Кем хотел видеть иоганна штрауса его отец. Иоганн (сын) Штраус биография

25 октября 1825 года в семье скрипача и руководителя оркестра Штрауса родился мальчик, получивший имя отца – Иоганн. Прежде чем стать скрипачом, отец Иоганна перепробовал много профессий, но оказалось, что именно музыкальное поприще позволяет ему зарабатывать достаточно даже для содержания семьи. Когда Штраус-старший женился, он начал сочинять музыку самостоятельно, ведь спрос на увеселения среди богачей Вены был высок, а праздники сменяли один другой. Через некоторое время Штраус-старший стал не просто знаменит, а получил в народе заслуженный титул «король вальса». Со своим оркестром он много гастролировал по Европе, выступал в Париже, Берлине, Брюсселе и даже в Лондоне. По свидетельству современников вальсы Штрауса-отца буквально околдовывали публику, и даже такие выдающиеся композиторы, как Берлиоз и Лист, почитали за честь выразить ему восхищение.

Иоганна, своего старшего сына, Штраус-старший решил сделать коммерсантом. Второму же сыну, Йозефу, уготована была военная служба. Мальчики не возражали, и поначалу ничто не предвещало проблем, однако через какое-то время стало ясно, что сыновьям гораздо ближе не предопределенные отцом занятия, а музыка. Штраус-отец был буквально взбешен этим, и лишь матери мальчиков, Анне Штраус, удалось как-то успокоить его и добиться согласия разрешить сыновьям играть на рояле. Отец успокоил себя тем, что без этого умения нельзя считать законченным светское образование.

Тем временем старший сын, Иоганн, настолько овладел игрой, что буквально поражал знакомых и друзей своими смелыми импровизациями. А тут еще выяснилось, что он давно уже тайно занимается игрой на скрипке, к тому же учителем мальчика оказался Франц Амон, лучший скрипач-виртуоз оркестра Штрауса-отца, а оплачивал мальчик уроки, сам занимаясь репетиторством с соседскими детьми портного. Ничего удивительного в этом не было – все дети Штраусов росли в музыкальной атмосфере, ведь отец часто репетировал со своим оркестром дома.

Но по большому счету Штрауса-отца семейные неурядицы не волновали – он всерьез увлекся Эмилией Трампбуш, юной модисткой и своей поклонницей. Когда Иоганну исполнилось восемнадцать лет, его отец покинул семью, и перед Штраусом-младшим встала большая проблема – содержание многочисленных братьев и сестер. Несмотря на занятость – юноша давал частные уроки – он с увлечением совершенствовал игру на скрипке у Кельмана, репетировавшего балет оперного театра Вены, и у лучшего преподавателя консерватории Гофмада. Мать всячески поддерживала Иоганна. Ей казалось, что сын сможет превзойти отца на музыкальном поприще. Позже выяснилось, что Анна Штраус, словно реликвию, хранила первый написанный Иоганном вальс – тогда мальчику было всего шесть лет.

Еще одним строгим учителем Иоганна стал церковный капельмейстер, аббат Дрехслер, большой знаток гармонии и контрапункта. Он настаивал на том, чтобы начинающий композитор писал духовные произведения, и надо сказать, Иоганн столь преуспел в этом деле, что одна из его кантат была исполнена публично в одной из венских церквей. Для того чтобы стимулировать в Иоганне желание сочинять именно церковную музыку, Дрехслер разрешил ему репетировать свои произведения на органе и скрипке в церкви, где был регентом. Но однажды в пустой церкви аббат услышал, что его ученик играет на органе вальс…

Светская музыка, конечно же, была ближе Иоганну, и он давно уже твердо решил для себя возглавить танцевальную капеллу и исполнять музыку собственного сочинения. Дело встало лишь за тем, чтобы найти квалифицированных и достойных музыкантов – ведь оркестр Иоганна должен был вступить в конкуренцию с отцовским. И вот в октябре 1844 года на афишных тумбах и в газетах появились сообщения о концерте оркестра под управлением Иоганна Штрауса-младшего. Это буквально поразило Вену – еще один Штраус смело заявил о собственной музыке! Интрига была в том, что Штраусу-отцу едва исполнилось сорок лет, его творчество востребовано, а слава общеизвестна. Неужто девятнадцатилетний мальчик сможет превзойти успех отца?

Иоганн Штраус-младший, наконец, оформил в магистрате Вены официальные документы на право зарабатывать дирижированием, и 15 октября 1844 года в казино, расположенном неподалеку от Вены зазвучала музыка молодого композитора. Это выступление стало для публики Вены настоящей сенсацией. С одной стороны младший Штраус выступал как конкурент отцу, но с другой его музыка разительно отличалась от выступлений Штрауса-старшего. Утренние газеты вышли с заголовками, которые отец Иоганна воспринял как издевательство: «Вечер добрый, Штраус-отец! Утро доброе, Штраус-сын!» Немудрено, что Штраус-старший пришел в ярость и, вместо того чтобы поддержать сына, начал активно отбивать у него «музыкальный хлеб». Говоря современным языком, отец захватил буквально весь концертный «рынок» Вены. Его сыну осталось лишь две лазейки, причем весьма непрезентабельные – кафе и казино. Для полноты картины старший Штраус затеял процесс по разводу с женой, и возмущенный Иоганн не смог удержаться от нападок в прессе на отца, что и вышло ему боком – папа задействовал все свои связи, выиграл процесс в суде и оставил первую семью (семерых детей) без наследства и средств к существованию. Выиграл он и бой на сценических подмостках – сын вместе со своим оркестром влачил жалкую жизнь, да еще и попал на заметку полиции, как человек легкомысленный, расточительный и безнравственный.

В 1848 году начались революционные выступления народа, и Иоганн-младший не угадал конъюнктуру, создав яркие, зовущие к борьбе музыкальные произведения и даже написав «Марш восставших». Люди называли эту музыку «венской Марсельезой». Но восстание в Вене было жестоко подавлено, а власть хорошо запомнила пристрастия Иоганна-младшего во время революции – долгое время его вальсы не звучали на балах у императора, да и приглашать его к себе многие просто опасались. В то же время Штраус-старший правильно определил сильную сторону, но зато потерял популярность своей музыки в народе. В 1849 году, осенью, он заболел страшным тогда заболеванием – скарлатиной – и 25 сентября умер. Похороны Штрауса-отца стали в Вене грандиозным событием, но его оркестр остался без руководителя. По настоянию Франца Амона, друга семьи Штраусов, на место руководителя пригласили Иоганна-младшего. Для того чтобы уговорить его, все музыканты пришли к Иоганну и торжественно вручили дирижерскую палочку его отца. В 1852 году оркестр Штрауса вновь пошел в гору, и его стали приглашать ко двору молодого императора.

Повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность очень скоро сказалась на здоровье молодого музыканта. В двадцать восемь лет он начал чувствовать себя столь плохо, что местные светила медицины поставили ему понятный всем диагноз – крайнее переутомление. На период болезни брата управлением оркестра занялся его брат Йозеф, но очень быстро заболел и он. Пришло время младшего брата – Эдуарда Штрауса. Подобная смена руководителей оркестра сделала всю семью Штраусов кумирами Вены. Сатирические листки и фельетоны именовали семью не иначе как «фирмой» и утверждали, что Штраусы торгуют музыкой в розницу и оптом. Правда, все венцы признавали первенство Иоганна – как дирижер и композитор он был на голову выше своих братьев.

Первые сочинения Иоганна Штрауса-младшего очень сильно напоминали вальсы его отца в период расцвета творчества. Но в скором времени у Иоганна возникло ощущение, что рамки венского вальса изжили себя и буквально сдерживают полет музыкальной фантазии. И когда молодой композитор взялся за работу над новым венским вальсом, он создал мелодию совершенно иного, оригинального типа. Фактически Штраус удвоил объем, изменив саму форму танца. Классические восемь и шестнадцать тактов вальса он переконструировал в шестнадцать и тридцать два. Музыка в произведениях Штрауса начала звучать совершенно иначе, став более полнокровной и логически завершенной. Благодаря Штраусу танцевальная музыка выросла в самостоятельный жанр и стала достоянием не только бальных залов, но и концертной эстрады.

Летом в 1854 году Иоганн Штраус получил деловое предложение, от которого не смог отказаться – его пригласили исполнять свою музыку в зале роскошного Павловского вокзала и на территории дворцов императора и великого князя. Сделано это было для повышения имиджа железных дорог, особенно новой линии, связавшей Петербург с Павловском и Царским Селом. Предложенный гонорар – двадцать две тысячи за сезон – был столь высок, что Штраус дал свое согласие. 18 мая 1856 года оркестр Штрауса приступил к покорению России. Публика мгновенно оценила польки и вальсы Штрауса, а его концерты посещали император и члены его семьи.

Пять лет Штраус выступал в России и за это время даже пережил страстную любовь к русской барышне – Ольге Смирнитской. Он познакомился с ней летом 1858 года и был очарован внутренней красотой этой стройной и серьезной девушки. Однако родители Ольги высказались против подобного жениха, и Штраусу оставалось только посвящать любимой свою великолепную музыку. В 1862 году Иоганну стало известно из письма любимой, что она выходит замуж за русского офицера. В конце лета того же года Штраус женился и сам – на Генриетте Халупецкой, оперной певице, очень похожей внешне на Ольгу Смирнитскую. Жена Штрауса была на семь лет старше и уже имела весьма обширный опыт – семь детей, рожденных вне брака от разных мужчин. Правда, это не помешало Генриетте превратиться не только в возлюбленную Штрауса, но также стать его секретаршей, музой, деловой советчицей, импресарио, а когда нужно – и сиделкой. Брак стал счастливым.

Период конца шестидесятых и начала семидесятых годов XIX века стал исключительно плодотворным для творчества Штрауса. Он создал такие знаменитейшие вальсы, как «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», выразив в музыке саму душу Вены. Нежная и честолюбивая жена подвигла Штрауса на написание оперетт, о чем в 1870 году сообщили венские газеты. В том же году Штраус отказался от дирижерской должности, отдав ее младшему брату Эдуарду. Летом 1870 года скончался Йозеф Штраус. Незадолго до этого двое братьев Штраусов, Йозеф и Иоганн, с успехом выступали в России.

Первая оперетта Штрауса «Индиго и сорок разбойников» была с восторгом принята венской публикой. Немалый успех пришелся и на вторую – «Карнавал в Риме». Но истинный триумф подарила композитору его «Летучая мышь», исполненная на сцене в 1874 году. Эта работа вознесла Штрауса на музыкальный Олимп, дав ему признание по всему миру. Штраус продолжал лихорадочно писать музыку – его обуревал страх, что столь благосклонная сейчас муза может вдруг покинуть его, лишив возможности создавать новые прекрасные произведения. Он дает гастроли в разных странах и с огромным успехом выступает в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже, Бостоне и Нью-Йорке. Жизнь в бедности наконец-то осталась позади, и Штраус строит в Вене собственный дом, купаясь в роскоши, но постоянно оставаясь недовольным самим собой в творческой жизни.

В конце семидесятых годов Штраус потерял свою жену и верного друга – Генриетта умерла. Всю свою жизнь Штраус ощущал непреодолимое отвращение и страх перед лицом смерти. Он упросил близких заняться хлопотами по поводу похорон, а сам уехал в Италию. Вернувшись из-за границы, Иоганн познакомился с Ангелиной Дитрих, немецкой певицей, и через короткое время женился. Ангелина была молода, эффектна, искушена в интригах и любовных утехах, но совершенно бездарна как актриса. Дело кончилось тем, что она сошлась с другом Штрауса, Штейнером, и уехала с ним.

Лишь упорная работа помогла Штраусу пережить это предательство любимой женщины. Следующая работа Штрауса, «Кружевной платок королевы», была поставлена в театре «Ан дер Вин» 1 октября 1880 года. Оперетта дала такие сборы, каких театр не знал многие годы. Очередным успехом в творчестве композитора стала в 1881 году оперетта «Веселая вдова». В это же время Штраус увлекся вдовой банкира Антона Штрауса, своего однофамильца и друга, – Аделью. Адель по национальности была еврейкой и католическое венчание не признавала, так же как и не видела причин переходить в христианскую веру. Пришлось самому Штраусу принять германское гражданство и стать протестантом-евангелистом, чтобы обвенчаться с любимой. Брак оформили только в 1887 году. На этот раз выбор композитора был удачным. Тем не менее, три его брака не принесли ему ни одного наследника.

