Описание главных героев рассказа недоросль. Характеристика главных героев комедии недоросль

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Герои отрицательные

Госпожа Простакова

История воспитания и образованияВыросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Не получила никакого воспитания. Не усвоила с детства никаких нравственных правил. В ее душе не заложено ничего хорошего. Сильное влияние оказывают крепостнические порядки: ее положение полновластной владелицы крепостных крестьян.

Основные черты характераГрубая, необузданная, невежественная. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой.

Отношение к другим людямВ отношении к людям ею руководит грубый расчет, личная выгода. Беспощадна к тем, кто находится в ее власти. Готова унижаться перед теми, от кого зависит, кто оказывается сильнее ее.

Отношение к просвещениюОбразование излишне: «Без наук люди живут и жили».

Простакова как помещицаУбежденная крепостница, считает крепостных полной своей собственностью. Всегда недовольна своими крепостными. Ее возмущает даже болезнь крепостной девушки. Крестьян она обобрала: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Отношение к родным и близким людямДеспотична и груба по отношению к своему мужу, она им помыкает, ни во что его не ставит.

Отношение к сыну, МитрофанушкеЛюбит его, нежна к нему. Забота о его счастье, благополучии составляет содержание ее жизни. Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего.

Особенности речиО Тришке: «Мошенник, вор, скот, воровская харя, болван»; обращаясь к мужу: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши»; обращаясь к Митрофанушке: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок».

Не имеет никаких нравственных понятий: у нее отсутствует чувство долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Митрофан

(в переводе с греческого «являющий свою мать»)

О воспитаниии образованииПривык к безделью, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне.

Основные чертыхарактераИзбалованный «маменькин сынок», выросший и сложившийся в невежественной среде крепостнического поместного дворянства. Не лишен от природы хитрости и сообразительности, но в то же время грубый и капризный.

Отношениек другим людямНе уважает других людей. Еремеевну (няньку) называет «старой хрычовкой», угрожает ей суровой расправой; с учителями не разговаривает, а «лается» (по выражению Цыфиркина).

Отношениек просвещениюУмственное развитие крайне низко, испытывает непреодолимое отвращение к труду и учению.

Отношение к родными близким людямМитрофан не знает любви ни к кому, даже к самым близким - к матери, отцу, нянюшке.

Особенности речиВыражается односложно, в его языке много просторечий, слов и оборотов, заимствованных у дворовых. Тон его речи - капризный, пренебрежительный, порой грубый.

Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так назывют молодых людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать.

Скотинин - брат Простаковой

О воспитании и образованииВырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет».

Основные черты характераНевежественен, умственно не развит, жаден.

Отношение к дру-гим людямЭто свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих кре¬постных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий.

Главный интерес в жизниСкотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем рас¬положение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу.

Отношение к родным и близким людямРади возможности выгодно жениться (узнает о состоянии Софьи) го¬тов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Особенности речиНевыразительная речь необразованного человека, часто употребляет гру¬бые выражения, в речи встречаются слова, заимствованные у дворовых.

Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

Учитель русского и церковнославянского языка. Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Учитель истории. Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Учителя не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда.

Еремеевна - нянюшка Митрофана

Какое место занимает в доме Простаковой, ее отличитель-ные чертыВ доме Простаковых-Скотининых служит более 40 лет. Беззаветно предана своим хозяевам, рабски привязана к их дому.

Отношение к МитрофануНе щадя себя оберегает Митрофана: «Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы-то выцарапаю».

Какой стала Еремеевна за долгие годы крепостной службыУ нее сильно развито чувство долга, но нет чувства челове¬ческого достоинства. Нет не только ненависти к своим бес¬человечным угнетателям, но даже протеста. Живет в посто¬янном страхе, трепещет перед своей госпожой.

За свою верность и преданность Еремеевна получает только побои и слышит только такие обращения, как «бестия», «собачья дочь», «старая ведьма», «старая хрычовка». Судьба Еремеевны трагична, потому что она никогда не будет оценена по достоинству своими хозяевами, никогда не получит благодарность за свою верность.

Герои положительные

Стародум

О значении имениЧеловек, думающий по-старому, отдающий предпочтение при¬оритетам предыдущей (петровской) эпохи, сохраняющий тра¬диции и мудрость, накопленный опыт.

