Хочется простоты добра и правды. Нет величия там, где нет простоты

Текст сочинения:
Природа наделила ядом тех, кто ползает. Сильным он ни к чему.
А. Мицкевич

Главная идея романа‑эпопеи «Война и мир» - утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения, разъединения.
В романе оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России: народный и антинародный. Толстой считал народ главной, решающей силой истории. По мнению писателя, ведущую роль в национально‑освободительном движении играет не дворянство, а народные массы. Близость того или иного героя романа «Война и мир» к народному лагерю является его нравственным критерием.
Противопоставление Кутузова и Наполеона играет в романе важнейшую роль. Кутузов - истинный народный вождь, выдвинутый народом. В отличие от исторических деятелей типа Александра I и Наполеона, которые думают только о славе и власти, Кутузов не только способен понять простого человека, но сам он по натуре своей простой человек.
В облике Кутузова Толстой прежде всего отличает его простоту. «Ничего от повелителя нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости!»
Описывая Наполеона, писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя, как актер на сцене, он убежден, что все, что он говорит и делает, «есть история».
Стоит отметить, что для Толстого Кутузов - идеал исторического деятеля, идеал человека. Толстой писал о цели, которой посвятил себя Кутузов: «трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Противопоставляя Кутузова Наполеону, писатель замечает, что Кутузов вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и самым обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, облегчая, насколько это возможно, бедствия народа и войска.
В противопоставлении Наполеон - Кутузов, составляющем стержень романа, доказывается, что победит тот, кто действует в соответствии с ходом исторических событий, тот, «чья личность наиболее полно показывает общее».
Толстовский Кутузов постоянно находится в самом центре военных событий. Кутузов всегда видит свое войско, думает и чувствует с каждым солдатом и офицером, в душе его есть все то, что есть в душе каждого солдата.
Толстой постоянно подчеркивает в своем Кутузове гуманность, которая, по мнению писателя, могла оправдать власть Кутузова. Гуманность в сочетании с властью и представляла «ту человеческую высоту, с которой он направлял все свои силы не на то, чтобы убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Для Кутузова жизнь каждого солдата - драгоценность.
При объезде Наполеоном поля боя после сражения мы видим на его лице «сияние самодовольства и счастья». Погубленные жизни, несчастья людей, сам вид убитых и раненых - основа счастья Наполеона.
«Высшая человеческая высота» Кутузова находит выражение в его речи перед Преображенским полком, в которой он говорит, что до тех пор, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».
Нельзя говорить о полном отрицании Толстым роли и значения личности в истории, в движении народных масс. Толстой настойчиво подчеркивал, что Кутузов один чувствовал подлинный смысл событий.
Каким же образом мог этот человек так верно угадать значение народного смысла событий?
Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том «народном чувстве», которое Кутузов носил в себе во всей его чистоте и силе.
Кутузов для Толстого - истинный народный вождь, выбранный народом. Образ Кутузова в романе - образ народного единства, образ самой народной войны.
Наполеон же выступает в романе как главное, «концентрированное выражение самого духа разъединения».
Сила и величие Кутузова именно в единении с армией и народом. Характерной чертой Наполеона, как отмечает писатель, является то, что французский полководец постаʙᴎᴫ себя вне людей и над людьми и поэтому не мог понимать ни добра, ни красоты, ни правды, ни простоты.
Толстой писал, что там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия. Величие Кутузова - величие добра, простоты и правды.
Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности Толстой применяет нравственный критерий. Вслед за Пушкиным Толстой утверждает, что «гений и злодейство - две вещи несовместные».
Толстой не только не отрицает, он утверждает великую личность, великого человека всем своим романом, потому что он утверждает величие народа. Впервые в мировой литературе эти понятия слились в единое целое. Толстым было впервые утверждено, что чем полнее личность воплощает в себе народные черты, тем она является более и более великой.

Лекция, реферат. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) - сочинение - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

« назад Оглавление вперед »
Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни (по роману Л.Н. Толстого Война и мир) - сочинение « | » Среди громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном раздоре она с небес слетает к нам (по лирике Ф.И. Тютчева) - сочинение



Урок 125 «НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

30.03.2013 16068 0

Урок 125
«НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ,
ДОБРА И ПРАВДЫ» (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
(ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)

Цели : расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию.

Вопрос ы (или письменные ответы):

1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?

2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.

3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?

4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой? (Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, то есть справедливой. Писатель ненавидит и осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)

II. Слово учителя.

Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Призвание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю».

По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу , единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) . Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя – это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.

III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.

Беседа по вопросам :

1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?

2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?

(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон – «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.

Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)

3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.

(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.

Кутузов в сражениях 1805–1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать , так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.

В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», – говорит Болконский Пьеру.

Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино – это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии » (Н. Н. Наумова) .)

4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?

5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеону. (Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость – в том, что он отрицал в действиях полководца руководящую роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) .)

Домашнее задание.

1. Сочинение на одну из тем (4–5 человек).

