Песенный репертуар для старшей группы детского сада. Консультация для воспитателей ДОУ

Татьяна Шегердюкова
Проблема подбора песенного репертуара для дошкольников

Основным требованием к детскому репертуару , в том числе и к песне, - остается идейная направленность, высокие художественные достоинства и доступность для восприятия и исполнения. Важным средством музыкального воспитания и обучения в детском саду является песня.

«Запоют дети – запоет народ» , - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки. Задача музыкального педагога детского сада – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.

Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, соответствие ее особенностям данной группы детей, их вокальным возможностям, общему уровню музыкального развития. По результатам диагностики в большинстве случаев оказывается, что никакими знаниями о песенном наследии и о возможностях своего голоса дети не обладают, многие не имеют любимых детских песен . При выборе песенного репертуара необходимо учитывать основные принципы обучения детей пению.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка.

Принцип доступности : содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность – это исполнение песни педагогом, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств : зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова, дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен .

Принцип сознательности.

Музыкальный руководитель стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения.

Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время

забываются, если их систематически не повторять : вокальные умения

утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен . Лучше чаще повторять выученные.

Чтобы повторение песен не наскучило детям , надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового.

Репертуар для каждой возрастной группы подбирается в определенной последовательности. Однако последовательность эта, весьма, относительна. В той или иной песне могут встретиться отдельные «трудные» места, например необычный интервальный ход, пунктирный ритм и т. д. Необходимы дополнительные упражнения по усвоению этих сложных для детей заданий.

Музыкальному руководителю, перед тем как разучивать с детьми песню необходимо внимательно проанализировать ее по примерной схеме :

1. Воспитательная ценность : основная идея и характер музыкального воплощения.

2. Литературный текст : общая оценка художественных качеств, особенности текста - наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

3. Мелодия : характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

4. Фортепианное сопровождение : художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

5. Структура (форма) песни : одночастная, двухчастная (запев, припев, куплетная.

Предварительное ознакомление с музыкальным репертуаром помогает педагогу понять его содержание, добиться выразительности исполнения, продумать последовательность разучивания с детьми.

Определяются также навыки, которым надо обучать ребят, продумываются необходимые упражнения по звукообразованию, дыханию, дикции, выразительной, правильной интонации, слитному пению. Особенности каждой песни придают этим упражнениям своеобразный характер.

Песенный репертуар , включенный в программу, отвечает задачам всестороннего музыкального воспитания и развития дошкольника , доступен для усвоения и дальнейшего самостоятельного применения в детском саду и семье.

Подбирая музыкальный репертуар , педагог предусматривает возможность дальнейшего их применения в играх, хороводах, маршировках. Можно разучить и дополнительный репертуар при подготовке к праздникам. Для этой цели выбираются песни определенной тематики.

Если раньше музыкальный руководитель обязан был работать исключительно по программе, то теперь он получил возможность самостоятельно подбирать репертуар для своих воспитанников. Здесь возникает ряд сложностей. Первая из них – это умение выбрать из обилия детского репертуара песни , доступные и удобные для исполнения. В последние годы в печати появилось множество песен для дошкольников , созданных как профессиональными музыкантами, так и самими педагогами-практиками. Не всегда авторы учитывают возможности голоса ребенка, включая в мелодическую линию широкие скачки, слишком высокую или низкую тесситуру, сложный для воспроизведения и понимания детей текст. А педагог зачастую руководствуется тем, что песня нравится ему лично, и начинает ее учить с детьми, не обращая внимания на то, что дети чисто физически не могут качественно ее исполнить.

Вторая проблема – эстетическая ценность песен , исполняемых в детском саду. В связи со снижением общего культурного уровня нашего общества некоторые музыкальные руководители в угоду невзыскательному вкусу многих родителей заставляют детей исполнять песни взрослого репертуара , забывая о том, что эстрадные любовные песенки часто очень низкого качества в музыкальном плане и далеки от жизненного опыта детей по смыслу. Слова о любви и страсти из уст 6-летних детей звучат пошло и неуместно. Всему свое время. Дети повзрослеют, и тогда такие песни будут звучать естественно. А пока они маленькие, пусть поют детские песни.

