Честь и нравственный выбор. В помощь школьнику

Тема: Проблема нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель : выявление нравственных основ образа Петра Гринева и их роли в судьбе героя; формирование навыка художественного пересказа эпизода, лексической работы, развитие коммуникативных способностей учащихся; развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления значения слов нравственность, честь, смысла пословицы.

Методы : групповая работа, проблемный вопрос, фронтальная беседа, индивидуальная работа, индукция, сравнение, анализ, обощение.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Сл. 2. Прежде чем мы начнем свою работу, я хочу обратить ваше внимание на слайд .

(На слайде картина В.М.Васнецова «Витязь на распутье»)

Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова - великого русского живописца, который написал много прекрасных полотен. С 1880г. художник создавал картины на темы русской истории, сказок, былин. Он одним из первых обратился к русскому фольклору.

Одним из лучших полотен является картина «Витязь на распутье», которая была написана под влиянием русской народной былины «Илья Муромец и разбойники».

Какой эпизод былины иллюстрирует эта репродукция? (Выбор дальнейшего пути)

Что было написано на камне?

(Направо пойдешь - коня потеряешь, себя спасешь;

Налево пойдешь - себя потеряешь, коня спасешь;

Прямо пойдешь - и себя, и коня потеряешь.)

Как вы думаете, от чего зависит выбор пути богатыря?

А часто ли вам предстоит выбирать как себя вести в той или иной ситуации? И от чего зависит наше поведение?

Что такое нравственность? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Запишите их в свои рабочие тетради через запятую.

Озвучивание ассоциаций.

Давайте попробуем дать толкование этому слову. Поработайте в парах.

Озвучивание.

Сравним ваши представления со значением из «Толкового словаря» С.И.Ожегова.

Сл. 3 Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, эстетические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Совпали наши определения?

Проблема нравственного выбора всегда волновала человека. И, конечно же, это нашло отражение в литературе.

Сл. 4 Сегодня на уроке мы с вами поговорим о проблемах нравственного выбора в русской литературе на примере романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Глядя на тему, скажите, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на этом уроке?

(Перед кем встает проблема нравственного выбора?

Что влияет на выбор?

Какой выбор считать нравственным? и др.)

3. Работа над темой урока.

Назовите эпизоды, связанные с нравственным выбором героев?

Чаще всего проблема нравственного выбора стоит перед главным героем, Петром Гриневым, поэтому большую часть урока мы с вами о нем и будем говорить.

Сл. 5. Давайте обратимся к названным вами эпизодам и попробуем понять, почему герои ведут себя так, а не иначе.

Работа по группам.

Гл.1. «Сержант гвардии»

Игра с Зуриным в бильярде.

Как ведет себя Петр Гринев после отъезда из дома?

Сожалеет ли он о своем поступке? О чем это говорит?

(«я горячился, ...вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю… День я кончил также беспутно, как и начал…»

«с неспокойной совестью и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…»)

Гл. 2 «Вожатый»

Заячий тулуп.

Почему Петр Гринев опять поступает наперекор Савельичу и требует отдать мужику заячий тулуп? («Мне было досадно, что не мог я отблагодарить человека, выручившего меня если не из беды, то по крайней мере из очень неприятного положения»)

Как это его характеризует?

Гл. 4 «Поединок»

Дуэль со Швабриным Алексеем Ивановичем.

Как проявляет себя Петруша в ссоре со Швабриным?

Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

(он должен был защитить честь своей любимой)

Как ведут себя оба противника во время поединка?

(Швабрин бесчестно ранит Гринева, когда тот отвлекся)

Гл. 8 «Незваный гость»

Беседа с Пугачёвым.

Как ведет себя Гринев с захватившим крепость Пугачевым?

(смело, мужественно, храбро, достойно, как верный солдат, офицер)

Каков его ответ на предложение Пугачева не служить против него?

Прочитаем этот эпизод.

(« Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится»)

Почему Петр Гринев отказывается служить Пугачеву? («Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

А есть ли представление о чести у Пугачева? Если да, то в каких эпизодах мы это видим?

(несколько раз милует Петра Гринева; Долг платежом красен; Освобождает Марью Миронову от Швабрина)

Гл. 11 «Мятежная слобода»

Освобождение М.Мироновой

Узнав о тяжелом положении Маши Мироновой, Петр Гринев вновь оказывается перед сложным выбором. Каким?

(Гринев- солдат не должен ослушаться генерала, а Гринев- человек не может оставить в беде сироту М.Миронову. Верх одержал Гринев-Человек)

Какое решение принимает оренбургский генерал, решая вопрос о Белогорской крепости на военном совете? (Эта экспедиция была бы неблагоразумна; я не могу взять на себя такую ответственность)

Почему М.Миронова оказывается в такой непростой ситуации?

(Не хочет выходить замуж за Швабрина. Это тоже ее нравственный выбор. Остаться верной себе, своему любимому, своим родителям)

Как вы думаете, почему Маша Миронова, Петр Гринев поступают так, а не иначе? Что оказывает влияние на их выбор, на их решение? (воспитание, семья)

Давайте обратимся к сцене благословения сына на службу. Найдите, пожалуйста, в 1 главе эту сцену. Прочтем её.

Сл. 6

О чем говорит отец сыну?

Как вы считаете, исполняет ли Петр наказ отца?

Пословица «Береги честь смолоду» вынесена автором в качестве эпиграфа ко всему тексту романа. Почему?

Сл.7

Как вы думаете, понятие чести,- качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите свою точку зрения.

Выбор человека зависит от чести?

Честь, совесть, нравственность актуальные понятия в современном мире?

Скажите, ответили ли мы на поставленные в начале урока вопросы?

4. Подведение итогов

Сл.8

Пусть прошло уже более 170 лет, но роман не потерял своей актуальности. Ведь выбор правильного пути любого человека состоит не в том, чтобы успеть вовремя перебежать из одного лагеря в другой, а в том, чтобы в любых условиях сохранить в себе человеческое достоинство, гуманность, умение уважать и ценить жизнь других людей. Так, как это делал главный герой - Петр Гринев, твердо соблюдая данный отцом наказ «Береги честь смолоду», сформулированный мудрым народом.

Закончить наше занятие мне хотелось бы довольно известной притчей.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Перед каждым из нас часто создаются ситуации, в которых мы должны делать свой выбор. Поэтому я обращаюсь к вам со словами, делая свой выбор, помните: «ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!»

Сл.9


Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях "Капитанской дочки" как об истинно сильных или хотя бы ярких

Характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге

Тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. "Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу", – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к "разбойнику" Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая "лютую казнь" "подлому унижению". И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать "милостыню". Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: "Береги честь смолоду". Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то "награждая" счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 85 имени Героя РФ Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда»

Методическая разработка урока литературы в 8 классе

Тема:

«Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести

А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин»

Разработала:

Учитель русского языка и литературы

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Цель: проследить по тексту путь духовного становления Гринева; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благородство, чувство чести и собственного достоинства,

развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.

Оборудование: учебники, тетради учащихся, записи на доске, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: слово учителя, работа с текстом: сжатый пересказ, аналитическая беседа, сравнительная характеристика, выразительное чтение эпизодов.

Ход урока:

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Эпиграфы урока: Береги честь смолоду.

Русская пословица.

Честь - это внешняя совесть, а

совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Честь - это совесть, но совесть болезненно

чуткая. Это уважение к самому себе и к

достоинству собственной жизни, доведенное

до крайней степени чистоты и до величайшей

страстности.

А. Виньи

1. Вступительное слово учителя.

В своей повести «Капитанская дочка» автор размышляет о бесправии закабаленного крестьянства, о восстании, грозящем дворянскому государству, о судьбах России, о ее настоящем и будущем.

