Что такое свастика. Левосторонняя или правосторонняя свастика? Свастика в культуре

В настоящее время у многих людей свастика ассоциируется с Гитлером и фашистами. Такое мнение в последние 70 лет вбивалось в наши головы.

Мало кто помнит сейчас, что в период с 1917 по 1923 год на советских деньгах была изображена как узаконенная государством символика свастика, а также то, что в это время на нарукавных нашивках офицеров и солдат Красной Армии тоже находилось ее изображение в лавровом венке, внутри которого были написаны буквы Р.С.Ф.С.Р. Свастика славян и фашистов отличия имеет, однако они очень похожи. Есть даже мнение, что Адольфу Гитлеру как партийный символ подарил золотую свастику, Коловрат (описание ее смотрите ниже), сам Сталин в 1920 году. Множество домыслов и легенд скопилось вокруг этого древнего символа. Немногие помнят о том, что его активно использовали наши предки. Прочитав эту статью, вы узнаете, что обозначает свастика у славян, а также где она используется и кем еще, кроме славян, применяется.

Что же такое на самом деле свастика?

Свастика - это вращающийся крест, концы которого загнуты и направлены либо против часовой стрелки, либо по ней. Сейчас, как правило, все символы этого вида по всему миру называют общим словом "свастика". Однако это в корне неверно. Ведь в глубокой древности свастичный символ имел собственное название, а также образное значение, обереговую силу и предназначение.

Само слово "свастика" по "современной версии" якобы пришло к нам из санскрита. Означает оно "благоденствие". То есть речь идет об образе, в котором находится сильнейший положительный заряд. Удивительное совпадение, однако свастичную форму имеет галактика Млечный путь, а также нить ДНК человека, если ее рассматривать "с торца". Представьте только, что в одном этом слове одновременно заключена вся сущность макро- и микромира! Подавляющая часть символов наших предков именно поэтому является свастичной.

Древнейшая свастика

Как самая древняя свастичная символика встречается наиболее часто при различных археологических раскопках. Ее находили чаще других символов на развалинах древних поселений и городов, в курганах. Свастичная символика, кроме того, изображалась на оружии, деталях архитектуры, бытовой утвари и одежде у многих народов мира. Она встречается повсеместно в орнаментике как символ Солнца, Света, Жизни, Любви. Появилась на западе даже трактовка, что ее следует понимать как аббревиатуру, состоящую из четырех букв, которые начинаются с латинской L: Luck - "счастье, удача, судьба", Life - "жизнь", Light - "солнце, свет", Love - "любовь".

Ныне самые старые из археологических артефактов, на которых можно видеть это изображение, приблизительно датируются 4-15 тысячелетием до нашей эры. Самой богатой (по материалам различных археологических раскопок) по применению как культурно-бытового, так и религиозного назначения свастики является Сибирь и в целом Россия.

Что означает свастика у славян?

Ни Азия, ни Индия, ни Европа не могут сравниться с нашей страной в изобилии символов свастики, покрывающих стяги, оружие, национальные костюмы, предметы сельскохозяйственного назначения и быта, домашнюю утварь, а также храмы и дома. Раскопки поселений, городов и древних курганов говорят за себя. Четкую свастичную форму имели многие славянские города в древности. Ориентирована она была по четырем сторонам света. Это такие города, как Вендогард, Аркаим и другие.

Свастики славян являлись главными и даже почти единственными из элементов праславянских древнейших орнаментов. Однако это не означает вовсе того, что наши предки являлись плохими художниками. Ведь свастики славян были весьма многочисленны и разнообразны. К тому же ни один узор в древности не наносился просто так на какой-либо предмет, поскольку каждый элемент его имел обереговое (охранное) или культовое значение. То есть свастики славян обладали мистической силой. И наши предки об этом знали.

Люди, соединив мистические силы воедино, создавали благоприятную атмосферу вокруг своих близких и себя, в которой было легче созидать и жить. Роспись, лепнина, резные узоры, сотканные трудолюбивыми руками ковры покрывают свастичные узоры.

Свастика у других народов

Не только славяне и арии верили в мистическую силу, которой обладали эти изображения. Подобные символы были найдены на глиняных сосудах Самарры, расположенной на территории современного Ирака. Они датируются 5 тысячелетием до н. э.

В правовращательной и левовращательной форме свастичные символы также встречаются в бассейне реки Инд (Мохенджо-Даро, доарийская культура), а также в древнем Китае примерно в 2000 году до н. э.

Археологи нашли в северо-восточной Африке погребальную стелу существовавшего во 2-3 веках н. э. царства Мероэ. На ней фреска изображает женщину, которая вступает в загробный мир. При этом на одежде ее красуется свастика.

Украшают вращающийся крест также гири для весов, выполненные из золота, которые принадлежали жителям Гана (Ашанты); древнеиндейскую глиняную утварь, сотканные кельтами и персами прекрасные ковры.

Ниже представлено изображение свастики на свадебном платье женщины, жившей в одной из колоний Великобритании, относящееся к 1910 году.

Разнообразие свастики

Сотворенные русскими, коми, литовцами, латышами, сами и другими народами рукотворные пояса также имеют свастичную символику. Сегодня трудно разобраться даже этнографу, к какому народу данные орнаменты можно отнести.

