных целей, убивали новорожденных детей, чаще девочек, причем убитых не хоронили, а съедали. Встречались и чисто ритуальные формы каннибализма: поедание трупов умерших родичей, поедание воинами тел и, особенно, сердец убитых врагов и обряд поедания человеческого мяса при инициации (посвящении юноши в мужчину). При всем том, аборигены Австралии не были регулярно практикующими людоедами, их каннибализм не носил систематический характер и не служил подспорьем в питании. Живший среди аборигенов Сид Кайл-Литтл пишет:

«Туземцы Ливерпул Ривер не убивали людей для еды. Они ели человеческое мясо из суеверия. Если они убивали стоящего человека в бою, они съедали его сердце, веря, что наследуют его храбрость и силу. Они съедали его мозг, потому что знали, что там находятся его знания. Если они убивали быстрого бегуна, они съедали часть его ног, надеясь приобрести его скорость».

Интересны объяснения самих аборигенов причин людоедства. В 1933 г. старый вождь с острова Ям поведал журналисту Колину Симпсону, что при инициации ему дали мелко нарубленное человеческое мясо, перемешанного с мясом крокодила. Юноше стало тошно. Целью было «сделать сердце сильным изнутри». Симпсон также описывает, как при рождении ребенка супруги, уже имевшие первенца, ритуально убили новорожденного и накормили его мясом старшего ребенка, чтобы сделать его сильным. Среди других племен родственники съедали кусочки жира покойника из уважения к его памяти. «Мы съели его, – объясняет абориген, – потому что знали его и любили его».


4.4. Семья и брак

Очень сложной была система родства, определявшая брачные отношения. Элементарной ячейкой была семья, но у ребенка матерями считались, кроме матери, ее сестры, а отцами – отец и его братья. Все их дети были «братья» и «сестры». Дети от братьев «матерей» и сестер «отцов» считались двоюродными братьями и сестрами. «Братья» и «сестры» имели общего духа-хранителя или тотем в виде животного, растения или явления природы и относились к одной брачной фратрии, или, как говорили аборигены, одному типу кожи . Многие племена имели четыре фратрии, хотя нередко их было восемь и даже нечетное число. Система фратрий исключала кровнородственные браки внутри племени. Так при четырехчленном делении, мужчины и женщины определенной фратрии могли искать жену или мужа только в одной из четырех фратрий, а с остальными тремя, включая собственную, брак запрещался. Нарушение запрета брака каралось смертью.

Брак обычно устраивали старшие. Молодой человек имел мало шансов получить невесту по вкусу. Невесту ему выбирали влиятельные пожилые мужчины рода. В племени тиви юноше, прошедшему инициацию, обычно обещают в жены еще не родившуюся дочь от сверстницы из «правильной» фратрии: она уже замужем за мужчиной, по возрасту годящимся ей в отцы. С этого момента юноша начинает «зарабатывать» невесту, доставляя ее матери часть добытой дичи. Но жизнь идет, и молодой человек не только мечтает о грядущем счастье, но оглядывается по сторонам и лет в тридцать, если он хороший охотник, женится на женщине, часто старшей по возрасту, вдове одного из усопших патриархов. Позже он обзаводится более молодой вдовой.


Женщина племени ларракия. Северная Австралия. Шрамы на спине означают, что она вдова. Юные женщины сначала поступают в гаремы престарелых мужчин, а когда вдовеют, то выходят замуж за молодых мужчин. Чем больше печаль по усопшему мужу, тем больше рубцов… и привлекательности для молодых мужчин. T.A. Joyce and N.W. Thomas. Women of all nations. 1908. London: Cassel and Co. Фото: Dr. Ramsay Smith and P. Foelsche. Wikimedia Commons.