Образование СтародумаПросвещенный и передовой человек. Воспитан в духе петров¬ского времени, ему ближе и приемлемее мысли, нравы и дея¬тельность людей того времени.

Гражданская позиция герояЭто патриот: для него честная и полезная служба Отечеству - первая и священная обязанность дворянина. Требует ограничения произвола помещиков-крепостников: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Отношение к другим людямЧеловека расценивает по его службе Отечеству, по той пользе, которую человек на этой службе приносит: «Степень знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества... без знатных дел знатное состояние ничто».

Какие качества почитает как человеческие достоинстваГорячий защитник человечности и просвещения.

Размышления героя о воспитанииНравственному воспитанию придает больше цены, чем образованию: «Ум, коли он только ум, самая безделица... Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище. Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло».

Какие черты в людях вызывают справедливое негодование герояКосность, дикость, злонравие, бесчеловечность.

«Имея сердце, имей душу - и будешь человеком во всякое время».

Правдин, Милон, Софья

ПравдинЧестный, безупречный чиновник. Ревизор, наделенный правом от¬бирать у жестоких помещиков имения в опеку.

МилонВерный своему долгу офицер, настроен патриотически.

СофьяОбразованная, скромная, благоразумная девушка. Воспитана в духе уважения и почитания старших.

Назначение этих героев в комедии, с одной стороны, - доказать правоту взглядов Стародума, а с другой стороны, - оттенить злонравие и необразованность таких по¬мещиков, как Простаковы-Скотинины.

В данной статье приведен анализ комедийной пьесы «Недоросль», дано краткое содержание труда и черты героев.

Комедия написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1781 году.

В произведении всего пять действий. В связи с тем, что пьеса написана более 200 лет назад, и стиль русского языка с тех пор довольно сильно изменился, читать произведение в оригинале будет не каждому под силу.

Главные герои комедии и их характеристика

Поскольку «Недоросль» — это не рассказ или повесть, а пьеса, герои здесь являются ключевыми носителями идей автора.

Главные персонажи разделяются на пары со схожими социальными ролями, но противопоставленные друг другу.

Дети:

  • Митрофан — главный герой и недоросль. Юный представитель дворянства, шестнадцати лет отроду. Избалованный, безвольный и безответственный (прим.: Недоросль: молодой несовершеннолетний дворянин, не поступивший на госслужбу );
  • Софья — противоположность Митрофану. Образованная и серьезная девушка. Сирота, живущая у Простаковых на попечении. Белая ворона в семье.

Воспитатели:

  • Госпожа Простакова — мать главного героя. Необразованна и хитра, готова на все ради выгоды. С одной стороны — презрелая фурия, с другой — любящая и заботливая мать. В произведении предстает как «транслятор»” ложных и устаревших ценностей;
  • Стародум — дядя Софьи. Авторитетная и сильная личность. Серьезно относится к своей племяннице, наставляет ее и дает советы. В произведении предстает примером хорошего родителя и воспитателя. Основные жизненные принципы: справедливое государственное устройство, полноценное воспитание ума, чести и сердца (причем сердце — на первом месте), главный принцип воспитания — собственный положительный пример.

Владельцы:

  • Простаков — отец главного героя. Безвольная и пассивная личность. В пьесе предстает воплощением народа, который недоволен порядками старого дворянства, однако из-за страха перед ним ведет себя тихо;
  • Правдин — чиновник, воплощение закона и один из положительных персонажей.

Женихи:

  • Скотинин — брат Простаковой и жених Софьи, единственная цель которого — выгода и приданое девушки. Воплощение устаревших понятий о браке и семье;
  • Милон — жених Софьи и ее друг детства. По-настоящему любит девушку. Воплощение новых идей в сферах семьи и брака.

Второстепенные персонажи

Второстепенные персонажи — учителя Митрофана:

  • Еремеевна — няня Митрофана. Преданно служит семейству, несмотря на унижения. Воплощение образа крепостных;
  • Цыфиркин — учитель математики. Честный и трудолюбивый человек, отставной военный;
  • Кутейкин — преподаватель русского и церковнославянского, бросивший семинарию. Сатира на малообразованных попов;
  • Вральман — преподаватель светских манер. Простой кучер, выдающий себя за немца.

Краткий пересказ комедии «Недоросль»

Действие первое

Поместье Простаковых и прилегающие деревенские просторы — область, где происходит действие «Недоросля».

