К какой части всемирного наследия относится китайская. Культура китая

Одна из величайших цивилизаций на Земле стала родиной многих известных на весь мир достопримечательностей. В частности, в список Всемирного наследия входит Великая китайская стена. Это грандиозное сооружения по сей день рождает много споров. Официально принято считать, что стена была построена для защиты северных границ империи. Ее возвели более двух тысяч лет назад во времена правления династии Цин. Однако некоторые ученые полагают, что стена была построено гораздо раньше, и использовалась для защиты от врагов с юга. На эту мысль их наводит тот, факт, что многие бойницы выходят именно на юг. Тем не менее, неоспоримо, что это одно из самых монументальных сооружений в истории человечества.

Под охраной ЮНЕСКО в Китае находятся и древнейшая живопись. Так, пещеры Могао неподалеку от города Дуньхуан стали местом, где были сделаны рисунки Будды. Всего на территории пещер и гротов находится порядка пятисот святых мест с его изображениями. Как гласит поверье, создавать изображения Будды начал старый монах. Ему приснилось, что в этих пещерах находятся тысячи золотых портретов святого. Его последователи продолжали дело вплоть до VII века. Эту дату определили ученые. Именно тогда было завершено создание изображений.

Разумеется, в список ЮНЕСКО в Китае входят и знаменитые терракотовые воины. Если точнее, то это гробница первого императора династии Цинь. Археологи нашли в ней целую армию, состоящую из огромного количества статуй. Древние мастера запечатлели в глине солдат, лошадей и все необходимое для защиты императора. Гробница была обнаружена в 1974 году. Примечательно, что их не делали под копирку: каждая фигура индивидуальна и не похожа на остальные.

Еще одним интересным объектом является дворец Потала. Он находится в Тибете и некогда был резиденцией Далай-Ламы. Дворец был построен на высоком холме. Его внешний вид выверен и представляет собой собрание интересных архитектурных решений. Именно за счет своего уникального дизайна и высокого исторического и культурного значения дворец был включен во Всемирное наследие.

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае:На их вершинах поселилось небо

В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Китайской Народной Республике значится 41 наименование (на 2011 год), это составляет 4,3 % от общего числа (962 на 2012 год). 29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов — по природным, 4 — по смешанным.



16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворцаПотала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу,



Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине,наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения (критерий i). 10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности. КНР ратифицировала Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 12 декабря 1985 года. Первые объекты на территории КНР были занесены в список в 1987 году на 11-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО

Гора Тайшань




Тайшань (кит. 泰山, пиньинь: Tài shān, буквально Гора Восхода, то есть Восточная гора) — гора в китайской провинцииШаньдун высотой 1545 м.



Гора Тайшань обладает большой культурной и исторической значимостью и входит в число пяти священных гор даосизма. Традиционно гора считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. Гора расположена в окрестности городаТайань. Самый высокий пик высотой 1545 м называется Пиком Нефритового Императора.



В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы — цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.



Гора Тайшань находится к северу от Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. У подножья горы высота 150 м над уровнем моря. Основание горы занимает площадь 426 км². Гора Тайшань закрепилась в китайской культуре как символ стабильности. Это отразилось в поговорке «непоколебимый как гора Тайшань», нередко использовавшейся Мао Цзэдуном.



Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, Император благодарил Небо за вручённый ему мандат власти. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, Император благодарил Землю за ниспосланный урожай



Мост бессмертных, природный ландшафт. В 219 до н. э. Император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские Императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.



Ханьский император У-ди многократно поднимался на гору Тайшань и организовывал регулярные жертвоприношения. Он построил для этого дворцы и башни на самой горе и у её подножия.



С 1987 гора Тайшань причислена ко Всемирному Наследию ЮНЕСКО. В 2003 гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.



На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плит, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.





Храм Божества Горы Тай (Dai Miao) — самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Со времени правления династии Хань (206 до н. э. — 220 н. э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу).



В храме — пять главных залов и много дополнительных помещений. В центре находится Дворец Небесного Благословения (Tian Zhu), построенный в 1008, во времена Северной Сун. Во Дворце сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай», относящаяся к 1009.


Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 м в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения — инспекция Поднебесной божеством горы. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.



Важными храмами являются также Храм Голубого Облака, посвящённый Богине горы Лаому, и Храм Священной Скалы, в котором имеется Зал Тысячи Будд.

Гора Хуаншань



Хуаншань (кит. упр. 黄山, пиньинь: Huángshān, буквально: «Желтые горы») — горная гряда в провинции Аньхой в восточной части Китая (примерно 300 километров на юго-запад от Шанхая).



Этот район известен своими гранитнымискалами, покрытыми соснами, воспетыми китайскими художниками и поэтами со времён династии Цинь. Современное название (Жёлтые горы) им было дано поэтом Ли Бо в 747 году.



Высота 77 вершин в этой гряде превышает 1000 м. Три самых высоких пика: Пик Лотоса (Лянь Хуа Фэн, 1,864 м), Пик Света (Гуаньминдин, 1,840 м) и Пик Небесной Столицы (Тяньдуфэн, 1,829 м). С 1990 года район Хуаншань входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и является национальным парком КНР, одним из самых популярных туристических мест Китая.



