Маленький человек в литературе гоголь. Маленький человек» в произведениях Н

Тема «маленького человека» в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же образ «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не минованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту «маленького человека» введет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть.

Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, «…кроме фонаря, все дышит обманом». Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.

Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - «Записки сумасшедшего». Герой произведения -Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья «его высокопревосходительству», преисполненный величайшего уважения к директору. «Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!» - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: «Отчего я титулярный советник?» и «почему именно титулярный советник?». Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему «что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам». По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?». Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя».

«Записки сумасшедшего» вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания «маленького человека». Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин герой повести «Шинель». «Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и навострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться», так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: «В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич «ни одного слова не отвечал» и вел себя так, «как будто бы никого и не было перед ним», когда сослуживцы «сыпали на голову ему бумажки». И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния

Обратился к «значительному лицу». «Значительное лицо» обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека». Из кабинета «значительного лица» Акакия Акакиевича «вынесли почти без движения». Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает «сквернохульничать, произнося самые страшные слова». И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания». Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». Критик Апполон Григорьев - «любовь общую, мировую, христианскую». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом».

Как в «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, так и в «Шинели» размыты границы жизни и смерти. И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького человека», а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.

А. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, Н.В. Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Гоголь сам некоторое время был этим «маленьким человеком». Приехав в Петербург в 1829 году, Гоголь узнал на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. И именно этот опыт позволил Гоголю во всех красках показать Петербург с его внешним лоском и внутренним убожеством. Именно поэтому наиболее ярко, полно и широко тема «маленького человека» зазвучала в творчестве Н. Гоголя. И верно будет утверждать то, что именно с творчества Н. Гоголя образ «маленького человека» начинает свое шествие по страницам произведений русской классики XIX века.

Не случайно цикл повестей в творчестве Н. Гоголя называется «петербургским». Образ «маленького человека» яв­ляется порождением большого города. Если А. Пушкин от­крыл в бедном чиновнике новый драматический характер бунтаря и обличителя, то Н. Гоголь продолжил и углубил ту же тему в петербургских повестях. В начале XIX века Петербург являлся одним из красивейших и богатейших европейских городов. Но при ближайшем и более внимательном рассмотрении была заметна двойственность российской столицы. С одной сто­роны, это был город роскошных дворцов, парков, мостов, фонтанов, архитектурных памятников и сооружений, ко­торым позавидовала бы любая европейская столица. С дру­гой стороны, это был город глухих и вечно темных дво­ров, жалких сырых лачуг, где проживали бедные чинов­ники, ремесленники и нищие художники.

Петербург поразил Н. Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. С презрением и пренебрежением относятся окружаю­щие к мелкому чиновнику Поприщину. Ведь у него «нет ни гроша за душой», а потому он «нуль, более ничего». Работа Поприщина заклю­чается в ежедневной починке перьев для директора депар­тамента. Очарование роскошной жизни знати восхищает и подавляет мелкого чиновника. Но в генеральском доме к нему относятся, как к неодушевленному предмету. И это вызывает протест в сознании Поприщина. Он мечтает стать генералом «только для того, чтобы увидеть, как они будут увиваться…» Но и здесь торжествует трагедия - Поприщин сходит с ума.

Герои Н. Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности [Лаури,2009, c.36].

Прочитав повести Н. Гоголя, мы долго помним, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределённой формы и в синей ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные окна магазинов, блистающих чудными огнями и великолепной позолотой. Долго с завистью, пристально разглядывал чиновник различные предметы и, опомнившись, с глубокой тоской и стойкой твёрдостью продолжал свой путь. Н. Гоголь открывает читателю мир «маленьких людей», мир чиновников в своих «Петербургских повестях».