Хозяйка семейства отчитывает слугу за то, что он некачественно сшил кафтан для ее сына Митрофанушки. Муж поддерживает ее.

Супруги Простаковы обсуждают со Скотининым, что хотят выдать за последнего Софью.

Софья говорит, что пришло письмо от ее дяди Стародума, который давно не давал о себе вестей. Никто ей не верит, однако на предложение девушки прочесть письмо, оказывается, что присутствующие не владеют грамотой.

Письмо озвучивает зашедший Правдин. Там указано, что Стародум завещал племяннице 10 000 рублей. Хозяйка дома лебезит перед девушкой, желая женить на ней Митрофана.

Действие второе

В деревню приезжает офицер Милон и встречает здесь давнего друга Правдина, чиновника. Тот рассказывает, что наслышан о «злонравных невеждах» и плохо обращающихся с прислугой Простаковых.

Появляется Софья. Она и Милон радуются встрече. Далее следует рассказ Софьи, что ее хотят выдать за Митрофана. Однако проходящий мимо них Скотинин тут же говорит и о своих планах жениться на девушке.

Между тремя «женихами» назревает конфликт, однако за Митрофанушку вступается его няня Еремеевна.

Действие третье

Приезжает Стародум с целью «освободить» Софью от «невежд». Он хочет выдать ее за одного «достойного человека». Эта новость всех расстраивает, однако после Стародум говорит, что замужество полностью зависит от воли самой Софьи.

Простакова продолжает восхвалять своего сына, а его учителя тем временем жалуются на его леность и неуспеваемость. Вот почему Простакова уговаривает сына поучиться для виду — чтобы понравиться дяде Софьи и тем самым получить согласие на брак. Однако Митрофан заявляет, что желает не учиться, а жениться.

Действие четвертое

Дядя Милона, граф Честен, присылает Стародуму письмо о своем желании женить его на Софье. И Стародум дает согласие на брак. Пара счастлива. Узнав о свадьбе, Простакова предпринимает активные действия и старается помешать намеченному, надеясь выдать юную наследницу за Митрофана.

Действие пятое

Пока Стародум разговаривает с Правдиным, которому поручили взять на попечение поместье Простаковых и их деревню при малейшей угрозе, слуги Простаковой ведут сопротивляющуюся Софью к карете, чтобы отвезти венчаться с Митрофаном.

Милон освобождает возлюбленную, а Правдин берет поместье и деревню под присмотр.

Власть полностью переходит к Правдину, учителей Митрофана распускают, Скотинин покидает деревню. Дядя и Милон с Софьей готовятся к отъезду.

Простакова приобнимает сына и сетует, что он единственный у нее остался. Однако тот ей грубит и мать теряет сознание. Правдин хочет отправить недоросля на службу.

Крылатые выражения

Фразы, которые можно записать в читательский дневник:

  • «Всякая вина виновата» и «Концы в воду» (Скотинин);
  • «Дела не делай, от дела не бегай» и «Собака лает, ветер носит» (Цыфиркин);
  • «Век живи, век учись» (Простакова);
  • «В большом свете водятся премелкие души» (Стародум);
  • «Без вины виноват» и «Сон в руку» (Простаков);
  • «Белены объелся» и «Не хочу учиться, а хочу жениться» (Митрофан).

Анализ произведения Фонвизина

Поскольку аннотация не дает полной картины, для анализа следует ознакомиться с ключевыми моментами.

История создания

Пьеса родилась после долгой государственной службы Фонвизина, из-за которой он долго не обращался к драматургии.

Первые наброски произведения появились в 1770-е и были ближе к прошлой пьесе писателя «Бригадир». Первый вариант имени главного героя — Иванушка.

Дата выхода окончательного варианта книги — 1781 год.

Сама же пьеса произвела в театре фурор. Однако из-за злободневности темы отзывы посмотревших были противоречивы.

Главная тема

Ключевая тема — воспитание и становление нового дворянства. Фонвизин освещает ее, противопоставляя персонажей, с устаревшими феодальными взглядами (все отрицательные герои), с героями-носителями просветительских идей (положительные персонажи).

Проблема явления «бездуховности» прослеживается не только в говорящих фамилиях героев, но и в отношениях между родителями и детьми.

