Какую группу потребностей а маслоу не выделял. Споры по поводу пирамиды Маслоу

Введение

Абрахам Маслоу родился в Бруклине (штат Нью-Йорк) в 1908 г. Он учился на психологическом факультете Висконсинского университета и стал сначала стипендиатом Карнеги в колледже, готовившем преподавателей колледжей, затем адьюнкт-профессором психологии в Бруклинском колледже. В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Как пишет сам Маслоу, «мне хотелось синтезировать холистический, динамический и культурный подходы, которые были столь популярны у молодых психологов того времени. Я чувствовал глубинную взаимосвязь между этими подходами и воспринимал их как отдельные аспекты единого всеохватывающего целого» (Maslow, 1954, ix). Маслоу приступил к серьезной подготовке этого синтеза: он изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949 г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период. Вернувшись к академической деятельности, он стал сначала адьюнкт-профессором, затем полным профессором и руководителем кафедры в массачусетском университете Brandeis. Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер. Абрахам Маслоу умер в 1970 г.


1. Сущность теории иерархии потребностей А.Маслоу

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1.1).

Рисунок 1.1 Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Согласно Маслоу, «человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Человек - это животное, постоянно испытывающее те или иные желания» (Maslow, 1943, p. 370). Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви, потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства и, наконец, потребность в самоактуализации. Иерархическая природа этих потребностей или целей означает, что «доминантная цель монополизирует сознание и определенным образом стимулирует и организует различные способности организма, потребные для ее достижения. Менее насущные потребности минимизируются, или даже забываются, или отрицаются» (Maslow, 1943, pp. 394–395). Основанием этой иерархии Маслоу считает физиологические потребности и, прежде всего, потребность в пище. Вот что он пишет:

Вне всяких сомнений, физиологические потребности являются самыми насущными изо всех нужд. Прежде всего, это означает, что для человеческого существа, не имеющего вообще ничего, основой мотивации будут именно физиологические нужды, а не что-то иное. Человек, лишенный пищи, безопасности, любви и уважения, естественным образом, прежде всего, будет стремиться к получению пищи. Тяга к писанию стихов, желание приобрести автомобиль, интерес к американской истории, желание купить новые туфли в экстренных случаях совершенно забываются или становятся второстепенными. Для человека, испытывающего сильное чувство голода, не существует иного интереса, кроме пищи. Он мечтает и думает о ней, он вспоминает ее и стремится к ее обретению… Свобода, любовь, чувство общности, уважительное отношение, - все они отметаются как мишура, ибо ими нельзя наполнить желудок. Воистину такой человек живет только хлебом единым. (Maslow, 1943, pp. 373–374)

Маслоу пишет, что в Соединенных Штатах и в других развитых сообществах подобный хронический острый голод является редким явлением. При этом он отмечает, что люди часто принимают за голод наличие здорового аппетита.

И действительно, в развитых обществах столь тяжелые условия жизни и голодная смерть могут быть, скорее всего, лишь следствием некоей чрезвычайной ситуации. Естественно, при этом должны удовлетворяться и другие физиологические потребности, такие, например, как потребность в воздухе или в воде.

Маслоу пишет:

Когда нет хлеба, человек действительно живет хлебом единым. Но что происходит с человеческими желаниями в том случае, когда он не испытывает недостатка в хлебе? Тут же возникают другие (более «возвышенные») потребности, которые замещают собой физиологические нужды и становятся доминирующими. Когда и они находят удовлетворение, возникают новые (и вновь «более возвышенные») потребности, и так далее. Вот что мы имеем в виду, когда говорим о том, что основные человеческие нужды образуют иерархию относительного доминирования… Доминантными для организма и его поведения являются только неудовлетворенные нужды. Если голод утолен, чувство голода теряет свое значение в системе факторов активности личности. (Maslow, 1943, p. 375)

Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности безопасности. Он полагает, что «все, сказанное о физиологических нуждах, может быть - пусть и в несколько меньшей степени - отнесено и к желаниям такого рода. Организм может быть охвачен только ими. Они могут выступать в качестве едва ли не единственных определяющих поведение начал, подчиняющих себе все способности организма, что позволяет нам в данном случае представить организм как механизм, стремящийся к обретению безопасности» (Maslow, 1943, p. 376). Маслоу иллюстрирует свою мысль о потребности в безопасности, рассматривая желание защищенности у ребенка и поведение взрослых невротиков или почти невротиков, которые во многих случаях ведут себя так же, как и ребенок, не ощущающий себя в безопасности. Так же, как и в случае физиологических нужд, он полагает, что «потребности здорового, нормального, удачливого взрослого человека в безопасности в рамках нашей культуры находят достаточное удовлетворение… вследствие чего подобные потребности не играют активной мотивационной роли. Подобно тому, как сытый человек не чувствует голода, человек, находящийся в безопасности, не испытывает в этом смысле особого беспокойства» (Maslow, 1943, pp. 378–379). Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. Так, «человек начинает особенно остро чувствовать отсутствие друзей, возлюбленной, жены или детей. Он жаждет чувственных отношений с другими людьми, он пытается занять определенное место в некой группе и активно стремится к достижению этой цели. Он хочет этого более всего на свете и обычно совершенно забывает о том, что в ту пору, когда он был голоден, любовь вызывала у него усмешку» (Maslow, 1943, pp. 380–381). В отличие от потребности в безопасности и физиологических потребностей, потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной группе людей удовлетворить в современном обществе гораздо труднее. Как указывает Маслоу, «невозможность удовлетворения этих потребностей обычно является причиной всевозможных расстройств и более серьезных психических патологий» (Maslow, 1943, p. 381). И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Маслоу пишет:

Все люди в нашем обществе (за исключением патологических случаев) имеют потребность в стабильной, основательной (и обычно высокой) самооценке, в самоуважении или в чувстве собственного достоинства, которое должно подкрепляться уважительным отношением со стороны других людей. Под основательностью самоуважения мы понимаем чувство, которое вызывают некие реальные достижения и соответственное уважительное отношение окружающих… Удовлетворение потребности в самоуважении приводит к появлению чувства уверенности в себе, достоинства, ощущения собственной силы, дееспособности, полезности и необходимости в этом мире. Невозможность же удовлетворения этих потребностей имеет следствием появление чувства собственной неполноценности, слабости и беспомощности. (Maslow, 1943, pp. 382–383)

Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Если физиологические нужды и потребности в безопасности, любви и уважении будут удовлетворены в достаточной степени, «мы вправе ожидать, что у человека возникнет (это происходит не всегда) новая потребность, если только он уже не делает того, к чему, как ему кажется, он призван. Музыкант должен творить музыку, художник - писать картины, поэт - писать стихи, в противном случае они не будут чувствовать себя счастливыми людьми. Человек должен стать тем, кем он может стать. Эту потребность мы называем самоактуализацией… она состоит в желании все более и более становиться тем, кто вы есть, становиться всем тем, что определяется вашей способностью к становлению» (Maslow, 1943, p. 382). Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей физиологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности [первых четырех уровней], мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества. Поскольку «в основном удовлетворенные люди» в нашем обществе являются исключением, мы плохо знакомы - и экспериментально, и клинически - с явлением самоактуализации. Его исследование - дело будущего» (Maslow, 1943, p. 385).

Последнее обновление: 02/02/2014

Пять уровней потребностей, согласно иерархии Маслоу.
Чем обусловлено наше поведение? По мнению Абрахама Маслоу, психолога-гуманиста, мотивация для наших действий заложена в необходимости удовлетворить определённые потребности. Маслоу впервые представил свою концепцию иерархии потребностей в работе «Теория человеческой мотивации» (1943) и в последовавшей за ней книге «Мотивация и личность». Эта иерархия предполагает, что люди стремятся вначале удовлетворить базовые потребности, и лишь потом перейти к другим.
Эта иерархия чаще всего изображается в виде пирамиды (хотя в самой работе Маслоу её не было) - нижние уровни пирамиды состоят из простых потребностей, в то время как более сложные располагаются на вершине. В основании пирамиды лежат базовые физические потребности - в пище, воде, сне или тепле. После того, как эти потребности удовлетворены, люди переходят к следующему уровню - потребностям в надежности и безопасности.
По мере того, как люди двигаются вверх, потребности приобретают всё более и более психологический и социальный характер. Вскоре наиболее важной становится потребность в любви, дружбе и близости. Далее приобретает приоритет потребность в уважении личного достоинства и чувстве выполненного долга. Как и Карл Роджерс, Маслоу подчеркивал важность самореализации, под которой подразумевал процесс роста и развития индивида как личности для раскрытия индивидуальных возможностей.

