Восприятие, память, эмоции. Эмоциональная память в актерском искусстве

Одно из наиболее необычных проявлений функционирования головного мозга считается память, которая бывает кратковременной, эпизодической и эмоциональной.

Последняя представляет собой сохранение в подсознании эмоций и чувств.

Впечатлительность станет предпосылкой для формирования коммуникативности характера.

Это является обязательным фактором становления способности сочувствовать и сострадать.

Она считается основополагающим элементом мастерства в определенных профессиях, включая педагога и актера.

Общие сведения

Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.

Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.

Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.

При отсутствии подобной разновидности памяти не следует отчаиваться, поскольку это только навык, совершенствуемый посредством постоянных тренингов.

Физиологическая основа

В качестве физиологической основы станут следы пережитых в прошлом нервных потрясений, сохранившихся в коре головного мозга ввиду пластичности ЦНС: какой-либо спровоцированный внешним фактором процесс, не может пройти для нервных тканей без следа, однако оставляет внутри нее «отпечаток» в качестве определенных функциональных перемен. Они делают легче протекание сопутствующих процессов в ЦНС при их повторении.

Физиологические процессы в головном мозге, наблюдаемые в процессе воспоминания, по содержанию такие же, что и при восприятии: память нуждается в функционировании таких же аппаратов ЦНС, что и само восприятие. Оно вызвано влиянием внешних факторов.

То, что эмоции существуют, было доказано учеными, когда в височной части мозга была открыта миндалина. За формирование эмоций несет ответственность непосредственно этот участок лимбической системы. Однако вегетативные перемены внутри организма под влиянием тревоги, например, — это функция гипоталамуса. Процессы, которые происходят в лимбической системе, характеризуются электрическим и биохимическим происхождением. Они влияют на самочувствие внутренних органов.

Разница состоит только в том, что во время восприятия центральные процессы постоянно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «отпечатками» произошедших нервных процессов.

Все эмоции остаются в памяти ввиду развития синаптической связи. В формировании следа участвуют разные участки мозга:

  • кора: темя, височная и фронтальная области;
  • мозжечок;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Взаимосвязь между установится со временем. Тут важно функционирование химических составляющих ( , кальций и энкефалин). Данные компоненты являются гормонами, передающими импульс.

Функции ЭП

Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:

  • формирование разносторонней личности;
  • образование эмоционального интеллекта;
  • улучшение ориентирования в обществе;
  • стимулирование творческого начала.

Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.

Виды

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции - откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Развитие ЭМ

Эмоциональный интеллект является способностью воспринимать эмоциональную составляющую и осуществлять ее контроль. Без его формирования управлять коллективом невозможно. Это необходимая черта истинного лидера. Индивид, который обладает высоким эмоциональным интеллектом, легко узнаваем. Он быстро находит общий язык с окружением, поскольку может понять собственные и чужие эмоции. Он отличается приветливостью и жизнерадостностью.

Крайне важен развитый эмоциональный интеллект для работников искусства. Однако и людям с другой профессией, желающим задействовать все ресурсы, он станет серьезным подспорьем в запоминании.

Чтобы данная разновидность памяти лучше развивалась у детей, необходимо помочь ему «подключать» чаще мышление с использованием образов, ходить с ним в новые места и с ранних лет приучать к чтению и искусству.

Во взрослом возрасте преимущественно преобладает конкретная разновидность памяти, и психика нацелена на определенный тип деятельности. Изменить мышление взрослому сформировавшемуся индивиду достаточно трудно. Однако, эмоциональная память присутствует у всех, и ее возможно развивать и поднимать на уровень сознания.

Для развития детей можно попробовать следующие упражнения:

  • «Мяч счастья». Играют несколько детей и взрослый человек. Ребенок ловит брошенный мяч и вспоминает событие, во время которого он ощущал себя счастливым. Затем, он кидает мяч другому.
  • «Волшебный мешок». Нужно вспомнить и написать на бумаге все свои тревоги, опасения. Складываются вглубь мешка, крепко завязывается и выбрасывается.

Во взрослом возрасте возможно провести следующий тренинг:

  • Дневник. Необходимо записать собственные ощущения и переживания, а после, по прошествии времени, перечитав их, можно снова восстановить их. Таким образом тренируется мышца эмоциональной памяти.
  • Библиотерапия. Перечитав книгу, человек переживает эмоции литературных героев. Зачастую книги, которые прочитаны в детском возрасте, могут вызвать переживания, способные привязываться к стимулам. Например: во время чтения усилился ветер, начали шелестеть листья. С течением времени при ветре и шелесте листвы могут вспомниться в памяти те переживания и прочитанная книга.