Примерные темы :

1) Портрет князя Андрея.

2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.

3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.

4) Пьер на Бородинском поле.

5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.

3. Сообщение по варианта м:

Вариант I.

Путь исканий князя Андрея.

Вариант II.

Путь исканий Пьера Безухова.

2. Фраза Л.Н. Толстого «Нет и не может быть величия там, где нет…» завершается словом(ами):
а) самолюбия;
б) великих поступков;
в) стремления к славе;
г) простоты, добра и правды.
3.Кольцевую композицию имеет стихотворение Ф.И. Тютчева:
а) «Последняя любовь»;
б) «О, как убийственно мы любим...»;
в) «Цицерон»;
г) «Silentium!»
4.Стихотворный размер приведенного отрывка:
«Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей.
К чему бесплодно спорить с вами?
Обычай деспот меж людей».
а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий;
д) анапест.
5.Относительно короткий текст, помещённый автором перед произведением или его частью и призванный кратко выразить идейный смысл следующего за ним текста:
а) эпиграф;
б) заглавие;
в) пролог.
г) эпилог.
ІІ уровень
Допишите правильный ответ
6.Литература 60-х годов XX века точно определяется метафорой, которую ввел в обиход Илья Эренбург в 1955 г. Это метафора ____________________________________________.
7.«Мысль изреченная есть ложь» – это строка, ставшая формулой, выражающей сущность романтического мировосприятия, из стихотворения ____________________________ (название) ______________________(автор).

8.Стихотворный размер приведённого отрывка из стихотворения К. Бальмонта „Новолуние” _________________________________________________________________.
«Серп луны молодой
Вместе с пышной звездой,
В голубой вышине,
Ярко видится мне».

9.Отрицание этики в искусстве, отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр., отказ от классических поэтических размеров и рифм, утверждение права на увеличение словаря произвольными и производными словами – эстетические принципы литературного направления__________________________________________________________________.

10.Элемент композиции, где художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения, _____________________________________________________________________________.

Природа наделила ядом тех, кто ползает.

Сильным он ни к чему.

А. Мицкевич

Главная идея романа-эпопеи «Война и мир» - утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения, разъединения.

В романе оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России: народный и антинародный. Толстой считал народ главной, решающей силой истории. Г1о мнению писателя, ведущую роль в национально-освободительном двилеении играет не дворянство, а народные массы. Близость того или иного героя романа «Война и мир» к народному лагерю является его нравственным критерием.

Противопоставление Кутузова и Наполеона играет в романе важнейшую роль. Кутузов - истинный народный вождь, выдвинутый народом. В отличие от исторических деятелей тина Александра I и Наполеона, которые думают только о славе и власти, Кутузов не только способен понять простого человека, но сам он по натуре своей простой человек.

В облике Кутузова Толстой прежде всего отличает его простоту. «Ничего от повелителя нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости!»

Описывая Наполеона, писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выра-жении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта - позерство. Наполеон ведет себя, как актер на сцене, он убежден, что все, что он говорит и делает, «есть история ».

Для Толстого Кутузов - идеал исторического деятеля, идеал человека. Толстой писал о цели, которой посвятил себя Кутузов: «трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Противопоставляя Кутузова Наполеону, писатель замечает, что Кутузов вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и самым обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, облегчая, насколько это возможно, бедствия народа и войска.

В противопоставлении Наполеон - Кутузов, составляющем стержень романа, доказывается, что победит тот, кто действует в соответствии с ходом исторических событий, тот, «чья личность наиболее полно показывает общее».

Толстовский Кутузов постоянно находится в самом центре военных событий. Кутузов всегда видит свое войско, думает и чувствует с каждым солдатом и офицером, в душе его есть все то, что есть в душе каждого солдата.

Толстой постоянно подчеркивает в своем Кутузове гуманность, которая, по мнению писателя, могла оправдать власть Кутузова. Гуманность в сочетании с властью и представляла «ту человеческую высоту, с которой он направлял все свои силы не на то, чтобы убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Для Кутузова жизнь каждого солдата - драгоценность.

При объезде Наполеоном поля боя после сражения мы видим на его лице «сияние самодовольства и счастья». Погубленные жизни, несчастья людей, сам вид убитых и раненых - основа счастья Наполеона.

«Высшая человеческая высота» Кутузова находит выражение в его речи перед Преображенским полком, в которой он говорит, что до тех пор, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди » .

Нельзя говорить о полном отрицании Толстым роли и значения личности в истории, в движении народных масс. Толстой настойчиво подчеркивал, что Кутузов один чувствовал подлинный смысл событий.

Каким лее образом мог этот человек так верно угадать значение народного смысла событий?

Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том «народном чувстве», которое Кутузов носил в себе во всей его чистоте и силе.

Кутузов для Толстого - истинный народный вождь, выбранный народом. Образ Кутузова в романе - образ народного единства, образ самой народной войны.

Наполеон же выступает в романе как главное, «концентрированное выражение самого духа разъединения».

