Каким человеком мне представляется лев николаевич толстой. Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.


Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя - Лев Толстой…

Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное сочинение произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове - добро.

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя."
"Все приходит к тому, кто умеет ждать."
"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
"Сильные люди всегда просты."
"Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это."

Азартный игрок

олстой играет в русскую народную игру городки

С юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея.

Стоит отметить, что это было не просто здание - именно здесь писатель родился и провел детские годы, именно об этом доме тепло вспоминал всю жизнь и даже хотел выкупить обратно, но по тем или иным причинам не сделал этого.

Большая любовь

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной

Толстой с семьей за чайным столом в парке

Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Софьей Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных.

Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя. По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира.

Наставник Ганди

Лев Толстой и Махатма Ганди

Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные работах писателя, такие как «Царство Божие внутри вас», оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

Война и мир

Лев Николаевич за работой, Ясная Поляна

Роман Толстого «Война и мир» поначалу назывался «1805 год», затем «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры». По свидетельствам исследователей, роман переписывался 8 раз, а отдельные его эпизоды - более 25 раз. При этом сам автор относился к произведению скептически. В переписке с поэтом Афанасием Фетом писатель так отозвался о своей книге: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

Великий просветитель

С внуками Соней и Ильей в Крекшино

Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860–1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил литературный труд и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.

Начал также издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников для начального обучения. Лев Николаевич также известен, как автор «Азбуки», «Новой азбуки» и «Книги для чтения», по которым училось читать не одно поколение детей.

Толстой и другие писатели

Лев Толстой, Максим Горький и Антон Чехов

Толстой общался с Чеховым и Горьким. Он также был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями - после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.

Вегетарианец

Лев Николаевич со своей женой за столом

В октябре 1885 года Л.Н. Толстого посетил Вильям Фрей - писатель, вегетарианец, последователь учения Огюста Конта. При общении с В. Фреем Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства - утверждение о том, что строение человека, его зубов и кишечника, доказывает что человек не хищник. Лев Николаевич сразу же принял это учение и после осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери - Татьяна и Мария Толстые.

Толстовство

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Имея разногласия с церковью, Толстой создал собственное христианское учение, которое называлось «Толстовство». Учение имело много сподвижников, одним из которых был М. Булгаков автор романа «Мастер и Маргарита».

Толстой играет в шахматы с М. С. Сухотиным

Цитаты Льва Николаевича:

Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь.

Позор и срам! Одного боишься - это встречаться с русскими за границей.

Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.

Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные - содействовать их просвещению и счастию.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье.

Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна

В любви нет больше и меньше.

Лови минуты счастия, заставляй себя любить,влюбляйся сам! Только это одно настоящее на свете - остальное все вздор.

Простая жизнь в Ясной Поляне

Лев Толстой с внучкой Татьяной Сухотиной

В последние годы своей жизни Л.Н.Толстой собрал самые важные для себя мысли великих и систематизировал в виде афоризмов на каждый день. Цитаты из книги «Мысли на каждый день» - настоящее сокровище вечных истин и гениальных мыслей.

Правда о смерти

Смерть Льва Толстого

Умер Толстой во время путешествия, в которое отправился после разрыва с женой в весьма преклонном возрасте. Во время переезда Лев Николаевич заболел воспалением легких, сошел на ближайшей крупной станции (Астапово), где в доме начальника станции умер 7 ноября 1910 года.

В России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон)…

источник

1. Ставил цель, придерживался ее

Апрель, 1847 год, Казань. Дом на улице Черноозерской, во дворе собака лает на мотив песни «Только» певицы Нюши. В окно квартиры лезет весеннее солнце. За столом сидит парень с короткой стрижкой и большими ушами, его зовут Лев. Перед ним - тетрадь. Смотри, что там записано: «Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность». И еще: «Преодолевай тоску трудом, а не развлечением». 19-летний Лев весь март лечился от гонореи, а потом придумал и записал себе правила, которыми собрался руководствоваться в жизни. Так Толстой стал вести дневник. Думаешь, через пару недель он забыл об этой идее и увлекся разведением джунгарских хомяков? Толстой записывал мысли по поводу своей жизни и поступков до самой смерти в 82 года! Ты можешь проследить его целеустремленность и тягу к самосовершенствованию, например, по «Избранным дневникам», которые с 1978-го по 1985 год выпускало издательство «Художественная литература» (21 том!).

