Первые уроки пения для детей. Обучение пению детей старшего дошкольного возраста. Каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве. Широкие возможности в формирова

Сафарова Ольга Владимировна, музыкальный руководитель МАОУ «СОШ № 3»

Одной из задач интеграции образовательных областей «Музыка» и «Здоровье», является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении

Среди всех видов деятельности, которые ваш ребенок должен выбрать - от занятий спортом и танцами до книжных клубов и разведки - стоит ли его подписать или поучать? Если у вас есть интерес, частные уроки могут стать отличным способом познакомить их с музыкой и обрести уверенность в себе. Но помимо ценного музыкального таланта, который может развиваться у вашего ребенка, рассмотрите все дополнительные преимущества, о которых вы, возможно, не подумали.

Остановлюсь на использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения пению.

ГОЛОС – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Уроки вокала активно развивают детский голос, расширяют его диапазон, совершенствуют подвижность, интонационную гибкость, тембровую красочность. Дети, занимающиеся певческой деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении. И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка жизненной энергией.

Повышенная самооценка Улучшение навыков обучения и фокусировки Усиление функций мозга, математические навыки и общий интеллект Повышенные навыки слуха, говорения и общения Улучшенные навыки лидерства Повышение художественной осведомленности и творчества Повышенная способность выражать идеи и общаться с другими через музыку. С этим небольшим взглядом на то, что уроки пения могут сделать для вашего ребенка, следующий важный вопрос, который вы, вероятно, спросите, это: Цена, конечно же, не установлена ​​в камне.

Упражнения отличаются разнообразием ладо-гармонической окраски, мелодических оборотов, яркими музыкальными образами

Почему некоторые преподаватели голоса взимают более высокую ставку, чем другие? Рассмотрим следующие факторы. Первым основным фактором является конкретный опыт вашего учителя. Иногда преподаватели молодежного голоса взимают более высокую ставку, потому что эта возрастная группа требует специального метода обучения. Особенно для детей младше 10 лет, учитель нуждается в терпении и опыте, чтобы удержать интерес ученика и оттачивать их музыкальные способности. В конечном счете, поиск учителя голоса, который хорош с детьми, имеет решающее значение для успеха вашего ребенка и заслуживает дополнительной платы, которую они могут взимать за свою специальность.

Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к психотерапевтическому эффекту, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам, гармонизируя взаимодействие всех важнейших зон.

Учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара.

Вы можете найти друга семьи, который любит петь и хорош с детьми, но только эти два качества не делают квалифицированного учителя голоса. Вместо этого вы захотите выбрать инструктора, у которого есть формальное обучение. У некоторых преподавателей есть сертификат, который они заработали через несколько месяцев, в то время как другие, возможно, закончили степень бакалавра или магистра музыки, которая заняла четыре года или больше, чтобы заработать. Чем больше тренировок и опыта у преподавателя голоса, тем больше они могут взимать плату.

Уровень владения студентом. . Если ваш ребенок не взял уроки пения в прошлом, вы, вероятно, можете найти инструктора, который преподает материал для начинающих - до уровня среднего уровня. Независимо от того, какой уровень знаний преподаватели говорят, что они учат, однако, ищите того, кто использует проверенную технику обучения с некоторыми доказательствами того, почему он работает. Конкретные методы, которые вы хотите, чтобы ваш ребенок учился на раннем этапе, включают в себя правильное дыхание, пребывание на поле, проецирование голоса и вокальную выносливость.

Осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона.

Условие, при котором возможно правильное певческое звучание голоса, - певческая установка (правильная поза ребенка во время пения). При правильном положении корпуса вырабатывается установка организованно пользоваться дыханием, мышцы гортани при этом имеют возможность правильно развиваться и укрепляться.

