Правописание прилагательных слитно раздельно через дефис. Слитные, дефисные и раздельные написания сложных прилагательных

Конспект открытого урока по теме: «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»

Цели:

Обучающая: сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных;

Развивающая : создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы;

Воспитывающая: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока:

1 Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Садитесь.

Ну проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте, все ль в порядке ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получить, только лишь оценку пять.

2. Актуализация знаний.

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

Что вы знаете об этой части речи?

Составление кластера.(слайд №1)

Имя прилагательное

Обозначает-(признак предмета)

Изменяется по-(родам, числам, падежам)

Каким членом предложения может быть(сказуемым, определением,)

Какие разряды прилагательных вам известны?(качественные, относительные, притяжательные)

Какие орфограммы вы изучили-(не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, О, Ё после шипящих и Ц, суффиксы К и СК в прилагательных)

Найди лишнее и объясни почему.(слайд № 2)

Морской

Матросский

Флотский

Рыболовецкий

(рыболовецкий, потому что 1) суффикс К, 2) состоит из двух корней, т.е. является сложным)

Давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа, а для темы оставим 2 строчки и запишем ее чуть позже.

3. Формирование знаний.

А) Работа с текстом.(слайд №3)

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек с темно – зеленым водонепроницаемым плащом и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас подчеркнуты?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Задание: Выпишите в 2 столбика все сложные прилагательные, которые пишутся слитно и через дефис.(слайд № 4,5)

Почему они пишутся по- разному?

Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

Давайте запишем ее.(слайд №6)

Чему мы должны научиться к концу урока?

Мне бы очень хотелось, чтобы к концу урока каждый из вас смог ответить себе на вопрос достиг ли он поставленной цели?

Какие из этих сложных прилагательных образованы от имени существительного?(слайд №7)

Носорожья – носорог,

Юго – западный – юго – запад

Почему одно прилагательное пишется слитно, а другое через дефис?

Какой мы вывод можем сделать?

- Какие из этих сложных прилагательных образованы от словосочетания?(слайд №8)

Рыболовецкое – ловец(чего?) рыбы,

Седобородый – борода (какая?) седая,

Водонепроницаемый – непроницаемый(чем?) водой,

Трехмачтовый – три(чего?) мачты

Как пишутся все эти сложные прилагательные?

Вывод. Сложные прилагательные, образованные от словосочетания должны писаться слитно.

Какие сложные прилагательные образованы от сочетания двух имен прилагательных, не зависящих друг от друга?(слайд № 9)

Сине – зеленый

Горько- соленый

Темно – серый

Бело – розовые

- Что объединяет подчеркнутые прилагательные?

(Цвет)

Как они пишутся?

Вывод: Сложные прилагательные, в одной части которого имеется цвет пишутся через дефис.

Можно ли между частями оставшегося прилагательного вставить союз И. Море горькое и соленое.(слайд №10)

- Такие прилагательные называются равноправными или равносильными. Как пишутся такие прилагательные?

Вывод: Сложное прилагательное, между частями которого можно вставить союз И пишется через дефис.

Б) Работа в группах.(слайд № 11)

Задание: Сформулируйте правило и заполните таблицу.

Слитно

Через дефис

Проверка.(слайд №12)

4. Формирование умений и навыков.

Задание по группам . Работаете вместе, затем один из вас представляет свою работу.

1 группа: Раскрашивает кораблик не карандашами и фломастерами, а словами, используя только сложные прилагательные.(слайд №13)

2 группа : из словосочетаний составьте сложное прилагательное.(слайд №14)

Язык Древней Руси-

Техника по строительству судов-

Обряды старой Руси-

3 группа: Образовать сложные имена прилагательные.(Слайд №15)

Бумажный и картонный комбинат-

Взлетная и посадочная полоса-

Русский и татарский словарь-

4 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных существительных. (слайд №16)

Северо – восток-

Северо – запад-

Юго –восток-

Юго – запад-

5 группа: Образовать сложные имена прилагательные от сложных имен существительных. (Слайд №17)

Водопровод-

Лесопарк-

Трубопровод -

Проверка.