2. Был храбрым

Осень 1851 года, Чечня, место неподалеку от Кизляра. Река Терек бурлит и уходит за поворот, где-то за лесом горцы чистят ружейные дула. На нашем берегу, словно расстрелянный, спит казак, а юнкер 4-й батареи 20-й артиллерийской бригады Лев Толстой смотрит, как солнце опускается за горы. Писатель (по определению - мирный человек) на поле боя отличался завидным мужеством. В 1851 году Лев отправился на Кавказскую войну, а потом стал участником Крымской. С 1854-го по 1855 год он оборонял Севастополь, командовал батареей, которая находилась на 4-м бастионе - в одном из самых опасных мест. Вражеские снаряды туда падали так часто, что это казалось каким-то природным, как снег зимой, явлением. Когда в 1856 году Лев вышел в отставку, на груди у него висел орден Святой Анны и медаль «За защиту Севастополя».

3. Вечно боролся с собой

Ясная Поляна, Тульская область, лето 1860 года. Лев уже отрастил бороду, крупные уши скрывают волосы. Он ступает по тропинке. Вокруг зеленый лес, а в глазах Толстого что-то неуловимое. Обдумывает судьбы местных крестьян? Вовсе нет. «Шлялся в саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту. Ничто мне так не мешает работать», - писал позже Толстой о таких днях. Одним из своих основных пороков Лев считал страсть к женщинам - он то побеждал ее, то вновь проигрывал в этой борьбе, затянувшейся на многие годы. В итоге его любовь к слабому полу пошла на пользу мировой литературе и кинематографу. Как ты, наверное, знаешь, главная героиня романа «Анна Каренина» (издан в 1878 году) - женщина. Эту работу Льва Толстого режиссеры из разных стран мира экранизировали уже 30 раз - первая версия фильма вышла в 1910 году, а последняя - в 2012-м (режиссер Джо Райт, в главной роли Кира Найтли).

4. Не боялся экспериментов

В 1859 году Лев Толстой открыл для крестьянских детей странную школу прямо в своем имении. Толстой, представь себе, был уверен, что учеба должна быть исключительно в удовольствие. «Образование не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся» - вот что он писал. В Яснополянской школе, помимо самого Льва, преподавали еще четыре человека. Они обязаны были не вдалбливать знания в детей, а заинтересовать их уроками. Школьники могли сами выбирать, на какие занятия им ходить, ученикам разрешалось являться на уроки в любое время и покидать школу, когда захочется.

Кто тут с бородой

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в родово­й усадьбе Ясная Поляна в Тульской области. Умер от воспаления легких 20 ноября 1910 года в доме начальника железнодорожной станции Астапово (сейчас – «Лев Толстой», Липецкая область).

Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Книги Толстого останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением. М.Горький Автор – Судакова С. Р.


Сегодня на уроке: 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение, составление плана статьи об основных этапах биографии писателя. 3. Просмотр видеоприложения. 4. Беседа по содержанию параграфа и фильма. 5. Сочинение-размышление,что нового я открыл из жизни великого писателя. 6. Домашнее задание.


Повторение предыдущего материала. В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова?


Примерный план: 1. С ложные отношения И.С.Тургенева с младшим современником Л.Н. Толстым. 2. П роявления раннего детства. 3. Н астоящее призвание его - литература. 4. Ж изнь в Ясной Поляне. 5. А ктивная жизненная позиция писателя. 6. Р езкий перелом в миросозерцании писателя. 7. С тремление к истине – основа жизни Т. Прочитайте статью стр и составьте план.















Вопросы по содержанию фильма: В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях?




К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


История создания рассказа. Прослушайте сообщение на эту тему. Прослушайте сообщение на эту тему. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Каково было состояние дел в армии в то время? Каково было состояние дел в армии в то время? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Как к этому относился Лев Николаевич? Как к этому относился Лев Николаевич?


Композиция рассказа «После бала» 1. Бал у губернского предводителя (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… до слов подвел ее ко мне…). до слов подвел ее ко мне…). 2. Наказание солдата (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… заканчивая словами это было тело человека). заканчивая словами это было тело человека).


Наблюдения над языковыми средствами. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Первая часть рассказа Вторая часть рассказа зала у предводителя описание улицы хозяева баласолдаты Вареньканаказываемый полковник Иван Васильевич


Сравнительная характеристика Полковник Полковник 1. Высокий военный в шинели и фуражке 2. Шел твердой, подпрыгивающей походкой. подпрыгивающей походкой. 3. Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. 4. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. статная фигура. Наказываемый Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Спина его – что-то пестрое, мокрое… 2. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, толкали… талому снегу, толкали… 3. Сморщенное от страдания лицо. 4. Спотыкающийся, корчащийся человек.