Тема «маленького человека» - важнейшая в петербургских повестях Н. Гоголя. Если в «Тарасе Бульбе» писатель воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в повестях «Арабесок», «Шинель», обращаясь к современности, он нарисовал обездоленных и униженных, тех, кто принадлежит к социальным низам. С большой художественной правдой Н. Гоголь отразил думы, переживания, горести и страдания «маленького человека», его неравноправное положение в обществе. Особенно рельефно в петербургских повестях выступает трагизм обездоленности «маленьких» людей, трагизм обреченности их на жизнь, наполненную тревогами и бедствиями, постоянными унижениями человеческого достоинства. Все это находит свое впечатляющее выражение в жизненной истории Поприщина и Башмачкина [Такиуллина, 2005, c.129].

Если в «Невском проспекте» судьба «маленького человека» изображена в сопоставлении с судьбой другого, «преуспевающего» героя, то в «Записках сумасшедшего» внутренняя коллизия выявляется в плане отношения героя к аристократической среде и одновременно с тем в плане столкновения жестокой жизненной правды с иллюзиями и ложными представлениями о действительности.

Повесть «Шинель» - центральная в цикле «Петербургских повестей». Основная идея «Шинели» очень возвышенна. Можно с уверенностью сказать, что это маленькое произведение, по глубине идеи, стоит выше всего написанного Гоголем. В «Шинели» он никого не изобличает. Гоголь выступает здесь с евангельской проповедью любви к ближним; он в образе героя рисует «нищего духом», «маленького» человека, «ничтожного», малозаметного и утверждает, что это существо достойно и человеческой любви и даже уважения. Трудно было выдвинуть такую «смелую» идею в то время, когда средняя публика находилась еще под влиянием эффектных героевМарлинского и его подражателей, и тем больше чести Гоголю, что он решился сказать свое слово в защиту героя «униженного и оскорбленного», не побоявшись даже поставить его на пьедестал.



«Петербургские повести» отличаются по характеру от предыдущих произведений Н. Гоголя. Перед нами чиновничий Петербург, Это столица - основной и великосветский, огромный город. Город деловой, коммерческий и трудовой. И «всеобщая коммуникация» Петербурга - блистательный Невский проспект, на тротуаре которого все, что живет в Петербурге, оставляет следы свои; «вымещает на нём могущество силы или могущество слабости». И перед читателем мелькает, как в калейдоскопе, пестрая смесь одежд и лиц, в его воображении возникает жуткая картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Написанию этого точного портрета столицы помог бюрократический аппарат того времени.

Проволочки бюрократии, были так очевидны (проблема «высших» и «низших)», что про это невозможно было не писать. Но еще удивительнее способность самого Н. Гоголя с такой глубиной раскрыть сущность социальных противоречий жизни огромного города в кратком описании только одной улицы - Невского проспекта. В повести «Шинель» Н. Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной. Эта небольшая повесть произвела огромное впечатление на читателей. Н. Гоголь вслед за другими писателями выступил на защиту «маленького человека» - запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое тёплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола [Соловей, 2011, c.6].

Жертвой такого произвола, типичным представителем мелкого чиновника в повести является Акакий Акакиевич. Все в нем было заурядно: и его внешность, и его внутренняя духовная приниженность. Н. Гоголь правдиво изобразил своего героя, как жертву несправедливой деятельности. В «Шинели» трагическое и комическое взаимно дополняют друг друга. Автор сочувствует своему герою, и в то же время видит его умственную ограниченность и посмеивается над ним. За все время пребывания в департаменте Акакий Акакиевич ничуть не продвинулся по служебной лестнице. Н. Гоголь показывает, как ограничен и жалок был тот мир, в котором существовал Акакий Акакиевич, довольствующийся убогим жильем, обедом, поношенным мундиром и разъезжающейся от старости шинелью. Н. Гоголь смеется, но он смеется не именно над Акакием Акакиевичем, он смеется над всем обществом.