Использование свастики

Ведические символы (в частности свастичные) использовались русами в зодчестве и градостроении, изображались на глиняной и деревянной утвари, на фасадах изб, на женских украшениях - перстнях, височных кольцах, иконах, родовых гербах, глиняной посуде. Однако наибольшее применение свастики славян нашли в украшении предметов быта и одежды, использовались широко вышивальщицами и ткачихами.

Существует множество скатертей, полотенец, подзоров (то есть полосы ткани с кружевом или вышивкой, которая пришивается к длинному краю простыни, так что подзор при застеленной постели свисает над полом, оставаясь открытым), поясов, рубах, в орнаментах которых была применена свастика.

Сегодня иногда весьма оригинально используется свастика славян. Тату с изображением ее становятся популярными. Фото одного образца представлено ниже.

Использовавшихся в России различных их вариантов было более 144 видов. Они при этом были разных форм и размеров, с различным числом лучей, направлены в разные стороны. Далее рассмотрим кратко некоторые символы и укажем их значение.

Коловрат, Свята дар, Сваор, Сваор-Солнцеврат

Коловрат - это символ, обозначающий восходящее Ярило-Солнце. Он указывает также на вечную победу над тьмой света и над смертью - жизни. Важное значение играет также цвет коловрата: огненный является символом возрождения, черный - изменения, а небесный - обновления. Изображение коловрата представлено ниже.

Свята дар - свастика славян, означающая северную прародину всех белых народов - Даарию, которую называют сейчас Арктидой, Гипербореей, Райской землей, Северией. Считается, что эта священная древняя земля находилась в Северном океане. В результате Первого Потопа она погибла.

Сваор - это символ постоянного, нескончаемого небесного движения, которое называется Свагой. Это круговорот всех сил во Вселенной. Считается, что если изобразить Сваор на предметах домашней утвари, всегда будет счастье и достаток в доме.

Сваор-Солнцеврат - свастика, означающая постоянное движение по небосводу Ярилы-Солнца. Использование этого символа для человека означало чистоту деяний и помыслов, свет и благость духовного озарения.

Агни, Фаш, Посолонь, Чароврат

Встречались также следующие свастики славянские.

Агни (огънь) - символ домашнего очага и священного огня жертвенника. Это обереговый знак светлых вышних богов, охраняющий храмы и жилища.

Фаш (пламень) символизирует обережный защитный духовный огонь. Он очищает человеческий дух от низменных помыслов и эгоизма. Это символ единства воинского духа и мощи, победы над силами невежества и тьмы света и разума.

Посолонь означает заходящее Ярило-Солнце, то есть уходящее на покой. Он является символом завершения труда на благо расы и родины, духовной стойкости человека, а также покоя природы-матери.

Чароврат - обереговый знак, который охраняет предмет или человека от наведения черных чар. Изображали его в виде вращающегося огненного креста, считая, что этот огонь уничтожает различные чары и темные силы.

Боговник, Родовик, Свадебник, Дуния

Представим вам следующие свастики славянские.

Боговник символизирует покровительство человеку светлых богов и вечную силу вставшего на путь духовного совершенства и развития.

Мандала с данным изображением помогает осознать единство и взаимопроникновение четырех элементов, являющихся в нашей Вселенной первородными.

Родовик означает светлую силу породителя, которая помогает народам, оказывает поддержку предков людям, трудящимся на благо своего рода и созидающим для своих потомков.

Свадебник является мощнейшим оберегом семьи, который символизирует объединение в браке двух начал. Это слияние двух свастичных систем в новую, где огненное мужское начало соединяется с водным женским.

Дуния - символ воссоединения небесного и земного живого огня. Предназначение его - сохранять единство рода. Огненные жертвенники, которые предназначались для принесенных во славу предков и богов бескровных треб, строились в виде Дунии.

Небесный вепрь, Грозовик, Громовик, Колард

Небесный вепрь является знаком чертога, символом его покровителя - бога Рамхата. Им обозначают соединение будущего и прошлого, небесной и земной мудрости. Эта символика в виде оберега использовалась людьми, которые встали на путь самосовершенствования.

Грозовик считается символом огня, при помощи которого можно управлять стихиями погоды. Он также использовался в качестве защищающего храмы и жилища людей от разгула стихии.

Громовик - символ Индры, бога, охраняющего древнюю мудрость, то есть Веды. Он изображался как оберег на воинских доспехах и оружии, а также над входами в различные хранилища для того, чтобы входящий туда с плохими помыслами поражался громом.

Колард - символ преображения и обновления огнем. Он использовался молодыми людьми, которые вступали в союз и хотели получить здоровое потомство. Невесте на свадьбу дарили украшения с Солардом и Колардом.

Солард, Огневик, Яровик, Свастика

Солард - символ величия матери-земли, получающей любовь, теплоту и свет от Ярилы-Солнца. Солард означает процветание земли предков. Это огонь, дающий достаток родам, которые созидают для потомков, во славу предков и богов.

Огневик - символ бога Рода. Изображение его находится на наличниках, а также "полотенцах", которые имеются на ставнях оконцев, скатах крыш домов. Его наносили как оберег на потолки. Даже в Москве в храме Василия Блаженного можно увидеть под одним из куполов этот символ.

