Чем отличается искусство от ремесла? Что отличает современное искусство от классического.

Почему эта картина (книжка, здание, кино) считается шедевром, а вон та - ширпотребом, безвкусицей и отстоем?
Только недавно мне наконец пришел в голову неплохой объективный критерий.

Раньше я считал что слово «качество» к произведениям искусства вообще неприменимо, что это дело вкуса, моды, маркетинговой раскрутки и т.п. Я думал что в этой области нет и не может быть объективных показателей.

Сами ценители искусства поддерживали это мое заблуждение своими разговорами типа: «надо просто много смотреть, изучать, сравнивать - и понимание и вкус к хорошему искусству сами прийдут, со временем».

А я технарь, мне такое непонятно вообще. Это звучит как - «надо много любоваться на формулы и тогда само собой будет ясно зачем они и как ими пользоваться, понимание физических законов само придет».

В технике обычно есть четкие критерии (их комбинация), которые позволяют измерить качество вещи цифрами. Скажем, двигатель оценивается по удельной мощности, КПД и моторесурсу. А как быть со статуей?

Искусствоведы же ничем подобным вообще не оперируют.

Ну разве что есть аукционная цена, но это тоже во многих областях малоприменимо или неприменимо вообще.

Как вы определите цену здания, как предмета искусства, например? Или оперы?

К сожалению, сколько бы я этот вопрос не обсуждал с разными людьми из искусства, никто не мог мне сформулировать, как отличить высокое искусство от фигни. То есть люди понимают что Рафаэль писал шедевры, а Глазунов - нелепую мазню, но как это объяснить на пальцах? В конце концов есть же такое широкораспространенное выражение - «хороший вкус». Это автоматически означает что его можно объективизировать, измерить его качество. Но как, черт побери???

Мне нравится думать, что существует истина как в науке, так и в искусстве. А мы, жалкие людишки, пока вселенная не перегорит к чертям собачьим, пытаемся к этой истине асимптотически приближаться с большим или меньшим успехом. Более того, эта истина объективна. Вся эта пурга про то, что кому-то Укупник лучше Фредди Меркьюри, а значит оба молодцы, примерно то же самое, что рассуждения о том, что для Васи дважды пять, а для Пети четыре, а значит считаем каждый раз по-разному.
Безусловно, в восприятии искусства есть доля субъективизма, но(!) не стоит забывать об объективности, которая, в частности, заключается в том, что Януш Леон Вишневский говнюк, а Томас Манн талантливый писатель (даже если кому-то кажется наоборот). Каждый имеет право при этом любить Вишневского, но мы договоримся считать, что в таком случае у человека не развит литературный вкус.


Там в комментах я пытался предложить такой критерий крутизны искусства как техническая сложность. Но нет, все же это не работает. Шедевр не обязательно должен быть сложным. Бонни предложила что главное - создать что-то новое, чего до тебя никто не делал. Вроде теплее, но тоже не то. Несложно создать абсолютно оригинальную херь.

И недавно мне пришла в голову такая идея:

шедевральность предмета искусства определяется его цитируемостью.

Похожий критерий используется для оценки ученых - индекс цитирования. Чем больше на твои работы/статьи ссылаются другие ученые, тем ты лучше как ученый. Конечно тут тоже возможны всякие искажения и накрутки, но в общем и целом это удобный и общеприменямый критерий.В искусстве можно использовать тоже самое!

Шедевры ведь часто цитируются другими деятелями искусства.

Причем такое цитирование наблюдается как внутрипредметно, скажем архитектор цитирует архитектора - так и между видами искусств.

Художники пишут картины со зданиями. Здания навевают мысли композиторам. Архитекторы создают здания под впечатлением от симфоний. Поэты слышат красивую музыку и сочиняют под нее стихи. И так далее.

На самом деле совершенно разные области искусства пронизаны миллионом цитат, аллюзий и заимствований.

Отсюда стнаовится очевидным, почему нужно много наблюдать, много видеть и слышать произведений искусства и как этот опыт может помочь в их оценке - ты просто со временем сможешь видеть эти взаимные связи, видеть кто у кого что слямзил и чем вдохновился. И отсюда уже будет очевидно кто создал шедевр, а кто попугайщик.

