Автор произведения роман дубровский. Странный роман дубровский

"Дубровский" - это повесть или роман? Как сам Пушкин это определял? и получил лучший ответ

Ответ от Наталья[гуру]
Дубровский А. С. Пушкина - это роман!
В 30-х гг 19 века Пушкин много работал над критическими статьями, в которых проводил идею сближения русской литературы с действительностью, с современностью. "Наш век - век романа", - пишет в 1835 г и Белинский. Определяя сущность современного ему романа, Пушкин писал в 1830 г: "В наше время под словом "роман" разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании". Этой формулой Пушкин определял не только исторический, но и современный роман вообще. Существенную особенность романа своего времени Пушкин видел в принципе историзма. Этим роман 19 в действительно глубоко отличался от старинного романа, которому как раз и недоставало изображения жизни в последовательно историческом духе. Другую особенность романа Пушкин находил во всестороннем изображении жизни и характера человека.
Пушкин в «Дубровском» не просто констатирует факт разорения дворянина. Он осмысляет этот факт как звено в своей концепции русской истории, видит в частной судьбе героя свидетельство того революционизирующего воздействия, которое оказывает процесс раздробления и отчуждения имений на «наше старинное дворянство» . «Эдакой страшной стихии мятежей нет и в Европе» , - писал поэт два года спустя (XII, 335). В «Дубровском» эта идея приобрела конструктивное значение. Незавершенный роман Пушкина стал опытом органического слияния картин реальной действительности и обширной исторической идеи.
Наталья
Просветленный
(25351)
Слово "повесть" имеет синонимы: рассказ, повествование, описание, история, сказ... Возможно, Белинский, сказав о "Дубровском": "...вся эта повесть...", имел в виду: "...всё это повествование о Дубровском..." или "...весь этот рассказ о Дубровском...:, что не означает: повесть "Дубровский" или рассказ "Дубровский". Но слово "повесть" после этих слов Белинского к "Дубровскому" прикрепилось, поэтому и стали "Дубровского" называть повестью. Также повестью "Дубровского" называли и советские пушкинисты. В моей библиотеке есть 4-й том ПСС А.С. Пушкина в шести томах, изданного в 1932 г под редакцией М.А. Цявловского, П.Е. Щёголева и др. Этот 4-й том включает в себя "Евгения Онегина" (ред. Б.В. Томашевского), ПОВЕСТИ (в т.ч. и "Дубровский", ред. Ю.Г. Оксмана) и "Путешествие в Арзрум" (ред. Ю. Тынянова). А вступительная статья к тому написана Д. Благим. Я это написала только к тому, что все эти известные советские пушкинисты считали "Дубровского" повестью, возможно, после слов Белинского.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Пушкин – солнце русской культуры» Эта мысль отнюдь не нова. Нет ни одного жанра в отечественной литературе, где Пушкин не оставил бы свой след. Проходят годы, века, а русская культура продолжает развивать идеи, образы, темы, когда-то затронутые им. Пушкинские герои, а вместе с ними и сам писатель ведут свой непрерывный диалог с читателем, размышляя о добре и зле, чести и бесчестии, милосердии и жестокости.

3 слайд

Описание слайда:

Роман «Дубровский». «Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство, власть».

4 слайд

Описание слайда:

О романе Роман «Дубровский» – одно из самых значительных прозаических произведений Александра Сергеевича Пушкина. Работа над этим романом была начата в октябре 1832 года, а уже в январе 1833 года Пушкин закончил первые два тома. Однако роман остался незавершённым. По планам и сохранившимся черновикам должен был быть третий том.

5 слайд

Описание слайда:

Реалистический роман В основе романа рассказ П. В. Нащокина о белорусском небогатом дворянине Островском (первоначально герой романа назывался Островским).

6 слайд

Описание слайда:

Основной конфликт Ведущей становится трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении людей. Социальные законы всюду побеждают человеческие чувства и привязанности, но люди не могут не сопротивляться обстоятельствам, если верят в гуманные идеалы и хотят сохранить лицо. Так человеческие чувства вступают в трагический поединок с законами общества, действительными для всех. В основе конфликта – неравенство героев перед законом. Богатство и бесчестие (Троекуров), богатство и цинизм (Верейский) – вот неразлучные пары, характеризующие социальный организм. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира Дубровского отстоять своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные качества героя несовместимы с его социально – общественным положением. Так Дубровский оказывается романтическим героем, который вследствие своих человеческих качеств постоянно втягивается в конфликт с установившимся порядком вещей.

