Самые знаменитые памятники древней греции. Главные достопримечательности Древней Греции: обзор, история и отзывы

Греция – удивительная страна, сохранившая до наших дней многочисленные памятники духовной и материальной культуры. Уникальная история Греции, отраженная в древней архитектуре, поражает своим величием. Сегодня Греция является излюбленным направлением как для любителей истории, так и для путешественников со всего мира. Если Вы направляетесь в путешествие по Греции уже сейчас, наша подборка поможет Вам выбрать самые интересные из сохранившихся достопримечательностей Греции, которые обязательно стоит посетить.

1. Афинский Акрополь (Афины)

Не будем обделять вниманием визитную карточку страны, заслуженно входящую в любой топ греческих достопримечательностей. Афинский Акрополь – не просто всем известный памятник, а самое что ни на есть живое воплощение достижений греческой цивилизации. На самой высокой отметке афинского Акрополя возвышается величественный Парфенон с 48 наклоненными колоннами. Перед его внушительными формами испытывает трепет любой. Оказаться возле акропольских стен – значит прикоснуться к глубинным пластам мировой истории. Архитектурное чудо Афин ныне отреставрировано – первозданный вид вернулся к древним скульптурам и рельефу Акрополя. Побывать в и насладиться древним обликом Акрополя – обязательный пункт в экскурсионной программе любого туриста, собирающегося в Грецию.

2. Дельфы (Центральная Греция)

Древние греки спешили в Дельфы, чтобы узнать свою судьбу и последовать воле богов. Как культовый центр влияния Дельфийский Оракул не имел себе равных многие сотни лет. Сегодня прекрасно сохранившиеся руины богатейшего храмового комплекса на склоне горы Парнас дополняются живописнейшим природным окружением. Среди местных сокровищ – священный храм Аполлона Пифийского, прекрасно сохранившиеся статуи атлетов, древний Дельфийский театр и стадион. Святейшее место для всех древних греков, Дельфы включены ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

3. Метеоры (Северная Греция)

Уникальный средневековый монастырский комплекс, построенный на вершинах громадных скал, – Метеоры вызывают настоящее недоумение и восхищение одним лишь своим внешним видом. Удивительное чудо природы и человека – фантастические монастыри Метеоры ютятся на гигантских скалах, словно парят в воздухе. Изначально доступ к Метеорам осуществлялся с помощью целой системы веревочных, приставных лестниц и лебедок. В наши дни путешественники могут осмотреть удивительные скальные сооружения и полюбоваться фантастическими пейзажами Фессалии, поднимаясь по выбитым в скалах ступеням. Крупнейший монастырский комплекс Греции также включен в список объектов Всемирного наследия.

4. Кносский дворец (Крит)

Самое древнее строение известно благодаря лабиринту Минотавра, упоминавшемуся в легендах Древней Греции. Именно этот шедевр «позднедворцового» периода позволяет познакомиться и полюбоваться минойской архитектурой. Более тысячи изящно декорированных комнат и залов дворца делали его не просто царской резиденцией, а полноценным административным центром, вокруг которого вырос город Кносс. Сегодня среди уцелевших объектов дворца можно любоваться иррациональными красными колоннами, сужающимися книзу, минойскими фресками и поистине обширными дворами и садами дворца.

5. Вергина (Северная Греция)

Сюда обязательно стоит приехать любителям древней истории – в 1977 году в Вергине откопали место захоронения правителей Древней Македонии. Нетронутая царская гробница Филиппа II, отца Александра Македонского, а также местный уникальный музей, который славится ценными фресками и богатством погребальных даров, не оставят равнодушными никого из посетителей. Вергина по праву считается одним из самых интересных археологических открытий XX века в Европе.

6. Храм Посейдона на мысе Сунион (Аттика)

Мыс Сунион – настоящее сокровище южной Аттики. На пике скалы афиняне воздвигли храм в честь повелителя морей – Посейдона. Здесь сохранились мраморные дорические колонны, дающие представление о впечатляющих масштабах храма. Этот важный археологический памятник древности заслуженно считается одним из самых впечатляющих мест Греции. Помимо неоспоримой исторической ценности, храм Посейдона известен своими необыкновенно красивыми закатами.

7. Эпидавр (Пелопоннес)

Наиболее известной достопримечательностью этого древнегреческого городка является прекрасно сохранившийся театр. В театре Эпидавра, где первые зрительские ряды сохранились с древних времен, каждый год идут современные театральные и музыкальные постановки. Античный театр в Эпидавре находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Древний город богат на исторические ценности: помимо античного театра, считавшимся одним из 7 чудес света, атмосферу древности здесь помогают ощутить руины святилища Асклепия, фрагменты античных терм, останки огромного одеона и древнего стадиона.

8. Самарийское ущелье (Крит)

Ущелье Самария – не только популярнейшее место на Крите, но и крупнейшее ущелье Европы. Его каменные джунгли протянулись на целых 18 км, а чтобы полностью пройти ущелье, понадобится 5-8 часов. Местность также является национальным парком, созданным с целью защиты уникальной природы Белых гор (Лефка Ори) и критских эндемиков. Уникальные козы кри-кри, дикие кошки, критские кипарисы, совершенно обворожительные пейзажи и просто неизгладимые впечатления – Самарию ежегодно посещают порядка 500 000 туристов.

9. Олимпия (Пелопоннес)

Кто из нас не мечтает увидеть место зарождения Олимпийских игр? Олимпия прославлена на весь мир как важнейший религиозный и спортивный центр Древней Греции. Построенная в честь самого Зевса, Олимпия сегодня являет собой впечатляющий археологический заповедник, где можно увидеть развалины раннехристианских базилик, руины знаменитых храмов Зевса и Геры, античный ипподром, спортивную гимназию и стадион. В настоящее время олимпийский огонь зажигают именно в Олимпии и привозят на открытие очередных Олимпийских игр.