Но раздумья писателя касались не только исторического прошлого и настоящего страны, но и сложных нравственных вопросов. Вопросов свободы и независимости, чести, нравственного долга. И сегодня мы будем с вами говорить об этом. Запишите в тетради тему урока. Зачитаем эпиграфы нашего урока и подумаем над их смыслом. В конце урока мы постараемся составить кодекс чести главного героя произведения.

Итак, Пушкин проводит своих героев через испытания и трудности. Обратимся к главному герою повести Петру Гриневу, вспомним отдельные эпизоды его жизни. Обратите внимание на иллюстрации во время показа презентации к нашему уроку. Они помогут вам увидеть ту эпоху, в которой жили герои. Посмотрите на форму, которую носили в 18 веке, так выглядел офицер царской армии.

Всмотритесь в юного Петрушу Гринева. На экран проецируется слайд.

Расскажите о жизни Петруши в родительском доме.

Кто же оказал большое влияние на Петрушу? Найдите в тексте суждения отца Петруши о том, что сын его должен служить.

Вывод: Действительно, главные уроки жизни Гринев получил не от француза и даже не от Савельича, а от своего отца Андрея Петровича. Правда для старика- Гринева - это прежде всего честное служение своему Отечеству, верность императрице, тому, «кому присягаешь». Наставляя сына, он предостерегает его от корыстолюбия и карьеризма.

Что мы можем сказать о матери Гринева? (ответ ученика)

Вывод: Действительно, о ней сказано немного, но ее влияние скажется потом, когда станет раскрываться характер Петра. Доброта матери и весь быт семьи Гриневых развили в Петруше мягкость, совестливость.

И ведь доброе отношение к крепостному слуге - это результат воспитания, полученного дома.

Нельзя сказать, что Петруша вначале полностью усвоил взгляд отца на военную службу, в голове его была невероятная путаница.

Как представлялась военная служба юному Петруше?

Второй этап формирования Гринева начинается с момента отъезда его из родного дома. Вспоминаем, что первый удар мечтам наносит отец, решая Петрушу отправить в Армию и не в Петербург, а в Оренбург. Мечта о веселой и беззаботной жизни военного исчезает после пирушки с Зуриным.

Что же произошло?

Чем заканчивается эта история?

Какой урок преподал ему Зурин?

Какое разочарование ждет Гринева в Белогорской крепости?

Каким предстает перед нами русское семейство Мироновых?

Вывод: Вспомните строки из повести, где автор пишет: «Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Уклад жизни Мироновых был очень близок семье Гриневых.

Как проявил себя Петруша в ссоре со Швабриным? Почему он согласился на дуэль, хотя дуэли были запрещены?

Как ведут себя оба противника во время поединка? Как был ранен Гринев?

Вывод: Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар. Это могло стоить Петруше жизни. Но ведь герой еще мало знает людей. Он думал, что Швабрин будет вести себя по правилам дуэли, также честно, как и сам Гринев. Возможно, это тоже урок - не быть слишком доверчивым.

Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью?

Вывод: Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.

Почему Гринев помирился со Швабриным?

Из текста: «Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».

Почему отец Гринева отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой?

Как Гринев-отец узнал о похождениях сына?

Работа по главе «Приступ»:

Какие чувства испытывают и как себя ведут перед боем с пугачевцами герои: Гринев, капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша?

Какие черты характера капитана Миронова раскрывает сцена его гибели?

(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно. Последние слова капитана: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышишь ты!»)

Как описан Швабрин в сцене казни? Какова роль этого описания?

(Швабрин описан несколькими точными штрихами: он успел не только переметнуться на сторону Пугачева, но и обстричься «в кружок» и одеться в казацкий кафтан. Кроме того, он успел что-то шепнуть Пугачеву, после чего Гринева поволокли на виселицу.)

