Пушкина «Евгений Онегин»). Татьяна Ларина — прекрасный образ русской женщины (по роману А.С

В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», так как в этом произведении отразилась вся Россия той эпохи.
В центре внимания поэта - жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека, Евгения Онегина. Он является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел», стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - «хандру».. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способно воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной противопоставлен образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому; более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Автор в своем романе хотел показать обыкновенную русскую
девушку. Он подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но в то же время героиня удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает ей простонародное имя Татьяна Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной «привычкам милой старины». Характер девушки формируется под влиянием няни, прототипом которой послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Окружающая жизнь мало радовала ее требовательную душу. В книгах Татьяна видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в девушке лучшие нравственные качества: душевную открытость, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она одарена от природы:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества и мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в него: «...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем». Она решается написать своему избраннику письмо с признанием. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Она в безнадежном положении: не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил «вольность и покой», был эгоистом и себялюбцем.
Любовь приносит Татьяне одни страдания, но ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она обретает всеобщее уважение в высшем свете. За это время она сильно меняется. «Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы» рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но она по-прежнему одинока. И здесь Татьяна не находит того, к чему стремилась ее возвышенная душа. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада,
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею образов русской женщины, нравственно безупречных, ищущих и прекрасных.


Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» считается первым реалистическим романом в русской литературе. В произведении была объективно воссоздана целая историческая эпоха. Автор обращается к актуальным вопросам русской жизни, освещает быт, обычаи, нравы, традиции и духовные интересы России – именно поэтому Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Вместе с тем в произведении описаны не только реалии первой четверти XIX века, но и созданы яркие портреты представителей этого времени.

Женские характеры в романе представлены на примере образов Татьяны и Ольги Лариной, их матери Прасковьи, а также няни Татьяны Филипповны. И если характеры Ольги и Прасковьи Лариных, Филипповны являются довольно типичными, то главная героиня произведения отличается от своих сверстниц, является для Пушкина идеалом русской женщины («Татьяны милой идеал»). Также важно отметить, что автор создает портрет не только дворянок (Ларины), но и простой крестьянки (няня Татьяны). Таким образом, с помощью женских образов в романе поэт изображает не только типичных представительниц первой четверти XIX века, но и показывает оригинальный характер русской женщины.

Образ главной героини романа Татьяны Лариной во многом является воплощением народной стихии. В этом смысле героиня резко отличается от «полурусского» Ленского и воспитанного французскими гувернерами Онегина. Не случайно Пушкин говорит о Татьяне, что она «русская душою». Татьяна верит в народные приметы, гадает вместе с дворовыми девушками, тонко чувствует родную природу, верит «преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Именно обо всем этом она тоскует, оказавшись в Петербурге.

Будучи воспитанной в дворянской среде, старшая из сестер Лариных «в семье своей родной казалась девочкой чужой». Героине присущи и мечтательность, и замкнутость, и стремление к одиночеству, и любовь к русской природе, к народным традициям и обычаям. Ее нравственный облик и духовные интересы принципиально отличаются от внутреннего мира типичного большинства провинциальных барышень (например, Ольги) В проявлении своих чувств Татьяна предельно искренна:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

Героине чужды лукавство, манерность, кокетство, поверхностность, сентиментальная чувствительность, иначе говоря, все то, что отличало большинство ее сверстниц. Татьяна являет собой цельную натуру, одаренную способностью глубоко и сильно чувствовать. Героиня пушкинского романа действительно любит Онегина, и эту любовь Татьяна пронесет через всю жизнь. Несмотря на то что в восьмой главе романа героиня предстает перед читателем уже не «девочкой несмелой», а «неприступною богиней», внутренне Татьяна не изменилась и продолжает любить Евгения («И он ей сердце волновал!»)