Но у Акакия Акакиевича была своя «поэзия жизни», имевшая такой же приниженный характер, как и вся его жизнь. В переписывании бумаг ему виделся какой-то свой разнообразный и «приятный» мир. В Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и всячески издевались над ним, сыпали ему на голову бумажки. История жизни Акакия Акакиевича - это новая полоса в его жизни. А новая шинель - символ новой жизни. Апогеем творчества Акакия Акакиевича является его первый приход в департамент в новой шинели и посещение вечеринки у столоначальника. Трудная работа Акакия Акакиевича увенчалась успехом, он хоть чем-то доказал людям, что у него есть самомнение. На этой, казалось, вершине благополучия его постигает катастрофа. Двое грабителей снимают с него шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Акакиевича бессильный протест. Добиваясь приема у «самого частного» и обращаясь к «значительному лицу», Акакий Акакиевич «раз в жизни» захотел показать характер. Н. Гоголь видит несостоятельность возможностей своего героя, но он дает ему возможность противостоять. Но Акакий бессилен перед лицом бездушной бюрократической машины и, в конце концов, погибает так же незаметно, как и жил. Писатель не заканчивает на этом повесть. Он показывает нам финал: мертвый Акакий Акакиевич, который при жизни был безропотным и смиренным, теперь появляется в качестве привидения.

Знаменитым эпизодом в пьесе «Шинель» является выбор имени. Здесь не просто невезение с именами в календаре, а именно картина бессмыслицы (поскольку имя есть личность): он мог быть и Моккием (перевод: «насмешником»), и Соссием («здоровяком»), и Хоздазатом, и Трифилием, и Варахасием, а повторил имя своего отца: «отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий («не делающий зла»), эту фразу можно прочитать как приговор судьбы: отец был «маленький человек», пусть и сын будет тоже «маленький человек». Собственно жизнь, лишённая смысла и радости, есть лишь умирание для «маленького человека», и он из скромности готов завершить свое поприще сразу же, едва появившись на свет [Соловей, 2011, c.7].

Башмaчкин умер. Но история о бедном чиновнике на этом не кончается. Мы узнаем, что умирающий в горячке Акакий Акакиевич в бреду так бранил «его превосходительство», что старушке хозяйке, которая сидела у постели больного, становилось страшно. Таким образом, перед самой смертью проснулся в душе забитого Башмачкина гнев против людей, погубивших его.

Н. Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных.

«Шинель» Н. Гоголя занимает особое место в цикле «Петербургских повестей» автора. Популярный в 30-х годах сюжет о несчастном, забитом нуждой чиновнике был воплощен Н.В. Гоголем в произведение искусства, которое А.И. Герцен называл «колоссальным» [Гуминский, 2012, c.8].

«Шинель» Н. Гоголя стала своеобразной школой для русских писателей. Показав приниженность Акакия Акакиевича Башмачкина, неспособность его противостоять грубой силе, Н.В. Гоголь в то же время поведением своего героя выразил протест против несправедливости и бесчеловечности. Это бунт на коленях.

Повесть «Шинель» впервые появилась в 1842 г. в 3-м томе сочинений Н. Гоголя. Ее тема - положение «маленького человека», а идея - духовное подавление, измельчание, обезличение, ограбление человеческой личности в условиях антагонистического общества, как отмечает А.И. Ревякин [Ревякин, 1977, c.396].

Повесть «Шинель» продолжает тему «маленького человека», намеченную в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. Пушкиным. Но в сравнении с А. Пушкиным, Н. Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Давно волновавший Н. Гоголя мотив изоляции и беззащитности человека в «Шинели» звучит на какой-то высочайше - щемящей ноте.

В повести Н. Гоголя «Шинель» прямо выражается идея сострадательного гуманного отношения к «маленькому человеку» [Набати, 2011, c.102].