Замечательными репертуарными сборниками являются выпуски, «Учите детей петь» , составители которых Т. М. Орлова и С. И. Бекина. В них для каждой песни разработаны методические рекомендации, представлены упражнения для развития слуха и голоса, даны примеры для певческой импровизации. Некоторые музыкальные руководители считают, что песни из них устарели. Безусловно, некоторые песни уже не соответствуют нашей действительности. Но насколько обеднеет духовный мир наших детей, если они не будут знать произведений, вошедших в золотой фонд детской песни, таких как «По малину» , «На мосточке» , «Бравые солдаты» А, Филиппенко, «Голубые санки» М. Иорданского, «Зима прошла» Н. Метлова и многих других.

В репертуар детей дошкольного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. За последние десятилетия очень изменился мир окружающий нас. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение слышать и видеть красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Дети любят петь. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности.

Вокально-хоровое пение обладает большими возможностями сближения людей, объединяя их, оно создает условия для эмоционального музыкального общения. Именно поэтому хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании детей. Основная цель вокально-хорового пения – воспитание у детей певческой и общемузыкальной культуры. Задачи певческой деятельности вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны и заключаются в развитии музыкально-творческой деятельности,певческих коммуникативных навыков, музыкальных способностей, в формировании устойчивого интереса к пению, способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей. Эти задачи предлагается решать на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности. Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливого произношения согласных. Рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации. Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором надо приучать детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Обучая малышей вокалу, следует учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка. Важно не допускать громкого пения детей, крика, пения на улице в холодную и сырую погоду.

Целесообразно тщательно продумать весь вокально-хоровой репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками. Песенный репертуар должен состоять из высокохудожественных произведений, имеющих воспитательное и познавательное значение.

Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.

Необходимо использовать мелодии из классических произведений, удобных для воспроизведения детьми, для распеваний.

Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, мы должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и др.

Вопрос же доступности содержания музыки должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.

Практика показывает, что некоторые педагоги формально подходят к работе над песней. Они разучивают песни с целью исполнения их на праздничном утреннике. В основном учитывается тематика песен, эффективность их звучания. При этом не решаются последовательно программные задачи по данному виду музыкальной деятельности детей. В конечном итоге дети не приобретают устойчивых певческих навыков. Необходимо, чтобы работа над каждой песней положительно влияла на певческие умения детей.

Нельзя забывать, что стабильный репертуар имеет ряд преимуществ. Песня или любое другое музыкальное произведение, часто звучащее и исполняемое детьми, становится их достоянием и может применяться ими в самостоятельной деятельности. Это в свою очередь приводит к прочному усвоению, правильному и естественному их исполнению. Дети придут в школу музыкально подготовленными.

Анализируя основные образовательные программы дошкольного образования: «Детство», «Детский сад 2100», «От рождения до школы», «Истоки», можно сделать вывод о том, что во всех программах в разделе «Музыкальное развитие» присутствует вокально-хоровое направление, имеются и свои особенности. Особенность программы «Детский сад 2100» - синтез искусств. Дети овладевают навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства, знакомятся со средствами художественной выразительности различных видов искусства. Содержание образовательной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам.

Комплексная программа «Детство» О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой содержит в себе три части, посвященные разному возрастному периоду детей. Цель программы - развитие музыкальной культуры дошкольника. Каждый раздел делится еще на две составляющие: музыкальное восприятие и музыкальное исполнительство.

Комплексная программа «Истоки» Л. А. Парамоновой, Т. И. Алиевой направлена на всестороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В музыкальный репертуар входит классическая музыка, фольклор, современная музыка. Главным фактором в данной программе является диалог педагога с ребенком, между детьми, педагогами.

Но репертуар по данному направлению в данных программах не достаточно насыщен и разнообразен. В результате приходится использовать дополнительные, парциальные программы по музыкальному воспитанию .

Программа «Гармония» для старшего дошкольного возраста К. Л. Тарасовой, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, под общей редакцией К. Л. Тарасовой. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Музыкальный репертуар программы подобран на основе сочетания высокохудожественных и доступных детям произведений классической, современной и народной музыки разных эпох и стилей и организован по блокам тем, доступных и интересных детям.

Программа «Малыш» В. А. Петровой предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры. Основу программы составляют произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора педагогом того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка. В программе значительно обновлен репертуар музыкальных игр.