Проблематика

Главных проблем две:

  1. Разложение дворянства. Словами Стародума писатель обличает нравственный упадок и старается найти его причины. Не случайно в конце он произносит: «Вот злонравия достойные плоды!». Фонвизин очень винит неограниченную помещичью власть и недостаток положительных примеров со стороны представителей высшей власти.
  2. Воспитание. Мыслители того времени видели воспитание ключевым фактором, влияющем на нравственность человека. Сюжет строится именно на этом. В передаче правильных ценностей следующему поколению Фонвизин видел надежный способ укрепить политику и построить сильное развитое дворянство.

Таким образом, комедия «Недоросль» — типичный представитель классицизма, обличающий нравы общества того времени. В наше время произведение изучается в школах, начиная с 8 класса, а так же студентами филологических и педагогических вузов.

По пьесе в XVIII веке неоднократно ставились спектакли, успех которых, как и самого произведения, был огромным. В XX веке, в 1987 году, режиссер Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам произведения.

Первоначальный замысел комедии Фонвизина «Недоросль» - раскрытие темы воспитания, весьма актуальной в эпоху Просвещения, немного позже в произведение была добавлена социально-политическая проблематика.

Название пьесы напрямую связано с указом Петра Великого, который поставил под запрет возможность служить и жениться молодым необразованным дворянам-недорослям.

История создания

Первые рукописи набросков «Недоросля» датируются приблизительно 1770-м годом. Для написания пьесы Фонвизину пришлось переработать множество произведений с соответствующей идейностью - труды русских и зарубежных современных писателей (Вольтера, Руссо, Лукина, Чулкова и др.), статьи из сатирических журналов и даже комедии, написанные самой императрицей Екатериной Второй. Работа над текстом была полностью завершена в 1781 году. Через год, после некоторых препятствий со стороны цензуры, состоялась первая постановка пьесы, причем режиссером был сам Фонвизин, а первая публикация пьесы состоялась в 1773 году.

Описание произведения

Действие 1

Сцена начинается с бурного обсуждения сшитого для Митрофанушки кафтана. Госпожа Простакова ругает своего портного Тришку и Простаков поддерживает ее в стремлении наказать нерадивого слугу. Ситуацию спасает появление Скотинина, он оправдывает горе-портного. Далее следует комичная сцена с Митрофанушкой - он проявляет себя инфантильным молодым человеком, к тому же весьма любящим плотно покушать.

Скотинин обсуждает с четой Простаковых перспективы его брака с Софьюшкой. Единственный родственник девушки Стародум неожиданно присылает весть об обретении Софьей внушительного наследства. Теперь у юной барышни от женихов нет отбоя - теперь в списке кандидатов в мужья появляется «недоросль» Митрофан.

Действие 2

Среди остановившихся в деревне солдат волей случая оказывается жених Софьюшки - офицер Милон. Он оказывается хорошим знакомым Правдина, чиновника приехавшего разобраться с беззакониями, творящимися в имении Простаковых. При случайной встрече с возлюбленной Милон узнает о планах Простаковой устроить судьбу своего сына путем женитьбы на теперь уже состоятельной девушке. Далее следует ссора Скотинина и Митрофана из-за будущей невесты. Появляются учителя - Кутейкин и Цыфиркин, они делятся с Правдиным подробностями своего появления в доме Простаковых.

Действие 3

Приезд Стародума. Правдин первым встречает родственника Софьи и докладывает ему о бесчинствах, творящихся в доме Простаковых по отношению к девушке. Вся хозяйская семья и Скотинин с лицемерной радостью приветствуют Стародума. В планах дяди увезти Софьюшку в Москву и выдать ее замуж. Девушка покоряется воле своего родственника, не зная, что он выбрал ей в мужья Милона. Простакова начинает расхваливать Митрофанушку как прилежного ученика. После того как все разошлись, оставшиеся учителя Цыфиркин и Кутейкин обсуждают леность и бездарность своего недоросля-ученика. Параллельно они обвиняют проходимца, бывшего конюха Стародума, Вральмана в том, что он своим дремучим невежеством препятствует процессу обучения и без того бестолкового Митрофанушки.

