Cочинение «Картины природы в повести И. С

Повесть И. С.Тургенева Ася рассказывает читателю о всеобъемлющем чувстве любви. Повествование ведется от имени некого Н. Н., которому двадцать пять лет. Он путешествует без цели и плана, знакомится с людьми, но совсем не посещает общеизвестные достопримечательности. Однажды он останавливается в небольшом городке на берегу Рейна.

На одном празднике он знакомится с молодым человеком, Гагиным, и его сестрой Асей. Они очень нравятся Н. Н., кроме того, они приглашают его к себе. Из дома своих новых знакомых открывается великолепный вид на Рейн. Ася оказывается очень подвижной девушкой, ни одно мгновение не сидит смирно.

Н. Н. проводит у своих новых знакомых два часа. Когда он уходит, Ася и Гагин его провожают. Н. Н. заинтересован Асей. На следующий день к Н. Н. заходит Гагин. Они беседуют об искусстве, Гагин говорит, что иногда рисует этюды, и даже приглашает Н. Н. посмотреть их. Н. Н. идет к Гагину.

Этюды оказываются не очень хорошими. Когда Н. Н. приходит к Гагиным в дом, Аси там нет. Выясняется, что она ушла на развалину. Гагин и Н. Н. идут ее искать. Она действительно оказывается там. Ася ведет себя очень эксцентрично, чем вызывает неприязнь Н. Н. Гагин покупает кружку пива и провозглашает тост за даму сердца Н. Н. Ася тут же интересуется, что это за дама и существует ли она в действительности. Получив утвердительный ответ, Ася начинает вести себя еще более эксцентрично.

На следующее утро Н. Н. снова идет к Гагину, видит там Асю. Но в этот раз она ведет себя вполне обычно, и Н. Н. внутренне замечает, что ему не в чем ее упрекнуть. Возвращаясь домой, он думает об Асе, и о том, сестра ли она Гагину, или нет, потому что у него закрались подозрения что это не так. Проходит три недели.

Н. Н. ежедневно навещает Гагина. Ася теперь вдруг избегает его. Подобные перемены в ее поведении все больше подхлестывают интерес Н. Н. к Асе. Однажды Н. Н. становится свидетелем того, как Ася просит Гагина разрешить любить его одного всю жизнь. Теперь Н. Н. уверен, что Гагин и Ася – не брат и сестра.

На следующий день Н. Н. отправляется в горы, желая насладиться природой. Вернувшись домой, она находит записку от Гагина, в которой тот сетует на то, что Н. Н. не взял его с собой. Н. Н. идет к Гагину.

Ася опять ведет себя неестественно: смеется и тут же убегает. Н. Н. и Гагин гуляют по городку, Гагин заводит речь об Асе и рассказывает Н. Н. ее историю.

Отец Гагина был добрым, но несчастливым человеком. Жена его умерла, когда ребенку было полгода, и отец его воспитывал сам. Но вскоре брат отца попросил отдать мальчика ему на воспитание. Отец согласился и Гагин переехал к дяде. Ежегодно он приезжал к отцу, но находил его все более грустным. В одно из таких посещений Гагин встречается в доме с худенькой девочкой лет десяти.

Отец говорит, что это сирота, взятая им на прокормление. Затем несколько лет Гагин не был у отца. Однажды он получил письмо, в котором отец сообщал о своей болезни и просил Гагина приехать.

Приехав, Гагин застает отца при смерти. Отец признается, что Ася – его дочь и дочь горничной Татьяны.

Отец поручает сыну заботиться об Асе. Гагин привязывается к ней, хотя характер девушки несколько странен. Ася очень эксцентрична, возможно и из-за того, что какая-то часть ее детства прошла в нищете, а какая-то в роскоши. В конце своего рассказа Гагин упоминает о сцене между ним и Асей, которую видел Н. Н. Н. Н. продолжает посещать дом своих новых друзей. Он начинает подозревать, что Ася влюблена в него.

Это оказывается правдой: однажды он получает от нее записку, в которой она назначает ему . Н. Н. решает пойти.

В этот же к нему приходит Гагин и сообщает о том, что Ася влюблена в Н. Н. В ответ Н. Н. показывает Гагину записку от Аси. Затем Н. Н. идет на свидание с этой девушкой. Обнимая и целуя Асю, Н. Н. говорит ей, что Гагин все знает, и добавляет, что Ася сама виновата; она сама не дала развиться чувству, которое могло бы быть между ними.