7 слайд

Описание слайда:

Два приятеля Действие в произведении приходится на 20-е годы 19-го столетия. Завершается спустя полтора года от начала описываемых событий. С первых же строк романа перед нами разворачиваются картины жизни провинциальных русских помещиков: их неторопливый уклад, характерные детали быта, заботы и забавы. Характеристика Дубровского Андрея Гавриловича и Троекурова Кирилы Петровича, с которыми нас знакомит автор, строится по принципу противопоставления, или контраста. Они и в самом деле очень разные во всём, начиная от материального положения и заканчивая взглядами на жизнь.

8 слайд

Описание слайда:

«Меж ними всё рождало споры…» Кирила Петрович Троекуров - образ «старинного русского барина», типичный барин – крепостник, богатый, знатный, порочный и невежественный. Андрей Гаврилович Дубровский - отставной поручик гвардии, бедный и независимый, с чувством собственного достоинства, человечный и великодушный барин. Ближайший сосед Троекурова и его старый товарищ. Троекуров, будучи военным, вышел в отставку в почётном звании генерал-аншефа, что принесло ему немало привилегий и почестей. Андрей Гаврилович вернулся из гвардии всего лишь небогатым поручиком. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград. Дубровский принадлежал к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство, долг выше всяких личных выгод.

9 слайд

Описание слайда:

«Они сошлись…» Однако характеристика Дубровского из романа «Дубровский» и Кирилы Петровича имеет некоторые точки соприкосновения. Оба, как мы уже установили, служили в армии и гордились этим. Оба женились по большой и искренней любви, оба вскоре стали вдовцами с малыми детьми на руках. Сравнительная характеристика Дубровского с Троекуровым была бы неполной, не упомяни мы об общей их страсти - охоте. Как ни разбирался в тонкостях её Кирила Петрович, но такого дотошного знатока, каким был Дубровский, ещё стоило днём с огнём поискать. За это Троекуров безмерно уважал бедного соседа, высоко ценил и привечал. Ни один выезд не обходился без него. А уж если по какой-либо причине отставной поручик отсутствовал, генерал-аншеф брюзжал, ругался, был недоволен всем и вся, и никакая охота не получалась. К тому же только Дубровскому он позволял держаться с собой на равной ноге, уважал за то, что приятель сам никогда не лебезил и не позволял с собою обращаться свысока.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

«На псарне у Троекурова» «Псарня чудная, вряд людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам»

12 слайд

Описание слайда:

«В суде» Троекуров губит Дубровского только из - за того, что тот посмел перечить ему. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя».

13 слайд

Описание слайда:

В романе представлены два поколения – отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей. История дружбы отцов есть «прелюдия трагедии детей».

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Искренним, благородным, нежным и робким предстаёт перед нами Дубровский на страницах, посвящённых встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что он уже не может мстить её отцу, он призывает свою шайку прекратить разбой, а сам скрывается за границу.

16 слайд

"Вообще считается, что у Пушкина нет неудач.
И всё-таки «Дубровский» - неудача Пушкина.
И слава Богу, что он его не закончил.
Это было желание заработать много, много денег,
чтобы о них больше не думать.
Это, в противуположность «Пиковой даме»,
вещь без Тайны. А он не мог без Тайны.
Она, одна она, влекла его неудержимо.
«Дубровский», оконченный, по тому времени,
был бы великолепное чтиво.
..Там есть всё, - но нет тайнописи «Пиковой дамы»".
(Анна Ахматова)

Роман «Дубровский» когда-то называли повестью и изучали в школе. Считалось так: "Дубровский" - произведение бунтарское по сути. В нем Пушкин призывает к революции.

Отставной генерал Троекуров живет в имении Покровское. «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес».
Нет предела грубым выходкам Троекурова. Никто не пытается его остановить. Бесполезно и опасно. Напротив: «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при одном его имени».
Гости - соседи Троекурова разделяют его шумные и буйные увеселения. И только бедный сосед Андрей Дубровский выпадает из общего потока. Он «прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина».
Это нонсенс. Соседи приходят в недоумение, по каким таким причинам своевольный Троекуров прощает Дубровскому все подряд. Нам же, читателям, известно только, что отставной генерал и Дубровский - старые знакомые, когда – то вместе служили.
И вот однажды Дубровскому нанесли оскорбление. Причем, обидел не дворянин, а псарь, дворовый человек Троекурова.

