Луи Пастер и его роль в развитии микробиологии. Разработка Пастером научных основ специфической профилактики инфекционных болезней

ИСТОРИЯ МИКРОБИОЛОГИИ

Жданов , российский вирусолог. Труды по вирусным инфекциям, молекулярной биологии и классификации вирусов, эволюции инфекционных болезней.

3. Приоритет отечественных ученых в открытии патогенных простейших .

Большое значение имели работы русских исследователей М. М. Тереховского (1740-1796) и Д. С. Самойловича (Сущинского). Большая заслуга М. М. Тере-ховского состоит в том, что он одним из первых использовал экспериментальный метод в микробиологии: он изучал влияние на микроорганизмы электрических разрядов разной силы, температуры, различных химических веществ; изучал их размножение, дыхание и т. п. К сожалению, его работы были мало известны в то время и не смогли оказать большого влияния на развитие микробиологии. Рабо-ты выдающегося русского врача Д. С. Са-мойловича получили самое широкое при-знание.

Он был избран членом 12 зару-бежных академий наук. Д. С. Самойлович вошел в историю микробиологии как один из первых (если не первый) «охотников» за возбудителем чумы. Впервые он принял участие в борьбе с чумой в 1771 г. во вре-мя вспышки ее в Москве, а затем с 1784 г. участвовал в ликвидации вспышек чумы в Херсоне, Кременчуге (1784), Тамани (1796), Одессе (1797), Феодосии (1799). С 1793 г. он был главным доктором каран-тинов юга России. Д. С. Самойлович был убежденным сторонником гипотезы о жи-вой природе возбудителя чумы и за сто с лишним лет до открытия микроба пытал-ся обнаружить его. Лишь несовершенство микроскопов того времени помешало ему сделать это. Он разработал и применил целый комплекс противочумных ме-роприятий. Наблюдая за чумой, он пришел к выводу, что после перенесения чумы

Одна из главных научных заслуг Д. С. Самойловича — идея о возможности создания искусственного иммунитета против чумы с помощью прививок. Своими идеями Д. С. Самойлович выступил как провозвестник зарожде-ния новой науки — иммунологии.

Большой вклад в систематику микро-бов внес один из основоположников отечественной микробиологии Л. С. Ценковский (1822-1887). В своей работе «О низших водорослях и инфузориях» (1855) он установил место бактерий в системе живых существ, указав на близость их к расте-ниям. Л. С. Ценковский описал 43 новых вида микроорганизмов, выяснил микроб-ную природу клетка (слизеподобная масса, образуемая на измельченной свекле). Впоследствии, независимо от Пастера, он получил сибиреязвенную вакцину, а буду-чи профессором Харьковского университета (1872-1887), способствовал организа-ции Пастеровской станции в Харькове. Вывод Л, С. Ценковского о природе бактерий под-держал в 1872 г. Ф. Кон, который отделил бактерии от простейших и отнес их к цар-ству растений.

П. Ф. Боров-ский (1863-1932) и Ф. А. Леш (1840-1903) - первооткрывате-ли патогенных простейших, лейшманий и дизентерийной амебы. И. Г. Савченко установил стрептококковую этиологию скарлати-ны, первым использовал антитоксическую сыворотку для ее лече-ния, предложил вакцину против нее, создал Казанскую школу микробиологов в Росши и вместе с И. И. Мечниковым изучал ме-ханизм фагоцитоза и проблемы специфической профилактики холеры. Д. К. Заболотный (1866-1929) — крупнейший организа-тор борьбы с чумой, установил и доказал ее природную очаго-вость. Он создал первую самостоятельную кафедру бактериоло-гии в Петербургском женском медицинском институте в 1898 г.

Большой вклад в развитие общей, технической и сельскохозяйственной микробиологии внесли академики В. Н. Шапошников (1884-1968), Н. Д. Иерусалимский (1901-1967), Б. Л. Исаченко (1871-1947), Н. А. Красильников (1896-1973), В. Л. Омелянский (1867-1928). С. П. Костычев (1877-1931), Е. И. Мишустин (1901-1983) и их многочисленные ученики. Меди-цинская микробиология, вирусология и иммунология во многом обязаны исследо-ваниям таких широко известных отечественных ученых, как Н. Ф. Гамалея (1859-1949), П. Ф. Здродовский (1890-1976), Л. А. Зильбер (1894-1966), В. Д. Тимаков, Е. И. Марциновский (1874-1934), В. М. Жданов (1914-1987), 3. В. Ермольева (1898-1979), А. А. Смородинцев (1901-1989), М. П. Чумаков (1909-1990), П. Н. Кашкин (1902-1991), Б. П. Первушин (1895-1961) и многих других. Труда-ми отечественных микробиологов, иммунологов и вирусологов внесен крупный вклад в развитие мировой науки, в теорию и практику здравоохранения.

И.Г. Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения.

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии. Организовал в 1920 г. на базе городской санбаклаборатории химико-бактериологический институт, которым руководил до 1932 г. Создал школу бактериологов, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах страны.