В чем причина чудесного спасения Гринева?

Какие события особенно сильно повлияли на формирование духовного мира героя?

Что значит честь для Маши Мироновой? Какие черты характера проявляются в Маше в истории ее любви к Гриневу?

Вывод: Многое в ее поступках объясняется тем, что она - дочь Мироновых.

А что значит честь для семейства Мироновых?

Вывод: Действительно, скромно и честно жил Иван Кузьмич. И смерть свою встретил также достойно. И Василиса Егоровна до последнего момента была рядом с мужем.

Какие последние слова произносит Василиса Егоровна перед смертью? Найдите эти строчки в тексте.

Как произошло, что Гринева схватили мятежники? Какие качества проявил в этой ситуации Гринев?

Вывод: Гринев любит Савельича, как отца родного. Хотя они и стоят на разных социальных ступенях, их отношения ближе родственных: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, денег барину не дает. Гриневское «мой Севельич» менее всего означает мой крепостной.

А есть ли представления о чести у Швабрина?

Что важно для формирования личности человека?

Вывод: Все мы родом из детства. И потому очень важно, в какой семье воспитывался человек. Во многом родители являются примером для своих детей. Кем были его учителя, друзья?

Для Пушкина в повести правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы приподняться над «жестоким веком», сохранив в себе человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Попробуем составить кодекс чести Петра Гринева.

Ребята поочередно перечисляют качества главного героя. В подтверждение их слов, в дополнение к сказанному на экран проецируется слайд

Кодекс чести П. Гринева:

Бесхитростность, честность и искренность

Простодушие

Гуманное отношение к крепостному Савельичу

Великодушие

Бескорыстие в дружбе и любви

Благородство и доброта

Готовность защитить честь любимого человека вплоть до самопожертвования

Мужество

Верность воинской присяге и долгу

Верность данному слову

Чувство собственного достоинства

В. И Даль в своем словаре так определяет слово «честь» (записываем в тетради:

«Честь» - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть).

Как вы думаете, «честь» - качество сугубо дворянское или общечеловеческое? Докажите это.

Вывод: В нашем современном мире, в котором мы живем, к сожалению, эти понятия утратили ценность, стали почему-то несовременными. Но ведь если не лукавить, хотелось ли вам, мальчики, иметь такого надежного друга, как Петр Гринев, надежного и честного.

А девушки, я уверена, мечтают иметь в будущем такого мужу и отца своим детям.

Кого вы сегодня можете назвать честным, благородным человеком?

Вывод: Сегодня на уроке мы доказали с вами, что «честь» - качество не только сугубо дворянское, но и общечеловеческое.

Домашнее задание: 1. Перечитать главы 8 - 12.

2. Найти в произведении все эпизоды, в которых появляется Пугачев.

Сопоставить его портреты в главах «Вожатый», «Приступ»,

Ход урока

II. Беседа по главе IV

- Кто и почему распоряжается в крепости? (Распоряжается всем, действует от имени своего мужа Василиса Егоровна, капитанша. Она «на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как своим домом».)

Как и почему изменилось мнение Гринева о капитанской семье? (Добросердечие и простота Мироновых, возможно, напомнили Гриневу о жизни с родителями. В доме капитана он был «принят как родной» и чувствовал себя как в своей семье: «Незаметным образом я привязался к доброму семейству». Гринев перестал доверять клевете Швабрина и составил собственное мнение о Мироновых. Комендант оказался необразованным и простым, но честным и добрым человеком. Теми же словами говорил о Миронове генерал, Андрей Карлович, что делает это впечатление достоверным. Маша оказалась «благоразумной и чувствительной девушкой». Все это сделало жизнь Гринева в крепости «не только сносной, но и приятной».)

Чем занимался Гринев в крепости? (Гринев был произведен в офицеры, но служба его «не отягощала». Он стал читать, в нем «пробудилась охота к литературе»: он переводил и даже сочинял стихи.)

