Откуда был леонардо да винчи. Список живописных произведений

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (1452-1519) Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (1452-1519)
Leonardo da Vinci

Леонардо да Винчи (15 апреля 1452 год - 2 мая 1519 год) - был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальным художником. Он был описан как архетип «человека эпохи Возрождения» и универсального гения. Леонардо широко известен своими уникальными картинами, такими как, Мона Лиза и Тайная вечеря. Он также знаменит за свои многочисленные изобретения. К тому же, он помог в развитии анатомии, астрономии и градостроительства.

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.
Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии
Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать - обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.
Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:
В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.
Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь
Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.
Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Самые известные картины Леонардо

Благовещение (1475-1480) - Уффици, Флоренция, Италия

Джиневра де Бенчи (~1475) - Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия, США.


Мадонна Бенуа (1478-1480) - Музей Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия


Поклонение волхвов (1481) - Уффици, Флоренция, Италия


Сесилия Галлерани с Горностаем (1488-90) - Музей Чарторыйских, Краков, Польша


Музыкант (~1490) - Пинакотека Амброзиана, Милан, Италия


Мадонна Литта, (1490-91) - Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия


Ла Белл Феррониер, (1495-1498) - Лувр, Париж, Франция

Тайная вечеря (1498) - Женский монастырь Станции Мария Делле Грацие, Милан, Италия


Мадонна в гроте (1483-86) - Лувр, Париж, Франция


Мадонна в гроте или Дева в Гроте (1508) - Национальная галерея, Лондон, Англия


Леда и Лебедь (1508) - Галерея Боргезе, Рим, Италия


Мона Лиза или Джоконда - Лувр, Париж, Франция


Мадонна с младенцем со Св.Анной (~1510) - Лувр, Париж, Франция

Иоанн Креститель (~1514) - Лувр, Париж, Франция

Вакх, (1515) - Лувр, Париж, Франция.

Мадонна с гвоздикой

Аноним 17 век (на базе утерянного оригинала) - Портрет Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи смело можно отнести к уникальным людям нашей планеты... Ведь он известен не только как один из величайших художников и скульпторов Италии, а также как величайший ученый, исследователь, инженер, химик, анатом, ботаник, философ, музыкант и поэт. Его творения, открытия и исследования на не одну эпоху опередили время.

Леонардо да Винчи был рожден 15 апреля 1452 года недалеко от Флоренции, в городе Винчи (Италия). Про мать да Винчи, известно довольно мало информации, только то что она была крестьянкой, не состояла с отцом Леонардо в браке и до 4-х лет занималась воспитанием сына в деревне, после чего он был переправлен в семью отца. А вот отец Леонардо, Пьеро Винчи, был довольно богатым гражданином, работал нотариусом, а также имел в своем владении земли и титул мессэра.

Леонардо да Винчи начальное образование, в которое входило умение писать, читать, основы математики и латыни получал на дому. Для многих была интересной его манера писать в зеркальном отражении слева направо. Хотя при необходимости мог без особого труда писать и традиционно. В 1469 году сын вместе с отцом переезжает во Флоренцию, где Леонардо начинает изучать профессию художника, не самую почитаемую в то время, хотя у Пьеро и было желание, чтобы сын унаследовал профессию нотариуса. Но в то время незаконнорожденный не мог быть ни врачом ни юристом. И уже в 1472 году Леонардо принимают в гильдию живописцев Флоренции, а в 1473 году написана самая первая датированная работа Леонардо да Винчи. На этом пейзаже была изображен набросок долины реки.

Уже в 1481 - 1482 гг. Леонардо был принят на службу к правителю Милана того времени Лодовико Моро, где исполнял обязанности устроителя придворных праздников, а по совместительству военного инженера и гидротехника. Занимаясь архитектурой да Винчи оказал огромное влияние на зодчество Италии. В своих трудах он разрабатывал разнообразные варианты современного идеального города, а также проекты центрально-купольного храма.

