Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников? Направление "честь и бесчестие".

Как проявит себя человек на войне - тяжелейшем испытании, которое уготавливает ему судьба? Останется верным чести, нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство, подлость, позор, бесчестие?

Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова «Судьба человека» -обобщённый образ советских людей, переживших войну, выстоявших в ней, несмотря и ни на что и вопреки всему. Не случайно автор даёт такое название рассказу - о человеке во время войны пишет он в нём, о тех людях, которые остались верны долгу, на запятнали свою честь.(«На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала.»)
Каждый день на войне - это уже подвиг, борьба за жизнь, изгнание врагов с родной земли. Разве не подвиг, когда Андрей шёл в атаку, когда выстоял в немецком плену, поразив даже своих врагов («Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»)
Разве не нравственный подвиг совершил он, когда уже после войны остался человеком, сочувствующим другим, усыновившим мальчика Ванюшку? Нравственные идеалы и ценности, которым он был верен до конца, помогли Андрею остаться человеком чести, не уронить своего человеческого достоинства.(«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»)
К сожалению, на войне проявлялась и подлость души некоторых людей, которые ради спасения жизни становились предателями. Выжить любой ценой - это было для них главное. О какой чети и совести можно говорить, если рядом она, смерть? Так думали они в те минуты, переходя черту порядочности, человечности. Вспомним солдата, который готов был выдать своего офицера немцам, лишь бы остаться живым (эпизод в церкви, когда Андрей был в плену и убил этого предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель.»)
На войне проверялся характер человека. Честь или бесчестие, предательство или героизм - что выбирал человек, это зависело он тех нравственных принципов и идеалов которые лежали в основе его жизненной позиции. Но выиграли мы войну потому, что бесчестных было намного меньше. Народ объединяла воля к победе, патриотизма, любовь к родине. Судьба человека и судьба страны, народа слились воедино.

Готовое сочинение по второму направлению.

Задумывались ли мы в детстве, юности по-настоящему над смыслом слов «честно», «честный»? Скорее, нет, чем да. Чаще мы произносили фразу «это нечестно», если кто-то из наших сверстников поступал плохо по отношению к нам. На этом наши отношения со смыслом данного слова заканчивались. Но жизнь все чаще и чаще напоминает нам о том, что есть люди, которые «имеют честь», и есть те, кто готов родину продать, спасая собственную шкуру. Где та грань, которая превращает человека в раба своей плоти и уничтожает в нем человека? Почему не звонит тот колокольчик, о котором писал знаток всех черных закоулков человеческой души Антон Павлович Чехов? Эти и другие вопросы задаю я себе, среди которых один все-таки главный: действительно ли честь дороже жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к литературным произведениям, потому что, по мнению академика Д.С. Лихачева, литература – это главный учебник жизни, она (литература) помогает нам понять характеры людей, раскрывает эпохи, и на ее страницах мы найдем великое множество примеров взлетов и падений человеческой жизни. Там же я могу найти ответ на мой главный вопрос.

Падение и, что еще страшнее, предательство, у меня ассоциируется с Рыбаком, героем повести В. Быкова «Сотников». Почему сильный человек, производящий изначально только положительное впечатление, стал предателем? А Сотников… Странное у меня было впечатление от этого героя: он меня почему-то раздражал, и причина этого чувства - отнюдь не его болезнь, а то, что он постоянно создавал проблемы во время выполнения ответственного задания. Рыбаком же я откровенно восхищалась: какой находчивый, решительный и смелый человек! Не думаю, что он старался произвести впечатление. Да и кто такой для него Сотников, чтобы ради него из кожи лезть?! Нет. Просто он был человеком и совершал человеческие поступки, пока его жизни не угрожала опасность. Но как только он вкусил страх, его словно подменили: инстинкт самосохранения убил в нем человека, и он продал душу, а вместе с ней и честь. Предательство родины, убийство Сотникова, животное существование для него оказались дороже чести.