В настоящий момент ученых - антропологов занимают представления о человеке в разные эпохи. Лев Николаевич , великий русский писатель и мыслитель двадцатого века, уделял значительное внимание сущности человека. Взгляды на представления о человеке неоднозначны.

Некоторые исследователи полагают, что человеку Льва Николаевича присущ гипертрофированный индивидуализм. Другие считают, что Толстой отрицал понятие «личность», утверждая «утопление личности» в человеке.

Подобная неоднозначность взглядов на представления Толстого о человеке обусловлена отсутствием единой концепции изучения мыслителем данного вопроса и его изложения. В данной работе рассмотрим антропологические представления Льва Николаевича Толстого на основе соотношения ключевых категорий представления мыслителя о человеке.

Главная особенность человека, по мнению Толстого, - непрерывное самосовершенствование. Основополагающая задача для человека - «самоидентификация». При формировании собственного «я» осуществляется противоборство духа (внутреннего «я») и тела (внешнего «я»). Толстой был убежден, что человек - двойственное существо, обладающее сознанием и разумом. Первое направлено на «духовное», внутрь человека. Именно осознание человеком собственного несовершенства пробуждает сознание.

Сознание - «взгляд на себя», «созерцание созерцателя» . Разум направлен на постижение закономерностей окружающей действительности. Единство плотского и духовного Толстой называл единством противоположностей. Под духовным началом в человеке Лев Николаевич понимал сознание собственной свободы, объединяющее отдельно взятого человека с другими людьми и таким образом преодолевающее пространственную и временную «ограниченность», способствующее причастности человека ко Всему.

Телесное начало в человеке способствует обособленности индивидуального существования, которое находится в зависимости от законов внешнего мира. Лев Николаевич придерживался позиции о том, что жизнь по-разному раскрывается для человека, сознающего себя «телесным», и для человека, сознающего себя «духовным» существом. Существование «телесного» существа - путь к уничтожению, так как человеческая плоть смертна.

Существование «духовного» существа - выход за временные и пространственные рамки. По мнению Толстого, в процессе самосовершенствования человек должен переходить от «телесного» к «духовному» «я». Последовательность этапов на пути к «духовному» «я» определяется следующим образом: 1)сознание своей отдельности от всего остального, т.е. своего тела, 2)сознание того, что отделено, т.е. своей души, — духовной основы жизни, 3) сознание того, отчего отделена эта духовная основа жизни, т.е. сознание Бога» . Некоторые исследователи подчеркивают, что Толстой, утверждая такую трехуровневую модель, отрицает двухуровневую модель самосознания. В действительности, третий уровень объединяет первые два, упраздняя индивидуальное начало. Лев Николаевич не отождествляет человеческую сущность с понятием «личность». Мыслитель относится к этому понятию негативно.

Толстой считает, что личность как эмпирическое «я» обедняет человека, сужает его кругозор до личного блага. И именно сознание личности выводит человека за рамки восприятия действительности, осуществляет переход «я» из индивидуального во вневременное, вселенское. Центром развития духовного существа, по Толстому, является разумное сознание. Оно отделяет себя от «животной личности», четко дифференцируя универсальное (истинное) и личное (ложное) в человеке. «Имперсонализм» Толстого трактуется исследователями как предельное «уравнение всех и всего» . Он является основополагающим условием познания жизни, её духовного и нравственного преображения, так как «имперсонализм» обеспечивает единство критериев моральной оценки жизни. Толстой утверждает, что «смешение личности, индивидуальности с разумным сознанием» приводит к ошибочному выводу, что жизнь и блага для отдельной личности невозможны.

Вследствие чего разум порождает некорректную аналогию, переносимую на жизнь в целом. Устранение такого заблуждения дает «разумному сознанию» возможность обнаружить, что эквивалентом истинного «я» в человеке служит «желание блага самому себе» или «желание блага всему существующему», которое является источником жизни для всего существующего, осознается в качестве божественного начала, проявляющегося посредством Любви (как гласит евангельская мудрость, «Бог есть любовь» ). Таким образом, Толстой пришел к выводу, что «единственное спасение от отчаяния жизни - вынесение из себя своего "я"» или «признание других я - собою», освобождающее человеческое существо от «суеверия личности».