10. Афон (Халкидики)

Уникальное монашеское мини-государство, чьи 20 монастырей буквально прилепились к склонам горы Афон, является неоспоримым памятником истории. Живописные древние монастыри, которые растянулись почти на 80 км, громадный конус 2-хкилометровой горы Афон, природная красота всего полуострова несомненно притягивают сюда толпы туристов. Сегодня Афон и его монастыри – не только одна из главных святынь православия, но и место сосредоточения уникальных реликвий: чудотворных икон, рукописей, книг. Афон (доступный для посещения, к сожалению, только мужчинам) целиком включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эта удивительная страна обладает огромным числом исторических, культурных, архитектурных и природных достопримечательностей. Туристы со всего мира едут в Грецию не просто отдохнуть на пляжах. Здесь можно пополнить свои знания о том, как зарождалась и формировалась современная Европа, огромная часть которой принадлежит классической эпохе эллинизма и доэллинской истории и культуре.

ТОП-20 достопримечательностей Греции

Достопримечательности Греции расскажут Вам и о зарождении европейской демократической традиции, золотой эпохе в мифологии, литературе, скульптуре, архитектуре, театре, спорте и пр. В этой прекрасной стране живут гостеприимные люди, любящие Россию, они всегда доброжелательны к российским туристам. Не забывайте и хорошо известную фразу из отечественного кинематографа: «В Греции все есть!».

1. Древнегреческий город Дельфы

Этот город в древности был религиозным центром поклонения богу Аполлону. По легенде он назван в честь его сына Дельфа. Кроме того, город известен тем, что многие столетия в нем проходили знаменитые Пифийские игры. Дельфы входят в список ЮНЕСКО. Это историческая и культурная достопримечательность мирового уровня.

Дельфы возникли примерно 1,6 тыс. лет до н.э. и сначала там поклонялись Матери Земли. А позже возникли мифы классической Древней Греции, связанные с Зевсом и пантеоном богов. В ходе раскопок во второй половине XX века здесь, на склоне горы Парнас, был обнаружен храм Аполлона, древний театр, стадион, сокровищницы и др.

2. Средневековый город Родос

А эта знаменитая греческая достопримечательность относится к эпохе Античности и Средневековья с его рыцарями-крестоносцами. Также это известный пляжный курорт. Самое интересное, что здесь можно посмотреть – это Родосская крепость, которая была возведена рыцарями-госпитальерами в XIII веке на месте древнего акрополя.

За мощными стенами этой крепости находится Дворец Великих Магистров, построенный на месте античного храма Гелиоса. В старом городе Родос можно побродить по улице Рыцарей, окунуться в эпоху Средневековья. Здесь есть старинные форты и порты, сыгравшие значительную роль в истории острова Родос, и многое другое.

3. Дворец Великих Магистров

Отдельно стоит рассказать о такой исторической и культурной достопримечательности Родосской крепости, как этот Дворец. Он тоже находится в списке ЮНЕСКО, как часть Родосской крепости. Это очень внушительное сооружение, построенное по всем правилам средневековой фортификации.

Много столетий Дворец Великих Магистров служил резиденцией руководителя ордена госпитальеров, некогда контролировавшего все Средиземноморье. Сегодня Дворец Великих Магистров превратился в огромный музей, экспонаты которого рассказывают посетителям об истории острова и города Родос со времен Античности и до наших дней.

4. Пляж Палеокастрица

Это известный на весь мир пляж и греческая достопримечательность. Находится он на острове Корфу на севере Ионического моря на одноименном курорте. Туристы могут в полной мере насладиться чистейшей бирюзовой водой, ярким, но не жгущим солнцем, а также прекрасными оливковыми, лимонными и апельсиновыми рощами вокруг.

На пляже Палеокастрица можно прекрасно отдохнуть, он входит в десятку лучших европейских пляжей, а параллельно ознакомиться с культурными и историческими достопримечательностями острова Корфу, коих здесь с античных времен – чрезвычайно много.

Акрополь – это визитная карточка современной греческой столицы. Первое, что следует посмотреть в этом городе – именно Афинский акрополь. Отсюда начинается знакомство с классической Древней Грецией, с ее мифами и легендами, богами и героями, учеными и философами.

Следует отметить, что на холме, где сегодня можно увидеть Афинский акрополь, еще в микенскую эпоху стоял царский дворец. В VII веке до н. э. в акрополе начали строить самый известный храм Парфенон, а через столетие был возведен храм Афины, от которого сегодня остался только фундамент.

Во времена, когда Греция была под Османским игом, Афинский акрополь был мечетью. Позже он стал арсеналом. В одном из его храмов в свое время располагался гарем паши. Афинский акрополь неоднократно подвергался нападениям со стороны варваров и вандалов. Сегодня это великолепный музей под открытым небом.

Множество туристов стремятся побывать на мысе Сунион, чтобы своими глазами увидеть этот древний храм. Некогда древнегреческий Посейдон – бог моря покровительствовал рыбакам и морским путешественникам, жившим в Аттике и всей Элладе. Они приносили своему богу дары и жертвы, а он даровал им удачу.

Храм Посейдона был построен в 400 годах до н.э. Среди ученых существует версия, что его воздвигли атланты – жители легендарной Атлантиды. Сегодня сохранились лишь руины храма и 12 колон. Археологи рядом с храмом обнаружили огромную статую мужчины, возможно, Посейдона, и несколько небольших статуй.

Олимп – самая высокая гора в стране, находится на побережье Эгейского моря. Но прославилась она далеко не этим. Как известно, именно эту гору избрали местом своего жительства боги Древней Греции, отчего Олимп приобрел священный статус. Территория вокруг горного массива сегодня является национальным заповедником.

Какой простой смертный не мечтает побывать в жилище богов? Именно поэтому эта мифологическая достопримечательность Греции пользуется успехом среди путешественников со всего мира. Благо, там также существует прекрасная туристическая инфраструктура, в т.ч. горнолыжный курорт.