Поведение человека в течении жизни выстраивается отталкиваясь от эмоциональных воспоминаний. Критерием деления памяти считается психическая активность, зачастую используемая индивидом. За формирование соответствующего эмоционального состояния несет ответственность лимбическая система. Формируется запоминание посредством синтеза продолжительных взаимосвязей между мозговыми нейронами. Предрасположенность к творческому началу, изначально предполагает разнообразие запоминания с использованием мыслительных образов и эмоции. Формирование эмоциональной памяти является важным аспектом для тех, кто принял решение найти себя на литературном, музыкальном либо актерском поприще.

Основаниями для выделения различных видов памяти служат: характер психической активности, степень осознанности запоминаемой информации (образов), характер связи с целями деятельности, продолжительность сохранения образов, цели исследования.

По характеру психической активности (в зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, двигательную, эмоциональную и словесно-логическую.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Этот вид памяти воспроизводит ранее переживаемые человеком чувства или, как говорят, воспроизводит вторичные чувства. При этом вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный. Например, то, чего мы ранее опасались, теперь может стать желанным. Так, вновь назначенный на должность начальник, по слухам, слыл (и на первых порах таковым воспринимался) человеком более требовательным, чем предыдущий, что вызывало естественную тревогу у работников. Впоследствии же оказалось, что это не так: требовательность начальника обеспечила профессиональный рост сотрудников и увеличение их зарплаты.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая , или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память.

Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. Проявление такой памяти требует «запуска», в качестве которого может выступить потребность решить какую-то важную для данного момента задачу. При этом он не осознает те знания, которыми обладает. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече. Следует отметить, что сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память - это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведения и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком.

Вопрос о наличии эмоциональной памяти дискуссировался уже давно. Начало его обсуждению положил Т. Рибо, который показал два способа воспроизведения эмоций: аффективное состояние вызывается либо через посредство интеллектуальных состояний (вспоминание ситуации, объекта, с которыми в прошлом была связана эмоция), либо при непосредственном воздействии стимула, вслед за чем в памяти актуализируется связанные с эмоцией ситуации. Теоретически так и может быть. Однако, как замечает В.К. Вилюнас (1990), какой из этих вариантов встречается в каждом конкретном случае, определить трудно, а в реальном потоке сознания по-видимому невозможно.

Кроме того, Т. Рибо выделил "ложную” аффективную память, когда субъект чисто интеллектуально вспоминает, что в данной ситуации он испытывал какую-то эмоцию, но саму эту эмоцию не переживает. Это наблюдается, например, при воспоминании давно прошедших увлечений.

После появления работы Т. Рибо возникли многочисленные споры, вплоть до того, что вообще ставилось под сомнение существование эмоциональной памяти. Отрицающие ее указывали, что когда мы вспоминаем о приятном, интересном, ужасном и т.п. событии, то воспоминание представляет собой образ или мысль, а не чувство (эмоцию), т.е. интеллектуальный процесс. И именно это интеллектуальное воспоминание о прошедшем вызывает у нас ту или иную эмоцию, которая, таким образом, является не воспроизведением бывшей эмоции, а совершенно новой эмоцией. Старая же эмоция не воспроизводится.

Как отмечает П.П. Блонский, разница между впервые испытанной эмоцией и воспроизведенной не только в интенсивности переживания (представляемая эмоция слабее), но и в его качестве. В ряде случаев возбуждается менее дифференцированное, более примитивное эмоциональное переживание.

Нельзя не отметить и выделенный П.П. Блонским эффект следа от сильно пережитой эмоции: она в последующем может возбуждаться и более слабыми стимулами подобного же рода, т.е. становится для человека латентным доминантным очагом, "больной мозолью”, случайно задев которую можно вызвать новую сильную эмоциональную реакцию.

