Сообщение нравы и пороки уездного города. План сочинения – Изображение нравов уездного города в комедии Гоголя “Ревизор”
Комедия «Ревизор», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году и поставленная впервые в 1836 году, отразила современную писателю действительность — Россию первой половины XIX века. На сцене комедия шла с большим успехом: настолько реалистичны были описанные в ней события и узнаваемы черты главных действующих лиц. Говорят, Николай I, посмотрев пьесу, заставлял и своих министров посетить представление «Ревизора». А критики характеризовали комедию как «наполненную жизненной истиной». В то же время благодаря «Ревизору» у Гоголя появилось много врагов. «Автор выдумал какую-то Россию и в ней какой-то город, в который свалил все мерзости, которые лишь изредка на поверхности настоящей России находишь: столько накопил плутней, подлости, невежества». Но я думаю, что такие негативные оценки только подтверждают гениальность литературного произведения и свидетельствуют о глубине и предельной точности (что не всем по вкусу) показанных жизненных явлений.
Итак, перед нами захолустный уездный городок. А точнее, современная Гоголю Россия в миниатюре. Что она собой представляет?
Присутственные места, где в передней под ногами «так и шныряют» домашние гуси с гусятами. Судебный заседатель, от которого всегда «отдает немного водкою». Больницы, по коридорам которых «несет такая капуста, что береги только нос».
На улицах «кабак, нечистота». Возле старого забора «навалено на сорок телег всякого сору».
Частный пристав «к делу не может быть употреблен», так как мертвецки пьян. «Вот уже два ушата воды вылили, до сих пор не протрезвился». Квартальный крадет «в ботфорты» серебряные ложечки.
А горожане? Кто выпорот без всякой вины, кто избит Держимордой.
Таков удручающий быт уездного городка. И вина за его неприглядность, по-моему, лежит на уездных чиновниках. Ведь это их отношение к своим обязанностям довело город до такого состояния. Но чиновникам некогда служить на благо государства. Свое время они проводят за бесконечными обедами, попойками, карточными играми, а усилия тратят на пошлые разговоры и глупые сплетни.
В комедии «Ревизор» нет такого персонажа, который бы считал процветающее в городке взяточничество пороком. Напротив, и взяточничество, и казнокрадство, и обворовывание жителей воспринимаются чиновниками, то есть людьми, находящимися на государственной службе, как вполне обыденная, даже рутинная часть жизни. Да и как может быть иначе, если главный взяточник сам городничий?! Недаром он самоуверенно заявляет: «Тридцать лет живу на службе… мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду».
Может быть, поэтому городничий, узнав о том, что квартальный «стянул» у купца «штуку сукна», считает своим долгом лишь слегка упрекнуть его: «Смотри! не по чину берешь!» А к «открытому» признанию судьи о взяточничестве он, как видно, относится совершенно спокойно: «Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в Бога не веруете…»
Какими еще чертами наделены персонажи комедии? Сразу бросаются в глаза низкий уровень их образованности и ничтожность интересов.
Судья Ляпкин-Тяпкин, осиливший за всю свою жизнь пять или шесть книг, считается самым «начитанным». Почтмейстер Шпекин «смерть как любит узнавать, что есть нового на свете». Но сведения о новостях он черпает из чужих писем, не считая зазорным их вскрывать. Жена и дочь городничего охотятся лишь за женихами, свежими сплетнями и новыми нарядами.
Но главная из подмеченных Гоголем черт, присущих чиновникам, — это, пожалуй, чинопочитание. Что, кроме желания угодить вышестоящему начальству, могло заставить поднаторевшего в служебных интригах городничего («Трех губернаторов обманул!..») увидеть в Хлестакове, совсем еще молодом человеке, жалком «елистратишке», «фитюльке» и «пустышке»,
грозного ревизора? Именно страх перед столичным инспектором (а на воре, как известно, и шапка горит) затмевает разум городничего настолько, что городничий принимает нагромождение небылиц в речах подвыпившего Хлестакова за чистую монету: «Любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели», «меня завтра же произведут сейчас в фельдмаршалы» и так далее.
Характерно, что сначала городничий стремится дать столичному ревизору взятку («Ну, слава богу, деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад»), а затем угостить его обедом, не скупясь на вино. Можно не сомневаться, что подобные действия в отношении инспекторов были приняты чуть ли не по всей николаевской России.
1. Быт чиновничьей верхушки.
2. Жизнь купечества и мещан.
3. Взаимоотношения чиновников с окружающим миром.
«Ревизор» Н. В. Гоголя является пьесой, следовательно, в этом произведении отсутствуют описания, характерные для романа, повести, рассказа. Однако благодаря мастерству автора в комедии живо и точно воспроизведены типичные особенности быта российской провинции первой половины XIX века.