Ася плачет, а затем убегает. Вечером Н. Н. и Гагин долго ищут девушку. Н. Н. уже готов просить ее руки, но решает сделать это на следующее утро. Однако утром он приходит к Гагиным и видит, что обитатели дома уехали навсегда. Больше Н. Н. никогда не встречался с ними, он так и не женился, и хранит, как святыню, записочки Аси. На этом завершается повесть И. С.Тургенева Ася.

Быстро взбираясь по тропинке виноградника, я увидел свет в комнате Аси… Это меня несколько успокоило.

Я подошел к дому; дверь внизу была заперта, я постучался. Неосвещенное окошко в нижнем этаже осторожно отворилось, и показалась голова Гагина.

– Нашли? – спросил я его.

– Она вернулась, – отвечал он мне шепотом, – она в своей комнате и раздевается. Все в порядке.

– Слава богу! – воскликнул я с несказанным порывом радости, – слава богу! Теперь все прекрасно. Но вы знаете, мы должны еще переговорить.

– В другое время, – возразил он, тихо потянув к себе раму, – в другое время, а теперь прощайте.

– До завтра, – промолвил я, – завтра все будет решено.

– Прощайте, – повторил Гагин. Окно затворилось.

Я чуть было не постучал в окно. Я хотел тогда же сказать Гагину, что я прошу руки его сестры. Но такое сватанье в такую пору… "До завтра, – подумал я, – завтра я буду счастлив…"

Завтра я буду счастлив! У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день – а мгновенье.

Я не помню, как дошел я до З. Не ноги меня несли, не лодка меня везла: меня поднимали какие-то широкие, сильные крылья. Я прошел мимо куста, где пел соловей, я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и мое счастье.

XXI

Когда, на другой день утром, я стал подходить к знакомому домику, меня поразило одно обстоятельство: все окна в нем были растворены, и дверь тоже была раскрыта; какие-то бумажки валялись перед порогом; служанка с метлой показалась за дверью.

Я приблизился к ней…

– Уехали! – брякнула она, прежде чем я успел спросить ее: дома ли Гагин?

– Уехали?.. – повторил я. – Как уехали? Куда?

– Уехали сегодня утром, в шесть часов, и не сказали куда. Постойте, ведь вы, кажется, господин Н.?

– Я господин Н.

– К вам есть письмо у хозяйки. – Служанка пошла наверх и вернулась с письмом. – Вот-с, извольте.

– Да не может быть… Как же это так?.. – начал было я.

Служанка тупо посмотрела на меня и принялась мести.

Я развернул письмо. Ко мне писал Гагин; от Аси не было ни строчки. Он начал с того, что просил не сердиться на него за внезапный отъезд; он был уверен, что, по зрелом соображении, я одобрю его решение. Он не находил другого выхода из положения, которое могло сделаться затруднительным и опасным. "Вчера вечером, – писал он, – пока мы оба молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки. Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе. Она мне все сказала; для ее спокойствия я должен был уступить ее повторенным, усиленным просьбам". В конце письма он изъявлял сожаление о том, что наше знакомство так скоро прекратилось, желал мне счастья, дружески жал мне руку и умолял меня не стараться их отыскивать.

"Какие предрассудки? – вскричал я, как будто он мог меня слышать, – что за вздор! Кто дал право похитить ее у меня…" Я схватил себя за голову…

Служанка начала громко кликать хозяйку: ее испуг заставил меня прийти в себя. Одна мысль во мне загорелась: сыскать их, сыскать во что бы то ни стало. Принять этот удар, примириться с такою развязкой было невозможно. Я узнал от хозяйки, что они в шесть часов утра сели на пароход и поплыли вниз по Рейну. Я отправился в контору: там мне сказали, что они взяли билеты до Кёльна. Я пошел домой с тем, чтобы тотчас уложиться и поплыть вслед за ними. Мне пришлось идти мимо дома фрау Луизе… Вдруг я слышу: меня кличет кто-то. Я поднял голову и увидал в окне той самой комнаты, где я накануне виделся с Асей, вдову бургомистра. Она улыбалась своей противной улыбкой и звала меня. Я отвернулся и прошел было мимо; но она мне крикнула вслед, что у ней есть что-то для меня. Эти слова меня остановили, и я вошел в ее дом. Как передать мои чувства, когда я увидал опять эту комнатку…

– По-настоящему, – начала старуха, показывая мне маленькую записку, – я бы должна была дать вам это только в случае, если б вы зашли ко мне сами, но вы такой прекрасный молодой человек. Возьмите.