Кто создал эпоху, тренд, а кто просто плетется в тренде.

Итак, чем шедевральнее предмет искусства, тем больше можно обнаружить его следов в его и других областях искусства.

Выявление этих следов поможет как раз объективизировать всю эту на первый взгляд сугубо субъективную сферу.

Кстати, я не претендую на оригинальность этой идеи, просто рад тому, что удалось все это прочувствовать и наконец сформулировать для самого себя эти вещи.

Чем отличается искусство от ремесла? Можно ли научиться быть художником? Почему иная картина, вроде и красивая, безупречно написанная, не привлекает внимания искусствоведов, а небрежный этюд становится шедевром на века? Споры об этом будут продолжаться, наверное, столько, сколько будет существовать искусство.

Интересно поговорить об этом и с самими художниками. Тем более с теми, кто воспитывает будущих мастеров. Член Белорусского союза художников Алесь Кветковский работает старшим преподавателем кафедры рисунка, акварели и скульптуры БНТУ, а в искусстве постоянно экспериментирует. То в картинах преображаются стихи белорусских поэтов и белорусская мифология, то в проекте «Песнi дрыгвы», посвященной болоту, причудливо соединяются стихии и очертания человеческой фигуры... В проекте «Медовый Спас» художник говорит через образы пчел, сот, меда. В этом году отмечалось 35 лет педагогической и творческой деятельности Алеся Кветковского.

Правда ли, что можно научить рисовать всякого?

Можно. Как говорит один мой учитель, просто к каждому ученику нужно найти ухват. А вот быть художником - это уже другое. Никто не может понять до конца, как живописец события этого мира преображает в образы.

Как это происходит у тебя?

Новый этап моего творчества начался, когда умер поэт Анатоль Сыс, часто бывавший в моей мастерской. Помню, как все знакомые ездили отмечать девять дней по нему, сорок дней... А я сел в мастерской и переносил на полотно все, что чувствовал, о его стихах, его личности. Получился цикл картин «Пан Лес» - у меня в голове тогда звучало стихотворение Анатоля «Пан Лес», и я писал поэта в виде лесного бога. В художественной школе я на какое–то время забросил живопись, увлекся футболом, играл сразу за пять команд. А потом случилась экскурсия в Ленинград. После увиденного уехал в деревню Подсвилье к тетке, рисовал не отрываясь и сделал выбор профессии.

- В своей статье о дизайне ты приводишь слова Андрея Вознесенского: «Когда красота входит в быт, ее излучение убивает микробы низости». Но всегда ли современное искусство - красота?

Так должно быть. Но не всегда есть. К тому же красота заменяется красивостью. Сегодня время высокопрофессиональной халтуры. Посмотрите на вернисажи... Почти все там вторично, ориентировано на вкус покупателя, которому надо еще расти до понимания высокого искусства. Основную массу на рынке составляют произведения ремесленные. В этом, кстати, ничего стыдного нет. Иконы - это ведь тоже работа ремесленников–иконописцев. Но бывают авторы, которые сознательно изгоняют из своих творений красоту и чувство, воспринимают их как слабость, сентиментальность. Шокируют зрителя, чтобы продать то, что раньше и не могло называться искусством.

Ты против искусства шока?

Современный масскульт ориентирует нас на интеллектуальный примитивизм. Уже не надо быть талантливым, достаточно быть коммуникабельным. Не нужно думать самому - достаточно посидеть в интернете. Студенты разучиваются рисовать, чертить от руки - зачем, если есть компьютерная программа? Знаю известных художников, которые маленькую зарисовку переводят на холст с помощью проектора, остается разрисовать. Но когда у мультипликатора Норштейна, автора «Ежика в тумане», спросили, почему он не прибегает к помощи компьютера, Юрий Борисович ответил, что руки - от бога, а компьютер - от лукавого.

Французский примитивист Анри Руссо еще в XIX веке переводил на холсты с помощью проектора, например, рисунки тигра из журнала - потому что не владел рисунком и не мог изобразить зверя достоверно сам. И тем не менее он остается великим художником.