Главной герой этой повести Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником в каком-то учреждении. Бессмысленная канцелярская служба убила в Башмачкине всякую живую мысль, и единственное наслаждение он находил только в переписывании бумаг: «Он любовно выводил ровным почерком буквы и полностью погружался в работу, забывая и обиды, причиняемые ему сослуживцами, и бедность, и заботы о хлебе насущном. Даже дома он думал лишь о том, что «что-то Бог пошлет переписывать завтра» [Гоголь, 2012, c.24].

Но и в этом забитом чиновнике проснулся человек, когда появилась новая, достойная цель для продолжения его жизни. Эта новая цель и радость для Акакия Акакиевича Башмачкина была новая шинель: «Он даже сделался как-то живее, даже тверже характером. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность...» [Там же. - С.28]. Башмачкин не расстается со своей мечтой ни на один день. Он думает об этом, как иной человек о любви, о семье. Вот он заказывает себе новую шинель, и как сам Гоголь говорит в повести «...существование его сделалось как-то полнее» [Там же. - С.32].

Описание жизни Акакия Акакиевича пронизано иронией, но в ней есть и жалость, и грусть.

Вводя читателя в духовный мир героя, описывая его чувства, мысли, мечты, радости и огорчения, автор дает понять, каким было счастьем для Башмачкина достижение и приобретение шинели, в какую катастрофу превращается ее пропажа.

Не было счастливее человека, чем Акакий Акакиевич в мире, когда принесли ему шинель. Эта шинель играла роль ангела-спасителя, который принес с собой Башмачкину счастье. Уже после того, как купил новую шинель, он стал совсем новым счастливым человеком, новая шинель придала его жизни значение и цель.

Но радость его была очень короткой и непродолжительной. Когда он возвращался ночью домой, его ограбили, и никто из окружающих людей не принимает участие в судьбе несчастного чиновника Башмачкина. Он еще раз станет несчастливым и потеряет радости своей жизни. Он напрасно ищет помощи у «значительного лица». Но от этого же ничего не получилось, и даже обвинили его в бунте против начальников и «высших».

После этих трагических событий Акакий Акакиевич заболевает и умирает от грусти.

В конце этой повести «маленький и несмелый человек», доведенный миром сильных до разочарования, протестует против этого беспощадного мира. По мнению Н. Гоголя, унижение и оскорбление Акакия Акакиевича Башмачкина имеет две причины: во-первых, он сам виноват, потому что он не знает цену своей жизни и даже не считает себя человеком, и лишь шинель превращает его в человека, и только после покупки шинели начинается для него новая жизнь; во-вторых, по мнению Н. Гоголя, «сильные» и «значительные лица» не дают вырасти маленьким людям в обществе и нарушают их естественные права.

Мир таких «маленьких» людей, как Акакий Акакиевич, очень ограниченный. Цель и радость таких людей заключается только в одном предмете, без которого они не могут продолжать жизнь, они совсем не могут мыслить многосторонне. Видимо, автор «Шинели» считает, что у каждого человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если цель жизни будет совсем мала и ничтожна, то и сам человек становится таким же «маленьким» и ничтожным: у Акакия Акакиевича Башмачкина цель и радость жизни заключалась в новой шинели. Когда он потерял цель своей жизни - скончался Набати Ш. Тема «маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя и в рассказе «Корова» [Саэди, 2011, c.105].

Таким образом, тема «маленького человека» - жертвы общественной системы доведена Н.В. Гоголем до логического конца. «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное» [Там же. - С.106] Однако в предсмертном бреду герой переживает еще одно «озарение», произносит никогда не слыханные от него ранее «самые страшные слова» вслед за словами «ваше превосходительство». Умерший Башмачкин превращается в мстителя и срывает шинель с самого «значительного лица». Н. Гоголь прибегает к фантастике, но она подчеркнуто условна, она призвана раскрыть протестующее, бунтарское начало, таившееся в робком и запуганном герое, представителе «низшего класса» общества. «Мятежность» концовки «Шинели» несколько смягчается изображением нравственного исправления «значительного лица» после столкновения с мертвецом.