Горы сформировались в мезозойскую эру, примерно 100 миллионов лет назад. Позднее, в четвертичный периодландшафт был преобразован под воздействием ледников, оставивших скалы различной формы.



Поскольку часто уровень облаков находится ниже уровня горных вершин, в этом районе могут наблюдаться интересные световые эффекты, такие как «Облачное море» (雲海, Юньхай) и «Свет Будды» (佛光, Фогуан). В среднем Свет Будды (глория) наблюдается несколько раз в месяц.





У подножия «Пика пурпурного облака» находятся горячие источники, температура которых круглый год составляет 45 °C.



В декабре 1990 года ЮНЕСКО включило этот район в список природных объектов Всемирного наследия в качестве объекта исключительной природной красоты и за его статус места обитания редких видов растений и животных.





Склоны гор Хуаншань покрыты соснами эндемичной породы Pinus taiwanensis, которые придают всему массиву особый, узнаваемый вид.Виды сосен на склонах Хуаншаня служили вдохновением для множества китайских поэтов и художников на протяжении сотен лет


Подъем в верхнюю часть национального парка возможен либо по канатной дороге, либо по вырубленным в скалах горным тропам (пеший подъем из деревни Танкоу занимает 3-4 часа). Классический маршрут включает в себя подъем на гору, обход вершин и наблюдение за закатом и восходом солнца (на вершинах есть большое количество гостиниц).





Неподалёку от горного района Хуаншаня (50 км, 2 часа на автобусе) находится город Туньси (также называемый Хуаншань), связанный с Шанхаем авиа- и автобусным сообщением.

Горы Уишань







Уишань (кит. упр. 武夷山, пиньинь: Wǔyí Shān) — горный хребет, расположенный в Китае, на границе провинцийФуцзянь и Цзянси. Представляет собой горную гряду средней высотой около 650 м, раскинувшуюся на площади более 1000 км². Высшая точка — гора Уишань (2158 м). В 1999 году включена ЮНЕСКО во Всемирное наследиеодновременно по культурным и природным критериям.









С точки зрения биологического разнообразия горы Уишань являются наиболее ценной территорией в пределах Юго-Восточного Китая. Природа хребта богата древними реликтовыми видами, многие из которых эндемичны в Китае.











В горах Уишань производится множество сортов чая, в том числе известный утёсный чай Да Хун Пао и красныйЛапсанг Сушонг.







Горы также знамениты своими живописными местами: «Рекой девяти излучин», высокимипесчаниковыми останцами и многочисленными храмами и монастырями, многие из которых в настоящее время разрушены.









В этих монастырях зародилось учение неоконфуцианства, которое оказывало влияние на культуру всейВосточной Азии начиная с XI века.







В I веке до н. э. неподалёку была построена одна из столиц династии Хань, руины которой сохранились до настоящего времени. Среди интересных объектов — дворец Ваньнянь, академия Чайян и мост Хунцяо.

Лушань


Лушань (кит. упр. 庐山, пиньинь: Lúshān) — горный комплекс и национальный парк Китая площадью ок. 300 км² в провинции Цзянси к югу от Цзюцзян, рядом с озером Поянху. Объект мирового культурного наследия ЮНЕСКО с 1996 г.



Под влиянием множества легенд Лушань был известен под различными именами, как, например, Куаншань — в честь легендарного аскета Куан Су.



Национальный парк Лушань был включен в список всемирного наследия в 1996 году. Гора Лушань в провинцииЦзянси является ярким примером развитости китайской цивилизации. Здесь расположено несколько буддийских идаосских храмов, а также неоконфуцианская школа Чжу Си (кит. упр. 白鹿洞, пиньинь: bólùdòng, буквально: «Грот белого оленя»)



Всё это здесь уникальным способом сочетается с природной красотой, формируя высокую эстетическую ценность. Таким образом, китайский национальный дух и культурная жизнь имеют тесный контакт с культурным ландшафтом.



Лушань насчитывает более сотни горных вершин, среди них Шансофэн, Ханьполин, Шуанцзяньфэн, а самая высокая Даханьянфэн (1474 м). Множество водопадов, таких как Кайсянь, Саньдецюань, Шимэньцзянь. Климат среднегорный, с очень тёплым летом (средняя температура июля 25,8 °C) и очень мягкой зимой (средняя температура января 7,3 °C); осадков 1050 мм в год.





В первой китайской исторической летописи Шицзи горы уже упоминаются под своим названием. Считались обителью небожителей. Лушань посвящены тысячи стихов и поэм. Поэт Ли Бо, например, писал такие строки: Смотрю на пик Пяти Стариков, На Лушань, на юго-восток. Он поднимается в небеса, Как золотой цветок.


Южно-Китайский карст(см.отдельный пост)




Карстовые отложения Южного Китая— объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен в южных провинциях Китая Гуанси, Гуйчжоу и Юньнань. Эта область южного Китая известна благодаря карстовому рельефу иразнообразию биосреды. Объект состоит из трёх участков: Либо, Шилинь (Каменный лес) и Вулонг.

