Культура и цивилизация. Единство и многообразие сфер культурной жизни

В современной культурологической литературе в качестве основных структурных элементов культуры, составляющих ее системообразующее ядро, чаще всего выделяют основные виды культуры по основным сферам жизнедеятельности человека или сферам культурного творчества. По поводу их количества и названия существуют разные точки зрения 2 , но целесообразно выделить 4 основных сферы и соответственно основных видов культуры:

1. Материально-технологическая культура (в литературе иногда для обозначения этого вида культуры используют: «материальная культура», «социальная культура» и др. наименования) – это культура, которая формируется и функционирует в сфере материально-производственной деятельности человека и ее результаты. Сюда будут относиться орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, транспортные средства, трудовые навыки и способы практической деятельности, обработанные территории, прорытые каналы и т.д. Именно эта сфера деятельности дала возможность человеку менять свое природное окружение и выживать как биологическое существо.

К материально-технологической культуре следует относить и инженерную деятельность. Слово инженер произошло от лат. «ingenium» - хитроумный, изобретательный. В современном значении фигура инженера появляется в XVIII веке с возникновением крупного машинного производства, основанного на сознательном применении научных знаний в производственном процессе. Инженер своей деятельностью как бы соединяет науку с производством, становится проводником науки в производстве. Так научное знание, само по себе элемент другой, духовной деятельности, становится элементов материально-технологической культуры.

К материально-технологической культуре следует относить и определенные традиции, культурные сценарии производственной деятельности, определенные отношения между людьми их нормы, без которых она невозможна, организационные принципы и т.д.

2. Социальная культура (или «социально-политическая культура ) культура, которая формируется и функционирует в сфере социальной организации, включающей индивида в жизнь социального коллектива и делающая возможной его жизнь как социального существа и члена определенного государственного образования. Взаимодействие индивида и государства опосредовано множеством различных культурных форм, которые и входят в этот вид культуры: тип государственного устройства и форма правления; правовая система в обществе, включая существующие здесь законы, судебную систему, исправительные учреждения и т.д.; социальная структура общества (деление общества на сословия, классы и т.д.), партии, которые формируют идеологию этих социальных групп, сами идеологии и т.д.

3. Духовная культура – это культура, которая формируется и функционирует в сфере духовного производства общества (производства идей, образов и других духовных феноменов), назначение которого – удовлетворение духовных потребностей человека. Термин «духовный» имеет узкий смысл («религиозный») и широкий смысл, который включает все многообразие потребностей человека в саморазвитии как личности, обращении его к высшим ценностям и соответствующему опыту предшествующих поколений и эпох: потребность в познании и образовании, общении и нравственном совершенствовании, религиозном утешении и переживании, эстетическом творчестве и удовольствии и т.д. Поэтому в духовную культуру входят такие элементы как мораль и искусство, религия и наука (в аспекте исследования мира), философия и мифология, система образования и воспитания в обществе.

4. Бытовая культура (или «культура повседневности» - это культура, которая формируется и функционирует на уровне непрофессиональной деятельности в процессе совместной жизни в семье, с друзьями, соседями и т.д. Надо сказать, что этот пласт культуры исследован очень мало. До ХХ века к культуре относили преимущественно духовную культуру, то есть сферу духовного совершенствования человека, его стремления к возвышенному… Но культурология ХХ века расширила понимания сущности культуры, указав, что культура организует всю жизнь людей, тем отличая их от животных. Сфера бытовой жизни не может быть исключением, так как у нее есть свои функции в жизни человека и общества. Термин «повседневность» к концу ХХ века превратился в одно из ключевых понятий культурологии и всего современного гуманитарного знания как «технология жизнедеятельности людей вообще» в жизненной стихии обычных событий отдельных людей.

Если все же попытаться обобщать эту «жизненную стихию» множества людей, то к бытовой культуре можно отнести:

Форму семьи и всю систему семейно-брачных отношений;

Основные принципы и формы отношений между старшими и младшими, мужчиной и женщиной и т.д.