Яровик использовался в качестве оберега для того, чтобы избежать падежа скота, а также для сохранности урожая, который был собран. Его очень часто поэтому изображали над входом в овчарни, подклети, амбары, овины, коровники, конюшни и др.

Свастика - это символ круговорота Вселенной. Символизирует она небесный закон, которому подчиняется все сущее. Огненный знак этот использовали люди в качестве оберега, охранявшего порядок и закон, от незыблемости которых зависела жизнь.

Суасти, Солонь, Яроврат, Душевная свастика

Суасти является символом круговорота на земле жизни, движения и вращения земли. Он также обозначает четыре стороны света и разделяющие Даарию на четыре "страны" или "области" северные реки.

Солонь - это солнечный символ древности, оберегающий человека от темных сил. Как правило, он изображался на предметах быта и одежде. Очень часто встречается Солонь на различной кухонной утвари: горшках, ложках и др.

Яроврат - символ Яро-бога, который управляет благодатными условиями погоды и яровым цветением. Считалось в народе обязательным для того, чтобы получить богатый урожай, рисовать данный символ на различных орудиях сельскохозяйственного труда: косах, серпах, плугах и т. д.

Душевная свастика применялась для концентрации сил исцеления. Ее могли включать в орнамент одежды лишь жрецы, которые поднялись на высокий уровень нравственного и духовного совершенства.

Духовная свастика, Колядник, Одолень трава, Цветок папоротника

Следующие четыре вида свастики славян предлагаются вашему вниманию.

Наибольшим вниманием у ведунов, волхвов, кудесников пользовалась Духовная свастика, символизировавшая единство и гармонию: совести, духа, души и телес, а также духовную силу. Для управления стихиями природы ее использовали волхвы.

Колядник - символ Коляды, бога, совершающего на земле перемены к лучшему и обновления. Это знак победы дня над ночью, света над тьмой. Вот что означает эта свастика славян. Обереги с изображением ее использовались мужчинами. Считалось, что они придают им сил в битве с врагом и созидательном труде. Эта свастика славян, фото которой представлено ниже, была весьма популярной.

Одолень трава - символ, являющийся главным оберегом, защищающим от болезней. Считалось в народе, что злые силы насылают на людей недомогания, а двойной знак огня способен очистить душу и тело, сжечь любую болезнь и хворь.

Цветок папоротника - свастика, символ славян, обозначающий духовную чистоту, обладающий огромными целительными силами. Его именуют в народе Перунов цвет. Считается, что он может открывать клады, скрытые в земле, исполнять желания. Этот символ на самом деле дает возможность человеку раскрыть свои духовные силы.

Солнечный крест, Небесный крест, Свитовит, Светочь

Еще одной интересной свастикой является Солнечный крест. Это символ процветания рода, духовной силы Ярилы. Эта свастика древних славян использовалась в основном как нательный оберег. Обычно данный символ наделял наибольшей силой жрецов леса, кметей и гридней, которые на культовых принадлежностях, оружии и одежде изображали его.

Небесный крест является знаком силы единства рода, а также небесной силы. Он применялся как нательный оберег, который хранил носящего его, даруя ему помощь небес и предков.

Свитовит - это символ связи между небесным огнем и земными водами. От нее рождаются чистые новые души, готовящиеся к воплощению в явном мире, на земле. Поэтому этот оберег вышивали беременные женщины на сарафанах и платьях для того, чтобы у них появилось здоровое потомство.

Светочь - символ, олицетворяющий два великих огненных потока и их объединение: божественного и земного. Соединение это рождает вихрь преображения, помогающий раскрыть суть бытия человеку через познание древнейших основ.

Валькирия, Сварга, Сварожич, Иглия

Дополним виды свастики славян следующими.

Валькирия - оберег, который охраняет честь, благородство, справедливость и мудрость.

Данный символ был особенно чтим воинами, которые защищали свою веру и родную землю. Он использовался для сохранности Вед жрецами как охранный символ.

Сварга - знак духовного восхождения, небесного пути через расположенные на Золотом пути многомерные реальности и местности к миру Прави - конечной точке странствия.

Сварожич - символ силы Сварога, бога, который сохраняет все многообразие жизненных форм во Вселенной в первозданном виде. Этот знак оберегает разумные формы от духовной и душевной деградации, а также от уничтожения.

Иглия означает огонь творения, из которого возникли все Вселенные, а также система Ярилы-Солнца, в которой мы живем. Это изображение в обереговом обиходе считается символом божественной чистоты, которая защищает от мрака наш мир.

Родимич, Расич, Стрибожич, Ведара

Родимич является символом силы породителя, который сохраняет в изначальном виде во Вселенной закон преемственности познания родовой мудрости, от предков к потомкам, от старых к молодым. Этот оберег сохраняет надежно из поколения в поколение родовую память.

Расич символизирует единство великой славянской расы. Знак Инглии, вписанный в Многомерник, имеет четыре цвета, а не один, по цвету ириса глаз у четырех родов: у рассенов - огненный, у святорусов - небесный, у х"арийцев - золотой, у да"арийцев - серебряный.

