Судьба мастера и маргариты кратко. Сочинение на тему Любовь и судьба мастера в романе М.А

Любовь и судьба мастера

Роман «Мастер и Маргарита» по праву считается вершиной творчества М. А. Булгакова . Это произведение уникально хотя бы потому, что пока ни один критик до конца не раскрыл его подлинный творческий замысел. У каждого читателя свое видение. Главным героем романа является одаренный писатель в самом расцвете лет, именуемый Мастером . После того, как он выиграл определенную сумму денег в лотерею и оставил работу, Мастер занялся любимым делом. Он написал увлекательный исторический роман о временах правления прокуратора Понтия Пилата и о последних днях странствующего философа Иешуа Га-Ноцри . В этот труд мастер вложил всю свою душу.

На данном этапе жизни он повстречал Маргариту – молодую московскую домохозяйку, чей муж был военным инженером. Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула моментально, как только встретились их глаза, полные одиночества. Маргарита стала не просто возлюбленной гениального писателя, но и его помощницей. Она смогла по достоинству оценить его книгу, которую по многу раз перечитывала. Почувствовав, что Мастер без нее не справиться, она ушла от мужа.

Когда пришло время отдать роман на печать, Мастер знал, что от этого зависит вся его жизнь. К сожалению, работники издательства в те времена не всегда говорили, что думают и часто лицемерили. Несмотря на то, что роман был более чем достойным, они отказались его печатать. А критик Латунский и вовсе написал жесткую критику романа. Эта статья окончательно сломила Мастера, и он решил поджечь свою рукопись. После этого он провел некоторое время в лечебнице для душевнобольных. Там он познакомился с несостоявшимся поэтом Иваном Бездомным , который стал его последователем.

Отчаявшись, Маргарита в это время согласилась продать душу дьяволу ради благосостояния возлюбленного и спасения его творчества. Прибегнув к помощи Сатаны, эта пара лишилась света, но обрела покой. Воланд , как и обещал, вернул Маргарите Мастера, а Мастеру – копию его рукописи. Затем он решил перенести их в другое измерение, так как на земле их окружали жалкие, ничтожные и лицемерные люди.

Трагедия Мастера заключалась в том, что он искал признания не в тех кругах. Судьба этого героя тесно связана с судьбой самого автора. Известно, что сам М. А. Булгаков также по образованию был историком и работал какое-то время в музее. Многие его произведения также отвергались издательствами, а роман «Мастер и Маргарита» и вовсе был издан только через двадцать шесть лет после смерти писателя. Многие писатели, свободно высказывавшие свое мнение в те времена, попадали в психиатрические клиники, умирали в нищете, не получали признания при жизни. Но, как известно, «рукописи не горят» и истинное творчество бессмертно.

1. Многоплановость произведения.
2. Евангельские мотивы.
3. Неразрывность добра и зла.
4. Общечеловеческие ценности романа.

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
М. А. Булгаков

М. А. Булгаков — величайший русский писатель с очень и очень непростой литературной судьбой. Так сложилось, что большая часть его произведений стали известны читателям только после смерти автора. Роман «Мастер и Маргарита» стал главным произведением всей жизни писателя.

Роман «Мастер и Маргарита» — сложнейшее многоплановое произведение. В нем затронуты самые разные вопросы, ответ на которые читатель должен найти сам. Особое место в романе занимают главы, которые рассказывают о последних днях земной жизни Иисуса Христа. Это интерпретация Евангелия от Матфея. Вопросы религиозной и общечеловеческой нравственности ставятся в этих главах. Мы узнаем о Иешуа. Это совершенно особый человек, настоящий святой. Иешуа верит в доброту людей, считает, что в каждом есть божья искра и стремление к свету. Но праведник не идеализирует окружающих. Он сознает, что люди обладают не только положительными качествами, есть у них и пороки. Этот дуализм, по сути своей, и представляет вечную борьбу добра и зла. В каждом человеке есть добро и зло. Это вечный ход вещей, и смертные не могут нарушить его. На протяжении всего романа мы видим борьбу добра и зла. Эта борьба вне времени и пространства. Добро и зло неразрывно связаны, без зла не может быть добра. Читатель постигает эти истины благодаря необыкновенным героям романа. Очень большое значение имеет профессор Воланд. Легко догадаться, что это сам сатана.