Перед самым шестидесятилетием Штраус увидел на сцене свою оперетту «Цыганский барон». Произошло это 24 октября 1885 года и стало незабываемым событием для всех ценителей музыки. Возможно, что появилась бы и опера Штрауса, но от этого шага композитора отговорил близкий друг, Брамс. «Цыганский барон» стал вершиной творчества Штрауса, а вот новая оперетта композитора «Венская кровь» была принята публикой без восторга, выдержав всего несколько представлений. Однако популярности Штрауса это не умалило – в октябрьские дни 1894 года практически вся Вена танцевала, отмечая пятьдесят лет славной дирижерской деятельности своего кумира – короля вальсов Иоганна Штрауса, а год спустя праздновала семидесятилетие композитора.

В последние годы жизни Штраус отказался от концертов и почти не покидал своего дома. Лишь один раз, в день празднования двадцать пятой годовщины выхода на сцену «Летучей мыши», он согласился дирижировать во время исполнения увертюры. По пути домой из театра Штраус простудился и заболел пневмонией. Злую шутку сыграл и возраст композитора – справиться с болезнью Штраус не сумел. Семидесятитрехлетний музыкальный гений умер 3 июня 1899 года в своем венском доме, не успев завершить музыку к балету «Золушка».

Иоганна Штрауса хоронила вся Вена. Люди оплакивали великого человека, создавшего потрясающую музыку, и еще не знали, что его имя переживет века.

К «музыке для ног» во все времена относились в лучшем случае снисходительно. Симфонии, оратории, опера считались благородными жанрами, а вальсы, кадрили, польки – развлекательными, а значит – второсортными. Такое положение вещей навсегда изменил Иоганн Штраус, которого заслуженно величают «Королём вальса». Выдающийся композитор, автор популярных оперетт сумел поднять танцевальную музыку на недосягаемые доселе симфонические высоты. Являясь основателем венского вальса, он создал такие обаятельные музыкальные «жемчужины», которые никогда не утратят своей притягательности.

Краткую биографию Иоганна Штрауса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Штрауса

Иоганн Штраус родился в Вене 25 октября 1825 года. Его отцом и полной тезкой был известный австрийский композитор. Штраус-старший не желал для сыновей музыкальной карьеры, запрещал им сочинять музыку и учиться играть на скрипке . По иронии судьбы, все трое его сыновей от Анны Штрайм стали композиторами, несмотря на его яростное сопротивление. Так, маленький Иоганн втайне от отца, часто гастролировавшего за рубежом, брал его скрипку и самостоятельно учился на ней играть. Мать поддерживала увлечение сына.


Даже поступив в Высшее коммерческое училище и подрабатывая счетоводом, Иоганн не прекращал учиться музыке. Согласно биографии Штрауса в 1844 году он, имея блестящие рекомендации своих педагогов, решился получить лицензию на право дирижирования оркестром. Чтобы влиятельный отец не смог воспрепятствовать карьере сына, Анна подала на развод – к тому времени у Штрауса-старшего уже несколько лет была вторая семья. На фоне этой драмы Иоганн собрал свой собственный оркестр, а когда 5 лет спустя отец скоропостижно скончался, пригласил к себе работать его музыкантов.


Гастролируя по Европе со своими произведениями, Штраус становится настолько популярен, что подключает к концертной деятельности обоих своих братьев, Йозефа и Эдуарда. В Австрии молодой композитор получает все придворные полномочия своего отца. С 1856 года он постоянный гость в России. Становятся традиционными его летние вступления на Павловском вокзале. С нашей страной связано и первое серьезное чувство композитора. Его избранницей стала Ольга Смирнитская, он просил ее руки, но не получил согласия родителей девушки. Разбитое сердце короля вальсов залечила певица Генриетта Халупецкая, имевшая к моменту свадьбы со Штраусом семерых детей от разных мужчин. Брак принес композитору не только счастье и взаимопонимание, но и всестороннюю поддержку его творчества, которую оказывала супруга.

В 1870 Штраус передает все придворные обязанности Эдуарду, чтобы освободить время для написания оперетт. Это был непростой период в его жизни – зимой умерла его мать, а летом – младший брат Йозеф. В 1878 году скончалась супруга композитора, и он с едва приличной поспешностью полтора месяца спустя женился на певице Анжелике Дитрих. Не прошло и пяти лет, как этот брак закончился разводом. Последний раз Штраус пошел под венец в 62 года. Его избранницей стала Адели Дойч, ради союза с которой великий австриец поменял гражданство и вероисповедание. Детей у композитора не было.

В 1889 году Штраус издал произведения своего отца в семи томах. Именно его он считал главным распространителем классической венской танцевальной музыки, которая стала популярной далеко за пределами своей родины. Он всегда без тени зависти чтил талант и заслуги своего отца, поддерживал творчество братьев. Умер маэстро в 73 года, причиной тому послужила пневмония, которой он заболел, простудившись по дороге с чествования 25-летнего юбилея «Летучей мыши ». На этом памятном спектакле он в последний раз стоял за дирижерским пультом. 3 июня 1899 года короля вальсов не стало.



Интересные факты о Штраусе

  • Содержать огромный оркестр, находить ангажементы, планировать работу с двумя братьями – все это требовало невероятного организаторского таланта, и Иоганн Штраус, несомненно, им обладал. Он чувствовал веяния времени и всегда пытался им соответствовать. Даже начав отдавать большинство своих сил оперетте, композитор не забывал и о танцах, перерабатывая для них лучшие мелодии из своих спектаклей. «Летучая мышь», например, предоставила материал для 6 танцевальных номеров.
  • На музыку Штрауса создано 2 балета: «Голубой Дунай» Б. Фенстера, поставленный в Ленинграде в 1956 году, и «Летучая мышь» Р. Пети - для Марсельского балета в 1979.
  • Российское либретто «Летучей мыши» кардинально отличается от оригинального. В первоначальном варианте в костюме Летучей мыши на балу был Фальк, над которым потом подшутил Айзенштайн. В версии Н. Эрдмана и М. Вольпина в Летучую мышь облачалась супруга Айзенштайна, Розалинда.