Наличие эмоциональной памяти подвергнуто сомнению уже в наше время П.В. Симоновым (1981). Основанием этому послужили его исследования по произвольному воспроизведению актерами различных эмоций. Вот что пишет П.В. Симонов по этому поводу: "Нам не раз приходилось читать о так называемой "эмоциональной памяти”. Согласно этим представлениям, эмоционально окрашенное событие не только оставляет неизгладимый след в памяти человека, но, став воспоминанием, неизменно вызывает сильнейшую эмоциональную реакцию каждый раз, когда какая-либо ассоциация напомнит о пережитом ранее потрясении. Исследуемых просили вспоминать о событиях их жизни, связанных с наиболее сильными эмоциональными переживаниями. Каково же было изумление, когда такого рода намеренные воспоминания только в очень ограниченном проценте случаев сопровождались выраженными сдвигами кожных потенциалов, частоты сердцебиений, дыхания, частотно-амплитудных характеристик электроэнцефалограммы. Вместе с тем воспоминания о лицах, встречах, жизненных эпизодах, отнюдь не связанных в анамнезе с какими-либо из ряда вон выходящими переживаниями, подчас вызывали исключительно сильные и стойкие, не поддающиеся угасанию при их повторном воспроизведении объективно регистрируемые сдвиги. Более тщательный анализ этой второй категории случаев показал, что эмоциональная окраска воспоминаний зависит не от силы эмоций, пережитых в момент самого события, а от актуальности этих воспоминаний для субъекта в данный момент. Стало ясно, что дело не в "эмоциональной памяти” и не в эмоциях самих по себе, а в чем-то другом, скрывающемся за фасадом эмоциональных переживаний”.

Думается, что этот вывод П.В. Симонова излишне категоричен. Во-первых, он сам отмечает, что в определенном количестве случаев вегетативное выражение эмоций при их воспоминании все же отмечалось (это, кстати, подтвердилось и в исследованиях Е.А. Громовой и др., 1980). Во-вторых, тот факт, что физиологическое отражение эмоций наблюдалось в основном в случаях вспоминания значимых событий, не отрицает наличия "эмоциональной памяти”, спаянной с событийной памятью. Неудача же с воспроизведением эмоциональных реакций могла быть связана с различной эмоциональностью исследуемых.

Не случайно в более поздней работе (П.В. Симонов, 1987) он уже не так категорично высказывается по поводу эмоциональной памяти. Так, он пишет: "Об эмоциональной памяти в "чистом виде” мы, по-видимому, вправе говорить только в тех особых случаях, когда ни внешний стимул, спровоцировавший воспоминание, ни извлеченная из памяти энграмма не получают отражения в сознании и возникшая эмоциональная реакция кажется субъекту беспричинной.

Считается, что произвольное воспроизведение эмоциональных переживаний дается человеку с трудом. Однако П.П. Блонский, например, пришел к выводу, что произвольное воспроизведение эмоций почти невозможно для многих людей, однако нельзя опровергнуть тот факт, что эмоциональная память может воспроизводиться непроизвольно. Вероятно, именно непроизвольное воспроизведение эмоций имеет место в случаях, о которых говорит У. Джемс. У. Джемс, наоборот, отметил одну характерную особенность эмоциональной памяти: "Человек может даже приходить в большую ярость, думая о нанесенном ему оскорблении, чем непосредственно испытывая его на себе, и после смерти матери может питать к ней больше нежности, чем при ее жизни”.

Е.А. Громова отмечает, что одним из свойств эмоциональной памяти является ее постепенная эволюция во времени. Вначале воспроизведение пережитого эмоционального состояния является сильным, ярким. Однако с течением времени это переживание становится все слабее. Эмоционально окрашенное событие легко вспоминается, но уже без переживания эмоции, хотя и с некоторым аффективным отпечатком: недифференцированным переживанием приятного или неприятного. С моей точки зрения это означает, что эмоция редуцируется до эмоционального тона впечатлений.

При этом наблюдается некоторая генерализация процесса. Если первоначальная эмоция была вызвана каким-то определенным раздражителем, то со временем память о ней распространяется на другие сходные раздражители.П. П. Блонский делает заключение, что при такой генерализации эмоционального переживания происходит снижение способности дифференцировки порождающих его стимулов. Например, если ребенка в детстве напугала какая-то определенная собака, то будучи взрослым, человек боится собак вообще.

Память о пережитой боли сохраняется очень долго (кроме родовых болей). Этот страх заставляет предпочесть людей удалить зуб, чем лечить его с помощью бормашины, знакомство с которой состоялось еще в раннем детстве.

П.П. Блонский приводит примеры влияния эмоциональной памяти на формирование характера. Ужасное наказание в детстве может сделать человека боязливым, постоянная память о пережитом несчастье - меланхоличным и т.д.

Интересные данные, свидетельствующие об эмоциональной памяти, приведены Ю.Л. Ханиным (1978) о запоминании спортсменками и спортсменами своей тревоги перед соревнованиями и во время них. В одном случае гимнасткам было предложено оценить свое состояние за час до начала соревнования и перед каждым из четырех снарядов гимнастического многоборья. Затем через 18 дней каждая гимнастка по своим воспоминаниям ретроспективно оценила, "как она себя чувствовала за час до начала соревнования и перед каждым снарядом”. Оказалось, что ретроспективные и реальные оценки ситуативной тревоги были достаточно близки между собой. Коэффициенты корреляции были особенно велики в отношении переживаний перед теми снарядами, которых гимнастки боялись больше всего. На основании результатов, полученных Ю.Л. Ханиным, можно предполагать, что у женщин эмоциональная память лучше, чем у мужчин. К такому выводу склоняют следующие факты.