5. Итоги урока.

Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?

Какой была наша цель?

Что мы рассмотрели, давайте еще раз вспомним.(слайд № 18)

Как пишутся сложные прилагательные, одна часть которого обозначает цвет?

Как пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний?

Как пишутся прилагательные, образованные от сложных существительных, которые также пишутся через дефис?

Как пишутся прилагательные, которые образованы от сложных существительных, которые пишутся слитно?

Как пишутся прилагательные, образованные от равноправных прилагательных, между которыми можно вставить союз И?

Для того, чтобы закрепить пройденный материал вы должны выполнить следующее домашнее задание пар.56(выучить правило), упр. 331(раскрыть скобки)

А теперь нам предстоит, проверить достигли ли мы поставленной цели, дать самооценку своей работы. Для этого проведем тест.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

Ответы (слайд №19)

Критерии.

Кто-то сегодня работал очень хорошо и у него все получилось, кто – то был сегодня не в настроении и работал не в полную меру.

Я по рядам пущу кораблики с оценкой.

В зависимости от того, на сколько вы сегодня поработали, посадите себя в кораблик с соответствующей оценкой и напишите на обороте листочка свою фамилию и имя.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!


Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема урока. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели урока:

    образовательные: знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания;

    развивающие: совершенствовать орфографическую зоркость; развивать монологическую речь;

    воспитательные: воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение к мнению одноклассников.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, листы самооценки, разноцветные фигуры, раздаточный материал.

Ход урока.

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Ну, проверьте-ка, ребята, всё ль на месте, все ль в порядке: ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, только лишь оценку пять.

Поэтому желаю вам интересной и плодотворной работы на уроке. А начнем урок с оформления тетрадей. Запишите в своих рабочих тетрадях число, классная работа.

II . Проверка домашнего задания.

    «Мозговой штурм».

Какую большую тему вы сейчас изучаете?

А что вы знаете об этой части речи мы и проверим. Поможет нам ромашка. Вы должны сказать, оторвав лепесток, правильное ли утверждение или нет?

    Имя прилагательное обозначает предмет.

    Изменяется по родам, числам, падежам. Это постоянный признак.

    Прилагательное богатый (опыт) является относительным, прилагательное мамины (руки) – качественным, прилагательное зимний (день) – притяжательным.

    В суффиксах прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется Ё, в безударном положении Е.

    Если к прилагательному относятся слова далеко не, ничуть не и подобные, оно пишется с НЕ слитно. Если прилагательное с НЕ можно заменить синонимом без НЕ, оно будет писаться раздельно.

    Выборочный диктант.

Какая орфограмма, связанная с правописанием прилагательного, на сегодняшний момент вынесена для проверки на экзамен по русскому языку. (Н и НН в именах прилагательных.) Перед вами раздаточный материал №1. Укажите номера тех словосочетаний, в которых в прилагательном пишется НН.

    Деревя..ыми изделиями

    Ути..ый нос

    Обыкнове..ым резцом

    Стекля..ый графин

    Кожа..ый портфель

    Оловя..ый солдатик

    Песча..ый берег

    Лимо..ый сок

    Торфя..ое болото

    Традицио..ый танец

(Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.)

    Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего одноклассника. Верните тетради. Прокомментируем ответы. (Работает один ученик.)

    Работа с листом самооценки (за два задания).

III . Изучение нового материала.

    Формулировка темы, цели и задач урока.

Сегодня на уроке нам с вами предстоит завершить знакомство с правописанием имен прилагательных.

Прочитайте текст.

Юго - западный ветер гнал сине - зеленые волны горько – соленого моря. На борту рыболовецкого судна стоял высокий седобородый человек и смотрел вдаль. На горизонте маячил трехмачтовый бриг. Над ним висели бело – розовые облака. Одно было похоже на огромную носорожью тушу.

Слова какой части речи у нас выделены?

Что отличает их от других прилагательных?

Почему они являются сложными?

Скажите, одинаково ли пишутся сложные имена прилагательные.