В это время Леонардо да Винчи пробует себя в различных научных направлениях и практически везде достигает невиданных положительных результатов, но никак не может найти так необходимой ему, благоприятной обстановки в Италии того времени. Поэтому с большим удовольствием в 1517 году принимает приглашение французского короля Франциска I на должность придворного живописца и прибывает во Францию. В этот период двор Франции пытается довольно активно приобщаться к культуре итальянского Возрождения, поэтому художника окружают всеобщим почитанием, хотя по свидетельствам многих историков, это почитание было скорее показным и носило внешний характер. Подорванные силы художника были на пределе и по истечению двух лет, 2 мая 1519 года, Леонардо да Винчи умер в , недалеко от Амбуаза, во Франции. Но несмотря на короткий жизненный путь Леонардо да Винчи стал признанным символом эпохи Возрождения.

Есть теория, согласно которой гении рождаются только в тот исторический момент, когда развитие, культурное и общественное, уже подготовило для них почву. Эта гипотеза хорошо объясняет появление великих личностей, чьи деяния были оценены по достоинству при жизни. Труднее дело обстоит с теми гениальными умами, вычисления и разработки которых далеко превзошли свою эпоху. Их творческая мысль, как правило, получала признание лишь спустя столетия, нередко при этом теряясь в веках и вновь возрождаясь, когда появлялись все условия для реализации гениальных планов.

Биография Леонардо да Винчи - как раз пример такой истории. Впрочем, среди его достижений были и признанные и понятые современниками, и те, что по достоинству смогли оценить только недавно.

Сын нотариуса

Дата рождения Леонардо да Винчи - 15 апреля 1452 года. На свет он появился в солнечной Флоренции, в местечке Анкиано, недалеко от городка Винчи. Более всего о его происхождении свидетельствует имя, фактически означающее «Леонардо родом из Винчи». Детство будущего гения предопределило во многом всю его дальнейшую жизнь. Отец Леонардо, молодой нотариус Пьеро, был влюблен в простую крестьянку Катерину. Плодом их страсти и стал да Винчи. Однако вскоре после рождения мальчика Пьеро женился на богатой наследнице и оставил сына на попечение матери. Судьбе было угодно распорядиться так, что их брак оказался бездетным, потому в трехлетнем возрасте маленький Лео был разлучен с матерью и стал проживать с отцом. Эти события оставили на будущем гении неизгладимый отпечаток: все творчество Леонардо да Винчи было пронизано поиском образа покинутой в детстве матери - Катерины. По одной из версий именно ее художник запечатлел на знаменитой картине «Мона Лиза».

Первые успехи

С самого детства великий флорентиец проявлял склонность ко многим наукам. Быстро схватывая азы, он был способен поставить в тупик даже самого опытного учителя. Леонардо не боялся сложных математических задач, умел на основе усвоенных аксиом строить собственные суждения, часто удивлявшие преподавателей. В почете у него была и музыка. Среди множества инструментов Леонардо отдавал свое предпочтение лире. Он научился извлекать из нее красивые мелодии и с удовольствием пел под ее аккомпанемент. Но больше всего нравились ему живопись и скульптура. Ими он увлекался самозабвенно, что довольно скоро стало заметно отцу.

Андреа дель Верроккьо

Пьеро, отдав должное эскизам и наброскам сына, решил показать их своему другу, знаменитому в то время живописцу Андреа Верроккьо. Творчество Леонардо да Винчи произвело большое впечатление на мастера, и он предложил стать его учителем, на что отец, недолго думая, согласился. Так молодой художник начал приобщаться к великому искусству. Освещаемая здесь биография Леонардо да Винчи будет неполной, если не упомянуть о том, чем закончилось это обучение для живописца.

Однажды Верроккьо заказали нарисовать крещение Христа. В то время мастера достаточно часто поручали лучшим ученикам писать второстепенные фигуры или фон. Изобразив святого Иоанна и Христа, Андреа дель Верроккьо решил нарисовать рядом двух ангелов и поручил выполнить одного из них молодому Леонардо. Тот сделал работу со всей прилежностью, и было трудно не заметить, насколько мастерство ученика превзошло умение учителя. Биография Леонардо да Винчи, изложенная Джорджо Вазари, живописцем и первым искусствоведом, содержит упоминание о том, что Верроккьо не просто подметил талант своего подмастерья, но отказался навсегда после этого брать кисть в руки - так задело его это превосходство.

