Очень краткое содержание три товарища. Анализ произведения Ремарка «Три товарища

ТРИ ТОВАРИЩА

Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того что­бы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинни­ка, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одно­временно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоя­щая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг нака­тывает и впивается в него своими мертвыми гла­зами, но для этих случаев есть водка. Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньо­ны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекать­ся. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним ро­мантиком, утверждает, что «Карл» играет воспи­тательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи ос­танавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его мо­лодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. Пос­ле знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомо­билях с Кестером, поет солдатские песни в бесед­ке с Ленцем.

За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Робер­та притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Ло­камп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашива­ет у девушки номер телефона.

Следующим утром, в воскресенье, Роберт нето­ропливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его со­седи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе по­терять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безде­нежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, рус­ский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, счи­тающие его своим другом.

Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Ве­чером приходит в мастерскую, помогает Отто с ре­монтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Ро­берт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он заста­ет ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и пред­лагает Пат встретиться послезавтра. После, пере­думав, идет на бокс. Теперь все окружающее ка­жется ему уютным.

Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья со­чиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попав­ший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена по­гибла от потери крови, он же не скорбит, а стре­мится извлечь из страховки большую выгоду.

Свидание с Пат назначено на пять часов в ка­кой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежед­невно отмечающий то, что остался жив; вышко­ленный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат ка­жется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девуш­ками и просто утратил навык общения наедине.

Кафе слишком шумное, в тишине бара непринуж­денный разговор не получается. Тогда Роберт за­казывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не набол­тал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Ро­берт не рассказывает.

Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуж­дена пойти на панель. Локамп приглашен как до­рогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, про­питывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бесси­лие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествова­ли дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого че­ловека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой бу­кет роз, она благодарит его по телефону.

Авторемонтная мастерская пытается удержать­ся на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонти­рованный «кадиллак». Кестер добивается в финан­совом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Ферди­нанд Грау, пишущий портреты покойников, назы­вают себя потерянными людьми; жизнь их разби­та, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мне­нию, еще не погиб.

Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые це­луются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привыч­ные для Локампа места, часто обедают у Альфон­са, друга Ленца и владельца пивной, девушка быст­ро становится в компании своей.

Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, бу­лочник, его забирает. В аварии погибла его бере­менная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает пор­трет погибшей супруги художнику Грау.

Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей кварти­ре, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувст­вии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей пате­фонов, у нее музыкальное образование. Робби ос­матривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сенти­ментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращает­ся к девушке и чувствует, как исчезает его ско­ванность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они ве­селятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в рес­торан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к про­шлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Ро­берт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не при­ходит, а чувства обостряются. Он испытывает бе­зумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обна­руживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Роб­би приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоя­щая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.

Тем временем новая пассия булочника подби­вает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Уви­дев возможность перепродажи, Локамп договари­вается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.

Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Пат­рицию на море. Они наслаждаются красотой при­роды и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкуле­зом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скры­вала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора

Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понем­ногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.

Уезжая, Роберт думает, что все было просто пло­хим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за боль­ной девушкой.

Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Прия­телям приходится быть изобретательными и за­менять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе пер­вых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Ро­берт дарит ей щенка ирландского терьера.

Выручка от извоза у товарищей небольшая, к то­му же рабочие моменты иногда приходится разре­шать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится не­выгодная для авторемонтной зима.

Локамп встречается с врачом Патриции. Жаф­фе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожи­дать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Жен­щина без носа, мужчина в агонии, парализован­ный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - не­скончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужест­венность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».

У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.

С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не поку­пать, а обрывать в парке и церковном садике. Ма­шина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и при­ходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фо­не этого счастье любви кажется ошеломляющим.

Но все вокруг говорит о том, что любви недо­статочно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Про­исходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пе­режить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от нераз­решимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и ви­дят довольно много посетителей, но, по словам сто­рожа, сейчас люди приходят в музей по бесплат­ным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные про­изведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - раз­мышляет Локамп.

В середине октября доктор Жаффе говорит Ро­берту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфон­са. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома це­лый год. И Пат вернется. Санаторий больше по­хож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.

В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содер­жать мастерскую, но положение ухудшается с каж­дой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.

После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических со­браний. Находят его друзья как раз вовремя, вы­таскивают из драки и уходят за считанные мину­ты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказа­ние: он будет жить до восьмидесяти лет. Букваль­но через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячет­ся. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.