Лет в пятьдесят, мужчина, наконец, соединяется со своей нареченной. Обычно к этому времени у него, – теперь уважаемого члена племени, на подходе еще несколько невест. Наш герой достиг вершины общественного положения. Его жены родили или собираются родить дочек, поэтому женихи всячески «его обхаживают. Они приносят вкуснейшее мясо дюгоня и жирных гусей». Патриарх проводит старость в почете и достатке. Когда он умирает, его вдовы достаются молодым, еще не женатым мужчинам. Круг замыкается. Но все это относится к умным и умелым мужчинам – недотепа, чаще всего остается без жены.

Сходным образом устраивалась брачная жизнь во всех племенах. Различались лишь детали. В одних племенах жених отдает часть добычи матери невесты, в других – отцу; где-то он дает лишь долю добытого, в других местах преподносит самое лучшее. Решение о помолвке обставляется церемонией. В племени лоритья помолвка объявляется в присутствии всех членов рода. К жениху, лет 12-и – 15-и, а то и пяти, подходит мать невесты и заявляет: «Ох, не скоро ты возьмешь ее в жены! Только когда мужчины прикажут тебе, возьмешь ты ее в жены! А до того времени и не думай о ней!». А родственники жениха потрясают дубинками и приговаривают: «Мы даем тебе эту девушку, одну только эту. Когда она вырастет и когда все мужчины ее тебе дадут, ты сможешь ее взять. А до того времени и не думай о ней!».


4.5. Сексуальные отношения

Аборигены считают сексуальность естественным желанием, нуждающимся в удовлетворении. В отличие от европейцев, они считали нормальным эротический интерес у детей. В племени йолингу среди детей была распространена игра ниги-ниги, имитирующая половой акт, причем взрослые относятся к ней совершенно спокойно. В период полового созревания мальчики подвергались обрезанию, а девочки лишению девственности. Причиной обрезания была вера, что при совокуплении необрезанный член может повредить женщину. Обрезание было тайным ритуалом. Женщины танцевали неподалеку, но наблюдать за процессом им запрещалось. Старшие мужчины открывали мальчику смысл священных песен, а на заре, образовав из своих тел стол, совершали обрезание. Крайнюю плоть мужчины съедали или в других племенах отдавали мальчику, и он носил ее в мешочке на шее.

У некоторых племен, в частности, аранда в Центральной Австралии, спустя месяц после обрезания проводили продольное рассечение члена. Для этого частично возбужденный член разрезали вдоль уретры, чтобы сделать его подобным члену самца эму с продольной ложбинкой или раздвоенному члену сумчатого зайца валлаби. После такой операции рассечённый член при возбуждении выворачивался наружу и сильно утолщался, что, по мнению аранда, может доставить женщине не меньше удовольствия, чем самка валлаби получает от двурогого члена самца. Обряд продольной надсечки не был связан с контрацепцией, как раньше считали, ведь по понятиям аборигенов семя вообще не связано с зачатием. Они отрицали физическую роль отца и матери и верили, что психические силы отца вызывают из мира сновидений тотем зачатия духа ребенка, который вселяется в мать. Там он и растет до рождения.

Ритуал дефлорации (лишения девственности) описан у нескольких племен Австралии. Аборигены Земли Арнхем еще в 40-е гг. ХХ в. изготовляли для посвящаемых девушек укрытие с входом, известным как священное влагалище. Там девушки, скрытые от мужских взоров, жили некоторое время. Старшие женщины учили их песням, танцам и священным мифам. На рассвете последнего дня девушки совершали ритуальное купание. К этому времени мужчины уже изготовили бумеранги с уплощенными концами. Девушек, мужчин и бумеранги натирают красной охрой, символизирующей кровь. Мужчины бумерангами дефлорируют девушек или имитируют дефлорацию, если девственность уже утрачена. Затем мужчины и девушки совокупляются. В другом племени будущий муж и его «братья» похищают намеченную для брака девушку, по очереди имеют с ней секс, а затем отводят на стоянку к мужу. Описан ритуал, когда мужчины лишают девушку девственности пальцами или палкой в виде члена. Затем, они по очереди совокупляются с ней, собирают собственное семя и выпивают его.