8. Остров Санторини

Этот остров многими считается лучшим туристическим местом на земле. Он идеален для семейного отдыха. Здесь прекрасные чистые песчаные пляжи от белого до черного цвета, домики, словно со сказочной картинки. На Санторини часто проводятся свадебные церемонии между парами, мечтающими о семейной жизни, как в сказке.

На столь крохотном острове огромное число достопримечательностей. Прежде всего, это католические и православные церкви, их около трех сотен. Много здесь и древних развалин минойской эпохи греческой цивилизации. Поживите в местных отелях, позагорайте на пляжах – у Вас останутся незабываемые воспоминания.

9. Самарийское ущелье

Это знаменитая природная достопримечательность острова Крит. Самарийское ущелье – самое большое в Европе, оно названо так в честь старинной деревушки, находящейся неподалеку. Это невероятно красивое место, посетив которое можно сделать множество уникальных красивейших фотографий.

В это ущелье стоит поехать с туристической экскурсией, чтобы еще раз оценить великое греческое прошлое, увидеть древнейшую критскую цивилизацию, поразиться красотой природы Крита, его растительным и животным миром, ознакомиться со старинным укладом жизни, бытом, нравами и традициями островитян.


Федеральное агентство связи

Государственное общеобразовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет телекоммуникаций

и информатики»

Кафедра СПП

по культурологии

Выдающиеся памятники

античной архитектуры

Выполнил: студент группы Э-73

Щербинина Ольга

Проверил: Метёлкина Ю.С.

Новосибирск

Введение……………………………………………………………………………………3

I. Памятники древнегреческой архитектуры……………………………………………4

    Акрополь…………………………………………………………………4

    Парфенон…………………………………………………………………6

    Пропилеи…………………………………………………………………8

    Храм Ники Бескрылой…………………………………………………..9

    Эрехтейон…………………………………………………………………9

II. Памятники древнеримской архитектуры…………………………………………….12

    Колизей………………………………………………………………….14

    Колонна Траяна…………………………………………………………15

    Пантеон…………………………………………………………………..15

    Мавзолей Адриана………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………………..17

Список использованной литературы……………………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ

«Не знать истории – значит всю жизнь оставаться ребенком» - Марк Туллий Цицерон произнес эти слова 2000 лет назад, и речь политического деятеля и великого оратора, в которой они прозвучали, - принадлежит истории. Но разве смысл этих слов состарился за двадцать веков? Нет, они живы и сегодня, они часть нашей жизни.

Архитектура – тоже часть нашей жизни. Наши города больше, улицы шире, дома выше, чем то, что создавалось в древности, и все же они не утратили своей сущности и в чем-то наиболее важном остались тем, чем были – городами, улицами, домами… Перед нами не просто цепь бесконечных изменений, а процесс развития, ведь развиваться может только то, что в чем-то наиболее существенном остается самим собой. Архитектура – это искусство создавать среду обитания по законам пользы, прочности и красоты. «Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета отнюдь не находятся в соответствии с общим развитием общества» (К. Маркс) 1 . Вершинами в искусстве архитектуры являются Парфенон, Шартрский собор, ансамбль Версаля, Эйфелева башня. Но точно также вершинами этого искусства остаются в нашей культуре и Кносский дворец, созданный на Крите за тысячу лет до Парфенона, и жилой дом в Кирокритии на Кипре, построенный за три тысячелетия до Кносского дворца.

Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Древнегреческая и древнеримская цивилизации были крупнейшими цивилизациями древнего мира. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом.

Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы» 2 .

Памятники ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ архитектуры

Доказательством того, что прославленное могущество Эллады и ее прежнее богатство не ложный слух, является постройка величественных зданий.

Плутарх, Перикл, XII

Столица Греции Афины – город удивительной судьбы, одновременно самая старая и едва ли не самая молодая столица Европы. Это город, жизнь в котором началась более пяти тысячелетий назад и который был признанным центром культуры и искусства всего античного мира тогда, когда большинство современных европейских столиц еще не существовало вовсе. Это город, который после многовекового упадка и запустения возродился вновь как столица небольшого балканского государства только сто с лишним лет назад, после завоевания Грецией независимости. Но не современные Афины, похожие на многие города Европы, привлекают внимание ученых и притягивают многочисленные толпы туристов. В центре нового города сохранились замечательные памятники искусства прошлого, прежде всего – архитектуры классической Греции, эпохи ее наивысшего расцвета, V века до н. э. Это афинский Акрополь с его всемирно известными храмами Парфеноном и Эрехтейоном, монументальным парадным входом – Пропилеями и изящным храмом Афины-Ники, а также ряд интересных памятников нижнего города, расположенных у подножия Акрополя, в том числе знаменитый театр Диониса.

АКРОПОЛЬ

Из любой точки Афин можно видеть вытянутый с востока на запад холм с плоской вершиной – Акрополь. Он возвышается над городом, над его площадями, сеткой улиц, низкими домами. Склоны Акрополя поросли мелким кустарником, из которого выступают мощные укрепления. Со всех сторон он обнесен крепостными стенами, высокими в тех местах,где склоны пологие, и низкими там, где скала Акрополя неприступна. Размеры верхней площади Акрополя невелики – 300 м в длину и 130 м в ширину. На этом пространстве и воздвигли свои прекрасные здания древние зодчие. Гордо возвышаются здесь колонны Парфенона – храма покровительницы города богини Афины. Рядом с ним расположен Эрехтейон – храм Афины, Посейдона и Эрехфея. Вход на Акрополь украшен величественными воротами – Пропилеями. Справа от них стоит небольшой храм богини победы Ники.

Древние строители старались сделать не слишком резким переход от низких домов города к храмам Акрополя. Священный холм был окружен прославленными в древности сооружениями. Около него располагались театр Диониса, рыночная площадь – агора, храмы, святилища. И позднее, когда Греция стала римской провинцией, новые здания возникали в этом овеянном славой городе. Римский император Адриан много строил в Афинах. Место для музыкальных состязаний – Одеон был сооружен во II веке н. э. близ южных стен Акрополя. У подножия холма выросла колоннада рыночной площади и храм бога Гефеста.