Робби по-прежнему играет в кафе для проститу­ток. В пансион приходит телеграмма от Пат с про­сьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санато­рий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер при­возит друга на «Карле». О смерти Ленца Патри­ции не говорят. Она радуется встрече, ведет дру­зей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обрат­но она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.

Робби получает разрешение поселиться и со­седней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разно­му, но нет ощущения, что это тяжелобольные лю­ди. К одной из пациенток приезжает муж и гром­ко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и на­ступает «лихорадочная погода».

Больные катаются на лыжах, устраивают ве­чера и незлобно разыгрывают счастливчиков, ко­торые выписываются здоровыми.

Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно насту­пает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрач­но шутит, что умрет точно по предсказанию вра­чей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.

Есть среди них и влюбленные - пожилой рус­ский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы со­ревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает панико­вать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает си­туацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро прохо­дит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не вста­ет с постели и слабеет с каждым днем. Особенно стра­шится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприем­ник. Единственное, по словам Пат, о чем она дума­ет, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встре­чаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Ро­берт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье ча­сов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучитель­но, именно в тот час, которого боялась. До послед­него Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».

4.4 (87.69%) 13 votes

Здесь искали:

  • ремарк три товарища краткое содержание
  • анализ первой главы три товарища

Германия. Двадцатые годы. Трем близким друзьям Готтфриду Ленцу, Роберту Локампу и Отто Кестеру под тридцать. Они знакомы еще со школьной скамьи, прошли вместе всю Первую мировую войну. Отто Кестер владелец автомастерской, Роберт и Готтфрид так же работают у него. Денег получают не много, но на жизнь им достаточно.

По окончании войны страна находится в экономическом упадке: отсутствие рабочих мест, бедность простых людей, возрастают безработица и негативное настроение общества. Никто не может загадывать о будущем. Три друга вынуждены упорно и много работать, для того, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. Досуг они предпочитают проводить, веселясь вместе со своими сверстниками.

Как-то на аукционе товарищи приобретают достаточно старую машину, собственноручно они делают ремонт и устанавливают мощный двигатель. Друзья дают автомобилю имя - «Карл». Теперь их развлечением становятся быстрая езда по шоссе. Так они знакомятся с Патрицией Хольман, которую коротко зовут Пат.

Патриция хороша собой и обаятельна, она вызывает симпатию у всех трех друзей. Но Роберт настырней и ярче проявляет свои чувства, поэтому у него начинают завязываться отношения с девушкой. Сперва они были не парой, а просто друзьями. Но вскоре молодые люди начали влюбляться друг в друга, день ото дня их чувства усиливались. Так Пат становится частью их компании. Друзья считают, что любовь – это самое главное в жизни, поэтому они с заботой и особой осторожностью относятся к отношениям Пат и Роберта.

Как-то Отто принимает решение участвовать на «Карле» в автомобильных гонках. Товарищи занимаются подготовкой своего автомобиля к соревнованиям. Никто не верит в их победу, посмеиваются. В день гонок собираются все друзья, Патриция в том числе. «Карл» одерживает победу над остальными соперниками.

У Роберта получается выгодно продать автомобиль. Он принимает чек и бежит в автомастерскую, где рассказывает остальным об удачной сделке. Все в восторге, ведь не часто у них получается так благополучно продать машину. После этого, Роберт вместе с Пат отправляются на отдых.

Роберт узнает, что девушка совершенно одна, без родителей и родственников. Поскольку она больна туберкулезом, работать Пат не может. На отдыхе у нее происходит приступ болезни. Вызванный врач объясняет Роберту, что необходимо продолжить ее лечение.

Ситуация в стране ухудшается. Начинаются протесты, шествия, беспредел. На одном из таких выступлений Ленца убивают. В него стреляют на глазах у друзей. Отто отчетливо видел преступника. После похорон, они продают автомастерскую и начинают искать убийцу. Гибель Ленца тщательно скрывают от Пат. Вскоре, от девушки приходит телеграмма, с просьбой приехать к ней. Оказавшись в санатории, где лечилась Пат, друзья узнают, что ей осталось совсем мало времени. Роберт находится все время с ослабленной девушкой. Спустя какое-то время она умирает.