Австралийские аборигены высоко ценили половой акт. Для них он означал круговорот природы, смену сезонов, размножение людей, животных, растений, и, таким путем, поддержание запасов пищи. У диери ритуальное совокупление четырёх пар мужчин и женщин считалось средством повышения плодовитости страусов эму. Мужчин особо занимал половой член. В некоторых племенах мужчины при встречах в знак приветствия поглаживали свой член или касались рукой члена встречного. Женщины отличались в сексуальных танцах. В плясках корробори, исполнявшихся в полнолуние или при свете костров, раскрашенные мужчины олицетворяли воинственное, а женщины сексуальное начало. Пляшущие девушки трясли ягодицами и грудями и мимикой оповещали, что готовы встретить юношей в известных им местах.

Все же у девушек, точнее, девятилетних девочек, обычно, первым мужчиной был муж. Мальчики начинали сексуальную жизнь позже, в 12–14 лет. Как правило, у них были связи со сверстницами и замужними женщинами. Аборигены терпимо относились к внебрачному сексу, если не нарушались запреты кровного родства. Женщины и мужчины, состоящие в браке, нередко заводили романы на стороне. Особенно страдали престарелые мужья. Молодые жены то и дело изменяли им с жаждущими ласк юношами. Патриарх мог побить неверную жену и слегка ранить копьем обидчика, а тот должен был это стерпеть, но серьезная рана вызывала всеобщее осуждение.

Располагаясь на ночлег, пожилой мужчина клал одну или две самых молодых жены возле себя, а прочими женами жертвовал – располагал снаружи по окружности и деликатно не замечал происходящего там. Внебрачные связи гораздо чаще, чем браки, были основаны на внешней привлекательности и на ухаживании, включающем пение песен и небольшие подарки. Очень часто, чтобы добиться желанной цели, использовали любовную магию – волшебные песни, наскальные рисунки любимой, магию отрезанных голов птиц, гуденье в раковины.

Особое место занимало предложение мужьями своих жен на праздничных церемониях, где собирались аборигены с обширной территории. Там нередко мужчины одной фратрии или племени приглашали чужих мужчин воспользоваться их женами. Вот так, согласно Спенсеру и Гиллену (1927), это выглядело на празднике племени аранда :

«Старый мужчина, глава тотема тьяпелтьери , привел с собой одну из жен и, оставив ее в кустах, подошел к мужчине тотема тьюпила из племени воргайа , одному из племенных отцов женщины. Пошептавшись с ним некоторое время, он отвел его в место, где была спрятана женщина, и тот лег с ней. Тем временем мужчина тьяпелтьери вернулся на место церемонии, сел и стал петь вместе со всеми мужчинами. Тьюпила вернулся и сзади обнял его, а в ответ мужчина тьяпелтьери потер его ноги и руки … и потом он пригласил других мужчин тьюпила , (племенных отцов женщины) и мужчин такомара (племенных братьев женщины), но они все отказались».

Тут характерно, что мужчина фратрии тьюпила , принявший предложение, был гостем, а мужчины тьюпила , отклонившие предложение, местные. То есть, предложение женщины отклоняли, если мужчины живут рядом.

Кроме праздничных развлечений, группы мужчин аранда нередко совершали походы к соседям с целью найти и убить колдуна, наведшего порчу на членов рода. Обычно они предлагали предполагаемому колдуну женщину. Если тот принимал дар и сближался с женщиной, – значит, он безобидный человек. Но если он отвергал женщину, – участь его была печальна. Так с помощью женщин аборигены скрепляли узы дружбы между соседними племенами и наказывали врагов. В отличие от более «культурных» народов, аборигены почти не знали гомосексуализма. Одним из исключений были бора на севере Квинсленда, где подобно папуасам мальчики при инициации имели оральный секс с мужчинами и глотали их семя.


