Роль дуэли в произведении герой нашего времени. Сочинения по темам

«Княжна Мэри», глава произведения Лермонтова «Герой нашего времени», повествует нам о суетных человеческих страстях, бессердечии, безответственности, наконец - безнравственности современного автору общества.

Главный герой произведения - человек, наделенный острым умом и внутренним благородством, употребил их на ничтожные развлечения, назвать которые невинными язык не поворачивается. Сам он смотрит «на страдания и радости других… как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Во многом благодаря этому «энергетическому вампиризму» и состоялась дуэль Печорина и Грушницкого. Анализ эпизода, равно как и всех предшествующих событий, позволяет прийти именно к такому выводу.

Характер Грушницкого

Динамика развития отношений этих персонажей - одна из основных в повести. Автор демонстрирует читателю короткий путь от неприязни к ненависти, от глупости к подлости, от самовлюбленности к агрессии. Прежде чем начинать анализ дуэли необходимо понять, что же заставило молодых людей взять в руки оружие.

Итак, в Пятигорске, на водах, встречаются два человека. Они недолюбливают друг друга, но при этом поддерживают приятельские отношения. Печорин Грушницкого презирает. По его мнению, тот глуп, напыщен, мало способен на искреннее чувство. Вся жизнь молодого юнкера - притворство, даже солдатская шинель, которую он носит, следуя новой кавказской моде, ничего не значит, ведь скоро молодой человек будет произведен в офицеры.

Личность Печорина

Всем, что тщится продемонстрировать Грушницкий, обладает Печорин. И разочарованностью в жизни, и богатым прошлым, и властью над женским сердцем. В принципе, анализ дуэли Печорина и Грушницкогои впрямь следует начинать с характеристики противников.

Положительного героя в этом произведении нет, хотя персонаж, от имени которого ведется повествование, все-таки выглядит предпочтительнее. Печорин, по крайней мере, бесспорно, умен и способен не лгать хотя бы самому себе. А это качество вообще довольно редко в людях.

Привычка главного героя постоянно препарировать собственные чувства, возможно, где-то сыграла с ним злую шутку. Он и сам признается, что личность его раздваивается: один Печорин живет, другой - пристально за ним наблюдает. Надо сказать, что с этой задачей он справляется на «отлично», не щадя свое «альтер-эго» ни капельки. Ничего удивительного, что и окружающие становятся объектом столь же недоброжелательного внимания.

В каждом человеке Печорин видит слабости и пороки - и не может найти в себе ни силы, ни желания их простить.

Иллюзорная любовь

Но вернемся к повести, ключом к которой является анализ дуэли Печорина и Грушницкого: краткое содержание их размолвки в вполне способно доказать, что причиной стала не столько женщина, сколько особенности характера героев.

Молодой юнкер принимается ухаживать за московской княжной. Поводом служит ее трогательное участие к раненому солдату (ведь Грушницкий красуется в шинели) - девушка подает ему уроненный стакан.

Незначительного события достаточно, чтобы романтический герой бросился упоенно играть роль безумно влюбленного. Наблюдение за ним забавляет Печорина - Грушницкий напрочь лишен как чувства меры, так и способности к самокритике. Юноше не только кажется, что он во власти искреннего чувства - он тут же убеждает себя в его взаимности и предъявляет на постороннюю, в сущности, женщину свои несуществующие права.

«Настоящую нежность не спутаешь…»

Последующий анализ дуэли Печорина и Грушницкого ясно показывают, как мало в сердце молодого юнкера любви и как много - уязвленного самолюбия. Ведь он, не колеблясь, возводит клевету на свою возлюбленную, стремясь очернить ее имя - а ведь княжна Мэри не сделала ему ничего плохого. Склонный преувеличивать все на свете, Грушницкий интерпретировал ее невинный интерес и расположение как любовь. Но разве девушка в этом виновата?

Причиной потери интереса к Грушницкому стал в том числе и Печорин, который отчасти от скуки, отчасти назло т.н. приятелю, добивается от молоденькой княжны большого чувства. Он умен, образован, интересен как собеседник. Ему тем более легко, что сам он хладнокровен - а значит, вероятность совершения ошибки невелика. Пользуясь знанием женской природы, Печорин становится причиной бессонных ночей и глубокой печали ни в чем неповинного существа.