Действие проходит после первой мировой войны. Картины ужаса не покидают трех товарищей, участников той войны. Сейчас они работают в авто мастерской. Купили старую машину и поставили в нее гоночный мотор. По пути на празднование именин Роберта, друзья встречают Патрицию, или Пат. Робби влюбляется в нее, и девушку принимают в компанию. Для заработка было куплено такси. По очереди друзья ездили на нем. Но такси приносит небольшой доход. Однажды удалось заработать много денег продав кадилак. Роберт и Пат отправились на море. У девушки открылось кровотечение. Доктор посоветовал вновь лечиться в санатории от туберкулеза. Ленца убивают протестующие. Кестер мстит убийце. Чтобы Роберт был с Пат, Отто продал любимую машину «Карла». Патриция умерла рядом с любимым.

Вывод (мое мнение)

Роман показывает, какой большой вред война принесла как всей стране, так и душам людей. Они вынуждены запивать ужас алкоголем. Ремарк показывает, насколько цена дружба и любовь. За это можно всем пожертвовать.

Германия после первой мировой войны. Экономический кризис. Искалеченные судьбы людей и их души. Как говорит один из героев романа, «мы живем в эпоху отчаяния».

Три школьных, а потом и фронтовых товарища - Роберт Локман, Готтфрид Ленц, Отто Кестер - работают в мастерской по ремонту автомобилей. Роберту исполнилось тридцать. В день рождения всегда немного грустно и тянет на воспоминания. Перед Робертом проходят картины из его недавнего прошлого: детство, школа, в 1916-м он, восемнадцатилетний, призван, солдатские казармы, ранение Кестера, мучительная смерть однополчан от газового удушья, от тяжелых ран. Затем 1919 г. Путч. Арестованы Кестер и Ленц. Голод. Инфляция. После войны Кестер некоторое время был студентом, потом летчиком, гонщиком и, наконец, купил авторемонтную мастерскую. Ленц и Локман стали его партнерами. Заработки небольшие, но жить можно, если бы «внезапно не возникло прошлое и не таращило мертвые глаза». Для забвения существует водка.

Кестер и Ленц торжественно приветствуют Роберта. Ленц дает команду «встать» и выкладывает подарки - где-то чудом добытые шесть бутылок старого рома. Но праздник - позже, сейчас - работа.

Друзья купили на аукционе старую колымагу, с виду весьма потешную, оснастили её мощнейшим мотором гоночной машины, назвали её «Карлом» - призраком шоссе. Они работают до сумерек и, выкатив отремонтированный кадиллак, решают на «Карле» отправиться в пригород, чтобы отметить день рождения. Их развлечением становится дурачение владельцев дорогих и роскошных машин, которых они пропускают вперед, а потом шутя обгоняют. Остановившись в пути, друзья собираются заказать ужин, и тут подкатывает бьюик, который они обогнали. В нем оказалась пассажирка - Патриция Хольман. Объединившись, они устраивают веселое застолье.

После бурного празднования Роберт возвращается в свое логово - меблированные комнаты. Здесь живут люди, по разным причинам занесенные сюда судьбой. Супруги Хассе все время ссорятся из-за денег, Георг Блок упорно готовится в институт, хотя деньги, накопленные во время работы на руднике, давно кончились и он голодает, графа Орлова держит за горло прошлое - Роберт видел, как он побледнел однажды при шуме заводящейся машины - под этот шум в России расстреляли его отца. Но все они как могут помогают друг другу: советом, добрым отношением, деньгами… Рядом с пансионом - кладбище и недалеко кафе «Интернациональ». Роберт работал там некоторое время тапером.

Роберт назначает встречу Патриции - Пат, как её окрестили друзья. Он ожидает её в кафе, потягивая коньяк. В кафе толчея, и они решают уйти в бар. Роберт пытается представить себе, кто она и как живет. Хозяин бара Фред их приветствует, и Роберт начинает чувствовать себя увереннее. В зале один Валентин Гаузер, знакомый. Роберту по фронту: он получил наследство и теперь его пропивает. Он счастлив оттого, что остался жив. Его девиз: сколько ни празднуй - все мало. Роберт объясняет, что это единственный человек, сделавший из большого несчастья свое маленькое счастье.

Утром в автомастерской «Аврема» господин Локамп встречает пьяную пятидесятилетнюю уборщицу – Матильду Штосс. Женщина обнаружила на столе дорогой коньяк господина Кестера и выпила всю бутылку. Локамп обещает не выдавать её и наливает ей пару рюмок ямайского рома в честь своего тридцатого Дня Рождения.

Герой сидит в одиночестве и вспоминает свои предыдущие праздники. Все они пришлись на тяжёлые времена – Первую мировую войну, инфляцию. Сейчас Локамп работает вместе со своими боевыми товарищами – Отто Кестером и Готтфридом Ленцем и старается не думать о прошлом.