Надо бы стерпеть Дубровскому, смириться, так уж повелось, но старик мириться не захотел, а потребовал выдачи и наказания обидчика.
Троекуров был даже рад. Поделом ему, Дубровскому! Наконец-то осадили чересчур смелого друга. Но Дубровский по-прежнему ценен Троекурову и настроение барина меняется.
Хорошо бы вернуть прежние отношения. Генерал предлагает мировую и, кажется, готов снова терпеть выходки старого друга.
Однако Андрей Дубровский непреклонен. Он снова забыл о реальном положении вещей. Ничего не поделаешь, такое упрямство - примета старости.
И тогда злобный характер Троекурова раскрывается во всей полноте.
- Дубровских надо уничтожить как племя. Чтобы духу от них не осталось.
Продажные чиновники ищут поводы и находят их. Происходит неправый суд.
Бывший гвардейский офицер Андрей Дубровский теряет имение и становится нищим. Здоровье его подорвано.
К умирающему отцу из столицы приезжает сын Владимир. Полный сил офицер горит желанием отомстить. Крестьяне имения Дубровских поддерживают молодого барина. Устроили так, что судебные исполнители, те, кто прибыли отбирать имение, сгорают заживо, а в лесах появляется шайка разбойников. По всей округе начинаются грабежи богатых помещиков.
Не стоит сомневаться, что скоро очередь дойдет до Троекурова. Однако благородная месть состояться не может. У Троекурова есть дочь, юная красавица Маша. Сердцу не прикажешь, молодой Дубровский оказывается влюблен в дочь своего врага.
Маша отвечает взаимностью. Происходит ряд любопытных событий и нам уже кажется, что молодой Дубровский и Маша, наконец, соединят свои судьбы. Для того и пишут романы, что бы у них был счастливый конец.
Но на пути их счастья всякий раз возникают помехи. Тайна молодых раскрыта. Машу хотят насильно выдать замуж за немолодого князя Верейского.
Законы жанра требуют этому помешать, но как-то неудачно действует Дубровский. Венчание Маши и князя Верейского все-таки происходит.
Действие этого романа идет наперекор надеждам читателя.
Положение не спасает и то, что Владимир Дубровский отбивает Машу у князя Верейского. Им можно скрыться, можно устроить развод, но Маша отказывает Дубровскому.
Дальнейшая борьба теряет всякий смысл и дворянин - разбойник покидает родные края.
Таково краткое содержание.

Анна Андреевна Ахматова не подвергает роман детальному изучению. Она разочарована, только и всего. Это верно. Не назовешь роман "Дубровский" слишком увлекательным.
И надо-ли строго оценивать роман, если он писался для заработка?
Пушкин хотел заработать, но с задачей не справился. Но, как всегда, к написанному относился критично, о недостатках знал и потому не отдал роман в печать.
Ахматова как будто рада, что роман не был напечатан при жизни Пушкина. Это как-то оправдывает недостатки рукописи.
Однако Виссарион Белинский, прочитав "Дубровского" пришел в восторг. И назвал роман Пушкина произведением высочайшего качества.
Замечания он сделал позднее.
Последующие знатоки вели себя по-разному. Одни строили придирки к отдельным деталям и несоответствиям, другие, уважая гений Пушкина, не особенно вдавались в критику.

Однако стоит поразмышлять.

Итак. Служили два товарища и оба вышли в отставку.
Генерал – аншеф Кирилла Петрович Троекуров. Это высшее генеральское звание, устаревшее. К 1832 году, к началу написания романа, такое звание в русской армии уже не присваивали.
Что касается современной армии, генерал-аншеф соответствовал бы званию генерала армии, далее следует маршал.
Бедный сосед его Дубровский, по выходу в отставку был гвардейским поручиком. По-современному - это капитан.
Поскольку нас интересуют эти двое, сразу приходит мысль о социальной лестнице. Оба находятся на противоположных концах её. Дистанцию можно бы и уменьшить. Но надо верить тому, что написано.
Пушкин, преследуя какую-то, одному ему понятную цель, именно так установил воинские звания героев романа.

