Соединительная буква о. Сложные слова

В начале иноязычных слов, если произносится ё , пишется йо , например: йоги, йод, йогурт, йомен, йоркширский, ни на йоту (но: ионы, иорданский – с раздельным произношением начальных гласных звуков).

IX. Правописание сложных слов

§ 41. Соединительные гласные о и е

В сложных словах после основы на твердую согласную пишется соединительная гласная о , после основы на мягкую согласную, на шипящую и ц – соединительная гласная е . Например:домосед, кожеед, птицелов, Лжедмитрий I .

В некоторых случаях конечная мягкая согласная в, н, р, т первой основы произносится твердо и после нее пишется соединительная гласная о (параллельно с этими словами употребляются и такие, в которых согласно правилу пишется е ). Например: дальнобойный – дальнеструйный, каменоломня – камнедробилка, конокрад – коневод, косторезный – костедробильный, кровожадный – кровеносный, песнопение – песнетворчество . Ср. разные образования после основы на ц : трапеция – трапецеидальный – трапециевидный – трапецоэдр (не во всех этих образованиях выделяются в русском языке две основы).

§ 42. Сложные слова без соединительной гласной

Следует различать сложные слова с соединительными гласными и сложные слова без соединительной гласной. Ср.: психотерапия (психо + терапия) – психастения (псих + астения).

В некоторых сложных словах первая часть представляет собой слово в его начальной форме, например: времяисчисление, времяпрепровождение; семядоля, семяножка, семяпочка (ср.:семеноводство, семенохранилище – с соединительной гласной).

Без соединительной гласной образованы термины типа азотфиксирующий, вперёдсмотрящий, кислородсодержащий и т. п.

Сохраняется буква а на конце элемента авиа- (сокращение от авиационный ), образующего первую часть сложных слов типа авиабаза, авиадесант, авиапочта, авиачасть и т. п.

С падежным окончанием в первой части образованы возникшие из словосочетаний словасумасшедший, умалишённый и т. п.

В форме родительного падежа без соединительной гласной входят в состав сложных слов имена числительные, например: трёхметровый, пятиразовый, семилетка . Исключения составляют числительные один, девяносто, сто и тысяча , например: одногодичный, девяностолетие, стократный, тысячеустый . Числительное сорок в составе сложных слов употребляется в двух формах: без соединительной гласной (сорокадневный ) и с соединительной гласной (сорокоуст, сороконожка – не в прямом значении счета).

Следует различать сложные слова и слова, в которых в русском языке не выделяются две основы. Ср.: газопровод – газификация, электромонтёр – электрофикация .

Примечание 1. На общем основании слитно пишутся иноязычные приставки анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра- и др., например: антинародный (но: Анти-Дюринг – в функции собственного имени), архиплут, гиперзвук, интернациональный, инфракрасный, контрпредложение (но: контр-адмирал , где первая часть имеет другое значение), постимпрессионизм (с сохранением начального корневого и ), постромантизм (ср. слитное написание этой же приставки в неделимых на морфемы словах иноязычного происхождения: постскриптум, постфактум и т. п.),суперобложка, субтропики, транссибирский, ультразвук, ультрамодный, экстраординарный (но: экстра-почта, экстра-класс – перед существительным).

Примечание 2. Слитно пишутся начальные составные части квази-, псевдо-, пан- , например: квазинаучный, псевдоклассический, пангерманский (но: квази-Пушкин, пан-Европа и т. п. – перед собственными именами

Понаблюдаем, как образовано слово самолёт . Сам летает. В слове два корня сам-, лёт-. Слова, имеющие два корня, называются сложными .

Что общего в этих сложных словах: самолёт, самовар, самокат, самоделка, самолюбие?

Самовар сам варит, второй корень вар-.

Самокат сам катает, катит, второй корень кат-.

Самоделка - сам делает, дело, второй корень дел-.

Самолюбие - чувство собственного достоинства - сам, любит, корень люб-.

Сам - первая часть сложных слов.