Безответственность и порок

В этом смысле главный герой повести не вызывает сочувствия - по крайней мере в женской части аудитории. Он повел себя не лучшим образом и с княжной Мэри, и со своей давней любовью Верой, и даже с ее мужем. Такое поведение тем более непростительно, что благородство вовсе не чуждо герою: анализ дуэли Печорина и Грушницкого не противоречит этой версии.

События повести начинают нестись вскачь после того, как молодой юнкер окончательно уверяется в том, что соперник оказался удачливее. Он ничем не гнушается, чтобы лишить княжну Мэри общества Печорина - и делает большую ошибку. Грушницкий не может предложить ничего взамен: разговор его скучен и однообразен, сам он - смешон. Сообразительная Мэри быстро разочаровывается в своем кавалере, чем приводит того в бешенство.

Формально именно благодаря этой неудачной страсти и состоялась дуэль Печорина и Грушницкого. Анализ поведения обоих персонажей заставляет отдать должное главному герою повести. Ему, по крайней мере, нельзя предъявить обвинение в трусости и подлости.

Его величество Случай

Не оказаться посмешищем Печорину помог случай: молодой офицер случайно становится тайным свидетелем постыдного договора между Грушницким и его новым приятелем, драгунским капитаном. Эта личность весьма интересна и выступает в повести своеобразным демоном-подстрекателем, что подтверждает анализ дуэли Печорина и Грушницкого. По плану негодяя (с которым, впрочем, юный офицер согласился), условия поединка должны были заставить ненавистного «любимца судьбы» проявить трусость. Поставить противников на шести шагах, выдать им незаряженные пистолеты и тешиться испугом жертвы - таков был изначальный замысел «шайки Грушницкого».

После инцидента в саду, когда главный герой был замечен возле балкона княжны (а на самом деле, возвращаясь со свидания с замужней Верой), планы драгунского капитана изменились. Причиной стал удар, который Печорин нанес ему в темноте. Взбешенный, негодяй вознамерился погубить обидчика, используя в низких целях своего молодого приятеля. Теперь анализ дуэли Печорина и Грушницкого, причины которой, в сущности, заключаются в праздности и неважных душевных качествах участников, приобретает еще больше пищи для размышлений: незадачливый претендент на сердце княжны Мэри соглашается на то, чтобы поединок состоялся на других условиях. Решено зарядить только один пистолет - пусть даже это будет хладнокровное убийство.

Испытание на прочность

Все эти тайные планы становятся известны главному герою: анализ дуэли Печорина и Грушницкого, кратко говоря, дает повод думать, что главный персонаж повести также ищет повод убить вчерашнего приятеля. Только прежде хочет окончательно удостовериться в низости врага, чтобы «дать себе полное право не щадить его».

Уже в ходе подготовки к поединку Печорин меняет его условия на еще более суровые. Теперь каждый из дуэлянтов должен ждать выстрела у самого края горной площадки - тогда практически любая рана будет смертельной, поскольку пораженный пулей противник непременно упадет на острые камни. Печорин терпеливо ждет выстрела колеблющегося Грушницкого - и только после того, как пуля оцарапала ногу, велит зарядить свой пистолет.

Цена забавы

Молодой человек, проявивший себя не лучшим образом, не сопротивляется и даже дает справедливую оценку собственным действиям, отвечая на предложение противника помириться: «я себя презираю, а вас ненавижу… нам на земле вдвоем нету места».

Только теперь, добившись желаемого, Печорин стреляет. Когда дым рассеивается, все видят, что край площадки пуст, а верный образу циника победитель дает своеобразную оценку происшедшему: ошеломив даже собственного секунданта.

Так заканчивается дуэль Печорина и Грушницкого. Анализ чувств главного героя подсказывает читателю, что происшедшее вовсе не принесло ему наслаждения - на сердце у него тяжело.

Развязку вряд ли можно считать счастливой: погиб Грушницкий, разрушена жизнь Веры, которая в безумии беспокойства за возлюбленного призналась мужу в измене, разбито сердце молоденькой княжны. Нужно признать, что Печорин развлекся на славу...


Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" - это роман о борьбе и противоречиях в характере человека, глубоком самоанализе и самосознании. Несомненно, именно эти признаки позволяют отнести произведение к психологизму. Одним из важных эпизодов, раскрывающих внутренний мир двух героев: Печорина и Грушницкого, - является сцена их дуэли. Но как именно эта сцена позволяет понять характеры героев? Каким предстает Печорин, каким Грушницкий?

Главный герой - Печорин - личность достаточно противоречивая, что и характерно для реализма, к которому относится роман М.Ю. Лермонтова. В сцене дуэли черты его характера проявляются особенно ярко.