В этот период особенное влияние на направление работ И. Г. Савченко оказали, как писал Иван Григорьевич, "гениальные исследования" И. И. Мечникова, его фагоцитарная теория и полемика, разгоревшаяся в ученом мире вокруг нее. К счастью молодого исследователя, нередким гостем в лаборатории профессора В. В. Подвысоцкого был сам Илья Ильич Мечников. Однажды он присутствовал при докладе И. Г. Савченко об иммунитете против сибирской язвы, заинтересовался его опытами и дал им высокую оценку.

"Он попросил меня, - вспоминал И. Г. Савченко, - подробно изложить протокол опытов, показать препараты и, познакомившись с работой, порекомендовал напечатать ее в немецком журнале", где раньше была напечатана статья немецкого ученого Чаплевского, направленная против теории фагоцитоза Мечникова... "С этой работы, - продолжал Иван Григорьевич, - началось мое знакомство с гениальным Мечниковым, работать у которого стало моей мечтой, осуществившейся в 1895 году".

И вот И. Г. Савченко в Париже, в Пастеровском институте, в лаборатории И. И. Мечникова.

В институте И. Г. Савченко работал над выяснением физической природы и механизма фагоцитоза. Он установил две фазы: первая - притяжение объекта фагоцитоза к поверхности фагоцита и вторая - погружение его в протоплазму с последующим перевариванием... Эти исследования по изучению фагоцитарной реакции принесли И. Г. Савченко всеобщую известность в ученом мире.

После заграничной командировки И. Г. Савченко, воспринявший лучшие традиции Пастеровского института и вооруженный огромным научным опытом, в конце 1896 года возвратился в Россию, прибыл в Казань, где и началась его плодотворная работа в только что построенном бактериологическом институте. Он возглавлял новый институт и кафедру общей патологии в старейшем Казанском университете (основан в 1804 году).

В 1905 году И. Г. Савченко публикует сообщение об открытии им скарлатинозного токсина, а еще через два года предлагает свой метод борьбы со скарлатиной - лечебной сывороткой антитоксического характера. Любопытно, что лишь спустя два десятилетия по этому же пути пошли американцы Дики, не оспаривая однако приоритета изготовления такой сыворотки у русского ученого и придавая его трудам громадное значение. Этот метод приготовления стрептококковой противоскарлатинозной сыворотки, предложенный Иваном Григорьевичем, пользовался большой известностью в Соединенных Штатах Америки и носил название "способа профессора Савченко..."

В 1919 году ученый переезжает из Казани на Кубань. Через год отдел здравоохранения предлагает ему создать окружной бактериологический институт и ставит перед ним неотложные задачи - срочно изготовить в "широком масштабе" вакцины для армии и населения.

Кубань была охвачена эпидемией тифа и холеры . В 1913 году сооружено, возле Сенного базара, специальное двухэтажное здание для химико-бактериологической лаборатории, где и приступил в 1920 году к созданию чудотворных вакцин знаменитый микробиолог. Были созданы необходимые вакцины и препараты, несущие спасение людям, зараженным холерой и сыпняком.

В 1923 году в Краснодаре была создана малярийная станция, возглавлял которую профессор Иван Григорьевич Савченко. Усилия были направлены на борьбу с малярийным комаром анофелесом. Если в 1923 году в Краснодаре числилось 6171 "малярик", то 1927-м - 1533 человека.

Малярия полностью искоренена на Кубани - и в этом немалая заслуга известного микробиолога И. Г. Савченко.

По своим научным исследованиям, по гигантской работе, проводимой в лабораториях, Кубанский химико-бактериологический институт занимал в то время третье место в СССР. В 1928 году ученому присвоено, почетное звание заслуженного деятеля науки (И. Г. Савченко был первым профессором на Северном Кавказе, получившим почетное звание заслуженного деятеля науки.)

– замечательный французский биолог и химик, который своей деятельностью оставил большой вклад в развитие . Известность к Пастеру пришла за разработку техники профилактической вакцинации. Идея по профилактике пришла к Луи, когда он изучал теорию развития болезни в результате деятельности болезнетворных микробов.Биография Пастера , говорит нам о незаурядности этого человека и железной силе воли. Он родился в 1822 году во Франции, в городе Доль. В подростковом возрасте переехал в Париж, и закончил местный колледж. За годы учебы молодому человеку не как не удавалось себя проявить, тогда один из преподавателей, высказался о студенте, как о «посредственности в химии».

Луи за годы своей жизни доказал преподавателю, что он ошибся. Вскоре он получил докторскую степень, а его исследования винный кислоты, сделало его популярным и известным химиком. Достигнув определенного успеха, Пастер решил не останавливаться, и продолжал исследования и опыты. Изучая процесс брожения, ученый доказал, что в его основе лежит деятельность микроорганизмов определенного типа. Присутствие в процессе брожения иных микроорганизмов, может негативно сказаться на процессе. Исходя из этого, он предположил, что в организме человека или животного тоже могут жить такие микроорганизмы, которые выделяют нежелательные продукты и негативно влияют на весь организм. Вскоре Луи удалось обосновать теорию инфекционных заболеваний, это было новое слово в медицине. Если болезнь вызвана инфекцией, то, следовательно её можно было бы избежать. Для этого всего лишь надо воспрепятствовать проникновению микроба в организм человека. Луи считал, что особое значение во врачебной практике должны приобрести антисептики.