Национальный парк горы Саньциншань, провинция Цзянси



Гора Саньциншань (кит. упр. 三清山, пиньинь: Sānqīng Shān) или гора Саньцин — гора и одноимённый национальный парк в китайской провинции Цзянси, примерно в 215 км к востоку от города Наньчан. В 2008 году местность включена в список Всемирного наследия. Основной достопримечательностью местности являются живописные группы гранитных скал среди густого леса.







Национальный парк занимает площадь в 22 950 га, расположен на западе горной гряды Хуаю. Название «Саньцин» в дословном переводе означает Трое праведных (в даосском храме три статуи: Лао-цзы, Жёлтый император иНефритовый император







Природный пейзаж состоит из 48 пиков и 89 гранитных колонн, некоторые из них напоминают силуэты людей или животных. Гора Саньциншань достигает высоты 1817 м. Территория национального парка покрыта лесами умеренных поясов, но окружена субтропической растительностью.

Гора Утайшань



Гора Утайшань (кит. упр. 五台山, пиньинь: Wǔtái Shān, буквально: «Гора пяти высот») является одной из четырёх священных гор китайского буддизма. Расположена в городском округе Синьчжоу провинции Шаньси, примерно в 350 км к юго-западу от Пекина. Утайшань считается местом пребывания Бодхисаттвы мудрости, Манджушри или Вэньшу (文殊) в китайском варианте.


Её название происходит от наличия пяти скругленных вершин, именуемых Северная (кит. упр. 北台, пиньинь: Běitái, 3058 м — самая высокая точка северного Китая), Западная, Южная, Восточная и Центральная.



Из четырёх священных гор Утайшань была первой получившей этот статус, поэтому часто на неё ссылаются как на «первую из четырёх великих гор.» В соответствии с Аватамсака-сутрой (кит: Хуаян Цзин; 華嚴經), описывающей места пребывания бодхисаттв, Манджушри пребывает на «чистой холодной горе» на северо-востоке.


В результате это стало альтернативным названием для Утайшань (кит. упр. 清涼山, пиньинь: Qīngliáng Shān, буквально: «Чистая холодная гора»). Считается, бодхисаттва Манджушри часто появляется на горе, принимая обличье паломников, монахов или необычных пятицветных облаков.



На Утайшане имеются примеры древней деревянной архитектуры, сохранившейся со времён династии Тан (618—907). В частности, главный зал монастыря Наньчан и Восточный Зал монастыря Фугуан были построены в 782 и 857 годах. В современном Китае они были обнаружены только в 1937 и 1938 годах. В 2008 году китайские власти подали заявку на включение храмов Утайшаня в список Всемирного наследияЮНЕСКО. Местные жители утверждают, что они были насильно выселены из своих домов в рамках подготовки КНР к подаче этой заявки . В 2009 году заявка была удовлетворена, и гора Утайшань вошла в список Всемирного наследия по критериям ii, iii, iv и vi. Главные храмы







Храм Наньшань (кит. упр. 南山寺, пиньинь: nánshānsì, буквально: «Храм южной горы») был впервые построен во времена династии Юань (династия). Храм включает в себя семь террас, разделённых на три части.







Другие значимые храмы: Сяньтун и Таюань.

Цена действительна на момент публикации , на момент бронирования цена может поменяться, т.к. меняются тарифы на авиабилеты! Чтобы снизить риск пересчета тарифа, можно воспользоваться клубной системой ().

Спецпроект Ч


Китай, это не только привычный всем нам слоган «made in china», это прежде всего громадный пласт истории, памяти, времени, и всего, что должно быть дорого как всему человечеству, так и отдельному Я, для понимания своего значения в этом мире вообще и сохранения памяти и развития цивилизации людей в целом.
Это уникальный исторический казус слияния одного во многом и совершенно казалось бы несовместимом, место концентрации всего и вся, кладезь памятников и сокровищ, место контакта прошлого и будущего и взаимный проникновенный симбиоз, древнейшая цивилизация и одновременно коммунистический рай.
На его огромной территории от курортного Хайнаня до мертвых песков пустыни Гоби, от задевающих облака небоскребов Шанхая до ледников Тибета разбросаны уникальные места, внесенные в список наследия Юнеско, всего на данный момент 41.

Первую часть из них мы и хотим представить вашему вниманию.

Смотрим и изучаем:

Пекин.

Цзыцзиньчэн, буквально «Пурпурный запретный город» или Гугун (Бывший дворец) для пекинцев – самый обширный дворцовый комплекс в мире.

По древней легенде, однажды дворец приснился китайскому монаху, который и нарисовал проект для князя Чжу Ди в конце 14 века. Став императором Китая, Чжу Ди за 15 лет с помощью миллионов китайцев построил Запретный город, окружив его 3,5 километровой стеной и объявив его новой столицей Китая и центром вселенной, откуда божественные императоры могут управлять Поднебесной. На территорию Внутреннего и Внешнего дворцов можно попасть через одни из четырёх ворот: северные-Ворота военной доблести, Шэньумэнь, южные Полуденные ворота, Умэнь, западные- Западные цветочные ворота, Сихуамэнь или восточные- Восточные цветочные ворота, Дунхуамэнь. Помещений, в которых отметились все 24 династии Китая и бережно хранятся предметы императорского быта, здесь ни много ни мало – 9999, а названия их звучат как поднебесная музыка: залы Земного спокойствия, Небесной чистоты и Объединения и мира. Всего здесь 114 строений, ценнейшая библиотека, залы гармонии и три императорских сада – Долголетия, Доброты и Спокойствия.