Отметим, что дружба капитана и генерала армии - нонсенс. Дружат равные. У капитанов – друзья капитаны, у генералов - друзья генералы.
Обоюдная дружба представителей разного общественного слоя, как минимум, недолговечна и в чистом виде не встречается.
Генерал может оказывать покровительство, и называть дружбой. А капитан может получать от этого выгоды и называть дружбой свое неравное положение.
Однако если капитан человек неглупый, то должен прислушаться к житейской мудрости. А она советует держаться подальше от начальства и покровителя. На всякий случай.
«Избави нас Бог от барских милостей», - так, кажется, говорил Грибоедов.
Старый Дубровский, должно быть, понимает это, но поместья их находятся рядом, а тут ещё старые связи. Хочешь – не хочешь, приходится дружить. Заметим, Пушкин дает понять, что Андрей Дубровский не очень - то ценит дружбу с Троекуровым.
Сколько продолжалась их дружба – доподлинно неизвестно, но Троекуров был искренне расположен к старому другу. Магнат запросто навещал бедный дом старого Дубровского.
Кирилла Петрович был готов женить малолетнего Володьку Дубровского на своей дочке Машеньке. Правда, это только слова, но каков порыв!
Старый Дубровский вполне резонно и вежливо от такой перспективы отказывается. Он иллюзий не строит.

Несомненно, хорошее отношение генерал-аншефа – следствие каких-то прошлых заслуг Дубровского. Поскольку оба люди военные, объяснение кажется простым.
Андрей Дубровский, с его прямым и твердым характером, конечно же совершил военный подвиг. Однако награда его обошла. Так бывает. Он, должно быть, не дождался повышения по службе и ушел в отставку.
Несомненно, Дубровский совершил что - то значительное.
Возможно, Андрей Дубровский обеспечил успех боевой операции, в которой участвовал генерал Троекуров, его командир. Троекуров помнит заслуги старого друга и выделяет его среди соседей - помещиков.
Возникает вопрос:
- На какой войне воевали, в каких боях принимали участие?
В романе ответа нет.
Младший Дубровский находит письма отца из турецкого похода. Но в них ни слова нет о Троекурове. Как нет упоминаний о сражениях и походах в которых участвовал сам Андрей Дубровский.
Казалось бы, Пушкин мог расшифровать. Война ему знакома. Три года назад Пушкин побывал в Курдистане, на русско-турецкой войне.
Конечно, поэта к серьёзным боям не допускали. Пушкина берегли. Но характер у него общительный, а старых и новых знакомых - хоть отбавляй. С ним делились рассказами о боевых эпизодах.
Что же касается стратегической обстановки, Пушкин тоже был в курсе. Он был желанный гость на обедах у Ивана Паскевича, командующего армией. И за столом, высшие командиры рассуждали о ходе компании.
Таким образом, Пушкин был свидетель и участник, недостатка в информации у него не было.
И почему бы классику, пишущему роман о двух русских офицерах, не показать их давнее или недавнее военное прошлое.
Военные события могли придать остроты. А война без всякой фальши сделала бы роман по-Пушкински реалистичным.
Но почему-то Пушкин не показывает ни войну, ни военных приключений. Не считает нужным.
Может быть, решил не отвлекаться, а стремится сообщить другое? Пушкин поставил себе какую-то другую, недоступную нам (пока) задачу?
Настолько важную, что показ военных действий, столь любимый публикой и выигрышный для писателя - задача второстепенная.
И, более того, Пушкина как будто не особенно волнует, будет роман увлекательным или нет.

Однако надо искать. Верно то, что роман сложен для понимания.
А пока не стоит соглашаться с Анной Андреевной. Получение гонорара - не главная причина его создания.