В итоге хирург Джозеф Листер стал практиковать антисептические методы в своей работе. Так же микробы могли попадать в организм через пищу и питье. Тогда Луи разработал метод «пастеризации», который уничтожал вредоносные микробы во всех жидкостях, за исключением испорченного молока. В конце своей жизни Пастер серьезно занялся изучением страшного заболевания – сибирской язвы. В итоге ему удалось разработать вакцину, которая представляла собой ослабленную бациллу. Вакцину опробовали на животных. Введенная вакцина вызывала слабую форму заболевания. Она позволяла подготовить организм к тяжелой форме болезни. Вскоре научному миру стало ясно, что при помощи вакцины можно предупредить множество опасных для жизни заболеваний. Луи умер в 1895 году недалеко от Парижа.

Ученый оставил после себя большое наследство для человечества. Ему мы обязаны, существованием прививок, которые помогают нам научить организм сопротивляться различным болезням. Открытие Пастера помогла увеличить продолжительность жизни, его вклад в развитие трудно переоценить.

Пастер Луи (1822-1895), французский микробиолог и химик, основатель современной микробиологии и иммунологии.

Родился 27 декабря 1822 г. в городе Доль, департамент Юра. Единственный сын кожевенника. Сначала обучался в коллеже города Арбуа, затем в лицее Сен-Луи в Париже. Параллельно Пастер посещал лекции в Сорбонне, в частности слушал знаменитого химика Жана Батиста Дюдма.

Окончив с отличием лицей, юноша был принят в 1843 г. в Эколь Нормаль - Высшую нормальную школу, где изучал естественные науки. По окончании курса (1847 г.) он в течение года защитил две докторские диссертации: одну по физике, другую по химии. Затем в звании профессора преподавал в Дижоне (1847-1848 гг.), Страсбургском (1849-1854 гг.) и Лилльском (с 1854 г.) университетах, а в 1857 г. стал деканом факультета естественных наук в Высшей нормальной школе.

Уже в 26 лет Пастер был известен своими работами в области органической кристаллографии, которые положили начало стереохимии (наука о пространственном расположении атомов в молекулах). Он выявил оптическую ассиметрию молекул, отделив друг от друга две кристаллические формы (право- и левовращающую) винной кислоты. Поскольку ассиметричные кристаллы встречались в веществах, образующихся при брожении, учёный заинтересовался этим химическим процессом. В 1857 г. он обнаружил, что брожение имеет биологическую природу, являясь результатом жизнедеятельности особых микроорганизмов - дрожжевых грибков. Пастер предположил, что вино превращается в уксус под воздействием бактерий, и предложил обрабатывать вина путём нагревания до 60 °С (пастеризация).

В 1861 г., исследуя причины гибели шелковичных червей, он нашёл способ сортировки яиц шелкопряда под микроскопом. Эти работы привели Пастера к мысли, что болезнетворные свойства микробов, возбудителей заразных болезней, можно произвольно ослабить. Организм, которому сделали прививку ослабленной культуры бактерий (вакцины), в дальнейшем приобретает сопротивляемость к самой болезни, вырабатывая иммунитет.

С 1867 г. Пастер, тогда уже профессор химии Парижского университета, и его ученики начали многолетние эксперименты, благодаря которым стало возможным применение на практике вакцины против куриной холеры, сибирской язвы, краснухи у свиней и бешенства.

Одна из первых пастеровских станций, где проводилась подобная вакцинация, появилась в 1886 г. в Одессе по инициативе учёных И. И. Мечникова и Н. Ф. Гамалеи.

Из 350 обратившихся за помощью Пастеру не удалось спасти лишь маленькую девочку, которая была укушена собакой в голову за 37 дней до прививки. Однако и этого оказалось достаточно, чтобы на него посыпались упрёки в шарлатанстве. Даже в стенах Академии наук Франции приходилось выслушивать обвинения в том, что Пастер не лечит, а распространяет бешенство и что его методы противоречат современной науке.

До учёного доходили слухи,будто в некоторых городах разъярённая толпа громила созданные для проведения вакцинации станции. Всё это не могло не отразиться на здоровье исследователя.

Когда в Париже на средства, собранные по международной подписке, был построен знаменитый Пастеровский институт (1888 г.), сам Пастер работать в лаборатории уже не мог.

Знаменитые исследователи и ученые, первооткрыватели, которые навсегда вписали свои имена в летопись науки, нередко опережали свое время и потому остались непонятыми. Луи Пастер, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, как раз и относится к числу подобных личностей. Он прожил непростую жизнь, был вынужден бороться за право заниматься наукой, но сумел одержать победу и подарить потомкам микробиологию, иммунологию и другие, не менее полезные, достижения. Познакомимся поближе с его жизненным путем.

Рождение и первые годы жизни

Даже краткая биография для детей Луи Пастера позволяет убедиться, что этот человек обладал незаурядными талантами и уникальным складом ума. На свет он появился в 1822 году, 27 декабря в небольшом французском городке Доле, в семье кожевенных дел мастера.