Гоголевское решение социального конфликта в «Шинели» дано с той критической беспощадностью, которая составляет суть идейно-эмоционального пафоса русского классического реализма.

Образ «маленького человека» в повести Н. Гоголя «Шинель», в частности, и во всем творчестве, в целом, позволяет писателю заострить внимание на живущих рядом с нами «маленьких людях»: неуверенных, одиноких, лишенных защиты и опоры, нуждающихся в сочувствии. Это своеобразная критика общественного устройства.

Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обра­тился к теме маленького человека Гоголь. В его произведени­ях усилился социальный мотив противопоставления малень­кого человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек — это тоже по преимуществу мелкий чи­новник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Ака­киевича (повесть «Шинель») Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден, а жизненные стремления не простираются дальше покупки новой шинели. Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень ско­ро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму. Гоголь с огромной силой дал почувствовать, что и в жизни маленького человека есть присутствие души, божест­венного начала, чего не видят равнодушные окружающие. Ка­залось бы, незначительное обстоятельство — кража новой шинели — становится для маленького человека подлинной жизненной трагедией, и мастерство Гоголя в том, что он заставляет читателя переживать эту трагедию, как свою собст­венную. В развитии сюжета повести большое значение приоб­ретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значитель­ным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отка­зывает — еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника, да и утруждать себя лишний раз не хочется. Гоголь делает так, что фактически именно «значительное лицо», а не неизвестные похитители шинели становится непосредственной причиной смерти Акакия Акакиевича. Тема чиновного равнодушия к че­ловеку, извращения подлинных человеческих отношений в чиновной среде — одна из важнейших в «Шинели». И в про­тивовес этому равнодушию в повести громко звучит тема со­вести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю не­притязательность и даже комичность какого-то отдельного че­ловека. Одной из лирических кульминаций повести является случай с молодым чиновником, который по примеру прочих начал было издеваться над Акакием Акакиевичем и услышал в ответ лишь беспомощное «Зачем вы меня обижаете?». Эта простая фраза произвела удивительное воздействие на моло­дого чиновника: «он вдруг остановился, как будто пронзен­ный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила от­толкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных, светских людей. И долго потом, сре­ди самых веселых минут, представлялся ему низенький чи­новник с лысинкою во лбу, с своими проникающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих прони­кающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Гуманистическая мысль Гоголя выразилась в этом эпизоде совершенно отчетливо. Вообще надо сказать, что Гоголь в трактовке темы маленького человека как бы оставляет на вре­мя свой дар смеха, показывая, что смеяться над человеком, пусть даже и самым ничтожным, — грешно и кощунственно, не смеяться надо, а увидеть в нем своего брата, пожалеть, проникнуться той незримой трагедией, которая является на поверхности сначала как повод для смеха, как анекдот. Такова же его трактовка маленького человека и в повести «Записки сумасшедшего». Начинается повесть с чрезвычайно забавных высказываний сошедшего с ума чиновника, возомнившего се­бя испанским королем, и это поначалу очень смешно и нелепо. Но конец у повести совсем другой — трагический.

Тема маленького человека нашла отражение и в «Мертвых душах». Этой теме посвящен самый большой и значительный вставной сюжет — так называемая «Повесть о капитане Копей­кине». Здесь мы встречаемся все с теми же мотивами Гоголя, с комичной поначалу фигурой капитана Копейкина, который, од­нако, поставлен в трагические обстоятельства не чем иным, как именно чиновным равнодушием. При этом осмысление чинов­ных отношений у Гоголя здесь идет глубже: он уже не показывает «превосходительство» тупым и бессердечным человеком, наоборот, он бы и хотел помочь Копейкину и сочувствует ему, но общий порядок вещей таков, что сделать тем не менее ниче­го нельзя. Все дело в том, что государственной бюрократиче­ской машине вообще нет дела до живого конкретного человека, она занята более масштабными делами. Здесь с особой силой звучит любимая гоголевская мысль о том, что мертвая бюро­кратическая форма подавляет собой живую жизнь.