Шэньянский Запретный город – Гугун, уступающий масштабами (но не красотой) Запретному городу в Пекине, отличается от пекинского тем, что был создан по приказу императора маньчжурской династии со всеми вытекающими отсюда архитектурными стилями и элементами, привнесенными кочевой культурой маньчжуров (например, первые постройки очень напоминали юрты).

На склонах гор Тяньшоу у подножия Горы Небесного Долголетия в 50 км к северу от центра Пекина, отгороженный от посторонних глаз высокой стеной, стоит комплекс мавзолеев тринадцати императоров китайской династии Мин. К гробницам – огромным павильонам-дворцам, созданным и расположенным в соответствии с принципами фэн-шуй, ведет общая священная дорога (шеньдао), уставленная статуями мифических существ.

Летний дворец и императорский парк. Парк Ихэюань в Пекине (Летний императорский дворец)

Летний дворец в Пекине, он же, Дворец человеколюбия и долголетия или дворец Жэньшоудянь – триумф гармонии и ландшафтная гордость Пекина. На огромной территории естественных холмов стоят изящные павильоны и старинные буддийские храмы, через озера перекинуты мостики, а вдоль берегов идут длинные крытые расписанные галереи – всего здесь более 3000 строений и помещений.











Здесь императрица Цыси и император Гуансюй, использовавшие для строительства всей этой красоты деньги, выделенные на устройство современного флота, управляли государственными делами, принимали зарубежных гостей и делили огромную территории с многочисленными наложницами императора. К западу от буддистского святилища на берегу большого озера Куньмин возвышается одно из самых знаменитых сооружений Летнего дворца – Мраморная ладья с мозаичными полами, где императрицы Цыси любила трапезничать, глядя через красивые окошки на красоту «Сада чистой ряби» – Жэньшоудянь.



Таинственные следы «пекинского синантропа», по одному мнению, первого представителя монголоидной расы, а по другому- тупиковая ветвь развития человечества, были впервые обнаружены учеными в 50 км к юго-западу от Пекина в небольшом поселке Чжоукоудянь. Здесь, в глубокой пещере Горы костей дракона – Лунгушань и были найдены следы древнего обезьяночеловека. Точно неизвестно, с каких времен местные жители стали раскапывать в пещере окаменелости древних костей «лунгу» или «костей дракона” и использовать их как лекарство от множества болезней, но официальные раскопки, начавшиеся в 1921 году и продолжающиеся и по сей день, подтверждают, что синантропы жившие здесь в период обледенения (около 700 тысяч лет назад), ростом были всего около полутора метров, правые руки их были больше, чем левые, они умели поддерживать огонь и иногда, кроме животных, добывали на обед себе подобных (то есть, каннибализм древним был не чужд)

Храм Неба

Величественный Храм Неба, – целое собрание удивительных культовых зданий и традиций, окруженных садами и старинными соснами и кипарисами. Все здесь устроено так, чтобы показать связь между землей и небом, миром людей и миром Бога, а также ту особую роль, которую в этих отношениях играют императоры. Хотя, было у Храма Неба и более бытовое предназначение- помощь в ходе уборки урожая под императорские молитвы.


Наиболее знаменитая часть Храма – Стена возвращающихся звуков, известная своей акустикой: достаточно сказать что-то шепотом на одной стороне стены, как четко различимые слова отразятся на другой стороне, примерно, в 100 метрах. К югу от Стены возвращающихся звуков расположен белый мраморный Алтарь Неба, в центре верхней террасы которого лежит круглый камень, окруженный концентрическими кольцами девяти камней, указывающих путь императору. Еще одно монументальное сооружение- храме Циняньдянь, в котором все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Красные колонны цвета огня символизируют союз Неба и Земли, четыре центральные колонны – четыре времени года, двенадцать колонн посредине – 12 месяцев года, еще двенадцать колонн снаружи- 12 двухчасовых отрезков времени суток. А все вместе двадцать восемь колонн символизируют 28 созвездий.

Великая Китайская Стена (застава Шаньхайгуань в 20 км от Циньхуандао)

Великая китайская стена, монументальный подвиг китайского народа, отчетливо видимый даже с Луны тянется по северной части Китая на 8851 километр. Один из ее участков –Шаньхайгуань (Shanhaiguan) или «проход междугорами и морем» длиной в 26 километров – один из главных перевалов Великой китайской стены.







На самом высоком месте, где стена встречается с Тихим океаном (Бохайским заливом)- Лаолунтоу, Голова старого дракона, стоит Крепостная башня. Здесь был заложен первый камень стены, и открываются красивые виды на морскую даль.

Чэндэ.

Горная резиденция, летний дворец династии Цин – это огромный комплекс дворцов и зданий.