- И все же профессиональная подготовка необходима! Некоторых моих студентов нанимают расписывать стены. Просто потому, что заказчик платит им меньше, чем, если бы нанял маэстро. А ведь даже чтобы «прочитать» картину, нужны подготовленность и интуиция.

С одной стороны, искусство должно вписываться в наш быт. Но есть значительные произведения, представить которые в жилом интерьере невозможно. Как можно есть или спать рядом с «Герникой» Пикассо или с потрясающими душу картинами Савицкого?

Конечно, интерьерное искусство и музейное сильно отличаются. Но и вкусы у заказчиков разные. Кто–то хочет на стену своей огромной ванной комнаты копию «Леды и лебедя» Дали из мозаики с позолотой. И тут же вспоминаю случай, как одна дама узнала, где и когда в 1930–х расстреляли в Куропатах ее деда, и заказала картину, где бы рассказывалось об этом трагическом событии. Опять же эта работа не висит в квартире на стене постоянно. Ее достают где–то раз в год, когда собирается вся семья вспомнить погибшего предка.

Но у нас и нет такой традиции - украшать интерьеры хорошими картинами. Кому это по карману? В лучшем случае средний потребитель купит репродукцию, гобелен в рамочке.

Мой друг, который в 90–х ездил в Польшу, рассказывал, что каждый зажиточный поляк считает делом престижа повесить на стену картину, понимает он ее или нет. Любимые сюжеты были - болотце с кувшинками, осенний парк. Мода... У нас такой до сих пор нет. Хотя художник Лансере утверждал, что человек, выросший среди хорошей живописи, будет сильно отличаться от того, в чьем доме имелись только телевизор и табурет. Авторское произведение - это дорого. И пусть картина будет стоять у меня в мастерской, но за 100 долларов я ее не продам. Приведу горькие слова Михаила Савицкого: «У общества нет уважения к искусству. Общество отреклось от художника, интеллектуально обессилило его, уничтожило культурную потребность в нем, его социальную и просветительскую функции, оставив ему утилитарную, прикладную».

Ты утверждаешь, что классическое искусство - искусство честных людей, а причины авангарда в том, что художник хочет заигрывать со зрителем и как–то понравиться. Но ведь и то, что ты пишешь, - никак не реализм...

Но и не то, что можно назвать «делать козу». Я пишу о том, что чувствую. Цикл о болоте родился из стихотворения Виктора Шнипа «Болото». Иногда вижу воплощение болотной стихии, глины, воды, трясины в женском торсе. Узнал, что на Полесье есть поверье, что души мужчин живут в дубах, а женщин - в диких грушах. Нарисовалась картина с дикой грушей.

Но у тебя есть и портреты реальных персонажей.

Да, например, знаменитых людей Воложинщины, где прошло мое детство. Мечтаю, что в Воложине появится картинная галерея. Нарисовал для нее портреты поэтов Старога Власа и Констанции Буйло, Владиславы Станкевич, жены Янки Купалы, портрет президента Израиля Шимона Переса, который родился в Вишнево возле Воложина. Когда писал портрет Переса, специально поехал на место его родного дома, нашел старый колодец. Так и изобразил: пожилой человек у колодца, на фоне озера. Задумал большое полотно «Вишневская трагедия», посвященное двум тысячам замученных в Вишнево в 1942 году евреев.

А случалось создавать картины со сложной энергетикой?

У меня в картине должно быть немножко катастрофы. Даже в натюрморте, пейзаже. Однажды рядом с букетом осенних цветов я нарисовал рюмку водки, накрытую хлебом, и оказалось, что это картина памяти моего отца. Назвал ее «Память цветка».

А кто твои учителя в профессии?