Письмо героини к Евгению проникнуто искренним чувством и возвышенной простотой. Не случайно С.Г. Бочаров заметил: «Пушкинское письмо Татьяны – «мифический перевод» с «чудесного подлинника» - сердца Татьяны». Действительно, несмотря на то что письмо героини наполнено реминисценциями из различных сентиментальных романов, которыми увлекалась девушка, невозможно усомниться в искренности ее чувств («Ты чуть вошел, я вмиг узнала, вся обомлела, запылала…»). Но все же свою любовь Татьяна строит по литературным образцам любимых персонажей. Онегин представляется девушке как образ из романа: ангел-хранитель (Грандисон) или «коварный искуситель» (Ловелас). Решение признаться в любви Евгению также продиктовано желанием походить на романическую героиню. При этом Татьяна понимает, что поступает вопреки всем нормам приличия, принятым в дворянском обществе в начале XIX века («Стыдом и страхом замираю…»).

Татьяна отличается прежде всего своим чутким сердцем, но в ней все более пробуждается ум, сознание мыслящего человека, способность верно оценить и внутренне отвергнуть «постылую мишуру» высшего света, его пустоту и фальшь, сохранить свой нравственный облик и духовные ценности. Сознание, ум Татьяны пробуждаются с первым горьким опытом несчастной любви, с чтением книг, которые «ей заменяли все».

Как уже было сказано, многие черты личности Татьяны глубоко уходят в народную почву. Этим героиня (как и сам Пушкин) обязана своей няне, простой русской крестьянке. Не случайно единственный человек, с которым Татьяна говорит о своей любви, - это именно няня. С помощью образа Филипповны в романе поэт освещает крестьянский семейный быт, а также поднимает проблему личности и среды. Так, рассказ няни о несчастливой личной жизни («И, полно, Таня! В эти лета мы не слыхали про любовь…») отражает типичную для крестьянского сословия ситуацию: девушку насильно выдают замуж и «передают» чужой семье скорее в качестве работницы; при этом нередко муж оказывался моложе жены:

Так, видно, бог велел. Мой Ваня

Моложе был меня, мой свет,

А было мне тринадцать лет.

В записях Пушкина мы встречаем важное замечание, которое обобщенно иллюстрирует судьбу простой русской женщины: «Несчастье в жизни семейственной есть отличительная черта русского народа…».

Но, как ни странно, такая же судьба постигает и Татьяну, которая выходит замуж не по любви и несчастлива в семейной жизни. Тем самым и с этой точки зрения на судьбе героини лежит печать народности. Ответ героини Онегину в финале романа отражает все тот же принцип народной нравственности: нельзя построить свое счастье на чужом несчастье. Такое понимание своего нравственного долга и объясняет отказ Татьяны Онегину: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Таким образом, главное свойство Татьяны – высокое духовное благородство и развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Героиня считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай теперь она понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно – страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Антиподом Татьяны является ее сестра Ольга. Если главным качеством старшей Лариной считается развитое чувство долга, то младшая Ларина, напротив, крайне легкомысленна и ветрена. Так, Ольга недолго оплакивает погибшего на дуэли Ленского (который считался женихом героини) и вскоре выходит замуж за улана:

Мой бедный Ленский! изнывая,

Не долго плакала она.

Увы! невеста молодая

Своей печали неверна.

На первый взгляд Ольга кажется совершенством: настоящая красавица («Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…») с покладистым и легким характером («Всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела…»). Но Пушкин сразу отмечает, что подобный характер можно найти в «любом романе», поэтому он «безмерно» надоел автору. Онегин указывает Ленскому на тривиальность, душевную пустоту Ольги:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне».

Ольга ничем не выделяется среди других провинциальных дворянок, о которых Пушкин замечает: «Но разговор их милых жен гораздо меньше был умен».

Итак, образ легкомысленной, ветреной и «пустой» Ольги, характерный для сентиментального романа, отражает типичные черты уездной барышни.