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

мореход (ходит в море, корни мор-, ход-),

пар оход (ходит на пару, корни пар-, ход-)

камн епад (падают камни, корни камн-, пад-),

звезд опад (падают звёзды, корни звезд-, пад-)

В словах мореход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный звук р" и н" , корни соединяет буква Е.

В словах пароход и звездопад первый корень оканчивается на твёрдый согласный звук р и д, корни соединяет буква О.

Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называют буквами соединительных гласных.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву соединительной гласной в сложных словах?

1. Убедись, что слово сложное: найди корни и устно подбери к каждому однокоренные слова.

2. Если слово сложное, послушай, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый - надо писать О, если на мягкий - Е.

Буква Е бывает после непарных твёрдых: ж, ш, ц.

Определите, какую букву надо писать на месте пропуска.

Многолетний - много лет, корни мног-, лет-, буква соединительной гласной О,

путеводитель - путь, водить, корни пут-, вод-, буква соединительной гласной Е,

древнерусский -древний, Русь, корни древн-, рус-, буква соединительной гласной Е,

водоплавающие - вода, плавать, корни вод-, плав-, буква соединительной гласной О.

Образовываем сложные слова

Какими сложными словами можно заменить эти предложения?

1) Поток воды, который падает с большой высоты.

2) Человек, который пашет землю.

3) Зверьки, похожие на мышей, которые роют землю.

4) Жук, который ест кору.

5) Человек, идущий пешком.

Проверь себя: водопад (корни вод-, пад-), землепашец (корни земл-, паш-), землеройка (корни земл-, рой-), короед (корни кор-, ед-), пешеход (корни пеш-, ход-).

Как называются эти сказочные предметы?

Сапоги — самоходы, скатерть — самобранка, гусли - самогуды.

Какой общий корень есть в этих словах? Корень сам-.

Почему так называются именно сказочные волшебные предметы? Сапоги сами ходят. Скатерть сама собирает еду (брать в значении доставать еду). Гусли сами играют, гудят.

Находим сложные слова в стихотворных строках:

Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям -

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.

(Ю. Синицын)

Пришла весна! Весна-красна

С зелёной травкой у окна.

Повесила серёжки

Берёзе-белоножке.

(Е. Трутнева)

По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льётся тихо и пугливо

Желтолистая река.

Школьный дом одноэтажный

Улыбается окном.

Грач по нивам бродит важно,

Словно сельский агроном.

(М. Исаковский)

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат.

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

(Н. Егоров)

Сложные слова:

желтогрудые - с жёлтыми грудками, корни желт-, груд-;

белоножка - с белой ножкой, ногой, корни бел-, нож-;

листопад - падают листья, корни лист-, пад-;

желтолистая - с жёлтыми листьями, корни желт-, лист-;

одноэтажный - с одним этажом, корни одн-, этаж-.

О каком человеке можно так сказать?

Лежебока - любит лежать на боку, корни леж-, бок-, первый корень оканчивается на ж, пишем букву е;

сладкоежка - в качестве еды любит сладости, корни слад-, еж-;

пустослов - говорит пустые слова, корни пуст-, слов-.

Эти слова называют черты характера человека. Объясним значение слов.

Трудолюбивый - любит труд, корни труд-, люб-;

слабовольный - слабая воля, корни слаб-, вол-;

милосердный - милое сердце, корни мил-, серд-;

добродушный - добрая душа, корни добр-, душ-;

благородный - благо роду, корни благ-, род-.

Как ты назовёшь человека, у которого великая душа, острый ум, ясные глаза, тёмные волосы?

Великая душа - великодушный (корни велик-, душ-),

острый ум - остроумный (корни остр-, ум-),

ясные глаза - ясноглазый (корни ясн-, глаз-),

тёмные волосы - темноволосый (корни темн-, волос-).

Прочитаем фамилии, подумаем, сложные ли это слова.

Добролюбов - любить добро, корни добр-, люб-. Николай Добролюбов - русский писатель.

Добронравов - добрый нрав, корни добр-, нрав-. Николай Добронравов — поэт-песенник.