Действие 4

Стародум и Софьюшка ведут беседу о высоких моральных принципах и о семейных ценностях - подлинной любви между супругами. После беседы с Милоном, удостоверившись в высоких нравственных качествах молодого человека, дядя благословляет племянницу на брак с возлюбленным. Далее следует комичная сцена, в которой неудачливые женихи Митрофанушка и Скотинин выставляются в весьма невыгодном свете. Узнав об отъезде счастливой пары, семейство Простаковых решает перехватить Софью на выезде.

Действие 5

Стародум и Правдин ведут благочестивые беседы, услышав шум, они прерывают разговор и вскоре узнают о попытке похищения невесты. Правдин обвиняет Простаковых в этом злодеянии и грозит им наказанием. Простакова на коленях выпрашивает прощение у Софьи, но как только получает его, тотчас же обвиняет слуг в нерасторопности при похищении девушки. Приходит правительственная бумага, гласящая о переходе под опеку Правдина всего имущества Простаковых. Сцена выплаты долгов учителям завершается справедливой развязкой - открывается обман Вральмана, щедро одаривается скромный трудяга Цыфиркин, а невежа Кутейкин остается ни с чем. Счастливые молодые и Стародум готовятся к отъезду. Митрофанушка внимает совету Правдина пойти на службу в солдаты.

Главные герои

Рассматривая образы основных героев стоит отметить, что говорящие фамилии персонажей пьесы выражают однолинейность их характера и не оставляют сомнения о нравственной оценке автором действующих лиц комедии.

Полновластная хозяйка имения, деспотичная и невежественная женщина, считающая, что все дела без исключения можно решить при помощи силы, денег или обмана.

Его образ - средоточие глупости и необразованности. Обладает поразительной безвольностью и нежеланием самому принимать решения. Недорослем Митрофанушку нарекли не только в силу возраста, но также из-за его тотального невежества и низкого уровня нравственного и гражданского воспитания.

Добрая, отзывчивая девушка, получившая хорошее образование, обладающая высоким уровнем внутренней культуры. Живет у Простаковых после смерти родителей. Всем сердцем предана своему жениху - офицеру Милону.

Человек, олицетворяющий жизненную правду и слово закона. Будучи государственным чиновником, он находится в имении Простаковых для того, чтобы разобраться в творящихся там беззакониях, в частности несправедливо жестокого обращения со слугами.

Единственный родственник Софьи, ее дядя и опекун. Преуспевающий человек, которому удалось воплотить в жизнь свои высокоморальные принципы.

Возлюбленный и долгожданный жених Софьи. Храбрый и честный, отличающийся высокой добродетелью молодой офицер.

Недалекий, жадный, необразованный человек, не гнушающийся ничем ради наживы и отличающийся лживостью и лицемерностью в высокой степени.

Анализ комедии

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства - единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания - центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров - каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами.

Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Цитаты героев

Митрофанушка — «Не хочу учиться, хочу жениться»;

«Прямое достоинство в человеке есть душа» и многие другие.

Простакова « Без наук люди живут и жили»

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна - искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Основные темы, идеи и образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Стоит произнести название комедии Фонвизина, чтобы в нашем воображении возник образ лодыря, неуча и маменькина сынка. Такой смысл, благодаря фонвизинскому Митрофану, приобрело самое слово “недоросль”, дотоле не заключавшее в себе ничего зазорного. “Недорослями” называли дворянских подростков, не достигших пятнадцати лет, то есть возраста, определенного Петром I для вступления в службу. В 1736 г. срок пребывания в “недорослях” был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской, отменявший обязательную до тех пор срочность службы и тем самым предоставлявший дворянам право служить или не служить, подтверждал введенное еще при Петре обязательное обучение и предписывал, “чтоб никто не дерзал без учения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом”. Простакова не только “мастерица толковать указы”: она умеет и обходить их, когда захочет. Следуя установленному порядку, она нанимает к Митрофанушке учителей, но намеревается растянуть срок его пребывания “в недорослях”. Она лелеет и такую мысль: “Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?” И, слыша подобные рассуждения, зритель убеждается в том, что при такой мамаше Митрофан Простаков не посрамит своей “фамилии”.

В образе Митрофана Фонвизин показывает живой результат простаковского толкования указа о вольности дворянской. И в качестве контраста этому лентяю, привыкшему бить баклуши да лазить на голубятню, он выводит положительные образы дворян, исполняющих свой общественный долг, то есть состоящих на государственной службе. В их образах олицетворены два вида службы: военная Милон) и гражданская Правдин).