Кроме того, на примере образа матери Татьяны и Ольги, Прасковьи Лариной, Пушкин описывает характер деревенской помещицы. Важно отметить, что личность героини показана в динамике, с помощью истории судьбы персонажа автор поднимает проблему личности и среды. Поэт рассказывает о жизни Прасковьи до замужества, когда героиня увлекалась романами и была влюблена в «славного франта», напоминавшего одного из героев ее любимых книг. Затем поэт иронично описывает превращение чувствительной барышни, которая «…говорила нараспев, корсет носила очень узкий…» в хозяйственную и довольно властную барыню.

А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка - семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.
Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь...
За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка.
Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила.
Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели:
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете, верно,
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.
В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все,
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас...
В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.
И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.

1. Образ Татьяны Лариной.
2. Образы матери и сестры главной героини.
3. Няня Татьяны.
4. Московская тетушка и светские барышни.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин показывает несколько женских образов. Конечно, главным среди них является образ Татьяны Лариной, любимой героини автора. Примечательно, что ее характер дан в развитии: сначала мы видим Татьяну сельской барышней, мечтательной и молчаливой, а через несколько лет — замужней дамой, блестящей светской львицей. Пушкин, описывая свою героиню, начинает с ее детства. Поэт указывает на несходство характеров Татьяны и ее сестры Ольги. Татьяна выделяется среди своих сверстниц склонностью к уединению и задумчивости. Игры, обычные среди детей ее возраста, шумная возня не привлекали девочку. Она не особенно общительна как в кругу сверстников, так и среди своих родных:

Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела...

Пушкин постоянно подчеркивает мечтательность своей героини: ей нравились «страшные рассказы» по вечерам, любовные романы, которые давали пищу ее воображению. Рисуя портрет своей героини, автор сразу указывает на то, что

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Ни привлекла б она очей.

В то же время в облике Татьяны, несомненно, много неброской привлекательности. Онегин, в первый раз увидев ее, сразу подметил незаурядность этой девушки, почему и сказал Ленскому «...я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». В любви к Онегину раскрывается характер Татьяны: цельность ее натуры, решительность, постоянство, глубина и сила чувств. Татьяна сама призналась в любви — по понятиям ее эпохи, поступок не просто смелый, но идущий вразрез с требованиями приличий. Однако естественные, живые движения души Татьяны оказываются сильнее условностей. Кроме того, девушка настолько верит в свой идеал, что готова всецело ему довериться:

Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...

Восторженный тон письма Татьяны можно приписать влиянию романов, некоторую бессвязность — душевному смятению героини, но искренность и непосредственность ее чувства проступает в безыскусных строках.

Величавая простота, естественность и благородная сдержанность — вот характеристики Татьяны-княгини. Ее манеры изменились, теперь они соответствуют всем требованиям светских приличий, Татьяна научилась «властвовать собой». Внешняя холодность и невозмутимость Татьяны потрясают Онегина, но в глубине души Татьяна прежняя, она дорожит воспоминаниями юности. Она верна своей любви, но верна и себе самой, поэтому не изменит мужу. Татьяна была и осталась искренним, благородным человеком, на которого можно положиться — не случайно ее будущий муж, князь и блистательный генерал, обратил на нее внимание, когда она появилась на балу в сопровождении тетушек.