Стрибожич является символом хранителя-жреца, который передает древнюю мудрость родов. В ней сохраняются: память о богах и предках, культура взаимоотношений, традиции общин.

Ведара - символ хранителя веры первопредков, который передает из поколения в поколение мудрость богов. Помогает данный символ использовать и познать древние знания на благо веры и процветания родов.

Итак, мы рассмотрели основные свастики славян и их значение. Конечно, это не полный список. Всего их, как мы уже упоминали, 144. Однако это основные славянские свастики, и их значение, как вы видите, весьма интересно. Оказывается, наши предки обладали огромной духовной культурой, переданной нам в этих символах.

Обратиться к этой теме меня заставили длительные наблюдения и размышления над некоторыми устойчивыми формами в архитектуре, религиозной и государственной символике, народных празднованиях и всем том, что обычно подпадает под понятие "традиции". Традиции передаются из поколения в поколение и сохраняются веками и тысячелетиями, порой они переживают государства, языки и этносы, их создавшие. Традиции несут в себе историческую информацию не меньшую, а возможно, даже большую, чем древние папирусы и книги, вот только извлекать эту информацию мы пока не умеем.

Традиция четвертая

Свастика или коловрат

Свастика обнаружена на глиняных сосудах с территории современного Ирака, которые датируются V тысячелетием до нашей эры, и в орнаментах на керамике южноуральской Андроновской культуры. Лево- и правосторонняя свастика встречается в доарийской культуре в бассейне реки Инд и в древнем Китае около 2000 лет до нашей эры (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E0%F1%F2%E8%EA%E0).

В 1874 году Генрих Шлиман обнаружил изображения свастики во время раскопок гомеровской Трои. В кельтский период свастика изображалась на алтарях друидических культов, она часто применялась в религиозных ритуалах. История этого символа своими корнями уходит в глубь тысячелетий, ко временам Древнего Египта и Индии. Его трактуют и как древний символ плодородия, и как символ солнца, и как молот Тора - бога грома, бури и плодородия.

Была разработана концепция построения единого кирпичика Мироздания, которая используется во всех иерархических структурах Вселенной, независимо от ее размеров, будь то фотон, атом или Галактика. Согласно этой концепции, любая иерархическая структура должна обладать симметрией - одновременно располагаться в двух собственных сферических пространствах: лево- и правовинтовом, между которыми происходят обменные процессы. При этом одно из пространств (правое) является излучающим динамическим, а другое (левое) поглощающим. Эти пространства не являются зеркальным отражением друг друга, они асимметричны.

Согласно Дао, Вселенная питается энергией двух начал: активного излучающего мужского начала Ян (в нашем случае это правое пространство) и пассивного поглощающего женского Инь (левое пространство).

Создается такое впечатление, что разделение Природы на живую и неживую - это изобретение человека. Сама же Природа не делает таких различий: и в той, и в другой протекают однотипные обменные процессы. Примером этому и служит древний таинственный знак Свастики - это и символ Мироздания и Вечности, и символ движения материи на всех иерархических уровнях ее существования - будь то атом, галактика, минерал, живая клетка или человек.

Однако из-за толкований средневековых европейских схоластиков, а также преступных действий фашистов, произошла вопиющая несправедливость : свастика была обесчещена и пережила свою духовную смерть, превратившись из символа Вечной Жизни в силу разрушения. Но будем надеяться, что это явление временное и справедливость восторжествует.

В переводе с санскрита «свастика» означает «символ чистого бытия и благополучия». В Индии, Тибете, Монголии и Китае знаки свастики и сегодня украшают купола и ворота храмов. Гитлер, когда решил сделать свастику государственным символом, надеялся, что свастика принесет ему и Третьему Рейху удачу, но в своих деяниях он двигался явно не в сторону Прави (правостороннее направление свастики), поэтому свастика привела Третий Рейх к разгрому.

В обществе после Второй Мировой Войны укрепилось крайне негативное отношение к свастике, почему-то народы Мира посчитали, что виной этой войны был не Адольф Гитлер и его партия, а свастика - символ, который был широко распространен во времена ариев.

Бедная свастика! Так тебя испоганили фашисты своими бредовыми идеями и своими преступными действиями!

Но прошло уже много времени с тех пор, как на Рейхстаге советские воины установили красный флаг победы, уже мало в живых осталось ветеранов той войны, для которых свастика - это просто фашистский знак и больше ничего. Но свастика, или коловрат - это древнейший арийский символ, скорее всего, оберег, а не знак агрессии. Это и русский знак, причем он не меньше русский, чем германский, ведь прародина ариев - территория европейской части Руси-России, а арии западной Европы и арии Индии и Пакистана - это те, кто покинули прародину предков в поисках земель обетованных.

Поэтому получается, что фашистская Германия в 1941 г. напала на своих хотя и дальних, но родственников, оказавшихся более верными обычаям далеких арийских предков, чем германцы. Так может быть, коловрат на военной форме фашистов не помогал им, а помогал нам - русским-российским-советским? Вот в этом вопросе мы и попытаемся сейчас разобраться.