Я взял записку.

На крошечном клочке бумаги стояли следующие слова, торопливо начерченные карандашом:

"Прощайте, мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю – нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово – я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше… Прощайте навсегда!"

Одно слово… О, я безумец! Это слово… я со слезами повторял его накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей… но я не сказал его ей, я не сказал ей, что я люблю ее… Да я и не мог произнести тогда это слово. Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне еще не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с ее братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее… но уж тогда было поздно. "Да это невозможно!" – скажут мне; не знаю, возможно ли это, – знаю, что это правда. Ася бы не уехала, если б в ней была хоть тень кокетства и если б ее положение не было ложно. Она не могла вынести того, что всякая другая снесла бы: я этого не понял. Недобрый мой гений остановил признание на устах моих при последнем свидании с Гагиным перед потемневшим окном, и последняя нить, за которую я еще мог ухватиться, – выскользнула из рук моих.

В тот же день вернулся я с уложенным чемоданом в город Л. и поплыл в Кёльн. Помню, пароход уже отчаливал, и я мысленно прощался с этими улицами, со всеми этими местами, которые я уже никогда не должен был позабыть, – я увидел Ганхен. Она сидела возле берега на скамье. Лицо ее было бледно, но не грустно; молодой красивый парень стоял с ней рядом и, смеясь, рассказывал ей что-то; а на другой стороне Рейна маленькая моя мадонна все так же печально выглядывала из темной зелени старого ясеня.

XXII

В Кёльне я напал на след Гагиных; я узнал, что они поехали в Лондон; я пустился вслед за ними; но в Лондоне все мои розыски остались тщетными. Я долго не хотел смириться, долго упорствовал, но я должен был отказаться, наконец, от надежды настигнуть их.

И я не увидел их более – я не увидел Аси. Темные слухи доходили до меня о нем, но она навсегда для меня исчезла. Я даже не знаю, жива ли она. Однажды, несколько лет спустя, я мельком увидал за границей, в вагоне железной дороги, женщину, лицо которой живо напомнило мне незабвенные черты… но я, вероятно, был обманут случайным сходством. Ася осталась в моей памяти той самой девочкой, какою я знавал ее в лучшую пору моей жизни, какою я ее видел в последний раз, наклоненной на спинку низкого деревянного стула.

Впрочем, я должен сознаться, что я не слишком долго грустил по ней: я даже нашел, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей; я утешался мыслию, что я, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод – и будущее, это короткое, быстрое будущее, казалось мне беспредельным. Разве не может повториться то, что было, думал я, и еще лучше, еще прекраснее?.. Я знавал других женщин, – но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием! Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна. Он до сих пор издает слабый запах, а рука, мне давшая его, та рука, которую мне только раз пришлось прижать к губам моим, быть может, давно уже тлеет в могиле… И я сам – что сталось со мною? Что осталось от меня, от тех блаженных и тревожных дней, от тех крылатых надежд и стремлений? Так легкое испарение ничтожной травки переживает все радости и все горести человека – переживает самого человека.

Александра БРАГИНА

Александра БРАГИНА - ученица гимназии № 3 г. Воронежа. Сочинение написано ею в 8-м классе (научный руководитель - учитель русского языка и литературы Ольга Николаевна ХАРИТОНОВА).

Язык флоры и фауны в произведениях И.С. Тургенева

На материале повестей «Ася» и «Вешние воды»

“Когда придёт лето, смотрите не забудьте сверху донизу покрыться цветами... И пусть хорошо будет людям в вашей пахучей тени под лепечущий говор ваших листьев...” - так обращался один из тургеневских героев к своему другу. Эти слова позволяют понять, какое значение придавал И.С. Тургенев сопоставлению человека с миром природы. “Человек гораздо большее растение <...> чем сам он полагает”, - утверждал писатель.

Немаловажную роль играет у Тургенева так называемый “язык цветов”, очень распространённый в XIX веке, согласно которому каждое растение имело определённое символическое значение, и подбором цветов в букете можно было “разговаривать”.

“Язык цветов” помогает открывать потаённый смысл произведения, позволяет глубже понять характеры персонажей, разобраться в их судьбе.