Первые выводы очевидны и незначительны.
Можно только утверждать, что старый Дубровский имеет заслуги, никак не связанные с войной.
Но какие-то очень важные заслуги.
Заслуги несомненны, Пушкин подчеркивает это. Кирилла Троекуров помнит и ценит Дубровского в ущерб собственному болезненно раздутому самолюбию. Старый Дубровский сосед особенный, и попытки соседей совершать такие-же смелые поступки Кирила Петрович пресекает в принципе.
Вопрос. Какие заслуги кроме военных, мог иметь офицер, вышедший в отставку в малых чинах?
Далее. Младший офицер, пускай бывший, не соблюдает субординацию - могло ли быть такое? Военный ли он?
Сомнения в этом законны. Почему-то бывший офицер Дубровский высказывает свое мнение, не заботясь о том, противоречит ли оно мнению хозяина.
Кстати, зададим вопрос, какие суждения мог высказывать Дубровский? И по каким вопросам?
Мы знаем, что высказывания ставят босса в затруднительное положение, но Троекуров терпит.
Пушкин приводит только одно замечание Дубровского, которое стало последним в его дружеских отношениях с Троекуровым.
Старик посочувствовал дворовым генерала, мол, собакам у него живется лучше.
Поскольку других высказываний Дубровского Пушкин не приводит, логично допустить, что тема их могла быть такой – же или похожей. Униженное положение дворовых или крепостных людей.
В николаевские времена это была болезненная и неразрешимая тема. Рассуждения по ней выглядели похожими на ворчание отставного поручика.

Ещё один момент, который нельзя обойти. Виданное ли дело одному помещику воевать с другим?
Случай для России редчайший.
Знатоки объясняют тем, что друг Пушкина Нащокин будто бы видел в остроге города Витебска некоего шляхтича Островского. Вина которого состояла в том, что Островский повел войну с соседом - помещиком в ответ на судебную несправедливость.
Островский, небогатый литовский дворянин, проживал недалеко от местечка Игумен между Минском и Могилёвом. Теперь это город Червень Минской области.
Примерно в тех местах проходили действия, инкриминируемые дворянину Островскому.
Белоруссия, она же Литва, по частям входила в состав Российской империи. Последний раздел Речи Посполитой произошел за пять лет до рождения Пушкина.
Если Дубровский - это Островский, тогда многое сходится. Вместе с польско-литовским населением в Россию перешли старинные обычаи шляхты. В частности, такая форма разрешения проблем, как "наезд".
Центральная административная власть и суды Речи Посполитой были слабыми и шляхтич, например, несогласный с решением суда, мог собрать сторонников и добиваться справедливости не по суду, а "по понятиям", как говорили совсем недавно, в лихих девяностых.
Каким образом? А также как в девяностые: заплатить, заставить, пообещать. Чинить зверства и кого - то лишать жизни - совсем необязательно, хотя было и то и другое.
Важно показать силу и превосходство. Организовать прессинг. Противник должен уступить и принять условия сильнейшего. Литвин Островский так и поступил, но встретил сопротивление. Успешной атаки не получилось, а времена были уже не те. В Российской империи его действия квалифицировали, как бунт со всеми вытекающими последствиями.
Вначале пушкинский роман так и назывался «Островский». Это широко известно.
Попутный вопрос. Почему в процессе написания романа Пушкин меняет его название на "Дубровский", также, как и фамилию главного героя?

С членами шайки Дубровского тоже не всё понятно.
Для русских крепостных перемена хозяина была делом заурядным. В результате купли – продажи имения вместо одного хозяина становился другой.
Ну, допустим, к старому барину привыкли и новый барин сделает жизнь хуже. Но с этим ничего не поделаешь. Протесты ничего не изменят. Живущие на этой земле будут всё теми-же подневольными людьми.
Крестьянские выступления в Росси были нередки и число их росло. Крестьяне роптали, возмущались, и порой брались за вилы. Бунты охватывали целые местности и случалось так, что усмирять народ присылали войска. Но крестьяне бунтовали в ответ на притеснения.
Здесь же притеснений нет и далеко не факт, что таковые наступят. Новый барин ещё не вступил в свои права.
Не слишком ли мал повод, чтобы мужики составили разбойничью шайку и ушли в лес?
Между тем, перспектив нет никаких. Дело Дубровского проиграно в суде. Участие в банде приводит к сибирской каторге или к виселице. Но, тем не менее, крестьяне идут в лес за своим командиром.
А может, они были готовы? Долго ждали и получили сигнал?
До чего же грамотно они расправились с судебными исполнителями! Можно сказать, профессионально. И при этом не испытали ни сомнений, ни угрызений совести!
Неужели Пушкин всё это выдумал?

С романом было вот что.
После кончины Пушкина разбирали его архивы и среди прочих бумаг нашли рукопись романа.
Николай Второй был в курсе, возможно, даже ознакомился с романом. Однако, император не стал придавать значения бунтарскому содержанию его, и "Дубровский" был напечатан, как не самое лучшее произведение классика русской литературы.
После революции идеологов привлек бунтарский дух и «Дубровского». И роман ввели в обязательную школьную программу по литературе.