После рабочего дня друзья отправляются на ужин в старой, но удивительно быстрой гоночной машине «Карл». По дороге они соревнуются в скорости с водителем новенького бьюика – Биндингом. В трактире друзья ужинают вместе с проигравшим любителем автогонок и его очаровательной спутницей по имени Патриция Хольман. Девушка даёт главному герою свой номер телефона.

Пансионат фрау Залевски. Воскресенье. Роберт Локамп живёт здесь два года. Утром он спускается в кафе «Интернационал», затем отправляется в автомастеркую. Вечером Роберт звонит Патриции и договаривается о встрече на послезавтра.

Во вторник в автомастерскую приходит старший инспектор Барзиг – страховщик и большой любитель бабочек. Он подкидывает друзьям очередной заказ на ремонт форда булочника, попавшего в аварию. Потерявший беременную жену пекарь выторговывает у Кестера новый бесплатный верх. Вечером Роберт встречается в дамском кафе с Патрицией. Затем они идут в бар. После расставания с девушкой герой в упоении ругается на улице с незнакомым толстяком.

Приходит весна. В пятницу около мастерской расцветает старая слива. Роберт переживает из-за неудачно прошедшей встречи с Патрицей. Вечером он идёт на прощальный ужин в честь выходящей замуж бывшей проститутки Лилли. Ночью в автомастерской Роберт спрашивает у друзей, всегда ли любовь выглядит глупой и страшно ли это, напиться в присутствии женщины? Ленц успокаивает его, говоря, что нет. Утром Роберт посылает Патриции букет роз.

В мастерскую приходится Блюменталь – владелец трикотажной компании, интересующийся дорогим кадиллаком. Роберт пытается продать ему автомобиль, но переодевшийся франтом Ленц портит всё дело. Вечер герой проводит у Ленца. Там же присутствуют Тео Браумюллер – давний приятель Кестера, участвующий в тех же гонках, что и последний, и Фердинанд Грау – художник, рисующий портреты умерших людей.

На следующий день Роберт берёт кадиллак и везёт Патрицию на ужин к Альфонсу. Вечером он учит девушку водить автомобиль. Между молодыми людьми устанавливается духовная близость. В баре они встречают Ленца, и все вместе отправляются в Луна-парк. В «Лабиринте привидений» Роберт случайно обнимает испугавшуюся ужасов аттракциона Патрицию. Друзья разоряют владельца павильона по набрасыванию колец, выигрывая у него все призы.

Через два дня Блюменталь вместе с женой совершает пробную поездку на кадиллаке. Ему нравится деловой подход Локампа, и он покупает машину.

Целую неделю Патриция болеет. Выздоровевшую девушку Роберт приглашает к себе в гости. Чтобы встретить её достойно, герой обставляет комнату лучшими вещами, взятыми на время у хозяйки павильона и других жильцов. Внезапно планы Патриции меняются: её ждёт деловой ужин с Биндингом. Роберт обижается. Гуляя с Патрицией, он здоровается со всеми проститутками района. Девушка называет его ребёнком и целует на прощание. Домой Роберт возвращается в прекрасном настроении. Романтический ужин он съедает вместе с вечно голодным студентом Георгом Блоком.

В воскресенье Кестнер выигрывает гонки на «Карле». Друзья Роберта в восторге от Патриции. После ужина молодые люди гуляют по городу, сидят на кладбищенской скамейке, бродят по сумеречным улицам. Ночь Патриция проводит у Роберта.

Утром Роберт и Кестнер отправляются на аукцион, где покупают такси. Днём в автомастерскую приходит булочник и начинает предаваться ностальгии. Роберт предлагает ему заказать портрет покойной супруги у Фердинанда Грау.

Роберт впервые идёт в гости к Патриции. Молодые люди пьют кофе с пирожными и разговаривают. Девушка рассказывает о том, что после смерти матери, она год болела, затем жила для себя, тратя деньги и ничего не делая. С августа она решила начать работать продавщицей в одном из магазинов патефонной компании «Электрола». Роберт чувствует к Патриции прилив нежности и понимает, что не может остаться. Ночью он размышляет о скоротечности любви и напивается в баре с Фредом, под первую в этом году грозу, затем едет к любимой и увозит её к себе.