Боголюбов - любящий бога, корни бог-, люб-.

Краснощёкова - красные щёки, корни красн-, щёк-.

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик — проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол — забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову)

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож.

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние.

Горихвостка - сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Краснопёрка - сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Лисохвост - корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Водомерка - корни вод-, мер-. Вода, измерить.


В качестве служебных морфем соединительные гласные (интерфиксы) о/е выделяются лишь в производных основах сложных слов. Это свойство резко отграничивает их от суффиксов и приставок, которые могут быть как в сложных, так и в простых словах. В отличие от суффиксов и приставок, которые могут быть как словообразовательными, так и формообразующими аффиксами, соединительные гласные о/е являются специфически словообразовательными морфемами. В отличие от суффиксов и приставок, имеющих всегда (если они являются регулярными) определенное лексико-грамматическое значение, соединительные гласные о!е обладают таким значением, которое выступает как чисто словообразовательное и сводится к выражению идеи соединения. По своей семантике (совершенно независимой в отличие от значения суффиксов и приставок от образующих основ) соединительные гласные о/е аналогичны соединительным союзам.
В отдельных случаях соединительные гласные о/е приобретают характер семантически пустых звуков, появляющихся в слове лишь
в силу фонетических причин. Так, если в словах железобетон, рыболов, сухофрукты соединительный гласный о - связочная морфема, обусловленная определенными правилами словообразования (сложение полных основ и слов осуществляется, как правило, с помощью соединительных гласных), то в слове технорук он, со словообразовательной точки зрения, представляет собой явление незаконное (ибо сложение сокращенных основ осуществляется без посредства соединительных гласных о/е; ср.: политрук, военрук, физрук) и никакого значения не имеет. Звук о здесь лишь средство избежать неудобопроизносимого стечения согласных (технрук - технорук).
Соединительные гласные о/е выступают чаще всего как фонетически обусловленные варианты: если первая основа сложения оканчивается на парный твердый согласный, то в качестве соединительного гласного выступает о (растворомешалка, водовоз и т. д.); если же первая основа сложения оканчивается на мягкий согласный, на твердый шипящий или ц, то используется соединительный гласный е (мореплаватель, пешеход, овцевод и т. д.). Появление е после твердых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV-XV вв., когда отмечаемое словообразовательное правило употребления о/е было уже прочной традицией.
Однако в целом ряде сложных слов, первая основа которых оканчивается на мягкий согласный н, р, т или в, на месте ожидаемого е наблюдается «незаконное» о: коновязь, зверолов, звероподобный, каменотес, каменоломня, честолюбие, властолюбие, костоед, плотоядный, кровообращение, кровопийца, кровожадный, песнопение, баснописец и т. д. Рядом с такого рода словами существуют и слова, где после той же первой основы закономерно появляется соединительный гласный е: коневод, конезавод, камнеобработка, камнерезный, костедробильный, кровеносный, песнетворчество и т. д. Все эти слова являются значительно более поздними образованиями, нежели родственные им по первой основе слова с соединительным гласным о.
О безраздельном господстве словообразовательной модели с о/е в производстве сложных слов свидетельствуют прежде всего многочисленность и разнообразие типов сложений с о/е по сравнению со сложениями без соединительной гласной. Почти все новообразования сложного характера, появившиеся в последнее время (как среди существительных, так и среди прилагательных; в сфере глагола способа сложения не наблюдается), являются словами с соединительными гласными о/е.
Соединительные гласные о/е необходимо четко отграничивать от явлений, внешне их напоминающих. Так, слова малоупотребительный, дикорастущий, нижеследующий и т. п., возникающие при помощи лексико-синтаксического способа словообразования (о нем см. § 31), соединительных гласных не содержат: о/е в них являются наречными суффиксами (о - словообразующим, е - формообразующим). В словах автозавод, велогонка, авторегулятор, метеосводка о является такой же неотъемлемой частью сокращенных основ (автомобильный, велосипедная, автоматический, метеорологическая), как согласные ф, т, р в словах профсоюз, партактив, зарплата. В фонетическом отношении для соединительных гласных о/е характерна безударность. В сложных словах ударение всегда наблюдается на корневых морфемах (пылесос, водопровод, морозоустойчивый, машиностроение и т. п.).
Соединительные гласные о/е как значимые части слова могут быть выделены, естественно, только в том случае, если анализируемое слово осознается как сложное. Если же слово пережило процесс опрощения или переразложения, то никаких связочных морфем в нем нет. Так, не выделяются уже в качестве значимых морфем соединительные гласные в словах столпотворение (возникло путем эллипсиса на базе фразеологического оборота вавилонское столпотворение), дикобраз (сложение дикий и образ), кругозор (сложение круг и зор - от зреть), психолог, библиотека и т. д. Соединительного гласного нет в некоторых сложных словах, испытавших процесс выпадения одного из слогов, например: табакур, знаменосец (первоначально табакокур, знаменоносец).

