Сообщение сравнительная характеристика кутузова и наполеона. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе А.Н

Как представляет Л. Н. Толстой роль личности в истории? Сравните образы Кутузова и Наполеона в «Войне и мире».

Толстой кардинально переосмысливает роль лично­сти в истории. Он отказывается от понятия «выдающа­яся, исключительная личность». Развенчанию этого понятия в романе последовательно подчинено разви­тие образа Наполеона. Наполеон в изображении писа­теля — себялюбивый позер, человек, мнящий, что его воля определяет движение миллионов людей и судьбы истории. Писатель предлагает классическое сравне­ние Наполеона с мальчиком, дергающим внутри каре­ты за веревочки, полагая, что он управляет ее движе­нием. Однако личность выдвигается на историческую авансцену или ниспровергается в мрак исторического забвения по воле более масштабных сил. Толстой обоб­щает представление о них в понятии «народ». Война 1812 года — столкновение русского народа с народами Западной Европы. Причем агрессивно настроенные на­роды приобретают признаки толпы. Она-то и выдвигает такого предводителя, который ей надобен, каким был Наполеон, — жестокого, беспринципного, эгоистично­го, тщеславного. Он своими внутренними качествами соответствует целям толпы, а это — «обманы, грабежи и убийства», война.

Другой тип исторической личности — это подлин­но народный вождь, главнокомандующий русской ар­мии Кутузов. Его выдвигает на руководство армией, цель которой — спасение родины, не воля императора, интриги или личный талант полководца, а мир, сово­купная народная воля России. Здесь выбор тоже безо­шибочно соответствует целям народа. Главная среди них — мир, только уже в значении отсутствия войны, врага на родной земле. Именно этой цели и служит Ку­тузов, подчеркнуто демократичный, простой и откры­тый во всех случаях, когда не имеет дело с большими и малыми наполеончиками, которых немало и в рус­ской армии, и при дворе.

Писатель парадоксально заостряет внимание чита­теля на кажущейся пассивности, бездеятельности Ку­тузова даже в самые тяжелые моменты, требующие ре­шений: Бородинское сражение, совет в Филях. Кутузов таков потому, что понимает — произвольные действия личностей мало что могут изменить в направлении дви­жения истории, ходе исторического события. Их опре­деляет совокупная воля масс, «всех, без единого исклю­чения всех людей, принимающих участие в событии». Гениальность Кутузова состоит в исключительной чуткости к этой воле и в том, что порывы его большой и страстной души совпадали с тем, что испытывали тыся­чи солдат, которых он возглавлял, и миллионы русских людей, которых они представляли. Это и ненависть к врагам во время сражения, и великодушное отноше­ние к побежденным: «Мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» Не кажется случайным для писателя и отход Кутузова от дел после освобождения Русской земли: заграничный поход — это уже политика, национально необходимого в нем нет. «Дедушка», «отец» — так называют Кутузо­ва простые люди, подчеркивая семейный, родовой ха­рактер духовной связи со своим лидером. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — обобщает Л. Н. Толстой свои наблюдения над двумя типами исто­рических личностей.

Один из уникальных и гениальных писателей, известных во всем мире, «великая надежда русской литературы», человек, пытавшийся заново осмыслить жизнь, понять ее законы и разгадать тайны. У Льва Николаевича Толстого был особенный взгляд на мироустройство, в том числе ему принадлежит и теория о роли человека в истории и его значении в контексте вечности. В романе "Война и мир" эту концепцию воплотили в себе полководцы двух великих армий. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица с краткими выводами по теме будет представлена ниже) позволяет полностью раскрыть отношение писателя к вопросу: «Может ли один человек сотворить историю?»

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Жизнь Льва Николаевича богата событиями. Юность его прошла в Петербурге, где он был одним из главных заводил и известным повесой. Затем судьба забросила его на Крымскую войну, после которой писатель снова вернулся в столицу. Здесь, уже повзрослевший и немало повидавший, он начинает сотрудничать с журналом «Современник», тесно общаясь с редакционным составом (Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев). Толстой публикует «Севастопольские рассказы», где рисует картины, пройденной им войны. Затем путешествует по Европе и остается ей весьма недоволен.