Основные принципы и формы семейного воспитания;

Принципы и формы организации домашних праздников, визитов гостей и т.д.;

Организация путешествий;

Традиции питания;

Основные принципы внутренней организации жилища;

Формы гигиены и вообще физической культуры человека;

Особенности предметной среды, окружающей человека дома;

Нормы сексуальной морали;

Традиции свадебных обрядов;

Организация жизни детей;

Этические и эстетические нормы, обычаи, ритуалы, символы, связанные с вечными проблемами жизни человека – любовь, смерть, рождение детей и т.д.

Форма костюма и традиции одеды;

и многое-многое другое. Причем, выстроить четкую иерархию этих элементов пока представляется затруднительным.

В современном философском языке понятия «культура» и «цивилизация» - одни из самых распространенных и многозначных. Термин «культура» (лат. culture) переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.п.), а также воспитание и обучение самого человека. Понятие «цивилизация» (лат. civilis - гражданки, государственный) появилось во французском языке в рамках теории прогресса в XVIII в.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельного подхода культура рассматривается как:

Специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта, художественная, экологическая, политическая культура).

Цивилизация может быть определена как собственно социальная организация жизни, характеризующаяся всеобщей связью индивидов на основе воспроизводства, обеспечивающего ее бытие и развитие общественного богатства.

Современная цивилизация выступает как общество, основанное на идеалах «разума», «справедливости», «уважения прав человека», использования достижений науки и техники, обеспечивающих безопасность и комфорт в жизни человека.

Цивилизация ограничивает врожденный эгоизм людей. Цивилизованный человек - тот, кто не чинит неприятностей другому, принимает его в расчет, при этом вежлив, обходителен, тактичен, внимателен, уважает человека в другом. Культура же есть деятельность, в которой человек реализует свою сущность и субъективность, суть условие его свободы. Культура состоит в общественной ценности человека, а также в обретении им способности це-леполагания. Высшая ступень развития культуры заключается в развитии способностей и моральном совершенстве человека, которое проистекает единственно из уважения к нравственному закону, а не только из эмпирической склонности к его выполнению.



Для философии культуры XX в. в еще большей степени характерно разведение понятий культуры и цивилизации. Культура продолжает оставаться символом позитивного в развитии человечества, цивилизация в большинстве случаев получает нейтральную оценку, а нередко и резко отрицательную.

Тем не менее культура и цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически цивилизация «произрастает» из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных этносоциальных, экономических и политических структурах. Другими словами, цивилизация выступает как отчужденная в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация есть совокупность условий, избавляющая людей от затрат невосполнимого времени индивидуальной жизни на заурядное природное выживание. Именно цивилизация вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратиться к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

Выступая специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, культура находит своё воплощение в продуктах материальной и духовной деятельности, системе социальных норм, общественных институтов и совокупности отношений людей к природе и друг к другу.

Традиционным является разграничения культуры на материальную и духовную. Материальная культура - это предметный мир человека. Духовная культура - это сумма результатов духовной деятельности.



Согласно конкретно-исторической типологии, различаются культуры, соответствующие конкретным историческим периодам в развитии общества: античная, средневековая, возрожденческая культура и т.д. Кроме этого, выделяются локальные культуры социально-этнических сообществ людей, существующих в едином социокультурном пространстве: русская, японская, американская культура. Каждая из них фиксирует относительную целостность культуры того или иного социально-исторического образования.

В то же время существующие типы выступают в виде спектра культурных образований, тенденций, стилей и традиций. В едином этнокультурном пространстве наряду с господствующей культурой представлены разнообразные субкультурные элементы. Предпочтение норм господствующей культуры предполагает возможность их сосуществования. Субкультура - это автономное образование, которое не стремится к вытеснению господствующей культуры, но значительным образом влияет на последнюю. Так, в любом обществе существуют возрастные субкультуры (например, специфический сленг и стандарты поведения есть у молодёжи - тинэйджеров, панков, рокеров и т. п.). Главная особенность любой субкультуры заключается в том, что она не претендует на всеобщность, её носители пытаются сохранить собственные нормы и правила в противовес господствующей культуре, которая воспринимается ими как нечто чужое.