Русский язык
6 класс

33. Соединительные о и е в сложных словах

Сложными называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней . Сложные слова образуются из основ исходных слов (пар, возить → паровоз), из целых слов (диван, кровать → диван-кровать).

При образовании сложных слов чаще всего используются соединительные гласные о и е.

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твёрдых согласных, а какая - после мягких согласных, шипящих и ц !

167 . Запишите сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах. Обозначьте условия выбора изученных орфограмм. Какие из этих сложных слов появились позднее других? Составьте с любыми двумя записанными словами сложные предложения.

Вода, падать. Лес, рубить. Каша, варить. Газ, проводить. Лёд, колоть. Общий, жить. Атом, ходить. Буря, ломать. Птица, ловить. Луна, ходить. Путь, шествовать.

168 . Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных owe. Затем спишите остальные слова, обозначая в них суффиксы.

И..следователь, дожд..мер, закр..питель, выключатель, обозр..ватель, пчел..вод, уч..тчик, пар..ход, язык..вед, глаз..мер, сч..тчик, лётчик-испытатель.

169 . Корни, приведённые в рамке, чаще других встречаются во второй части сложных существительных. Подберите и запишите по 2-3 слова с каждым из них. С двумя сложными существительными составьте предложения, которые помогали бы понять значение этих существительных.

Урок русского языка в 6 классе.

Учитель: Егорова

Альбина Всеволодовна,

Учитель русского языка

И литературы МБОУ

«СОШ№24» г. Чебоксары

Тема: «Соединительные гласные O-Е в сложных словах »

Цель:

  1. повторить основные способы образования слов;
  2. познакомить со способом образования слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных;
  3. научить выбирать соединительные гласные o-е в сложных словах;
  4. воспитать интерес к слову, показать изобразительные возможности словообразования.

Ход урока

1.Повторение уже известных обучающимся способов образования слов

Дайте связный ответ на вопрос: « Какие основные способы образования слов в русском языке вы знаете? Проиллюстрируйте свой ответ примерами».

Ребята, я хочу вам привести высказывание известного детского писателя К.И.Чуковского:

«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Согласны ли вы с ним? Попробуйте доказать на примерах точку зрения Чуковского.

Действительно, приставка может до неузнаваемости изменить смысл даже очевидно однокоренных слов. Например: взнос, поднос, перенос, донос, износ, вынос и т.д.

Образуйте от данных слов новое слово при помощи данных приставок и суффиксов. Запишите слова и разберите их по составу:

Исходное слово

Приставка

суффикс

Ехать

Раз-

Ся

Закон

Пара

На-

Ник

Грызть

Ок

Граница

По-

Ник

Тайна

Река

За-

2.Постановка цели урока:

Работа с таблицей:

Внимательно рассмотрите таблицу. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет на уроке речь? Как бы вы сформулировали проблему, над которой мы будем сегодня работать? Определите цели сегодняшнего урока.

(Учитель обобщает ответы детей)

3. Объяснение новой темы

В чем особенность слов, включенных в таблицу? (Все они имеют 2 корня)

С помощью каких гласных они соединяются? Как вы думаете, от чего зависит выбор гласной –о и –е?

