Богомолов иван коротко самый запомнившийся эпизод. Сочинение на тему: образ юного разведчика в.о

Повествуя о предстоящем обходе боевого охранения, старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, поднимают с кровати раньше положенного времени из-за задержанного человека на берегу Днепра. Им оказался промокший мальчик лет одиннадцати. Назвавшись Бондаревым, он приказным тоном просит сообщить о себе в штаб.

Гальцев неуверенно докладывает капитану Маслову о происшествии. Однако мальчик настаивает на звонке начальнику разветотдела армии Грязнову и капитану Холину. По приказу Грязнова лейтенант обеспечивает Ивана всем необходимым, в том числе бумагой и чернилами. В течение часа мальчик делает подсчеты и записывает их на листе.

Уяснив обстановку, Гальцев проникается искренней жалостью и гордостью к задержанному. Он ухаживает за ним как за разведчиком. Предложив еду и теплую одежду, он укладывает его спать, а сам идет в обход через обстрелы прибрежной полосы реки. Приближаясь к местному посту охраны, Гальцев рассказывает бойцам вымышленные истории про этого мальчика, так как истинное положение его занятий должно оставаться в тайне.

Приезд Холина очень обрадовал Ивана. Из разговора товарищей становится понятно, что мальчик самостоятельно, с помощью бревна добрался по воде с противоположного берега октябрьским вечером. Привезенная мальчику форма привлекает внимание орденом и медалью «За отвагу». После разнообразного угощения капитан и Ваня садятся в машину и уезжают. Через несколько дней Гальцев принимает у себя старшину Катасонова, от которого узнает об отклонении Иваном предложения руководства поступать в суворовское училище. Мальчик готов на это лишь после окончания войны.

Представитель высшего штаба Холин приглашает Гальцева в обход. Его бесцеремонность отталкивает лейтенанта. На обратном пути он посещает военного фельдшера – молодую девушку, что становится поводом для насмешек со стороны Холина. Сам старается скрыть интерес к ней.

Собравшись в землянке, Холин, Катасонов и Иван обсуждают предстоящий поход. Грядущей ночью мальчик должен в одиночку переплыть через реку, пройти пятьдесят километров и попасть в тыл к немцам. Гальцев, проявляя инициативу, желает составить им компанию. Однако поначалу Холин высмеивает его неопытность, отказывая в разведке.

Иван обращает внимание на нож Гальцева, который является памятным подарком от погибшего друга Котьки Холодова, героически защищавшего родную страну. Лейтенант обещает Ване привезти подобный предмет.

Чтобы предупредить пост, Гальцев провожает участников разведки к лодке. Многое в этот раз узнает он от Холина о жизни Ивана: о службе в партизанском отряде, о пребывании в лагере смерти, о побеге из интерната, о погибшем его отце и сестренке.

В этот момент неожиданно приходит сообщение о том, что Катасонова вызвал командир дивизии. Мальчик обижен на капитана из-за того, что не успел с ним попрощаться. Он так и не узнал, что капитан погиб от вражеской пули. Заменяет убитого Гальцев. Получив инструктаж, он пытается написать письмо матери, но ему не удается.

Вооружившись, собрав необходимое, бойцы отправляются на операцию. Проводив Ивана, Холин и Гальцин остаются в засаде до определенного времени. Спустя час возвращаются в землянку. Гальцев сдерживает слово. Он заказывает слесарю нож, подобный своему, чтобы сделать подарок Ване.

Однажды ноябрьским днем происходит встреча лейтенанта с Грязновым, который с сожалением сообщает о побеге Вани из-за оформления его в училище. При этом убедительно поясняет никогда не упоминать имени и поступков мальчика, чтобы предостеречь его от беды. Встреча начальников становится последней. Холин также погибает во время очередной операции. Судьба Вани очень интересует Гальцева.

Некоторое время рассказчик находится в Берлине. Работая переводчиком, он случайно среди архивных документов обнаруживает фотографию Ивана. В пояснительной записке сказано, что задержание мальчика состоялось в момент его наблюдения за перемещением вражеских эшелонов. После допросов, на которых не удалось ничего выяснить, юный защитник Родины в 1943 году был расстрелян.