Виды потребностей

Абрахам Маслоу считал, что эти потребности походят на инстинкты и играют важную роль в мотивации поведения. Физиологические нужды, потребность в безопасности, социальные потребности и т.д. он назвал потребностями дефицита , - это означает, что они возникают из-за лишений. Удовлетворение этих потребностей необходимо для того, чтобы избавиться от неприятных ощущений или предотвратить негативные последствия.
Потребности верхних уровней пирамиды Маслоу назвал потребностями роста . Они появляются не из-за отсутствия чего-либо, а, скорее, из желания расти как личность.

Пять уровней потребностей

Представленная Абрахамом Маслоу иерархия потребностей включает пять различных уровней:

  • Физиологические потребности . К ним относятся жизненно важные потребности, от которых зависит выживание индивида - потребности в воде, пище, воздухе или сне. Маслоу считал, что эти потребности являются основополагающими в иерархии, поскольку все остальные потребности отходят на второй план до тех пор, пока они не будут удовлетворены.
  • Потребности безопасности . Сюда относятся потребности в безопасности и защищенности. Их удовлетворение, безусловно, важно для выживания индивида, но не настолько, насколько удовлетворение физиологических потребностей. В качестве примера ещё можно привести стремление к стабильной занятости, надежной системе здравоохранения, выбор безопасного района или потребность в жилище в принципе.
  • Социальные потребности . К ним относятся потребности в принадлежности, любви и привязанности. Маслоу считал их менее важными по сравнению с физиологическими нуждами и потребностями в безопасности. Не только дружба, романтические и семейные отношения помогают удовлетворить эту потребность в общении и принятии, но и участие в социальной деятельности, различных обществах или религиозных группах.
  • Потребность в уважении . После удовлетворения потребностей первых трёх уровней, важность обретает потребность в уважении. Также к этому уровню относятся необходимость в изменениях, которые влияют на самооценку, личную ценность человека, общественное признание и достижение.
  • Потребность в самоактуализации . Это самый высокий уровень в иерархии потребностей Абрахама Маслоу. Самореализовавшиеся люди осознают личностный рост, менее зависимы от мнения других и заинтересованы в реализации своего потенциала.

Критика иерархии потребностей Маслоу

Хотя результаты некоторых исследований подтвердили теорию Маслоу, большинство исследователей не смогли обосновать его идею об иерархии потребностей. Вахба и Бридвелл сообщили, что рейтинг, составленный Маслоу, недостаточно обоснован, и что существует мало доказательств того, то эти потребности обязательно должны располагаться в иерархическом порядке.
Другие критики обращают внимание на то, что данное Маслоу определение самоактуализации трудно проверить научно. Его исследования в отношении самоактуализации основаны на очень ограниченной выборке испытуемых - на его знакомых, а также на биографиях известных людей, которых Маслоу считал самореализовавшимися (например, Альберта Эйнштейна, Элеоноры Рузвельт). Несмотря на множество критических замечаний, иерархия потребностей Маслоу представляет собой часть важного сдвига в психологии. Вместо того чтобы сосредоточиться на аномальном поведении и его развитии, гуманистическая психология Маслоу сосредоточена на развитии здоровой личности.
Хотя теорию Абрахама Маслоу поддерживает относительно небольшое количество исследователей, иерархия потребностей хорошо известна и популярна как среди психологов, так и среди других специалистов. В исследовании, опубликованном в 2011 году, учёные Университета Иллинойса попробовали проверить эту иерархию. Вот, что они обнаружили: удовлетворение потребностей коррелирует с ощущением счастья; испытуемые самых разных культур показали, что самореализация и социальные потребности важны даже тогда, когда основные потребности не были удовлетворены.