  • Биография Штрауса гласит, что ради единственной поездки в США композитор разорвал контракт с Царскосельскими железными дорогами, которые договорились с ним о проведении 11-го летнего сезона в Павловске. В Бостоне Штраус принял участие в грандиозном концерте, где дирижировал оркестром из 1000 музыкантов.
  • Для версии оперетты «Венская кровь», поставленной в 2015 году в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии, текст написал сатирик Семен Альтов.

Популярные мелодии Штрауса

  1. «У прекрасного голубого Дуная », 1867

Этот вальс был создан по заказу Венского общества хористов и исполнялся совместно с мужским хором. Текст для него написал Иосиф Вайль. 23 года спустя появился второй вариант стихов Франца фон Гернета. Сегодня вальс является визитной карточкой Вены и неформальным гимном Австрии.

  1. Вальс «Сказки Венского леса », 1868

На первом исполнении этого вальса публика четырежды потребовала исполнить его на бис. Он - одно из нескольких произведений композитора, где используется цитра – народный австрийский инструмент.

  1. Вальс «Жизнь артиста », 1867

Один из самых мелодически щедрых вальсов Штрауса, темы которого использовались даже в переработанной русской версии «Летучей мыши». Исполненный через три дня после премьеры вальса «У прекрасного голубого Дуная», он не только не потерялся в тени гениального соперника, а по праву занял место рядом с ним.

  1. Вальс «Весенние голоса », 1882

Этот вокальный вальс написан для сопрано Бьянки Бианки, текст к нему создал Рихард Жене. В исполнении певицы произведение имело большой успех, и она включала его даже в свои партии в операх Делиба и Россини. Так, «Весенние голоса» стали звучать со сцены императорской Венской оперы, доселе недоступной для танцевальной музыки.

  1. Полька «Трик-трак », 1858

Премьера польки обернулась сенсацией, поэтому ноты ее фортепианного переложения напечатали в спешном порядке – уже через 4 дня. Тираж был буквально сметен с прилавков, как и несколько последующих репринтов.

Творчество Иоганна Штрауса

Свой самый ранний вальс «Первая мысль » Иоганн Штраус написал в 6 лет, и, как ни удивительно, но его ноты дошли до наших дней. Первым официальным произведением композитора является вальс «Эпиграммы », который впервые прозвучал на дебютном выступлении Штрауса в качестве дирижера собственного оркестра 15 октября 1844 года. Газеты раздули невероятную шумиху, еще и потому, что вечер устраивался в казино, где часто выступал Штраус-отец. Его сочинения также были включены в программу концерта, основной интригой которого являлись 4 произведения молодого Иоганна. Отец на дебют сына не явился, а через некоторое время и вовсе лишил наследства всех своих детей-музыкантов. Однако публика, коей пришло гораздо больше, чем даже мог вместить в себя зал, осталась в восторге от выступления нового оркестра и юного композитора. Все номера бисировались, а «Эпиграммы» исполнялись 20 раз! Могла ли быть менее блестящей карьера музыканта, получившего столь успешный старт?

Уже в следующем, 1845 году, Штраус принимает предложение стать дирижером 2-го полка венских граждан. Это еще более накаляет противостояние с отцом, дирижером 1-го полка. Именно сыну было доверено выступление на торжественном открытии крупнейшего венского бального зала «Одеон». Однако Штраус-старший в то же время становится распорядителем музыки и танцев при дворе, что упрочивает его положение на самых престижных и фешенебельных танцевальных вечерах Вены. Сыну остаются приглашения в небольшие залы, и он предпринимает первые гастроли в Венгрию. На концерте в Буде он представил на суд зрителей «Пештский чардаш », приведший всех слушателей в абсолютный восторг из-за тонкого понимания композитором венгерской национальной музыки.

Оркестр Штрауса часто приглашали играть на вечерах, организованных славянскими землячествами. Поэтому в репертуаре композитора появились несколько произведений на восточноевропейские мотивы: «Чешская полька », «Сербская кадриль », кадриль «Александр », «Славянское попурри ». Успех этих произведений закрепили балканские гастроли 1847 года.


1848 год был ознаменован Европейской революцией и Штраус, вернувшийся к маю из Румынии, поддержал сторону восставших, сочиняя «Революционный марш », польку «Лигуорианские вздохи ». Революция была подавлена, к власти пришел император Франц Иосиф I, а Штраус написал в ответ на эти события вальс «Музыка единства», примиряющий его со сложившейся политической ситуацией, несмотря на прежние революционные воззрения. Из этих же соображений композитор создал кадриль «Николай » в честь российского императора, поддержавшего притязания Австрии в ходе революции в Венгрии, «Марш императора Франца Иосифа », «Триумфальный марш ».

Смерть отца оставила в истории соперничество двух Штраусов. У младшего началась пора расцвета – его приглашали везде, где до того царил отец. Первым произведением, созданным в новый период творчества, был вальс «Свои люди ». К 1856 году Штраус уже стал «первой скрипкой» Вены. В этот момент ему поступило весьма заманчивое предложение из России, от руководства Царскосельской железной дороги – провести летний музыкальный сезон с выступлениями на Павловском вокзале. От такой возможности и столь щедрых гонораров композитор отказаться не смог, и с 18 мая по 13 октября 1856 года давал ежедневные концерты в пригороде российской столицы. Для своего дебютного лета в России Штраус написал 8 новых произведений. В течение 10 последующих лет российская публика имела удовольствие ежегодно видеть короля вальсов в Павловске.

В 1863 году Штраус получил должность распорядителя музыки и танцев при дворе – ту самую, которую когда-то занимал отец. Его оркестр играл на всех придворных балах – это была высшая карьерная точка любого австрийского музыканта. Возможно, именно этот успех дал композитору новую творческую энергию, породившую в конце 60 годов самые блестящие его мелодии: «У прекрасного голубого Дуная », «Жизнь артиста », «Сказки Венского леса ».