Годы обучения

Свое обучение будущий первооткрыватель микробиологии начал в колледже в Арбуа, где он являлся самым юным учащимся. Уже в своем первом учебном заведении Луи удалось добиться внушительных успехов, став помощником учителя. Тогда же он понял, что очень многое зависит от трудолюбия и упорства. Далее изучал науки в колледже в парижском лицее Сен-Луи и одновременно был посетителем лекций в Сорбонне. Блестяще окончив колледж, молодой Пастер продолжил образование в Высшей нормальной школе, где занимался постижением естественных наук. За один год ему удалось защитить сразу две докторские диссертации и получить звания профессора по физике и химии.

Первые шаги в работе

В краткой биографии Луи Пастера обязательно следует рассказать о его ранних трудах. Так, проработал в нескольких университетах в звании профессора, потом получил должность декана в своем же учебном заведении, Вышей нормальной школе. Исследователь оказывается очень строгим руководителем, существенно ужесточает правила приема в школу и требования к выпускнику, что сделало учебное заведение более солидным. Не достигший 40-летнего возраста Пастер уже был широко известен в научных кругах своими новаторскими работами:

  • Труды по органической кристаллографии положили основу современной науке стереохимии.
  • Ему удалось подробно исследовать процесс брожения и выявить его биологическую природу. Именно Луи Пастер установил, что за процесс превращения вина в уксус отвечают живые микроорганизмы, особые дрожжевые грибки.

В дальнейшем химик продолжил изучение пастеризации, предложив обрабатывать вино воздействием высоких температур для его сохранности.

Исследования

Следующий этап жизни Луи Пастера, краткая биография и фото которого представлены в данном материале, - работа в области медицины. Так, изучая причины гибели червей тутового шелкопряда, он научился под микроскопом отделять здоровых особи от больных. Это навело исследователя на мысль, что таким же образом можно воздействовать и на болезнетворные микроорганизмы в организме человека. Если ввести больному специальную сыворотку, то можно ослабить воздействие микроба и даже выработать у больного иммунитета к нему.

Пастер и его ученики ставили многочисленные опыты, позволяющие всестороннее изучить природу вакцин. Так, ему удалось найти лекарства от таких серьезных заболеваний, как сибирская язва, бешенство и краснуха свиней, куриная холера. В те времена эти вирусные инфекции уносили множество жизней. Первым успехом в деле вакцинации стала прививка 9-летнему мальчику, который был таким образом спасен от бешенства.

Обвинения

Как и всякого человека, опережающего свое время, гениального ученого обвинили в шарлатанстве. Его учение о вакцинации не пользовалось популярностью у исследователей, не желающих открыть свой разум новым веяниям. Поэтому в краткой биографии и открытиях Луи Пастера наступили тяжелые времена. Проводя вакцинации, ученый не смог помочь маленькой девочке, укушенной собакой и обратившейся спустя более 35 дней. Прививка оказалась бессильна, и ребенок скончался. Поэтому в адрес Пастера посыпались абсурдные обвинения в том, что ученый не несет людям благо, а занимается распространением бешенства. В некоторых городах, где были созданы станции для проведения вакцинаций, безумствовали толпы, грозящиеся уничтожить медицинские учреждения. Все это подорвало здоровье великого ученого.

На собственные средства Пастер основал Пастеровский институт в Париже, но работать там уже не мог.

Смерть

Луи Пастер покинул этот мир в 1895 году, 28 сентября в возрасте 72 лет. Причиной смерти исследователя называют целую серию инсультов, почти полностью разрушивших его организм.

До самой смерти он оставался верен своим идеям и стремился помогать людям. Похоронен Луи Пастер был в соборе Нотр-Дам в Париже, впоследствии прах его перезахоронили в склепе созданного им института.

Особенности преподавания младшим школьникам

Особый интерес представляет краткая биография Луи Пастера для 3 класса. Учителю выпадает сложная, но интересная задача не только рассказать об открытиях великого человека, но и отобразить ключевые черты его личности. Итак, что же следует прежде всего рассказать третьеклассникам?

  • Родившись в простой рабочей семье, Луи Пастер не пошел по стопам своего отца - кожевника, выбрав для себя иной путь.
  • Обязательно необходимо отметить, что этот человек всю жизнь учился и работал, не сдавался даже в моменты болезни и тогда, когда его работу откровенно не принимали, обвиняя исследователя в шарлатанстве.
  • Его роль поистине велика в таких науках, как химия, физика, медицина и биология.
  • Свои первые открытия гениальный исследователь сделал еще в студенчестве, опередив не только педагогов, но и свое время.
  • Луи Пастеру довелось пережить и признание собственных заслуг, и несправедливые упреки, но ничто не могло сломить его тягу к знаниям и жажду открытий.
  • Ученый был дружен со многими русскими исследователями, которые впоследствии продолжили его великое дело.

Также можно включить в процесс обучения подборку интересных фактов и перечислить сами открытия. Это поможет школьникам оценить вклад в науку этого гениального человека.