Император Канси, приезжавший в Чендэ поохотиться, выбрал эти места для устройства места отдыха от летней жары Запретного города в Пекине. Резиденция получила название Бишушаньчжуан – Горное убежище от летнего зноя. За 89 лет строительства здесь появились храмы, выполненные в различных архитектурных стилях, и императорские сады, гармонично вписанные в ландшафт озер, пастбищ и лесов. Вокруг резиденции в Чэндэ возведено 12 разных по архитектурному стилю величественных храмов, построенных с целью воссоединения при помощи религии национальных меньшинств, в том числе монголов, уйгуров, тибетцев.

Датонг.

Пещерные храмы Юньган

В 16 километрах к западу от Датуна на склонах гор, протяжённостью более 1000 метров расположены 252 рукотворные пещеры, 51 тысяча статуй Будды, и изображения буддийских святых, воинов, небесных изящных танцовщиц и музыкантов.













Все вместе – это Храмы Заоблачных Высот или самый большой в мире ансамбль пещерных храмов, созданных человеком в период рассвета китайского буддизма и в романтических настроениях трех китайских династий.

Утайшань.

Гора Утайшань






Гора пяти высот, Утайшань или Чистая холодная гора, – одна из четырёх священных гор китайского буддизма, место пребывания Бодхисаттвы мудрости или в китайском варианте – Манджушри (Вэньшу). Главная гора – крыша Северного Китая возвышается на 3058 метров и окружена еще четырьмя вершинами, на которых так любит появляться Вэньшу, представляясь то паломником, то монахом, то пятицветным облаком. Когда-то храмов, посвященных Вэньшу на территории Утайшань было около трехсот, к настоящему моменту их осталось всего 53, но и этого вполне хватает, чтобы погрузиться в красоту ламаистских святилищ и монашеский быт с песнопениями, запахом благовоний и молитвами. Большинство действующих храмов расположены вокруг городка Тай­хуай (Taihuai)

Факультативно:

Цзиань.







Гробницы Когурё – руины трех древних горных городов (Уну, Гуонэй и Ваньду) и 40 гробниц императоров и знати влиятельнейшей династии Когурё, правившей на территории части северного Китая и северной половины Корейского полуострова с 37 года до нашей эры до 668 года нашей эры. Стены гробниц украшены уникальными настенными росписями, по которым можно судить о повседневной жизни и традициях людей того периода. Территория руин Когурё настолько огромна, что на ней разместилась треть населения города Цзиань, включая здание администрации, построенное когда-то прямо на месте развалин. Сейчас бывшее здание городской администрации стало Парком Царства Когурё.

Шанду.

От некогда процветавшего Шанду на территории Внутренней Монголии, остались только глинобитные стены, кирпичный фундамент и укрепления. Археологические остатки храмов, дворцов, захоронений и стоянок кочевников – руины легендарной столицы монгольского правителя Хубилайхана расположены на территории в 25 гектаров (треть огромнейшего Запретного города в Пекине) и соответствуют всем правилам фэн-шуй.

Даты возможны – любые, расчет цены запрашивайте!
Например: 27 октября – 17 ноября

Пекин – Циньхуандао – Шеньян – Чэндэ – Пекин – Датонг – Утайшань – Пекин


Программа тура:

27 октября вылет в Пекин, прилет
27 октября – 1 ноября в Пекине в Guo Mao Super 8 3*, без питания

Смотрим - Императорские дворцы династий Мин и Цин (Запретный Город) , Стоянка «пекинского человека» в Чжоукоудяне , Летний дворец и императорский парк , Храм Неба , Гробницы императоров династий Мин и Цин , Великая Китайская Стена

1 ноября переезд в Циньхуандао (выезд 7:50, приезд 11:08, сидячее место Soft Seat)
1-2 ноября в Циньхуандао в BEST WESTERN PREMIER JUNYU GRAND 4*, завтраки

+ Факультативно, по желанию:
В 350 км к юго-востоку от Шеньяна в городе Цзиань находятся – Столичные города и гробницы древнего царства Когурё
Прямого способа добраться до Цзианя нет. Можно добраться на поезде сначала до Тунхуа* (Tonghua) (260 км). Ежедневно идет 6 поездов, время в пути ~6-7 часов, билеты стоят от 24 евро. Можно забронировать у нас!

*В Тунхуа мы рекомендуем остановиться в отелях (по отзывам туристов с сайта ),
оплачиваются дополнительно, забронировать можно у нас!
Yunfeng Grand Hotel 2+* (5 Dongchang Road (Dongchang lu, Tonghua), дабл от 18 евро на человека за дабл\сутки
Tonghua Eastern Holiday Hotel 4* (16 Xinzhan Road (Xinzhan Lu, Tonghua), дабл от 19 евро на человека за дабл\сутки
Tonghua Wantong Hotel 4* (1022 Jianshe Street (Jianshe Dajie, Tonghua), дабл от 22 евро на человека за дабл \сутки

Из Тунхуа до Цзианя** ~120 км. Можно добраться на поезде №6347. Отправление ежедневно в 7:32,обратно в 11:40. Время в пути ~3 часа, стоимость проезда от 1 евро.