В романе «Мастер и Маргарита» поднимаются важные общечеловеческие вопросы о смысле жизни, о душе, о Боге. На самых первых страницах оказывается, что атеизм бессилен перед чем-то высшим. Булгаков выступает в этом романе как мистик. И мистические мотивы не могут оставить читателей равнодушными. Однако мистика в романе не самоцель, хотя она прекрасна. Особенность произведения в том, что оно построено, как роман в романе. Действие осуществляется в двух временах — в Москве 30-х годов и в древнем городе Ершалаиме (Иерусалиме). В Москве появляется сатана, который намерен устроить, согласно древним традициям, весенний бал полнолуния. В древнем городе Ершалаиме римский прокуратор Пилат судит бродячего философа Иешуа, выносит ему смертный приговор. Эти сюжеты связаны благодаря Мастеру. Именно он выступает как автор произведения о Иешуа. Мастер предстает как человек, которому открылась истина, неведомая окружающим. Сам Мастер живет в Москве 30-х годов.

Мистические мотивы органично вплетаются в канву произведения, заставляя читателя в очередной раз задуматься о чем-то очень и очень важном, в частности о духовности. Уже в самом начале произведения мы видим беседу воинствующего атеиста с дьяволом. Увы, Берлиозу в голову не приходит, что в мире есть силы более могущественные, чем он может себе представить. Чем заканчивается его уверенность в абсолютный разум? Трагедией. Гибель Берлиоза в сущности оправдана. Не может и не должен человек жить без духовности, без веры в бога и дьявола, ведь человеческая жизнь, по сути, так хрупка и уязвима. И без веры в то, что есть могущественные силы, эта жизнь не имеет смысла.

В романе «Мастер и Маргарита» каждый несет ответственность за свои поступки. Могущество Пон тия Пилата не может спасти его от наказания за то, что он так распорядился судьбой Иешуа. На по верку могущество его оказывается мнимым, впрочем, как и все, чем может владеть человек.

В произведении Булгаков позволят себе острую и злую сатиру над советской действительностью. Вопросы, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни, в частности квартирный вопрос, так портящий людей, очень актуальны во все вре мена. Булгаков мастерски изображает быт советской России, нравы людей. Писатель с иронией подмечает все недостатки советской действи тельности. Он ничего не приукрашивает, показывает все, как есть.

Особое место в романе занимает тема любви. Булгаков говорит о вечной любви и обещает пока зать ее читателю. Это глубокое чувство олицетворяет Маргарита. Она находит силы защитить свою любовь от всех и всего. И находит счастье и вечный покой со своим любимым.

В романе поднимается и тема судьбы художника. Судьба Мастера во многом похожа на судьбу самого писателя. Трагизм Мастера в том, что он сломлен обстоятельствами, он бессилен, не способен бороться. Мастер все силы души вложил в свое произведение. Но, увы, общество не только не оценило результата его трудов, но даже высмеяло их. Это оказалось тяжелым ударом для Мастера. Душевная болезнь настигла его. Однако духовное богатство и кристальная честность Мастера спасли его. Он получил как награду вечный покой вместе с возлюбленной. Теперь уже никто и ничто их не разлучит. Возвышенность и трагичность финала романа заставляет задуматься о том, что все земные ценности преходящи. И перед лицом вечности ничто не имеет особого значения. Но, с другой стороны, общечеловеческие ценности все равно актуальны, пока люди любят, страдают, к чему-то стремятся, о чем-то мечтают.

Трагическая судьба Мастера не случайна. Булгаков говорит о том, что в те трагические годы участь творческой личности была незавидной. Роман «Мастер и Маргарита» дошел до читателей больше, чем через четверть века. Впервые публикация романа появилась в 1966 году в журнале «Москва». Это стало возможным благодаря усилиям вдовы писателя Е. С. Булгаковой и поддержке К. М. Симонова. Роман произвел на читателей шокирующее впечатление. Немудрено, ведь он является уникальным произведением. Нельзя не сказать и об удивительном языке, которым написано произведение. Оно не может оставить равнодушным никого. В настоящее время роман «Мастер и Марга рита» является одним из любимейших произведений наших современников.


Образ Мастера в романе Булгакова во многом автобиографичен. По образованию Мастер – историк, до описываемых в романе событий он работал в музее. Однажды он купил лотерейный билет и выиграл крупную сумму. После этого Мастер ушел с работы и решил воплотить свою мечту в жизнь: написать роман о Понтии Пилате. Именно в это время герой встретил Маргариту – свою любовь. Эта женщина становится помощницей Мастера и его верной спутницей. Именно она дала герою имя Мастер, восхищаясь его произведением и считая поистине талантливым. Однако представители литературной среды считают иначе. Когда Мастер дописал свое произведение и отнес в редакцию, отрывок напечатали. В результате на Мастера, как и на самого Булгакова, начинаются резкие гонения.