Оказывается, нарукавные эмблемы бойцов и офицеров Красной Армии Юго-восточного фронта в 1918 г. тоже украшала свастика с аббревиатурой РСФСР. Этот символ часто встречается в древних русских орнаментах в Архангельской и Вологодской областях, он традиционно украшал жилища и одежду русов. Найденный археологами в 1986 г. на Южном Урале древний город Аркаим имел структуру свастики. Изучив распространение свастики в пространстве и времени, я убедился в том, что этот символ даже более древний, чем арийское прошлое, иначе как бы он мог оказаться у индейцев Северной Америки?

Считается, что свастика - очень древний арийский символ,
на Руси он был более известен, чем в Германии.
Это символ круговоротов в природе и обществе - коловрат. Основа коловрата - равносторонний крест.
Но крест статичен и не символизирует движение, а коловрат динамичен и символизирукт циклическую природу времени.
Он может указывать на вращение как вправо, так и на вращение влево. Рисунок с сайта:


Даже строение Галактики отражает символ свастика - коловрат. Сходную структуру имеют атмосферные циклоны. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



В древние времена, когда на Руси для письма еще использовали руны, свастика обозначала "Пришедшая с Небес". Это была руна СВА - Небеса (Сварог - Небесный Бог). (Информация с сайта: http://planeta.moy.su/blog/svastika)


Галактики тоже бывают закручены в разные стороны. На фото слева галактика вращающаяся влево, а на фото справа - вправо. С чем это связано, пока неизвестно. Можно только предположить, что выброс вещества из черной дыры, расположенной в центре Галактик, асимметричен, в одну сторону его выбрасывается больше и с большей скоростью. Оба фото взяты с сайта NASA.



Свастику часто вышивали на полотенцах, покрывалах, подушках и на одежде в качестве оберега. На этом фото мы видим коловрат как с правым, так и с левым вращением. Не думаю, что эти женщины разделяют взгляды Гитлера. Фото с сайта: http://soratnik.com/rp/35_37/35_37_7.html


Слово "свастика" сложное и состоит из двух арийских слов: "сва" - небеса и "тик" - движение, бег. Фото с сайта: http://truetorrents.ru/torrent-2212.html



Удивительно то, что и славяне, и балты, и угрофины на одежде и полотенцах изображали свастику. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


На капоте машины царя Николая II помещена левосторонняя свастика. Появление свастики при дворе последнего русского царя связывают с влиянием на императрицу врача бурята ламаиста Петра Бадмаева, который проповедовал тибетскую медицину и поддерживал связи с Тибетом. Возможно, это и так, но свастика - традиционный арийский символ Руси с древнейших времен. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



Свастика продолжает использоваться в США и по сей день. В Скво Вэлли в 2000 году одного скотовладельца пытались обвинить в симпатиях к нацизму только на том основании, что он клеймил скот свастичным клеймом, доставшимся ему от отцов и дедов.

В 1995 году в городке Глендейле (Калифорния) группа антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 фонарных столбов, установленных на улицах города в 1924-1926 годах, так как их чугунные постаменты этих столбов опоясывает орнамент из свастик. Местному краеведческому обществу пришлось доказывать, что столбы, закупленные в своё время у одной металлургической фирмы из Огайо, не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно никак не могут оскорблять чьи-либо чувства, а свастичный дизайн был основан на местных традициях индейцев навахо (http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html).

Свастика с лилией в центре на «значках благодарности» у бой-скаутов изображалась вплоть до 1940 г. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл тогда объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра.

Предметы с изображением свастики часто находят археологи при раскопках в разных частях Европы и Азии. Иногда свастика украшает оружие, а чаще совсем мирные вещи вроде горшков и расчесок.



Золотое украшение Этрусков, найденнон в Италии.
На нем изображена правовращающая свастика,
а по кругу идут какие-то знаки-изображения.
Фото с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with _swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_
BCE.jpg

Свастика на древнем германском гребне. Но эта свастика левовращающая, а не правовращающая, какую практиковали в фашистской Германии. Фото с сайта: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Etruscan_pendant_with _swastika_symbols_Bolsena_Italy_700_BCE_to_650_BCE.jpg




Левовращающая свастика в царской семье в России использовалась как оберег и как символическое отображение личности царя. Перед казнью в 1918 г. бывшая императрица начертила на стене дома Ипатьева свастику. Обладателем фотографии этой свастики был генерал Александр Кутепов. Кутепов хранил икону, найденную на теле бывшей императрицы.

Внутри иконы была запись, в которой поминалось общество «Зеленый дракон». Общество «Зеленых», родственное обществу Туле, и сегодня находится в Тибете. Перед приходом Гитлера к власти в Берлине жил тибетский лама, прозванный «человеком в зеленых перчатках». Его регулярно навещал Гитлер. Этот лама якобы трижды без ошибок сообщал газетам, сколько нацистов пройдет на выборах в рейхстаг. Посвященные называли ламу «держателем ключей от королевства Агарти».

В 1926 году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и индусов. Когда нацисты получили доступ к финансам Рейха, они начали отправлять в Тибет большие экспедиции; эти исследования не прерывалась вплоть до 1943 года. В день, когда советские войска закончили битву за Берлин, среди трупов последних защитников нацизма было найдено около тысячи тел людей из тибета.

Невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых назвали императрицу Александру Федоровну "фашиствующей Брунгильдой". А императрица всего лишь освятила по древней арийской традиции дом Ипатьева "оберегой", предчувствуя конец жизни.

Когда-то древние арии, переместившиеся из районов Русской равнины в южном и юго-восточном направлении, принесли свастику в Месопотамию, в Среднюю Азию, в Иран, Афганистан, Пакистан и Индию, - так свастика попала в культуры восточных народов. Ее изображали на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива в III тысячелетии до н.э.). Так свастика, возможно, вошла в древнейшие культуры неиндоевропейских народов. Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

Сегодня свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти.

Позже свастика проникла в Тибет, затем в Центральную Азию и в Китай. Еще через столетие она появилась в Японии и в Юго-Восточной Азии вместе с буддизмом, который сделал ее своим символом. В Японии свастика называется мандзи. Здесь ее можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев.



Вместе с буддизмом из Индии свастика проникла в Японию. В Японии свастичный символ называется
мандзи (Manji). Изображение мандзи можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


В древних храмах Месопотамии можно встретить вот такую левовращающую свастику, выложенную мозаикой на стенах. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html



Древняя посуда из Малой Азии украшалась орнаментами из свастики.
Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/
vedicheskie-simvoly-v-amerike.html


Восточное Средиземье, остров Крит. Правовращающая свастика на монете, 1500-1000 гг. до н.э. Фото с сайта: http://sv-rasseniya.narod.ru/xronologiya/9-vedicheskie-simvoly.html/img/foto-69.html


Свастика считается арийским символом единения небесных сил огня и ветра с силами земными. Алтари ариев украшались свастикой, и эти места считались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- благоденствие под Солнцем, и выражала понятие "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на 4 сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем. Фото с сайта: http://707.livejournal.com/302950.html


Свастику использовали не только шумеры, этруски, древние греки, римляне, она известна не только в индуизме и буддизме. Этот символ можно встретить и у христиан, и даже у евреев в синагогах.


По легенде, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. В самой старой синагоге Израиля на полу изображена Свастика, хотя считается, что иудеи - чуть ли не единственное племя, не считающее свастику священным символом.

Для меня было неожиданно узнать, что свастику использовали не только арийские народы. Ее знали также индейцы в Северной Америке, причем знали и спользовали задолго до прихода туда европейцев. Откуда у индейцев Навахо появилась свастика?


Индейские племена навахо и зуньи, проживающие на территории штата Калифорния и сохранившие старинный уклад жизни вплоть до первой трети XX века, использовали свастику в орнаментах на стёганых одеялах. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html


Индейцы продолжают использовать свастику и по сей день. Ее можно встретить в отеле Шаффер (Shaffer Hotel) в Нью Мексико, а также в королевском музее провинции Саскачевана в Канаде, на здании в штате Новая Англия. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html



В феврале 1925 года индейцы племени куна в Панаме (Мезоамерика) объявили о создании независимой республики Тула. На знамени этой республики они изобразили левовращающую свастику, которая, оказывается, была древним символом этого племени. В 1942 году флаг был несколько изменён, чтобы не вызывать ассоциации с фашистской Германией. На свастику одели носовое кольцо. В 1940 году на всеобщем собрании племён из Аризоны - Навахо, Папагос, Апачи и Хопи - индейцы отказались от использования свастики во всех её видах в национальных костюмах и изделиях как протест против нацизма, и 4 вождя подписали соответствующий документ. Однако в настоящее время индейцы продолжают использовать свастику. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html

Справа детская фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Дж. Кеннеди, где она в индейском платье со свастикой. Фото с сайта: http://www.slavianin.ru/svastika/stati/vedicheskie-simvoly-v-amerike.html



Коловрат-свастику древние арии запечатлевали еще в неолите на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге князь Святослав ходил на Константинополь и на хазар. Этот символ использовался языческими волхвами в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские, архангельские и вологодские рукодельницы.

После некоторого периода забвения свастика вновь стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Но это её современная трактовка, а не ее значение в религиозных культах.


Что касается истоков свастики, то можно однозначно утверждать, что это очень древний знак, к сожалению, дискредитированный в XX веке немецкими фашистами. Думаю, что он несомненно имеет арийские корни и в свое время был разнесен арийскими племенами по всей Земле. Случилось это, вероятно, как минимум 12-15 тыс. лет назад. Тогда на Земном шаре было две цивилизации - атлантов (или народов моря) и ариев (или народов суши). Отношения между ними складывались совсем не мирные. Если атланты влияли на разные этносы, захватывая морские побережья, где они имели многочисленные города-крепости, и из них взаимодействовали с местным населением, то арии жили в глубине материков, где их не могли сильно тревожить атланты.

Платон упоминает об этом, когда пишет, что предки античных греков противостояли атлантам в восточном Средиземноморье. Арийское происхождение древних греков не вызывает сомнения. А вот восточное Средиземноморье, средиземноморское и атлантическое побережье Африки и атлантическое побережье Европы, вероятно, полностью контролировались атлантами.

Когда Атлантида погрузилась в морскю пучину, выжили только ее города-колонии и те атланты и полукровки атлантов с аборигенами, которые населяли эти колонии.