Легендарный Сергей Петрович Катков. Мама привела меня к нему в студию в пятилетнем возрасте, потом он учил меня в художественной школе. Катков воспитывал в нас понимание, что настоящая живопись - это катарсис, свобода. Допустим, чудесный осенний день... Он говорит: все занятия отменяются. Мы садимся в школьный автобусик и едем в Раубичи - рисовать, наслаждаться красками осени. Могу назвать среди учителей и историка Кастуся Тарасова. Он давал мне, студенту, ключ от своей квартиры, где была замечательная библиотека: иди и читай что хочешь. И своих студентов я хочу видеть прежде всего думающими людьми.

Справка «СБ»

Алесь Кветковский - известный живописец, монументалист, график. Окончив в 1975 году государственный театрально–художественный институт, кафедру монументальной живописи, художник работал реставратором, иконописцем. Более 35 лет занимается педагогической деятельностью, а в свободное время творит. Произведения мастера находятся в музеях и частных коллекциях Беларуси, Франции, Швейцарии, Германии, Ирландии, США и др. стран.

Среди понятий, относящихся к жизни общества, важнейшими являются «искусство» и «культура». Что представляют собой упомянутые категории, как они взаимосвязаны, и чем отличается искусство от культуры? Об этом рассказывается далее.

Определение

Искусством называют сферу деятельности, где в высшей степени проявляется творчество людей. В этой области выделяют такие направления, как музыка, хореография, возникшее с развитием техники кино, архитектура, живопись и другие. Специфика искусства заключается в его художественно-образном воплощении.

«Культура » – очень широкое понятие. Часто его трактуют как достижения искусства, образ жизни и традиции какого-либо сообщества. В других значениях культуру отождествляют с воспитанностью, образованностью (культурный человек) или неким образцом (культура речи, общения и т. д.).

Сравнение

Таким образом, если требуется охарактеризовать определенную страну, нацию или человечество в целом, два понятия употребляются в тесной взаимосвязи. В подобном случае отличие искусства от культуры состоит в том, что первая категория несколько уже и является компонентом второй. Иными словами, искусство рассматривается как часть культурного наследия некоего исторически сложившегося сообщества.

Вообще, искусство представляет собой реализацию человеческого творческого потенциала. Оно выражается в создании произведений, которые показывают те или иные стороны действительности и воздействуют на людей через чувства. Продукты искусства всегда эстетичны и выразительны, они появляются на свет благодаря мастерству талантливых личностей.

В культуре народа помимо искусства есть также сформировавшиеся обычаи, представления о жизни. В этом отношении между сообществами могут существовать заметные отличия. К примеру, в одной культуре галлюцинации считаются бредом, психическим расстройством. В другой – подобное явление принимают за особый дар пророчества, мистического видения.

Существует также понятие «субкультура». Оно относится к группе людей, выделяющейся из большинства своими взглядами на жизнь, признаваемыми ценностями, поведением. Что касается культуры в смысле воспитанности, соблюдения правил этикета, то здесь на первое место выдвигается умение человека вежливо и тактично вести себя с окружающими, всегда опрятно выглядеть, следить за своей речью.

В заключение сделаем небольшой вывод о том, в чем разница между искусством и культурой. Итак, искусство – это особая сфера жизни, заключающая в себе высокое творчество талантливых людей. Достижения в этой области в совокупности с традициями и обычаями составляют культуру сообщества. Слово «культура» также имеет много других значений, не всегда пересекающихся с понятием «искусство».

Понятие искусства

Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:

  • в узком смысле это специфическая форма практически-духовного освоения мира;
  • в широком высший уровень мастерства, умения, независимо от того, в какой они проявляются (искусство печника, врача, пекаря и др.).

— особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами , т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.

Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.

Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).

Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.

Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.

Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — .

Искусство как самостоятельная и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в , быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.

Функции искусства

Искусство выполняет ряд общественных функций.

Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:

  • эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус;
  • социальная функция проявляется в том, что искусство оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
  • компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
  • гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
  • познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
  • прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
  • воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.

Познавательная функция

Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.

Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается . Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.

Воспитательная функция

Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.

И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.

Эстетическая функция

Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.

Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.

Гедонистическая функция

Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.

Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.

