Образ Митраши в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца. Образ и характеристика Митраша и Настя Кладовая солнца Пришвин (Школьные сочинения)

/ / / Образ Митраши в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»

Главный герой сказки-были Митраша, был мальчиком лет десяти. Он жил с сестрой в одной из деревенских избушек. Автор, описывая обоих детей, выделяет одно общее сходство – многочисленные веснушки на лице.

Митраша и его сестрица росли сиротами, так как мама умерла из-за серьезного заболевания, а отец погиб на фронте в Великой Отечественной войне. Однако из-за большого хозяйства ребята жили безбедно, но в постоянных хлопотах, так как животные требовали соответствующего ухода.

Митраша, рос серьезным мальчиком. Он всегда все делал так, как учил его этому отец, когда был еще жив. Именно слово данное родителем было для него авторитетным. Из-за этого мальчик даже спорил с Настей.

И все же, несмотря на небольшие разногласия, ребята жили дружно. Митраша так же, как и его сестра много работал. Отец при жизни показал сыну, как делать деревянную посуду, и мальчик понемногу осваивал ремесло. Дети, вместе ходили за ягодами в лес, работали на колхозных полях, и никогда не сетовали на судьбу.

Митраша от природы был очень упертым поэтому, его трудно было переубедить. Однажды, это обстоятельство сыграла с ним злую шутку. Спор с сестрой заставил его пойти по тропе, которая, чуть не привела мальчонку к гибели. Однако, бесстрашие и смекалка, помогли герою выбраться из топкого болота. Именно тогда мальчик и осознал, что не стоит сильно рисковать в жизни, и стоит иногда прислушиваться к окружающим.

Митраша хорошо знал лес. Отец был охотником и часто ему рассказывал о природе, местной фауне, приметах, съедобных и несъедобных ягодах, травах. Все это мальчик пересказывал сестре, которая была далека от этого, и с удивлением слушала брата.

Конечно, немного угрюмый и деловой Митраша грустил о смерти родителей, но он, чтобы не огорчать сестру, не подавал даже вида. Несмотря на возраст, он был настоящим мужчиной, готовый в любой момент постоять за себя и за свою семью.

Отец, будучи охотником, научил и сына обходиться с ружьем: чистить его, заряжать патронами и стрелять. Это слало решающим фактором при встрече со старым матерым волком, которого в народе прозвали «Серый помещик». Когда они неожиданно столкнулись, мальчик не струсил, а достал отцовское ружье и отважно застрелил животное. Это был настоящий подвиг, ведь «Серый помещик» приносил много неприятностей: охотился на собак, воровал баранов, портил коров. Многие охотники неоднократно тщетно пытались его загнать «под красные флаги». И вот десятилетний мальчонка – убивает злейшего врага! Это становится настоящей сенсацией.

Однако Митраша не возгордился. Он понимал, что только счастливый случай помог ему в «неравном бою». И если бы он не выстрелил первым, то все могло быть совсем по-другому – волк просто бы задрал его, как очередную овцу.

Автор показывает мальчика таким мужественным, честным и беспринципным. Он знает, что на таких «мужичках» и будет держаться вся Россия. Именно такие на первый взгляд неприметные и серьезные парни в будущем восстановят страну, поднимут целину, полетят в космос и будут до конца дней жить в памяти всей нации.