Примечательно, что Гоголь, в отличие от своих предшест­венников, пытается показать пробуждение самосознания ма­ленького человека. Правда, пробуждение это еще робкое, про­исходит помимо сознательной воли героя и часто принимает фантастические, гротескные формы. В сумасшествии и мании величия оно выражается в «Записках сумасшедшего», в пред­смертном бреду — у Акакия Акакиевича. Но ведь не случайно тому же Акакию Акакиевичу уже после смерти дана способ­ность жить и мстить своим мучителям, срывая с них шинели; не случайно в разбойники уходит капитан Копейкин. Все это показывает, что даже самого кроткого и безответного малень­кого человека можно довести до степени, когда в нем подни­мается мужество отчаяния. Этот процесс пробуждения само­сознания в маленьком человеке, захваченный Гоголем на самой первой, начальной стадии, очень важен для дальнейше­го развития этой темы в русской литературе.

«Маленький человек» - тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли «маленьких людей» уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали взывать к справедливости и даже бороться против сильных мира сего.

Первыми были герои А. С Пушкина : Евгений из поэмы «Медный всадник» и Самсон Вырин из повести . Но именно герои произведений Гоголя , особенно его «Петербургских повестей», по праву считаются воплощением такого типа. Ф. М. Достоевский после скажет: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели» , имея в виду, что русские писатели, включая самого Достоевского, будут обращаться к этой теме постоянно, а герои Гоголя станут образцом для подражания.

Сам Гоголь, оказавшись в Петербурге, был потрясен величием города, встретившего молодого человека неласково. Он столкнулся с миром социальных катастроф. Увидел блеск и нищету столицы, за парадным фасадом которой торжествует пошлость и гибнут таланты. Герои Пушкина после столкновения с Петербургом сходили с ума.

В «Петербургских повестях» Гоголя желание «маленького человека» обрести достоинство ведет к бунту и освобождению призрачных сил, что делает этот цикл фантастическим. Критики признают, что весь цикл повестей - выражение негодования против трагической неустроенности жизни и против тех, кто ее опошлил, сделал бесчеловечной и невыносимой.

В «Записках сумасшедшего» повествование ведется от лица мелкого чиновника Поприщина. Сидя в кабинете директора департамента, он очинивает перья и ведет записи, мечтая жениться на его дочери и сделать карьеру. Подслушав разговор двух собачек Фидель и Меджи (фантастика есть во всех повестях этого цикла), он узнает об их переписке и, завладев бумажками, узнает всю подноготную своего начальника и его дочери. Он потрясен: почему так несправедливо устроен мир? Почему он, Аксентий Поприщин, в свои 42 года всего лишь титулярный советник?

В его воспаленном сознании возникает мысль о том, что он может быть кем-то другим, но вслед за безумием растет и его человеческое достоинство. Он начинает смотреть на мир по-другому, так как отказывается от рабского пресмыкательства перед так называемыми «хозяевами жизни». Он вдруг начинает считать себя королем Испании, что дает ему право не вставать перед начальством и даже подписываться Фердинандом VIII. Поприщин ясно представляет, как «вся канцелярская сволочь», включая директора, будет униженно сгибаться перед ним. Заканчивается этот демарш психушкой, где его записи окончательно теряют всякий смысл, но повесть раскрывает остроту социального конфликта.

Повесть «Шинель» описывает не просто случай из жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Вся жизнь героя предстает перед читателем: он присутствует при его рождении, наречении его именем, узнает, где он служил, почему так необходима ему шинель и отчего он умер. Герой живет в своем мирке, где ничего не происходит. Если бы не случилась в его жизни невероятная история с шинелью, о нем и рассказать было бы нечего.