4.6. Аборигены сегодня

Нравы австралийских аборигенов, описанные в этой главе, почти исчезли. В ходе европейской колонизации племена Южной, Восточной и Юго-Западной Австралии вымерли или потеряли культуру. Наблюдения из жизни аборигенов относятся к племенам Центральной и Северной Австралии конца XIX – середины ХХ в. Сейчас и они во многом изменили образ жизни. Но набирает силу движение по возрождению культурных традиций аборигенов. Разумеется, не ритуального каннибализма и убийств колдунов, а понимания природы, знания легенд, своей истории и родословной, песням и танцам корробори под звездами у костров.

Внешний облик, языки

Аборигены или коренные жители Австралии принадлежат, к австралоидной расе. На взгляд европейцев, аборигены красотой не блещут. У них темно-шоколадная, почти черная кожа, волнистые или кудрявые волосы, очень широкий бесформенный нос, толстые губы и развитое надбровье. У мужчин обильный рост волос на лице и теле. Телосложение худощавое, несколько астеничное; рост средний, иногда высокий. Объем мозга один из самых низких в мире, что не раз использовали для доказательства умственной отсталости аборигенов. Но нужно помнить, что объем мозга положительно связан с мышечной массой тела (поэтому у мужчин мозг больше, чем у женщин), а масса тела у аборигенов мала.


Атака с бумерангом. Племя луритья. Центральная Австралия. 1920.


Аборигенка с ребенком. Западная Австралия. 1916. Национальный музей Австралии.

Несмотря на обширность континента, локальные различия невелики. Аборигены юга Австралии ниже ростом, чем северяне, более широконосы и волосаты. Племена в низовьях реки Муррей исключительно волосаты: длина волос на груди и теле мужчин доходит до 10 см, и даже у женщин растут борода и усы. В Центральной Австралии, у детей, при очень темной коже, нередки светлые, даже белокурые волосы. С возрастом, волосы темнеют и приобретают каштановый или рыжеватый оттенок. Чистокровные аборигены Тасмании (ныне остались только метисы) имели курчавые, как у папуасов, волосы и самый широкий нос в мире.

Австралийские аборигены подразделялись на племена. К концу XVIII в. (времени прихода европейцев) в Австралии жило 400–700 племен. Численность племени составляла от 100 до 1500 человек. Каждое племя имело свой язык или диалект языка, обычаи и территорию проживания. Крупные племена, занимающие большую территорию, могли говорить на родственных диалектах одного языка. В свою очередь, соседние племена также нередко говорили на разных диалектах одного языка. До начала колонизации европейцами в Австралии насчитывалось около 200 самостоятельных языков, не считая диалектов.


Материальная культура

Аборигены были охотниками и собирателями, жившими в каменном веке. Мужчины занимались охотой на кенгуру и других сумчатых, страуса эму, птиц, черепах, змей, крокодилов, ловили рыбу. При охоте нередко использовали прирученных динго. Женщины и дети собирали орехи, семена, ягод, съедобные коренья, птичьи яйца, насекомых и личинки. Женщины готовили пищу и переносили нехитрый скарб во время кочевок. Аборигены вели кочевой образ жизни и спали в наскоро возведенных шалашах и под открытым небом. Лишь при продолжительных стоянках строили постоянные шалаши. Одежды у них почти не было, – носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена – бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки.


Религиозные воззрения

В отличие от примитивного быта, духовная культура австралийских аборигенов была довольно развитой. Окружающий мир воспринимался ими как единство духов, людей, животных и природы. Центральное место занимала мифология цикла Времена снов, объединяющая прошлое, когда произошло сотворение мира, настоящее и будущее. Важную роль в актах творения имел Радужный Змей, создатель гор и пещер. Вселенная аборигенов состояла из неба, земли и подземного мира. Лучшим местом было небо, где жили души умерших и божественные существа. На небесной равнине много воды и царит изобилие. Звезды – это костры стоянок небесных жителей. Сильные шаманы могут путешествовать на небо и возвращаться на землю. Аборигены почитали и боялись шаманов, владевших магией и колдовством. Но и простые люди прибегали к магическим обрядам для удачной охоты, любовных успехов и нанесения вреда врагу.