В 1956 году уходит в отставку и начинает жизнь помещика в Ясной Поляне. Женится, занимается хозяйством и пишет свои самые известные романы и повести: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Крейцерова соната».

Роман «Война и мир»

Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805-1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» - художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами. Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы.

Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.

Роль личности в истории: Кутузов и Наполеон

Толстой, всегда превозносивший величие и мощь русского народа, показал в своем романе, что именно он победил в войне. Более того, чувство народности легло в основу главной оценки поступков персонажей в романе. Поэтому Кутузов - полководец и выдающийся военный - предстает одним из русских людей, он не столько личность, сколько часть страны. Именно в единстве с народом залог победы Кутузова.

Противоположностью ему является Наполеон, который отделил себя от мира, возомнил практически богом. Более подробно различия этих персонажей иллюстрирует Кутузова и Наполеона (таблица размещена ниже). Однако уже сейчас можно сказать о том, что, по мнению Толстого, человек, решивший в одиночку изменить мир, обречен на поражение.

Образ Кутузова

Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.

Кутузов - полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт - полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.

Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца. Уже в Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист.

Наполеон - император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других. Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», - вот его девиз.

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона: таблица

Кутузов Наполеон
Внешность
Ласковый, насмешливый взгляд; уголки губ и глаз сморщены от кроткой улыбки; выразительная мимика; уверенная походка. Короткая, одутловатая и разжиревшая фигура; толстые ляжки и живот; притворная, слащавая и неприятная улыбка; суетливая походка.
Характер
Не превозносит своих заслуг и не выставляет их напоказ; не скрывает своих чувств, искренен; патриот. Хвастливый, эгоистичный, полон самолюбования; превозносит свои заслуги; жестокий и безразличный к окружающим; завоеватель.
Поведение
Всегда ясно и просто объясняется; не покидает войска и участвует во всех ключевых сражениях. Держится вдалеке от военных действий; накануне боя всегда произносит перед солдатами длинные пафосные речи.
Миссия
Спасение России. Завоевать весь мир и сделать его столицей Париж.
Роль в истории
Считал, что от него ничего не зависит; не давал конкретных распоряжений, но всегда соглашался с тем, что делалось. Считал себя благодетелем, но все его распоряжения либо уже были давно исполнены, либо не исполнялись, потому что не могли быть исполнены.
Отношение к солдатам
Был ласков с солдатами и проявлял искреннюю заботу о них. Равнодушен к солдатам, не проявляет к ним никакого сочувствия; их судьбы были ему безразличны.
Вывод
Гениальный полководец; выразитель патриотизма и высокой нравственности русского народа; патриот; мудрый политический деятель. Палач; захватчик; всего его действия направлены против людей.

Обобщение таблицы

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица представлена выше) построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе. Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона - все это следствие его стремления сверхчеловеком.

Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений - он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю - он подчиняется ей. В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.

Вывод

Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону. Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями. Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.

Победа армии зависит от опыта и мастерства военачальника. Лев Толстой преклоняется перед военным мастерством Кутузова. Ценой сожжения Москвы великому полководцу удалось спасти армию, а значит, сберечь государственность страны. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир» дает возможность проанализировать причины поражения русской армии в первой половине Отечественной войны 1812 года и ее победы в ходе второй половины военной кампании.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон , наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:
  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.
Наполеон:
  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

Роман-эпопея великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, написанный в тысяча восемьсот шестьдесят третьем году, включает более пятисот пятидесяти персонажей. Но самыми важными историческими лицами являются Михаил Илларионович Кутузов и Наполеон Бонапарт. Оба известные полководцы, имеющие много военных побед. Но на этом, видимо, их сходство заканчивается.

С Михаилом Илларионовичем Кутузовым мы впервые встречаемся на страницах романа в сцене смотра у Браунау.