Не только живописец

Так или иначе, а союз двух мастеров принес немало результатов. Андреа дель Верроккьо занимался также скульптурой. Для создания статуи Давида он использовал Леонардо как натурщика. Характерная черта увековеченного героя — легкая полуулыбка, которая чуть позже станет практически визитной карточкой да Винчи. Есть и основания полагать, что свою самую знаменитую работу, статую Бартоломео Коллеоне, Верроккьо создавал вместе с гениальным Леонардо. Кроме того, мастер славился прекрасным декоратором и постановщиком различных празднеств при дворе. Это искусство Леонардо тоже перенял.

Приметы гения

По прошествии шести лет после начала обучения у Андреа дель Верроккьо Леонардо открыл собственную мастерскую. Вазари отмечает, что его беспокойный и всегда жаждущий достичь совершенства сразу во многом ум имел некоторый изъян: Леонардо часто оставлял незавершенными свои начинания и тут же брался за новое. Биограф сожалеет от том, что многое так и не было создано гением из-за этого, скольких великих открытий он не совершил, хотя стоял на их пороге.

И правда, Леонардо был и математиком, и скульптором, и живописцем, и архитектором, и анатомом, но многим его трудам не хватало завершенности. Взять хотя бы картины Леонардо да Винчи. Например, ему поручили изобразить Адама и Еву в райском саду. Картина предназначалась в качестве подарка португальскому королю. Художник мастерски выписал деревья, которые, казалось, могут зашелестеть при малейшем дуновении ветра, тщательно изобразил луг и животных. Однако на том и завершил свою работу, так и не доведя ее до конца.

Возможно, именно такая непостоянность и сделала Леонардо мастером на все руки. Бросая картину, он брался на глину, рассуждая о развитии растений, одновременно наблюдал жизнь звезд. Быть может, если бы гений стремился завершить каждый свой труд, сегодня нам был бы известен только математик или же художник Леонардо да Винчи, но не и тот и другой в одном лице.

"Тайная вечеря"

Кроме стремления объять многое, великому гению было свойственно желание достичь совершенства и умение понять, где предел его возможностей в этом смысле. Картины Леонардо да Винчи прославились еще при жизни мастера. Одну из своих самых известных работ он выполнил для ордена доминиканцев в Милане. Трапезную церкви Санта-Мария-делле-Грацие до сих пор украшает его «Тайная вечеря».

С картиной связана легенда. Художник долго искал подходящих моделей для лика Христа и Иуды. По его замыслу Сын Божий должен был воплощать все добро, что есть в мире, а предатель — зло. Рано или поздно поиски увенчались успехом: среди хористов он высмотрел натурщика, подходящего для лика Христа. Однако поиски второй модели заняли три года, пока наконец Леонардо не заметил нищего в канаве, лицо которого более чем подходило для Иуды. Пьяный и грязный мужчина был доставлен в церковь, поскольку сам был не в состоянии передвигаться. Там, увидев картину, он воскликнул от удивления: она была знакома ему. Чуть позже он пояснил художнику, что три года назад, когда судьба была к нему более благосклонной, с него рисовали Христа для этой же картины.

Сведения Вазари

Однако вероятнее всего, это только легенда. По крайней мере, биография Леонардо да Винчи, изложенная Вазари, не содержит упоминания об этом. Автор приводит другие сведения. Трудясь над картиной, гений действительно долго не мог завершить лик Христа. Он так и остался незаконченным. Художник полагал, что не сможет изобразить необыкновенную доброту и великое всепрощение, которым должно светиться лицо Христа. Он даже не собирался искать для него подходящую модель. Однако даже в таком незавершенном виде картина поражает до сих пор. На лицах апостолов отчетливо видны их любовь к учителю и страдание из-за неспособности постичь все то, что он им говорит. Даже скатерть на столе выписана так тщательно, что ее нельзя отличить от настоящей.

Самая известная картина

Главный шедевр великого Леонардо — это, без сомнения, "Мона Лиза". Вазари вполне определенно называет картину портретом третьей жены флорентийца Франческо дель Джокондо. Однако автору многих биографий было свойственно, помимо проверенных фактов, в качестве источников использовать легенды, слухи и домыслы. Долгое время исследователи не могли найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, кто был моделью да Винчи. Исследователи, соглашавшиеся с версией Вазари, датировали Джаконду 1500-1505 годами. В эти годы Леонардо да Винчи трудился во Флоренции. Противники гипотезы отмечали, что столь совершенного мастерства к тому времени художник еще не достиг, а потому, вероятно, картина была написана позже. Кроме того, во Флоренции Леонардо трудился над другой работой, «Битвой Ангиари», и она отнимала очень много времени.