Программа «Синтез » К. В. Тарасовой, М. Л. Петровой, Т. Г. Рубан и др. интересна тем, что ставит своей целью развитие музыкального восприятия детей от четырех до семи лет. В основе программы лежит принцип интегрированного подхода, при котором музыкальные произведения рассматриваются в едином комплексе с произведениями изобразительного искусства и художественной литературы. При этом стержневым видом искусства в программе является музыка. В программу вошли доступные детям произведения классического искусства и фольклора.

Программа «Камертон» Э.П. Костиной направлена на разностороннее музыкальное образование. Она характеризует семь лет жизни ребенка с семью ступенями звукоряда. Музыкальное воспитание и обучение - это первая, вторая и третья ступени, а ступени музыкального обучения, воспитания и развития с четвертой по седьмую. Главное место отводится такому виду деятельности, как восприятие музыки. Авторы спроектировали модель педагогического процесса, поэтому образцов, методически разработанных музыкальных занятий программа не содержит.

Многие педагоги используют в практике парциальную программу по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста "Ладушки" (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева). Программа включает разработку занятий для четырех возрастных групп для детей от 3до7 лет. Наличие музыкального материала устраняет проблему поиска нотного материала. Программа разработана детально, адекватно возможностям детей, что позволяет успешно освоить весь материал. Своеобразием программы является нестандартный подход к проведению занятий. Вокально-хоровой репертуар соответствует всем требованиям музыкального воспитания.

Для каждой возрастной группы подобран интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков. Вокально-хоровой репертуар усложняется с каждым возрастным этапом, добавляются новые формы, приемы. На слайде представлены направления работы по вокально-хоровому пению по возрастным группам:

Для детей 3-4 лет . в первую очередь используется фольклор. П опевки и песенки включают в качестве упражнений, распеваний и подпеваний, они построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту.

Используются песенки «Петушок», «Ладушки», «Птичка», «Солнышко-ведрышко», музыка В.Карасевой, и многие другие; Упражнения на развитие ритмического слуха: «Кто как идет?», «Петушок, курочка и цыпленок»; на развитие тембрового и динамического слуха «Громко-тихо», «Веселые дудочки».

Для детей 4-5 лет. В качестве упражнений на развитие слуха и голоса в этом возрасте используются песенные импровизации мелодий на заданный текст. Например: «Как тебя зовут», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты»;

Игры с пением «Огородная-хороводная», муз. Б.Можжевелова, «Гуси-лебеди и волк», муз. Е.Тиличеевой.

Песенное творчество: «Котенька-коток», р.н.п.; «Лошадка», «Марш», муз. А.Гречанинова.

Песни: «Как на тоненький ледок», «Паучок», «Кисонька-мурысонька», р.н. песни.

Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Андрей-Воробей», «Зайка».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Где мои детки?», «Ступеньки».

Упражнений на развитие диатонического слуха: «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики».

Песни: «Барабан», муз. Е.Тиличеевой; «К нам гости пришли», муз.А.Александрова; «Голубые санки», муз. М.Иорданского.

Игры с пением: «Ворон», р.н.м; «Кот Васька», муз. Г.Лобачева.

Хороводы: «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», р.н.п.

Песни из мультфильмов советских композиторов Ю. Чичкова, В.Шаинского, Б.Савельева.

Для детей 6-7 лет. Упражнений на развитие слуха и голоса: русские народные попевки «Скок-поскок», «А я по лугу».

Упражнений на развитие звуковысотного слуха: «Звуки разные бывают», «Подумай, отгадай».

Песни: «Листопад», «Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко; «Праздник Победы», «Брат- солдат» муз. М. Парцхаладзе;

Игры с пением: «Плетень», «Теремок», р.н.п; «Игра с флажками», муз. Ю. Чичкова. Хороводы: «На горе-то калина», р.н.п.; «К нам приходит Новый год», муз. В.Герчик.

Песни из мультфильмов советских композиторов.С детьми данного возраста можно работать над инсценировками и музыкальными спектаклями. Например, «Как у наших у ворот», «Где был Иванушка?», р.н.м.; «Золушка», «Муха-цокотуха», муз. М.Красева.