Следует отметить, что в жизни чиновников уездного городка бытовая сторона жизни зачастую тесно переплетается со служебной деятельностью. Так, судья, излюбленным занятием которого является охота, повесил арапник в помещении суда, куда приходят просители. Там шныряют домашние гуси, которых завели сторожа. Взяточничество и казнокрадство расценивается чиновниками как обычное повседневное явление. Интересно, что некоторые особенности быта чиновников проявляются в том, чем они берут взятки: судья, заядлый охотник, берет взятки исключительно борзыми щенками, в то время как у домовитого городничего «шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль...».
Говоря о быте чиновников, следует упомянуть и о купцах, ведь городничий с семьей преспокойно требует и берет у тех все, что нужно для хозяйства, и не думая платить. Однако и купцы, которые жалуются на самоуправство городничего, на поверку оказываются тесно повязаны с ним мошенническими делами: благодаря содействию городничего они получили подряд на строительство моста, что дало возможность и им, и почтенному градоправителю глубоко запустить лапы в государственную казну.
Как и чиновники, купцы считают взятки и казнокрадство нормальным явлением. Негодование купцов связано с тем, что городничий, по их мнению, берет больше, чем полагается. А они со своей стороны снабжают его всем, что необходимо: «Если бы, то есть, чем-нибудь не уважили его, а то мы уж порядок всегда исполняем: что следует на платья супружнице его и дочке - мы против этого не стоим. Нет, вишь ты, ему всего этого мало - ей-ей! Придет в лавку и, что ни попадется, все берет... Именины его на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем ни нуждается; нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несешь».
И в мещанском быту без взяток начальству тоже не обходится. Муж слесарши потому и попал в солдаты, что другие кандидаты в солдаты откупились от службы, сделав подарки городничему и его семье. Гоголь правдиво показал нравы, царящие в уездном городе. В комедии неоднократно встречаются фразы, свидетельствующие о пренебрежительном, хамском отношении городничего к жителям. В разговоре с сослуживцами городничий деловит и прямолинеен, если и грубоват, то в меру. Ведь остальные чиновники особым изяществом манер не блещут, о чем с неудовольствием говорит городничему его жена, опасающаяся, что в столице муж не сумеет вести себя, как полагается в светских кругах: «Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то, что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника...». Как указал сам Гоголь в «Замечаниях для господ актеров», Анна Андреевна «берет иногда власть над мужем», однако эта власть проявляется в основном на словах или в каких-то мелочах. Кокетство Анны Андреевны - одна из основных черт ее характера, модные наряды - один из главных ее интересов. Однако те же самые проявления она высмеивает в своей дочери: нетрудно заметить, что мать рассматривает дочь как соперницу, на которую может быть обращено вынимание мужчин.
Между тем Анна Андреевна, когда не затрагивается вопрос о ее личной привлекательности, оказывается весьма практичной и здравомыслящей особой, подобно своему супругу: она здраво оценивает и мужа, и то общество, в котором они оба находятся. Однако несмотря на внешнюю тягу к изяществу, она, как и городничий, с пренебрежением относится к тем, кто ищет покровительства ее мужа: «...Не всякой же мелюзге оказывать покровительство».
Сущность подавляющего большинства взаимоотношений представителей правящей верхушки уездного города, как в своей среде, так и с остальным населением, метко и емко вылилась в следующем высказывании городничего, обращенном к купцам: «Вот теперь ты валяешься у ног моих. Отчего? - оттого, что мое взяло; а будь хоть немножко на твоей стороне, такты бы меня, каналья, втоптал в самую грязь, еще бы и бревном сверху навалил».
Действительно попечитель богоугодных заведений Земляника, стремясь обелить себя перед мнимым ревизором, оговаривает всех своих товарищей по службе. Когда выясняется, что ревизор был ненастоящий, чиновники, как водится, принимаются искать виновных в том, что «сосульку, тряпку» приняли «за важного человека». Ими оказываются Бобчинский и Добчинский, эти почтенные помещики, которые, с важностью сообщая весть о приезжем чиновнике, живущем на постоялом дворе, спорили, кто первый догадался, что это ревизор, также рьяно принялись сваливать вину друг на друга.
Практически все персонажи комедии Гоголя и впрямь готовы втоптать в грязь кого угодно, в том числе и вчерашних приятелей, лишь бы выгородить себя. Открытое пренебрежение к зависимым людям, низкопоклонство и угодничество перед начальством -- вот основные пружины взаимоотношений в уездном городе, где происходит действие комедии Гоголя «Ревизор».