Мы уже познакомились с краткой биографией Луи Пастера. Интересные факты представлены ниже:

  • Он был не только выдающимся ученым, исследователем, но и одаренным художником, поэтому сумел увековечить на полотнах портреты матери и сестер.
  • Супруга Пастера родила ему пятерых детей, но трое из них умерли в младенчестве от неизлечимого в те времена брюшного тифа. Это и стало одной из основных причин, побудивших Пастера заняться исследованием методик лечения опасных заболеваний.
  • Был добросовестным католиком, полностью принимая на веру данное религиозное учение.
  • Большую часть своей жизни Луи Пастер занимался лечением больных, не имея при этом медицинского образования.
  • Свои самые значительные открытия совершил, будучи инвалидом: от кровоизлияния в мозг 45-летний Пастер остался почти полностью парализованным на левую половину, его рука и нога не двигались. Тем не менее ученый продолжил свою работу и сумел спасти множество жизней.

Жизнь этого незаурядного человека легкой не назовешь, отчего особенно поражают его настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

Открытия

Краткая биография Луи Пастера на английском или русском языке обязательно освещает открытия, сделанные этим великим человеком.

  • Так, ему удалось доказать, что за брожение отвечают специфические микроорганизмы, это стало новым веянием в науке того времени. До Пастера было принято считать, что брожение представляет собой химический процесс.
  • Именно этот талантливый микробиолог обнаружил существование микроорганизмов, которые способны жить без кислорода. Именно они и вызывают масляннокислое брожение, ведя к порче вина и пива. Поэтому, чтобы спасти напитки, Пастер предложил использовать кислород, губительный для таких организмов.
  • Гениальный ученый сумел опровергнуть еще одну теорию из царивших в его время - о самозарождении бактерий. Так, исследователи 19-го века полагали, что организм может возникнуть из ничего, сам по себе. А Луи Пастер, краткая биография которого подходит к концу в нашем материале, провел интересный опыт, который доказал несостоятельность этой концепции. Он поместил питательный раствор в сосуд с изогнутым горлышком, жизнь там не появлялась, несмотря на все необходимые условия, поскольку споры бактерий оседали на изломах горлышка. А если при прочих равных условиях горлышко убирали, то вскоре в питательном растворе появлялись За это открытие Луи Пастер получил премию Французской Академии наук.
  • Помог виноделам бороться с болезнями продукции, научив их нагревать вино при высоких температурах. Впоследствии метод получил название пастеризации, он и сейчас помогает продлить срок хранения многих пищевых продуктов, сохраняя их вкусовые качества и пищевую ценность. Но хранить пастеризованные вещества следует при пониженных температурах.
  • Первый предложил профилактические прививки, которые делаются и по сей день.

Все это делает вклад ученого в развитие науки и медицины бесценным.

Мы рассмотрели краткую биографию Луи Пастера и его открытия и увидели, что это был не просто человек выдающегося ума, но и очень трудолюбивый исследователь, который пытался докопаться до истины, невзирая на господствующие в его годы нелепые теории, которые многими слепо принимались на веру. Сейчас многие учебные заведения носят имя великого микробиолога, как и один из кратеров Луны.

Профессор В. Д. Соловьев

К пятидесятилетию со дня смерти

Луи Пастер в лаборатории. На снимке надпись: «На память знаменитому Мечникову - творцу фагоцитарной теории от искренне преданного Пастера.

Ру и И. И. Мечников (Париж).

В Париже, на улице Дюто, в невысоком скромном здании, обнесенном чугунной оградой, расположен Пастеровский институт - одно из интереснейших научных учреждений мира. Институт создан по плану великого ученого, имя которого носит. Он выстроен в последние годы жизни Пастера на средства, собранные путем международной добровольной подписки. Пастеровский институт является центром микробиологической науки Франции и сыграл исключительную роль в развитии этой науки. В его стенах работали лучшие французские бактериологи, а также многие выдающиеся исследователи из других стран, в том числе и русские ученые. Всемирно известный русский зоолог и микробиолог Илья Ильич Мечников был одно время Научным руководителем этого Института. Здесь еще при жизни самого Пастера, учился бактериологическому мастерству ныне почетный член Академии Наук СССР Н. Ф. Гамалея.

Великий ученый навсегда, даже после смерти остался в своем Институте. В первом этаже, в небольшой часовне находится его гробница. Над входом надпись: «Здесь покоится Пастер», а по сторонам два даты: «1822» и «1895» - годы рождения и смерти этого замечательного человека! Внутри, на мраморных стенах отмечены важнейшие этапы деятельности Луи Пастера и годы его открытий: 1848 - молекулярная асимметрия. 1857 - ферменты, 1862 - так называемое, самозарождение, 1863 - наблюдения над вином, 1865 - болезни шелковичных червей, 1871 - наблюдения над пивом, 1877 - заразные болезни, 1880- предохранительные прививки, 1885 - профилактика бешенства. Этот короткий хронологический перечень отражает историю творческой жизни великого ученого.