Жанр приключений считают лёгким. Он так устроен, что читатель лишний раз должен убедиться в торжестве справедливости.
И автор следует этому пожеланию. Чтобы достигнуть непростого, но успешного завершения, путь героя обрастает трудностями, и читатель, возвышая себя вместе с героем, становится сильным, смелым, благородным и непременно побеждающим зло во имя справедливости.

Однако роман "Дубровский" построен иначе и торжества справедливости в нем нет. Положительный герой ровным счетом ничего не добился.
Он лишен имения, положения в обществе, потерял отца, любимую женщину и вынужден покинуть Родину.
Негодяй Троекуров, на совести которого смерть старого товарища, выходит победителем.
Троекуров, власть, законы и обстоятельства действуют удивительно согласованно и эффективно во имя несправедливости. Зло осталось ненаказанным.
Венчания дочери с молодым Дубровским не происходит. Она становится княгиней, и безусловно согласна с этим. Жизнь продолжается и романтикам ней не место.
Есть ещё один ненаказанный участник драмы. Это гнусный человечек - псарь по имени Парамошка. С его подачи происходит конфликт.
... старый Дубровский Троекурову надоел. Барин не может урезонить своего друга. Но как поставить на место Андрея Дубровского? Грубо одернуть нельзя - старый друг всё-таки, а намеки Троекуров делать не умеет.
Кризис приближается.
Проблему взялся решить дворовый человек Парамошка. Он тонко чувствует обстановку и понимает, что нужно хозяину. Хорошо бы Дубровского да лицом в грязь, чтобы был как все.
И Парамошка проявил инициативу.
Да как удачно! Дворянин Дубровский получает оскорбление от человека низкого звания. Троекуров остается в стороне. Вот так псарь! Читает мысли хозяина!
Парамошка – исключительно смелый и талантливый провокатор. Троекуров доволен.
Выдачи Парамошки добивается Дубровский. Не получит. Преданный холуй полезнее старого друга!
Да такому псарю цены нет!

Парамошка должен быть наказан. Этого требует справедливость.
Наказания не последовало. Почему? И почему вопиющая несправедливость легла на страницы романа? Может быть, это случилось в жизни и Пушкин был тому свидетель? А может, нечто подобное случилось с самим Пушкиным? Не совсем как в романе, но по смыслу одинаково. Уж очень трудно придумать такой оборот.
А если так, то откуда взялся в окружении Пушкина псарь с его холуйским оскорблением?
И какое отношение он имел к Александру Сергеевичу?

Возможно Ахматова права. Молодой семье Пушкиных нужны были деньги и Пушкин решил поправить дела.
Он взялся написать приключенческий роман. Был сентябрь 1832. Задача казалась несложной. Чрез пару-тройку месяцев читатель получал нечто простенькое и увлекательное. Имя Пушкина на обложке давало уверенность, что тираж можно сделать большим и книга разойдется скоро.

Вот только не надо спешить. По всем признакам Пушкин задумал нечто другое, пока непонятное нам. Он поместил героев Дубровского в неромантическую современную ему Россию. Гениальные люди обладают даром предвидения и, возможно, Пушкин не строил иллюзий насчет того, сколько мало ему осталось жить.
Простое развлечение публики было невозможно для зрелого Пушкина. Также, как всегда было невозможным создание им "литературной пустышки", или произведения среднего уровня, в котором "есть маленькая, и всем хорошо известная правда".
Он что-то хотел сказать, но не успел, отложил, надо было разобраться. Пушкин сознательно, уже в который раз, пошел на то, чтобы в случае публикации стать объектом критики и очень серьёзных обвинений.
Надо сопоставить роман Дубровский с фактами биографии Пушкина.

Язык оригинала: Год написания:

«Дубро́вский» - неоконченная (по крайней мере необработанная) и не изданная при жизни повесть А. С. Пушкина (1833 год), представляющая собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой - отпрысков двух враждующих помещичьих семейств.Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Такие как "Спокойно,Маша, я Дубровский". Также часто употребляется слово "троекуровщина", что значит правила и порядки, какие были у Троекурова.(жестокое обращение к дворовым, неуважение важных чинов и т.д.)

История создания

У А. С. Пушкина повесть названия не имела. Вместо названия было написано «21 октября 1832 года». Последняя глава написана 21 октября 1833 года . Повесть написана карандашом

Сюжет повести

Богатый и своенравный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.

