Картина марат в ванной. Смерть Марата

Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) - картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.

Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе - авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку - Корде убила его раньше. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо .

Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:

"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".

Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).

По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».

В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.

На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:

На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе - «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).

Также смерти Марата посвящено множество гравюр и рисунков.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Живопись эпохи классицизма
Картина французского живописца Жака Луи Давида «Смерть Марата». Размер картины 162 x 128 см, холст, масло. Жан Поль Марат, один из наиболее фанатичных, жестоких и кровожадных лидеров французской революции, был близким другом Давида. Марату нанесли смертельный удар ножом в его собственной ванне, и яркий образ, созданный художником, служит напоминанием об этом убийстве. Героический реализм Давида достигает высшего выражения в картине «Смерть Марата». Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник видел в последний раз друга народа. Историческая достоверность сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа.

Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Больной Марат был убит в ванне, которую принимал по назначению врача, в то время когда он читал предательское письмо убийцы – Шарлотты Корде. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, – надгробием с надписью: «Марату – Давид». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Темный фон, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка, использованные французским живописцем в этой картине, усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность.

Примечание. Мария-Анна Шарлотта Корде (de Corday d"Armont) – одна из жертв французской революции; родилась в 1768 году близ Каена, принадлежала к старинному дворянскому роду. Чтение исторических и философских сочинений сделало ее убежденной сторонницей демократических идей, но крайности, репрессии, убийства и массовые казни революции внушали ей отвращение и ужас. Когда в Каен прибыли бежавшие после 31 мая 1793 года из Парижа жирондисты, которых Шарлотта Корде знала лично и глубоко уважала, в ней зародился план убить одного из вождей монтаньяров.
Рекомендуем в Иванове банк для физических и юридических лиц

1 июля 1793 она прибыла в Париж, колеблясь еще в выборе между Робеспьером и Маратом; она остановилась на последнем, когда прочла в его газете: "Ami du peuple", что для упрочения завоеваний революции нужно убить еще 200 тысяч человек. 11 июля она просила у Марата аудиенции, чтобы сообщить ему о кознях жирондистов в Каене, но была допущена к нему лишь вечером 13 июля. В то время, когда Марат, сидя в ванне, записывал, с ее слов, имена заговорщиков, приговаривая: "хорошо, через восемь дней они будут гильотинированы", Шарлотта Корде вонзила ему в сердце кинжал. Марат умер на месте; Корде добровольно отдалась в руки властей. 17 июля она предстала перед судом, где держала себя с большим достоинством и умерщвление Марата называла благодеянием для Франции; приговоренная к смерти, она была казнена в тот же вечер.

The death of Jean-Paul Marat, 1793
by #David:fr:
Oil on canvas. 165 × 128 cm.
:round_pushpin: Royal Museums of Fine Arts of Belgium

Жак Луи Давид - Смерть Марата.

Год создания: 1793

La Mort de Marat

Холст, масло.

Оригинальный размер: 165 × 128 см

Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции. Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.

Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше. Картина была крайне популярна, существует несколько авторских повторений.

Описание картины Жака Луи Давида «Смерть Марата»

Широко известная картина «Смерть Марата» написана маслом на холсте в 1793 году. Жан Поль Марат, один из сподвижников Французской революции, жестокий и деспотичный, сторонник радикальных мер, был близким другом Давида. Именно в таком виде видел его художник в последний раз. Картина - своего рода дань памяти близкому товарищу.

Марат страдал кожным заболеванием, и забыться от боли ему помогали ванные процедуры. На картине он изображен как раз в ванной, с запиской в руке от Шарлотты Кордье, прочитать которую он так и не успел. Шарлотта была сторонницей демократии, политика насилия, зверских убийств, проводимых Маратом, противоречили ее убеждениям. Она ненавидела его за это. Явившись к нему на квартиру якобы с доносом на депутатов, она услышала в ответ, что всех их нужно отправить на гильотину. Женщина больше не могла терпеть и одним ударом ножа в грудь убила Марата. А записка была лишь поводом, чтобы проникнуть в квартиру Марата. Шарлотту казнили через пять дней после убийства. Ее отправили на гильотину.

Поскольку революционер - якобинец, был близким другом художника, то и картина получилась весьма эмоциональной. На тумбе, придвинутой у ванной, написано «Давид-Марату», своеобразное посвящение другу. Лицо Марата искажено болью, на груди кровоточащая рана, около ванны на полу нож, который бросила убийца. Ванна задрапирована тканью, и создается впечатление, что это последнее пристанище неугомонной души.