Сын кожевника из Арбуа, небольшого города на востоке Франции, и правнук крепостного крестьянина, Луи Пастер начал свою научную деятельность с изучения теоретических вопросов химии и химической кристаллографии. Еще будучи студентом Нормальной школы в Париже, он начал свои исследования двух добываемых из винного камня кислот - виннокаменной и виноградной. Эти две кислоты, сходные по своему химическому составу, отличаются одной особенностью: соли первой из них вращают плоскость поляризации вправо, тогда как соли второй оптически недеятельны. Изучая причины этого явления, Пастер установил, что при кристаллизации двойной аммониево-натриевой соли виноградной кислоты выделяются два вида кристаллов, отличающиеся друг от друга наличием крошечных площадок или граней, ускользавших раньше от внимания исследователей. Эти площадки были лишь на одной плоскости кристалла и обусловливали их неполную симметрию: иногда они находились на левой, а иногда на правой стороне. Пастор собирал отдельно кристаллы этой соли с гранями на левой стороне и кристаллы с гранями на правой стороне. Из тех и других кристаллов он выделил свободную кислоту. Оказалось, что раствор первых кристаллов вращает плоскость поляризации влево, а раствор вторых - вправо.

Таким путем впервые в истории химии было искусственно получено оптически деятельное вещество из недеятельного исходного материала. Раньше же считалось, что образование оптически деятельных веществ может происходить только в живых организмах. Оптическую деятельность правой и левой виннокаменных кислот Пастер объяснил асимметрией их молекул. Таким образом, в науку было внесено понятие о молекулярной асимметрии.

Разрабатывая далее свой метод искусственного расщепления химических соединений, Пастер использовал действие плесневых грибков. Это послужило началом его последующих работ над микробами. Так, чисто химическое исследование содействовало созданию одной из важнейших отраслей биологии - микробиологии. Создания этой науки неразрывно связано с именем Пастера. В чем кроется причина заразных болезней, как зараза передается человеку - это стало понятно лишь тогда, когда гениальный ум Пастора раскрыл тайну движущей силы брожения и направил развитие науки по совершенно новому пути.

В допастеровскую эпоху, т. е. 60-70 лет тому назад, человечество имело весьма туманное представление о том, что такое заразные болезни. Были известны тяжелые эпидемии холеры, оспы, чумы, которую народ прозвал «черной смертью»; они уносили в могилу миллионы людей. Были известны многие другие повальные болезни, но каковы причины, их вызывающие, и каковы должны быть меры борьбы с ними, - этого никто не знал. Насколько была бессильна в то время практическая медицина, можно видеть, из примера Крымской войны 1854 г. Во французской армии, насчитывавшей более 300 000 солдат, было убито около 10 000, а от болезней и от заразных осложнений ран умерло 85 000 человек. Другими словами, в армии, набранной из самых здоровых и выносливых мужчин, пало жертвами болезней более четверти всего состава. На несовершенство хирургии того времени указывает громадная смертность от гнойных осложнений ран. Например, при ампутации бедра погибало 92% оперированных. Главной причиной таких ужасных потерь было незнание тех правил гигиены, которые кажутся нам теперь самыми элементарными.

К 35 годам жизни Луи Пастер был уже известным ученым. К этому времени относятся его работы, посвященные биологической теории брожения. Были установлены с безупречной точностью факты, показывающие, что все процессы брожения - это не простые химические явления, как считалось ранее, а результат воздействия микроорганизмов. Рядом блестящих исследований Пастер установил механизм разнообразных форм брожения, где действующим началом оказались живые существа ничтожно малой величины, принадлежащий или к дрожжевым грибкам или к бактериям.

Позже, при изучении процессов гниения, Пастер показал, что они тоже обусловлены жизнедеятельностью микробов. Он понял и то огромное значение, которое имеют микроорганизмы и в превращении сложных белковых веществ в первобытное состояние. «Если бы микроскопические существа исчезли с поверхности земли, то она быстро загромоздилась бы мертвыми органическими отбросами и всякого рода трупами животных и остатками растений, - писал Пастер. - Без их участия жизнь вскоре прекратилась бы, так как работа смерти осталась бы незавершенной».

Откуда же берутся эти микроорганизмы, играющие столь большую роль в природе, каково их происхождение?

Последующие классические исследования Пастера дали ясный ответ на этот вопрос. Было доказано, что не существует самозарождения микроорганизмов, что всюду, где мы находим микроорганизмы, они были занесены извне. Оказалось, что вполне во власти человека не только вызвать, но и предотвратить любое из явлений брожения или гниения. Оказалось, что существуют микроорганизмы, которые могут быть, использованы человеком, например для превращения сусла в спирт, спирта в уксус. Существуют также микроорганизмы вредные, т. е. вызывающие заразные болезни.

Эти замечательные открытия Пастера не только нашли практическое применение в промышленности и сельском хозяйстве, но они озарили новым светом всю медицину и положили начало новой науке, изучающей микроорганизмы - микробиологии.