Рассказ учит проявлять стойкость в различных испытаниях, уметь дорожить дружбой, быть примером для подражания независимо от возраста.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Богомолов - Иван. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гаршин Художники

    Рассказ ведется от имени художников – Рябинина и Дедова. У них разное мировоззрение и восприятие мира. Дедов работает инженером, получив наследство, он уходит со службы и полностью посвящает себя созданию картин

  • Краткое содержание О. Генри Русские соболя

    Малыш Брэди покинул свою банду ради Молли. Представители этой организации были настоящим бичом органов правопорядка, но редкие полицейские рисковали зайти в их район в одиночку. Многие из них там и оставались навсегда.

  • Краткое содержание Мольер Скупой

    Этого самого скупого зовут Гарпагон. Он ужасно жадный старикашка, который больше всего боится потерять свои денежки, экономит на всём - даже на своих детях (Элиза и Клеант).

  • Краткое содержание Маяковский Хорошее отношение к лошадям

    Поэтическое произведение начинается с описания заиндевевшей, вымороженной улицы, покрытой льдом. Она насквозь продуваема холодными ветрами, суетна кучей народа.

  • Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

    Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры

Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командирабатальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весьмокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что егофамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своем прибытии в штаб. Но Гальцев, несразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабныхофицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно«создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даетмальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зернышки ихвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себявиноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика)рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как струдом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезенной Ивану Холиным, орденОтечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчикуезжают.

Спустя некоторое время Гальцев вновь встречается с Иваном. Сначала в батальонепоявляется тихий и скромный старшина Катасоныч. С наблюдательных пунктов он «смотритнемца», целые сутки проводя у стереотрубы. Затем Холин вместе с Гальцевым осматриваетместность и траншеи. Немцы на другой стороне Днепра постоянно держат наш берег подприцелом. Гальцев должен «оказывать всяческое содействие» Холину, но ему не хочется«бегать» за ним. Гальцев занимается своими делами, проверяет работу нового фельдшера, стараясь не обращать внимания на то, что перед ним красивая молодая женщина.

Приехавший Иван неожиданно дружелюбен и разговорчив. Сегодня ночью ему предстоитпереправа в немецкий тыл, но он и не думает спать, а читает журналы, ест леденцы. Мальчиквосхищен финкой Гальцева, но тот не может подарить Ивану нож - ведь это память о егопогибшем лучшем друге. Наконец Гальцев подробнее узнает о судьбе Ивана Буслова (этонастоящая фамилия мальчика). Родом он из Гомеля. В войну погибли его отец и сестренка.Ивану пришлось пережить многое: он был и в партизанах, и в Тростянце - в лагере смерти.Подполковник Грязнов уговаривал Ивана поехать в суворовское училище, но тот хочет тольковоевать и мстить. Холин «даже не думал, что ребенок может так ненавидеть…». А когда Иванарешили не посылать на задание, он ушел сам. То, что может сделать этот мальчик, и взрослымразведчикам редко удается. Решено, что, если после войны не отыщется мать Ивана, егоусыновят Катасоныч или подполковник.

Холин говорит, что Катасоныча неожиданно вызвали в дивизию. Иван по-детски обижен:почему тот не зашел попрощаться? На самом деле Катасоныч только что был убит. Теперьтретьим будет Гальцев. Конечно, это нарушение, но Гальцев, и до того просивший взять его вразведку, решается. Тщательно подготовившись, Холин, Иван и Гальцев отправляются наоперацию. Переплыв реку, они прячут лодку. Теперь мальчику предстоит нелегкая и оченьрискованная задача: незаметно пройти в тылу немцев пятьдесят километров. На всякий случайон одет как «бездомный отрепыш». Страхуя Ивана, Холин и Гальцев около часа проводят взасаде, а затем возвращаются назад.

Гальцев заказывает для Ивана точно такую же финку, как та, что ему понравилась. Черезнекоторое время встретившись с Грязновым, Гальцев, уже утвержденный в должностикомандира батальона, просит передать нож мальчику. Но оказывается, что, когда Ивана окон-

чательно решили отправить в училище, он самовольно ушел. Грязнов неохотно говорит омальчике: чем меньше людей знает о «закордонниках», тем дольше они живут.