, тасманийцы

Образцы рукоделия аборигенов

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачены.

Типы австралийских аборигенов

  • Мюррейский тип
  • Карпентарийский тип
  • Барринеанский тип

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило 50-40 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Первые обитатели Австралии были людьми чрезвычайно массивными и очень крупными .

Современный антропологический облик австралийские аборигены приобрели ок. 4 тыс. лет назад .

С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

По новейшим данным считается, что коренные австралийцы являются потомками первых людей современного типа, которые мигрировали из Африки почти 75 000 лет назад .

Культура

Ко времени появления людей европейского типа (XVIII век) численность аборигенов составляла по разным оценкам от 750 тысяч до 3 миллионов человек, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 250 языках .

Хотя австралийские аборигены не имели письменности, они использовали символические рисунки для передачи информации о древних легендах, а также счётные знаки в виде насечек на палочках.

Традиционный рацион составляют дикие животные, насекомые, рыба и моллюски, фрукты и коренья. Из дикорастущих злаков изготавливаются лепёшки, запечённые на углях .

Согласно воспоминаниям ссыльного англичанина Уильяма Бакли , свыше 30 лет прожившего среди аборигенов на территории современного штата Виктория в первой трети XIX века, каннибализм не был для них характерен . Однако, по утверждениям Сида Кайл-Литтла, жившего среди аборигенов Ливерпул Ривер (Северная территория) в первой пол. XX в., некоторые из них периодически практиковали ритуальный каннибализм, либо прибегали к нему в случае крайней необходимости .

Астрономические и космологические представления

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населённая духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга .

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звёзд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определённых сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племён аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Колониальный период

Колонизация, начавшаяся в XVIII веке, сопровождалась целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, и привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году . Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций , а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

Примерно с 1909 по 1969 годы, но в некоторых регионах и в 1970-е годы, дети австралийских аборигенов и полукровок изымались из своих семей. Детям запрещалось использовать для общения родной язык, давалось начальное образование, достаточное для работы по хозяйству и на фермах. Родителям запрещалось общение с отобранными детьми, в том числе даже переписка. Фактически проводилась политика «отбеливания» коренного населения, насильственного уничтожения их языков, традиций, обычаев и культуры.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х годов развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев на условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник Альберт Наматжира , писатель Дэвид Юнайпон , футболист Дэвид Виррпанда , телеведущий Эрни Динго , актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Маубой (смешанного австралийско-тиморского происхождения), певец Джеффри Гуррумул Юнупингу , австралийская легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2000 года в беге на 400 метров Кэти Фримен .