Что вы можете сказать о словах, представленных в третьей колонке? Почему они стоят отдельно?

Что бы вы записали на первой строчке таблицы?

Дополните таблицу своими примерами.

Вывод : Соединительная гласная –О пишется после твердых согласных. Не подчиняются правилу согласные –ж,- ш,-ц , после которых пишется соединительная гласная –е.

После основы на мягкий согласный, после шипящих и –ц пишется соединительная гласная – е.

4.Тренировочные упражнения

Творческий диктант

Замените словосочетания одним сложным словом, подчеркните согласную, от которой зависит выбор соединительной гласной.

Помогать взаимно (взаимопомощь)

Любить труд (трудолюбие)

Люди одной фамилии (однофамильцы)

Тот, кто ходит пешком (пешеход)

Тот, кто варит сталь (сталевар)

Заготовка леса (лесозаготовка)

Приспособление для ловли мышей (мышеловка)

Лечение грязями (грязелечение)

Жук, который ест кору (короед)

Тот, который плавает в море (мореплаватель)

5.«Отгадай загадку»

Ребята, мы с вами продолжим словарный диктант, только слова вы должны записать сами. Запишите слово, которое является отгадкой загадки.

1. Заурчу, закричу, под небеса улечу (вертолет, самолет).

2.Хвостом пьет, а клювом отдает (водопровод).

3.Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор -глотает он и пыль, и сор (пылесос).

4. У меня который год ежик в комнате живет.

Если пол намазать воском, он натрет его до лоска (электрополотер).

5.Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да дыра (самовар).

6.Чудо дворник перед нами, загребущими руками за одну минуту сгреб преогромнейший сугроб (снегоочиститель).

7.Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит (самолет).

8. На что ни взглянет этот глаз- все на картинке передаст (фотоаппарат).

«Найди себе пару»

- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Каждый из вас получит листок, на котором написано то или иное слово. Ваша задача - найти себе пару и создать сложное слово при помощи соединительной гласной .

(В таблице приведена примерная группа слов, которые раздаются детям)

Вода

О

Падать

Гром

Отводить

Земля

Мерить

Корабль

Крушение

Край

Ведать

Лед

Колоть

Лес

Рубить

Нефть

Провод

Огонь

Тушить

Пешком

Ходить

Птица

Ферма

Рыба

Ловить

5.Изобразительные возможности словообразования

Писатели часто используют известные словообразовательные способы для создания своих, их называют авторскими словами. Например, известный писатель Салтыков-Щедрин, которого вы знаете по его сказкам, создает обличительные слова, необходимые для сатирического изображения современного ему общества: ерундоносная братия, ежоворукавичный смысл, пенкосниматели и т.д.

Современные писатели активно используют возможности словообразования. Прочитаем стихотворение Матусовского, в котором поэт образует новые слова по типу слова разнотравье (цветущие луга).

Кто бы мог еще тягаться

С этой зеленью лесной?

Лето все свои богатства

Рассыпает предо мной.

По достоинству отметить

Мы покуда не смогли

Разнотравье, разноцветье,

Разнолесье всей Земли.

Никогда нам не наскучит,

Никогда не надоест

Разнокрасье, разнозвучье,

Разногрозье этих мест.

Молодых берез соседство,

Одиноких вязов грусть

Принимаю прямо к сердцу,

Что-то выронить боюсь.

Мята, кашка, медуница

Здесь теснятся на лугу.

Вот уж нам пора расстаться,

Да никак я не могу.

Став старее, что ни год я,

Ощущаю все сильней

Разнозлачье, разноплодье,

Разноптичье летних дней.

Выпишите из текста сложные слова, распределяя их в две колонки. На какие группы вы их разделите?

Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт для создания образа летнего дня.

6.Рефлексия

С каким новым способом образования слов мы сегодня познакомились?

Отчего зависит выбор соединительной гласной?

7. Объяснение домашнего задания

Я предлагаю вам заняться словотворчеством. Придумайте свои сложные слова на тему «Зима».