Изображение нравов уездного города в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”
I. Вступление
В комедии “Ревизор” Гоголь стремился к очень широким обобщениям (“Я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем”). Поэтому и город в комедии – образ обобщенный, типический, не случайно он не имеет никакого, даже условного названия. Это любой из тысяч подобных городов в России.
II. Главная часть
1. Город в комедии – уездный, то есть самый мелкий из всех в тогдашней России. Это глушь, из него, по словам Город – ничего, “хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь”. О столичной жизни обитатели города имеют очень слабое представление (отчасти поэтому Хлестакову удается сойти за важное лицо). Вообще просвещение почти не коснулось даже высшего чиновничества: как редкое и примечательное явление отмечает автор то, что судья прочел пять или шесть книг; в уездном училище царят странные порядки и дикая логика (если учитель “скроил ученику рожу”, то это значит, что он внушает юношеству
вольнодумные мысли) и т.п.
2. Наиболее яркой чертой уездных нравов является полный произвол чиновничества. Оно фактически бесконтрольно (ревизор из Петербурга для них явление из ряда вон выходящее, а с губернатором и его чиновниками Городничий, видимо, легко справляется). Гоголь не вывел в своей комедии ни одного честного человека, за исключением, может быть, Хлопова, но тот настолько забит и запуган, что общей картины по не меняет. Лихоимство, казнокрадство и произвол стали пор мой жизни уездного города, и многие чиновники, да и другие горожане считают их в порядке вещей: Городничий убежден, что “это уже так самим Богом устроено”, судья искренне считает, что брать взятки борзыми щенками – вполне допустимо, почтмейстеру не приходит в голову, что, вскрывая и даже задерживая у себя письма, он поступает противозаконно, Городничий делает выговор квартальному не за то, что тот взял у купца штуку материи, а за то, что тот взял слишком много: “Не по чину берешь!”, и т.п.
III. Заключение
Гоголь был первым в русской литературе писателем, который стал изучать и изображать средний русский уездный или губернский город. ‘До него местом действия была или столица, или деревня. Таким образом, Гоголь положил начало очень важной традиции, которую наследовали такие писатели, как Лесков, Достоевский, Чехов, Горький и др.
Глоссарий:
- нравы уездного города ревизор
- сочинение на тему ревизор тончайшее описание нравов
- изображение уездного города в комедии н в гоголя ревизор
(Пока оценок нет)
Другие работы по этой теме:
- Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением...
- Забытый всеми, весьма далекий от пышной столицы и культурных центров, серый провинциальный городок, вялость которого всколыхнул визит так называемого инкогнито из Петербурга, представлен в комедии...
- Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии “Ревизор” ― это 30‑е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: “В „Ревизоре” я решился...
В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу
все дурное в России… и за одним разом
посме-ялся над всем.
Н. Гоголь
Комедия «Ревизор» — первое «большое сочинение» Н. В. Гоголя. Великий сатирик считал, что «если смеяться, так уж лучше смеяться сильно и над тем, что действитель-но достойно осмеяния всеобщего». И Гоголю прекрасно удалось справиться с этой непростой задачей.
На самом деле Гоголь мало чего «придумал» в своей комедии. Прототипы образцов основных персонажей — чиновник, люди, стоящие у власти, — всегда были перед глазами у писателя. Характеры, манера речи, жизненные установки героев непосредственно взяты из жизни.
Действие в комедии разворачивается в небольшом уездном городке, откуда «хоть три года скачи, ни до одного государства не доедешь». Этот городишко сам — маленькое государство, жизнью которого управляет груп-па чиновников, стоящих у власти. Что же это за люди? Перелистывая страницы комедии, мы понимаем, что они — взяточники, казнокрады, лжецы, беспринципные при-способленцы. Эти чиновники знают, что от их действий и решений зависит судьба множества горожан, но думают и беспокоятся они только о себе. Страх перед приезжа-ющим в город ревизором, имеющим «секретные предпи-сания», сплачивает власть имущих в единый организм, несмотря на то, что они всегда были невысоко мнения друг о друге и работали по принципу «не мешай, но и не помогай другому».
За очень короткий период наблюдения за жизнью и отношениями чиновников перед нами во всем своем бе-зобразии раскрываются их бесчестные и ограниченные на-туры.
Городничий Сквозник-Дмухановский — самый главный человек в городе. Он грубый и изворотливый, но по-своему неглуп. Очень дорожит городничий своим служебным по-ложением, поскольку оно приносит ему доход, дает власть. Сквозник-Дмухановский жаден, он, как и остальные чи-новники, никогда не упустит того, что плывет ему в руки. Любовь к наживе и жадность городничего не знают гра-ниц: он обирает купцов, тратит казенные деньги на соб-ственные нужды. Однако за свои проступки он не чувству-ет вины. «Нет человека, который бы за собою не имел каких-либо грехов», — твердо уверен городничий.
Власть других чиновников города более ограниченна и узка, но во всем остальном они очень похожи на городни-чего.
Судья Ляпкин-Тяпкин, как это видно из фамилии, вы-полняет свои обязанности спустя рукава. Редко за-глядывает он в судебные дела, поскольку является страст-ным любителем псовой охоты. Он тоже без зазрения со-вести берет взятки, но борзыми щенками, поэтому уверен в своей честности: «Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенка-ми. Это совсем иное дело».
Попечитель богоугодных заведений Земляника — су-етливый и услужливый человек, плут, проныра и к тому же доносчик. Люди, попавшие в больницу, которой ведает Земляника, ходят грязные и голодные. Да и не лечит Земляника своих больных, считая, что «человек простой: если умрет, он и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Поэтому-то люди в больнице «мрут, как мухи».
Хлопов, смотритель училищ, жутко боится всевозмож-ных ревизий и выговоров на свой счет. Он робок, боязлив, у него всегда найдется повод для жалоб по своей части. Однако и этот жалкий человек изыскивает возможность злоупотребления служебным положениям. Материал с сайта
Чрезвычайно глуп и ограничен почтмейстер Шпекин. На объявление о приезде ревизора он заявляет: «А что я думаю? Война с турками будет». Это человек, лишенный нравственных принципов: удовлетворяя мелочное любо-пытство, он распечатывает и читает чужие письма, делая это «с наслаждением».
Такими предстают перед нами образы «столпов горо-да». Эти люди не хотят и не умеют работать честно и по совести. Приезд ревизора всколыхнул и объединил весь город, но я думаю, что это ненадолго, ведь и с проверяющи-ми они общаются на том языке, который им известен — чиноугодничество, взятки и посулы.
Заслуга Гоголя в том, что ему удалось в короткой комедии показать драматичную, но реальную жизнь, быт и нравы чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. «Собрав в одну кучу все дурное в России», Гоголь позволил нам от души посмеяться над карьериз-мом, воровством, взяточничеством, беспринципностью и ограниченностью. Созданные Гоголем образы настолько реалистичны и жизненны, что продолжают волновать нас и сегодня.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
На этой странице материал по темам:
- сочинение по ревизору уездный город и его обитатели
- сочинение об уездном городе продолжение
- образ уездного города в комедии н.в.гоголя ревизор
- уездный город и его обитатели в комедии ревизор
Написать сочинение камедии Н.В. Гоголя "" Ревизор"" на тему "" Нравы чиновников уездного города"
Ответы:
Уездный город, изображенный Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» , – это городок в глуши провинциальной России. «Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь» . Жизнь в городке спокойная и нарушается только какими-нибудь местными неприятностями: подрались бабы на базаре, случилась за городом драка, а поехавший туда «для порядка» полицейский возвратился мертвецки пьян. Город грязный, как только где-нибудь поставят памятник или просто забор, так тут же вокруг навалят «на сорок телег всякого сору» . Он не благоустраивается, потому что чиновники разворовывают деньги, которые на это выделяются. Городничий предупреждает, что церковь, на которую деньги были отпущены пять лет назад, «начала строиться, но сгорела» . Он боится, что кто-нибудь, «позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась» . Гарнизонные солдаты бродят одетые не по форме, полиция всем без разбора «ставит фонари под глазами: и правому, и виноватому» . Почему такая обстановка сложилась в городе? Местная власть – чиновники – заботится только о своем благополучии. Отсюда воровство, и взятки, и неправедный суд. Между собою они внешне приятели, но на самом деле завидуют друг другу и злословят потихоньку. Сплетничают не только дамы, которые стараются перещеголять других нарядами и «тонкостью обращения» . Главные сплетники города – помещики Добчинский и Бобчинский. Они без устали разносят по городу новые сплетни. Все всё обо всех знают: кто ходит к чужой жене, кто сколько проиграл в карты, кто что прислал Городничему в подарок. И многие жалуются на обиды Хлестакову, видя в нем ревизора и защитника, а Земляника готов и донос написать о вольнодумстве смотрителя училищ и о грехах своих сослуживцев. Из жалоб жителей Хлестакову ясно, что те, у кого нет власти и денег, в этом городе должны терпеть и поборы, и унижения. У слесарши не по закону взяли в армию мужа, потому что другие откупились. Унтер-офицершу не по закону высекли. Купцов сажают под арест, таскают за бороду, если они мало дали денег и подарков Городничему. Если в городе несправедливая и корыстная власть, то какой может быть в нем порядок? В нем царит произвол и беззаконие, и так было по всей России. Понимая это, Николай I был возмущен пьесой Гоголя. Ведь в комедии «Ревизор» в жизни уездного городка отразилась жизнь всего государстве откупились