При этом прямое отречение от собственного «я» (самоотречение) - необходимое условие расширения духовного сознания. Самоотречение, по Толстому, сопряжено с противоречием. С одной стороны, требуется не отречение от личности, а подчинение её разумному сознанию. С другой стороны, Толстой рассуждает следующим образом: «человек, отрекающийся от своей личности, — могуществен, потому что личность скрывала в нем Бога». Следует отметить, что под самоотречением не понимается физическое уничтожение «животной личности». По данным термином подразумевается ликвидация эгоцентризма эмпирической личности.

Переходя от низшего к высшему сознанию, человек ощущает себя все более и более свободным, так как свобода - освобождение от обмана личности. Однако не следует считать, что подобная свобода тождественна произволу. Такое освобождение подразумевает под собой смирение человеческой воли, подчинение ее воле Бога, вплоть до слияния с ней. Иерархия степеней человеческой свободы, согласно Толстому, выглядит следующим образом: 1)на низшей ступени человек покорен только себе, но не людям и Богу, 2)на более высокой - он покорен людям (людским законам, подчиняя им свою волю), но не Богу, 3)на высшей - он покорен Богу. «Смирение перед людьми - свойство низкое, потому что не покорен и себе и Богу.

Смирение же перед Богом — высшее свойство, потому что, покоряясь Богу, стоишь выше требований своей личности и людей». Толстой говорил о недопустимости насилия в качестве средства «устроения» жизни других людей, т.е. способа разрешения противоречий между ними и принципа организации их совместного бытия. Воля Бога в этом также не может выступать в роли внешней, т.е. подавляющей свободу иных воль, поскольку Бог не есть Личность. «Нельзя сказать, чтобы служение Богу составляло назначение жизни, - рассуждает Толстой. - Назначение жизни человека всегда есть и будет его благо. Но так как Бог хотел дать благо людям, то люди, достигая своего блага, делают то, что хочет от них Бог, исполняют Его волю».

Толстой пришел к определению, согласно которому «человек есть Бог, но не абсолютным образом» (Николай Кузанский). Толстой снимает с этого тождества всякие ограничения, прямо утверждая, что человек - это не «второй» Бог или уменьшенная копия Божества для индивидуального пользования, а соразмерное масштабности Всего воплощение универсальной духовной безграничности и всеединства. Следовательно, «Бога, как личность, мы не можем знать» и, дабы обнаружить в себе Бога, т.е. установить, что «Он и я одно и то же» , должны упразднить свою «отдельную Личность, совсем отречься от себя - значит сделаться Богом», - резюмирует Толстой.

Антропологические рассуждения Толстого подвержены религиозному и историко-философскому влиянию. Итог размышлений Льва Николаевича Толстого о человеке: наивысшая подлинность существования человека достигается только путем утраты идентичности и субъектности отдельного "я". Такое существование - искомый эквивалент бессмертия. Толстой именует его «истинной жизнью».

Список использованной литературы:

1. Беляев Д.А., Синицына У.П. Л.Н. Толстой в контексте русской ницшеаны: критика «философии озверения» и «сверхчеловеческого эстетизма» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2015. № 11-2 (61). С. 46-49.

2. Бердяев Н.А. Ветхий и Новый Завет в религиозном сознании Л.Толстого // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М.: Изд- во «Искусство»; ИЧП «ЛИГА», 1994. С. 461-482.

3. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Литературная учеба. 1990. № 2. С. 123-140.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л.: ЭГО, 1991. С. 195-208.

5. Ильин В.Н. Возвращение Льва Толстого в Церковь // Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. СПб.: РХГИ, 2000. С. 352-360.

6. Толстой Л.Н. О жизни // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 421-526.

7. Толстой Л.Н. Путь жизни / Сост., коммент. А.Н. Николюкина. М.: Высш. шк., 1993. 527 с.

8. Толстой Л.Н. Философский дневник. 1901-1910 / сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Николюкина. М.: Известия, 2003. 543 с.

9. Толстой Л.Н. Христианское учение // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения / сост., авт. вступ. ст. Н.П. Семыкин. М.: Просвещение, 1992. С. 49-111.

10.Репин Д.А., Юрков С.Е. Концепция внутреннего опыта в метафизической мысли русских персоналистов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 3. Ч. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 40-48. Д.А.Беляев, М.И.Бабий, 2017