Афинские зодчие во все времена стремились прежде всего подчеркнуть великолепие Акрополя. Так, огромный храм Зевса Олимпийского, начатый еще в VI в. до н. э. и законченный при Адриане, был воздвигнут на почтительном расстоянии от священного холма. Между храмом Зевса Олимпийского и Акрополем Адриан поставил арку, как бы разделив Афины на две части - древний город и город римского времени.

Акрополь не только украшал великий город. Прежде всего он был святыней, около которой проходила вся общественная жизнь эллинов. Акрополь объединял горожан, защищал их от врагов. Но и высокую художественно-эстетическую значительность его памятников, бесспорно, понимали сами греки. Ведь недаром существовала у них поговорка: «Да, ты – чурбан, когда Афин не видел, осел, коль видя их не восторгался, когда ж охотно кинул их – верблюд».

Афинский Акрополь по своему значению близок кремлям древнерусских городов. Кремли тоже были не только крепостями в тяжелые дни нашествий врагов и местом, где проводили особенно торжественные праздники, но в них воздвигались лучшие храмы, они украшались самыми выдающимися произведениями искусства.

В Афинах запрещено сейчас строительство высоких домов, которые могли бы заслонить Акрополь. Эллинский кремль царит над современным городом как свидетельство величия древнегреческой культуры, как памятник становления европейской цивилизации.

В наши дни здесь музей, произведения которого, пройдя через тысячелетия, не утратили своего значения и имеют огромную историческую ценность. Они молчаливые свидетели славных событий, которые разыгрывались на этом холме в века, когда еще в условиях рабовладельческого строя, впервые познал основы демократических свобод.

Однако еще более значительны они с точки зрения художественной. Мраморные храмы и скульптурные памятники древних Афин все ценители прекрасного признают недосягаемыми образцами искусства.

Здания, руины которых можно сейчас видеть на Акрополе, воздвигнуты в середине V в. до н. э. Однако и до V в. афинский Акрополь не был пустынной скалой. Жизнь протекала здесь с конца III тысячелетия до н. э. Акрополь уже тогда был убежищем для жителей окрестных равнин при нападении врагов. Мощные крепостные стены высотой до 10 метров и шириной в 6 метров защищали Акрополь, Делали его неприступной твердыней. Проникнуть на холм можно было с запада и севера. Вход с западной, менее надежной стороны был укреплен особенно тщательно. С северной стороны он, по-видимому, скрывался зарослями кустарника и к нему вели ступени узкой лестницы, вырубленной в скале. Впоследствии, когда на Акрополе остались лишь святилища богов, лестница на северном склоне стала не нужна и северный вход был заложен. Сохранен был лишь один основной вход на Акрополь – с западной стороны.

В ХVI-ХII вв. до н. э. Афины не выделялись среди остальных городов Греции. Они уступали Микенам, Тиринфу, Пилосу и другим могущественным эллинским центрам. Выдвижение Афин началось после того, как пала критская держава. До сих пор живет поэтическая легенда о древнем герое Тезее, который принес Афинам победу. Сказание повествует о страшной дани, которую должны были ежегодно посылать афиняне на Крит. Семь юношей и семь девушек становились добычей страшного чудовища, получеловека-полубыка - минотавра, который жил в лабиринте на Крите. Однажды, рассказывается в мифе, в число юношей попал сын афинского царя Эгея смелый и красивый Тезей. С помощью полюбившей его дочери критского царя Ариадны он победил чудовище и вернулся в Афины, принося им свободу и славу.

Древнейший Акрополь Афин, возможно, был похож на акрополи Микен и Тиринфа. Постройки этого времени сохранились плохо, так как позднее на афинском Акрополе воздвигалось в различные эпохи много сооружений.

Раскопки показали, что во II тысячелетии до н. э. здесь происходили совещания правителей, судебные процессы, религиозные празднества. В северной части Акрополя археологи нашли площадку, по-видимому, для священных церемоний афинян. Западнее царского дворца, у северных ворот, был обнаружен колодец, который давал хорошую питьевую воду людям, находившим за стенами защиту от врагов. Данные археологических раскопок говорят о том, что и в эти годы общественная, религиозная, культурная жизнь афинян была сосредоточена на Акрополе.

В VI в. до н. э. на Акрополе стоял храм Афины, называвшийся Гекатомпедон (в переводе означает «стофутовый» - длина боковой стороны храма составляла сто греческих футов). Он располагался прямо против Пропилей и поражал своей красотой вошедшего на Акрополь человека. Этому эффекту способствовала размеренная постепенность подъема по склону холма и проход через небольшие, украшенные колоннами ворота - Пропилеи.

В размещении Пропилей и Гекатомпедона на древнем Акрополе господствовала симметрия, которой часто придерживались архаические мастера. Принцип симметрии считали важным и скульпторы, особенно создатели изваяний на фронтонах храмов. Симметрия лежала и в основе статуй, украшавших тогда Акрополь. Изображение спереди строго в фас, казавшееся особенно выразительным и красивым, выступало и в планировке зданий этого времени. Именно поэтому зодчие поставили храм Гекатомпедон прямо перед Пропилеями, чтобы человек, вошедший на Акрополь, увидел этот основной храм Священного холма не сбоку, а спереди, с богато украшенного фасада.

  1. Архитектура Возрождения (3)

    Реферат >> Строительство

    Горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему... в частности в Риме, подлинные памятники античной эпохи. С начала XVI века еще... строительство перешло в руки Микеланджело - выдающегося скульптора, художника и архитектора, ...

  2. Архитектура Древнего Китая (1)

    Лекция >> Культура и искусство

    Стран (первобытное общество, Древний Восток, античность ). / Под ред. М.В. Доброклонского... пагод. Природа «прорастает» архитектурой , и архитектура затем, в свою очередь... познакомиться с наиболее выдающимися памятниками древневосточного зодчества и...