Это довольно немолодой человек тучного телосложения, «медленно и вяло» идущий «мимо тысячей глаз». Но ничто не ускользает от проницательного взгляда главнокомандующего. «Не брат, глазастей тебя, и сапоги, и подвертки, всё оглядел…», -говорит один солдат другому.

Кутузову, как человеку, заботящемуся о сохранении своего войска, хочется удержать союзников от напрасных жертв. Обремененный большим опытом, он интуитивно понимает, каков будет исход того или иного сражения.

Михаил Илларионович по-отечески разговаривает с офицерами и с солдатами, обращаясь к ним: «Голубчик» или «дружок». В ответ солдаты в песне называют его «Кутузовым-отцом».

Кроме того, автор показывает Михаила Илларионовича опытным тактиком, понимающим одну простую вещь: «…решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…» Талант Кутузова заключается в умении руководить данной силой.

Андрей. Болконский говорит о нем так: «…он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит». Поэтому Кутузов практически спит во время военного совета, так как заранее знает о поражении. Но совсем по- другому ведет себя главнокомандующий вечером после Бородинского сражения. Он решительно говорит: «…я…властью, врученной мне государем и отечеством, я - приказываю отступление». Кутузов на первое место ставит благо Родины. О себе он совсем забывает. Именно поэтому Алексей Николаевич Толстой изображает его простым человеком, совсем не похожим на знатного полководца. Это почувствовала даже девочка во время совета в Филях. Она назвала Кутузова дедушкой.

Нужно сказать еще и о религиозности Михаила Илларионовича. Провожая Багратиона с его отрядом, он перекрестил их. Это тоже способствует единению его с народом.

Впоследствии время показало, что Кутузов – гениальный полководец, сыгравший ключевую роль в исходе Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года. Он сам это понимает, говоря: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать».

Таким образом, Толстой показывает Кутузова истинным патриотом, не стесняющимся плакать от осознания своей победы: «Спасена Россия. Благодарю тебя, Господи!»

По-другому показан в романе Наполеон. Алексей Николаевич Толстой несколько раз называет его «маленьким» человеком. Это неслучайно. Автор ставит себе цель: развенчать славу непобедимого императора. Перед нами предстает «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой на лице, с жирной грудью», «круглым животом» и «жирными ляжками коротеньких ног».

Вначале многие преклоняются перед Бонапартом, считая его талантливым военачальником. Кто-то видит в нем «величие души»; для кого-то Наполеон является воплощением французской революции и уже поэтому злодей.

Алексей Николаевич Толстой считает, что все прежние заслуги этого деятеля меркнут после того, как он захватчиком пришел на русскую землю. Поэтому в описании его портрета отсутствуют теплые, добрые краски. В речи Наполеона часто можно встретить слова, произносимые четким резким тоном: «злобно», «гневно», «сухо», «снисходительно» и другие.

Для французского императора характерны театральные эффекты, самолюбование. Это честолюбец, стремящийся к мировому господству. На пути к этому он забывает о многочисленных жертвах. Во главу угла он ставит собственное «я». Неслучайно это слово является его самым любимым и часто повторяемым. Наполеон уверен, что все, что он делает, уже само по себе значительно и войдет в историю: «Дрожание моей левой икры есть великий признак». Интересно показано развенчание героя через путь исканий князя Андрея Болконского. Еще будучи в Петербурге, князь восхищается Наполеоном и стремится быть на него похожим, хотя и замечает жестокость и деспотизм высокопоставленного француза.

И только оказавшись раненым на поле боя под высоким небом Аустерлица, Андрей Болконский понимает, что слава не главное в жизни. Остановившийся перед ним Наполеон кажется ему мелким заурядным французишкой. Характерно также отношение Наполеона к военным жертвам. Если Кутузов потерю солдат называет сердечной раной, то французский военачальник их просто не замечает. Они для него шахматные фигуры, которыми он, сверхчеловек, руководит. Ведь именно Наполеон начал страшную войну, и за это ему нет прощения.