Во-первых, Печорин обладает острым умом. Предлагая провести дуэль на площадке, откуда раненый упадет на острые скалы, он задумывается прежде всего о силе последствий дуэли. "...еще одно условие; так как мы будем драться насмерть, то мы обязаны сделать все возможное, чтоб это осталось тайною и чтоб секунданты наши не были в ответственности.". Он мгновенно понимает, что таким образом убийство будет выглядеть как гибель по-неосторожности.

Во-вторых, отсюда следует еще одна черта характера - глубокая уверенность в себе. Печорин заранее знал, что останется жив. Несмотря на заговор, о котором он знал, на непреклонность Грушницкого и трудные условия, которые он сам же и предложил, герой уверен в своей победе, уверен в том, что на скалах будет лежать Грушницкий.

"я еще не осушил чаши страданий", - пишет Печорин, -"и теперь чувствую, что мне еще долго жить."

В-третьих, несмотря на маску безразличия, холодности и отрешенности, герой все еще способен чувствовать и переживать. Вызывая Грушницкого на дуэль, он не желает ему смерти, он лишь защищает честь Мери, которую Грушницкий оклеветал, намереваясь оскорбить Печорина. Перед дуэлью он взволнован, хотя снаружи выглядит довольно сдержано. "Дайте пощупать пульс!.. О-го! лихорадочный!.. но на лице ничего не заметно..." . Он также пытается отговорить Грушницого несколько раз, ведь не хочет возлагать тяжкий груз смерти бывшего приятеля на свои плечи. "вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно. - Я готов" - с уверенностью говорит Печорин. "- Грушницкий! - сказал я, - еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; - вспомни - мы были когда-то друзьями...". И затем, когда Грушницкий все же погибает от рук Печорина, последний сильно переживает и пишет. "У меня на сердце был камень." Благодаря сцене дуэли противоречивость характера Печорина подтверждается в который раз: он холоден, но способен чувствовать, самоуверен, но умеет переживать за судьбу других. Он предстает человеком со сложным внутренним миром, сталкивающимися понятиями и нелегкой судьбой.

Грушницкий - бывший приятель и нынешний соперник противоречивого Печорина - обладает не столь сложным характером. Его действия понятны и несколько предсказуемы, он действует в соответствии с тем образом, которому придерживается уже долгое время. Грушницкий - герой-романтик, но столь мнимый, что и М.Ю. Лермонтов, автор романа, с иронией относится к романтичному настрою молодого человека. Его характер довольно прост.

Во-первых, Грушницкий не так умен, как Печорин. Он скорее идет на поводу чувств и эмоций, которые становятся особенно сильны в момент дуэли. "тусклая бледность покрывала его щеки", "Колени его дрожали". Он молчит, хотя, по-обыкновению, очень разговорчив, и чувствует непреодолимый страх.

Во-вторых, Грушницкий в силу своих молодых лет и неопытности неспособен переступить через себя, дать отпор. Он слушает лишь драгунского капитана. На все предложения Печорина прекратить дуэль, остановиться, пока не поздно, его ответ отрицателен. " Мы будем стреляться..." - отвечает он на очередное предложение бывшего приятеля. Ему слишком дороги его принципы, он считает, что Печорин хочет обесчестить его, заставить выглядеть в глазах общества трусом, а не героем, коим он старательно пытается казаться.

В-третьих, чертой его характера становится и образ "героя-романтика", который невероятно важен для него, он ни на мгновенье не оставляет его. Таким он предстает и в сцене дуэли. Его отчаянно-романтические фразы звучат и здесь: "Нам на земле вдвоем нет места..." - произносит от перед гибелью. Грушницкий не так сложен и противоречив, он предсказуем и зависим от образа романтического героя и именно таким он предстает в сцене дуэли с Печориным.

Безусловно, сцена дуэли является одной из важных сцен романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Она помогает раскрыть образы Печорина и Грушницкого более полно. Печорин предстает сдержанным и самоуверенным - таким, каким он показывает себя в любой ситуации. Грушницкий же предстает неизменным героем-романтиком, зависящим от чувств и эмоций, но непривычно напуганным и безмолвным. В сцене дуэли герои противопоставлены друг другу, и в этом ее особенность, которая помогает показать их внутренние миры достаточно открыто и проявить свойственные обоим черты характера.