  3. Семь чудес света как памятники античной культуры

    Реферат >> Культура и искусство

    Семь чудес света как памятники античной культуры …….…....4 Египетские пирамиды в... художественном оформлении приняли участие выдающиеся греческие ваятели и живописцы. ... Впервые в греческой архитектуре

Архитектура и скульптура Древней Греции

Города античного мира обычно появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась цитадель, чтобы было где укрыться если враг проникнет в город. Такая цитадель называлась акрополем. Точно так же на скале, которая почти на 150 метров возвышалась над Афинами и издавна служила естественным оборонительным сооружением, постепенно образовался верхний город в виде крепости (акрополя) с различными оборонительными, общественными и культовыми сооружениями.
Афинский Акрополь начал застраиваться еще во II тысячелетии до н.э. Во время греко-персидских войн (480-479 годы до н.э.) он был полностью разрушен, позднее под руководством скульптора и архитектора Фидия началось его восстановление и реконструкция.
Акрополь относится к таким местам, «о которых все твердят, что они великолепны, неповторимы. Но не спрашивайте почему. Никто вам не сможет ответить...». Его можно измерить, можно пересчитать даже все его камни. Не такой уж большой труд пройти его из конца в конец - на это уйдет всего несколько минут. Стены Акрополя круты и обрывисты. Четыре великих творения стоят и поныне на этом холме со скалистыми склонами. Широкая зигзагообразная дорога идет от подножия холма к единственному входу. Это Пропилеи - монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Их соорудил архитектор Мнесикл в 437-432 годах до н.э. Но прежде чем войти в эти величественные мраморные ворота, каждый невольно оборачивался вправо. Там, на высоком пьедестале бастиона, некогда охранявшего вход в акрополь, высится храм богини победы Ники Аптерос, украшенный ионическими колоннами. Это дело рук архитектора Калликрата (вторая половина V веке до н.э.). Храм - легкий, воздушный, необычайно прекрасный - выделялся своей белизной на синем фоне неба. Это хрупкое, похожее на изящную мраморную игрушку здание как будто улыбается само и заставляет ласково улыбнуться прохожих.
Непоседливые, пылкие и деятельные боги Греции походили на самих греков. Правда, они были выше ростом, умели летать по воздуху, принимать любой облик, превращаться в животных и растения. Но во всем остальном вели себя, как обыкновенные люди: женились, обманывали друг друга, ссорились, мирились, наказывали детей...

Храм Деметры, строители неизвестны, VIв. до н.э. Олимпия

Храм Ники Аптерос, зодчий Калликрат, 449-421 до н.э. Афины

Пропилеи, зодчий Мнезикл, 437-432 до н.э. Афины

Богиня победы Ника изображалась прекрасной женщиной с большими крыльями: победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому. Афиняне изобразили ее бескрылой, чтобы она не покинула город, одержавший так недавно великую победу над персами. Лишенная крыльев богиня не могла больше летать и навсегда должна была остаться в Афинах.
Храм Ники стоит на выступе скалы. Он чуть повернут в сторону Пропилеи и играет роль маяка для процессий, огибающих скалу.
Сразу же за Пропилеями гордо возвышалась Афина Воительница, копье которой приветствовало путника издалека и служило маяком для мореплавателей. Надпись на каменном пьедестале гласила: «Афиняне посвятили от победы над персами». Это означало, что статуя была отлита из бронзового оружия, отнятого у персов в результате одержанных побед.
На Акрополе находился и храмовый ансамбль Эрехтейон, который (по замыслу его создателей) должен был связать воедино несколько святилищ, располагавшихся на разных уровнях, - скала здесь очень неровная. Северный портик Эрехтейона вел в святилище Афины, где хранилась деревянная статуя богини, якобы упавшая с неба. Дверь из святилища открывалась в маленький дворик, где росло единственное на всем Акрополе священное оливковое дерево, которое поднялось, когда Афина дотронулась в этом месте до скалы своим мечом. Через восточный портик можно было попасть в святилище Посейдона, где он, ударив по скале своим трезубцем, оставил три борозды с журчащей водой. Здесь же находилось святилище Эрехтея, почитаемого наравне с Посейдоном.
Центральная часть храма - прямоугольное помещение (24,1х13,1 метров). В храме также находились могила и святилище первого легендарного царя Аттики Кекропа. На южной стороне Эрехтейона - прославленный портик кариатид: у края стены шесть высеченных из мрамора девушек поддерживают перекрытие. Некоторые ученые предполагают, что портик служил трибуной почтенным гражданам или что здесь собирались жрецы для религиозных церемоний. Но точное предназначение портика до сих пор неясно, ведь «портик» означает преддверие, а в данном случае портик не имел дверей и отсюда нельзя попасть внутрь храма. Фигуры портика кариатид - это по сути опоры, заменяющие столб или колонну, они же прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватившие в свое время Афины и не допускавшие по своим мусульманским убеждениям изображений человека, уничтожать эти статуи, однако, не стали. Они ограничились лишь тем, что стесали лица девушек.