Но Гальцев не может забыть о маленьком разведчике. После тяжелого ранения он попадает вБерлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полицииГальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленнымиглазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления былзадержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. Последопросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Анализ повести Владимира Осиповича Богомолова «ИВАН».

Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной войне.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Русский язык и литература

Описание:

Война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины. Гитлеру пришлось воевать не только с армией. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже памятники погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Владимир Осипович Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.

У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему наша страна победила в страшной вой �гу перед своими родителями за жизнь, дарованную нам, мы ответственны за их душевный покой. Мы, дети, не имеем права заставлять их переживать за наши необдуманные поступки, болезни, плохие оценки. Долгая жизнь родителей – и в наших руках.

Главный герой Иван Буслов – смелый мальчишка, который потерял на войне самых близких, и поэтому решил мстить врагам. На своем коротком жизненном пути мальчик увидал очень много страшных вещей. Совершенные им подвиги, непосильны многим взрослым людям. В конце концов он трагически погибает в 1943 году. Его пытаю немцы, но он героически держится до последнего. О смерти Ивана узнает командир Гальцев лишь в 1945 году. Он относился к мальчику, как к родному.

Повесть учит, что мужественным может быть не только взрослый человек, но и ребенок. Это хорошая черта характера, благодаря которой на земле царствует мир и покой.

Читать краткое содержание Иван Богомолов

События повести разворачиваются во время ВОВ (1941-1945 гг). Старшего лейтенанта Гальцева неожиданно разбудили ночью. Дело в том, что на берегу нашли мальчишку 12 лет, который трясся от голода и холода. Этого мальчика зовут Иван Буслов. Гальцев пытается выбить информацию с мальчишки, но, к сожалению, узнает лишь его фамилию. Иван настаивает на том, чтобы доложили о его прибытии в штаб. Но лейтенант сообщает о мальчишке лишь тогда, когда точно убедился в достоверности его слов. Герой назвал верно все фамилии офицеров штаба. Подполковник Грязнов на самом деле подтверждает, что мальчишка на их стороне, что о нем необходимо хорошо заботиться. Гальцев неловко себя чувствует за то, что нагрубил мальчишке, и с этого момента он готов оберегать его.

В штаб является симпатичный и веселый юноша 27 лет. Зовут его Холин. Иван повествует ему о неимоверных авантюрах, о том, как чудом выжил. Дело в том, что мальчишка не было возможности подойти к ждавшей его шлюпке из-за фашистов, и вынужден был плыть через морозный Днепр на бревне. Холин привез приятелю военную одежду, на которой были медали за заслуги. Пообедав вместе, Иван с Холином уезжают.

В скором времени Холин снова встречается с товарищем. Новый старшина батальона спокойный, уравновешенный Катасоныч. То и дело, он целыми днями стоит около наблюдательной трубы и следит за противниками. Иван с товарищем осматривают территорию. Враг совсем рядом и тщательно следит за событиями, которые происходят на берегу реки. Гальцен должен помогать Холину, но он не желает унижаться перед ним. Старший лейтенант выполняет свои служебные обязанности и контролирует работу медсестры, делая вид, что не замечает перед собой симпатичную девушку.

Иван как никогда разговорчив и приветлив. В полночь он должен отправиться во вражеский тыл, но мальчишка ничуть не боится, он спокойно сидит и читает брошюры, ест сладости. Мальчику понравился кинжал Гальцева, но тот не может его отдать, так как это память от погибшего приятеля. Лейтенант узнает о жизни мальчишки. Иван лишился отца и сестренки во время военных действий. И поэтому мстит немцам за своих родных. Этому мальчишке пришлось многое повидать. Холин был удивлен тому, что ребенок может испытывать такую ненависть. В штабе Ивана упрашивали поступать в военное училище, но он противился этому. Этот мальчик настоящий герой, многие взрослые не способны на такие мужественные поступки. После войны офицеры планировали найти мать мальчика, а в случае если ее не найдут, Ивана заберет Катасоныч в свою семью для воспитания.