Цивилизация ариев при глобальной катастрофе пострадала, вероятно, меньше, особенно на возвышенных плато, куда волна катастрофического цунами (всемирного потопа) не достигла. Но далекие потомки атлантов и ариев за несколько тысячелетий забыли о том, чьим символом был трезубец, а чьим символом была свастика, и стали применять и то, и другое. Не исключаю и того, что уже в самой Атлантиде до катастрофы использовали оба символа. Иначе как бы свастика попала к индейцам Северной Америки?

Источники информации

Василий Тушкин. Русь и веды. Журнал "ЗНАЙ больше", 2007. №3. Адрес доступа: www.bazar2000.ru

Гусева Н. Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. -160 с.

Дёмин В. Загадки Русского Севера. М., 1999. - С.47.

История Свастики. Адрес сайта: http://darmon1488.ucoz.ru/publ/slavjanskie_korni_jazychestvo/istorija_svastiki/13-1-0-56

Коловрат в России. История свастики. Сайт "Славяне" Адрес сайта: http://nfor.org/stati/znanija/kolovrat-v-rosi-istorija-svastiki.html

Никитина Ю. И. Рисунки-граффити из Софии Новгородской // Советская археология, 1990 №3. - С. 221.

Уилсон Томас. Свастика. История свастики с древнейших времен до наших дней. - 528 с.

Свастика . Портал Википедия. Адрес доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E2%E0%F1%F2%E8%EA%E0

Свято-Русские веды. Книга Велеса / Перевод, пояснения А. Асова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: «Издательство ФАИР», 2007. — 576 с.

Смирнов В. Свастика - символ мироздания и вечности. К единой картине мироздания. Газета "Потаенное". N4(7), 1997.

Суров М. В. Вологодчина: неизведанная давность. Вологда, 2002. - С.72.

Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?

Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.

Внешние отличия

Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.

А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.

Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.

Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:

  • Приблизительное время появления знака.
  • Значение, которое придавалось ему.
  • Где и при каких условиях использовался данный символ.

Начнем со славянской свастики

Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.

Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):

  • Священный и Жертвенный огонь.
  • Древняя мудрость.
  • Единство Рода.
  • Духовное развитие, самосовершенствование.
  • Покровительство богов в мудрости и справедливости.
  • В знаке Валькикрия – это оберег мудрости, чести, благородства, справедливости.

То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.

Археологические раскопки дали нам много ценной информации. Оказалось, что в древности славяне наносили подобные знаки на свое оружие, вышивали на костюме (одежде) и текстильных принадлежностях (рушниках, полотенцах), вырезали на элементах своего жилища, домашнего обихода (посуде, прялках и других деревянных приспособлениях). Делали все это в основном с целью защиты, с целью убережения себя и своего дома от злых сил, от горя, от пожара, от дурного глаза. Ведь древние славяне были очень суеверны в этом плане. А с такой защитой чувствовали себя гораздо защищенней и уверенней. Даже курганы и городища древних славян могли иметь свастичную форму. При этом концы креста символизировали определеую сторону света.

Свастика фашистов

  • Принял этот знак в качестве символа национал-социалистического движения сам Адольф Гитлер. Но, мы-то знаем, что придумал ее далеко не он. И вообще, свастику использовали другие националистические группировки в Германии еще до появления Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Поэтому возьмем время появления за начало двадцатого века.

Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.

  • Значение свастики у фашистов диаметрально противоположно таковому у славян. По одной из версий, она означала чистоту германской крови. Сам Гитлер говорил, что сам крест черного цвета символизирует борьбу за победу арийской расы , творческий труд. И вообще фюрер считал свастику древним антисемитским знаком. В своей книге он пишет, что белый круг – это национальная идея, красный прямоугольник – социальная идея нацистского движения.
  • А где же использовалась фашистская свастика? Во-первых, на легендарном флаге Третьего Рейха. Во-вторых, у военных она была на пряжках ремня, в качестве нашивки на рукаве. В-третьих, свастика «украшала» официальные здания, захваченные территории. Вообще она могла быть на любых атрибутах фашистов, но эти были самыми распространенными.

Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме. Ведь славянская свастика была более светлой, более гуманной, более прекрасной.

Свастика и шестиконечная звезда-украденные славянские символы.

Версия о том, что именно Гитлера осенила блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения принадлежит самому фюреру и озвучена в Mein Kampf. Вероятно, впервые свастику девятилетний Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики пользовался популярностью с древнейших времен. Крест с загнутыми концами фигурировал на монетах, бытовых предметах, гербах еще с восьмого тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Снова увидеть свастику Гитлер мог в Вене на эмблеме австрийских антисемитских организаций.

Окрестив архаичный солярный символ хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе приоритет первооткрывателя, хотя идея свастики как политического символа пустила корни в Германии до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, предложив красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого хищно раскинула крючья черная свастика.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам, пользовавшимся им же. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на эмоции. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер производил «перевербовку».