Эрехтейон, строители неизвестны, 421-407 до н.э. Афины

Парфенон, зодчие Иктин, Калликрат, 447-432 до н.э. Афины

В 1803 году лорд Эльджин, английский посол в Константинополе и коллекционер, пользуясь разрешением турецкого султана, выломал в храме одну из кариатид и увез в Англию, где предложил ее Британскому музею. Слишком широко трактуя фирман турецкого султана, он увез с собой также многие скульптуры Фидия и продал их за 35 000 фунтов стерлингов. Фирман гласил, что «никто не должен препятствовать увезти ему несколько камней с надписями или фигурами с Акрополя». Эльджин заполнил такими «камнями» 201 ящик. Как он сам заявил, он взял только те скульптуры, которые уже упали или которым грозило падение, якобы для того, чтобы спасти их от окончательного разрушения. Но еще Байрон назвал его вором. Позднее (при реставрации портика кариатид в 1845-1847 годах) Британский музей прислал в Афины гипсовый слепок статуи, увезенной лордом Эльджином. Впоследствии слепок заменили более прочной копией из искусственного камня, изготовленной в Англии.
В конце прошлого века греческое правительство потребовало от Англии вернуть принадлежащие ей сокровища, но получило ответ, что лондонский климат для них более благоприятен.
В начале нашего тысячелетия, когда при разделе Римской империи Греция отошла к Византии, Эрехтейон превратили в христианский храм. Позднее крестоносцы, завладевшие Афинами, сделали храм герцогским дворцом, а при турецком завоевании Афин в 1458 году в Эрехтейоне устроили гарем коменданта крепости. Во время освободительной войны 1821-1827 годах греки и турки поочередно осаждали Акрополь, бомбардируя его сооружения, в том числе и Эрехтейон.
В 1830 году (после провозглашения независимости Греции) на месте Эрехтейона можно было обнаружить лишь фундаменты, а также архитектурные украшения, валявшиеся на земле. Средства на восстановление этого храмового ансамбля (как и на восстановление многих других сооружений Акрополя) дал Генрих Шлиман. Его ближайший сподвижник В.Дерпфельд тщательно измерил и сравнил античные фрагменты, к концу 70-х годов прошлого века он уже планировал восстановить Эрехтейон. Но эта реконструкция была подвергнута строгой критике, и храм был разобран. Здание было восстановлено заново под руководством известного греческого ученого П.Кавадиаса в 1906 году и окончательно отреставрировано в 1922 году.

"Венера Милосская" Агессандр(?), 120 до н.э. Лувр, Париж

"Лаокоон" Агессандр, Полидор, Афинодор, ок.40 до н.э. Греция, Олимпия

"Геракл Фарнезский" ок. 200 до н. э., Нац. музей, Неаполь

"Раненая амазонка" Поликлет, 440 до н.э. Нац. музей Рим

Парфенон - храм богини Афины - самое большое сооружение на Акрополе и самое прекрасное создание греческой архитектуры. Он стоит не в центре площади, а несколько сбоку, так что можно сразу охватить взглядом передний и боковой фасады, понять красоту храма в целом. Древние греки верили, что храм с основной культовой статуей в центре представляет собой как бы дом божества. Парфенон - храм Афины-Девы (Парфенос), и потому в центре его находилась хрисоэлефантинная (выполненная из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе) статуя богини.
Парфенон воздвигли в 447-432 годах до н.э. архитекторы Иктин и Калликрат из пентелийского мрамора. Он размещался на четырехступенчатой террасе, размер его основания равен 69,5х30,9 метра. С четырех сторон Парфенон окружают стройные колоннады, между их беломраморными стволами видны просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, он кажется воздушным и легким. На белых колоннах нет ярких рисунков, как это встречается в египетских храмах. Только продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, от чего храм кажется выше и еще стройнее. Своей стройностью и легкостью колонны обязаны тому, что они чуть-чуть сужаются кверху. В средней части ствола, совсем не заметно для глаз, они утолщаются и кажутся от этого упругими, прочнее выдерживающими тяжесть каменных блоков. Иктин и Калликрат, продумав каждую мельчайшую деталь, создали здание, поражающее удивительной соразмерностью, предельной простотой и чистотой всех линий. Поставленный на верхней площадке Акрополя, на высоте около 150 метров над уровнем моря, Парфенон был виден не только из любой точки города, но и с подплывавших к Афинам многочисленных судов. Храм представлял собой дорический периметр, окруженный колоннадой из 46 колонн.

"Афродита и Пан" 100 до н.э., Дельфы, Греция

"Диана-охотница" Леохар, ок.340 до н.э., Лувр, Париж, Франция

"Отдыхающий Гермес" Лисипп, IVв. до н. э., Нацональный музей, Неаполь

"Геракл, борющийся со львом" Лисипп, ок. 330 до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Атлант Фарнезский" ок.200 до н.э., Нац. музей, Неаполь

В скульптурном оформлении Парфенона участвовали самые известные мастера. Художественным руководителем строительства и оформления Парфенона был Фидий, один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнил сам. Организационной стороной строительства занимался Перикл - крупнейший государственный деятель Афин.
Все скульптурное оформление Парфенона было призвано прославить богиню Афину и ее город - Афины. Тема восточного фронтона - рождение любимой дочери Зевса. На западном фронтоне мастер изобразил сцену спора Афины с Посейдоном за господство над Аттикой. Согласно мифу, в споре победила Афина, подарившая жителям этой страны оливковое дерево.
На фронтонах Парфенона собрались боги Греции: громовержец Зевс, могучий властитель морей Посейдон, мудрая воительница Афина, крылатая Ника. Завершал скульптурный декор Парфенона фриз, на котором была представлена торжественная процессия во время праздника Великих Панафиней. Этот фриз считается одной из вершин классического искусства. При всем композиционном единстве он поражал своим разнообразием. Из более чем 500 фигур юношей, старцев, девушек, пеших и конных ни одна не повторяла другую, движения людей и животных были переданы с удивительным динамизмом.
Фигуры скульптурного греческого рельефа не плоские, у них есть объем и форма человеческого тела. От статуй они отличаются только тем, что обработаны не со всех сторон, а как бы сливаются с фоном, образуемым плоской поверхностью камня. Легкая расцветка оживляла мрамор Парфенона. Красный фон подчеркивал белизну фигур, четко выделялись синевой узкие вер­тикальные выступы, отделявшие одну плиту фриза от другой, ярко сияла позолота. Позади колонн, на мраморной ленте, опоясывающей все четыре фасада здания, была изображена праздничная процессия. Здесь почти нет богов, а люди, навек запечатленные в камне, двигались по двум длинным сторонам здания и соединялись на восточном фасаде, где происходила торжественная церемония вручения жрецу одеяния, сотканного афинскими девушками для богини. Каждая фигура характерна своей неповторимой красотой, а все вместе они точно отражают подлинную жизнь и обычаи древнего города.