Во многих произведениях И.С. Тургенева фигурирует роза. Так, в повести «Вешние воды» роза олицетворяет красоту главной героини: “Черта тени останавливалась над самыми губами: они рдели девственно и нежно - как лепестки столиственной розы...” Не случайна в этой связи сама фамилия героини - Розелли.

Роза в ходе повествования исполняет предназначенную ей роль, согласно своей символике: она становится “знаком” любви между Саниным и Джеммой.

Роза эта служила также символом чистоты. Но красота и чистота едва не оказались запятнанными. Пошлая выходка пьяного офицера, схватившего цветок со стола, поставила под угрозу всё, что воплощала собой роза. Писатель замечает, что этот цветок Донгоф поочередно давал нюхать друзьям. Деталь немаловажная, позволяющая сделать вывод о том, как офицеры относятся к любви. Санин вмешался - этим он показал, что Джемма ему небезразлична, что он собирается бороться за свою любовь, отстаивать чистоту чувств. “Возвращённую розу” Санин вложил в руку Джемме. Затем последовал вызов на дуэль. Но поединок закончился мирным договором. Возможно, это значило то, что и за розу, и за любовь Джеммы Санин не готов бороться до конца. Дуэли предшествует эпизод ночного разговора юноши и девушки, когда герои внезапно оказываются охвачены “знойным вихрем” любви. Кульминационным является момент, когда Джемма передаёт Санину эту отвоёванную им у обидчика розу как символ своих чувств. Писатель делает акцент на том, что героиня вынула цветок из-за корсажа, что говорит о сокровенности и глубине чувств девушки. Джемма трепетно охраняет цветок от чужих глаз. Период бурного расцвета чувств проходит под “знаком” розы: Санин три дня носил её “у себя в кармане” и без конца “лихорадочно прижимал к губам”.

В глубокой старости Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

В произведениях Тургенева не только роза была символом любви. В повести «Ася» в такой роли выступала ветка герани.

Ася в шутку бросила герань Гагину, сказав: “Вообрази, что я дама твоего сердца”. Потом она попросила передать цветок Н.Н. Судьба героев сложилась трагически, им пришлось расстаться, но Н.Н. хранил “высохший цветок гераниума... как святыню”. “Он до сих пор издаёт слабый запах...” - замечает Н.Н. в финале повествования. Это означает то, что его любовь к Асе не прошла. Запах герани символизирует чувства героя.

Но почему же Джемма ассоциируется у автора с розой, а Ася - с геранью? Роза - царица цветов. Джемма во всём похожа на этот прекрасный цветок: её красота блистательная, торжественная. Герань же не столь роскошна, но мила. Так и Ася: она далеко не красавица в отличие от Джеммы, но выглядит “очень миловидной”, обладает своей человеческой неповторимостью.

В повести «Вешние воды» Санин сравнивается с молодой, недавно привитой яблоней. Яблоня считается символом жизни; во многих русских сказках упоминаются молодильные яблоки - яблоки, которые лечат все болезни. Это сравнение у Тургенева неслучайно. Санин был по-настоящему живым, в отличие от тех персонажей, которые, по словам автора, похожи на “фленсбургских устриц”. С другой стороны, яблоко - символ грехопадения. По библейскому преданию, змей-искуситель соблазнил Еву в раю плодом яблони. Даже на иконах изображали Еву под райским деревом с румяными яблоками. В этом произведении Санин, искушаемый Марьей Николаевной, выступает в роли Евы. Аналогию углубляет развитие сюжета: поддавшись на искус, Санин был “изгнан из рая” - лишён шанса быть с Джеммой, а значит - вкусить настоящего счастья, обрести настоящую любовь.

Раскрыть смысл повести помогает и сирень. Возле сиреневых кустов Санин признаётся Джемме в любви. Древнегреческая мифология сохранила легенду о сирени . Однажды Пан полюбил нимфу Сирингу и хотел подойти к ней. Но Сиринга испугалась его и обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать. Путь нимфе преградила река. Нимфа взмолилась богам. Боги вняли её молитвам и превратили нимфу в куст сирени.

Сирень олицетворяет весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но сирень также символ разлуки. Н.Ф. Золотницкий в книге «Цветы в легендах и преданиях» пишет: “На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания” .

Подобные ассоциации вызывала сирень и в Западной Европе. И.В. Грачёва в статье «Каждый цвет - уже намёк» упоминает, что “в Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-то причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени”. В жизни Санина и Джеммы сирень, независимо от намерений влюблённых, в точности исполнила роль предзнаменования разлуки. Даже то, что действие происходит летом, когда сирень уже отцвела, многозначительно: мы понимаем, что любовь эта была изначально обречена на поражение.