Казалось бы, за столь грандиозной и концентрированной по времени кульминацией должен последовать неизбежный спад, но только не у Штрауса. Вальсов, действительно, стало меньше. Но только лишь потому, что маэстро полностью посвятил себя новому жанру – оперетте . Дальновидная Генриетта давно склоняла мужа попробовать себя в театре. Начальные три попытки написать оперетту не дошли до своего завершения. Первая полноценная работа Штрауса «Индиго и сорок разбойников » получилась весьма неидеальной, в главном, из-за невнятного либретто. Однако это не помешало ей пройти только в 1871 году более 40 раз на сцене венского театра «Ан дер Вин». В 1873 году выходит вторая оперетта «Карнавал в Риме ». А год спустя – подлинный шедевр этого жанра «Летучая мышь », представленная 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин». За дирижерским пультом стоял автор, каждый номер заканчивался громоподобными аплодисментами – венская публика обожала своего маэстро!

В ближайшие 10 лет он напишет еще 6 оперетт, в разной степени успешных, но не повторивших судьбу «Летучей мыши». Композитор всегда очень глубоко понимал венгерскую культуру и вынашивал идею оперетты на венгерский национальный сюжет. Таким сюжетом и стала новелла М. Йокаи «Саффи». И. Шницер написал либретто, и в 1885 году на сцене «Ан дер Вин» появился «Цыганский барон », ставший вторым безусловным хитом Штрауса на протяжении последующих столетий. На венгерскую тему была создана и единственная комическая опера композитора «Рыцарь Пасман», поставленная в Придворном театре Вены в 1892 году. В последние годы жизни из-под пера маэстро выходят еще 4 оперетты и балет «Золушка », который он не успел закончить. Еще при жизни Штраус дал согласие А. Мюллеру на создание оперетты из разных своих мелодий. В. Леон и Л. Штайн подготовили блестящее либретто, и произведение, премьера которого состоялась 5 месяцев спустя после смерти композитора, получило название «Венская кровь».

Согласнократкой биографии Иоганна Штрауса, композитор родился в 1825 году в Вене в семье известного композитора. Иоганн Штраус – старший не поощрял музыкальных увлечений младшего сына (кроме Иоганна – младшего, в семье было еще трое сыновей). Он хотел видеть его банкиром. Но, в тайне от отца, будущий композитор учился в музыкальной школе по классу скрипки, а по окончании обучения получил блестящие рекомендации от преподавателей.

Начало профессиональной деятельности

В 1844 году Иоганн закончил образование и попытался получить лицензию на право дирижировать оркестром. Мать молодого человека, боясь того, что отец, Иоганн -старший, будет всячески препятствовать выдаче лицензии, развелась с ним. После развода отец будущего композитора отказал своим детям от первого брака в наследстве и все имущество завещал семерым детям от любовницы (после развода – второй жены).

Конфликт с отцом продолжался, выражаясь в том, что Иоганн со своим маленьким оркестром не мог выступать на больших площадках. Но, несмотря на это, талант молодого человека был замечен, и его назначили главным дирижером военного оркестра.

В 1848 году, после революции, отношения с отцом еще более усложнились из-за того, что Иоганн – старший поддерживал монархию, а младший – революцию.

В 1849 году отец умер, исын простил ему все: он написал в его честь несколько произведений, издал за свой счет все его произведения. Музыканты отца присоединились к его оркестру и отправились на совместные гастроли по Европе. Иоганн-младший имел оглушительный успех.

Пик карьеры

С 1852 года, после того как молодой композитор примирился с императором Франц-Иосифом, Штраус стал официальным придворным композитором. В его работе ему часто помогали братья, с которыми он был в прекрасных отношениях.

С 1856 по 1861 год Штраус каждое лето выезжал с оркестром в Россию, так как был приглашен на должность постоянного дирижера при Павловском вокзале, в г. Павловске.

60-70 года – пик творчества композитора. Он написал лучшие свои произведения – «На прекрасном голубом Дунае» и «Сказки Венского леса», музыкальное содержание которых можно считать поистине патриотическим. В 70-ых годах он отказался от должности придворного композитора (передал полномочия брату) и отправился на гастроли по Франции, Великобритании и США. В это же время он начал писать оперетты. С 1874 по 1895 год он создаст свои лучшие произведения: «Летучая мышь», «Цыганский барон» и другие. В 1895 году композитор отмечал свое 70-летие с размахом. Поздравить его желали все ярчайшие представители европейской аристократии и богемы.

Смерть

Композитор умер в 1899 году (в 73 года) от пневмонии. Похоронен в Вене.

Личная жизнь

Долгое время Штраус был влюблен в Ольгу Смирнитскую. Но родители девушки ответили отказом на его сватовство. В 1862 году, после того, как Ольга вышла замуж, Штраус женился на оперной певице Йетти Халупецкой, которая была старше его на 7 лет и имела 7 внебрачных детей. Но, несмотря на ее скандальную репутацию, она стала верной женой, и брак, в целом, был удачен.

В 1878 году Халупецкая умерла и Штраус женился на немецкой певице Анжелике Дитрих, но быстро развёлся и сочетался браком с молодой немецкой вдовой Адели Дойч, ради которой поменял веру и гражданство.

Другие варианты биографии

  • Всего Штраус написал около 500 произведений. Причем, он писал не только вальсы и оперетты, но еще и музыку к балетам и совершенные оперы.
  • Дед Штрауса был евреем, принявшим католичество. В нацистской Германии попытались представить Штрауса истинно немецким композитором, скрыв его еврейские корни.

Не все, наверное, знают, что каждый вальс Иоганна Штрауса – это на самом деле обычно пять вальсов, вальсовая сюита. Вот и мы построим рассказ о нем как сюиту, где вступление будет посвящено, собственно, не «королю вальса», а его родному городу, который Штраус воспел и остался его кумиром по сей день.
Итак, сначала несколько слов о Вене, – прежней и нынешней.