Действительно, раз в пять лет в один из жарких дней середины лета в Афинах происходило всенародное празднество в честь рождения богини Афины. Оно носило название Великих Панафиней. В нем принимали участие не только граждане Афинского государства, но и множество гостей. Празднество состояло из торжественной процессии (помпы), принесения гекатомбы (100 голов скота) и общей трапезы, спортивных, конных и музыкальных состязаний. Победитель получал особую, так называемую панафинейскую амфору, наполненную маслом, и венок из листьев священной маслины, растущей на Акрополе.

Самым торжественным моментом праздника было всенародное шествие на Акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, воины в доспехах и молодые атлеты. В длинных белых одеждах шли жрецы и знатные люди, глашатаи громко славили богиню, музыканты радостными звуками наполняли еще прохладный утренний воздух. По зигзагообразной панафинейской дороге, вытоптанной тысячами людей, поднимались на высокий холм Акрополя жертвенные животные. Юноши и девушки везли за собой модель священного панафинейского корабля с прикрепленным к его мачте пеплосом (покрывалом). Легкий ветерок развевал яркую ткань желто-фиолетового одеяния, которое несли в дар богине Афине знатные девушки города. Целый год они ткали и вышивали его. Другие девушки высоко поднимали над головой священные сосуды для жертвоприношений. Постепенно шествие приближалось к Парфенону. Вход в храм был сделан не со стороны Пропилеи, а с другой, словно для того, чтобы каждый сначала обошел, осмотрел и оценил красоту всех частей прекрасного здания. В отличие от христианских храмов, древнегреческие не предназначались для богослужений внутри их, народ во время культовых действий оставался вне храма. В глубине храма, окруженная с трех сторон двухъярусными колоннадами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были сделаны из чистого сверкающего золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

О Парфеноне написано множество книжных томов, среди них есть монографии о каждой его скульптуре и о каждом шаге постепенного упадка с той поры, когда после декрета Феодосия I он стал христианским храмом. В XV веке турки сделали из него мечеть, а в XVII веке - пороховой склад. В окончательные руины его превратила турецко-венецианская война 1687 года, когда туда попал артиллерийский снаряд и за один миг сделал то, что не смогло сделать за 2000 лет всепожирающее время.

Культура Древней Греции

Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)

Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.

Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского союза, направленного против Персии, Перикл задумал создать на месте разрушенного персами в 480-479 годах до н.э. афинского Акрополя новый архитектурный комплекс – величайшее «чудо света», новое всеэллинистическое святилище, призванное укрепить ведущее место Афин в греческом мире. Использование огромных денежных средств из казны союза, привлечение лучших мастеров и архитекторов обеспечило рождение одного из самых совершенных ансамблей в мировом искусстве. Началось грандиозное строительство под общим руководством скульптора Фидия. Вместо простого архаического въезда на Акрополь появляются монументальные, торжественные ворота – Пропилеи – с дорическими портиками на разных уровнях и широкой лестницей, наклонным коридором, внутри обрамленным ионической колоннадой, поддерживающей своды мраморного потолка, где, если верить путешественнику II века н.э. Павсанию, мерцали на голубом небе золотые звезды.

Пропилеи занимали всю западную часть холма и состояли из центрального здания и двух неодинаковых по величине боковых крыльев. Правое крыло венчал маленький изящный храм с ионическими колоннами, построенный архитектором Калликратом в честь богини победы – Ники Аптерос (Бескрылой, чтобы не могла Победа улететь из Афин), украшенный невысоким барельефом на тему греко-персидских войн. Однако пора переступить волшебный порог Пропилеи, чтобы лучше узнать мир Акрополя.

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы). Древняя Греция (432 г. до н.э.)

Парфенон – храм Афины-Парфенос (Афины Девы), Древняя Греция – главное сооружение Афинского Акрополя, как по своему значению, так и по размерам.

Когда-то он возвышался над всем Акрополем подобно тому, как Афины возвышались над остальными государствами Греции, являя собой воплощение славы и могущества Афинской державы. Этот храм был выстроен из пентелийского мрамора в 447-438 годах архитекторами Иктином и Калликратом. Скульптурное убранство создано к 432 году до н.э. прославленным ваятелем Фидием и его учениками. Храм представляет собой дорический периптер размерами 30,89 х 69,54 м с числом колонн 8x17. Благородная красота и гармоничность пропорций, поразительная пластичность и соразмерность всех его форм рождает чувство приподнятости и величия. Главным украшением внутреннего пространства храма была всемирно известная хрисоэлефантинная статуя (из золота и слоновой кости) Афины Парфенос, высотой около 12 м, созданная скульптором Фидием в 438 году до н.э.

Вместе с Грецией, Парфенон пережил все этапы ее истории. Был он и христианской церковью Святой Софии и турецкой мечетью. Почти полностью был уничтожен войной в XVII веке. А в начале XIX века лишился всей сохранившейся скульптуры и рельефов, ныне разбросанных по всем европейским музеям. Но и сегодня Парфенон по праву считается одним из величайших образцов античной архитектуры, шедевром мирового искусства и пластики.

Дискобол. Древняя Греция (сер. V в. до н.э.)

Дискобол – тип античной статуи атлета, бросающего диск, широко распространенный в Древней Греции. Самая знаменитая из статуй скульптора Мирона из Элевтер в Аттике. Известно, что Мирон жил и работал в Афинах и получил звание афинского гражданина; что считалось большой честью. Как пишет Плиний, учился Мирон у Агелада – прекрасного мастера, работавшего в Аргосе, учениками которого были также Поликлет и Фидий. Статуя создана им в середине V в. до н.э. в период перехода от «строгого стиля» к классическому. Оригинал из бронзы утрачен, но сохранились 15 повторений римского времени в мраморе, что свидетельствует о славе этого произведения. Лучшее повторение – статуя II века н.э. из Палаццо Ланчелотти, ныне в Национальном музее в Риме. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения. «В „Дискоболе“ Мирон переносит нас в мир действия, где движение вдруг получило верховную роль, где человек познает опьянение силой, сдерживаемой равновесием. В этом смысле Мирон основоположник искусства ваяния, как его современник Эсхил – творец драматического действия. И тот и другой исследовали пределы человеческой силы», – как отмечал в своей работе «Греческая цивилизация» А.Боннар.