Анализируя поступок Рыбака, я не могу не задать себе вопрос: всегда ли так бывает, что человек поступает не по чести, если его жизни угрожает опасность? Может ли он совершить бесчестный поступок во благо другого? И опять я обращаюсь за ответом к литературному произведению, на сей раз к рассказу Е. Замятина «Пещера» о блокадном Ленинграде, где в гротескной форме автор рассказывает о выживании людей в ледяной пещере, загоняемых постепенно в самый маленький ее уголок, где центром вселенной является ржавый и рыжий бог, чугунная печка, которая поглощала сначала дрова, потом мебель, потом …книги. В одном таком углу разрывается от горя сердце одного человека: умирает Маша, уже долгое время не встававшая с постели любимая жена Мартина Мартиныча. Это случится завтра, а сегодня ей очень хочется, чтобы завтра, в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор и жар, но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши. Завтра будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Всё исходит от человека и замыкается на человеке, и главное в нем – душа, чистая, честная и открытая состраданию, помощи. Я не могу не обратиться еще к одному примеру, потому что этот герой рассказа «Хлеб для собаки» В. Тендрякова – еще ребенок. Десятилетний мальчик Тенков тайком от родителей подкармливал «куркулей» - врагов. Рисковал ли ребенок своей жизнью? Да, потому что он кормил врагов народа. Но совесть не позволяла ему есть спокойно и вдоволь то, что ставила на стол его мама. Вот и страдает душа мальчика. Чуть позже герой своим детским сердцем поймет, что человек человеку может помочь, но кто в страшное голодное время, когда люди умирают на дороге, отдаст хлеб для собаки. «Никто», - подсказывает логика. «Я», - понимает детская душа. Из таких, как этот герой, выходят Сотниковы, Васковы, Искры и другие герои, для которых честь дороже жизни.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести. «Чтобы жить честно , надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой) Андрей Болконский «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» (Пьер об Андрее). Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. "Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести ", - говорит о нем Кутузов. Князь Андрей никогда не изменял своему долгу и совести. Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести. Война 1805-1807 годов . Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Шенграбенское сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом, единственный из всех офицеров, встал на защиту маленького капитана. Аустерлицкок сражение - совершает подвиг, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско. Да, он мечтал о личной славе, о своем «Тулоне», но осуществить свою мечту он пытается в бою, рискуя жизнью, самоотверженно выполняя свой воинский долг. Это пример истинной чести. Служба в комиссии Сперанского . Желание принести пользу, жить не для себя, жажда общественной деятельности. Занимается составлением государственных законов. Восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Оставляет службу, поняв, что вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Делает нравственный выбор, оставаясь верным своим представлениям о чести. Война 1812 года. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, был прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности. Анатоль Курагин, сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям («На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него»). «Подлая, бессердечная порода!» (Пьер об Анатоле). Судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи (не останавливается ни перед чем ради своей прихоти; не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, пытается тайно увести из Москвы Наташу, обещая жениться на ней. К счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления, настолько глубоко очерствело сердце этого человека), Пьера Безухова, княжны Марьи (сватовство; ему были нужны только деньги, наследство), Андрея Болконского. При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении (ему ампутировали ногу). Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Это человек без чести, без совести.

Честь и бесчестие… Мы часто слышим эти слова, а задумываемся ли, что они означают? Честь – это достойные уважения моральные качества личности. Это нравственные принципы, которые человек готов защищать до последнего своего вздоха.

Бесчестие – это проявление человеческой слабости, трусости, это гнусные поступки, это безнравственность и беспринципность.

Эти два понятия наиболее полно раскрываются тогда, когда человек попадает в экстремальную ситуацию нравственного выбора.

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме чести и бесчестия. В Быков в повести “Сотников” рассказывает о судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам и сделавшим свой выбор.

Сотников с честью, выдержав все пытки фашистов, готовиться с достоинством встретить смерть. И только одна мысль не дает ему покоя: вместе с ним погибнут неповинные люди. Перед смертью он думает о спасении других. Свою казнь он встречает мужественно и достойно.

Иначе ведет себя Рыбак. Только одна мысль сейчас в его голове: любой ценой остаться в живых. И он сохраняет себе жизнь, встав на путь бесчестия. Рыбак соглашается служить фашистам, он участвует в ликвидации Сотникова. Его путь – путь предателя. И не сойти ему уже с этой дороги. Оказавшись перед выбором, он выбирает бесчестие.

Сейчас, конечно, не военное время. Но жизнь часто ставит нас перед выбором. И какой путь выбрать – зависит от нас. Будет ли это дорога чести или бесчестия. Давайте не будем забывать о чести, долге, высокой нравственности.