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как антисемитский.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Идея же использования символики тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иное содержание в расшифровку символов. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - символ невиновности за развязывание первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В трактовке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» из биографии не вычеркнешь, и свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

    Свастика, то есть крест с загнутыми концами, известен многим народам, в том числе и славянам, с давних пор. Концы свастики могут быть загнуты и по часовой стрелке, и против часовой. Цвет ее может быть разный, есть разные варианты форм и расположения. Запретили фашистскую свастику на Нюрнбергском процессе, как нацистскую символику. Наши кпасноармейцы тоже когда - то носили свастику на своей форме.

    Этот символ - свастика использовался древними арийцами, славянами и другими народами с незапамятных времн. Просто Гитлер сделал свастику символом своей партии, а придя к власти и символом Третьего Рейха.

    Обозначает символ Солнца, Солнцеворот.

    Свастика - это один из самых широко распространнных графических символов,который использовался многими народами мира с древних пор. Этот символ присутствовал на одежде, гербах, оружии, предметах быта. На санскрите свасти значит счастье. В Америке это четыре буквы L четыре слова Love-любовь, Life-жизнь, Luck- судьба, удача, Light - свет.

    Гитлер сделал свастику символом фашистской Германии и с тех пор изменилось отношение к ней. Она стала символом нацизма, варварства, человеконенавистничества. Нацистская свастика представляла собой чрный мотыгообразный крест с концами,направленными в правую сторону и поврнутый под углом 45 градусов.После второй мировой войны изображение свастики в ряде стран было запрещено.

    Немецкая свастика появилась во времена правления Гитлера. Он ее утвердил, как символ арийской нации.

    Но свастика появилась до Гитлеровской Германии, и обозначала у многих народов символ Солнца, солнечной энергии. Правда эти две свастики отличаются тем, что углы у креста повернуты в другую сторону.

    Свастика - это крест с продолжением сторон, как по часовой стрелке, так и против часовой.

    Большую популярность получила после ВОВ, когда фашисты сделали свастику с поворотом сторон по часовой стрелки своим символом и стали известными во всм мире...

    На самом деле свастика появилась очень давно и была символом у многих народов, в основном с положительной стороны - означала движение, солнце или вместе: движение солнца, а также свет и во многом благополучие...

    Германия обрела этот символ летом 1920 года, тогда Гитлер утвердил е как символ партии в которой был руководителем...

    Кстати Гитлер думал, что этот символ - свастика на самом деле отображала борьбу арийцев и как торжество победы арийской расы...

    Свастика представляет собой древнейший графический символ? или?, который использовался почти всеми народами в мире, но нацистская Германия использовала знак свастики как знак нацизма и из-за этого совпадения все думают, что она запрещена.

    Немецкая свастика - это не любая свасти, используемая у всех народов, как символ Солнца и благоденствия.

    У нацистской свастики есть отличительные черты - это четырехугольный крест с загнутыми под 45 градусов углами и с поворотом в правую сторону. Для сравнения - суасти (коловрат у славян) повернут в левую сторону. Ну и цветовая гамма у разных народов для обозначения символа солнца разная

    Нацисты взяли идею свастики из индийской культуры.

    В Индии свастика - это визуальное воплощение звука Ом:

    Нацисты без ведома индусов взяли у них идею этого знака и перековеркали смысл символа.

    Даже слово арийцы взято из индийского Арья, что означает высший, чистый.

    В Индии это слово использовали в положительном значении: учтивый, утонченный, ученый, а нацисты называли арийцев высшим классом людей.

    Многие немцы отчасти вели себя как индусы. Гиммлер занимался йогой, называл себя кшатрией (вторая по значимости каста в Индии) и утверждал, что вел справедливую войну.

    Нацисты получали новые духовные знания из Индии от шпионки Савитри Деви. Она передавала Гитлеру всю информацию про обычаи Индии, а лидер СС все переделывал под свою дудочку.

    Повторяя традиции индусов в своей стране, Гитлер хотел стать последним аватаром Вишну - Калки. Бог в этом воплощении должен был разрушить все нечистое и населить планету заново. Это и была ключевая идея Гитлера - он хотел убрать недостойных и оставить на планете людей высшего ранга - арийцев.

    Свастика запрещена?

    Свастика ныне запрещена только в гитлеровском варианте. Я из Киева, и как-то видел, как напротив здания Верховной рады собрались странные люди в одинаковых нарядах с изображением, очень похожим на свастику. Оказывается, это были поклонники индуизма. Таким образом они показывали, что со всем можно смириться, и что нужно быть мудрее (я с ними общался).

    И никогда не нужно слепо верить во что-либо! Германцы поверили Гитлеру, и к чему это привело? Анализируйте, не ведитесь на поводу и будьте справедливы. Ни одна философия или идея недостойна существования, если она разобщает людей.

    Немецкая свастика, это символ, противоположный символу солнца. Запрещена она не везде. Точно знаю, что в Германии до сих пор она запрещена. Во многих компьютерных играх свастика заменялась другим символом, специально для Германии.

    Вобщето, свастика символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Она использовалась во все времена и всеми народами, а запрещать е наверно стали после того как фашисты начали ей пользоваться.

    Свастика представляет собой графический символ. У разных народов в разное время были свои изображения свастики. Чаще всего используется 4-х лучевая свастика. Немецкую свастику утвердил сам Гитлер, как символ рабочей партии. Она представляла собой