Правильный подбор песенного материала (с включением в него народных песен, произведений классиков, советских и зарубежных, а также современных композиторов), применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности детей способствует воспитанию у них чувств патриотизма и расширяет их кругозор.

Работая в этом направлении, воспитанники могут себя проявить в конкурсах певческого мастерства различного уровня.

Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени определяет содержание музыкального образования. Вот почему оценка качества музыкальных произведений, используемых в работе с детьми,- важнейший вопрос методики.

Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, должен удовлетворять одновременно двум требованиям - художественности и доступности.

Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей. Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны.

Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.

Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. Репертуар, используемый в работе с детьми, должен включать в себя произведения классической музыки всех эпох.

В связи с этим необходимо рассмотреть требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям,- требование доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения детьми.

«Доступность содержания иногда понимается как использование программно - изобразительных образов, близких детям, дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент» .

Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт -способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Детям, уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически - успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В.М.Бехтерев. На основании опытов он сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи реагирует на звуки музыки. В.М.Бехтерев указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции: «Малолетние дети вообще живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие - радостную эмоцию и успокоение. Этими реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А. Вивальди, музыку В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Детей необходимо знакомить со звучанием различных музыкальных инструментов - народных, инструментов симфонического оркестра, чудо - инструмента - органа, их выразительными возможностями.

Таким образом, круг доступных по содержанию дошкольникам музыкальных произведений достаточно широк. Другой аспект доступности репертуара - возможность исполнения произведений самими детьми.

Пение как вид детского исполнительства имеет особенности ограничивающие привлечение любого репертуара, доступного детям по эмоционально - образному содержанию и удовлетворяющего требованию художественности. Это небольшой диапазон детских голосов, затрудненность воспроизведения детьми сложенного ритмического рисунка мелодии, скромные фонетические и лексические возможности развития речи.

Поэтому репертуар, отобранный педагогом для пения, должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст.

Эти требования, конечно, ограничивают выбор средств музыкальной выразительности при создании композиторами песен для детей.

Органичному сочетанию требований художественности и доступности песенного репертуара в первую очередь отвечает фольклор - детские попевки и песенки. Многие из них написаны в диапазоне кварты, построены на простых мелодических ходах, несложны по ритму и тексту, например: «Петушок», «Василек», «Зайка, ты, зайка» «Поет, поет соловушка» и многие другие. Эти попевки и песенки успешно используются в работе с младшими дошкольниками, в старших группах их включают в качестве упражнений, распеваний. Для работы со старшими дошкольниками можно брать более сложные, продолжительные мелодии.

Фольклор должен занять достойное место в репертуаре для детей. Народное искусство органично сочетает пение, движения, игру, помогая тем самым проявлению творчества детей. Народные попевки удобны для пения, многие из них близки речевым интонациям. Эту особенность педагогу необходимо использовать в работе: начиная с выразительного чтения текста нараспев постепенно подводить детей к вокализациям, а затем и к пению. Накопление интонационного опыта народной музыки значительно облегчает усвоение языка классической музыки, включающей ее обороты.

В отличие от пения использование классического репертуара в музыкально - ритмических движениях не ограничено в такой мере требованием доступности. Через движения дети легче усваивают язык музыки, ее сопереживание сопровождается непроизвольными двигательными реакциями.

Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально - ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки. Доля народной и классической музыки в этом виде деятельность детей может быть значительно увеличена. Танцевальная музыка создавалась композиторами на протяжении многих исторических эпох, она разнообразна по жанрам, стилям и вполне доступна для восприятия детьми даже раннего возраста.

Качество репертуара, который отбирается для музыкально - ритмических движений, оказывает решающее воздействие на формирование у детей вкуса, опыта музыкального восприятия. Способность сопереживания музыке должна быть развита на высокохудожественных образцах музыкального репертуара - народной и классической музыке.

Доступность мелодий для исполнения их детьми на музыкальных инструментах определяется яркостью музыкального образа, небольшим диапазоном, непродолжительностью. Чтобы воспроизвести мелодию на музыкальном инструменте, ребенок должен запомнить ее; поэтому важно выбирать простые, но выразительные мелодии, в первую очередь народные. Используются также яркие мелодии из классических произведений, удобные для воспроизведения, а также специально созданные современными композиторами (попевки «Андрей - воробей», «Гармошка»,).