**В Цзиане мы рекомендуем остановиться в отелях (по отзывам туристов с сайта) ,
отели оплачиваются самостоятельно на месте
Hong Kong City Holiday Hotel (No.22 Liming South Road, Ji’an 134200, China)
Kaiyuan Zhouji Hotel (No.88 Yongshu Road, Ji’an, China)
Cuiyuan Hotel (No.888 Shengli Road, Ji’an 134200, China)
Longting Jinzun Clubhouse (Jizhou Avenue, Jizhou District, Ji’an 343000, China)

6 ноября переезд в Ченде (выезд 6 ноября в 17:18, приезд в Ченде 7 ноября в 05:30, спальное место Hard Sleeper)
7-9 ноября проживание в Ченде в YUNSHAN 4*, завтраки

Cмотрим Горная императорская резиденция и окружающие его храмы в Чэндэ

9 ноября переезд в Пекин (выезд в 7:45, прибытие в 13:12, сидячее место Soft Seat)
Свободное время в Пекине.
И в этот же день переезд в Датонг
(выезд из Пекина в 23:03, прибытие в Датонг 10 ноября в 05:17, спальное место Hard Sleeper)
10-12 ноября проживание в Датонге в Holiday Inn City Centre 4*, без питания

Смотрим – Пещерные храмы Юньган

*Как добраться: От Датонга до Утайшаня (Wutaishan) ~200 км.
Можно добраться на автобусе.
Ежедневно ходят 2 автобуса от Dàtóng South Bus Station (新南站 Xīnnánzhàn). Расписание может меняться каждый день, поэтому лучше его узнать на месте. Время в пути ~ 4 часа, стоимость ~ 10 евро. Также, по отзывам туристов, можно добраться на такси ~ 40 евро в одну сторону.

12-15 ноября проживание в Утайшане в Wutaishan Zhongbao Hotel Second Branch, завтраки

Смотрим Гора Утайшань

Гора Утайшань и 53 монастыря на территории парка. Вход в парк стоит ~28 евро. Гора Утайшань находится в 40 км от г.Утайшань. Перемещаться по территории парка можно на зеленых автобусах (Green coach/bus) (входит в стоимость билета, действительно 3 дня).

15 ноября самостоятельный* переезд в Датонг

*Как добраться: От Утайшаня до Датонга (Datong) ~200 км.
Можно добраться на автобусе. Ежедневно ходят 2 автобуса до Dàtóng South Bus Station (新南站 Xīnnánzhàn). Расписание может меняться каждый день, поэтому лучше его узнать на месте. Время в пути ~ 4 часа, стоимость ~ 10 евро. Также, по отзывам туристов, можно добраться на такси ~ 40 евро в одну сторону.

16 ноября переезд в Пекин (выезд 08:20, приезд в 14:36, сидячее место Soft Seat)
17 ноября в 01:55 вылет в Москву
17 ноября прилет в Москву

Стоимость тура на одного человека при 2х-местном размещении – 990 евро

По желанию, можно добавить еще пару дней в Китае и захватить объект Всемирного наследия Юнеско Археологические раскопки на территории города Шанду

*Как добраться: до Шанду можно добраться несколькими способами:
Cначала добраться из Пекина до Хух-Хото, например, на поезде T177 (от 75 юаней, 7.5 часов). Из Хух-Хото проще всего сесть на дневной поезд К502 до Сангийн-далая (Sānggēn Dálái; мягкое спальное место 205 июней, 8 ч.) с отправлением в полдень. Из Сангийн-далая (桑根达来) можно проехать на маршрутке (120 юаней) 52 км на юг к маленькому городку Ланьци (蓝旗; Lánqí). Из достопримечательностей в городке есть посвященный Шанду музей и огромная площадь со статуей Хубилай-хана. До Шанду остается проехать 27 км на такси (150 юаней в оба конца).

Если вы едете из Пекина (южнее на 275 км), сядьте на автобус до Долуня (多伦; Duōlún), города в 36 км восточнее от Шанду. Из Долуня можно взять такси до Шанду, а затем поехать в Ланьци. Желая попасть в Хух-Хото, сядьте на поезд 1814 в 10:16 из Сангийн-далая.
Расположиться с удобством можно в Yuán Shàngdū Xiàgōng Dàjiǔdiàn (元上都夏宫大酒店; Zhèn Téngfēi Lù; %0479-4227666; номер от 100 юаней), оформленном в монгольском стиле отеле в Ланьци, что стоит рядом с музеем. Холл примечателен многочисленными картами и рисунками Шанду.

Также можно долететь из Пекина до Шилин-Хото (1ч 15 мин, 160 евро туда-обратно) и поселиться там в Xilinhaote Hotel (11 евро на человека за дабл/сутки). Забронировать можно у нас! От Шилин-Хото до Шанду ~230 км. Можно добраться на такси или арендовать в Шилин-Хото машину с водителем.

В стоимость тура включено: прямой авиаперелет Москва – Пекин – Москва; указанные переезды на поезде по программе, проживание в отелях по программе.
Дополнительно оплачивается: медстраховка 1 евро в день, виза Китая (3000 рублей, документы за 14 календарных дней)
Трансферы самостоятельно!

Организованный маршрут с гидом
24 октября – 7 ноября

или любые другие даты, расчет цены запрашивайте!