Хороши ли, по-вашему, «стишки» Гринева? Прав ли Швабрин, издеваясь над ним ? (Стихи Гринева, конечно же, были слабыми, но искренними, откровенно выражали его чувства. Швабрин издевался не столько над «стишками», сколько над чувствами Гринева.)

III. Выразительное чтение эпизода и его обсуждение

Прочитаем выразительно со слов «Я уже сказывал, что я занимался литературой...» до слов «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! - продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, - но послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками».

Что послужило причиной, а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным ? (Причина была в том, что Гриневу не нравились «всегдашние шутки» Швабрина насчет семьи коменданта, он начал понимать, что Швабрин - нечестный и недобрый человек. Швабрина же Гринев раздражал своей открытостью и простотой, тем, что он любит Машу, к которой Швабрин безуспешно сватался. Поводом же для ссоры и дуэли послужила не просто «грубая и злая насмешка», а «обдуманная клевета» Швабрина, будто Машу можно купить за пару серег. Ссора назревала давно и была неизбежной.)

Найдите слова, показывающие отношение к дуэли Василисы Егоровны, Ивана Кузьмича, Ивана Игнатьевича, Марьи Ивановны, Савельича. (С точки зрения Василисы Егоровны, дуэль это «смертоубийство», «пырять» шпагами - «дурь». Иван Кузьмич справедливо замечает, что «поединки формально запрещены в воинском артикуле». Иван Игнатьевич считает, что драться на дуэли-значит «заколоть своего ближнего». Савельич сетует, что проклятый «мусье» научил Петрушу «тыкаться железными вертелами да притопывать». Марья Ивановна уверена, что зачинщик ссоры Швабрин и что затея «резаться» принадлежит ему.)

Как был ранен Гринев? (Швабрин воспользовался тем, что Гринева отвлек призыв Савельича, и нанес ему подлый удар.)

Что защищал Гринев на дуэли? Какие его качества проявились в истории с дуэлью? (Он защищал честь и достоинство свои и своей любимой. Он проявил благородство, не упомянув имя Маши. Василисе Егоровне Гринев, не называя истинных причин, объяснил, что они со Швабриным поссорились «за песенку». Гринев действовал храбро и мужественно, ведь Швабрин был старше и опытнее его, в том числе и в умении драться на шпагах.)

IV. Словарная работа

Как вы понимаете слова достоинство, честь, благородство? Уточните по словарям значения этих слов.

Достоинство - сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности и уважение их в себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Благородство - 1) высокие нравственные качества; 2) высокое достоинство, красота.

V. Беседа по главе V

- Почему Гринев помирился со Швабриным? («Я был слишком счастлив, чтобы хранить в сердце чувство неприязненное». Гринев решил, что Швабрин искренне раскаялся, считал, что тот клеветал из чувства «оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви», и «великодушно» простил своего «несчастного соперника».)

Почему Андрей Петрович Гринев отказал сыну в благословении на брак с Машей Мироновой? (Андрей Петрович решил, что сын ведет себя недостойно, что вместо службы он дерется на дуэлях «с такими же сорванцами», что следует не женить его, а выбить из него «дурь».)

Как Гринев-отец узнал о похождениях сына? (Гринев «негодовал на Савельича», но оказалось, что отцу донес Швабрин. Раскаяние его оказалось неискренним. Он лишь затаился и опять, как и на дуэли, нанес удар исподтишка, написав отцу своего противника.)

- Почему Маша отказалась выйти замуж за Гринева? (Маша считала, что без благословения родителей счастье невозможно. Она искренне любит Гринева и желает ему счастья, хотя бы с «другой».)

Как эпиграф к V главе соотносится с характером Маши Мироновой?

Как вы понимаете последнюю фразу главы: «Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение»? («Благим» потрясение, повлиявшее на судьбу Гринева, является в том смысле, что оно очистило и возвысило его душу. Гриневу пришлось пройти через многие испытания, многое пережить и понять, повзрослеть.)