Группе женщин - прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнований оценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности "свое состояние перед ответственными соревнованиями”. Затем непосредственно перед соревнованиями (за два часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровень тревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. У мужчин же в результате проведения такого же исследования достоверной корреляции не было выявлено.

Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаний могут быть объяснены худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью, тревоги, но все это тоже нуждается в доказательстве.

Следует отметить, что термин "эмоциональная память” не всегда используется адекватно. Например, Б.Б. Коссов (1973) говорит об эмоциональной памяти шахматистов, а на самом деле им изучалось влияние эмоции на запоминание (как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание позиций в партии).

Таким образом, эмоциональная память с давних времён вызывала интерес учёных. Возникали разные мнения по поводу её наличия вообще, по поводу механизмов её возникновения и развития. Изучались влияние гендерных различий на проявление эмоциональной памяти, её взаимосвязь с эмоциями, тревожностью человека, а также мышлением и волевыми усилиями при припоминании эмоционально окрашенных переживаний. Исследователи и сегодня не имеют чёткого и единого мнения о механизмах и особенностях проявления и развития эмоциональной памяти человека. Тем не менее, надо сказать, что всё же существовавшие среди учёных и исследователей споры о том, есть ли всё-таки эмоциональная память или нет, на сегодняшний день сводятся к утвердительной точке зрения в этом вопросе. Теперь в любом словаре по психологии можно прочесть определение эмоциональной памяти и узнать о некоторых её особенностях. На данный момент психологов и их коллег, занимающихся вопросами изучения памяти, интересует вопрос более детального изучения это феномена, его особенностей и взаимосвязи с другими психическими явлениями.

Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] Ли Маркус

1.3. Эмоциональная память

1.3. Эмоциональная память

Эмоциональной называется память на чувства и переживания. Мы можем запомнить и воспроизвести практически любые наши эмоции и переживания. А благодаря эмоциям возрастает прочность запоминания. Подумайте: если тот или иной человек вам понравился (то есть вызвал яркие положительные эмоции) или, наоборот, чем-то не пришелся «ко двору» (острые негативные эмоции), вряд ли вы сможете его забыть. То же можно сказать и о текстах, и о лекциях. Всегда значительно лучше запоминаются стихи, которые привлекли ваше внимание. Строчки раздражающей вас песни могут крутиться в мозгу целый день…

Эмоциональная память очень важна в нашей жизни. Ведь пережитые нами чувства могут побудить к действиям или, напротив, от них удержать.

Аристо?тель в четвертом веке до нашей эры предлагал такую классификацию эмоций:

– агрессия

– стремление к разрушению

– терпеливость

– независимость

– преданность

– любопытство

– созидательность

– привязанность

– тяготение к переменам

– жажда власти

– гордость

– стремление к успеху

– зависимость

– преклонение

– почтительность

– уважение

– подражание

– отвращение

– сочувствие

– щедрость

У каждого из нас сформирована эмоциональная память. Она связана как с о?бразной, так и со словесно-логической памятью. Но порой у людей наиболее сильно развита именно эмоциональная память. Таким людям проще вспомнить то событие, которое вызвало у них яркие эмоции.

Из книги Законы выдающихся людей автора Калугин Роман

Эмоциональная зрелость Лидеры спокойны, хладнокровны и сдержаны перед лицом проблем, трудностей и неприятностей.Эмоциональная зрелость требует от лидера, во-первых, жить в мире с самим собой и, во-вторых, сохранять спокойствие перед лицом неприятностей и трудностей.

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Эмоциональная инвентаризация Основная мысль, которую мне хотелось бы довести до читателя в следующем примере, заключается в том, что с эмоциональной точки зрения нам полезно время от времени проводить «инвентаризацию» своей жизни. Необходимо оценивать как свое

Из книги Дитя удачи, или Антикарма. Практическое руководство по модели везения автора Григорчук Тимофей

Эмоциональная насыщенность В процессе нашей работы выяснилось, что эмоциональная насыщенность при загадывании желания, в принципе, не нужна. Оказывается, можно работать без неё. Халява мира отдельно, а эмоции отдельно. Они между собой связаны лишь очень опосредованно.