Мастер не смог выдержать такого натиска и сжег роман в печи, после чего с ним случился нервный припадок. Это случилось в отсутствие Маргариты, не найдя ни у кого поддержки, Мастер идет в психиатрическую больницу.

Выбирается герой оттуда нескоро, с помощью Маргариты, которой помогает Воланд и его свита. За любовь, терпение и преданность Мастера и Маргариту награждают покоем. Их тела в Москве умирают, но души их остаются живы - они переносятся в другое время, где Мастер сможет творить.

Мы встречаемся с героем всего несколько раз. Мы знакомимся с ним в главе «Явление героя» и понимаем, что именно он будет центральной фигурой романа.

Однако он присутствует в произведении «заочно». Его образ проходит тенью через весь сюжет романа, но сам персонаж появляется на сцене редко. Сам герой рассказывает о себе немного: о сочиненном и сожженном романе, об аресте и заточении в клинике для душевнобольных. Все остальные события из жизни Мастера освещают нам другие герои.

Воланд освобождает Мастера из больничной палаты и позволяет Маргарите встретиться с возлюбленным. Азазелло освобождает героя от бренной жизни, отравив Мастера и Маргариту. Герои обретают вечный покой. Судьба Мастера и Маргариты лежит в основе сюжета романа Булгакова, соединяет разрозненные части повествования сюжетно, символически и событийно.

Показательно, что Мастер награждается покоем, но он не заслужил света. На первый взгляд кажется, что причиной тому – его взаимодействие с Воландом. Но это не так. Он создал роман о Понтии Пилате и прототипе Христа - Иешуа Га-Ноцри. Иешуа отстаивал свои убеждения, он пошел на смерть, но не отказался от них, тогда как Мастер сдался, он отрекся от своего творения, не сопротивлялся тем трудностям, которые принес ему роман. Поэтому он недостоин света, как Иешуа Га-Ноцри.

Обновлено: 2012-08-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Рукописи не горят!

М. Булгаков

I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя.

II. Тема судьбы художника в романе «Мастер и Маргарита»

1. Судьба мастера.

2. Роман Мастера о Понтии Пилате.

3. Мастер сломан жизнью.

III. Гражданская позиция Булгакова.

Судьба Михаила Булгакова как судьба интеллигента и гражданина привлекает меня и моих современников. Трагедия Булгакова в том, что он жил и творил в стране, где творец, непризнанный при жизни, не признавался и после смерти.

В письме, адресованном Михаилом Булгаковым правительству СССР, читаешь не раскаяние, а желание отстоять свои гражданские права, потому что писатель не может кривить душой даже перед теми, кто обрекал его на гонения, нищету и гибель.

Тема судьбы интересовала Михаила Булгакова всю жизнь. Но жемчужиной всего творчества писателя стало последнее его произведение – роман «Мастер и Maргарита». Образ Мастера большая часть современников воспринимала как образ самого Булгакова, а иногда как образ Иешуа. В своих ранних произведениях Булгаков противопоставлял одухотворенного и одинокого человека антигуманизму «власти». В «Мастере и Маргарите» писатель приходит к другой мысли. Человек, в особенности художник, обязан всей своей душой и совестью участвовать в борьбе за совершенствование мира, в котором он живет. Позиция неучастия, а тем более капитуляция для Булгакова неприемлема.

Мастер талантлив и бескорыстен. Он выигрывает сто тысяч рублей и тратит их совсем не так, как можно было ожидать от обыкновенного человека. Он покупает книги, съезжает с ненавистной коммунальной квартиры, где слишком часто приходится сталкиваться с грубостью, с тем, что ранит чуткую душу романтика. Своим «золотым веком» он называет время, когда жил в этом подвале, рядом были любимая женщина, книги и работа. Огонь в камине и листики рукописи создавали уют и счастье, которое Мастер и Маргарита наконец нашли. Мастер пишет роман в сталинское время и рассуждает о Боге, о насилии власти над личностью, о том, что идейный спор между Пилатом и Иешуа был прерван силой, о трусости власти перед свободой мысли. Мастер мечтает о том времени, когда все люди будут добры, когда настанет царство истины и справедливости. Мастер выполняет свой долг творца, пишет абсолютную правду, не колеблясь, не применяясь к действительности, не оглядываясь на цензуру, не думая о последствиях. Он говорит людям правду, ведь «правду говорить легко и приятно».

Но от действительности никуда не денешься. Она ворвалась в их мир вместе с газетными статьями, где убийственными приговорами типа: «враг под крылом редактора», «ударим по пилатчине» было разрушено все, чем до этого жил Мастер. И хотя Мастер понимает всю фальшь этих обвинений, он оказывается морально сломлен.