С 2007 года в Австралии существует Национальное аборигенное телевидение Австралии , работающее наряду с другим вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за малоупотребительности аборигенных языков, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • - «Обход » - фильм британского режиссёра Николаса Роуга по роману Джеймса Маршалла (1959), посвящённый неудачной попытке белых детей подружиться с подростком-аборигеном, проходящим обряд инициации .
  • - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира .
  • - «Там, где мечтают зелёные муравьи » - экологическая притча Вернера Херцога о безуспешных попытках аборигенов отстоять дикую природу и вековую культуру своих предков от неуклонно надвигающейся западной цивилизации.
  • - «Данди по прозвищу «Крокодил» » - приключенческая комедия.
  • - «Крокодил Данди 2 ».
  • - «Куигли в Австралии » - фильм режиссёра Саймона Уислера об американском стрелке с Дикого Запада, нанятом белыми поселенцами для истребления аборигенов, но вставшим вместо этого на их сторону.
  • - «Крокодил Данди в Лос-Анджелесе ».
  • - «Клетка для кроликов », рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • - «Предложение» . На фоне борьбы колониальных властей с бандой ирландских мигрантов разворачиваются эпизоды геноцида аборигенов и насилия над ними.
  • - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.
  • - «Джиндабайн (англ.) русск. », сюжет фильма построен на «заговоре молчания» вокруг убийства аборигенной девушки.
  • - «Самсон и Далила» , художественный фильм австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , рассказывающий о современной нелёгкой жизни австралийских аборигенов в изолированных сообществах.
  • - Тропы - фильм режиссёра Джон Кёррана по одноимённой книге австралийской писательницы Робин Дэвидсон , основанной на её девятимесячном путешествии через австралийские пустыни.
  • - «Страна Чарли» (англ. Charlie’s Country ) - драма австралийского режиссёра нидерландского происхождения Рольфа де Хира (англ.) русск. , посвященная судьбе пожилого аборигена Чарли (актер Дэвид Галпилил (англ.) русск. ), отвергающего цивилизацию и безуспешно пытающегося жить по заветам предков.
  • - «Тайная река» - телесериал австралийского режиссёра Даины Рейд по мотивам одноимённого романа (англ.) русск. Кейт Гренвилль (англ.) русск. , в основе сюжета которого - столкновения ссыльных поселенцев-англичан с аборигенами в начале XIX века.
  • - «Сладостный край» (англ. Сладостный край (англ.) русск. ) - детективная драма австралийского режиссёра Уорвика Торнтона , в основе сюжета которой - преследование фермеров-аборигенов в 1920-е годы.

См. также

Примечания

  1. ANU.edu.au
  2. от «буш » - типичные для некоторых районов Африки и Австралии обширные пространства, поросшие кустарником или низкорослыми деревьями
  3. , с. 38.
  4. Генетики: австралийцы находились в изоляции 50 000 лет / Новости / Моя Планета
  5. Natural Human Fertility Авторы: Peter Diggory

В Австралии давно ведутся споры о том, кого считать коренными жителями: австралийских аборигенов или первых поселенцев из Голландии. Коренные племена Австралии являются представителями самой древней и малоизученной цивилизации на земле. Их уклад жизни настолько уникален, а история заселения Австралии так таинственна, что, до сих пор, аборигены этого континента считаются потомками первых жителей планеты.

Аборигены Австралии. Кто они?

Есть мнение, что коренные племена австралийского континента приплыли туда через море примерно 50 тысяч лет назад. Само слово «абориген» стало использоваться по отношению к представителям племен англичанами, которые, так же как и голландцы, ступили на земли Австралии, чтобы закрепиться на них навсегда.

Абориген – коренной житель территории, живущий общинно-родовым строем, и сохранивший первобытный уклад жизни.

Аборигенов Австралии считают первыми мореплавателями. Ведь они смогли добраться на новый материк морским путем. Если бы на новые земли не ступили европейцы, то образ жизни аборигенов до сих пор оставался бы неизменным.

Самое большое поселение племен Австралии расположено в засушливом районе Аутбэке. Там проживает около 2500 человек. Своих детей аборигены сегодня обучают при помощи радио, в поселениях, по-прежнему, нет школ. Медицина пришла в племена только в 1928 году.

Как выглядят австралийские аборигены?

По фото, сделанным европейцами, можно судить о внешности коренных народов материка, как о темнокожих и темноволосых людях, довольно высокого роста и худощавого телосложения.

Аборигены Соломоновых островов – это темнокожие люди со светлыми волосами и широким носом. Долгое время считалось, что светлые волосы у представителей племен появились из-за связей с первыми европейцами на континенте, но генетический анализ опроверг данное предположение .

Все коренные народы Австралии можно разделить на три типа:

  • Племена баринеанского типа с самыми темными волосами;
  • Племена мюррейского типа среднего роста с большим количеством волос на теле;
  • Северные племена с высоким ростом и очень темной кожей.

Ученые думают, что всего материк был заселен аборигенами три раза: было три волны мореплавателей-переселенцев.