Настоящее имя Митраши - Дмитрий: " ... Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец... " Возраст Митраши - 10 лет: " ... Ему было всего только десять лет с хвостиком... ". О внешности Митраши известно следующее: " ... Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий... " " ... "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх... " " ... носики такие задорные... " " ... маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата... " " ... Он хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырек его разделился надвое: верхняя корочка задралась выше солнца, а нижняя спускалась почти до самого носика. Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку, вернее же, в воротник, соединяющий полосы когда-то хорошей домотканой материи. На животике своем мальчик связал эти полосы кушаком, и отцовская куртка села на нем, как пальто, до самой земли... " (одежда Митраши на охоте) " ... мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками... " " ... Маленький человечек с двойным козырьком... " " ... По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы... " Митраша и его сестра Настя - сироты. Их отец погиб на войне, а мать умерла из-за болезни: " ... осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне... ". Живут в селе в своем доме: " ... В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского... " (это город в Ярославской области) , сами ведут хозяйство: " ... скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо... " " ... После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен... " " ... Давай-ка вместе полоть, - скажет сестра. И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку полоть... ", простые дети: " ... И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша... ", дружные дети: " ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы... " " ... Бывало, раньше дома часу не поработает Настенька, чтобы не вспомнился брат, чтобы не захотелось с ним перекликнуться... " " ... друзья стали греться у костра... " " ... друзья пошли по тропе, указанной стрелкой... " Митраша - милый: " ... Они были очень милые... " Митраша - сильный и упрямый мальчик: " ... Это был мальчик упрямый и сильный... " " ... "Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе... " " ... помучив строптивого брата... " " ... Пусть ходят все люди, - решительно ответил упрямый "Мужичок в мешочке" ... " " ... А вот смеялись: дразнили: "Мужичок в мешочке"! ... " Митраша - умный мальчик: " ... умненькие и дружные ребята... " " ... какие это были умные детишки! ... " " ... Он замер в точном расчете движения, как боец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть... " " ... в расчете своем маленький человек не ошибся... " Митраша и его сестра Настя - трудолюбивые дети: " ... Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах... " Митраша - маленький хозяин. Он выполняет роль хозяина, как его отец: " ... на нем лежит и все мужское хозяйство... " " ... отцовский задор покидает хозяина... " Митраша - маленький охотник: " ... охотник с двойным козырьком... " Митраша убивает волка, которого никто не мог убить: " ... Увидев серую морду от себя в пяти каких-то шагах, Митраша забыл о зайце и выстрелил почти в упор... " " ... мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка... " Митраша умеет делать деревянную посуду: " ... Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило * длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами... " Митраша делает деревянные изделия для жителей села: " ... Сделает, и потом ему тоже отплатят добром... " Митраша ходит на сельские собрания как взрослый: " ... Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает... " Митраша иногда хорохорится и задирает нос: " ... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос... " " ... Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра... " Митраша - смелый мальчик: " ... как будто хочет смельчака палкой ударить по голове... " " ... Митраша все это слышал, но ничуть не струсил, - что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шел такой же человек, как и он... " Через 2 года Митраша становится высоким и стройным парнем: " ... прежний "Мужичок в мешочке", правда, стал переменяться и за следующие два года войны вытянулся, и какой из него парень вышел - высокий, стройный.

Сочинение

Сказка-быль «Кладовая солнца» М. М. Пришвина посвящена реальным событиям. В ней описывается жизнь русской деревни в послевоенные годы. Мы видим и трудности деревенских жителей, и их необыкновенную сплоченность.
Главные герои сказки-были - Настя и Митраша - удивительно чистые, добрые и трудолюбивые дети. Им рано пришлось ощутить на себе все тяготы одинокой сиротской жизни. Мама у Насти и Митраши умерла, а отец погиб на войне. Односельчане всячески старались помочь детям, но брат и сестра быстро научились справляться со всей работой самостоятельно. Автор пишет о детях: «Они были очень милые. Настя была как Золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее... отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки... Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком… Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».
После смерти родителей девочке и ее брату пришлось вести все хозяйство. Дети никому не жаловались и ни у кого не просили помощи. Настя и Митраша с малых лет научились преодолевать большие трудности, и при этом они совсем не считали свою жизнь чем-то из ряда вон выходящим. Так сложились обстоятельства, что мальчику и девочке пришлось вдруг стать взрослыми. «…Умненькие и дружные ребята», - говорили о них односельчане. «Не было ни одного дома, где жили и работали так дружно, как жили наши ребята». Настя после смерти матери осталась в доме за хозяйку, так же как и она, вставала девочка еще до рассвета и выполняла всю тяжелую женскую работу по дому. «С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо… растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».
Хоть Митраша и младше сестры, а почитает себя главным в семье, кормильцем. Так приучил его отец. Соседи не бросили сирот на произвол судьбы, как могли, помогали. Но Митраша, «мужичок в мешочке», и сам не сидел без дела. У отца он выучился изготавливать деревянную посуду и делал ее по просьбам односельчан. «Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство», - рассказывает автор. С детства Митраша научился от отца всяким премудростям, которые просто необходимы в лесу. Мальчик умеет определять дорогу по компасу, прекрасно знает все особенности животных и растений. Это умение теперь пригодилось детям сполна.
Ведь им приходится ходить на охоту, а также собирать клюкву - чудесное средство, помогающее больным и ослабленным людям. И хотя сами дети жили впроголодь, «но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду».

Однажды в лесу брат и сестра поссорились и отправились разными дорогами. Именно из-за их ссоры чуть не произошла настоящая трагедия. Митраша, несомненно, утонул бы в болоте, если бы не его находчивость.
Собака Травка, которая после смерти своего хозяина Антипыча, осталась одна, случайно оказалась рядом. Но ведь собака - это не человек. И ей невозможно объяснить, как именно она может помочь утопающему ребенку. А маленькому мальчику Митраше это удалось. Это говорит о том, что маленький Митраша на самом деле обладал наблюдательностью и рассудительностью взрослого человека. А еще он помнил, что обязан оберегать сестру, как отец оберегал мать, что он охотник, что у него ружье и компас, без которых одна в лесу Настя может погибнуть. Он несет ответственность за жизнь сестры.
Потом мальчишке удалось убить огромного волка, долгое время наводившего страх на всю округу. И односельчане долго не верили, что ребенок сумел-таки сделать то, что не под силу даже иному взрослому.
Но это еще раз доказывает, что Митраша - необычный ребенок. Он - полностью сформировавшаяся личность, обладающая твердым характером, находчивостью и мужеством. « - Был мужичок, …да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой». Он и его сестра заслуживают самого искреннего восхищения - как люди, которые могут смело смотреть в глаза любой опасности.