Произведения искусства , являясь предметным воплощением человеческого гения, становятся важнейшими духовным и ценностями, передающимися из поколение в поколение, достоянием эстетической общества. Овладение культурой, эстетическое воспитание невозможны без приобщения к искусству. В произведениях искусства прошлых веков запечатлен духовный мир тысяч поколений, без освоения которого человек не может стать человеком в подлинном значении этого слова. Каждый человек — это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он должен освоить то, что оставило ему прошлое поколение, творчески осмыслить его духовный опыт, понять его мысли, чувства, радости и страдания, взлеты и падения и передать все это потомкам. Только так движется история, и в этом движении огромная рать принадлежит искусству, выражающему сложность и богатство духовного мира человека.

Виды искусства

Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.

Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.

Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.

Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.

Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,

современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.

Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.

Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.

Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.

Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.

Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.

Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.

Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.

Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.

Эстрада включает в себя малые формы сценического искусства -драматургию, музыку, хореографию, иллюзии, цирковые номера, оригинальные выступления и т.д.

К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.

Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:

  • по количеству использованных средств — простые (живопись, скульптура, поэзия, музыка) и сложные, или синтетические (балет, театр, кино);
  • по соотношению произведения искусства и реальности — изобразительные, изображающие действительность, копируя се, (реалистическая живопись, скульптура, фотография), и выразительные, где фантазия и воображение художника творят новую действительность (орнамент, музыка);
  • по отношению к пространству и времени — пространственные (изобразительное искусство, скульптура, архитектура), временные (литература, музыка) и пространственно-временные (театр, кино);
  • по времени возникновения — традиционные (поэзия, танец, музыка) и новые (фотография, кино, телевидение, видео), обычно использующие для построения образа достаточно сложные технические средства;
  • по степени применимости в быту — прикладные (декоративно-прикладное искусство) и изящные (музыка, танец).

Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.

Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.