Знаменитый английский хирург, Джозеф Листер, поняв всю глубину идей своего современника Пастора, сделал из них следующий практический вывод: если гнойные осложнения ран зависят от действия попавших извне, из воздуха микроорганизмов, то, значит, для успешного лечения нужно препятствовать попаданию микробов в рану. Так был введен в хирургию новый метод лечения ран, названный безгнилостным или антисептическим методом, сменившийся потом более совершенным - асептическим. Асептический метод заключается в соблюдении строгой чистоты и в соблюдении условий, строго препятствующих проникновению заразы, т. е. микроорганизмов, из окружающей среды. «Позвольте мне, -писал Листер Пастору, - от всего сердца поблагодарить Вас за то, что Вы своими блестящими исследованиями открыли мне глаза на существование гноеродных микробов и тем самым дали возможность успешно применить антисептический метод в моей работе. Если Вы когда-нибудь приедете в Эдинбург, то, я уверен, что в нашей больнице Вы получите истинное удовлетворение, увидев, в какой высокой степени человечество облагодетельствовано Вашими трудами».

Пастер заинтересовался вопросами медицины, изучая процессы заражения и гниения. Особенно занимала его внимание мысль о неповторяемости некоторых заразных болезней. В чем причина иммунитета, т. е. способности организма противостоять действию заразных заболеваний?

В 1880 г., занимаясь исследованием болезни кур - куриной холеры, он открыл замечательной свойство возбудителя этого заболевания - не только вызывать болезнь, но и создавать иммунитет против нее. Если искусственная разводка или, как говорят, культура микроба стала менее ядовитой вследствие длительного ее хранения вне организма, то она способна вызывать лишь слабую форму заболевания. Но после этого создается невосприимчивость - иммунитет к заражению даже самой сильной культурой микробов данной болезни. Так был найден способ приготовления прививок, или вакцин, т. е. материала для прививок, предохраняющих от заразных болезней.

Хотя Пастору в это время было уже 58 лет, но именно теперь начался период самых выдающихся его открытий. За открытием вакцины, иммунизирующей против куриной холеры, последовали опыты по изучению сибирской язвы. Сибирская язва - тяжелая, часто смертельная болезнь домашнего скота, иногда поражающая и человека, - приносила в ту пору громадные убытки скотоводческим хозяйствам. Вооруженный своим блистательным методом ослабления возбудителей заразной болезни и применения их для прививок, Пастер после многочисленных лабораторных опытов приступил к изготовлению вакцины против сибирской язвы. После упорной и кропотливой работы Пастеру удалось найти условия, при которых микробы сибирской язвы теряют свою ядовитость, и приготовить вакцину. Она была проверена в знаменитом публичном опыте на ферме Пулье-Ле-Фор, весной 1881 г. Получив в свое распоряжение 60 овец и коров, Пастер половине из них сделал, несколько предварительных прививок и затем, в присутствии многочисленных зрителей, заразил и привитых и непривитых животных сибирской язвой в ее самой смертельной форме. Все присутствующие были предупреждены, что через 48 часов тридцать животных должны умереть, а остальная половина - предварительно привитые животные - останутся целыми и невредимыми. Предсказание исполнилось буквально. Собравшимся в Пулье-Ле-Фор представилась такая картина: 22 овцы лежали мертвыми, 2 умерли на глазах зрителей, а остальные 6 животных погибли к концу дня; 30 привитых остались живы и здоровы.

Эффект этого опыта был исключительный. Газеты всего мира отметили небывалый успех Пастера. Разработанный им метод прививок получил полное признание.

Вслед за своей победой над сибирской язвой Пастер пошел вперед по намеченному пути. Теперь он взял на себя новую, очень трудную задачу - отыскать микроб бешенства. Одно имя этой болезни, всегда смертельной для человека, внушало ужас. Медицина не знала никаких средств борьбы с бешенством, и было хорошо известно; если человека укусит бешеный волк или собака и он заболеет, то спасения нет, укушенный должен погибнуть в тяжких мучениях водобоязни.

Долгие напряженные поиски на этот раз ни дали обычного результата. Микроба бешенства не удавалось найти ни у больных людей, ни у больных животных. Теперь мы знаем, что возбудителя этой болезни нельзя увидеть под микроскопом, он принадлежит к категории так называемых фильтрующихся вирусов и может быть обнаружен лишь специальными методами исследования, неизвестными во времена Пастера. Тем более кажется великим дар предвидения Пастера: не найдя микроба, вызывающего водобоязнь, он не прекратил своих исследований и путем остроумнейших опытов и логических умозаключений открыл способ борьбы с бешенством.

При изучении больных бешенством собак удалось обнаружить, что вместилищем заразы является нервная система - головной и спинной мозг. Если взять кусочки нервной ткани, размельчить их и затем при помощи шприца ввести под черепную кость здоровому животному то у него разбивается типичное бешенство. Таким образом, можно вызывать болезнь по воле экспериментатора. Следуя дальше своему принципу ослабления заразного начала с последующим его использованием для создания иммунитета, Пастор нашел способ ослаблять и страшный яд бешенства. Его талантливые помощники Ру и Шамберлан извлекали спинной мозг у погибшего от бешенства кролика и затем высушивали его в течение 14 дней в стеклянной банке. Так было приготовлено 14 сортов высушенного яда бешенства, обладающего разной силой, начиная от почти безвредного и кончая ядом одной дневной сушки, способным убить невакцинированную собаку. Но если впрыскивать собакам последовательно эти 14 порций, начиная от самой слабой, и после этого привитых животных заразить смертельным ядом бешенства, привитые собаки не заболеют.