VI . Итог урока.

Домашнее задание

2. Подготовить пересказ о падении Белогорской крепости, сохраняя стиль повествования.

3. Раскрыть роль эпиграфов к VI, VII главам.

4. Составить словарик устаревших слов и выражений, слов с неясным для вас значением; уточнить значение слов по словарю .

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя - П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Что скрывается в образе Швабрина?

Образ Швабрина продемонстрировал, насколько люди могут быть мелочными, эгоистичными и трусливыми в своих желаниях. С Гриневым в повести «Капитанская дочка» Швабрина объединяет только одно - сильные чувства к М. Мироновой. Под образом антигероя скрывается аристократ, который уже когда-то проходил службу в гвардии. В он попал в силу своего не очень легкого характера. А именно после того момента, когда на очередной дуэли ним был убит поручик.

Автор повести указал, что был такой момент, когда Швабрин уже сватался к Маше. Но ответ, естественно, был отрицательным. Именно поэтому от него нередко можно было услышать оскорбления в ее адрес. Эти нелицеприятные выражения и стали поводом для дуэли между ним и Гриневым. Но образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» не наделен таким качеством, как честность. В тот момент, когда Гринев отвернулся на окрик слуги, Швабрин сумел его тяжело ранить.

Среди недостатков, которыми был наделен антигерой повести, особенно хорошо выделяется отсутствие таких понятий, как честь и служебный долг. В тот момент, когда крепость пала под натиском Пугачева, Швабрин, недолго думая, переходит на его сторону, получив при этом должность одного из командиров. Причиной перехода на мятежную сторону стала ненависть к Гриневу и желание, чтобы Маша стала его женой.

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

К чему привела Швабрина в итоге его подлость?

И что же получается в итоге? Пугачев, которому Гринев поведал о том, что Швабрин держит Машу силой, разгневался. Образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» стал превосходной демонстрацией того, что может произойти с человеком, если он забудет про честь, храбрость и отвагу. Но сказать, что это чему-то учит, нельзя. Когда Швабрин попал в правительственные войска, среди изменников он выделил и Петра. Это он сделал в первую очередь для того, чтобы снять подозрения с себя. Естественно, что Гринев смог выйти из сложной ситуации, не потеряв при этом своей чести и офицерской отваги.

Судьба Швабрина так и осталась загадкой, так как А. С. Пушкин ничего определенного по этому поводу не написал. Но скорее всего, его просто казнили. И назвать подобное наказание несправедливым нельзя.

Что пытался А. С. Пушкин показать читателям при помощи образа Швабрина?

Наверное, автор пытался показать, что людей за их поступки осуждать не надо, используя для этих целей образ Швабрина в повести «Капитанская дочка». Лучше их пожалеть и посочувствовать им. Швабрина можно отнести к тем людям, которые не могут избавиться от своих страхов. Он ничего не видит кроме того, что напрямую связано с ним. Даже не аристократическое происхождение сделало его таким, а отсутствие каких-либо душевных качеств.

К большому сожалению, людей, похожих на Швабрина, вокруг достаточно много. Они наносят вред другим людям, которые хоть чем-то напоминают собой таких персонажей, как Гринев и Маша. Но, как и в повести А. С. Пушкина, все их злодеяния всегда действуют против своих хозяев. Именно в этом заключается беда таких людей. Так, страх способен породить только лицемерие и ложь, которые, в свою очередь, ведут к неудачам.

Что скрыто в образе Швабрина?

Но ведь образ Швабрина был создан не просто так. С его помощью автор показал, что подлость способна привести только к неудачам и провалу. Практически каждый совершаемый нами поступок ведет к определенному результату. Так что необходимо подвести следующий итог: один раз позабыв о своей чести, можно обречь себя на дальнейшие неудачи.