Обязательное для недорослей обучение “пристойным благородному дворянству наукам” воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: “Не хочу учиться, хочу жениться” приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал “учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится”.

В основу сюжета “Недоросля”, согласно традиции классицизма, положена любовная интрига. Однако она играет в комедии Фонвизина необычную роль и теснейшим образом связана с идейной направленностью пьесы. Любовную интригу Фонвизин всецело подчиняет задачам социальной сатиры. В психологическом отношении, как средство раскрытия внутренних переживаний героев, любовь Милона и Софьи его мало интересует: она нужна ему как удобный повод для изображения “злонравных” характеров людей, пытающихся из личных целей помешать их соединению.

Раскрытию идейной сущности ”Недоросля” служат прежде всего выведенные в комедии художественные образы.

Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим...

В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам “Недоросля” - Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану - Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц - Стародума, Правдина, Софью и Милона.

Действующие лица пьесы отчетливо делятся на три группы. Первую группу составляют отрицательные персонажи: центром ее является Простакова. Группа положительных персонажей объединяется вокруг Стародума. Наконец, третья группа включает в себя действующих лиц комедии, стоящих вне собственно сюжетной интриги, но нужных автору для создания социально-бытового фона пьесы: Тришку, Еремеевну, Кутейкина, Цыфиркина, Вральмана, слугу Простакова и камердинера Стародума.

Из пятнадцати действующих лиц комедии одиннадцать наделены значащими именами. Объяснение слова “простак” или “простяк”, данное в “Словаре Академии Российской” (“малоумный, оплошливый”), как нельзя более соответствует образу самого Простакова. Но характер его жены отнюдь не покрывается таким определением. Не следует забывать, что она - урожденная Скотинина. Ее “простота” другого рода, такого, о котором говорится в пословице: “Простота хуже воровства”. Простакова непрочь прикинуться простодушной, но это никого не убеждает.

Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Фамилии Кутейкин и Цыфиркин выражают в первую очередь социальное лицо персонажей. Кутейниками в насмешку называли причетников. Цыфирное учение означало арифметику. Таким образом, самая фамилия Цыфиркина указывала на его занятие. Наряду с открыто “говорящими” именами Фонвизин пользуется и скрыто “говорящими”. Неспроста недоросль назван Митрофаном. Это имя в дословном переводе с греческого означает: “являющий свою мать”, то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья (“мудрость”), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милона. Софье противны такие претенденты на ее руку, как Митрофан и Скотинин, но ей “мил он”, этот честный и благородный молодой офицер.

Если уже в самом перечне действующих лиц “Недоросля” содержатся намеки на характер или социальную принадлежность как отрицательных, так и положительных персонажей, то внешним приемам их обрисовки, каковыми являются имена и фамилии, вполне соответствует и внутренняя их сущность.

Характер Простакова определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: “При твоих глазах мои ничего не видят” На всем дальнейшем протяжении пьесы зритель убеждается в этом не раз. Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается авторской ремаркой при первой же реплике Простакова: “от робости запинаясь”. Эта “робость” или, как характеризует ее Правдин, “крайнее слабомыслие” и приводит к тому, что “бесчеловечие” Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, “без вины виноватым”.

Гораздо более сложными изобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер “презлой фурии” - госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. “... Все сцены, в которых является Простакова, - писал Вяземский, - исполнены жизни и верности, потому что характер ее выдержан до конца с неослабевающим искусством, с неизменяющейся истиною. Смесь наглости и низости, трусости и злобы, гнусного бесчеловечия ко всем и нежности, равно гнусной, к сыну, при всем том невежество, из коего, как из мутного источника, истекают все сии свойства, согласованы в характере ее живописцем сметливым и наблюдательным”. В этих словах соединены воедино основные черты характера Простаковой. Но не само по себе невежество, которому Вяземский склонен приписывать причину всех зол, а разлагающее влияние крепостного права, порождающее, в частности, и это невежество, является их “мутным источником”.

В обрисовке характера Простаковой Фонвизин отступает прямолинейности и схематизма, свойственных классицизму. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою.