Холин сообщает, что Катасонычу велели явиться в штаб. Мальчишка держит обиду на нового старшину на то, что тот даже не попрощался. В этот момент старшина был убит врагами. Вместо него будет Гальцев. После многочисленных тренировок трое храбрецов: Холин, мальчик и лейтенант отправились на военную операцию. Переплыв Днепр, они прячутся. Ивану предстоит выполнить тяжелую миссию – пройти большой путь в тылу врага. Приятели страхуют мальчишку, ждут в засаде продолжительное время, а затем возвращаются обратно.

Гальцев делает заказ для мальчика такой же кинжал, как у себя и просит передать его Ивану. Подполковник без особого желания рассказывает Гальцеву о мальчишке. По мимике военного было видно, что он что-то скрывал от Гальцева. Дело в том, что когда Ивана хотели отправить в военное училище, тот сбежал. Утверждает, что меньше о нем знают, больше он будет жить.

Мысли о мужественном Иване, не дают покоя, уже назначенному командиру, Гальцеву. Получив опасное ранение, он попадает в госпиталь в Берлин. Листая документы секретной службы, он видит фото знакомого мальчишки с худыми скулами и широко раскрытыми глазами. В заключении было написано, что в 1943 году врагами был задержан некий Иван, который следил за движением поездов. После многочисленных сопротивлений, допросов, на которых он себя хамски вел, он был убит врагами.

Картинка или рисунок Богомолов - Иван

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Луна и грош Моэм

    Судьба сводит молодого литератора с обычной английской семьей Стриклендов. Глава семейства Чарльз работает заурядным маклером на бирже, почтенная жена воспитывает двоих детей

  • Краткое содержание Супруги Орловы Горький

    Первые страницы произведения показывают нам ужасную потасовку в квартире Орловых, находящейся в маленьком подвальчике дома Петунникова.

  • Краткое содержание Урок дочкам Крылов

    У дворянина Велькарова две дочери, Фекла и Лукерья. Дочки живут в Москве у тетки. Гувернантка мадам Григри занимается их воспитанием. Девушки прогневали отца тем, что в доме у них постоянно гостят

  • Краткое содержание Дубов Сирота

    Жизнь часто бывает не такой, какой бы мы хотели в наших мечтах. Многие люди говорят – с кем поведешься, то и наберешься. И все же, хочется верить, что эта фраза касается не всех. Может, жизнь иногда и вынуждает

  • Краткое содержание Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке Жуковского

    В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять

МБОУ ЦО № 13 им. Е.Н. Волкова

Анализ повести

Владимира Осиповича Богомолова

«ИВАН»

(Выступление на районном семинаре)

Третьякова Ю.Н.,

учитель русского языка и литературы.

п. Барсуки, 2014

Введение.

Цель работы:

    показать, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны.

    раскрыть мужество характера главного героя, который, по мысли автора, «в великом фронтовом братстве в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

    доказать, что война - тяжёлое испытание для всех, особенно для детей, которым приходится все её тяготы нести наравне со взрослыми, что война и дети – понятие несовместимое, противоестественное, что причина нашей победы заключается в том, что все, от мала до велика, на фронте и в тылу, встали на защиту Родины.

Гитлеру пришлось воевать не только с армией, но со всем русским народом, а это ему оказалось не под силу. Дети, подростки тоже внесли свой посильный вклад в победу, и не важно, где они это делали: под пулями на передовой, на заводах или на полях нашей страны. Они заслуживают того, чтобы мы гордились ими и всегда были благодарны им за то, что можем свободно жить и радоваться жизни.

Актуальность темы в современном обществе: невозможно перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Современная молодежь не то что про войну, а вообще книгу в руках редко держит. Я считаю, что книги о войне необходимо читать. Ведь в них описан героизм нашего народа, отдавшего жизнь за свою страну. Мы обязаны знать о подвигах наших дедушек и бабушек. Современные подростки должны знать своих героев, покланяться им, учиться у них патриотизму, нравственной чистоте, гордости за тех, кто отстоял Победу!

Книги о событиях Великой Отечественной войны раскрывают перед всем миром душевную силу, стойкость и мужество нашего народа. Такого массового героизма ещё не знала история человечества. Война не только не “отменяет”, она делает ещё более острыми нравственные проблемы, чувство гражданского долга, ответственности.