Выпишем имена прилагательные с существительными, к которым они относятся, распределив их на столбики: слитно / через дефис. Докажем, что прилагательные сложные. (Работают два ученика.)

Через дефис

Рыболовецкого судна

Юго-западный ветер

Седобородый человек

Сине-зеленый волны

Трехмачтовый бриг

Горько-соленого моря

Носорожью тушу

Бело-розовые облака

А мы можем объяснить, почему нет единообразия? Нет.

Поэтому попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Запишем в тетради тему урока. (Слайд)

Какова же цель урока, как вы думаете? (Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.) (Слайд)

Как будем достигать этой цели? Какие задачи необходимо для этого выполнить? (Познакомиться с теоретическим материалом, выполнять разные упражнения на отработку и закрепление правила.)

Итак, решаем первую задачу. Для этого разделимся на группы. У вас на столах есть материал с правилом. Изучите его. Первая группа готовится рассказать о слитном написании сложных прилагательных, вторая группа о дефисном написании сложных имен прилагательных.

    Защитное слово каждой группы.

    Самостоятельная работа в группах.

Вернемся к прилагательным из текста. У вас на столах раздаточный материал желтого цвета. Посовещайтесь в группе и приготовьтесь объяснить, почему одни прилагательные из текста пишутся через дефис, а другие слитно.

    Защитное слово каждой группы. (Теперь надо поменять комментарий: первая группа говорит о дефисном написании, вторая – о слитном.)

Посмотрите внимательно, что у нас получилось? А получилось по сути графическое обозначение орфограммы. Осталось правильно комментировать орфограмму. Послушаем, как это можно делать. (Учитель приводит пример рассуждения)

IV . Закрепление изученного материала.

    Физминутка.

Раз – подняться, потянуться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

    Выборочно-распределительное списывание.

1 группа выписывает словосочетания, в которых сложные прилагательные пишутся слитно.

2 группа выписывает словосочетания, в которых прилагательные пишутся через дефис.

Обратите внимание на числа в скобках. Выписываете словосочетания в столбик вместе с числом. Графически обозначаем орфограмму.

(Боле)утоляющее средство (8), (паро)ходный гудок (12), (растительно)животный мир (9), (зелено)золотистые поля (11), (железно)дорожная станция (14), (шести)струнная гитара (16), (северо)восточный ветер (13), (кисло)сладкий соус (17), (взлетно)посадочная полоса (20), (водо)проводный кран (20).

    Проверка.

Если все правильно выполнено, то в сумме должно получиться число 70.

(Боле)утоляющее средство (8),

(паро)ходный гудок (12),

(железно)дорожная станция (14),

(шести)струнная гитара (16),

(водо)проводный кран (20).

Через дефис:

(растительно)животный мир (9),

(зелено)золотистые поля (11),

(северо)восточный ветер (13),

(кисло)сладкий соус (17),

(взлетно)посадочная полоса (20).

Ребята, о чем вам говорит число 70? (В этом году мы будем праздновать 70 лет, как закончилась ВОВ.)

Зачем нужно помнить об этом событии?

    Работа с листом самооценки (вся работа в группе).

    Игра «Четвертое лишнее».

Нужно выписать только то словосочетание, которое является лишним.

    (Бумажно)картонный комбинат, (русско)немецкий словарь, (фруктово)ягодный сок, (трубо)проводный канал. (Образовано от сложного существительного, которое пишется слитно.)

    (Широко)плечий мужчина, (пяти)этажный дом, (бело)ствольная береза, (красно)оранжевый диск . (Обозначает оттенок цвета.)

    (Высоко)качественный товар , (пуле)метный огонь, (верто)летный гул, (лесо)парковая зона.

    (Серо)синий шарф, (светло)голубой берет, (кисло)сладкий чай , (иссиня)черный пояс. (Можно вставить союз И.)

    (Ярко)красный мяч, (влаго)защитный плащ , (юго)западный ветер, (шахматно)шашечный турнир. (Образовано на основе словосочетания.)

    Работа с листом самооценки.

    Найдите соответствие.