Город музыки

Те из наших соотечественников и современников, кто побывали в Вене, сравнивают ее с Петербургом. Не только из-за обилия достопримечательностей, а и из-за того еще, что сами жители города воспринимают себя как некую историческую достопримечательность. Вот уже скоро век пройдет, как Вена потеряла свою императорскую корону и стала столицей небольшой «альпийской республики». Однако имперский дух в венцах живет и поныне. Причем не в виде милитаристских, а именно в виде великосветских замашек. Только здесь дамы до сих пор прогуливаются в меховых манто, не рискуя подвергнуться нападенью «зеленых» с баллончиками несмываемой краски. Только здесь можно увидеть лакеев в ливреях и париках. Лишь здесь не только аристократы, но и простые буржуа считают СВОИМ ДОЛГОМ посещать оперу, а не матч по регби или футболу. Только здесь устраиваются знаменитые новогодние балы, билет на которые стоит примерно столько, сколько последняя модель «мерседеса». И на этих балах царит не президент республики, а представители одной из древнейших династий Европы – Габсбурги, а вместе с ними бесконечное число принцев, герцогов и прочих громко и длинно титулованных особ с немецкими, венгерскими, польскими, итальянскими, чешскими, французскими фамилиями, которые словно явились сюда со сцены опереточного театра.
Наконец, только здесь, войдя в кафе, вы рискуете полчаса прождать, прежде чем официант подойдет к вам, а потом еще полчаса – прежде чем он выполнит ваш заказ. Вальяжность, патриархальность и аристократизм – главные черты характера веселой старушки Вены.
И все же венцы гордятся не только былым имперским величием. Бесспорно, что в течение столетия (с середины 18 века) Вена была столицей европейской музыки. От Гайдна до Малера, от Моцарта до композиторов «новой венской школы» (Веберн, Берг, Шонберг, – и это уже 20-й век!)… А также Шуберт, Бетховен, Брамс, Брукнер, Сальери, Зуппе, Кальман, Легар. И, естественно, наверно, самый любимый из них ВСЕМИ венцами – Иоганн Штраус-сын.
Музыка пронизывала жизнь и быт венцев до такой степени, что ноты новых произведений подчас раскупались, как газеты, ведь многие умели читать их с листа. Во время одной из войн с Наполеоном начальник австрийского генерального штаба обратился к главнокомандующему императору Францу с вопросом, где провести военный совет. В маленьком замке, где они остановились, был только один поместительный зал. «Ничего страшного, совещайтесь в нем, господа! Старина Гайдн прислал нам на этот раз квартет. Мы отлично порепетируем и в малой гостиной», – ответствовал император.

Революция… в ритме вальса

«Новые времена – новые песни». И новые танцы, добавим мы. Вальс возник задолго до Великой французской революции на основе немецкого танца лендлера и считался крайне непристойным. Революция реабилитировала его. Правда, в России при императоре Павле он был запрещен строжайше. И поделом: вальс был не просто новомодным танцем, он отражал совершенно новое отношение людей друг к другу. Если в жеманном менуэте партнеры подавали друг другу два пальца, а в гавоте и полонезе к тому же требовалось соблюдать очередность пар согласно социальному статусу, то в вальсе люди были максимально раскованы. Это шокировало стариков, увлекало молодых и вообще было чем-то вроде бит-, рок- или панк-революции, только гораздо глубже и с несоизмеримо более выдающимися последствиями в плане музыки.
Вальсы писал еще Моцарт. Но танцевать их публично в массовом порядке стали в Вене лишь в начале 19 века. Тогда же открылись первые танцевальные залы. Если раньше балы устраивались в частных домах и дворцах знати, то теперь появилась возможность смешивать разные слои общества. Для сравнения: подобное танцевально-музыкальное смешение сословий у нас в России учредилось только лет тридцать спустя, в 30-е годы 19 века. (Это были публичные маскарады в доме Энгельгардта в Петербурге, – их нравы стали основой интриги лермонтовского «Маскарада»).
Демократическая публика и танцев жаждала современных, демократических. Конечно, прежде всего, тогда это был вальс.
Великолепные образцы вальса оставил Ф. Шуберт. Однако теми, кто писал именно вальсы для танцзалов, были в то время Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец.

Распространенная в германоязычном мире фамилия Штраус (Strauss) прославилась особенно в музыке. Было несколько музыкантов с этим именем, но самыми известными стали два композитора. Первый из них - известен каждому в мире, потому что писал вальсы, не устаревающие по сей день. Его имя было Иоганн Штраус-сын (Johan Strauss Jr.) Второго - Рихарда Штрауса (Richard Strauss)- знают далеко не все. Он писал музыку не такую популярную, и порою даже "для гурманов" от искусства. И хотя его почитателей меньше, все они страстно любят этого своеобразного, яркого художника. Впрочем, мотив, начинающий телепередачу "Что? Где? Когда?", знаком многим. Он принадлежит Рихарду Штраусу, это начало его симфонической поэмы "Так сказал Заратустра".

Два Штрауса сильно отличались друг от друга не только по музыкальному стилю, но и по стилю жизни. Объединило их одно обстоятельство: и тем, и другим интересовались нацисты...

История жизни Иоганна Штрауса (1825-99) похожа на бульварное чтиво: события меняются, не застревая надолго на одной странице, чувства меняются, вальсы льются, как из рога изобилия. Но, разумеется, все не так просто.

Отца композитора также звали Иоганном (1804-49). Чтобы избежать путаницы, до сих пор говорят об "Иоганне Штраусе-отце" и "Иоганне Штраусе-сыне". Дело усложняет то, что и отец и сын Штраусы оба были композиторами. Но вначале разберемся с отцом.

Именно он прославил жанр вальса и был одним из его создателей в том виде, в каком он звучит и в наши дни. Путь отца к композиторскому признанию был очень труден, практически из ничего, из нищеты и дилетантизма. Невероятная целеустремленность, желание во что бы то ни стало стать первым вальсовым композитором Австрии сделали Иоганна-старшего эгоистичным и себялюбивым, а его жену, рожавшую ему в год по ребенку, - глубоко несчастной. В течение десяти лет семья была вынуждена менять квартиры каждый год, и в каждой новой рождался очередной маленький Штраус. Не стоит и говорить о том, что отец не принимал никакого участия в воспитании своих детей, не желал вникать ни в какие семейные, бытовые проблемы. Дело обстояло гораздо хуже. Он нашел в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, с которой завел столь бурный роман, что результатом его стали семеро(!) детей, рождавшиеся чуть ли не одновременно с его "законными". При этом отец не только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену. Вот в такой обстановке рос Иоганн-младший. А вместе с ним в его детской душе росла ненависть...