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

11. Эйдетическая и эмоциональная память Как особый вид зрительной памяти выделяют память эйдетическую. «Эйдос» в переводе с греческого означает «вид, образ». Развитой эйдетической памятью наделены немногие люди, называемые эйдетиками. Они обладают уникальной

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

Эмоциональная отстраненность Будучи богом солнца, Аполлон взирает на землю с некоторой дистанции -- он "выше всего этого". Один из способов, каким Аполлон сохраняет дистанцию от окружающих, -- уклонение от проблемных ситуаций. Когда возникает острый эмоциональный

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ Так же, как мужчина, Анима которого приняла облик Артемиды, боится приблизиться к девушке, так и сама женщина, подобная Артемиде, стремится сохранить дистанцию, физическую и (или) эмоциональную даже с любимым и дорогим человеком. Легче быть

Из книги Секрет абсолютно женственности автора де Анджелис Барбара

Эмоциональная страсть Интимные отношения не могут строиться долгое время исключительно на физической страсти. Должна существовать прочная связь и между сердцами партнеров. Эта связь не исчерпывается только сексуальным влечением. Это и эмоциональная страсть между вами

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Эмоциональная незрелость Когда индивид начинает пить (употреблять наркотики), он останавливается в своем взрослении и духовном росте. Я давно уже работаю с зависимыми больными. И постоянно наблюдаю одно и то же. Внешне человек может выглядеть как 40-летний мужчина, но

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

1.3. Эмоциональная память Эмоциональной называется память на чувства и переживания. Мы можем запомнить и воспроизвести практически любые наши эмоции и переживания. А благодаря эмоциям возрастает прочность запоминания. Подумайте: если тот или иной человек вам понравился

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

7.2. Зачем нам эмоциональная память Если бы у нас не было эмоций, мы бы, наверное, могли с полным правом считаться роботами. Ведь очень многое в нашей жизни ориентировано на чувства. К тому же, эмоциональная память поможет нам запоминать информацию. Запоминаются ведь не сами

Из книги автора

Эмоциональная зона Очень важным участком мозга, вовлеченным в принятие решений, является островковая кора. Она принимает самое активное участие в эмоциональных переживаниях, которые трансформируются в осознанные чувства, снабжая вас ценной информацией, помогающей

Работа человеческого мозга для современных ученых столь же загадочна, как и устройство небесного свода для современников Ивана Грозного. Одним из самых интересных проявлений мозговой деятельности является память, которая может быть кратковременной, эпизодической и даже эмоциональной. Вот последний вид и рассмотрим подробнее.

Эмоциональная память в психологии - особенности и примеры

Бывает, прочтешь рассказ, и через несколько дней ни автора, ни название припомнить не можешь. А вот запах листов, твердую, чуть шероховатую обложку и радость от прочтения первой самостоятельно приобретенной книги мгновенно вспоминаешь и через десять лет. Это один из примеров эмоциональной памяти, которая включается в момент прохождения человеком через сильные переживания. Последние исследования помогли выяснить, что в хранении таких событий активное участие принимают гормоны надпочечников, а в обычных воспоминаниях они не используются. Вероятно, именно особый механизм запоминания и обеспечивает нам такую яркость переживаний событий прошлого.

В психологии эмоциональным видом памяти интересуются и благодаря ее умению развивать безотчетные , которые охватывают при возникновении неосознаваемых раздражителей. Предположим в детстве мальчика отправили в пекарню за свежим хлебом, по дороге домой он соблазнился приятным ароматом, отломил кусочек, но тут из-за угла выскочила большая собака, мальчик сильно испугался и упал. Прошло время, мальчик вырос и забыл про горячие хлебобулочные изделия, но вдруг прошел мимо пекарни и почувствовал тот самый аромат, вслед за которым пришло ощущение тревоги и надвигающейся опасности.

Не у всех эмоциональная развита одинаково, в этом можно убедиться, спросив двух детей, прокатившихся на одной и той же карусели, об их впечатлениях. Один будет размахивать руками и рассказывать, как все кружилось, какая у него была лошадка, что впереди сидела девочка с большими бантиками, а сзади ехал мальчик на драконе, а папа стоял рядом и махал рукой. Второй расскажет, что было весело, карусель кружилась, а сидел он драконе, таком красивом. Через год первый ребенок сможет обо всем вспомнить и рассказать, а второй только подтвердит, что прошлым летом катался на карусели.

Нельзя сказать, что отсутствие эмоциональной памяти – серьезный недостаток, но многим профессиям, например, учителям и актерам, она необходима. Да и способность к сочувствию без нее тоже будет недоразвитой. Но если вы такой памятью не обладаете, не стоит расстраиваться, это всего лишь навык, который можно совершенствовать путем регулярных тренировок.