1 (синие)пресиние глаза

А Слитно, от существительного, которое пишется слитно

2 (трудо)любивый человек

Б Через дефис, от существительного, которое пишется через дефис

3 (северо)западное направление

В Через дефис, можно вставить союз И

4 (мясо)молочный продукт

Г Через дефис, обозначает оттенок цвета

5 (пеше)ходная дорожка

Д Слитно, образовано на основе словосочетания

Прокомментируем ответы.

Проверим при помощи ключа.

V. Итог урока.

Давайте вернемся к цели сегодняшнего урока.

Знать условия слитного и дефисного написания сложных прилагательных, уметь правильно писать сложные прилагательные и обосновывать выбор слитного или дефисного написания.

Достиг ли каждый из вас цели?

    Тест (с использованием сигнальных карточек).

через дефис ?

А) (добро)желательный

Б) (северо)восточный

В) (двух)комнатный

В каком случае сложное прилагательное пишется слитно ?

А) (русско)немецкий

Б) (документально)художественный

В) (длинно)ногий

Сложное прилагательное кисло-сладкий пишется через дефис, потому что

А) можно вставить союз И

В) образовано от существительного, которое пишется через дефис

Сложное прилагательное вездеходный пишется слитно, потому что

А) можно вставить союз И

Б) образовано на основе словосочетания

В) образовано от существительного, которое пишется слитно

В каком случае сложное прилагательное пишется через дефис ?

А) (темно)каштановый

Б) (бело)ствольная

В) (пяти)летний

    Работа с листом самооценки.

    Рефлексия.

Посмотрите в свой лист-самооценки и скажите, как сегодня вы себя чувствовали на уроке. Для этого воспользуйтесь разноцветными фигурами.

Справлялся самостоятельно со всеми заданиями

Справлялся, но с помощью одноклассников, учителя

Требуется помощь со стороны учителя

А теперь закрасьте человечка на лестнице успеха, который говорит о вашем состоянии знаний по теме сегодняшнего урока.

VI . Домашнее задание.

Домашнее задание сегодня у вас разноуровневое. Вы сами оцениваете свои возможности и выполняете задание либо на 3, либо на 4, либо на 5.

Ребята, я рада, что мы с вами успешно изучили тему. Желаю вам успеха. Спасибо за урок!

Приложение 1 (домашнее задание)

ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?

Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.

1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (Ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.

ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.

1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего Востока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.

ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Объясните написание.

(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (научно)просветительский, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (овоще)консервный, (военно)административный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.

Приложение 2

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

Лист самооценки учени____ 6 класса _______________________

Работа в группе

«4 лишнее»

Соответствие

Оценка учителя

23-24 отлично («5») 22-18 хорошо («4») 17-10 удовлетворительно («3»)

Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство),естественнонаучный (естественные науки), сложноподчинённое (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа),полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный , близлежащий ,животрепещущий , глубокоуважаемый , свежеиспеченный , ясновидящий , сильнодействующий ,дикорастущий , вечнозелёный , гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный , прямо противоположный , чисто русский , детски наивный , плохо скрываемый , отчётливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трёх основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки),древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также - глухонемой .

Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных наименований - сочетаний имён и фамилий, а также от названий населённых пунктов, представляющих собой сочетания имён и фамилий, имён и отчеств, например: дизель-моторный , социал-демократический , бурят-монгольский , северо-восточный , алма-атинский , орехово-зуевский ,нижне-масловский , усть-абаканский , ромен-роллановский , вальтер-скоттовский , лев-толстовский , ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский , заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например:беспроцентно-выигрышный , выпукло-вогнутый , партийно-комсомольский , садово-огородный ,мясо-молочный , англо-японский , русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например:раскатисто-громкий , горько-солёный ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый , ярко-синий ,тёмно-русый , чёрно-бурый , синевато-голубой , золотисто-жёлтый , пепельно-серый , бутылочно-зелёный , лимонно-жёлтый , изжелта-красный .