Не только характер Татьяны показан Пушкиным в развитии. Поэт несколькими штрихами сумел обрисовать мать героини, те изменения, которые произошли в жизни этой женщины. «Ларина проста, но очень милая старушка» — так отзывается Онегин о матери Татьяны и Ольги в разговоре с Ленским. Судьба этой женщины довольно типична: в юности она была романтической барышней, основными интересами которой были моды и романы, причем сама она их не читала, а слышала о них от кузины. Была влюблена, но замуж ее выдали за другого. Ее «души неопытной волненья» утихомирились быстро: в деревне, куда увез ее муж, она увлеклась хозяйством и в этом нашла себя. Мирно прожила с мужем, воспитала двух дочерей, начисто позабыв о своем юношеском увлечении. Когда кузина при встрече упоминает об этом человеке, Ларина не сразу вспоминает, о ком идет речь. Ее младшая дочь Ольга по характеру, видимо, похожа на мать: веселая, немного легкомысленная, легко увлекающаяся, но и быстро забывающая свои прежние увлечения — ведь забыла же она Ленского. Описывая Ольгу, Пушкин иронично замечает, что ее портрет можно найти в любом модном романе. Иными словами, Ольга — типичное явление в среде сельских барышень, да и столичных тоже. Пожалуй, можно сказать, что она, как и ее мать, обладают более счастливым судьбой, чем Татьяна. Они находят счастье в той жизни, которая им уготована, не испытывают слишком мучительных переживаний, а если и испытывают, то недолго. А Татьяна возвышенная, благородная натура. Разве она счастлива, несмотря на удачный брак, если говорит, что рада бы променять пышность столичной жизни на прежнее, незаметное существование в деревне?

Но образы Татьяны, ее матери и сестры не единственные женские образы в романе. Образ няни, конечно, обрисован очень скупо: она появляется только в сцене разговора с Татьяной, когда та не может заснуть. Однако няня, видимо, была для Татьяны дорогим и близким человеком. Не случайно же княгиня упоминает

...Смиренное кладбище,
Где ныне крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей...

Судьба няни, как и судьбы «старушки Лариной» и ее дочери Ольги, типична для того времени и социальной группы, к которой принадлежала эта женщина. В крестьянских семьях дочерей рано выдавали замуж, причем нередко за женихов, которые были моложе своих невест. Строгость и суровость крестьянского быта угадывается в словах няни:

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

Тринадцатилетняя крестьянская девочка плакала «со страха» накануне своей свадьбы с мальчишкой, который был ее моложе. Однако в рассказе няни о ее юности звучит убежденность в том, что «так, видно, бог велел». Пушкин не описал ее замужнюю жизнь — вероятно, она была такой же, как и у миллионов других крестьянок: тяжелый труд, дети, попреки свекрови. Терпеливо и стойко вынесла эти испытания простая" русская женщина, крепостная, которая вынянчила дочерей помещика. Няня искренне привязана к Татьяне: хотя старушка и не понимает ее терзаний, она старается помочь, чем может.

Образу московской тетушки Пушкин и подавно не уделил большого внимания: она — первое звено в череде родственников и родственниц Лариной. Несколькими штрихами поэт рисует толпу светских барышень, сверстниц Татьяны, среди которых она выделяется так же, как и в детстве среди резвых шалуний. Они «поверяют нараспев сердечны тайны, тайны дев», желая услышать «сердечное признание» Татьяны. Но она молчит — Пушкин снова и снова указывает то, насколько отличается Татьяна от представителей своего круга. Для этих девушек «сердечны тайны» в большинстве случаев — детская шалость. Они легко позабудут свои увлечения, если понадобится, как это сделали мать Татьяны или Ольга. Пушкин противопоставляет невинные «шалости» московских барышень и «заветный клад и слез и счастья», «тайну сердца» Татьяны. Таким образом, автор подчеркивает непохожесть, яркую индивидуальность Татьяны, выделяющейся на фоне женских образов, представляющих собой типичные явления.

В романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина наиболее полно представлены два женских образа - Татьяны и Ольги Лариных, которые соответствуют двум женским типам.

Татьяна - старшая дочь провинциального дворянина - с детства отличалась мечтательностью, серьезностью, замкнутостью и склонностью к размышлениям. Ее никогда не интересовали детские шалости и забавы, куклы, игры в горелки, разговоры о моде, а «страшные рассказы зимою в темноте ночей пленяли больше сердце ей». Выросшая на лоне природы и в гармонии с ней, девушка «любила на балконе предупреждать зари восход», любила слушать пение

деревенских девушек, верила в гадания на Рождество.

Татьяну нельзя назвать красавицей:

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. Но в ней было то, чего нельзя было не заметить и тем более не оценить: ум и духовное богатство, которые освещали внешний облик девушки; в ней чувствовалась личность, мучительно и неутомимо ищущая свое место в жизни.