Интересна и ещё одна деталь. Когда Санин ждал Джемму, он почувствовал запах резеды и белых акаций. Резеда является символом сердечной привязанности, акации же - романтизма. Их цвет говорит о чистоте и непорочности начавшегося чувства. Акация упоминается и в повести «Ася». В беседке из акаций Ася говорит Гагину о том, что любит только его. Ася и сама подобна акации: своими шипами она ранила героя, от лица которого ведётся повествование.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Степан.ру» – лидера на рынке изготовления и монтажа изделий из ткани ПВХ. Данная продукция может быть интересна как фирмам, например, ресторанам для организации летних веранд, так и просто дачникам и владельцам загородных домов. Прозрачные шторы для беседки позволят вам наслаждаться летним отдыхом и в дождливую и ветреную погоду. Долговечный материал, надежный способ крепления, позволяющий быстро открыть проем и убрать шторы на хранение на зимний период, позволит использовать шторы для беседки не один год. Шторы изготавливаются по индивидуальным размерам и устанавливаются работниками фирмы (в том числе, зимой) или самостоятельно.

В конце повести «Ася» упоминается ясень: “...А на другой стороне Рейна маленькая моя мадонна всё так же печально выглядывала из тёмной зелени старого ясеня”. Ясень - это символ мудрости. В книге В.Калашникова «Атлас тайн и загадок» говорится о том, что, по древнескандинавским легендам, центром мира является ясень Иггдрасиль. У его корня находится источник мудрости. В повести эта деталь подчёркивает, что главному герою следовало бы вовремя проявить разумность и решительность в отношениях с Асей. Но он не сделал этого и своими руками погубил своё счастье.

В повести «Вешние воды» о Марье Николаевне Полозовой сказано так: “Полозова неотступно носилась... нет! не носилась - торчала... перед его глазами - и не мог он отделаться от её образа <...> не мог не ощущать того особенного запаха, тонкого, свежего и пронзительного, как запах жёлтых лилий, которым веяло от её одежд”.

Лилия, по научной классификации, принадлежит к семейству “нимфейных”. Это название связано с древнегреческой легендой, согласно которой в прекрасный водяной цветок превратилась нимфа, погибшая от безответной любви к Геркулесу. Лилии издавна окружались романтическим ореолом: по западноевропейским легендам, они служили приютом эльфам; славяне считали их русальными цветами, их корням приписывали свойства приворотного зелья. (Эти сведения сообщает И.В. Грачёва в своей статье.) У Тургенева упоминается не белая, а жёлтая лилия. Жёлтый цвет ассоциируется не с чистотой и возвышенностью, а с представлением о неверности, о горьком разочаровании. Запах жёлтых лилий, который преследует Санина при мысли о Полозовой, выступает как предзнаменование его измены и последующих сожалений о несостоявшемся счастье с Джеммой. Применительно же к Полозовой запах жёлтых лилий выступает как признак коварства.

В «Асе» Гагин, присев на камень, начал рисовать дуб. Этюд его не получился. Дуб является символом силы, могущества, твёрдости характера. Недаром у славян дубравы были священными рощами. Здесь проявляется вся суть натуры Гагина, о чём он сам говорил следующее: “Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё. Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом; землю, кажется, сдвинул бы с места - а в исполнении тотчас ослабеешь и устанешь”.

Повествователь также замечает о Гагине: “Он был очень мил и умён, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает”.

Муж Полозовой в повести «Вешние воды» за обедом поглощал “мясо апельсина”. Цветок апельсина - флёрдоранж - свадебный цветок, символ чистоты, любви и благих намерений. Упоминание не о цветке, а о “мясе” плода говорит о том, что романтические чувства, возвышенные порывы не свойственны натуре героя. Его интересы сугубо гастрономические. А человек, все мысли которого сосредоточены на еде, в глазах писателя, свиноподобен. Поэтому Тургенев замечает, что у Полозова “свиные глазки” и “выпуклые ляжки”.

Большую роль в повестях Тургенева играют и “животные” сравнения. Например, Санин сравнивается с выхоленным, гладким, толстоногим, нежным трёхлетком. Здесь просматривается аналогия с древней легендой, повествующей о том, что когда-то кони были свободны и не признавали над собой никакой власти. Они могли прискакать даже на небо. Лишь потом кони были пленены богами и утратили свои способности. Так и Санин: покорившись Марье Николаевне, он лишился доступа “на небо”, то есть к святой любви и поистине небесному счастью, которое могла дать ему Джемма.