Субкультуру следует отличать от контркультуры, которая представляет собой разнородные по идейно-политической ориентации ценности, противопоставляемые официальным ценностям.

Многообразие культур порождает проблему их сосуществования в едином социокультурном пространстве. Являются ли существующие культуры равноправными, или же они соотносятся в соответствии с принципом иерархичности, то - есть одни культуры более значимы, чем другие?

В философии культуры существуют разные подходы к решению этой проблемы. Некоторые полагают, что существование культур основано на принципе иерархичности. Другие исследователи стоят на позициях муль- тикультурализма, говорящего о принципиальной равноценности всех культур.

Возникает ещё один важный вопрос: возможно ли сопоставление культур при их уникальности? При этом, может ли человек, который сформировался в рамках одной культуры, понять другую, совершенно отличную от неё? Особую важность этим вопросам придаёт разворачивающаяся на наших глазах глобализация.

Сопоставление культур возможно, однако следует учитывать, что восприятие и оценка культурных ценностей осуществляется человеком сквозь призму той культуры, к которой он принадлежит.

Особую актуальность в современном мире приобретает диалог культур, направленный на формирование духовного единства человечества и преодоление его разобщённости. Открытость, взаимодействие, способность к восприятию другого - основа диалога культур. Диалог культур как принцип духовного развития человечества не ведёт к унификации культур, потере национально-этнического колорита, уникальности, богатства и многообразия, напротив, он выступает источником их взаимообогащения и развития, ибо невозможно понять природу любой культуры без её сопоставления с иными.

культурный образный общественный

Когда характеризуется культура в различных формах общественной жизни, то говорится о культуре эстетической, нравственной, профессиональной, политико-правовой, экономической, экологической, бытовой, физической.

Художественная культура представлена как совокупность созданных обществом художественных ценностей, а также сам процесс создания, распространения, усвоения обществом и каждым отдельным человеком. К функциям художественной культуры относят: эстетическую (она связана со способностью искусства доставлять человеку эстетическое удовольствие); познавательную (выражает специфику искусства как познания жизни через систему художественных образов). Идеологическую (означает, что искусство выступает выразителем и проводником того или иного мировоззрения); воспитательную (заключается в воздействии искусства на людей, в его возможностях формировать духовный мир человека); коммуникативную (означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, является средством духовного общения людей).

Нравственность возникает после того, как уходит в пришлое миф, где человек внутренне сливался с жизнью коллектива и контролировался различными магическими табу, программировавшими его поведение на уровне бессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условиях относительной внутренней автономности от коллектива.

Мораль представлена как сторона, как аспект культуры в целом, понимаемая как созданный людьми мир предметных и духовных явлений, в которых воплощены человеческие сущностные силы, развитие человеческих родовых способностей и возможностей в освоении мира, в самоопределении человека в мире. Выделяют следующие уровни моральной культуры: низший - здесь наблюдается ориентация индивида на восприятие моральной культуры через подражание и внушение, воспроизведение общепринятого содержания поступков; средний - происходит реализация моральных предписаний и ценностей, детерминированная общественным мнением; высший - это уровень саморегуляции с опорой на основной нравственный императив - совесть.

Право, правовая культура может быть представлена как совокупность правовых знаний, убеждений, установок, реализуемых в процессах общения, поведения, деятельности, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества. Среди функций правовой культуры выделяют следующие: определение правовых процессов и их нормативное закрепление; регулирование отношений между людьми в процессе социального взаимодействия; создание оптимальных условий для формирования и развития процессов социально значимых взаимодействий.

Политика представляется совокупностью установок и целей, определяемых коренными интересами социальных групп, партий и государств, а также их практическая внутренняя и международная деятельность по осуществлению выработанного курса и достижению намеченных целей. Политическая культура рассматривается как разновидность и составная часть общей человеческой культуры; как цели, средства, результаты деятельности общества, класса, социальной группы, индивида, характеризующие уровень социального развития личности как субъекта преобразования общественных отношений.