Наречия и языки аборигенов Австралии

На момент прихода голландцев и англичан на территории материка существовало более 500 разнообразных наречий. На сегодняшний день, у каждого сообщества племен собственные языки. Их можно насчитать не менее 200, а письменность существует только у нескольких племен.

Известно, что в настоящее время почти все коренные народы Австралии овладели английским языком. Поэтому для них в 2007 году запустили отдельный телевизионный канал, где вещание ведется исключительно на родном языке Шекспира.

Традиции австралийских аборигенов

Гора Улуру – для коренных народов является дверью между мирами. Это место считается священным. Сегодня экскурсии к горе из красного песчаника – популярное развлечение для туристов. По-европейски гора, священная для племен, именуется Эйрс, ее возраст впечатляет – горе более 6 миллионов лет.

Представители коренных племен никогда не поднимаются на священную гору. Такое действие для них является страшным святотатством. Они совершают обряды у подножия горы. По мнению аборигенов, на этом горном образовании живут духи предков, туда же снисходят Боги.

Местные войны из разных племен с ранних лет обучаются обращаться с бумерангом. Древнее искусство только на первый взгляд кажется простым, на деле же требует определенной сноровки.

Музыка у племен проигрывается на примитивных инструментах. Бытовой музыки довольно мало, в основном, у аборигенов в почете ритуальные песни и мелодии.

Обнаружение австралийского Стоунхенджа подтвердило версию о том, что аборигены давно разбираются в астрономии. Сооружение точно отражает движение некоторых звезд, а также дни равноденствий.

Если у кого-то еще остались сомнения по поводу причисления аборигенов к коренным жителям Австралии, то им стоит вспомнить, что нога первого европейского мореплавателя ступила на континент только в 17 веке.


Австралийские аборигены – очень загадочный народ. Населяя высокоцивилизованную страну с развитой инфраструктурой и существуя бок о бок с современными гражданами, эти люди продолжают оставаться самобытными и сохранять свою древнюю, почти первобытную культуру. Об уникальности коренного населения Австралии свидетельствует множество удивительных фактов.

1.Самые дикие из всех людей

Аборигены населяют Австралию примерно 50 тысяч лет, и 40 тысяч из них жизнь этих племен оставалась неизменной. Считается, что это самая отсталая из всех народностей мира, и таких древних, диких людей, к слову, на материке почти полмиллиона.


В центральной части континента есть пустынная территория, на которой аборигены живут, как в древние времена – без телевидения, сотовых телефонов и других благ цивилизации. Поскольку тут нет школ, дети обучаются по радио. Население совершает древние обряды, а основной их деятельностью, как и 50 тысяч лет назад, остается охота и собирательство растений и кореньев. При необходимости эти аборигены могут съесть даже личинку насекомого или гусеницу. Здесь живет почти одна пятая всех австралийских аборигенов.

Впрочем, есть среди коренного населения и те, кто добился больших успехов и мирового признания. Это, например, художник Альберт Наматжира, писатель и журналист Дэвид Юнайпон, олимпийская чемпионка по легкой атлетике Кэти Фримен.


2.Их подвергают дискриминации

Коренное население юридически уравняли в правах с обычными гражданам страны только в 1967-м, а до этого на континенте их считали людьми второго сорта.


Теперь у них есть свои школы и свой флаг. Однако во время современных социологических опросов аборигены признаются, что до сих пор чувствуют пренебрежительное отношение со стороны «белых» граждан.


Дети, посещающие обычные школы, также утверждают, что подвергаются дискриминации. Хотя коренные австралийцы по натуре мягкие и генетически лишены агрессии, периодически они выступают с протестами, требуя дать им больше прав.