Акакий Акакиевич не стремится к роскоши: пошив новой шинели - жизненная необходимость. Мысль об обновке наполняет новым смыслом жизнь героя, отчего даже меняется его внешность: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером». Когда он достиг предела своих мечтаний, произведя фурор среди коллег, постоянно издевавшихся над ним, шинель крадут. Но не это становится причиной смерти бедного Башмачкина: «значительное лицо», к которому обращается за помощью чиновник, «распекает» его за неуважение к начальству и выгоняет прочь.

Так исчезает с лица земли «существо, ни для кого не интересное», ведь даже смерти его никто не заметил. Финал фантастичен, но восстанавливает правосудие. Призрак бывшего чиновника срывает шинели с богатых и знатных особ, а Башмачкин поднимается на небывалую высоту, преодолев убогие представления о чине.

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Известный литературный критик Ю.В. Манн в своей статье «Одно из самых глубочайших созданий Гоголя» пишет: «Нам, конечно, смешна ограниченность Акакия Акакиевича, но мы в то же время видим его незлобивость, видим, что он вообще находится вне эгоистических расчетов, корыстных побуждений, волнующих других людей. Словно перед нами существо не от мира сего».

И на самом деле душа и помыслы главного героя Акакия Акакиевича остаются неразгаданными и неизведанными для читателя. Известна лишь его принадлежность к «маленьким» людям. Каких либо высоких человеческих чувств - не наблюдается. , Не умный, не добрый, не благородный. Он всего лишь биологическая особь. И любить, и жалеть его можно только за то, что он тоже человек, «брат твой», как учит автор.

В этом и заключалась делема которую поклонники Н.В. Гоголя трактовали по-разному. Одни считали, что Башмачкин был хорошим человеком, просто обиженный судьбой. Сущность, которого состоит из ряда достоинств, за которые его нужно любить. Одним из главных его достоинств, является то что он способен на протест. Перед смертью герой повести «бушует», угрожая в бреду «значительному лицу»: «…даже сквернохульничал, произнося страшные слова, … тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство». После смерти Башмачкин является в образе привидения на петербургские улицы и срывает шинели со «значительных лиц», обвиняя государство, весь его чиновничий аппарат в безликости и равнодушии.

Мнение критиков и современников Гоголя об Акакии Акакиевиче разошлось. Достоевский увидел в “Шинели” “безжалостное издевательство над человеком”; критик Аполлон Григорьев -- “любовь общую, мировую, христианскую”, а Чернышевский назвал Башмачкина “совершенным идиотом”.

В данном произведении Гоголь затрагивает ненавистные ему мир чиновников - людей без морали и принципов. Эта история произвела на читателей колоссальное впечатление. Писатель как истинный гуманист выступил на защиту «маленького человека» -- запуганного, бесправного, жалкого чиновника. Самое искреннее, самое теплое и задушевное сочувствие к обездоленному человеку он высказал в прекрасных строках заключительного рассуждения о судьбе и гибели одной из многих жертв бездушия и произвола.

Повесть «Шинель» произвела сильнейшее впечатление на современников.

Произведение «Шинель» является одним из лучших работ Н.В. Гоголя и по сегодняшний день. (В.Г. Белинский, Полн. собр. соч., Т.VI. - Стр. 349), это было премьерное открытие «маленького человечка» широкой публике. «Колоссальным произведением» назвал «Шинель» Герцен.

Сделалась знаменитой фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». Говорил ли действительно эти слова Достоевский, неизвестно. Но кто бы их ни сказал, не случайно они стали «крылатыми». Очень многое важное «вышло» из «Шинели», из петербургских повестей Гоголя.

«Внутренняя судьба личности - истинная тема первых, «чиновничьих» произведений Достоевского», - утверждает молодой критик В.Н. Майков, преемник В.Г. Белинского в критическом отделе «Отечественных записок». Споря с Белинским, он заявлял: «И Гоголь, и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества, для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума» (Майков В.Н. Литературная критика. - Л., 1985. - с. 180).