На темном фоне стены фигура Марата выглядит драматично и жалко. Некогда вершитель чужих жизней и судеб, отправляющий инакомыслящих на плаху, сам не избежал смерти. И похоже, только смерти под силу примирить его с эти миром. Давид воспевал своего друга, великого революционера, а на самом деле, заставил мир говорить о себе как о великом художнике.

"Смерть Марата"
Жак Луи Давид

Жан Поль Марат- один из предводителей Великой Французской Революции, радикальный журналист, лидер якобинцев. Известен под прозвищем «Друг народа», в честь газеты, которую он издавал.

Страдая от тяжёлой кожной болезни, Марат не выходил из дома и для облегчения страданий постоянно брал ванны. Во время одной из них, 13 июля 1793 г., когда он просматривал корректуру последнего своего журнала, к нему пришла под видом просительницы дворянка Шарлотта Корде, которую он принял прямо в ванной. После 15-минутного разговора Шарлотта заколола его кинжалом, который принесла с собой. Марат умер, успев лишь крикнуть: «A moi, ma chère amie!» (Ко мне, друг мой!), обращаясь к своей сожительнице, находившейся в соседней комнате.

13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.
Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами, взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.
- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись таковому проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.
- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в мутное окно. – Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают идти на Париж. Мало крови пустили врагам Революции.
"Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.
- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.
В углу молчали.
-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...
- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. – Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.
Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком.

"Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.
______________________________Шарлотта Кордэ".

Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.
- Что угодно?,- гаркнула Симона.
- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?
- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.
- Но это очень важно. Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...
- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.
Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.
- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.
Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.
- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. – Держи, она убила Марата!
Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.

Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.
После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.
Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.

Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.
Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.
Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.
Симона Эврар, не состоявшая в законном браке (если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.
Знаменитый портрет Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:
"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."

Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.

В созданной, вскоре после написания «Смерти Лепелетье», картине «Смерть Марата» у Давида не осталось и следа рассудочной холодности. Он заговорил со зрителем тоже сдержанно, но с огромным внутренним напряжением и страстной взволнованностью. Впоследствии он отмечал, что эту картину он «писал сердцем».

Смерть Марата.

13 июля 1793 г. Жан-Поль Марат, один из наиболее последовательных вождей революции, прозванный «другом народа», был предательски убит подговоренной жирондистами Шарлоттой Корде. С начала июня Марат был болен и никого из посторонних не принимал. Он страдал нервной экземой и очень серьезным заболеванием крови. Единственное, что облегчало его страдания, были теплые целебные ванны, длившиеся иногда по несколько часов. Он использовал это время для работы (каждый день продолжала выходить издававшаяся им тогда газета «Публицист Французской Республики»), при этом он превратил часть ванны в своеобразный письменный стол. Около полудня 13 июля в дом на улице Кордельеров, где жил Марат, вошла молодая женщина. Она настаивала на немедленном свидании с Маратом, но его жена Симонна ей в этом отказала. К вечеру по почте пришло письмо: «Я из Кана. Ваша любовь к родине должна внушить вам желание узнать о замышленных там заговорах. Я жду вашего ответа». Вслед за письмом раздался звонок и Марат услышал звуки женских голосов, споривших между собой. Он велел пустить к нему составительницу письма. Она села на стул около ванны и стала рассказывать о жирондистском заговоре в Кане. В момент, когда Марат начал писать имена заговорщиков, Шарлотта Корде вонзила нож в грудь Марата. Он умер мгновенно, успев только крикнуть Симонне: «Ко мне, моя дорогая, ко мне!».

Когда известие о смерти Марата было оглашено на заседании Национального Конвента, депутат Гиро произнес следующую речь: «Предводители народа, переход от жизни к смерти длится лишь миг, Марата уж более нет. Народ, ты потерял своего друга! Мы будем тебя оплакивать, Марат, мы воздадим должное прекрасным делам твоей жизни. Свобода была начертана в твоем сердце неизгладимыми письменами. О преступление! Отцеубийственная рука похитила у нас наиболее отважного защитника народа. Он всегда приносил себя в жертву свободе. . . Где ты, Давид? Ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, твоя задача написать еще одну картину.. .»

И Давид, который был тут же в зале Конвента, воскликнул: «Я ее напишу!».

С необычайным творческим подъемом и глубоким сознанием общественного долга Давид принялся за работу. Картина была окончена через три месяца и торжественно представлена в Конвент.

Определяющим для этого произведения является то, что в создании его Давид исходил не из рассудочно возникших образов, а из живого впечатления.

В речи на заседании Конвента 15 июля 1793 г. Давид сказал: «Незадолго до смерти Марата общество якобинцев послало Мора и меня узнать о положении вещей. Я нашел Марата в позе, поразившей меня. Около него был деревянный чурбан, на котором были помещены чернила и бумага; рука его, протянутая из ванны, писала его последние мысли о благе народа».