4. Входящие в состав географических собственных имён и начинающиеся с восточно- , западно- ,северно- и северо- , южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область , Восточно-Китайское море , Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный , рыхло-комховато-пылеватый , удлинённо-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам- , сама- , например: сам-друг , сам-третей , сам-пят , сама-пята .

Сложные прилагательные - это части речи, созданные в результате сочетания двух слов. Их можно преобразовать снова в словосочетание, составляющие которого будут либо иметь грамматические отношения, либо просто примыкать друг к другу. В последнем случае слова могут быть связаны друг с другом лишь по смыслу.

Способы образования

В русском языке встречаются сложные прилагательные, состоящие из двух элементов, которые в своем первоначальном виде представляют собой слова, связанные друг с другом грамматическим согласованием. Например:

  • русскоязычное население (русский язык);
  • общеисторический метод (общая история);
  • общеобразовательная школа (общее образование);
  • тяжелобольной пациент (тяжелый больной);
  • одностороннее движение (одна сторона).

Имена прилагательные могут быть образованы из существительных, взаимосвязанных друг с другом таким видом грамматического значения, как управление. Например:

  • металлообрабатывающий станок (обработка металла);
  • лесоохранный знак (охрана леса);
  • домостроительная компания (строение дома);
  • автопрокатное предприятие (прокат автомобилей);
  • мелкобуржуазное мышление (мелкая буржуазия).

Сложные прилагательные могут происходить из слов, которые не имеют какой-либо грамматической взаимосвязи, и названий географических объектов. Например:

  • легкоранимый человек (легко ранить);
  • острозаточенный нож (остро заточить);
  • нижнетагильский завод (Нижний Тагил);
  • североосетинский филиал (Северная Осетия);
  • большевяземский музей (Большие Вяземы).

Слитное написание терминов

Правописание сложных прилагательных может быть различным. Зависит оно от способа образования и области лексики, к которой эти слова относятся. В научно-технической и медицинской литературе встречаются нередко термины, происходящие от двух слов. Например: кислородосодержащий, древнеславянский, спинномозговой, термоизоляционный, хромовокислый, частновладельческий, щелочноземельный. Среди этих слов встречаются и такие, которые невозможно преобразовать в словосочетание. Например: конноспортивный; травоядный. Слитное написание сложных прилагательных этой категории не может вызывать сомнений, поскольку они состоят из элементов, один из которых (а в отдельных случаях и оба) не могут употребляться отдельно. Следует также помнить, что всегда пишутся слитно прилагательные, начинающиеся на такие элементы, как обще-, поздне-, верхне-, древне-, нижне-. Раздельно нельзя писать также слова терминологической тематики, начинающиеся на высоко-, широко-, низко-, глубоко-, мелко-, узко-, много-, мало-, сильно-, остро-, круто-, густо- и так далее. Например:

  • сильнодействующе снотворное;
  • высокоразвитая страна;
  • широкомасштабные действия;
  • узкоспециализированное производство;
  • густонаселенный пункт.

Раздельное написание терминов

На правописание сложных прилагательных оказывает влияние присутствие в предложении пояснительных слов. Точнее сказать, при их наличии верным может быть только написание отдельно стоящих слов. Например:

  • густонаселенная область (густо населенная иностранцами область);
  • малоизученные проблемы (мало изученная наукой проблема).

В правописании нужно также обращать внимание на порядок слов. Сложные прилагательные почти во всех случаях предшествуют существительному, к которому они относятся. А свободное словосочетание, примеры которого были рассмотрены выше, следует, как правило, за ним. Например:

  • быстросохнущая краска (краска, быстро сохнущая на открытом воздухе);
  • остропахнущий (раствор, остро пахнущий при высокой температуре воздуха);
  • легкодостижимая цель (цель, легко достижимая для человека, который обладает специальными знаниями);
  • скоропортящееся молоко (молоко, скоро портящееся без предварительной пастеризации).

Также следует помнить, что сложные слова, как и все прочие, имеют только одно ударение. В словосочетаниях их два.

Сложными прилагательными являются также слова, первая составляющая которых - четверть-. Например: четвертьфинальный, четвертькровный.