Другие работы по этой теме:

  1. Слова “честь” и “бесчестие” стали редки в нашем лексиконе, но наверняка каждый задумывался над вложенным в них смыслом. Честь подразумевает достоинство и нравственные принципы, от...
  2. Прежде всего это не слова, а поступки. Можно тысячу раз говорить, что вы честны, добры и благородны, а на деле быть лживым злодеем. Настоящая честь...
  3. ­Честь и бесчестие А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. В полной мере он ее раскрыл в...
  4. Честь-это верность, благородство, правдивость, справедливость. Можно вечно перечислять присущие этому слову качества. И как же тонка грань между честью и полной ее противоположностью-бесчестием! Бесчестными можно...
  5. ­Честь и бесчестие Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор...
Главная > Сочинение

Сочинение

«Тема чести и человеческого достоинства в произведении В. Быкова «Сотников»

Выполнила ученица 11 «г» класса Шиловская Анна.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Смирнова С.А.

Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты… В.Быков «Сотников» Старая уличная арка. На ней в гибких пеньковых петлях висят четыре человека. Крайний – молодой парень лет двадцати шести, воплощение чести и мужества, даже перед казнью он сохранил своё достоинство, не склонил головы перед врагом. Но зачем? Зачем, если теперь его молодое тело раскачивает ветер? Да, он больше не будет чувствовать голода, не утоляемого пареной рожью, холода, забирающегося под одежду, боли от ран, сопутствующих партизанской жизни. Но ведь он не узнает и радость победы, и счастье иметь семью… Я отчетливо представляю себе эту картину: серая арка, серый утоптанный снег и четыре серых тела…. А вот еще одна картина: в туго подпоясанных полицейских шинелях шагает отряд предателей. Среди них без шинели лишь один – новенький, только что выменявший жизнь на партизанскую честь и обещание служить в полиции. Ему повезло: он выкрутился. Или нет? Что разделяет их двоих, мертвого Сотникова и живого Рыбака? Черта. Черта, разделяющая честь и бесчестие, патриотизм и предательство, самопожертвование и стремление любой ценой сохранить свою жизнь. Они вместе прикрывали отход остатков разбитого отряда, «сблизились между собой» и вместе попали на самое обычное задание – сходить за продуктами. Рыбак переживал за Сотникова, тащил его раненого на себе. Вместе они прошли не один километр по холодному лесу с горстью пареной ржи в кармане…. Как и когда Рыбак решил поступиться своей честью? Решение не могло родиться за несколько секунд во дворе полиции, оно назревало постепенно, может быть, Рыбак все время ходил вдоль роковой черты, ни разу в его жизни не случалось ничего такого, что заставило бы сделать шаг к предательству. От желания сохранить целой и невредимой «свою шкуру» до предательства человека, по мнению Василия Быкова, – один шаг. Это желание, в свою очередь, зависит от степени влюбленности в собственное пребывание на этом свете, степени самовлюбленности и эгоизма. Таким образом, способность или неспособность к предательству определяется чертами характера. Посмотрим на Сотникова и Рыбака по-внимательнее: кому, как не последнему, сильному, здоровому и удачливому, быть героем? Но на войне очень многое решает не физическая сила, а сила духа. Взять, например, вопрос Сотникова: «И далеко протопал?». Самого Сотникова интересует, сколько земли отбил его товарищ у немцев, Рыбак же говорит о своей военной карьере. Он не понимает, почему Сотников не отказался от задания, и приписывает это к самолюбию и упрямству. Но разве это самолюбие? Сходить за продуктами – это необходимость; подчиниться приказу – обязанность, а отговариваться простудой, которую не считают за болезнь - возможность потерять уважение товарищей и самому перестать уважать себя, такая отговорка для Сотникова – уклонение от долга. Рыбаку все равно, будет ли он принимать пищу на хуторе у дядьки Романа или в Лисинах у «немецкого прислужника», старосты Петра, тогда как Сотников не может принять помощь даже от его жены, не может поступиться своими принципами. Позже, когда в лесу они натыкаются на полицаев, проявляется эгоистичность натуры Рыбака: он отрекается от Сотникова. Убеждая себя в том, что Сотникову уже не поможешь, он фактически хоронит товарища, который продолжает его прикрывать. Интересен такой факт: Рыбак «решительным усилием» взваливает на плечи овцу. Зачем? Для отряда? Но ведь тогда он думал не об отряде, а только о себе. Скорей всего Рыбак настолько сжился с отрядом, привык к нему, что на пути к предательству встал барьер неписаных правил, по