Как много жизней унесли дуэли! Ущемлённая честь обязательно требовала вмешательства оружия, а горячее молодое сердце вторило ей. Чья-то честь торжествовала, а противник получал пулю или удар шпаги. Тема сатисфакции коснулась и героев великолепного романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок Печорина и Грушницкого не мог иметь иного исхода как смерть. Чтобы понять причину такой развязки, стоит обратиться к истории взаимоотношений героев романа.

  1. Итак, Печорин Григорий Александрович – центральная ось романа, которая держит на себе весь сюжет. Он — личность неординарная, горделивая, самолюбивая, и в то же время мы видим его как потерявшегося человека, человека без цели и места в мире. Задача жизни героя – понять, кто он есть и зачем существует.
  2. Грушницкий – это человек с пылкой душой, но со слабым и трусливым характером. Он способен на красивую речь, чтобы покорить дам, готов размахивать шашкой в сражении. Но не это делает его слабым. Наш герой слаб из-за того, что не умеет признавать свою неправоту. Он — некая ущемлённая личность, которая старается прикрыть свою слабину фарсом и обольщением.

История их дружбы

Казалось бы, такие две натуры просто не могут находиться рядом друг с другом. Но сначала героев сводит служба, а потом уже лечебные воды Пятигорска. Их нельзя назвать друзьями, скорее они — знакомые по вине обстоятельств. Печорину дружба не нужна, он считает, что к ней не имеет способности. Своего якобы «товарища» он видит насквозь, все его недостатки и слабость. Грушницкий же видит в нём того, кому может рассказать о своих любовных интригах или же поговорить о службе. Но он также в тайне ненавидит своего «друга» за то, что тот полностью раскусил его жалкую душонку.

Между Печориным и Грушницким возникают натянутые отношения, которые выливаются в инцидент с печальным финалом.

Причина дуэли

Дуэль между нашими героями является самой напряжённой сценой всего романа. Из-за чего она, собственно, происходит? Ответом на это вопрос является безнравственный поступок Грушницкого по отношению к княжне и самому Печорину. Дело в том, что между героями возник любовный треугольник. Грушницкий влюблен в Мери, та любит Печорина, но он к ней совершенно холоден, любовь девушки для него лишь игра. Задето самолюбие юнкера.

За то, что Лиговская ему отказала, герой сеет сплетни о княжне и Печорине. Это могло полностью испортить репутацию барышни, а вместе с тем и её дальнейшую жизнь. Узнав об этом, Григорий вызывает клеветника на дуэль.

Подготовка поединка

Грушницкий продолжает мстить, используя даже вызов на дуэль, и замышляет подлость. Ещё больше он может опозорить Печорина, дав незаряженный пистолет. Но судьба не на стороне героя, и гнусный умысел раскрыт.

Стоит отметить душевное состояние Григория перед дуэлью. Герой понимает, что может умереть, не исполнив цель жизни. Настроению Печорина вторит природа.

Описание дуэли

Перейдём к самой дуэли. В ходе неё Григорий даёт оппоненту шанс исправиться. Этим жестом он намекает, что не желает смерти противника. Но глупое чванство мешает Грушницкому это понять, ведь он убеждён, что его спасёт подлость. Тогда Печорин требует заряженный пистолет, и противники стреляют на равных.

Всё заканчивается смертью Грушницкого, такой глупой и страшной.

Смысл эпизода и его роль в романе

Очевидно, автор добавил этот фрагмент не просто так. В нем он наиболее полно отражает характер Печорина. Основной особенностью произведения и его новаторством является психологизм (детальное описание внутреннего мира героев и их чувств через обстановку, жесты и внешность, интерьер дома и т.д.), поэтому Лермонтову было очень важно раскрыть душу Григория Александровича. Данной цели подчиняются все персонажи и события. Поединок — не исключение.

Как же дуэль раскрыла характер героя? Она показала его хладнокровие и равнодушное отношение к окружению. Даже за честь Мери он вступается потому, что охраняет свои скелеты в шкафу, а именно роман с замужней гостьей Лиговских. Григорий оказался на их территории в поздний час на глазах у Грушницкого, но не потому, что шел к Мери. Он покидал покои Веры. Поединок стал отличным средством избавления от ненужных догадок, которые могли бы поставить на кон репутацию самого Печорина. Значит, его можно назвать расчетливым эгоистом и лицемером, ведь он заботится лишь о внешнем соблюдении приличий. Также героя можно охарактеризовать такими качествами, как мстительность и жестокость. Он убил человека за то, что тот попытался его обмануть и не признал этого. Об этом поступке он ни капли не сожалел.