Пирамида потребностей Маслоу – это теория развития человека, которая говорит, что все потребности того самого человека можно поделить на 5 уровней.

Одна потребность соответствует одному уровню развития человека. Причем через уровни нельзя перескочить. Например, не закрыв потребность второго уровня, нельзя выйти сразу на третий.

Иерархия потребностей направлена от простых (животных) к более сложным. Чтобы перейти на следующий уровень пирамиды, нужно полностью удовлетворить потребности предыдущего.

Справедливости ради, стоит отметить, что тот порядок, который представлен в данной статье, у некоторых людей может отличаться. Но это исключение является подтверждением правила.

И так, рассмотрим подробнее классификацию потребностей по Маслоу:

Физиологические потребности (первая ступень пирамиды)

Физиологические потребности свойственны абсолютно всем существующим на нашей планете живым организмам, соответственно, и каждому человеку. И если человек не будет их удовлетворять, то он просто не сможет существовать, а также не сможет полноценно развиваться.

Примеры : еда, сон, вода, кислород, секс, кров (где переночевать).

Согласитесь, если человеку нечего кушать, он не будет думать о том, как бы себя реализовать в жизни или на какую кинопремьеру пойти вечером.

Естественно, что, не удовлетворив физиологические потребности, человек не сможет и нормально работать, заниматься бизнесом или выстраивать отношения в семье.

Безопасность

К этой группе относятся потребности в безопасности и стабильности. Чтобы понять суть, можно рассмотреть пример с младенцами – ещё будучи неосознанными, они на подсознательном уровне стремятся, после того как удовлетворили жажду и голод, к тому чтобы быть защищёнными. И дать им это ощущение может только любящая мать. Аналогично, но уже в другой, более мягкой форме, обстоит ситуация и со взрослыми людьми: из соображений безопасности они стремятся, например, застраховать свою жизнь, устанавливают прочные двери, ставят замки т.д.

Еще примеры: стабильная работа, подушки безопасности на автомобиле, спокойный район, защитный костюм (для некоторых профессий).

Любовь и принадлежность

Если мы сыты, нам есть где переночевать и мы не находимся в зоне военных действий (удовлетворены первые две ступени в пирамиде) – то мы стремимся к удовлетворению психологических потребностей. Мы хотим семью, друзей, общения. Хотим принадлежать к своей группе людей (по родственным связям или интересам).

Человек нуждается в том, чтобы проявлять любовь и получать её по отношению к себе. В социальной среде человек может почувствовать свою полезность и значимость. И именно это мотивирует людей удовлетворять социальные потребности. Мы создаем для этого системы, сообщества, без которых не можем выжить.

Этот уровень особенно выражен у пожилого населения, когда старики стремятся наладить связи c дальними родственниками, ездят в гости, приглашают детей к себе домой, сидят на завалинке со сверстниками.

Примеры : семья, друзья, родственники, рабочий коллектив, спортивные сообщества, социальные группы.

Уважение и признание

После того как человек удовлетворяет потребность в любви и принадлежности к социуму, непосредственное воздействие на него окружающих снижается, и в центре внимания оказывается желание быть уважаемым, стремление к престижу и признанию различных проявлений своей индивидуальности (талантов, особенностей, умений и т.п.).

Нам хочется, чтобы признавали наши достоинства, наша компетентность была оценена по-достоинству, замечено наше мастерство. Сюда можно отнести желание иметь хорошую репутацию, статус, известность и славу, превосходство и т.д.

Примеры : мастер спорта, высокая должность, статус эксперта в каком-то деле, миллион подписчиков в инстаграм.

Самореализация

Эта ступень последняя и на ней находятся духовные потребности, выражающиеся в желании развиваться как личность или духовный человек, а также продолжать реализовывать свой потенциал. Как следствие – творческая деятельность, посещение культурных мероприятий, стремление развить свои таланты и способности. К тому же, человек, сумевший удовлетворить потребности предыдущих ступеней и «забравшись» на пятую, начинает активно искать смысл бытия, изучать окружающий мир, стараться внести в него свою лепту; у него могут начать формироваться новые взгляды и убеждения.