которым жили партизаны. Таким образом, в момент реальной угрозы его жизни, Рыбака сдерживают не жалость и любовь к другу, а осуждение окружающих. Но и оно будет играть роль только до тех пор, пока Рыбак реально представляет свое возвращение. Когда мысли об отряде уходят на задний план, все мысли героя сосредотачиваются на том, как спасти свою жизнь. Цена не играет роли. Натура Рыбака эгоистична, он не умеет контролировать свои чувства (возвращается за раненым Сотниковым «стараясь не рассуждать», так как боится, что инстинкт самосохранения снова затмит рассудок). На войне как будто для него важна не конечная цель, а само действие, он во многом полагается на удачу или случай. Из отсутствия принципиальности и твердых убеждений происходит привычка Рыбака оправдывать себя, умение выкручиваться. Ему не приходится задумываться над самим понятием чести и достоинства, потому что именно они наполняют убеждения твердостью, заставляют человека следовать им. Он «был неплохим партизаном, … но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Сотников, напротив, больше думает о других. Так, в лесу он прикрывает своего товарища, ни разу не укорив последнего за то, что тот бросил его. Именно во время этой стычки нам раскрываются характеры героев. Кроме принципиальности, Сотникова от Рыбака отличает отношение к опасности и поведение в сложной ситуации. Сотников может подчинить страх рассудку, его ум работает более расчетливо. Из сложных ситуаций он привык не выкручиваться, а выбираться. Когда стали близки смерть и плен, Сотников не паникует, хотя и он хочет жить. Единственный выход для него – борьба, и он живет перестрелкой, даже то, что он заставил полицаев считаться с собой, вызывает пусть короткое, но все же «удовлетворение». Разный характер героев обуславливает и их различное поведение в плену и на допросе: если Сотников старается выгородить Дёмчину и старосту, то Рыбак думает лишь о себе, считая, что ни первому, ни последним уже не поможешь. Даже под пытками Сотников молчит, считая, что рассказать хоть что-то - значит, уронить своё достоинство, предать товарищей. Рыбак, напротив, бережет себя, свободно дает показания, считая, что они все равно никому не повредят. Может, потому Рыбак и пошел в полицию, что его решение не могло сыграть роли ни в чьей судьбе. Да, конечно, он нарушил кодекс партизанской и воинской чести, да и вообще чести гражданина и патриота, не смог достойно встретить смерть. Но так ли это важно? Что значит честь по сравнению с тем, что он отодвинул «грозную, неотвратимо подступающую к нему» смерть. Ведь, как пишет сам Василий Быков, «…жизнь - … единственная реальная ценность для … человека…,… смерть ничего не решает и ничего не оправдывает». С этой точки зрения Рыбак мог бы себя оправдать: из тени жизни он смог спасти одну – свою. Но ведь важно не просто прожить, а «…разумно и с толком использовать и без того не такой уж продолжительный свой срок на земле». Единственное, о чем жалеет Сотников – о напрасности своей смерти. Но «на смену казненным придут другие», вдохновленные подвигом «Сотникова, его мужеством и гордым, честным взглядом, которым он обвел людей на площади. В этом смысл его смерти, в этом смысл его желания достойной встречи ее». Рыбак остался жить, поставив себе цель остановить машину фашизма. Но как мог предатель остановить машину, которая работала на предательстве? Да машина и не дала ему опомниться, сразу превратив Рыбака в винтик. И вот он бездумно шагнул с другими, это было настолько «обыкновенно и привычно», что Рыбак даже не почувствовал разницы, с партизанами он зашагал или с предателями. Если вглядеться, цель – остановить фашизм, воткнуть рогатину в колеса его машине была не больше, чем средство заглушить угрызения совести, чтобы в очередной раз вывернуться из сложной ситуации. Но на этот раз вывернуться не удается. Рыбак остался один. По сути дела, он никого не хотел предавать. Ему отвратительны полицаи, но он вдруг осознает, что тем людям, с которыми он грелся у костра, все равно, что побудило его сделать такой шаг. Для них он теперь тоже полицай. Он впервые понял, что именно такое положение было альтернативой смерти. Сотников, которого не ослепило желание жить, не мог согласиться с этим, потому он и выбрал смерть. Может быть, осознав все это, Рыбак понял, что честь, достоинство, убеждения и принципы – не пустые звуки. Именно они отличали его товарища от Будилы и Стася. Именно их отсутствие отличало Рыбака от Сотникова и сближало с полицаями. Кого винить в произошедшем? Только себя, ведь выбор между честью и бесчестием каждый делает сам.