Таким образом, сцена дуэли завершает тот портрет, который автор набросал в других главах. В последующих описаниях он лишь набросает последние штрихи.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Одним из главных персонажей романа "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова является Григорий Александрович Печорин. Произведение построено таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть характер данного героя. Ведь образ Печорина собирательный, в нём автор хотел показать героя времени. Именно поэтому все эпизоды являются значимыми и по очереди раскрывают то одну, то другую грань личности героя.

Дуэль Печорина с Грушницким является очень показательным моментом характера Печорина, а также показывает насколько он отличается от того же Грушницкого и других героев. Печорин вынужден просить вызов на дуэль, вследствие того, что Грушницкий начал плести интриги и распространять недобросовестные слухи.

Перед дуэлью ГригорияАлександровича занимают важные вопросы, он задумывается о том, для чего жил. В ходе размышления он приходит к тому, что не смог угадать своего предназначения. Именно здесь раскрывается важная черта характера Печорина, это его честность перед самим собой. Сосредоточенное состояние позволяет ему увидеть красоту утра по дороге к месту дуэли. Несмотря на большой риск Печорин контролирует себя и являет образец самообладания.

Грушницкий не смог осуществить свой хитрый план и не выстрелить в Печорина. Но его самолюбие не позволяет ему признаться во всём. Он становится жертвой своего неудачного предприятия против Печорина, который ведёт себя весьма благородно. Даже зная о замысле врагов, он всё де лаёт шанс Грушницкому.

После дуэли Печорин чувствует себя подавленным, солнце, которые до этого события казалось ярким, теперь кажется ему тусклым. Дуэль заставила героя много перечувствовать и передумать, а это очень важно для развития его личности.

В данном эпизоде автор поставил героев перед лицом смерти. Противоречивый характер Печорина раскрывается здесь в полной мере, как и мелочность натуры Грушницкого. Печорин убивает его не от злости, скорее он ещё не готов переступить через общественное мнение. Эта сцена показывает героя времени таким, каким видел его автор

Сочинение на тему Дуэль Печорина и Грушницкого

При помощи описания дуэли Лермонтов хотел более точно передать характеры героев. С самого начала произведения перед читателем представляется два совершенно противоположных героя. Грушницкий больше романтик, который идет больше за модой, а не за душой. Из этого следует, что Грушницкий играет свою жизнь и свои чувства, подстраиваясь под окружение. Он наполнен ненастоящими чувствами.

Важную роль играла дуэль для Печорина. Он вполне настроен на смерть и готов умереть. Печорин решается изменить правила дуэли, выбирает опасное место, где нет ни малейшего шанса на выживание. Таким место была выбрана вершина горы.

Изначально была заметна ненависть Грушницкого к Печорину, нельзя назвать точной причины, но противник явно был мудрее и сильнее.

Грушницкий идет на дуэль зная, что проиграет и так получается, что он не может даже выстрелить. Печорин всячески пытался пойти на примирение, давал возможность противнику уйти, но тот в свою очередь продолжал играть в свою игру не понимая, что заходит слишком далеко.

Описание дуэли можно разделить на несколько частей, первая охватывает день перед дуэлью, а вторая само происшествие. Печорин всегда знал, что он делает и отдавал отчет своим действиям, поэтому он никогда не сомневался и ни жалел ни о чем. Лермонтов не открыл полностью образ Печорина, поэтому читатель не может до конца дать ответ на вопрос о том, каким же точно был герой.

Но главным является то, что автор построил произведение таким образом, что каждый читатель найдет что-то для себя. Так же сцена дуэли не дает нам четкого представления о человеке. Автор добавил много внутренних монологов, которые добавляют атмосферы в дуэль.

Главное, что можно вынести из произведения это, что автор путем передачи образа Печорина призывает человека посмотреть на себя со стороны и заглянуть в свою душу, дабы понять есть ли следы печоринских черт у самого себя.

Несколько интересных сочинений

  • Почему Герасим утопил Муму сочинение для 5 класса

    Замечательное произведение Ивана Сергеевича Тургенева « Муму» рассказывает нам о непростой судьбе крестьянина – крепостника. О том, как политическое устройство, меняет человеческую сущность, ломая его личность.

    Картина Т.Н. Яблонской "Хлеб" заряжает оптимизмом. Написана она в послевоенное время, в 1949 году. Страна тогда только восстанавливалась. На переднем плане мы видим двух женщин