Таким образом, сравнивая две значительные исторические личности, Алексей Николаевич Толстой приходит к выводу, что «там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия». Поэтому Михаила Илларионовича Кутузова мы помним как героя, остановившего французских завоевателей, а Наполеона, как потерпевшего крах на просторах нашей Родины. Кроме того, Толстой осуждает в Бонапарте безмерное властолюбие, жажду славы и эгоизм, а также равнодушие к судьбам других людей. Поэтому Кутузова, как личность, автор ставит на высшую ступеньку пьедестала, а Наполеона на низшую.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

/ / / Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (по роману Толстого «Война и мир»)

В романе-эпопее «Война и мир» Л.Н. Толстой описал жизнь всех слоев общества в водовороте военных событий. Читатель имеет возможность поразмышлять над поступками, как простых людей, так и великих полководцев. Наполеон и Кутузов известны каждому, в романе они занимают главные позиции практически с первых страниц. Л.Н. Толстой создал образы на основе исторической правды, не позволяя себе приукрашать или очернять героев. В «Войне и мире» главнокомандующие изображены сквозь призму восприятия солдат, крестьян, представителей высших слоев общества и, наконец, самого Льва Николаевича.

Роман-эпопея охватывает сражения русских и французов с 1805 до 1812 года. С Наполеоном читатель сначала знакомится заочно. О великом полководце и императоре говорят в высших кругах: в салоне Шерер, в доме Болконских. Разговоры о нем не умолкают и в солдатском кругу. Наполеон слывет непобедимым для всей Европы.

Появляется в отдельных частях романа. Мнение о русском полководце совсем не такое высокое, как о Наполеоне. Его ругают и высмеивают за глаза, а то и вовсе забывают о нем. Василий Курагин прямо указывает на недостатки Кутузова. По его мнению, это «человек, который не может верхом сесть, засыпает на совете», человек «самых дурных нравов».

Л.Н. Толстой не идеализирует внешность ни А. Кутузова, ни Наполеона. Наполеона он кратко описывает, когда тот еще был худой, а это 1805 г. Большинство же портретов изображает толстенького невысокого мужчину с «круглым животом», толстыми плечами и «жирными ляжками». Привлекает внимание изысканная одежда полководца: синий мундир, белый жилет, маленькая шляпа. Вокруг себя главнокомандующий щедро расточал запах одеколона. Такая непримечательная внешность, впрочем, не лишила Наполеона решительности и твердости, которые проявлялись даже в его шагах.

Портрет А. Кутузова собран Л. Толстым из деталей: пухлое лицо, орлиный нос, шрамы на лице – свидетели боевого пути, вытекший глаз, жирная шея и старческие руки. Эти характеристики рисуют в воображении не очень приятную картину, но все смягчается улыбкой полководца: «...лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз...».

Образы русского и французского полководцев контрастные, но первое впечатление, как говорится, обманчивое. Истинная сущность героев раскрывается в их поступках, отношении к себе и окружающим, военной тактике.

– мужчина властный и самодовольный. Он считает, что все должны быть у его ног. Сочетание его самовлюбленного характера и особенностей внешности придают образу оттенка комичности. Император считает войну своим ремеслом, но о своих солдатах заботится только, когда его съедает скука. Армия для него – лишь инструмент для захвата земель, ему не жалко превращать людей в пушечное мясо, если таким способом удастся достичь победы. Военную тактику он продумывал, учитывая только свои взгляды и приоритеты. Все это и сыграло вскоре злую шутку с великим маленьким человеком.

За изуродованной внешностью А. Кутузова скрывается неимоверно добрая душа. Для солдат он отец, ведь пытается заботиться о каждом. Полководец не делит людей на чины, одинаково обращается как с князьями, так и с крестьянами. Он умеет прислушиваться к мнению других. На советах больше слушает и соглашается с тем, кого считает правым. Из-за такого поведения Кутузов кажется пассивным. В ведении боев он полагается не столько на себя, сколько на «силу духа» народа, а это то, чего так не хватало Наполеону.

Образы Наполеона и А. Кутузова – две противоположности, ключ к вопросу о победах и поражениях в масштабных войнах.