Здесь мы обратимся к статье Маршии Итон «Искусство и неискусство».
Она начинает с того, что ей удалось пережить в Копенгагене в 1971 г., когда она занималась проблемами эстетики. В том году имела место выставка в Лаузианском музее искусств, получившая большой резонанс. Несколько художников, если их можно так назвать, разрезали лошадь на куски, разложили по банкам и выставили это в музее. Многие видевшие это были оскорблены, что нашло отражение в средствах массовой коммуникации.
В то время М. Итон находилась под влиянием идей Л. Витгенштейна и считала определение философских понятий пустой тратой времени. Но произошедшее в музее сильно изменило ее точку зрения. Она решила определить, что такое искусство и чем оно отличается от неискусства.
Разумеется, сказать, что все, сделанное человеком, - искусство, будет неправильным. Только те объекты будут предметами искусства, которые попадают в «художественный мир». Этот термин означает наличие таких институтов, как музеи, выставки, фондовые агентства, наличие профессионалов и любителей, потребляющих произведения искусства, и т. д. Итон приводит интересный пример, объясняющий, как предмет становится произведением искусства. А точно так же, говорит Итон, как человек становится рыцарем, женой или преступником. В рыцари посвящают. Жену венчают. Преступника осуждают. Иными словами, нужен некий институт, который договаривается с обществом о статусе какого-либо человека или вещи. Такой подход к делу издревле называется конвенционализмом (от слова «конвенция» - договор). Итон утверждает, что это касается и произведения искусства.
Разумеется, недостаточно, чтобы кто-то, пусть даже авторитетный человек, сказал: вот это - произведение искусства. Необходимо также, чтоб он привел аргументы для такой точки зрения. Люди говорят об искусстве. Они дают ему определения. Так как же можно определить искусство? Каковы необходимые и достаточные условия, отделяющие искусство от неискусства?
Вряд ли кому-нибудь приходит в голову заботиться о цвете швабры. Но колорит картины имеет громадное значение для ее восприятия. С другой стороны, зная, что мы рассматриваем картину в художественном музее, мы не будем обращать внимание на изнанку полотна. Глыба камня в центре города может мешать проезду или проходу и будет тем самым раздражать обывателя. Одним словом, продолжает Итон, мы должны настроиться на восприятие художественного произведения, вникнуть в его сущность. Это не означает, что раздражение исчезнет. Я помню, как Булат Окуджава иронично говорил по поводу дискуссии о сносе Старого Арбата примерно следующее: «Если снести Кремль, как удобно будет машинам проезжать по центру Москвы». Стало быть, полагаю, в произведении искусства должно быть что-то возвышенное, даже священное, что заставляет относиться к нему с трепетом и преклонением.
Итон дает следующее определение произведению искусства: 1) X есть артефакт; 2) X обсуждается таким образом, что история его создания заслуживает внимания и признания со стороны критики. Как видно, Итон в чем- то идет вслед за Дики.
Быть артефактом означает быть чем-то, сделанным человеком. Например, человек поднимает кусок бревна, спиливает его, приносит домой и вешает на стену. Итон пишет, что произведение искусства есть с необходимостью результат человеческой деятельности или манипуляций. С другой стороны, произведение искусства, в отличие от продукта природы, не может быть создано случайно и быть естественным. Оно создано специально и является искусственным.
Однако не все артефакты - произведения искусства. «В эстетическом опыте», - пишет Итон, - мы заинтересованы во внутренних свойствах объекта, который мы созерцаем. Свойства эти могут быть как приятными, так и неприятными, как чувственными, так и интеллектуальными. Например, хорошо исполненное произведение Баха вызовет приятное чувственное переживание. А плохая книга - неприятное интеллектуальное переживание. Иногда необходима специальная квалификация, чтобы отделить высокое произведение искусства от неудачного. Однако человек с адекватными чувствами и мышлением может и без образования отличить высокое произведение искусства от плохого. Здесь важно, чтобы был эстетический объект, иначе не будет и отклика. «Чтобы восприятие было возможным, произведение должно быть доступным». Артефакт должен привлечь к себе внимание, заинтересовать. При этом надо иметь в виду тенденцию, в которой создано художественное произведение. Итон вводит термин «традиция», которую понимает как «особую форму жизни» (термин Л. Витгенштейна - С. С.), меняющуюся в зависимости от обстоятельств. Традиции определяют значимость тех или иных вещей, а также что важно оценивать и учитывать в оценке произведения искусства, а что - нет. Нельзя замыкаться только на собственных традициях, надо знать и чужие, чтобы не обеднять свои.
Традиция определяет условия критики: что можно оценить как высокое произведение искусства, а что - как низкое. Кроме того, важно, какой культуре принадлежит традиция: в одной культуре артефакт считается гениальным, в другой - нет.
Итон приводит интересный пример: понятие «шедевр» существовало не всегда. Оно возникло в XIII в. и означало, что создавший его человек достиг искусства мастера. Шедевр мог быть вещью, как, например, картина или стол; или событием, как, например, бритье бороды. Сейчас мы вкладываем в слово «шедевр» другой смысл: это кульминация в творчестве творца. И мы можем сказать, что перед нами шедевр, если он является артефактом, достойным критики.
Чем же отличается хорошее произведение от плохого? Поп-музыка или «мыльные оперы» не являются шедеврами, потому что в ходе их восприятия «притупляются чувства и ум». «Великое искусство обогащает», вознаграждая за восприятие.
Вернемся к лошади, разбитой на куски и помещенной в сосуд. Безусловно, это - артефакт. Но как быть со вторым условием - шедевральностью? Критика обращала в данном случае внимание на внешние качества и смысл артефакта: этично ли поедание мяса? Итон относит этические вопросы в внешним проблемам произведения искусства. Если бы речь шла о форме, цвете и композиции, то обсуждались бы эстетические, т. е. внутренние, свойства.
Если же мы обратимся к самим эстетическим свойствам данного артефакта, возникнет вопрос: высокие они или низкие? Сопоставимы ли они с картинами Рембрандта, фугами Баха, пьесами Шекспира? Итон однозначно отвечает: нет. Ибо произведение рассчитано на то, чтобы вызвать шок. Но шок быстро проходит, а с ним проходит и эстетическая эмоция. С другой стороны, внимание зрителя не только не вознаграждается, но не учитывается вовсе. Перед нами объект, не обладающий никакой ценностью вообще. Только артефакт, вызывающий богатое переживание, является подлинным произведением искусства.