Хотя римские копии Дискобола достаточно хороши, пластический язык самого Мирона в них утрачен, поскольку используется другой материал, отсутствует чувство свободы и гибкости форм, чувствуется некоторая застылость всего образа, в которой теряется все напряжение энергии атлета. Однако сохранились навеянные мотивом Мирона произведения близких ему по времени безвестных мастеров, еще обладающие той живой пластикой.

Аполлон Бельведерский. Древняя Греция (IV в. до н.э.)

Аполлон Бельведерский – античная статуя, изображающая бога Аполлона в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Была выполнена из бронзы в период поздней классики, в середине IV века до н.э. древнегреческим скульптором Леохаром. Статуя не сохранилась, но ее римское повторение в мраморе было найдено в Италии между 1484 и 1492 годами в Андио близ Рима. В правление Папы римского Юлия II, в 1506 году, статуя Аполлона была установлена в галерее-антикварии в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда ее название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550-х итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки.

Бог Аполлон пластически совершенен; перекинутый через плечо плащ не скрывает ни единого мускула торса. Но в образе бога – внешне очень эффектном – не ощущается внутренней значительности. С годами слава статуи росла, и Аполлон Бельведерский стал символом гармонии и красоты. Но по сюжету он только что пустил свою смертоносную стрелу, которую не в силах остановить даже всемогущий Зевс, и теперь наблюдает, как она вонзается в жертву. Аполлон – вовсе не из тех божеств, которые отличаются милосердием, наоборот он холоден и бессердечен.

Ника Самофракийская. Древняя Греция (ок. 190 г. до н.э.)

Ника Самофракийская (ок. 190 г. до н.э.) – знаменитая, высеченная из мрамора неизвестным мастером статуя греческой богини Ники. Правое крыло статуи утрачено и является гипсовой реконструкцией. Голова и руки статуи отсутствуют. Высота составляет 3метра 28 сантиметров.

В 1863 году на острове Самофракия в Эгейском море скульптуру Ники нашел Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику в знак греческих морских побед родосцев над царем Антиохом III в 190 году до н.э.

Силуэт богини, встречающей на носу корабля морской ветер, полон стремительности. Она передана развевающимися складками одежды. Фигура, едва скрытая складками прилегающего наряда, совершенна. Ника из Самофракии сразу стала иконой и символом искусства. Это – определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Кисть из того же мрамора была найдена в Самофракии в 1950 году и сейчас экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники. Сама статуя установлена на повороте лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Правое крыло статуи – реконструкция, точная копия левого крыла из гипса. Многократные же попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны – все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Венера (Афродита) Милосская. Древняя Греция (130-100 гг. до н.э.)

Венера (Афродита) Милосская – знаменитая древнегреческая статуя периода позднего эллинизма (ок. 130-100 гг. до н.э.). Мраморный оригинал, а не копия, как считалось ранее. Статуя была найдена греческим крестьянином на своем поле в двух больших фрагментах и множестве мелких обломков в 1820 году на острове Милос (в древности Мелос) в Эгейском море. По свидетельству очевидца, французского мореплавателя Дюмона Дюрвиля, видевшего статую, когда она еще стояла в сарае крестьянина, в левой поднятой кверху руке она держала яблоко, а правой придерживала ниспадавшее одеяние. Дюрвиль рассказал о находке французскому послу в Стамбуле маркизу де Ривьер, который, получив статую в марте 1821 года, преподнес ее королю Людовику XVIII. Так статуя оказалась в Париже, в Лувре, где экспонируется и в наши дни.

Руки статуи так и не были обнаружены. Автором этого замечательного шедевра считается Александр или Агесандр из Антиохии. Несколько утраченных букв из авторской подписи на цоколе не позволяют с определенной точностью установить его имя. Мастер выполнил статую, вероятно, в подражание более древним, классическим образцам. Стилистически статуя относится к течению эллинистического искусства, отражавшему возврат к греческой классике Века Перикла. Статуя удачно сочетает в себе величавую монументальность классических образцов с характерной для эллинизма динамикой композиции, хотя искусство II века до н.э., когда создавалась статуя Венеры, отмечено кризисными тенденциями, утратой чувства целостности, тем не менее именно это произведение, благодаря своей чувственности и натуралистичности, стало со временем самым известным, любимым, общепризнанным символом красоты во всем мире.

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

Глава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

Периодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

НАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения

Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир Борисович

Историки и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эл­лада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укла­дов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовла­дельческого

Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс Питер

Гражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ВОЙНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Греки издавна жили в южной части Балканского полуострова. Затем они обосновались также на островах Эгейского моря и на западном побережье Малой Азии. В VIII–VI вв. до н. э. в результате так называемой «великой колонизации» появились

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Дипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в

Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда Леонидовна

КТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

2.5. Религия Древней Греции Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных

автора

Глава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 33. Наука и образование в Древней Греции Представления об окружающем миреГреков всегда интересовал вопрос: как устроен окружающий мир? В Греции было немало людей, посвятивших жизнь поискам ответа на него. Их называли философами, то есть «любителями мудрости». Они

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима) 1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Религия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились

Из книги Сравнительное богословие. Книга 2 автора Коллектив авторов

3.2.5. Религиозная система Древней Греции Древние греки - одна из ветвей древних индоевропейцев. Выделившись из индоевропейского конгломерата на рубеже IV–III тысячелетий до н. э., племена, говорившие на древнегреческом языке, мигрировали на новые земли - юг Балкан и