Происхождение имени кощей бессмертный. Образ в искусстве

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Изображение

Этимология

Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» - стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» - старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию - от костить "бранить".

Кощей , как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)

Внешний вид

Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).

Происхождение

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности: 1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики. 2. Кощей Бессмертный - это прототип реального человека. Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу. По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Место обитания

Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.

  • ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
  • На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка - золотые окна». Здесь находятся несметные богатства - золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.

Родственники

  • По некоторым ретроспекциям Кощей представляется сыном Матери Земли в древней славянской мифологии.
  • Родственные связи Кощея Бессмертного. Е. В. Караваева отмечает: в сказке непосредственно упоминается о том, что Василиса является дочерью Кощея Бессмертного, которую он не хочет ни за кого выдавать замуж, что является очередным проявлением его жадности и стяжательства, авторитаризма. А имя же Василиса происходит от византийского "базилеос", что значит "царь" или "царица".То есть Василиса - царская дочь, она состоит в родстве с Кощеем и подтверждает его высокий социальный статус царя.

Особенности характера и привычки

Безжалостный, злой, страшный колдун, ужасно скупой.

В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А» . И объясняется почему. «Кащей» , по мнению Даля, происходит от слова «кастить» , что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить» . «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна..

В данном случае имя очень точно определяет характер и привычки нашего героя.

Интересы

Коллекционирует злато-серебро, разные сокровища. Любит похищать красавиц.

Друзья

Друзей в разных сказках мы не обнаружили

Враги

  • Баба Яга. Чаще всего эти два отрицательных персонажа заодно, но в некоторых сказках именно эта старушка рассказывает главному герою о том, как погубить злодея.
  • Богатыри – добрый Добрыня, умный Усыня и смекалистый Горыня.
  • Основной враг Кощея – это всё же Иван-царевич, человек, который не устаёт с ним бороться.

Характерные фразы, цитаты

- "Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несёт!"

- "У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть."

- "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного..."

- "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет."

- "И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было."

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

Марья Моревна. Царевна-лягушка. Кощей Бессмертный. Булат - молодец. Русские народные сказки

Иван Соснович. Беломорская сказка

Кощеево царство. Житейская сказка

Панюшкин В. Код Кощея: Русские сказки глазами юриста.

Известный литератор Валерий Панюшкин обнаружил истоки современной правовой системы в русских народных сказках: уже тогда тяжущиеся были уверены, что истина недостижима, мера наказания определялась социальным положением преступника, прав всегда оказывался самый сильный, условия договора пересматривались задним числом, а зло в открытом судебном процессе было априори непобедимо. Неужели за столько веков ничего не изменилось?

Ю. Костров Сукин сэр, или яйцо Кощея.

После посещения фирмы "Апогей", которую возглавляет Илья Суворов, таинственно исчезают несколько крупных бизнесменов и политиков. На ничего не подозревающего владельца фирмы начинает охоту всероссийский олигарх по кличке Кальсон, которому удается заманить Суворова в закрытую клинику доктора Сплина, где занимаются странными опытами над людьми. Находчивый и изворотливый Илья Суворов, одновременно находящийся "под колпаком" у полковника из МУРа Петровны и Кальсона, не только выпутывается из цепких лап доктора-экспериментатора, но и успевает одаривать пылкой любовью женщин, встречающихся на пути к спасению...

Шемшук В.А. Встреча с Кощеем Бессмертным. Практика бессмертия.

Фильмография

Фото Кощея Бессмертного

из детского фильма "Кащей Бессмертный" ,Режиссер Александр Роу. Премьера - 27 мая 1945

Римский-Корсаков Музыкальный фильм. 1952г. (Евгений Лебедев)

Кадр из мультфильма "Царевна-лягушка" 1954 год

Огонь, вода и… медные трубы Детский, мюзикл. 1968г. (Георгий Милляр)

Весёлое волшебство Фильм. 19669г. (Фёдор Никитин)

Новогодние приключения Маши и Вити Детский фильм. 1975г.(Николай Боярский)

Там, на неведомых дорожках… Детский фильм. 1982г.(Александр Филиппенко)

После дождичка в четверг Детский фильм. 1985г.(Олег Табаков)

На златом крыльце сидели Детский фильм. 1986г.(Виктор Сергачёв)

Сказка про влюблённого маляра Детский фильм. 1987г.(Валерий Ивченко)

Лиловый шар Фантастический детский фильм. 1987г.(Игорь Ясулович)

Кощеево царство . Детский фильм. 2003г. Россия. Режиссер: Светлана Кенециус

  • Чудеса в Решетове Детский фильм. 2003г.(Нодар Мгалоблишвили)

Книга мастеров Детский фильм. 2009г.(Гоша Куценко)

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Кощей Меднобородый – в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных. «Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится. - Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня я вас не поведу на прогулку, потому как тот, с кем нам сегодня предстоит познакомиться, не менее могуществнный колдун, а может даже и более, чем баба Яга. Так что, наливайте чай, берите свежеиспечённые в нашей печке запечным сверчком плюшки, слушайте мой рассказ и смотрите, - Чжоули махнула рукой по направлению к печке, и все, повернувшись, увидели, что на ней повисли картинки.

Думаю, все догадались, что речь пойдёт о Кощее Бессмертном. Чаще всего считается, что баба Яга и Кощей Бессмертный вроде как друзья. Однако именно баба Яга выдаёт секрет, как добратья до Кощея Бессмертного и как погубить его. Несмотря на то, что у него имя такое говорящее - Бессмертный, - смерть его существует. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук, крепко прикованный цепями, висит на дубе (или зарыт под дубом), который стоит острове посреди моря-окияна.

Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь.

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру

О волшебных конях мы будем говорить на других лекциях.
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей.

Получается, что в разных сказках речь идёт о разных Кощеях? Это нам напоминает уже ситуацию с бабой Ягой.

Какой же силой обладает Кощей?

Может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Так он быстро перемещается по мирам и крадёт то, что ему нравится. А нравятся ему девушки-красавицы и драгоценности. Помните у Пушкина? "Там царь Кощей над златом чахнет". Но сколько он ни перетаскал к себе красавиц, ни одна не согласилась за него замуж выйти, и даже несметные сокровища их не прельщали.

Кощей виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно.

Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпивает он сразу по три ведра, и тогда разорвать 12 цепей, на которых его держат в подземелье Марьи Моревны, ему нипочём.

Обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика.
Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны. Прямо ходящий скелет.

Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русскимх сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц. Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.

Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как Фауст.

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.

А что такое бессмертие? Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью.

И хоть образ Кощея Бессмертного такой неприятный, но он интересует многих исследователей славянской мифологии. Один из таких - Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - плодовитый литератор, основатель жанра русской научной фантастики, историк, фольклорист, директор Оружейной палаты, академик. И хоть он сын шведского посланника, но стал истинным знатоком и любителем русской старины.

Ну, как? Не замёрзли от такого рассказа? Если холод пробирает, то наш чай его быстро выгонит! Так что наливайте себе ещё по чашечке, а потом бегите отдыхать. Домашнее задание будет. Как же без него?

1. Сколько степеней защиты у смерти кощеевой? Расскажите, почему именно столько.

2. Расскажите, кто или что подверглись кощеевым чарам преобразования и как эти чары были сняты.

3. А теперь пофантазируйте. Вы попали в кощеево царство. Что там увидели? Что делали?