Пекин – Ченгде – Шеньян – Циньхуандао – Датонг – Утайшань – Пекин


Программа тура:

24 октября вылет в Пекин, прилет в Пекин
24-28 октября проживание в Пекине в KING PARKVIEW HOTEL BEIJING 3*, завтраки
25 октября – 6 ноября экскурсионная программа:

День 1 – Пекин

ЮНЕСКО Императорские дворцы династий Мин и Цин (Запретный Город) ,

День 5 – Завтрак в отеле. Экскурсия: Храм Пунинсы, Малый дворец Потала (Путоцзунчэн).
Обед в китайском ресторане.
Трансфер на ж/д вокзал. Ночной переезд Ченгдэ-Шеньян (17:31-05:30, место в 4х-местном купе)

День 6 – Прибытие в Шеньян. Размещение в Шеньяне в отеле Railway New East Hotel 3*, завтраки.

ЮНЕСКО - Императорские дворцы династий Мин и Цин (Дворец Мукден)

День 7 – Завтрак в отеле. Переезд Шеньян-Циньхуандао (07:31-10:05); размещение в Циньхуандао в Zhongmei Hotel 3*, завтраки

ЮНЕСКО Великая Китайская Стена (застава Шаньхайгуань в 20 км от Циньхуандао)

День 8 – Завтрак в отеле. Свободное время Ночной переезд Циньхуандао-Датонг (17:28-06:03, место в 4х-местном купе)

День 9 – С утра прибытие в Датонг, встреча с гидом.

ЮНЕСКО - Пещерные храмы Юньган , а также Huanyan Monastery, Shanhua Monastery, Nine-dragon screen.

Размещение в отеле Hongqi Grand Hotel 3*, завтраки.

День 10 – Завтрак в отеле. Трансфер до горы Утайшань

ЮНЕСКО Гора Утайшань , посещение по дороге Hanging Monastery, Wooden Pagoda.

Размещение в отеле Wu Tai Shang Jin Wei Hotel 3*, завтрак.

День 11 – Завтрак в отеле. Смотрим в Утайшане – Xiantong Temple, Tayuan Temple, Pusading Temple, Wanfoge Temple, Shuxiang Temple, Puhua Temple in Taihuai Town of Mt. Wutai

День 12 – Завтрак в отеле. Поездка на фуникулере к Dai Luo Ding и посещение храма на вершине горы.
Обратный трансфер в Датонг.
Ночной переезд в Пекин (23:00-05:37).

День 13 – Встреча на вокзале. Трансфер ж\д вокзал – город. Свободное время.
В любое время трансфер город – аэропорт.

Стоимость тура на одного человека – 1800 евро

Чтобы охватить максимальное кол-во точек ЮНЕСКО, можно заложить пару дополнительных дней и посетить Столичные города и гробницы древнего царства Когурё
Вечером переезд поездом в город Тунхуа (21:44-06:24+1), потом пересадка на поезд до Цзианя (07:32-10:43), размещение в Цзиане и посещение Столичные города и гробницы древнего царства Когурё . На следующий день выезд обратно в Тунхуа (11:40-14:52) и затем в Шеньян (16:40-00:49)Переезды на поезде и проживание обойдется примерно в 100 евро. Если вы хотите, чтобы в пути вас сопровождал гид, то дополнительно оплачиваются переезды, проживание, питание гида, а также услуги гида – 60$\день.

В стоимость тура включено: прямой авиаперелет Москва – Пекин – Москва; все переезды на поезде по программе (сидячие места второго класса или билеты в 4-местном купе), проживание в отелях по программе, экскурсионная программа (все трансферы на автомобиле, сопровождение русскоязычного гида (в Датонге и Утайшане – гид – англоязычный)

Дополнительно оплачивается: медстраховка 1 евро в день, виза Китая (3000 рублей, документы за 14 календарных дней), доп.питание – 12$ за каждый обед или ужин.

Внимание! На этот тур предварительная запись – plitvintsev () сайт или тел: 8 915 241 52 69
Запросы и комментарии по туру оставляйте

Photo by copetan, Heaven`s Gate (John), S.K. LO, Andy*Enero, 82Gab, Sean Maynard, Keith Roper, CC Hsu – DFS, CKS12., basair, davehoutx1, wangxiaoli, Rhysiefurr, Raphael Bick, sensaos, Juan et Ya, bright_side, Juan et Ya, John Mac 2011 UK, edhelien, archer10 (Dennis), Maria_Globetrotter (mostly off), miohaibara, Mel Mijares, Visit China Now, nànreH, hrfj, NCSSMphotos, autorin 22, cyemura, Xingjian, Proggie, Alan Dreamworks, hk_traveller, H Sinica, Abelio, ocean jeff, ELI @ BrASiL, exiula, johntrathome, the-lonely-push-biker, ocean jeff, ChinaStudyAbroad, David Wilmot, llee_wu, H Sinica, flickrdn, milnikus, sisi.zhang88, Kai Can Travel

Скульптура Древнего Китая, как и его искусство и вся китайская цивилизация имеют свои особенности, обусловленные спецификой географического положения, природных условий и исторического развития. Культурная история Китая восходит к рубежу III-II тысячелетия до н. э. Существует мнение о “культурном единстве, своеобразии и замкнутости” культуры, сформировавшейся в Древнем Китае. Для древнекитайской скульптуры, как и всего искусства Китая свойственны две характерных черты: традиционализм и гилозоизм (видение природы как живого организма, оживотворение природы). Соединение этих черт с рационализмом дает уникальный результат: удивительное чувство природы, способность видеть в ее малейших проявлениях - целое. Человек в этой культурной системе стремиться не к подчинению природы, а к жизни во всей ее природной полноте и рациональной устроенности.