В эпизоде, описывающем любовные переживания героя, Санин уподобляется автором мотыльку: “Сердце героя билось так легко, как бьёт крылами мотылёк, приникший к цветку и облитый летним солнцем”. Я думаю, именно Джемма с её лучезарной любовью являлась для него солнцем. Это сравнение реализуется в дальнейшем развитии сюжета. Как известно, в ночное время суток приманкой для мотылька может служить яркий свет. Но пламя опасно мотыльку и даже зачастую гибельно. Так и Санин, попавшись на удочку Марьи Николаевны, как говорится, “обжёг себе крылья”.

А вот господин Клюбер напоминает подстриженного пуделя. Обычно собака - символ преданности и верности, но здесь упоминается пудель - декоративная, комнатная собачка. Это сравнение несёт, совершенно очевидно, отрицательную оценку героя со стороны автора. Тут можно усмотреть намёк на духовную ограниченность персонажа, неспособность к смелым поступкам. Как мы помним, Клюбер не стал защищать честь своей невесты, струсил перед Донгофом.

В повести «Вешние воды» Марью Николаевну сопровождают “хищные” сравнения. “Эти серые хищные глаза, эти змеевидные косы”. Последнее лишний раз убеждает читателя, что Марье Николаевне предстоит сыграть роль змея-искусителя в произведении. Фамилия её тоже “говорящая” - Полозова. (Полоз - это змея семейства ужей, довольно крупная и сильная.) В другом эпизоде Полозова сравнивается с ястребом. Сравнение выявляет хищную природу героини: “Она медленно перебирала и крутила эти безответные волосы, сама вся выпрямилась, на губах змеилось торжество, а глаза, широкие и светлые до белизны, выражали одну безжалостную тупость и сытость победы. У ястреба, который когтит пойманную птицу, такие бывают глаза”. Становится понятно, что ей не нужен сам Санин, ей важна лишь победа в пари, заключённом между нею и её мужем.

В повести «Ася» Тургенев также уподобляет человека животным. Так, повествователь, имея в виду Асю, восклицает: “Что за хамелеон эта девушка!” Слово “хамелеон” употребляется Тургеневым совсем не в том значении, которое мы встречаем в новелле Чехова. У последнего хамелеон - это лицемер, приспособленец. Метафора несёт в себе сатирический, разоблачительный смысл. В словах же тургеневского повествователя звучит восхищение удивительной подвижностью, изменчивостью облика героини. Ася способна “в два прыжка” сменить пространственное положение (“Да она как коза лазит!” - говорит о ней фрау Луизе), любит представлять себя на месте любимых литературных героинь: воображает себя то пушкинской Татьяной, то гётевской Доротеей. Более того, у неё, по словам рассказчика, “самое изменчивое лицо”, какое ему приходилось видеть.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Растительное и животное начала, которые Тургенев выделяет в человеке, не противопоставлены писателем, а взаимно дополняют друг друга.

Примечания

Кун Л. Легенды и мифы Древней Греции. Фрунзе: Мектеп, 1984. С. 252.

Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1991. С. 287.

3 Грачёва И.В. “Каждый цвет - уже намёк” // Литература в школе. 1997. № 3. С. 51.

Калашников В. Атлас тайн и загадок. М.: Белый город, 2000. С. 16–17.

Сочинение

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающем за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать, что это романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хотя до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе. Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили», – закричала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Гагиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра, заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей». Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу. Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо». Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда»), нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев, показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры. За это короткое время герой прозревает, ответное чувство вспыхивает, но поздно, когда уже ничего поправить нельзя.

Прожив многие годы бессемейного бобыля, рассказчик хранит как святыню записки девушки и высохший цветок гераниума, который она некогда бросила ему из окна.

Чувство же Аси к господину Н. Н. глубоко и непреодолимо, оно «неожиданно и так же неотразимо, как гроза», по словам Гагина. Развернутые описания гор, мощного течения рек символизируют свободное развитие чувств героини.