Экологическая культура предполагает признание единой системы "человек - природа" или "общество - природа", причем не только в плане воздействия на развитие общества географической среды и народонаселения, но и признание обратного воздействия природы на общество.

Бытовая культура - это налаженный уклад повседневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. Удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении, профилактики здоровья, а также освоения человеком духовных благ, произведений искусства, общение, отдых, развлечения. Бытовая культура связана с жизнью общества, так как быт оказывает влияние на труд, общественную деятельность, настроение и поведение людей. Богатое и процветающее общество характеризуется налаженным бытом своих граждан.

Физическая культура основана на витальных ценностях культуры, на ценностях здорового образа жизни. Для поддержания физической культуры в обществе должны функционировать соответствующие учреждения. Специализированные кадры и популяризация здорового образа жизни необходимые составляющие для поддержания и существования физической культуры в обществе.

Культурой мы называем все, что создано руками и разумом человека, весь искусственный – отличный от природы – мир явлений, который не может существовать без человеческой заботы.

Культура может быть нравственная, научная, экономическая, правовая, политическая и т.д. В обыденномсознании культура сливается с «культурностью», т.е. духовно-нравственным достоянием личности. В числе наиболее ценимых качеств культурного человека упоминаются сознательность, организованность, ответственность, эрудиция, скромность, аккуратность, справедливость.

Культура формирует человека как зрелое человеческое существо - в отличие от животного, которое приобретает родовые признаки прямо от рождения. Вряд ли все родовые признаки получили простор для развития: об этом говорят уникальные способности, присущие немногим людям.

Культура формирует человека как часть социума, когда он усваивает некий обязательный минимум культуры и входит в ту или иную группу со специфическими способами мышления и принципами поведения.

Культура приобщает человека к культурному наследию в более широком объеме, способствует усвоению других культур - иностранные языки, профессиональные навыки, приобретение широкой гуманитарной культуры.

Культура формирует индивидуальность, развивая способности, предуказанные природными задатками, биографией, жизненным опытом.

В свою очередь и культура создается, развивается и сохраняется как отдельными людьми, так и обществом в целом. И отношение общества к культуре обязано быть вполне осмысленным.

Художественная культура, или искусство. Эстетика – система чьих-либо взглядов на искусство.

Толстой: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства.

Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

В этом определенииследует подчеркнуть:

- Сфера искусства – это прежде всего чувства, эмоции.

- Сознательность акта творчества

- Важность намерений субъекта, т.е. творца.

Зритель, читатель, слушатель, может ограничиться ролью объекта, (нравится – не нравится), а может пойти дальше, т.е. попытаться судить о намерениях художника и о том, насколько художник справился со своей задачей. Здесь лишь важно помнить, что художника следует судить по тем законам, которые он сам над собой признает.

Можно разделить искусство на классическое и романтическое (Жирмунский). В классическом искусстве произведение важно само по себе, оно не содержит характера создателя, оно созвучно самой природе. А художник-романтик стремится выразить в первую очередь самого себя, считая, что именно этим он затронет чувства другого человека.

Идеология советских времен большое место отводила рассуждениям о форме и содержании в искусстве.

Гете сказал, что для истинного художника стимулом для творчества является не жизнь, а произведения искусства, созданные другим творцом. Это очень честная мысль, полностью противоречащая установкам коммунистических вождей, по которым художник именно обязан изображать жизнь.

Познание художественного произведения начинается с чисто эмоционального восприятия. Затем приходит желание понять, как, каким способом художник достиг своей цели – заразил тебя своим чувством. В дальнейшем хочется глубже понять художника, ты начинаешь интересоваться другими его произведениями, его личностью, его судьбой. Человек, ощущающий в себе творческие способности, потребности собственного творчества, проникает в творческую лабораторию поразивших его художников, проходя таким образом стадию ученичества.

«… Средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах».