Другие сочинения по этому произведению

Митраша и Настя Природа и человек С лесом надо дружить. Единство человека и природы в сказке-были Пришвина “Кладовая солнца”

Материалом для книги Пришвина «Кладовая солнца» послужили события Великой Отечественной войны. Несмотря на то, что основные события произведения разворачивались в лесу на протяжении дня, все же воспоминания автора о мужественном и геройском прошлом, о родном для его души крае воздвигли его для написания этой сказки-были.

Почему он выбрал именно сказку в качестве жанра для своего столь символичного произведения? Ответ на данный вопрос прост, как все гениальное. Именно народная сказка просто и доступно объясняет истину, именно в ней таится корень поиска правды и смысла существования. И именно сказки всегда поражают стремлением к мечте о доскональности человеческого существа. Это и послужило причиной для писателя последовать тому примеру, который и стал в основе жанра его произведения.

Его идеал заключался в полете мечты к высокому предназначению человеческой сущности, к его обязанностям перед всем, что является живым на планете.

Пришвин отображает в своей сказке позитивный настрой на способность реализации данной мечты, если стремительно начать поиск ее осуществления в повседневном существовании, где живут обычные люди.

В книге «Кладовая солнца» мы знакомимся с двумя героями – Митрашей и Настей. Каждый из них обладает рядом положительных и отрицательных качеств.

Митраша невысок, плотен, у него широкий лоб и затылок. Он силен и упрям, несмотря на юные года – он моложе, чем его сестра на два года. Все его лицо покрыто золотистыми веснушками, а носик вздернут кверху. Упрямство мальчика будто бы подчеркивает его целеустремленность и трудолюбие.

В школе учителя его прозвали «Мужичок в мешочке», поскольку уже в свои десять лет он был способен выполнять все мужские обязанности по дому. Родители погибли: мама - от болезни, отец – на войне. Митраша по характеру очень походил на своего отца, обладая всеми качествами настоящего мужчины. Отец его обучил столярству. Мальчик имел все необходимые инструменты для этого дела. Он вырезал разнообразную посуду из дерева, припоминая папины советы, которые ему не раз помогали.

Митраша посещал все собрания в стремлении понимания мнения общественности. Он обожал природу и старался пользоваться ее дарами, однако, оказавшись в лесу, где было все общее, у него проявилась жадность, которая и завела его в беду.

Митраша очень любил свою сестру. Стараясь походить на папу, он учил Настю и наставлял. Однако когда она не слушалась, мальчик начинал злиться и хорохориться. Он является чудесным человеком, настоящим мужчиной, невзирая на юные годы, и прекрасным примером для подражания.

Насколько Митраша походил на отца, настолько же Настя была похожа на мать. Пришвин в шутку прозвал ее золотой курочкой. И не зря: она будто бы светилась золотом – веснушки золотые, волосы такого же оттенка, и только носик не блестел, а был чистенький, вздернут к небу.

Эти дети очень работящие и умные. Они выполняли общественные работы: в колхозе, на скотных дворах, помогая танкистам. Несмотря на то, что у них было много домашних животных, они прекрасно со всем справлялись.

Настя и Митраша похожи, однако характеры их обладают определенными различиями. Поступки Насти благоразумны: она старалась убедить Митрашу не ходить заболоченной дорогой. Однако есть и другая сторона медали. Вот мы видим, как она ведет себя эгоистично, поссорившись с Митрашей и уйдя с корзинкой.

«Мужичок в мешочке» упрям, из-за чего и попал в неприятности. Но он и находчив, поэтому смог спастись. Благодаря своей смекалке, он подозвал собаку Травку, которая и спасла его. Митраша смел, недаром буквально вся деревня была поражена: ведь он застрелил волка. Не каждый взрослый смог бы так поступить, а десятилетний мальчик все же подстрелил серого помещика.

Настя же тоже благодаря своей жадности чуть не угодила в неприятности. Если бы вовремя не опомнилась, она была бы укушена змеей. Автор будто бы на примере «золотой курочки» упрекает всех, кто теряет человечность. Девочка сталкивается со злом, и ей приходится осознать свою ошибку, ведь сначала она поддалась чувству обиды, а потом уже жадности и азарту в сборе ягод. Настя испугалась за брата, ее охватили отчаяние и тревога. Именно благодаря тому, как она восприняла природу, ей удалось понять, как плохо поступила.

Я считаю, что данное произведение является поучительным, его интересно читать и детям, и взрослым. В нем четко просматривается мораль. Автор будто разъясняет, что хорошо, а что плохо. И то, что поступая плохо, придется в итоге расплачиваться. Герои этого произведения – замечательные. У них есть характер, сила духа, доброта. И даже если они иногда ошибаются, то в конце концов осознают свои ошибки.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -