Сочинение по картине лемоха бабушка и внучка. Художник кирилл лемох

Передо мной расположена просто потрясающая картина Кирилла Викентьевича Лемоха, талантливого русского живописца 19 века, которая называется «Бабушка и внучка». Она была написана масляными красками, в достаточно темных тонах.

При первом взгляде на картину сразу же в глаза бросаются бабушка и внучка. Обе они под приглушенным светом лампы занимаются своими делами. Маленькая девочка, на плечи которой накинута шаль ярко-голубого цвета, с интересом читает книгу. Ее бабушка в темном платье и очками на глазах что-то шьет. Родственницы сидят за небольшим столом, на котором расположено большое количество различных предметов. На нем можно увидеть и стакан с водой, и яблоко, и даже катушку с нитками, которая, безусловно, помогает старушке в ее занятии.

Нельзя не заметить то, что абсолютно всю комнату освещает только одна люстра, ее достаточно тусклый свет падает на стол, а все остальное помещение находится в темноте, а, следовательно, все это действие происходит в вечернее или даже ночное время.

По моему собственному мнению, это просто великолепное произведение искусства. В нем точно переданы все формы и цвета абсолютно каждого предмета, который расположен на данной картине.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Володи из рассказа Тихое утро Казакова сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является мальчик по имени Володя, представленный писателем в образе типичного городского жителя, гостившего в деревне на летних каникулах.

  • Федотов П.А.

    Родился в Москве в 1815 году. Мальчика воспитывал отец, который был суворовским солдатом, а позже получил дворянство за свои воинские заслуги. Отец Павла хотел воспитать его настоящим мужчиной, и поэтому отправил сына

  • Характеристика и образ Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    Повесть Тарас Бульба Николаем Васильевичем Гоголем произвела огромное впечатление на его современников. В этой повести отразилась вся правда, вся суть жизни казаков. Отразились их традиции, сила христианской веры для казаков

Оригинал взят у potapov_m в РАБОТЫ КАРЛА (КИРИЛЛА) ВИКЕНТЬЕВИЧА ЛЕМОХА


«Где болтались?» 1897 год

В жизни и в искусстве Карла (Кирилла) Викентьевича Лемоха (1841 - 1910) имелось как бы внешнее, наверное, небольшое противоречие. Получив начальное художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1851—1856), он заканчивает его в Академии художеств участником «Бунта четырнадцати» (1863), когда названное количество выпускников Академии заявили о желании самим выбирать темы дипломных работ.


"Новое знакомство"

Затем следует участие в организации Артели художников и Товариществе передвижных художественных выставок.
Сюжет большинства картин художника-передвижника К. Лемоха достаточно схож. Это бедность семьи (чаще крестьянской), трагедия в семье, оставшиеся или остающиеся без родителей дети.


"Выздоравливающая" 1889 год

Отсюда — "Круглая сирота" (1878), "У постели умирающей крестьянки" (1886), "Без кормильца" (1898). Картины взывают к состраданию, к напоминанию о России обездоленной, «палимой солнцем».


"Дети у пианино" 1886 год

В то же время служба К.В. Лемоха проходила при императорском дворе, где он был учителем рисования и живописи подрастающих великих князей. Его отношением к делу были, видимо, довольны, ибо к открытию Музея русского искусства К.В. Лемох был назначен на должность хранителя художественного отдела.
На этом ответственном посту художник-передвижник оставался практически до своей кончины.


"Родительская радость"


"Деревенские девочки" 1892 год


«За чтением. Портрет великого князя Сергея Александровича Романова» 1886 год


"У постели умирающей крестьянки" 1886 год


"Бабушка и внучка"


"Крестьянский дворик" 1874 год

Бывают судьбы, о которых говорят – противоречивые. Эти поверхностные противоречия бросаются в глаза, но потом сглаживаются и исчезают. Нет противоречий – есть жизнь каждого отдельного человека, своя собственная уникальная жизнь.
Карл-Кирилл
В этом году – круглая дата у русского художника Карла (Кирилла) Лемоха. Он был – как сейчас принято говорить – этнический немец, прославился как русский жанровый живописец. Кирилл (Карл) Лемох известен как один из организаторов Товарищества передвижников и как преподаватель живописи Николаю Второму, известен он и как бунтарь, и как академик. И в этом нет ничего противоречивого.
Кирилл Викентьевич Лемох родился 7 (19) июня 1841 года в Москве, в семье преподавателя музыки, обрусевшего немца. При рождении получил имя Карл. Детство Лемоха тоже прошло в Москве, где он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Любовь к родному городу сохранилась на всю жизнь, которая прошла уже в Санкт-Петербурге. В Петербурге Лемох учился в Императорской Академии художеств, там стал бунтарем, а потом – учителем царских детей.
Долой академиков! Да здравствуют академики!
Кто в молодости не был революционером – у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором – у того нет мозгов. Эта мысль, приписываемая Уинстону Черчиллю, возможно, была озвучена и раньше – еще кем-то, поскольку в ней много справедливого. Судьба Кирилла Лемоха – очередное тому подтверждение. Восстав против академизма в юности, он все-таки стал академиком в зрелости. И в этом тоже нет никакого противоречия.
Карл Лемох учился в Императорской Академии художеств, и учился весьма успешно. Ему была присуждена даже Золотая медаль (малая) за картину «Моисей источает воду из скалы». Но 19 век – это эпоха становления национальных школ во всей Европе, не только российской школы. И своя школа состоялась по всем направлениям: в музыке – «Могучая кучка», в живописи – Передвижники.