История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н. э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г. н. э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политическими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая несколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также культура империи Цинь и Хань.

Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами являются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высокоразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульптуры.

Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древнейшие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Китая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолитическая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н. э.). Виды поселений, жилые и культовые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спиралей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распространенной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизованные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орнаменте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал геометрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних яншаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка - Шан-ди. В последствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны - “Поднебесная”, и в титуле правителей - “Сын Неба”.

Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них - глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н. э.). Красотой форм отличается черная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н. э.). Памятники искусства II тысячелетия до н. э. - города и многочисленные поселения были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнаружены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосудами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художественных форм.

К XIII-XI вв. до н. э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого «иньского оракула».

Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической культуры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают культуру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н. э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, поскольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.

Один из типичных протогородских центров, датируемый серединой II тысячелетия до н. э., открыт в районе Чжэнчжоу (в Хэнани). Здесь были обнаружены фундаменты крупных строений типа дворцов или общественных зданий, остатки жилых построек. Среди разнообразной бронзовой утвари найдены два ритуальных бронзовых котла-треножника (триподы типа дин). Они носили особую культовую значимостью в общественно-политической традиции древнего Китая как сакральные символы наследования царской власти. Чжэнчжоу предстает как крупный центр с монументальной архитектурой и скульптурой. По сравнению с Эрлитоу чжэнчжоуский комплекс являет собой более высокую стадию исторического развития.

В результате раскопок последних лет, особенно интересных в сезон 1986 г., в районе Чэнду была обнаружена культура Саньсиндуй с последовательным залеганием слоев позднего неолита и ранней бронзы, датируемых первой половиной III - началом I тысячелетия до н. э. Среди уникальных вещей Саньсиндуя - золотые и бронзовые маски-личины и золотой жезл с изображением человеческих голов, представляющий собой, очевидно, регалию власти. Сенсационный характер имеют находки многих сотен образцов литых бронзовых изделий, в том числе статуй людей в натуральную величину и даже большего размера, а также крупномасштабных скульптурных изображений человеческих голов с разнообразными головными уборами (что свидетельствует об устойчивой социальной стратификации). Ничего подобного этим находкам, в особенности монументальной скульптуре, не обнаружено ни для одной из культур бронзового века Китая. Некоторые историки полагают, что в культуре Саньсиндуй очевидны признаки древнейшей погибшей цивилизации. Находку под Сианем часто сравнивают со знаменитыми открытиями в Египте и Мексике. Видимо, это оправдано. Провинция Шэнь Си теперь настоящий рай для археологов, методично прочесывающих подземные гробницы, полные царских сокровищ. Усыпальница со знаменитой “Подземной армией” Цинь Ши Хуанди среди них - несомненно, самая интересная.

~~~~Письменность древнего Китая

Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

~~~~Литература древнего Китая

Благодаря развитой письменности, до наших времен дошли многие памятники литературы древнего Китая, например «Книга песен» составленная ориентировочной в I тыс. до. н.э. и содержащая 300 произведений. Благодаря дошедшим до нас письменным памятникам известные имена первого поэта китайской цивилизации Цюй Юань, историков Сыма Цянь и Бань Гу, чьи труды на долгое время развития культуры Китая в древности стали своеобразным стандартом исторической литературы и классической китайской прозы.

~~~~Архитектура, живопись, прикладные искусства

Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек.
Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке.
Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

~~~~Развитие науки в Древнем Китае

Науку как часть культурного наследия древнего Китая кратко можно описать как перечень достижений математики, астрономии, медицины. Математики древнего Китая изучили и описали свойства прямоугольного треугольника, ввели понятие отрицательных чисел, изучили свойства дробей, описали арифметическую прогрессию, разработали методы решения систем уравнений.
В I веке до нашей эры ученые древнего Китая написали трактат «Математика в девяти главах», где были собраны все знания накопленные в Поднебесной.
Развитие математики, соответственно дало импульс развитию астрономии, во II тысячелетии до н.э. год в Поднебесной делился на 12 месяцев, а месяц соответственно на 4 недели (т.е. точно так же как в наше время). Астроном Чжан Хэн, во II веке до нашей эры был создан небесный глобус изображавший движение светил и планет.
Развитие знаний в различных областях науки привело к тому что, в Поднебесной был изобретен компас, придумали и изготовили водяной насос.

~~~~Музыка

На рубеже веков, в Китае был написан трактат «Юэцзи», он суммировал представления древнего Китая о музыке. Начало музыкального развития пришлось на I тысячелетие до нашей эры. Была организована система подготовки музыкантов, танцоров. Для этого была создана придворная плата Юэфу. Она занималась, в том числе и регламентацию написания и исполнения музыкальных произведений. Музыкальная культура древнего Китая, кратко говоря, была под контролем императора.