Таким запечатлел его Давид в своей картине. Основой ее является портретная, глубоко реалистическая трактовка образа.

Давиду незачем было теперь искать художественных аналогий в античности, «иллюзии» и легендарные герои были больше не нужны, сама действительность, полная драматизма, целиком захватила его. И Давид, потрясенный трагической гибелью высоко ценимого им Марата, изобразил сцену его смерти, бережно сохранив черты документальной достоверности. Лучшие принципы революционного классицизма, как художественного метода, использовал здесь Давид в строгих, обобщенных формах и в лаконичном отборе деталей. Он отступил от действительности только в незначительных мелочах, да и то во имя большей полноты содержания образа. В руке умирающего Марата письмо Шарлотты Корде со словами, которые, по мысли художника, должны были подчеркнуть благородство Марата и низкую лживость преступницы: «13 июля 1793 г., Мари-Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. — Достаточно быть несчастной, чтобы иметь право на вашу благожелательность. » Скорее всего, Давид сам придумал эту фразу, чтобы тщательно выписанные слова, легко читаемые зрителем, помогали полнее раскрыть все этапы происшедшей драмы.

Руководствуясь, быть может, подобными же соображениями, Давид изобразил на чурбане около ассигнации в 50 су записку следующего содержания: «Эти деньги вы передайте бедной матери пятерых детей, муж которой отправился на защиту отечества». Пусть не было такой записки в момент смерти Марата, но ее содержание чрезвычайно типично для характеристики «друга народа» и той деятельности, которую он вел повседневно. Остальные немногочисленные предметы, помещенные в картине, столь же целеустремленно привлечены художником. Перо в руке Марата и стоящая рядом чернильница повествуют о его неутомимой деятельности до последнего мгновения жизни. Окровавленный нож на полу и рана на груди Марата — свидетельства совершенного злодеяния. Заплата на простыне и деревянный чурбан справа (необходимый своей светлой массой для равновесия композиции) являются своеобразными символами скромного образа жизни Марата. Лаконичная надпись — «Марату Давид. Год второй» — в сущности содержит в себе более развернутую мысль художника: сделано все, что позволил талант, чтобы увековечить образ любимого вождя революции.

Лицо Марата Давид писал с посмертной маски, которую он попросил снять для этой цели; оно передано просто и сильно, с выражением сдержанных страданий. Мазки легко и свободно лепят пластическую форму, создавая живописную поверхность лица, в котором еще сохранился отблеск угасающей жизни. Наклон головы и бессильно свесившаяся рука так естественны, приближение смерти столь ощутимо, что вызывает у зрителя непосредственное чувство сострадания, рождая одновременно гнев к тем, кто совершил это преступление. Таким образом, эмоциональное воздействие картины дано не в узколичном человеческом плане, а социально осмысленно, и в этом огромная идейно-политическая сила произведения. Картина перерастает рамки портрета, являясь героико-революционным произведением.

Особо следует сказать о живописном строе картины. В колорите ее нет нарочито мрачных тонов, он скорее светлый и ясный. Белые тона тканей, как сверкающий ореол, окружают Марата; на груди и простыне алеют киноварные пятна крови, кажущиеся особенно красными от противопоставления глубокому зеленому тону покрывала, закрывающего ванну. Гладкий фон картины, написанный в желтовато-коричневатой тональности, замечателен и по цветовому контрасту к нижней части композиции и тем, что он состоит из множества быстрых неровных мазков, которые как своеобразный вихрь реют над умирающим, сгущаясь и в тоне, и в плотности наложения красок около головы Марата, подобно приближающемуся к нему могильному мраку смерти.

11 октября 1793 г., передавая Конвенту своего «Марата», Давид сказал: «Народ требовал, чтобы ему вернули убитого; он хотел еще раз увидеть дорогие черты вернейшего из своих друзей. Толпа кричала мне: «Давид, возьми свою кисть, отомсти за Марата; пусть побледнеют враги его при виде искаженных черт человека, ставшего жертвой своей любви к свободе. Заставь их завидовать участи того, кого они, не будучи в состоянии подкупить, имели низость приказать умертвить.» Я внял голосу народа и повиновался ему».

Картина была выставлена для всенародного обозрения в аркадах Лувра. Тысячные толпы проходили мимо нее. Революционные массы народа, знавшие и любившие Марата, поняли и оценили произведение Давида. Никогда больше его творчество не имело такого действенного и живого отклика, да и сам Давид никогда не поднялся больше в своих произведениях до такой политической и эмоциональной насыщенности. «Смерть Марата» по праву считается высшим достижением искусства французской революции.