Мастер выбрал свой путь сознательно, он переходит крестный путь, как и Иешуа. Он выбрал страдания. С октября по январь он находится в заключении; вероятно, над ним издевались. Об этом говорит пальто с оборванными пуговицами. Мастер, не желая обременять Маргариту своими проблемами, идет в единственное место в Москве, где можно говорить то, что думаешь, – в сумасшедший дом. Мастер признается Воланду: «У меня нет больше мечтаний и вдохновений тоже нет. Ничто вокруг меня не интересует, кроме нее. Меня сломали, мне скучно, и я хочу опять в подвал». Недаром Воланд иронично замечает: «…человек, сочинивший историю Понтия Пилата, уходит в подвал, в намерении расположиться там у лампы и нищенствовать?».

М. Булгаков осуждает своего героя. Конечно, на него обрушились жизненные невзгоды, но человек не должен отступать. Мастер выпал из цепи непрерывной человеческой борьбы за совершенствование жизни. Мастеру не удается остаться борцом до конца. Позади него остаются тревоги и волнения жизни действительной и трудной. Впереди его ждет призрачное, условное существование вне жизни, «вне света». Он сам обрек себя на бездействие духа. Вот почему ему дарован «покой».

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" является одним из самых загадочных произведений во всем мире.

Мастер - удивительный персонаж, понять которого тяжело. Его возраст около тридцати восьми лет. Удивительно, что имя и фамилия его так и остаются загадкой на протяжении всего повествования. Естественно "Мастер" - это своеобразный псевдоним героя. Именно так Маргарита называла его за писательский талант и творческие способности.

Автор описывает его, как темноволосого человека с острым носом и встревоженным взглядом. Седая нитка у висков и одиноко спадающая прядь на лоб указывали на его постоянную занятость и далеко не юношеский возраст.

Мастер был очен прост и беден. Он одинок в Москве, без родных и друзей. По образованию он был историком, который несколько лет назад работал в музее, отлично знал пять языков и занимался переводами. Как и любой писатель, он не любил шума и суматохи. Дома он хранил множество книг.

Читатель узнает, что Мастер был женат раннее, но даже не помнит ее имени. Значит, вероятно, не любил ее вовсе. А может сказывается его творческая натура.

Мастер бросает работу и начинает писать роман о Понтии Пилате, он много страдает из-за своего романа. Есть мнение, что роман Булгакова автобиографичен. Мастер несчастен, а его судьба трагична также, как и судьба писателя.

Лишь Маргарита до последнего восхищалась Мастером и его романом. Разрушение мечты, связанной с романом, катастрофически сказались на состоянии Мастера.

Лишь настоящая любовь стала подарком для одинокого писателя. Но даже любовные узы, которые связали его с Марго, не могли дать ему сил бороться дальше. Он сдается. Оказавшись в психиатрической больнице, живёт с тоской и унынием. За покорность и смирение Вселенная дарует ему ещё один бесценный подарок - вечный покой, разделенный с возлюбленной. Хочется верить, что на примере Мастера показано, что когда-нибудь вознаградится каждый труд. Ведь если вспомнить - сам роман "Мастер и Маргарита" тоже далеко не сразу появился на виду.

Вот таким образом заканчивается известная история о настоящей любви Мастера и Маргариты. Как известно, настоящая любовь вознаграждается вечным покоем.

Сочинение про Мастера

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.

Автор не приводит ни имени, ни фамилии автора, но Маргарита все время называет его Мастером, оправдывая это тем, что у него необыкновенные писательские способности. Его описание приводится в 13-й главе. О нем известно, что ему коло 38 лет, у него темные волосы, острый нос и вечно встревоженные глаза. На момент знакомства Мастера и Бездомного на нем была черная шапочка с вышитой буквой “М”, он был бледным, с больным видом, в больничном халате.

В отличии от Маргариты, Мастер был нищим человеком. Живя в Москве, у него почти не было знакомых, совсем не имел родственником и был совершенно один в этом городе. Ему было трудно общаться и находить подход к людям. Несмотря на свою бедноту, Мастер достаточно образованный человек, по образованию он - историк, знает пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, латинский и греческий, и раньше также работал переводчиком. Из-за своего заболевания он превратился в нервного и беспокойного, подозрительного человека. Мастер - писатель, он хранит у себя много книг и пишет свою, роман “О Понтии Пилате”.