Основная часть

Тема войны в русской литературе затрагивалась еще с древних временах. С тех времен эта тема не потеряла своей актуальности, так как война - немаловажная часть жизни Российского государства.

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и...писали. В.О. Богомолов – участник Великой Отечественной войны, на фронт попал совсем юным: не было и 15 лет. Был курсантом воздушно-десантной школы, командиром отделения разведки. Ему хорошо знакома работа разведчика. Прошёл фронтовыми дорогами Белоруссии, Польши, Германии. В 1945 году война для него не закончилась, воевал в Маньчжурии. Был ранен, не раз награждён. О войне знал не понаслышке.

Его перу принадлежат многие произведения, среди них роман «В августе 44-го», повести «Иван», «Зося». Книги Богомолова издавались свыше 130 раз, на 39 языках.

Повесть «Иван» Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне еще не рассказывали. Не случайно «Иван» вошел и в двухсоттомную «Библиотеку всемирной литературы», и сборник лучших произведений о Великой Отечественной войне «Венок славы», а также послужил основой для художественного фильма «Иваново детство» режиссера Андрея Тарковского.

В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, - о том, что война безжалостна и бесчеловечна.

Тема произведения – повесть о борьбе юного Ивана и его взрослых товарищей против фашизма.

Идея- Война - это зло, это тяжёлое испытание для всех, особенно для детей. Дети и война понятия несовместимые.

Против сочетания слов «война» и «дети» протестует и ум, и сердце. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире, оберегаемом взрослыми.

Уже на первых страницах повести мы знакомимся с главным ее героем – двенадцатилетним мальчиком Иваном. Молодого старшего лейтенанта Гальцева, временно исполняющего обязанности командира батальона, разбудили среди ночи. Возле берега задержан мальчишка лет двенадцати, весь мокрый и дрожащий от холода. На строгие вопросы Гальцева мальчик отвечает только, что его фамилия Бондарев, и требует немедленно сообщить о своём прибытии в штаб. Но Гальцев, не сразу поверив, докладывает о мальчике, лишь когда тот верно называет фамилии штабных офицеров. Подполковник Грязнов действительно подтверждает: «Это наш парень», ему нужно «создать все условия» и «обращаться поделикатнее». Как и было приказано, Гальцев даёт мальчику бумагу и чернила. Тот высыпает на стол и сосредоточенно подсчитывает зёрнышки и хвойные иглы. Полученные данные срочно отправляются в штаб. Гальцев чувствует себя виноватым за то, что кричал на мальчика, теперь он готов ухаживать за ним.

Приезжает Холин, рослый красавец и шутник лет двадцати семи. Иван (так зовут мальчика) рассказывает другу о том, как не мог из-за немцев подойти к ожидавшей его лодке и как с трудом переплывал холодный Днепр на бревне. На форме, привезённой Ивану Холиным, орден Отечественной войны и медаль «За отвагу». После совместной трапезы Холин и мальчик уезжают.

В первом эпизоде мы видим Ивана серьезным, угрюмым, собранным, настороженным. Что сделало его таким?

В первые дни войны мальчик пережил смерть отца-пограничника, на руках у него погибает сестренка, мальчик был в лагере смерти, был в партизанах. Вот откуда его серьезность и угрюмость; он принял решение – мстить врагу, стать полезным нашей армии – добывать сведения о вражеских войсках для штаба. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.

Но мы видим мальчика и играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.

Дети-воины… Какая жуткая правда! Но это не вся еще правда. Ведь Ивана в своем тылу и не удержать. Пробовали, когда вывезли самолетом из окруженного немцами партизанского отряда. Но не смог Иван «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле был враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», - говорит Иван.

Но Иван – мальчишка, еще не разучившийся «играть в войну». «Мальчик один. Он весь красный, разгорячён и возбуждён. В руке у него Котькин нож, на груди мой бинокль, лицо виноватое. В землянке беспорядок: стол перевёрнут вверх ногами и накрыт сверху одеялом, ножки табурета торчат из – под нар.». Да, мальчишка остаётся мальчишкой: играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир… Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти…

Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти. Тяжело, по-взрослому ненавидит он врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.

По- разному относятся к юному разведчику, окружающие его взрослые. Но все стараются оберегать.