Однажды юноша дал себе клятву отомстить отцу. Нет, не кинжалом или пистолетом. Он решил в тайне от отца (который запрещал это!) учиться музыке. Мальчик мечтал стать знаменитым композитором, писать вальсы лучше своего родителя; а дальше его мечты рисовали ему картину, как отца увольняют из имперского придворного оркестра, а на это место назначают его - Иоганна-младшего... То ли обида на отца была столь велика, то ли талант молодого Иоганна расцветал так бурно, но через несколько лет он действительно стал известен как дирижер и композитор. Вся Вена заговорила о том, что сын пришел на смену Штраусу-старшему. Однако того не так-то просто было сдвинуть с места. К тому же императорский двор весьма неодобрительно отнесся к попыткам молодого композитора посягнуть на карьеру отца, усмотрев в этом попрание моральных принципов. Так или иначе, пока был жив отец, Иоганн-младший не имел доступа к главным оркестрам Вены. Да и когда тот внезапно скончался, власти не сразу допустили прыткого юношу к придворному оркестру.

Штраусу помогло Русское правительство. По заказу управления железных дорог он был приглашен в город Павловск, под Петербургом, где в течение нескольких сезонов должен был работать в качестве дирижера и композитора за прекрасный, поистине царский гонорар. Это место сразу все изменило в его жизни: улучшило материальное положение, принесло известность, подвигло на создание прекрасных вальсов, а также позволило пережить один из самых пленительных романов. Девушка, которую полюбил композитор, была аристократкой Ольгой Смирницкой. Она принадлежала к самому высшему петербургскому обществу. Подробности этой любви остались, конечно, между ними. В нашем кинематографе есть фантазия на эту тему - фильм "Прощание с Петербургом". Общеизвестным фактом является то, что родители девушки не могли позволить ей выйти замуж за безродного музыканта. И еще известен вальс Штрауса, посвященный Ольге - "Проказница". Вальс "Ольга" не имеет отношения к любовной истории и посвящен одному из членов царской фамилии.

Сюда же, в Россию, Штраус вызывал и своих братьев, из которых непременно хотел сделать композиторов и дирижеров - Эдуарда и Йозефа. Это ему действительно удалось: братья стали композиторами, но сильно уступающими в таланте своему благородному брату.

Говорят, что у Штрауса было четырнадцать невест. Вена говорила о его похождениях, видимо, считая это естественным: ведь он был сыном своего отца. Однако, сколько бы там ни насчитывали романов венские болтушки, женился Иоганн внезапно и на столь одиозной женщине, что город был потрясен. Бывшая актриса Етти Трефц была старше его на семь лет. До встречи со Штраусом она жила то с одним, то с другим содержателем, в результате чего имела семерых детей. Когда она познакомилась с Иоганном, она решила круто изменить свою жизнь, посвятив себя целиком гению. Детей каким-то образом распределила между любовниками и вышла замуж за композитора. Она стала ему настоящей матерью, его защитником, его импресарио, его нянькой. Вся их семейная жизнь была построена только исходя из желаний и прихотей "Жана", как его называла Етти. На гонорары они построили дом по ее плану и под строгим контролем, с учетом распорядка жизни "Жана". У Штрауса была привычка писать вальсы, переходя из комнаты в комнату, поэтому везде Етти велела расставить письменные столы, даже на кухне. Когда они бывали на приемах и ужинах, она заводила разговоры с "нужными" людьми, добывая для "Жана" новые заказы. Он стал ее восьмым, любимым дитятей.

Все это продолжалось в течение шестнадцати лет. За это время слава Штрауса выросла настолько, что он действительно стал первым вальсовым композитором Вены, а его музыка - дыханием Пратера. В 1878 году Етти получила письмо от одного из своих брошенных сыновей. Содержание письма осталось неизвестным. Только прочитав его, Етти сильно побледнела и - умерла.

Трудно словами описать состояние Штрауса после ее смерти. Он потерял не только жену, но и жизненную опору. Но каково же было изумление окружающих, когда после таких страданий, спустя всего-навсего месяц Иоганн женился! Его избранницей стала опять актриса, только уже не бывшая, а очень даже настоящая - молодая, тщеславная и... Стареющий композитор буквально сгорал от страсти к ней, не замечая недостатков своей Анжелики, а главное - не видя того, о чем уже заговорили вокруг него. Но в один прекрасный день, когда Анжелики не было дома, к нему в гости приехала сестра Анна. В простых, непритязательных выражениях, как было принято между братом и сестрой, она поведала о том, где и с кем прелестная Анжелика проводит дни, а часто и ночи. Штраус был вне себя от унижения, гнева и - растерянности. Он так не привык быть один.

Его одиночество не было затянувшимся. На этот раз Штраус, летящий по жизни легким перышком, упал в заботливые руки молодой вдовы по фамилии тоже Штраус. Оказалось, она уже давно ждала подобного момента для того, чтобы повторить для композитора роль Етти Трефц - роль преданной собаки, и считала себя вполне пригодной для такой жизни. Они поженились и жили вместе уже до конца дней композитора. А умер Штраус в 1899 году от воспаления легких. Его хоронила вся Вена. Мечта его, которую он лелеял с детства, сгорая ненавистью к собственному отцу, сбылась: именно он, а не его отец стал Королем вальсов. Имя его слилось с именем и обликом города на "прекрасном голубом Дунае".

За свою бурную жизнь Штраус создал огромное количество произведений: 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку, 16 оперетт, комическую оперу и балет. Несмотря на то, что почти вся эта музыка сочинялась для того, чтобы под нее танцевали, она уже давно превратилась в символ праздника и любви. Популярность штраусовских мелодий такова, что с легкостью перешагивает через границы, сквозь время и стили, сохраняя молодость, хотя и не претендуя на философский размах.

В 1938 году Австрия стала частью "Великогерманского рейха". Власти занялись пересмотром многих архивов и документов на предмет чистоты арийской крови. Подвергся этой процедуре и один из венских церковных приходов. Каково же было недоумение представителей этой власти, когда они обнаружили там документы, где черным по белому было написано о том, что предки Иоганна Штрауса были... евреями, бежавшими в Австрию из Венгрии! Это значило, что и сам композитор был... (сами понимаете). Представители заметались. Уже на территории рейха была запрещена музыка Мендельсона и Оффенбаха, но как быть в этом случае? После долгих совещаний и докладов оригинал документа был надежно упрятан в наисекретнейший архив, а вместо него положена копия, где в родословной Штрауса было все "чисто". Только такой выход из положения показался нацистам реальным. Оказалось возможным запретить многое, очень многое. Вальсы Штрауса - невозможно.