Лишь это «ничтожная травка» и ее легкий запах остались герою от того прекрасного, цельного мира природы и мира души Аси, слившихся воедино в самые яркие, важные дни жизни господина Н. Н., потерявшего свое счастье.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ 16 главы повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ XVI главы повести И. С. Тургенева «Ася» Ася как пример тургеневской девушки (по одноимённой повести И.С. Тургенева). Виноват ли господин Н. в своей судьбе (по повести Тургенева «Ася») Идея долга в повести И.С.Тургенева «Ася» Как мы понимаем фразу «У счастья нет завтрашнего дня»? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Место образа Аси в галерее «тургеневских девушек» (по одноименной повести И.С. Тургенева) Мое восприятие повести И. С. Тургенева «Ася» Мое любимое произведение (сочинение - миниатюра) Моё прочтение повести "Ася" Мои размышления о повести "Ася" Новый тип героя в русской литературе второй половины 19 века (по повести И. Тургенева «Ася») О повести И.С.Тургенева "Ася" Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Образ Аси (по повести И. С. Тургенева «Ася») Образ Аси в одноименной повести И. С. Тургенева Образ тургеневской девушки Образ тургеневской девушки (по повести "Ася") Почему главный герой обречён на одиночество? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Почему не сложились отношения между Асей и господином N? (по повести И. С. Тургенева «Ася») Субъектная организация в рассказе И. С. Тургенева «Ася» Сюжет, герои и проблематика повести И. С. Тургенева "Ася" Тема тайного психологизма в повести И. С. Тургенева «Ася» Характеристика Аси по одноименной повести И. С. Тургенева Сочинение по повести И. С. Тургенева «Ася» Анализ повести И. С. Тургенева «Ася» Смысл названия Название повести «Ася» «У счастья нет завтрашнего дня...» (по повести И. С. Тургенева «Ася») (3) Романтические идеалы Тургенева и их выражение в повести «Ася» Герой Тургенева повести «Ася» Мое восприятие повести И. С. Тургенева "Ася" Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася А счастье могло быть так возможно... (по повести И.С.Тургенева "Ася") Характеристика главной героини Ася в повести Тургенева Гагин - характеристика литературного героя

Повесть «Ася» - одна из самых лиричных в творчестве И.С. Тургенева. Читателей XIX , XX и XXI века покоряют тонкие чувства писателя, задушевность, поэтичность этого произведения.

Несомненно, главная роль в повести принадлежит юной Асе. В этом образе воплотились черты когда-то заинтересовавшей молодого писателя маленькой девочки, незаконнорожденной дочери дяди И.С. Тургенева и крепостной крестьянки.

Ася – удивительная девушка. Ее образ ассоциируется с молодостью, непосредственностью, красотой. Герой, господин Н., встречает Асю тогда, когда она томится от избытка жизненных сил. Ее тяготит праздность. Девушку влекут высокие порывы и стремления. Она признается, что мечтает пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг.

Героиню мучат мысли, которые еще не доступны герою повести – «дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?». Видно, что Асю воспитала сама судьба. Настоящее имя героини - Анна, но все называют ее Асей. Волею произведения она с детства задумывалась о своем месте в мире.

Дочь помещика и крепостной крестьянки, Ася рано поняла двойственность своего положения. Ее мучили противоречия. Она решила ни в чем не уступать барышням высшего общества.

Ася не привыкла идти за толпой. У героини всегда был свой взгляд на вещи. Самыми дурными пороками она считала лесть и трусость. Рассказчик полюбил ее не только за красоту, но, прежде всего, за душу, поэтичность: «Все существо ее стремилось к правде».

В начале повести героиня – загадка для рассказчика и читателей. Но постепенно мы видим причины ее внутреннего беспокойства, желания «рисоваться». Господин Н. с любопытством наблюдает за шалостями Аси. Он убедился, что она довольно хорошо говорит по-французски и по-немецки. Делает вывод, что «она с детства не была в женских руках и воспитание получила странное, необычное, не имевшее ничего общего с воспитанием Гагина».

Характер Аси глубоко национальный, истинно русский. Лиричность, нежность Аси раскрывает эпизод около виноградника. Здесь перед нами раскрывается не только «полудикая прелесть» Аси, но и ее душа. Девушка сливается с синевой неба, всем своим существом стремиться ввысь.

Ася глубоко переживает охватившее ее чувство. Внутренняя борьба, смятение сказываются в ее стремительных переменах настроения, противоречивых словах. Она раскрывает господину Н. свои самые сокровенные мысли, свое сердце: «Вы вперед всегда верите тому, что я вам говорить буду, только и вы будьте со мной откровенны», «я вам всегда буду говорить правду». Но с горечью героиня осознает, что крылья у нее выросли да лететь некуда.