Холин любит Ивана: «О таком мальчишке можно только мечтать». Хочет усыновить его, но в то же время понимает, что пока не может стать ему настоящим отцом: не созрел душевно, бесшабашен, порой грубоват. Холин сам как бы большой ребёнок и относится к мальчику как к родному, а в чём – то даже побаивается его, беспрекословно выполняет просьбы и указания юного разведчика.

Катасоныч относится к мальчику по – отцовски, всё готов для него сделать. Когда Гальцев спрашивает у него об Иване, Лицо Катасонова «озаряется нежной, необыкновенно тёплой улыбкой.

Чудный малец! Только характерный, беда с ним!»

Он один из всех окружающих называет мальчика Ванюшкой. Тихий, скромный, спокойный, лучший в армии охотник за языками, Катасоныч как никто из взрослых понимает, как опасна работа, которую выполняет ребёнок для штаба армии.

Любит мальчика и Гальцев. Он ищет подходы к характеру Ивана, сделал ему кинжал, провожает его в тыл врага. Хочет поцеловать на прощание, да не решается… Гальцев пронёс память о мальчике через всю войну. Ему досталась тяжкая доля прочитать в архивах фашистов сообщение начальника тайной полиции о гибели юного разведчика.

Иван подолгу живёт на оккупированной территории, ходит по деревням, посёлкам, одетый в тряпьё, как побирушка, а сам зорко всматривается в любое скопление живой силы врага и его вооружение, всё видит, всё запоминает. Сведения, добытые им, очень ценны.

Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.

И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Главная причина – горькая и страшная.

А дело было в том, что шла жестокая война, от исхода которой зависела не только судьба отдельного человека, но и будущее нашей Родины. Гибли люди, разрушались города, горели сёла. За победу сражались и, случалось, погибали старики и дети. Как ни больно и ни горько об этом говорить. Холин, переправив Ивана на другой берег реки, в тыл врага, разговаривает в землянке с Гальцевым:

« - Третий год воюешь?- спросил он, закуривая. – И я третий… А в глаза смерти - как Иван! – мы, может, и не заглядывали… За тобой батальон, полк, целая армия… А он один! – Ребёнок!» Ребёнок…

Но почему у него такое строгое, взрослое имя – Иван? И повесть называется не «Ванюша», не «Ваня», а «Иван»?

Наверное, этого мальчика иначе и не назовёшь: так много на его долю выпало взрослых, мужских дел и обязанностей. Он сделал свой выбор в жизни – выбор защитника Отечества. Повесть В. Богомолова изначально трагична по своему звучанию, на её страницах нет места шуткам, проказам мальчика, здесь редки даже улыбки.

И в самом деле: война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.

Последние страницы книги страшно трагичны. После тяжёлого ранения Гальцев попадает в Берлин для захвата немецких архивов. В найденных документах тайной полевой полиции Гальцев вдруг обнаруживает фото со знакомым скуластым лицом и широко расставленными глазами. В донесении сказано, что в декабре 1943 г. после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.

Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Иван расстрелян ранним утром 25 декабря. Для немцев – протестантов это утро главного праздника – Рождества. В это утро родился Тот, Кто на кресте искупил грехи людей, чтобы жили они для любви и добра и не творили зла…

В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.

Повесть Владимира Богомолова «Иван» требует к себе особого отношения. Эту книгу принято считать «детской», потому что главный её герой - ребёнок. Между тем, судьба и смерть Ивана Бондарева - одна из самых страшных историй о войне. 100 (сто) марок, выданных полицаю Титкову за поимку неизвестного, которого якобы зовут «Иван», - не просто конец повествования. Это один из самых безжалостных и пронзительных финалов в литературе минувшего века. Нельзя «назначить» возраст читателя, готового к такому чтению, и вставить написанную слезами повесть Богомолова в «список книг о войне». Эту книгу можно только передать из рук в руки и только тогда, когда старший готов отвечать за младшего.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля "Золотой лев".

Все, кто пытался честно рассказать о войне, достойны глубокой благодарности. Но очень может быть, что маленькая повесть «Иван» - это и есть прямой и безоговорочный ответ на вопрос, почему Россия победила.