После тщательного контроля этих опытов комиссия французской Академии наук пришла к следующему выводу: «если собака иммунизирована постепенно усиливающимися дозами ядовитого спинного мозга бешеных кроликов, она уже никогда не может заболеть бешенством».

Победа, казалось, была в руках Пастера, но необходимо было решить еще другой вопрос. Можно ли такими прививками, спасти от заболевания не только до проникновения заразы, но и после укуса бешеного животного? Иными словами, можно ли не только предупреждать болезнь, но и излечивать ее? И этот вопрос был вскоре решен. Яд бешенства действует медленно. От момента укуса до появления первых признаков болезни проходит несколько недель, а иногда и месяцев. Поэтому оказалось возможным вдогонку этому смертельному яду, медленно двигающемуся к центральной нервной системе, послать яд ослабленный, но с более быстрым действием. Он опережает сильный яд и подготавливает нервную систему, делая организм неуязвимым.

Эта смелая и гениальная мысль Пастера была блестяще осуществлена и подтверждена многочисленными опытами. Но опытов на животных, как бы хороши они ни были, еще не достаточно для суждения о пользе прививок для человека, И вот 4 июля 1885 г. было сделано первое впрыскивание ослабленного яда бешенства человеку. Это был девятилетний Иозеф Мейстер, несчастный мальчик, жестоко искусанный бешеной собакой. День за днем первый пациент получил все 14 прививок. Прививки спасли мальчика от смертельного заболевания.

В это время Пастеру было 63 года. Это была вершина его научной деятельности и славы; Имя его стало достоянием всего человечества.

Велики заслуги Пастера перед наукой, и невозможно в кратком очерке передать все значение сделанных им открытий. Микробиология, основоположником которой он по праву считается, развилась теперь в обширную самостоятельную отрасль естественных наук, играющую исключительно важную роль не только в медицине, но и в ветеринарии и в сельском хозяйстве.

В медицине труды Пастера, как мы уже видели, имеют огромное значение для развития хирургии и для борьбы с заразными болезнями. Современная иммунология, т. е. учение о невосприимчивости к заразным болезням, всецело опирается на открытый Пастером метод иммунизации: использование ослабленных в своей ядовитости болезнетворных микроорганизмов для прививок, предохраняющих от заражения. Разработанный Пастером способ предохранения от бешенства избавил человечество от ужасов этой страшной болезни. Во всем мире организованы специальные учреждения, так называемые пастеровские станции, где готовят материал для прививок против бешенства. Интересно вспомнить, что вторая в мире пастеровская станция, после парижской, была организована в России, русскими учеными И. И. Мечниковым и Н. Ф. Гамалея.

Велико значение Пастера в медицине еще и потому, что он широко ввел в изучение медицинских вопросов экспериментальный (опытный) метод исследования. Этот метод вооружил ученых тем точным знанием болезненных процессов, которое совершенно отсутствовало в допастеровскую эпоху, и принес к настоящему времени столько блестящих успехов.

Полувековая научная деятельность Пастера, полная напряженного труда и бесконечных исканий, прошла под знаменем творческой силы мысли и изумительного умения превращать свои идеи путем длинной серии опытов в неоспоримо доказанные факты. Он учил своих учеников: «Не высказывайте ничего такого, чего не можете доказать просто и несомненно. Преклоняйтесь перед духом критики. Сам по себе он не раскрывает новых идей и не побуждает к великим делам. Но без него ничто не прочно. За ним всегда остается последнее слово. Это требование, которое я вам предъявляю, а вы предъявите своим ученикам, - самое тяжелое, какое только можно предъявить исследователю, делающему открытия. Быть уверенным, что открыл важный научный факт, гореть лихорадочным желанием оповестить о том весь свет и спрашивать себя днями, неделями, порой годами; вступать в борьбу с самим собою, напрягать все силы, чтобы самому разрушить плоды своих трудов и не провозглашать полученного результата, пока не испробовал всех ему противоречащих гипотез - да, это тяжелый подвиг. Но, зато, когда после стольких усилий достигаешь полной достоверности, испытываешь одну из высших радостей, каких только доступны человеческой душе».

Жизнь Пастора - прекрасное подтверждение его слов. Преданность науке и самоотверженность были великолепными чертами его характера. «В самый разгар одной из его работ, - вспоминает К. А. Тимирязев,- как всегда, поглощавшей все его физические силы, так как усиленная умственная работа усложнялась у него обычно бессонницей, лечивший его врач, видя, что все увещания напрасны, оказался вынужденным пригрозить ему словами: «Вам угрожает, быть может, смерть, а уж второй удар наверное». Пастер задумался на минуту и спокойно ответил: «Я не могу прервать своей работы. Я уже предвижу ее конец: будь, что будет, я исполню свой долг».

Пастер умер 23 сентября 1895 г. в возрасте 73 лет. С тех пор прошло 50 лет. За эти годы естествознание ушло далеко вперед в своем развитии. И в прогрессе науки, свидетелями которого мы являемся, немеркнущая слава имени Лук Пастера освещает путь для новых исканий и для новых открытий.