С первого взгляда рассказчик увидел в чертах этой девушки что-то особенное: «Было что-то свое, особенное в сказке ее смугловатого, круглого лица с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными светлыми глазами». В начале повести ее образ создан с помощью романтичных красок. Ася являет перед нами загадку, тайну, противоречие. Она представляется то храброй, неуязвимой, прямой, то внезапно становится скромной, застенчивой, «совершенно русской девушкой, чуть не горничной».

Сначала, кажется, что героиня чудит: она способна «расхохотаться без всякого повода» и тут же убежать. Между тем, все ее неожиданные поступки легко объяснимы. Так внешне проявляется глубокое первое чувство девушки. Она смущена, пуглива и полна надежд одновременно.

По мере развития сюжета происходит духовная эволюция Аси. Она растет в наших глазах. Впервые за долгие годы она научилась доверять людям, открыла свое сердце. Ася повзрослела. Но это взросление дается нелегкой ценой - разочарованием в любимом человеке, крушением многих радужных надежд.

Но у Аси есть силы жить дальше, идти вперед. Тургеневская героиня столкнулась с холодным рассудочным миром господина Н. Теперь, через много лет, он с нежностью и сожалением вспоминает милую Асю. В его жизни были и другие женщины, но по-настоящему он любил только ее.

Да, человек – странное существо. Герой сильно полюбил Асю и сам же отказался от своей любви. Он хотел стать счастливым, но сомнения обрекли его на одиночество. Через много лет он вспоминает Асю и светлые минуты любви.

Духовно и нравственно Ася выше господина Н. Его образ снижается к концу повести. Образ Аси напротив усложняется, вызывает у нас больше сочувствия. Ася для меня – истинно русская смелая и искренняя девушка, которой чуждо малодушие и трусость.

Постепенно любовь приносит героине все больше страданий. Внешне она разительно меняется, становится бледной, пасмурной, словно чувствует что-то недоброе. Ася тает на глазах. Она пытается бежать от внезапной любви, просит брата уехать, но бегство не было бы ей спасением. Тогда Гагин просит господина Н. принять решение, определить судьбу Аси. Ее восторженная, полудетская любовь пугает слабого героя.

В свое время Чернышевский удивлялся « недогадливости» господина Н., упорно не замечавшего чувств Аси: «Сама не знаю, что со мной делается. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня по тому, что я делаю. Ах, кстати, что это за сказка о Лорелее? Ведь это ее скала виднеется. Говорят она прежде всех топила, а как полюбила, cама бросилась в воду. Мне нравится эта сказка». «Кажется, ясно какое чувство пробудилось в ней…» - замечает критик.

Гагин, брат Аси, рассказывает ее историю господину Н. В детстве «она хотела весь мир заставить забыть о своем происхождении». Одновременно стыдилась и гордилась матерью. Девушка стала много читать, была развита не по годам.

Рано обманувшись в людях, она всегда принимала самостоятельные решения. Привыкла скрывать душевную ранимость за внешним самолюбием и неуживчивостью. В господине Н. Ася увидела свою мечту. От него ждала ответа на мучившие ее вопросы: «Как жить? Скажите, что я должна делать? Я все буду делать, что вы мне скажете».

Любовь давала шанс герою обрести крылья, но он проявил малодушие, обманул лучшие надежды героини, испугался будущего. В кульминационной сцене объяснения тонко описаны душевные переживания Аси, ее «глаза, которые молили, доверялись, вопрошали». Она отдавала свою судьбу, готова была посвятить жизнь любимому: «Ваша, - прошептала она едва слышно».

Поняв слабость героя, его эгоизм, Ася немедленно порвала все нити с ним, исчезла из его жизни. Потеряв ее, герой лишил себя счастья, истинного смысла жизни. Судьба героини нам неизвестна, но ее нежный облик и сильный стойкий характер оставляют глубокий след в душе героя и читателя: «Я знавал других женщин,- но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Осужденный на одиночество безсемейного бобыля…, я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна». Анненков, который почувствовал прелесть и значительность образа Аси, писал о ней: «Такая поэтическая и вместе реальная характеристика героини…заслуживала бы большего развития, рамки, например, романа, которую она совершенно напоминала бы собою».

Девушка верна своей натуре. Хотя о ее дальнейшей судьбе нам ничего не известно, нет сомнений, что Ася не изменит своим нравственным идеалам.