В заключение

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности > базовые > возвышенные .

Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые.

Здесь главным является вопрос об актуальности потребностей для человека. К примеру, сытый человек теряет интерес к еде (пока снова не проголодается), человек с крышей над головой – не теряет супермотивацию к улучшению жилищных условий. Тот, кто чувствует себя защищённым, не станет ещё больше стремиться к тому, чтобы защититься.

Следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности.

Кстати говоря, Абрахам Маслоу считал, что пятой ступени достигает лишь 2% людей.

Иерархия потребностей А. Маслоу - известнейшего современного американского экономиста, получила широкое распространение по всему миру. Согласно его теории любые человеческие "аппетиты" развиваются в направлении от низших к высшим. Сперва индивидуум должен сполна удовлетворить свои потребности нижнего уровня. Только тогда его нужды смогут перейти на более высокие.

Что это за теория?

Иерархия потребностей Маслоу - одна из самых популярных Согласно ей, все человеческие нужды можно поместить в некую "пирамиду". Делается это следующим образом. В основании, в самом низу "пирамиды", мы располагаем самые важные из Без их удовлетворения становится практически невозможным биологическое существование людей. На более высоких уровнях "пирамиды" находятся потребности, которые характеризуют человека как существо социальное и как отдельную личность.

Хотя иерархия потребностей Маслоу создавалась в 40-е годы, на сегодняшний день она все еще очень актуальна. Известный американский экономист, он утверждал, что у людей очень много различных нужд. Но, также он полагал, что их все можно разделить на пять уровней. Более детально эту идею разрабатывал современник Маслоу, психолог из Гарварда, Муррей. Состоит в следующем.

1. Они необходимы для нашего выживания. Сюда относится голод, жажда, необходимость убежища и отдыха, секс.

2. Безопасность (защита от боли, страха, гнева) и уверенность в будущем. Это потребности в защите от опасностей физического и психологического характера со стороны окружающего нас мира. Уверенность в том, что наши физиологические нужды в будущем также будут удовлетворены.

3. Социальные потребности - это понятие включает чувство принадлежности кому-либо или к чему, чувство, что другие тебя принимают. привязанности, социального взаимодействия и поддержки. Потребности: в любви, семье, друзьях, общении.

4. Необходимость утверждения. Сюда относятся самоуважение, потребность в компетентности, личных достижениях, признании окружающих. Также это карьера, престиж, успех, личностный рост.

5. Духовные потребности: познание, самовыражение, самоактуализация, самоидентификация.

При желании, иерархия потребностей Маслоу, может быть дополнена потребностями материальными и духовными, иррациональными и рациональными, осознанными и неосознанными, косвенными и прямыми, и др.

Процентное соотношение

Потребности, расположенные на первом уровне, - физиологические: в пище, отдыхе, тепле, комфорте и т.д. Они присущи абсолютно каждому человеку. Когда они полностью удовлетворены, становятся актуальны потребности располагающиеся на более высоких уровнях пирамиды. В процентно соотношении это выглядит следующим образом.

Иерархия потребностей Маслоу подразумевает, что человек ощущает нужду в безопасности и порядке, если не менее чем на 85% утолены его физиологические потребности. Людям начинает хотеться дружбы, уважения, одобрения, признания и любови, если их необходимость в безопасности удовлетворена на 70%. Чтобы нам захотелось самоуважения, под которым подразумевается свобода действий, достижение некоего социального статуса, наши социальные потребности должны быть обеспечены также на 70%.

Удовлетворяя потребность в самоуважении на 60%, мы начинаем желать самоактуализации, самовыражения, реализации своего потенциала. Иерархия потребностей по Маслоу утверждает, что именно этого уровня сложнее всего достичь и в полной мере удовлетворить себя, находясь на нем. Даже достигая 40% уровня самоактуализации, мы чувствуем себя счастливыми, но этого добиваются только 1-4% населения планеты.