Считавший книги «пустой игрушкой» отец Татьяны, которого автор с иронией называет «добрый малый в прошедшем веке запоздалый», никогда не интересовался чтением дочери и «не заботился о том, какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой». И, предоставленная самой себе, Татьяна рано увлеклась романами, герои которых пленяли сердце девушки, заставляли его биться сильнее. Молодые люди, которых Татьяна часто видела у себя в доме, не были похожи на романтических героев: больше всего их интересовал быт, а в женщине они ценили внешнюю красоту. И потому Онегин, впервые посетивший своих соседей по поместью, нашел, что Татьяна «грустна и молчалива, как Светлана». Зато она уже в вечер знакомства с Онегиным, благодаря проницательности своей натуры, поняла и никогда больше потом не сомневалась, что он - красивый, умный, так непохожий на других, отрешенный от суеты, - он и есть ее герой. Заледеневшее от ожиданий сердце растаяло - Татьяна влюбилась.

Любовь открывает нам новые черты Татьяны: благородство, верность, постоянство, открытость, нежность... Не привыкшая кокетничать и заигрывать, задыхающаяся от любви и сгорающая от стыда, Татьяна открывается в письме Онегину. Поразительно трогательно передана поэтом глубина переживаний девушки, впечатляет ее уверенность в силе своих чувств:

Другой!.. Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете... То воля неба: я твоя; Вся жизнь моя была залогом Свиданья верного с тобой; Я знаю, ты мне послан Богом, До гроба ты хранитель мой... После объяснения, когда главный герой отказывался от Татьяны, по его словам, ей же во благо, девушка нашла в себе силы не уронить своего достоинства, не плакала, не умоляла ответить на любовь, отчаянному крику сердца не дала вырваться наружу. Но словам, сказанным в письме: «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!», - Татьяна осталась верна. В этом мы убеждаемся, когда героиня говорит Онегину на последнем свидании: «Я вас люблю (к чему лукавить?)».

Цельную натуру Татьяны не смогло изменить ни высокое положение в обществе, ни богатство князя. Светскую жизнь, к которой так стремились многие, она называет «постылой жизни мишура» и признается, что готова отдать

Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... Татьяна, с детства впитавшая устои народной морали, не способна предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья. «Но я другому отдана; я буду век ему верна», - был ее ответ Онегину.

Полной противоположностью Татьяны является ее младшая сестра. Ольга - писаная красавица, со всеми традиционными атрибутами:

Глаза, как небо, голубые, Улыбка, локоны льняные, Движенья, голос, легкий стан... Внутренний мир Ольги уютен и бесконфликтен: она «всегда скромна, всегда послушна, всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна...». Кажется, она совершенство, в нее невозможно не влюбиться. Говоря о портрете Ольги, Пушкин признается, что «прежде сам его любил», но тут же добавляет: «Но надоел он мне безмерно».

который, едва узнав Ольгу, сразу отметил ее главный недостаток:

В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне; Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга бедна духовно. В ней нет гармонии между внешностью и внутренним миром. Ее привлекательность не освещается светом души. У Ольги нет принципов, в силу своей духовной ограниченности она не способна на сильные чувства, как ее сестра, которая, однажды полюбив, осталась верна своей любви. После смерти Ленского Ольга не долго плакала, грустила, вскоре она увлеклась другим молодым человеком, уланом:

И вот уж с ним пред алтарем Она стыдливо под венцом Стоит с поникшей головою, С огнем в потупленных очах, С улыбкой легкой на устах, ЕСЛИ Татьяна Ларина воплотила в себе пушкинский идеал женской красоты: умная, кроткая, благородная, духовно богатая натура, - то в образе Ольги он показал другой тип женщин, встречающийся довольно часто: красивые, беззаботные, кокетливые, но духовно ограниченные и не способные на сильные, глубокие чувства.