Дефис в прилагательных и существительных

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных - раздел правописания, незнание которого нередко приводит к совершению орфографических ошибок. Для того чтобы их избежать, необходимо всего лишь запомнить несколько простых правил.

Необходимо знать, что через дефис прилагательные всегда пишутся в том случае, если они образованы от существительных с дефисным написанием. Например:

  • социал-демократическая партия (социал-демократия);
  • юго-восточный округ (юго-восток);
  • карачаево-черкесское население (Карачаево-Черкесия);
  • нью-йоркский парк (Нью-Йорк);
  • премьер-министерский корпус (премьер-министр).

Но если такие сложные прилагательные обладают приставкой, пишутся они слитно. Например:

  • антисоциалдемократические воззрения;
  • присырдарьинский город.

Индивидуальная принадлежность

Всегда через дефис пишутся слова, созданные от имен собственных. Тогда как необходимо знать, что в подобных случаях между основными элементами прилагательного должен непременно стоять дефис. Например:

  • ильфо-петровские персонажи;
  • майн-ридовский роман;
  • робин-гудовские подвиги;
  • Потап-Потапычев портфель;
  • Иван-Грозновское время.

Прилагательные, включающие два равноправных понятия

Написание сложных прилагательных зависит от смысловой нагрузки, которую несет каждая из составляющих. И если в одном слове содержатся элементы, имеющие равноправные понятия, они пишутся через дефис. Например:

  • культурно-развлекательный центр;
  • отчетно-экзаменационный концерт;
  • сердечно-сосудистое заболевание;
  • агитационно-пропагандистское мероприятие;
  • англо-немецкий словарь;
  • рабоче-крестьянское движение;
  • русско-турецкая война;
  • художественно-публицистический жанр;
  • ликеро-водочный завод;
  • электронно-автоматический метод.

Прилагательные, образованные из частей с неоднородными признаками

Дефисное написание сложных прилагательных применимо в том случае, когда слово состоит из элементов, которые можно преобразовать в существительные или другие части речи, не являющиеся однородными членами речи. В качестве первой части в таких прилагательных часто выступают такие основы, как массово-, народно-, военно-, научно-, учебно-. Например:

  • научно-исследовательский институт;
  • народно-прикладное искусство;
  • военно-морской флот;
  • учебно-консультационный центр.

Прилагательные, обозначающие оттенок качества

Если прилагательное означает какое-либо свойство, а для придания ему некоего оттенка добавляется дополнительный элемент, применяется дефисное написание. Это же правило применяется и в написании сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки. Например:

  • кисло-сладкий соус;
  • мужественно-суровый вид;
  • тревожно-навязчивые мысли;
  • добродушно-приветливая улыбка;
  • бледно-розовые губы;
  • ярко-красное платье.

Написание терминов через дефис

Многие прилагательные терминологического характера пишутся через дефис. Например:

  • злаково-бобовые травы;
  • желудочно-печеночный сбор;
  • магнито-мягкие материалы;
  • каменно-бетонный фундамент;
  • заправочно-сливной клапан.

Сложные прилагательные слитно не пишутся в том случае, если первая часть их является заимствованием из иностранного языка с суффиксом «-ико». При написании слов этого типа используется дефис. Например:

  • историко-этнографический;
  • критико-публицистический;
  • медико-оздоровительный;
  • политико-правовой;
  • химико-технологический.

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных встречается в одних и тех же определениях. Правописание в подобных случаях зависит от контекста. Например:

  • мужественно-суровый облик (суровый и мужественный);
  • мужественно суровый облик (мужественная суровость).

Прилагательные часто состоят из элементов, являющихся по отдельности синонимами. И их синонимичность является верным основанием к дефисному написанию. Например:

  • наивно-детские рассуждения;
  • торжественно-возвышенная лексика;
  • высокомерно-презрительное отношение.

§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:

1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).

2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .

Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .

3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также - глухонемой .

§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:

1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований - сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .

Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .

Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .

2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).

3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .

4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, западно-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .

Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .

Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-третей, сам-пят, сама-пята .