Работу над своим произведением он начинает после того, как выиграл большую сумму, 100 тысяч рублей, в лотерею. Он переезжает в другую квартиру и начинает писать, бросив работу в музее. По окончанию своей работы он пытается напечатать роман, но это у него не выходит, и Мастер думает сдаться, но Маргарита настояла на печати. После выхода произведения Мастер подвергся огромному шквалу критики, что сломало его. Он постепенно начал сходить с ума, у него начались галлюцинации, появляется боязнь многих простых повседневных вещей. За все то, что причинил ему роман, Мастер решает сжечь его. В результате он попадает в психиатрическую клинику профессора Стравинского, где лежит 4 месяца до встречи с Воландом и Маргаритой. В итоге, Сатана восстанавливает сожженную рукопись романа “О Понтии Пилате” и переносит души влюбленных в иной мир, где они обретут спокойствие и будут наедине друг с другом.

Перед читателями Мастер предстает как бессильный, нецелеустремленный и слабый персонаж, но в то же время добрым, честным, любящим и любимым. За все это ему предназначена награда: вечный покой и вечная любовь.

Вариант 3

В романе М.Булгакова два главных действующих лица, если судить по названию, – Мастер и Маргарита. Тем не менее в первых главах романа ни о Мастере, ни о его возлюбленной нет ни слова. Первый раз Мастер появляется перед читателем только в самом конце 11 главы, а в главе 13, практически в монологической форме, он представляет Ивану Бездомному сразу всю свою историю.

Из этого рассказа соседа по сумасшедшему дому поэт узнает об обстоятельствах, которые привели того на больничную койку. Мастер отказывается называть свое имя и сразу говорит, что он уже ничего не ждет от жизни: после этого его исповедь получает особое трагическое звучание.

Мастер относится к людям, интересы которых далеки от материальной жизни. К написанию романа он пришел, пройдя уже довольно солидный жизненный путь – на момент рассказа он выглядит лет на 38, по мнению Ивана Бездомного. И до этого он занимался тоже работой интеллектуального характера – работал в музее. О прошлой жизни Мастер говорит неохотно. Выиграв сто тысяч по облигации, Мастер начал новую жизнь. Историк по образованию, а также переводчик, благодаря счастливому, как ему тогда казалось, случаю, получил возможность уйти со службы и отдать все свои силы и время написанию романа о Понтии Пилате. Главной ценностью для Мастера было творчество: дни, проведенные за написанием романа, стали счастливейшими днями его жизни.

При том, что выглядит Мастер человеком не от мира сего, из его рассказа становится понятно, что ничто человеческое ему все-таки не чуждо: он упоминает и «прекрасный серый костюм», в котором он ходил на прогулку, и ресторан, где обедал, и уютную обстановку, которую создал в своем подвальчике. Мастер не был замкнут в себе, хотя и жил до встречи с Маргаритой одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. Общение ему заменяли книги и окружающий мир, который он воспринимал во всех звуках, запахах и красках: он любил розы, необыкновенный запах сирени и зелень ее кустов, липу и клен у дома.

Чувство прекрасного, которое было ему свойственно, давало ему возможность получать от жизни много радости и приятных минут. И это чувство не позволило пройти мимо Маргариты, хотя, как он признается, его поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах. Встреча с Маргаритой стала для Мастера подарком судьбы: она изменила его жизнь и, можно сказать, его смерть. Именно благодаря Маргарите Мастер получил покой в вечности, который так жаждала его душа, истерзанная земными страданиями последних месяцев жизни. Тайная жена Мастера отомстила за него и критикам, которые за «пилатчину» стали его преследовать после публикации глав романа: превратившись в ведьму, она разгромила квартиру критика Латунского.

Сам Мастер не очень хорошо разбирается в людях. В мире литературы он не ждет подвоха и, написав роман, выходит в жизнь, не ожидая ничего плохого. Он даже не догадывается о том, что Алоизий Могарыч, с которым он подружился незадолго до ареста, стал причиной его удаления из подвальчика. Не верит он и в силу любви к нему Маргариты: он признается Ивану в том, что надеется, что она забыла его. Как человек гениальный, Мастер простодушен и доверчив, его легко напугать, вывести из состояния равновесия. Он не способен бороться за свои права.

История Мастера во многом автобиографична: Булгакова также преследовали советские критики, заставляя писать в стол и уничтожать свои произведения. Ставшая крылатой фраза «Рукописи не горят», сказанная Воландом при возвращении Мастеру романа, который он в приступе отчаяния сжег в печке, может быть отнесена и к судьбе «Мастера и Маргариты». Роман, при жизни Булгакова неопубликованный, после его смерти пришел к читателю и стал одной из самых читаемых книг современности.