Рихард Штраус (1864-1949) по характеру был полной противоположностью своему старшему современнику. Прекрасный семьянин, всю жизнь проживший с одной женщиной, преданный детям и внукам, он и пал жертвой этой преданности. В творчестве столь же педантичный и строго организованный, как и в жизни, он был немец до мозга костей.

Родился он в Мюнхене, его отцом был первый валторнист придворного оркестра, который глубоко презирал бывшего тогда в моде Вагнера. Эту неприязнь отец пытался воспитать и в своем сыне. Любопытно, что в будущем Штраус считал Вагнера "вершиной, выше которой не подняться никому. Впрочем, - добавлял он с широкой баварской улыбкой, - эту гору я обошел".

Юный Штраус учился в Мюнхенском университете, слушал курс философии, историю искусств и эстетику. Познакомившись с выдающимся дирижером Гансом фон Бюловым (первым зятем Листа), Рихард начал заниматься дирижерством, и эта деятельность стала неотъемлемой частью его жизни до конца дней. Бюлов помог Штраусу стать придворным капельмейстером в Майнингене. Затем он перешел в Мюнхенскую придворную оперу и работал там. Но что-то не нравилось молодому музыканту в своей родной Баварии, которую он раздраженно называл "безотрадным пивным болотом". Поэтому, бросив все, он уехал путешествовать по Греции и Египту. Это действительно оказало благотворное влияние на его душу, чего не скажешь о физическом здоровье: после поездки Штраус заболел воспалением легких. Вскоре композитор женился на Паулине де Ана. Она была певицей-сопрано и исполнительницей его первых сочинений. Рихард продолжил работу в Мюнхенской опере, но недолго - "пивное болото" тяготило его. И в 1898 году Штраус переехал в Берлин.

Там его поглотила не только дирижерская и композиторская деятельность, но и общественная. Штраус стал организатором "Товарищества немецких композиторов" и председателем "Общедоступного немецкого музыкального союза". Потом он увлекся еще и педагогической работой и стал вести мастер-класс в Прусской академии искусств, а затем - переехал в Вену. В Венской государственной опере Штраус дирижировал в течение 1919-24 годов.

Всемирную славу Штраус снискал себе после постановки его оперы "Саломея". На гонорар, полученный за эту оперу, композитор построил себе дом в Гармише - горном районе Баварии. Этот дом и стал его прибежищем до конца жизни.

Когда к власти пришли нацисты, настали черные дни для немецкой культуры, но еще труднее было ее представителям. Многие писатели и музыканты эмигрировали. Штраус не только остался дома, но и стал сотрудничать с ними. Он неоднократно встречался с Гитлером, Герингом и Геббельсом. Штраус был объявлен президентом нацистской имперской музыкальной академии. Причина всего этого лежала не столько в убеждениях композитора, сколько в семейных обстоятельствах: его невестка была еврейкой. Своих внуков Штраус любил безгранично и очень опасался, что их погонят из школы. Кроме того, он работал бок о бок со Стефаном Цвейгом, а он тоже был еврей, как евреем был и издатель Штрауса. Все это оказалось такими взрывоопасными обстоятельствами, что композитор вынужден был покорно и услужливо дирижировать там, где указывали новые господа, сочинять музыку к Олимпийским играм, инструментовать военные марши. И почему-то не поворачивается язык осудить его за это.

Впрочем, "недолго музыка играла". Вскоре после постановки оперы "Молчаливая женщина", которую Штраус написал в содружестве со Стефаном Цвейгом, композитор решил приступить к новой работе в том же составе. С этой целью он написал Цвейгу письму, в котором среди прочих мыслей о новой опере были некоторые неосторожные высказывания в адрес гитлеровских властей. Письмо перехватило гестапо. Штрауса вызывали, допрашивали и вынудили подать в отставку. Конечно, опера была запрещена.

Живя в своем Гармише, Штраус выезжал дирижировать оркестрами, но в основном сочинял музыку. Трезвое отношение к самому себе как композитору видно из его высказывания: "Мне никогда не приходят в голову длинные мелодии, как Моцарту. Но вот в чем я понимаю толк, так это в умении использовать тему, парафразировать ее, вытянуть из нее все, что в ней заложено". Штраусу было свойственно фантастическое владение возможностями симфонического оркестра. Его симфонические поэмы "Тиль Уленшпигель", "Так сказал Заратустра", "Дон Жуан" и другие буквально опьяняют слушателя, вовлекают его в волшебный мир оркестровых красок. Там много изобразительных эффектов, шутливых, изворотливых мотивчиков, глобальных, как бы вселенских звучаний и пленительных лирических мелодий. Музыка Штрауса - карнавал симфонических находок.

Долгое время из-за своего сотрудничества с нацистами музыка Штрауса была персоной non grata в нашей стране. Но каждому мало-мальски культурно развитому человеку ясно, что к искусству нельзя относиться прямолинейно. Ведь теперь, когда общеизвестны преступления советских коммунистов, никому не придет в голову запретить музыку, например, Прокофьева за то, что он написал произведение на тексты Маркса, Энгельса и Ленина, или Шостаковича за его революционные симфонии. Тем более, что главные свои произведения Штраус писал все-таки не для нацистов.

Внутренняя собранность и организованность этого художника вызывает восхищение. Он относился к сочинению музыки как хороший ремесленник к своей работе. Современники вспоминали: "В девять часов утра он садится за стол и продолжает работу с того места, на котором остановился вчера, и так без перерыва до двенадцати или до часу. После обеда он играет в скат, а вечером при любых обстоятельствах дирижирует в театре. Всякая неровность ему чужда, днем и ночью его художнический разум одинаково бодр и ясен. Когда прислуга стучится в дверь, чтобы подать концертный фрак, он откладывает работу, едет в театр и дирижирует с той же уверенностью и с тем же спокойствием, с какими после обеда играет в скат, а вдохновение снова включается на следующее утро в том же месте, где была прервана работа". Вспомните его однофамильца, сочинявшего вальсы, слоняясь из комнаты в комнату!

Штраусу принадлежит гениальная шутка: "Кто хочет стать настоящим музыкантом, тот должен уметь сочинять музыку даже к меню".

Таковы были два самых знаменитых Штрауса в музыке. Очень разные, но оба талантливые. Невозможно представить себе историю музыкальной культуры без того и другого.