Среди альтернативных гипотез были и предположения, что "Мона Лиза" — автопортрет или изображение возлюбленного и ученика да Винчи, Салаи, которого он запечатлел на картине «Иоанн Креститель». Высказывалось и мнение, что моделью была Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская. Все загадки Леонардо да Винчи меркли перед этой. Однако в 2005 году ученым удалось найти прочное свидетельство в пользу версии Вазари. Были обнаружены и изучены заметки Агостино Веспуччи, чиновника и друга Леонардо. В них, в частности, указывалось и то, что да Винчи работает над портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо.

Опередивший время

Если картины да Винчи приобрели славу еще при жизни автора, то многие его достижения в прочих областях по достоинству были оценены лишь спустя столетия. Дата смерти Леонардо да Винчи — 2 мая 1519 года. Однако только в конце девятнадцатого века огласку получили записи гения. Чертежи Леонардо да Винчи, описывающие устройства, сильно опережали свое время.

Если своей живописью мастер вдохновил многих современников и положил начало искусству Высокого Возрождения, то его технические наработки было невозможно воплотить в жизнь при том уровни развития технологий, который был в шестнадцатом веке.

Летающие машины Леонардо да Винчи

Гениальный изобретатель хотел парить не только в мыслях, но и в реальности. Он трудился над созданием летающей машины. Чертежи Леонардо да Винчи содержат схему строения первой в мире модели дельтаплана. Это был уже третий или четвертый по счету вариант летающей машины. Внутри первых должен был размещаться летчик. Механизм приходил в движение за счет вращающихся педалей, которые он крутил. Прототип дельтаплана же был рассчитан на планирующий полет. Эту модель опробовали в Великобритании в 2002 году. Тогда чемпионке мира по дельтапланеризму удалось продержаться над землей семнадцать секунд, при этом она поднялась на высоту десять метров.

Еще раньше гений разработал схему устройства, которое должно было подниматься в воздух с помощью одного несущего винта. Машина отдаленно напоминает современный вертолет. Однако этот механизм, приходивший в движение в результате согласной работы четырех человек, имел массу изъянов, и ему не суждено было воплотиться в реальность даже спустя века.

Военные машины

Биографы часто, приводя описание Леонардо да Винчи как человека, отмечают его миролюбивость и порицание военных действий. Однако, видимо, это не мешало ему разрабатывать механизмы, чьей единственной функцией была победа над противником. Например, он создал чертеж танка. С действующими механизмами времен Второй мировой войны его мало что роднило.

Машина приходила в движение благодаря усилиям восьми человек, поворачивавших рычаги колес. Причем перемещаться она могла только вперед. Танк имел округлую форму и был снабжен большим числом орудий, направленных в разные стороны. Сегодня практически любой музей Леонардо да Винчи может продемонстрировать такую боевую машину, сделанную по чертежам гениального мастера.

Среди придуманных да Винчи орудий была и устрашающего вида колесница-коса, и прообраз пулемета. Все эти изделия демонстрируют широту мысли гения, его способность на многие века предугадывать, по какому пути развития двинется общество.

Автомобиль

Была среди разработок гения и модель автомобиля. Внешне он мало чем походил на привычные нам машины, скорее напоминал телегу. Долгое время оставалось непонятно, как Леонардо предполагал ее двигать. Эту загадку разрешили в 2004 году, когда в Италии по чертежам создали автомобиль да Винчи и снабдили его пружинным механизмом. Возможно, именно это и предполагал автор модели.

Идеальный город

Леонардо да Винчи жил в неспокойное время: войны были частыми, во многих местах свирепствовала чума. Ищущий ум гения, столкнувшись с тяжкими болезнями и приносимыми ими несчастьями, стремился найти способ улучшить качество жизни. Да Винчи разработал схему идеального города, разделенного на несколько уровней: верхний - для высших слоев общества, низший - для торговли. Все дома по задумке автора должны были при помощи системы труб и каналов иметь постоянный доступ к воде. Идеальный город состоял не из узких улочек, а из широких площадей и дорог. Целью таких нововведений было сокращение болезней и улучшение гигиены. Проект так и остался на бумаге: короли, которым Леонардо его предлагал, считали затею слишком смелой.