Таким образом, требование доступности не должно вступать в противоречие с требованием художественности репертуара, используемого в работе с дошкольниками. Музыкальные произведения, написанные специально для детей, должны быть окрашены чувством, иметь яркую мелодию, разнообразную гармонизацию, отличаться художественным своеобразием. Многие зарубежные и отечественные композиторы - классики писали музыку специально для детей.

«Помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен - старинную музыку А.Вивальди, Г.Ф.Генделя, И.С.Баха, С.В.Рахманинова и других зарубежных и отечественных композиторов - классиков, формировать у детей эталоны красоты».

Требование к музыкальному репертуару.

Используя музыку на занятиях в детском саду, педагоги должны стремиться сделать процесс общения детей с музыкой радостным и увлекательным. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми – музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Индивидуальная работа через игру в дошкольных учреждениях, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.

Рассмотрим более подробно одно из важнейших требований, предъявляемых к репертуару для развития музыкального восприятия детей – требование художественности. Можно выделить три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию. Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Очень важно формировать музыкальное восприятие детей, опираясь на высокохудожественные образцы мировой музыкальной классики, расширяя их познания о музыкальных стилях разных эпох. Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы – И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма - Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века – М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия – С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других.

Многие педагоги считают, что классическая музыка сложна для восприятия детьми и, организуя музыкальное воспитание дошкольников, проще ориентироваться на народную музыку. Это мнение не оправдано. Народная музыка по праву считается прекрасным материалом для формирования эстетических вкусов детей, но мы значительно обедняем музыкальное развитие ребенка, если с ранних лет не знакомим его с музыкальной классикой. Музыкально-эстетическое воспитание детей значительно полнее и богаче, если последовательно знакомить их с народным музыкальным искусством и высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

Второе направление – использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности. Фольклор (народные песни, танцы и инструментальная музыка) получил всеобщее признание, как одно из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания детей. Освоение фольклора значительно расширяет представления детей о культуре, традициях и обычаях народов мира. Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Это период интенсивного развития и необычайной подвижности ребенка, когда наиболее эффективным методом работы с детьми является игра. Благодаря постоянной связи народного фольклора с игровыми методами дети с большим желанием усваивают песенный материал. Народные мелодии наиболее доступны и понятны детям и являются естественной художественной почвой, необходимой для полноценного музыкального развития ребенка.

Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей – песни, написанные композиторами специально для детей. Но дети очень взыскательные слушатели и далеко не каждая песня находит свой путь к сердцу ребенка. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным.

Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару – требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на так называемые “три кита” – песню, танец и марш, используя методику музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Давая детям примеры различных музыкальных жанров, педагог должен стремиться, чтобы они не только почувствовали их характер, но и осознали особенности каждого жанра.

Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. Песни для детей должны иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Танцевальный и маршевый жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения. Для этой цели можно использовать репертуар народной, классической и современной музыки. В работе с детьми по выработке музыкально-ритмических движений может быть использована самая разнообразная танцевальная музыкальная классика: танцевальные пьесы И.С. Баха и В.А. Моцарта, вальсы Ф. Шуберта и И. Штрауса, балетная музыка П.И. Чайковского.

Следующий критерий доступности музыки для детей основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка “рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы (циклы «Времена года» А. Вивальди и П.Чайковского). Уже само название пьес в этих циклах раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.

Доступность музыкального репертуара непосредственно связана с возрастными особенностями детей и объемом их слухового внимания. В младшем дошкольном возрасте (от 3-х до 5-ти лет) объем слухового внимания невелик и дети еще не готовы для восприятия продолжительных по звучанию музыкальных произведений. Для этой возрастной категории целесообразно выбирать небольшие произведения (музыкальный фольклор – народные песни и танцы, произведения классической музыки танцевального характера (менуэт, экосез, полька, мазурка, вальс и т.д.)), постоянно связывая музыку с движением.

По мере взросления детей музыкальный репертуар для слушания постепенно усложняется. В старшем дошкольном возрасте (от 5-ти до 6-7 лет) в репертуар для слушания музыки можно включать яркие произведения классической музыки – фрагменты из опер и балетов, известные фортепианные и симфонические произведения.