Сила и величие Кутузова именно в единении с армией и народом. Характерной чертой Наполеона, как отмечает писатель, является то, что французский полководец поставил себя вне людей и над людьми и поэтому не мог понимать ни добра, ни красоты, ни правды, ни простоты.

Толстой писал, что там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия. Величие Кутузова -величие добра, простоты и правды.

Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности Толстой применяет нравственный критерий. Вслед за Пушкиным Толстой утверждает, что «гений и злодейство - две вещи несовместные» .

Толстой не только не отрицает, он утверждает великую личность, великого человека всем своим романом, потому что он утверждает величие народа. Впервые в мировой литературе эти понятия слились в единое целое. Толстым было впервые утверждено, что чем полнее личность воплощает в себе народные черты, тем она является более и более великой.

Главная идея романа-эпопеи «Война и мир» — утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения, разъединения.

В романе оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России: народный и антинародный. Толстой считал народ главной, решающей силой истории. По мнению писателя, ведущую роль в национально-освободительном движении играет не дворянство , а народные массы. Близость того или иного героя романа «Война и мир» к народному лагерю является его нравственным критерием.

Противопоставление Кутузова и Наполеона играет в романе важнейшую роль. Кутузов — истинный народный вождь, выдвинутый народом. В отличие от исторических деятелей типа Александра I и Наполеона , которые думают только о славе и власти, Кутузов не только способен понять простого человека, но сам он по натуре своей простой человек.

В облике Кутузова Толстой прежде всего отличает его простоту. «Ничего от повелителя нет в том полном, рыхлом старике, в его ныряющей походке и сутулой фигуре. Но сколько в нем доброты, простодушия и мудрости!»

Описывая Наполеона , писатель подчеркивает холодность, самодовольство, напускное глубокомыслие в выражении лица Наполеона. Особенно резко вырисовывается одна его черта — позерство. Наполеон ведет себя, как актер на сцене, он убежден, что все, что он говорит и делает, «есть история».

Для Толстого Кутузов — идеал исторического деятеля, идеал человека. Толстой писал о цели, которой посвятил себя Кутузов: «трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с волей всего народа». Противопоставляя Кутузова Наполеону, писатель замечает, что Кутузов вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и самым обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Вся деятельность Кутузова была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить и изгнать врага из России, облегчая, насколько это возможно, бедствия народа и войска.

В противопоставлении Наполеон — Кутузов, составляющем стержень романа, доказывается, что победит тот, кто действует в соответствии с ходом исторических событий, тот, «чья личность наиболее полно показывает общее».

Толстовский Кутузов постоянно находится в самом центре военных событий. Кутузов всегда видит свое войско, думает и чувствует с каждым солдатом и офицером, в душе его есть все то, что есть в душе каждого солдата.

Толстой постоянно подчеркивает в своем Кутузове гуманность, которая, по мнению писателя, могла оправдать власть Кутузова. Гуманность в сочетании с властью и представляла «ту человеческую высоту, с которой он направлял все свои силы не на то, чтобы убивать людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их». Для Кутузова жизнь каждого солдата — драгоценность.

При объезде Наполеоном поля боя после сражения мы видим на его лице «сияние самодовольства и счастья». Погубленные жизни, несчастья людей, сам вид убитых и раненых — основа счастья Наполеона. «Высшая человеческая высота» Кутузова находит выражение в его речи перед Преображенским полком, в которой он говорит, что до тех пор, пока французы «были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди».

Нельзя говорить о полном отрицании Толстым роли и значения личности в истории, в движении народных масс. Толстой настойчиво подчеркивал, что Кутузов один чувствовал подлинный смысл событий. Каким же образом мог этот человек так верно угадать значение народного смысла событий? Источник этой необычайной силы прозрения лежал в том «народном чувстве», которое Кутузов носил в себе во всей его чистоте и силе.

Кутузов для Толстого — истинный народный вождь , выбранный народом. Образ Кутузова в романе — образ народного единства, образ самой народной войны. Наполеон же выступает в романе как главное, «концентрированное выражение самого духа разъединения». Сила и величие Кутузова именно в единении с армией и народом. Характерной чертой Наполеона, как отмечает писатель, является то, что французский полководец поставил себя вне людей и над людьми и поэтому не мог понимать ни добра, ни красоты, ни правды, ни простоты.

Толстой писал, что там, где нет простоты, добра и правды, там не может быть подлинного величия. Величие Кутузова — величие добра, простоты и правды. Главный аргумент, который выставляет писатель против тех, кто считал Наполеона великим, заключается в следующем: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В оценке деяний исторической личности Толстой применяет нравственный критерий. Вслед за Пушкиным Толстой утверждает, что «гений и злодейство — две вещи несовместные».

Толстой не только не отрицает, он утверждает великую личность, великого человека всем своим романом, потому что он утверждает величие народа . Впервые в мировой литературе эти понятия слились в единое целое. Толстым было впервые утверждено, что чем полнее личность воплощает в себе народные черты, тем она является более и более великой.