Достижения в других областях

Многим обязана гению наука. Леонардо да Винчи прекрасно разбирался в анатомии человека. Он трудился в поте лица, зарисовывая особенности внутреннего расположения органов и строения мышц, создал принципы анатомического рисования. Также он сделал описание щитовидной железы, ее основных функций. Уделяя время астрономическим изысканиям, он объяснил механизм, по которому Солнце освещает Луну. Не обделил да Винчи своим вниманием и физику, введя понятие коэффициента трения и определив влияющие на него факторы.

Есть в трудах гения и идеи, характерные для современной археологии. Так, он не был сторонником официальной в то время версии, согласно которой ракушки, во множестве обнаруженные на склонах гор, попали туда из-за Всемирного потопа. По мнению ученого, когда-то давно эти горы могли быть берегами морей или даже их дном. И спустя невообразимые промежутки времени они «выросли» и стали такими, какими их видят.

Тайные письмена

Среди загадок Леонардо после тайны "Моны Лизы" чаще всего обсуждается его зеркальный почерк. Гений был левшой. Большинство своих записей он сделал наоборот: слова шли справа налево и прочитать их можно было только с помощью зеркала. Есть версия, согласно которой да Винчи так писал, чтобы не смазывать чернила. Другая гипотеза гласит, что ученый не хотел, чтобы его труды стали достоянием глупцов и невежд. Скорее всего, правильный ответ на этот вопрос мы уже никогда не узнаем.

Не меньшей тайной является и личная жизнь великого Леонардо. О ней мало что известно, поскольку гений не стремился выставлять ее напоказ. А потому сегодня существует масса самых невероятных гипотез на этот счет. Впрочем, это тема для отдельной статьи.

Бесспорным и очевидным остается вклад Леонардо да Винчи в мировое искусство, его неординарный ум, который мог практически одновременно осмыслять проблемы из совершенно различных областей человеческого знания. Мало кто в истории может в этом смысле сравниться с Леонардо. При этом он был достойным представителем своей эпохи, вобрав в себя все идеалы Ренессанса. Он подарил миру искусство Высокого Возрождения, заложил основы более точной передачи реальности, создал канонические пропорции тела, воплотившиеся в рисунке "Витрувианский человек". Всей своей деятельностью он фактически победил представление об ограниченности нашего разума.

Их имена, как знак качества. Они знакомы даже тем, кто бесконечно далёк от мира искусства. Каждый из них был особым явлением своего времени.

Кому-то выпала роль первооткрывателя, кто-то манит своей загадочностью, кто-то удивляет реалистичностью – такие разные, но неповторимые.

Эти художники превратились в символ эпохи, страны, стиля.

Леонардо да Винчи. Великий и могучий


Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия

Работы этого художника, изобретателя, музыканта, анатома и вообще «универсального человека» удивляют нас до сих пор.

Благодаря его картинам мировая живопись вышла на новый качественный уровень. Он двигался в сторону реализма, постигая законы перспективы и разбираясь в анатомическом строении человека.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490 г. Галерея Академии, Венеция

Идеальные пропорции он изобразил в рисунке «Витрувианский человек». Сегодня он считается одновременно и художественным шедевром, и научным трудом.

Самая же узнаваемая работа гения –

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг.

Здесь мы можем увидеть главное достижение Леонардо в живописи. Сфумато, то есть размытую линию и наложенные тени в виде дымки. Отсюда такой живой образ. И ощущение, что Мона Лиза сейчас заговорит.

Сегодня имя загадочной Джоконды жестоко истреплено карикатурами и интернет-мемами. Но от этого она не стала менее прекрасной.

Также читайте о недавно найденном шедевре мастера в статье .

Иероним Босх. Загадочный и таинственный

Жак ле Бук. Портрет Иеронима Босха. 1550 г.

Полулюди-полумутанты, громадные птицы и рыбы, невиданные растения и толпы обнаженных грешников… Всё это перемешано и сплетено в многофигурные композиции.

Иероним Босх очень узнаваем. И самая известная его работа – триптих «Сад земных наслаждений».


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1505-1510 гг. , Москва

Нет другого такого художника, который использовал бы столь много деталей для выражения идей. Каких идей? На этот счёт нет единого мнения. Босху посвящали диссертации и книги, искали толкования его персонажей, но к какому-то одному мнению так и не пришли.