Простакова умеет притворяться. Обезумевшая в своем злобном порыве добраться “до рожи” Скотинина, вбегает она в третьем действии на сцену и наталкивается на приехавшего Стародума. В своем бешенстве Простакова не сразу соображает, кто перед нею. Когда же Стародум называет себя, она, “оробев и иструсясь”, начинает расточать ему льстивые приветствия.

Только одному человеческому чувству, казалось бы, остается доступной эта страшная женщина - любви к сыну, но прекрасное чувство материнской любви проявляется у нее в искаженном виде. Сама Простакова невольно разоблачает животную сущность своей любви к сыну.

Последнее действие "Недоросля" полностью оправдывает справедливость суждения Вяземского о характере Простаковой: “Как Тартюф Мольера стоит на меже трагедии и комедии, так и Простакова”.

Основной положительный персонаж пьесы Стародум - в значительной мере выразитель мнений автора. Не только содержание, но и форма речей Стародума напоминают такие произведения Фонвизина, как “Рассуждение о непременных государственных законах”, “Опыт российского сословника” и “Несколько вопросов, могущих в умных и честных людях возбудить особливое внимание”. Свое единомыслие со Стародумом Фонвизин впоследствии подчеркнет тем, что назовет его именем журнал, предназначенный служит органом того же круга идей, которые нашли яркое выражение в "Недоросле".

Художественная выразительность персонажей "Недоросля" в значительной мере зависит от степени мастерства, с какой разработаны Фонвизиным их речевые особенности.

В языке отрицательных персонажей комедии Фонвизину удалось во всей жизненной неподдельности передать разговорную речь широчайших кругов поместного дворянства. Лоск “светскости” почти не коснулся этой Среды, если не считать редких проявлений его в речи Простаковой. Однако, говоря: “деликатное сложение”, она коверкает слова “арифметика” и “география”, превращая их в “арихметику” и “еоргафию”. Персонажи "Недоросля" сами творят пословицы и поговорки, отталкиваясь от уже существующих. Так, например, в противовес изречению, рожденному народным опытом и основанному на уверенности, что “ученье - свет”, Скотинин создает афоризм, продиктованный скотининским отношением к науке и гласящий, что “ученье - вздор”. По своему построению близко к поговорке выражение, которое произносит Митрофан, когда после столкновения с дядей его уговаривают садиться за урок: “с его кулаков да за часослов”. Все эти особенности языка Простаковых и Скотининых важны не столько для психологической, сколько для социально-бытовой их характеристики. Фонвизин верен действительности, когда он показывает, что разговорный язык средней помещичьей массы ближе к народной речи, чем к языку образованных представителей дворянства. Разница между языком Простаковой и языком Еремеевны, Тришки и даже Цыфиркина менее ощутима, чем грань, отделяющая его от языка Стародума или Правдина.

Языку положительных персонажей "Недоросля" также свойственны некоторые общие признаки: логическая закругленность и книжность фраз и, как естественное следствие этой книжности, наличие галлицизмов. Очень много их в языке Правдина: “радуюсь, сделав наше знакомство”, “не оставляю замечать”, “делает несчастье” и т.п. Правдину не уступает и Милон.

Следует отметить, что комедия "Недоросль" не была полностью свободна от условности и искусственности, неуклонно вытекающих из драматургических правил классицизма, которые для Фонвизина еще были обязательными. В силу этих правил действие комедии протекает в продолжение одних суток. Подобная ограниченность во времени, придавая действию известную напряженность, заставляет Фонвизина строить сюжетную интригу на сцеплении случайностей. Только что Простаков сообщает, что от Стародума вот уже несколько лет ни слуху, ни духу, как Софья приносит от него письмо. Неестественность подобных положений бесспорна. Неправдоподобно, например, что Стародум приезжает из Москвы через несколько минут после того, как Софья получает от него письмо; еще неправдоподобнее, что через несколько часов по приезде он уже читает письмо, присланное ему с нарочным от графа Честана. Однако эта неестественность частностей искупается большой естественностью целого, и это не только делает их условность сравнительно мало ощутимой, но и невольно заставляет искать им возможного объяснения.

Несмотря на внешнее соблюдение традиционных правил классической комедии, пьеса Фонвизина отражает общее для русской комедии того времени движение через “слезную драму” к реализму. Вся комедия Фонвизина вызывает не простой, веселый смех, а горький смех, внушающий раздумье. Именно такой смех всегда был присущ передовым деятелям русской литературы. Каждый из них мог бы применить к себе стих Кантемира: “Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу”. Этот смех-ирония составляет одну из черт национального своеобразия русской сатиры и русской комедии.