3.У аборигенов нет общего языка

У коренного населения с некоторых пор есть свой телеканал и он вещает на английском – это сделано для того, чтобы телепрограммы понимали аборигены со всех уголков страны. Ведь, когда в Австралию приплыли Европейцы, на континенте существовало около 600 наречий. Сейчас аборигенов стало намного меньше, но все равно у каждого австралийского племени свой язык, и в общей сложности их около двухсот.


Сейчас, в результате внедрения современного мира в культуру и быт аборигенов, многие из них более или менее знают английский язык. А вот язык аборигенов обычные австралийцы практически не понимают. Из неаборигенных граждан им владеют только старики, да и то не все.

4. В Австралии живут три типа аборигенов

Коренное население этого континента делится на три типа. У первого (барренианского) маленький рост и темная, почти черная кожа. Эти аборигены живут в основном в провинции Северный Квинсленд. У второго типа (карпентарийского) очень высокий рост и тоже довольно темная кожа, на которой практически нет растительности. Третья расовая разновидность (мюррейский тип) – это аборигены среднего роста с очень обильной растительностью на коже и густой копной волос на голове. Живут они главным образом в долине австралийской реки Мюррей.


Все три типа аборигенов много тысячелетий назад приплыли на континент по морю. Предположительно – из Африки. Столь большие антропологические различия у этих групп связаны с тем, что каждая из них прибыла в Австралию в разное время и из разных мест.

5.Некоторые австралийские аборигены темнокожие и светловолосые

Примерно одна десятая часть жителей Соломоновых островов, расположенных на северо-востоке от Австралии – блондины. Сначала исследователи думали, что такие аборигены стали рождаться после контактов с европейскими мореплавателями. Однако генетические исследования показали, что светлые волосы этих диких людей – результат мутации, которая произошла еще несколько тысяч лет назад.



6.Австралийцы изобрели бумеранг

Бумеранг – предмет, который сейчас известен во всем мире, много веков назад изобрели именно австралийцы. Подобные предметы использовали люди палеолита и в Европе, но наскальные изображения бумерангов, обнаруженные в Австралии – самые древние (им 50 тыс. лет). Кроме того, именно жители этого материка придумали возвращающийся тип бумеранга.


Кстати, аборигены до сих пор используют его при охоте. Нижняя часть у австралийского бумеранга плоская, а верхняя – выпуклая. Есть у аборигенов и другие типы бумерангов, отличающиеся по форме и размеру, причем, у каждого свое назначение.

7.Религия аборигенов

По мнению аборигенов, жизнь на Земле сотворило некое божество, которое затем удалилось на небеса. Многие коренные австралийцы считали и продолжают считать, что, помимо физической реальности, есть мир духов (мир снов), с которыми можно встретиться на небе. Такие духи якобы управляют Солнцем, Луной и другими небесными светилами, но на то, что происходит в космосе, могут влиять и живые люди.

Ряд ученых утверждает, что древние наскальные изображения страуса эму, сделанные аборигенами, могут на самом деле быть фигурой, образованной в небе пылевыми облаками Млечного пути, которому австралийцы, как и инки, придавали большое мистическое значение.


Аборигены считают, что духи иногда могут спускаться на Землю, воспользовавшись деревом или лестницей, во время ритуальных обрядов, совершаемых племенами. И таких обрядов у племен много – например, посвящение в шаманы и праздник полового созревания мальчиков или девочек.

8.У аборигенов есть свой Стоунхендж

Множество базальтовых валунов высотой примерно метр, образующих ровные круги, некоторое время назад было обнаружено в пустынной местности примерно в 45 километрах от Мельбурна. Как выяснили ученые, этому сооружению не менее 10 тысяч лет, а значит, оно в два раза древнее известного английского аналога – Стоунхенджа.


Эта группа камней играла у аборигенов какую-то важную роль. Вполне возможно, что данную каменную конструкцию древние люди могли использовать как космический календарь – определитель времени восхода и заката либо наступления времен года. Однако точных подтверждений назначения этой группы валунов, естественно, нет.

В Африке тоже осталось немало удивительных племен, которых нам кажутся весьма странными.