У “Сада земных наслаждений” правая створка посвящена Аду. Здесь мастер ставил своей целью напугать и крестьянина, и образованного современника гнетущими видениями, ожидающими после смерти. Что ж… Босху это удалось. Даже нам чуток не по себе…


Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но Босх эволюционировал в течение своего творческого пути. И к концу жизни многофигурные, масштабные работы сменились очень близким приближением к героям. Так что они еле влезают “в кадр”. Такова работа “Несение креста”.


Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Вне зависимости от того, рассматривает Босх своих героев издалека или вблизи, его посыл один. Показать людские пороки. И достучаться до нас. Помочь нам спасти наши души.

Рафаэль. Тонкий и вдохновенный

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Самый знаменитый представитель поражает гармоничными композициями и лиризмом. Написать красивых людей не так сложно, как грамотно разместить их на полотне. Вот в этом Рафаэль был виртуозом.

Пожалуй, ни один мастер в мире так не влиял на своих коллег, как это удалось Рафаэлю. Его манеру письма будут нещадно эксплуатировать. Его герои будут кочевать из одного столетия в другое. И потеряют свою актуальность лишь в начале 20 века. В век модернизма и авангарда.

Вспоминая Рафаэля, мы в первую очередь думаем о его прекрасных Мадоннах. За свою недолгую жизнь (38 лет) он создал 20 картин с ее изображением. И ни разу не повторился.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Рембрандт. Реальный и поэтичный

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандт изображал мир таким, какой он был. Без прикрас и лакировок. Но получалось у него это очень душевно.

На полотнах Рембрандта – полумрак, из которого, подсвеченные золотым светом, выступают фигуры. Красивые в своей естественности. Именно такие герои его картины “Еврейская невеста”.


Рембрандт. Еврейская невеста. 1662 г. Рейксмузеум, Амстердам

Судьба величайшего голландского живописца похожа на трамплин – из неизвестности вознестись до богатства и популярности, чтобы потом низвергнуться вниз и умереть в нищете.

Он не был понят современниками. Которые предпочитали красивые бытовые сценки с милыми, тщательно прописанными деталями. Рембрандт же писал человеческие чувства и переживания, что было совсем не модно.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Это большое чудо, что самые известные работы, такие как «Возвращения блудного сына», находятся в России, в Куда можно прийти, чтобы полюбоваться, понять, почувствовать.

Гойя. Глубокий и смелый


Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819 г. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.


Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

Только взгляните на его групповой , где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.

Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.

Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823 гг. Музей Прадо, Мадрид

Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.

Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю


Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874 г. Галерея Уфицци, Флоренция
Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.

Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.


Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия

При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.

Клод Моне. Красочный и воздушный


Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886 г. Частная коллекция

Моне считается самым ярким представителем . Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои – свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.

Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.

Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?

В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине “Белые кувшинки”. Она хранится в в Москве.


Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва

Винсент Ван Гог. Сумасшедший и сочувствующий

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Пабло Пикассо. Разный и ищущий


Пабло Пикассо. Автопортрет. 1907 г. Национальная галерея Праги

Этот известный ловелас прославился не только частой сменой муз, но и частой сменой художественных направлений. В начале 20 века он создал немало работ в “африканском стиле”, когда вместо лиц он рисовал маски экзотических племён. Потом был кубизм, а ещё абстракционизм и сюрреализм.


Пабло Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии

Вершиной его творчества можно назвать эмоциональную «Гернику», посвящённую разрушенному войной городу. Символ страдания и варварства.

Именно Пикассо придумал соединять в портретах анфас и профиль, разбивать предметы на простые фигуры, собирая в удивительные формы.

Он изменил весь ландшафт изобразительного искусства, обогатив его революционными идеями. Разве мог кто-то до Пикассо так написать портрет знаменитого мецената Амбруаза Воллара?


Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный


Вилли Риццо. Сальвадор Дали, лупы. 1949 г. Франция

Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.


Сальвадор Дали. Постоянство времени. 1931 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.

Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.

Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Мадонны.

Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.

Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г. Собрание Минами Гроуп, Токио

Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.

Подведем итог

На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.

Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в 20 веке, как Пикассо и Дали.

Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.

Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Дэмьен Херст? А может, дуэт художников Recycle group? Как думаете?..


Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г.