Пирамида потребностей Маслоу — визуальное представление потребностей человека в образе иерархической пирамиды. Основана на трудах Абрахама Харольда Маслоу, американского психолога, основоположника гуманистической стихологии.

Основная мысль теории пирамиды Маслоу:

  • Каждая ступень это уровень потребности.
  • Более повышенная потребность находиться — ниже, а менее выраженная — выше.
  • Нельзя удовлетворить вышестоящею потребность не удовлетворив, хотя бы частично, нижестоящею.
  • По мере удовлетворения потребностей – смещаются желания — потребности человека на уровень, ступень, выше.

Описание пирамиды Маслоу:

  1. Физиология – низменные потребности тела, направленные на его жизнедеятельность (голод, сон, половое желание и др.)
  2. Безопасность – потребность быть уверенным, что жизни ничего не угрожает.
  3. Социальность – потребность в контакте с окружающими и своя роль в социуме (дружба, любовь, принадлежность к определенной народности, испытывать взаимные чувства…)
  4. Признание – уважение, признание социумом его успешности, полезности его роли в жизни такого социума.
  5. Познание – удовлетворения природного любопытства человека (знать, доказывать, уметь и изучать…)
  6. Эстетика – внутренние потребность и побуждения следовании истине (субъективное понятие, как должно все быть).
  7. Я – потребность в самореализации, самоактулизации, высшая миссия своего существования, духовная потребность, самая высшая роль человека в человечестве, понимание своего смысла существования… (список очень большой – пирамиду потребностей Маслоу – часто используют очень многие люди и «духовные» организации, с разными системами мировоззрения и верхушку ставят свое высшее понятие смысла существования человека).

Важное замечание . Очень легко охарактеризовать самую основную потребность, так же легко ее удовлетворить. Ведь любой ответит, что сделать, чтоб человек был сыт. Но по мере роста высоты позиции – ответить, что нужно, чтоб удовлетворить именно эту потребность — становиться все сложнее. К примеру, на ступеньке 4: признание – кому-то нужно завоевать уважение только своих родителей, а кто-то жаждет публичной славы. Уже универсального ответа для каждого не будет.

Спорное, недостатки пирамиды потребностей

В первых, саму пирамиду придумал не господин Абрахамом Маслоу, а маркетинговые компании, обучающие своих сотрудников для повышения продаж. Сам же Маслоу пол жизни посвятил изучению человеческих потребностей. Получается, что это — примитивная схема его трудов.

Она не выдерживает конструктивной критике . Например, человек постящийся (религиозный пост) – противоречит ее концепции.

Это теория , а не аксиома – теории должны быть доказаны, доказывать пирамиду потребностей довольно сложно. Как доказывать — если нет определенного универсального инструмента для каждого человека – «потребомера» (как измерить силу потребности?).

Положительные стороны пирамиды Маслоу

Она очень популярна – изучают повсеместно в вузах. Ее используют как на производстве – для персонала (даже для организация рабочего места работника), в торговле (поиск спроса и предложения), в тренингах ….

Она проста и лаконична – ее используют за неимением более удобной теории потребностей.

Она универсальна – подходить для разных социальных организаций.

Она как прототип – ее переработанные «улучшенные» варианты часто встречаются в разных психологических концепциях.

История создания пирамиды потребностей по Маслоу. Предположительная мысль

Вообще рассматриваю пирамиду – возникло чувство, что где-то это уже видано.

Сам А. Маслоу упоминал, что переход от одной потребности к другой – это жизнь человека (к 50 годам к 7 ступеньке), но, по моему все еще проще:

1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.

3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались.

5 ступень (познание): период «почемучки».

6 ступень (эстетика): отрочество — понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.

7 ступень (Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм, поиски – зачем я живу.

P.S. Хотел экспериментально подтвердить эту теорию на примере поисковых запросов от яндекса и гугла. Сама идея: чем выше ступенька (и соответствующий запрос) — тем меньше это ищут. Идея, отчасти, удалась (к примеру, слово [Бог] ищут в 1 000 раз меньше чем — [ пииии.. .], вырезал цензурой), но проблема возникла в объективности доказательства.