Денис Иванович Фонвизин всегда считал, что дворянство должно нести ответственность за положение в стране. Но он видел, что большинство из представителей этого сословия не справляются с этой ролью и даже не достойны её, так как они бесчеловечны, невежественны и совсем не думают о судьбе своей родины. В комедии «Недоросль» автор обличает дворян, недостойных носить это звание, а также пытается выяснить причины, которые так уродуют человеческую личность.

Образ госпожи Простаковой

Хозяйка дома, жена, мать, сестра – в каждой из этих социальных ролей, Простакова предстаёт перед читателем по-разному. Она может быть грубой, невежественной, самовластной, но для сына неизменно находит добрые слова и ласку. Когда читаешь пьесу, представляешь женщину в возрасте, пожилую, этакую старую злую старуху. Но так ли это? Митрофану, как мы знаем, всего шестнадцатый год, а так как в те времена существовала традиция ранних браков, то можно предположить, что госпоже Простаковой около тридцати лет! Почему же читатель воспринимает её старухой? Может потому, что другие герои пьесы её не любят, а некоторые боятся.
Простакова признаёт лишь право сильного, поэтому держит власть в своих руках. Она постоянно со всеми спорит, бранится и поучает. Может и поколотить. Простакова абсолютно невежественна, лучшим учителем для Митрофанушки она считает Вральмана, главным образом из-за того, что он не перетруждает сына, а так как она мало что понимает из речи немца, он ей внушает уважение. Она бы и вовсе не приглашала учителей, но нужно быть «не хуже других», а ещё приходится соблюдать, упомянутый ею, указ Петра I о дворянских детях. Указ устанавливал порядок, при котором каждый семилетний дворянский мальчик был обязан явиться в соответствующее место, где должен был рассказать самые простые сведения о себе и своих родителях. После чего недоросль, тогда так называли таких мальчиков, отправлялся домой. Во второй раз он туда являлся через пять лет, и к тому времени должен был уметь читать и писать. После этого экзамена мальчика отправляли на военную или гражданскую службу. Дома его могли оставить в том случае, если родители обязывались обучить сына ряду обговоренных наук. В пятнадцать лет мальчик вновь являлся на экзамен. Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что Простакова хоть и «учит» сына, но внутренне убеждена в бесполезности и даже вредности этого мероприятия.

Образ Простакова

В комедии Простаков показан бесхарактерным, глупым и во всём подчиняющимся своей жене, человеком. Даже когда сама жена требовала от него мыслей, Простаков говорил, что думает так же, как и она. Простаков является отрицательным героем комедии. Под образом Простакова автор осмеивает глупость, трусость и бесхарактерность.

Образ Скотинина

Скотинин – является одним из главных героев комедии и, увы, тоже отрицательным. Это человек, который, не смотря ни на что, хочет добиться своей корыстной цели. Цель Скотинина – жениться на Софье. Но не из-за любви к ней и не из-за деревень, которые принадлежат Софье, а из-за свиней, которые водятся в этих деревнях. Скотинин показан в комедии человеком жестоким. Он отбирает у своих крестьян всё, что они имеют, чтобы уплатить свой оброк. Из произведения видно, что Фонвизин относится с неприязнью к таким людям, как Скотинин.

Образ Митрофанушки

Митрофанушка – мальчик шестнадцати лет, невежественный и непоседливый не по годам. Он изнежен и избалован матерью и нянькою. Он совершенно не приспособлен делать что-то самостоятельно. Он любит поесть и поспать, но не хочет работать. Митрофан – копия своей матери. Он грубый, жестокий, признаёт лишь право сильного. Он — неблагодарный сын, пока мать держит власть, он с ней, как только она эту власть утрачивает, сын отворачивается от матери в трудную минуту, предаёт её. Митрофан хоть и невежда, но далеко не дурачок. Когда нужно он умеет подсластиться к матери, на экзамене он не молчит, изворачивается, хотя предметов не знает, тут нельзя отказать ему в сообразительности. Матери же он подражает только потому, что понимает, так будет выгоднее и удобнее для него. Митрофан – законченный эгоист, он пренебрегает чувствами других людей, не умеет любить, сочувствовать, сопереживать.