«Новое знакомство», К. Лемох
Бунт против «академизма» в живописи состоялся в 1863 году. 14 лучших выпускников Академии демонстративно отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, а затем покинули стены родного учебного заведения. Причин такому поступку было несколько, но суть одна: назревало новое явление в искусстве.


«Молодые картёжники», К. Лемох
Главный повод – требование следования определенным сюжетам и темам. Для конкурса предлагалась тема картины: «Пир в Валгалле» по мотивам скандинавских саг. Но художники больше не хотели писать на мифологические сюжеты, будь то античные или иные. Не хотели они писать и умильные жанровые картинки из серии «пастух и пастушка на лугу». Художники хотели писать саму жизнь, которая «круче самой крутой мифологии», ту, которую они видели вокруг себя – и без прикрас.
Эти 14 студентов, среди которых был и Карл Лемох, конечно, рисковали. Большой скандал, неизвестность в будущем. Вместо Италии, куда обычно посылали лучших студентов за счет казны – негласный надзор полиции в России. Тем не менее, эти 14 человек совершили поступок, который так теперь и называется – «бунт четырнадцати».
Дело «бунтом» не ограничилось, под руководством Крамского была организована «Санкт-Петербургская артель художников», впоследствии – Товарищество передвижных художественных выставок. Отсюда выросла вся русская реалистическая живопись, отсюда Васнецовы (Виктор, в основном), Репин, Саврасов, Шишкин, Серов, Левитан, Маковские и другие.
Справедливости ради нужно сказать, что «бунт» обернулся совершенно неожиданной стороной: 8 человек из 14 стали академиками живописи, а Карла Лемоха пригласили во дворец – учить детей императора.
Карл Лемох стал Кириллом Лемохом, так было принято при дворе. Он давал уроки царским детям – в том числе Николаю Второму, последнему императору Российской империи. К сожалению, Кирилл Лемох мало рассказывал о своих царственных учениках, не оставил он и воспоминаний. Вряд ли кто сейчас знает, как и что рисовал Николай Второй, но вот другая ученица Лемоха даже зарабатывала живописью на жизнь. Она известна и как Великая княгиня Ольга Александровна, и как художница.


Портрет Ольги Александровны, 1893, В. Серов
Ольга Александровна (1882–1960) – одна из выживших Романовых, младшая дочь Александра III. За всю свою долгую жизнь в Дании и в Канаде она нарисовала более 2000 картин, это позволяло ее семье жить. Младшая сестра Николая II оказалась самой талантливой ученицей Кирилла Лемоха, он мог бы ею гордиться. Кстати, по воспоминаниям современников, Лемох был единственным, к кому Александр III обращался во дворце на «Вы».

«Дети», К. Лемох
Он мог бы писать парадные портреты царствующих особ – и писал бы их хорошо и добросовестно, как делал все в своей жизни. Но писал Лемох русский крестьянский быт. Благодаря, в том числе, живописи художников-реалистов, мы сейчас можем увидеть не только блеск императорской России, но и обездоленность значительной части населения. Увидеть почти воочию, поскольку эти картины не нужно было «сочинять», их можно было «готовыми» переносить на холст, нужны был только талант и труд, желание и сопереживание.


«Бабушка и внучка», К. Лемох
Кирилл Лемох часто рисовал детей, в английских газетах его даже называли «лучшим выразителем детского мира». Писал тоже – с любовью и сопереживанием. Была у художника и своя большая личная трагедия. Единственный внук умер в младенчестве. Так прервалась линия не только Лемоха. Дочь Кирилла Лемоха была замужем за одним из сыновей великого химика Дмитрия Менделеева. Художника и химика связывала многолетняя дружба, но пришлось пережить и совместное горе. В память о внуке в подмосковном селе Ховрино Лемох построил школу при храме.





Умер Кирилл Лемох 24 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. Его картины висят и в Третьяковке, и в Русском музее, в музеях других городов. Скромный, честный, порядочный человек – таким он остался в памяти современников. Художник-бытописец второй половины 19 века – таким он остался в истории отечественной культуры.

Галя Константинова