Из-за дерзости Дубровского происходит ссора между ним и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает. Слуга Дубровских поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова.Он подвергается испытанию с медведем и простреливает ему ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова Машей возникает взаимная привязанность-любовь.

Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, однако, слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает «банду» и скрывается за границей. У Пушкина в черновиках сохранился конец повести. Верейский умирает, Дубровский приезжает в Россию под видом англичанина и они с Машей вновь соединяются.

Экранизации

  • Дубровский (фильм) - фильм режиссёра Александра Ивановского, 1935 год .
  • Благородный разбойник Владимир Дубровский - фильм режиссёра Вячecлaва Hикифopoва и его 4-х серийная расширенная телеверсия под названием "Дубровский", 1989 год .

См. также

  • Романы А. С. Пушкина

Примечания

  • Онлайн словарь Ожигова http://slovarozhegova.ru/
  • Александр Белый «О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском»». «Новый мир », № 11, 2009. С.160.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дубровский (повесть)" в других словарях:

    Дубровский Эдгар (Эдгард) Борисович (родился 16 марта 1932 года) писатель, сценарист. Содержание 1 Биография 2 Cценарии к фильмам 3 Библиография … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дубровский. Дубровский … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Выстрел (значения). Выстрел Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метель (значения). Метель Жанр: повесть

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гробовщик. Гробовщик Жанр: Мистика

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… … Википедия

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА ЗА РУБЕЖОМ. Степень известности Л. в той или иной стране во многом зависит от интенсивности культурных связей этой страны с Россией в прошлом, а затем с СССР. Наибольшую популярность его стихи и проза приобрели во… … Лермонтовская энциклопедия

Книги

  • Дубровский: Повесть (Учеб. пособие + лит. запись на С D) , Пушкин Александр Сергеевич. Учебное пособие из серии Новая библиотека`Русское слово`. Пособие представляет собой акцентированный и прокомментированный текст классического произведения плюсдиск с записью этого…

Это произведение великого русского классика о потомках двух враждующих помещичьих семей так и осталось незаконченным, не было подготовлено к печати, на страницах рукописи остались пометки и замечания самого автора, и даже не имело названия. Но, тем не менее, именно этот роман до сей поры считается одним из самых известных произведений о разбойниках на русском языке.

Первая публикация романа датируется 1841 годом. Но произведение прошло строгую цензуру, в ходе которой претерпело значительные искажения, изменения, некоторые части романа были вырезаны, пропущены. Причиной таких изменений стали, конечно же, популяризация вольнодумия, показ разбойничьего атамана как положительного героя, обладающего способностью любить, сострадать и сопереживать. Лишь много лет спустя, уже в советское время, читатель получил возможность ознакомиться с ним в полном объеме.

История создания романа «Дубровский»

В основу романа автор положил вражду социальных слоев страны, она очень ярко выражается в его драматизме, контрастных сценах произведения, душевных метаниях и героя, и персонажей второго плана.

Замысел написать роман такого плана появился у Пушкина после услышанного им от друзей рассказа о дворянине белорусского происхождения Островском. Именно он стал прототипом главного героя, именно его жизненные перипетии легли в основу произведения. История эта случилась в 1830 году, когда у Островского было отнято его родовое имение, а его крестьяне, не пожелав стать собственностью нового хозяина, выбрали разбойничий путь.

История эта до глубины души поразила Пушкина, который являлся непримиримым борцом за право человека к свободомыслию и старался всячески подчеркнуть это в своих произведениях, за что и подвергался гонениям и опале.

О сюжете романа «Дубровский»

Сюжетная основа романа разворачивается вокруг судьбы главного героя. Несмотря на то, что Владимир Дубровский наделен такими качествами, как благородство, смелость, доброта и честность, жизнь его не складывается, его преследуют фатальные неудачи и беды.

В ходе повествования герой проходит не один, а три жизненных пути – от честолюбивого и расточительного офицера гвардии к мужественному и необычайно скромному учителю Дефоржу, до непримиримого и грозного разбойничьего атамана.

Потеряв родительский дом, привычное с детства окружение, социум и утратив возможность простого культурного общения, герой теряет еще и любовь. В конце романа ему не остается ничего другого, как пойти против закона, вступить в жестокий поединок с господствующими в те времена нравами и устоями общества.