(«Прекрасно то, что нравится независимо от смысла» Кант.)

Культура «народная», «элитарная»и «массовая».

Народная культура – традиционна, однородна, отражает характер народа. Ее источник – село. Она глубока и инертна. Из народной культуры художники черпают материал, переосмысливая его и наполняя философским и нравственным содержанием.

Элитарная культура – творческий авангард, лаборатория. Это группы, студии, кружки, внутри которого говорят на специальном языке, доступном лишь посвященным. Здесь рождаются произведения новые, небывалые, здесь художники учатся друг у друга, здесь рожаются гении.

Массовая культура создается для широких городских масс «индустриальным» способом. В ней много неподлинного, подражательного и стандартизированного. Она заранее рассчитывается на достаточно низкий уровень восприятия.

Разумеется, существуют и промежуточные формы, когда крупномасштабное произведение, рассчитанное на широкие массы, включает в себя элементы как элитарного, так и народного искусства. (Фильм о Штирлице).

Нравственная оценка культуры. Толстой говорил о хорошем или дурном искусстве – в зависимости от того, на какие именно чувства читателя или зрителя воздействует художник. Наиболее важным критерием нравственной оценки является религиозное состояние общества.

В СССР, где господствовали атеизм и псевдорелигиозные культы, искусство во многом заменяло религию. Именно оно произведениями лучших мастеров будило в людях высокую нравственность, давало надежду на будущее.

Проблема сохранения и отбора культуры.

Проблема культурной элиты: поддержка нового и непонятного

Образование. Средства массовой информации.

Нашей культуре предстоит вспомнить свое христианское происхождение - как непосредственно от православия, так и через влияние западного христианства. И уже на этой базе предстоит осмыслить и либо принять, либо отвергнуть новейшие влияния, в изобилии предлагаемые всемирным информационным полем.

Еще и еще раз приходится говорить, что возвращение к христианским основам, к религиозным истокам культуры не означает отказа от достижений гуманизма. Напротив, это спиралеобразное движение вверх, к новой стадии развития, где научная мысль сочетается с религиозным миросозерцанием, где свобода сочетается с ответственностью, где есть Путь, Истина и Жизнь.

Сегодня все это приходится доказывать. Сегодня слишком многие не находят в себе сил преодолеть приобретенный в атеистическом детстве стереотип, по которому для образованного человека вера постыдна. И именно эти люди сегодня формируют телевизионные программы, газетные полосы, организуют массовые "культурные мероприятия". Мы вправе рассчитывать, что деятели культуры первыми преодолеют упомянутый стереотип, тем более, что часть из них сделала это еще в "застойные" годы, когда для этого требовалось изрядное мужество.

Саморазвивающееся общество не может пускать культуру на самотек, учитывая, что искусство может не только воспитывать, но и развращать душу человека. Пришло время определиться - каким образом общество должно оказывать влияние на культуру.

Развлекательная массовая культура должна иметь ограничение лишь со стороны закона, т.е. здесь должно запрещаться лишь разлагающее воздействие, описанное законом. Эта часть культуры не финансируется государством, а является самоокупаемой.

Государство должно поддерживать культуру, оказывающую благотворное влияние на человека. Однако решение о полном или частичном финансировании должны приниматься не одними чиновниками. Здесь необходим общественный ареопаг культуры, состоящих из авторитетнейших деятелей культуры, науки, религии, политики. Рекомендации ареопага культуры являются основополагающими для материальной поддержки или, напротив, для ограничительных мер в отношении прежде всего теле- и радио- программ.

Здесь возникает проблема формирования самого ареопага. Ясно, что он не может быть избираем всеобщими выборами. С другой стороны - едва ли можно отдать утверждение ареопага на откуп самим деятелям культуры во избежание корпоративных влияний. Однако какие-то решения, пусть не идеальные, можно найти; главное - сделать первый шаг и покончить с безраздельной властью анонимных редакторов и директоров программ, приоткрыть завесу тайны над теми, от кого зависит завтрашнее общественное сознание.