Купленное на аукционе такси друзья решают использовать по прямому назначению. Роберт дерётся с таксистом Густавом за право работать. Вечером друзья собираются вместе. Роберт и Пат с радостью признаются в том, что они не любят друг друга.

Утром Роберт встречает Лизу – проститутку, к которой он испытывал нежные чувства в прошлом. Девушка понимает, что Локамп любит другую женщину.

Фрау Залевски говорит Роберту, что ей нравится Пат, но она считает, что эта девушка не для него, а для богатого, прочно стоящего на ногах человека.

В театре Патриция встречает старого знакомого Бройера. Он приглашает их с Робертом на танцы в «Каскад». Там они сталкиваются с прежними друзьями девушки, богатыми и утончёнными. Один из них сообщает Роберту, что Бройер уже несколько лет влюблён в Пат. Роберт чувствует себя в изысканном обществе не в своей тарелке и напивается. Всю ночь он гуляет по кабакам, а утром, вернувшись домой, застаёт на лестнице Патрицию.

Через неделю булочник спрашивает Роберта, не продаётся ли ещё кадиллак? Локамп перекупает его у Блюменталя, согласившегося отдать машину ради заработка в пятьсот марок. Булочник отказывается забрать портрет покойной жены: он боится, что дома его увидит нынешняя пассия.

Роберт с Пат отправляются на две недели к морю. Владелица виллы, фройляйн Мюллер принимает молодых людей за семейную пару. После купания в море у Пат открывается кровотечение. Кестер разыскивает лечащего врача Патриции, Феликса Жаффе и привозит его на виллу.

Через две недели Пат поправляется, и они с Робертом возвращаются в город. В пансионе фрау Залевски освобождается комната. Вечером молодые люди вместе с друзьями едят раков у Альфонса. Ночью Роберт предлагает Пат жить вместе. Проводив девушку домой, герой отправляется таксовать. В драке со швейцаром Роберт выпускает гнев, скопившийся в нём за последние недели.

Густав помогает Роберту приобрести для Патриции породистого, красно-коричневого щенка ирландского терьера. Вечером Жаффе рассказывает Локампу о болезни девушки: у Пат поражены оба лёгких, и она нуждается в санаторном лечении. Роберт приходит в отчаяние. Жаффе показывает ему больных, страдающих гораздо тяжелее Пат, и говорит, что шанс на выздоровление есть у всех.

Выехав на пробную поездку на обновлённом «Карле», друзья становятся свидетелями аварии. Они доставляют в частную клинику пострадавших мужчину и женщину и получают заказ на ремонт их автомобиля. Повреждённую машину трём товарищам приходится отбивать у братьев Фогт – владельцев другой автомастерской.

Наступает сентябрь. Роберт ворует для Пат розы в церковном саду. В воскресенье молодые люди идут в музей на выставку персидских ковров, потом гуляют по улицам и мечтают о том, что бы они купили, если бы были богаты. Один из постояльцев пансиона, Хассе, узнавший утром об уходе жены, вечером кончает жизнь самоубийством.

В середине октября Жаффе вызывает Локампа и приказывает ему увезти Пат в санаторий. Вечером Роберт и Патриция ужинают с друзьями у Альфонса. Молодые люди уезжают из города на десятичасовом поезде.

Через неделю Роберт возвращается домой. Он узнаёт, что автомобиль, который они с Ленцем и Кестером с таким трудом отбили на дороге, не был застрахован, а его владелец – обанкротился. В «Интернационале» Роберт встречает Лилли – муж развёлся с ней, как только выудил у неё все деньги. Вечером друзья выпивают у Альфонса. Ночью Роберт мчится по сельской дороге на «Карле».

Дела в автомастерской идут плохо. Кестер и Ленц подрабатывают на такси, Роберт играет на пианино в «Интернационале». В сочельник в пансион приходит бывшая жена Хассе. Локамп сообщает ей о смерти мужа. Рождество Роберт встречает в «Интернационале» в компании скотопромышленников и проституток. Потом к нему присоединяются Кестер и Ленц.

В конце января в городе начинаются митинги. Происходят стычки безработных с полицией. Роберт с Кестером ищут Ленца на политических собраниях. Они находят друга в пивной и вытаскивают его из дерущейся толпы до прихода полиции. Выйдя на улицу, друзья натыкаются на молодых людей в униформе, которые стреляют в Ленца. Пуля попадает прямо в сердце. Ленц умирает. Кестер с Робертом говорят полиции, что не видели, кто убил их товарища. Они хотят найти убийцу сами.