Вы можете предположить, что вам нужно работать с вокальным учителем, который владеет стилем, который вы хотите, чтобы ваш ребенок учился - будь то опера, страна, госпел, бродвей, классика или джаз. Хотя это правда, что существует огромная разница между певицей страны и оперной певицей, стандартные базовые методы служат в качестве строительных блоков для всех типов стилей пения. Помните об этом, когда ваш ребенок растет, и их талант пения расширяется. До тех пор выбор учителя, который может преподавать основы, является вполне адекватным выбором - и может часто сэкономить вам деньги.

Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Конечно, продолжительность вашего урока также повлияет на цену, которую вы платите. Дети, как правило, имеют меньший охват внимания, чем взрослые, поэтому большинство преподавателей молодежных голосов рекомендуют начинать с 30-минутных или 45-минутных сеансов. Когда ваш ребенок переходит к более продвинутым методам, рекомендуется увеличить длину до часа, что позволяет больше времени на прогрев в начале урока. Конечно, проконсультируйтесь с вашим учителем по его рекомендации по этому вопросу.

Если вы живете в районе страны с более высокой стоимостью жизни, вы можете ожидать, что ваши уроки пения будут более дорогими. Учителя, живущие в больших городах, как правило, имеют более высокие ставки, чем в небольших сельских районах. Однако это не обязательно означает, что вы находитесь на милости более высоких ставок, если вы живете в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. Другой вариант - подписать своего ребенка, чтобы взять уроки с учителем, который ведет в прямом эфире, в видеочате. Это может быть идеальным решением и избавить водителя от шофера от вашего ребенка еще одним еженедельным мероприятием.

Пение с предшествующей дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Итак, вы готовы завести своего ребенка на путь развития его или ее естественного таланта пения? Теперь, когда вы знаете ответ на вопрос «Сколько уроков пения для детей?», Вы можете перейти к следующему шагу - найти своего учителя! С великим учителем пения, направляющим вашего ребенка вместе, вы можете установить его или ее для успеха - и всю жизнь обучения и развлечений!

Если ваш сын или дочь любит петь, частный учитель может научить его или ее, как правильно петь и быть в восторге от обучения! Встряхивая напряженные мускулы, танцуя в такт, делая звуки животных, сохраняя его просто, открывая свое сердце - это то, что дети делают естественно все время.

На музыкальных занятиях наряду с разработками Б.Толкачева и К.Бутейко возможно использование несложных упражнений А.Н. Стрельниковой.

Интересен и тот факт, что в последнее время стала подтверждаться теория о потрясающем влиянии вокального пения на организм. Во время исполнения песни происходит мягкий массаж горла, голосовых складок, легких, бронхов, диафрагмы, что, безусловно, тренирует и укрепляет организм человека, развивает голосовой аппарат, речь, регулирует дыхание. А звук, поглощаемый другими внутренними органами, стимулирует их работу.

Программа воспитания осуществляется в период всего пребывания ребенка в детском саду во всех режимных процессах, в играх, на занятиях, в свободное от занятий время

Это, в свою очередь, облегчает для большинства детей научиться правильно и правильно петь. Как бы то ни было, иногда может показаться трудным найти способы эффективной поддержки вашей молодой певицы. Вот список из 10 способов поддержки вашего ребенка.

Координация слуха и голоса — важнейшее условие развития певческих способностей детей

Люди, особенно дети, будут стремиться соответствовать качеству, которые ожидаются или даже просто называются ими. Говорить вашему ребенку, что вы гордитесь им просто за то, что вы решили взять или назвать эту песню, что он работал над «красивой», могут сделать всю свою неделю. С другой стороны, одно резкое, чрезмерно критическое слово могло заставить его хотеть бросить вообще.

Мощное положительное влияние музыка оказывает и на здоровых и на больных детей. Часто агрессивные, с непредсказуемым поведением дети, переступив порог музыкального зала, преображаются, вслушиваются, успокаиваются.

Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание.

Поощряйте здоровые разговорные привычки

То, что мы называем «голосом», - это действительно группа различных мышц и тканей, работающих вместе для создания звука. Они могут быть довольно устойчивыми у взрослых, но у детей они могут быть легко повреждены, иногда временно, а иногда и постоянно. Поощряйте вашего ребенка учиться и практиковать здоровые разговорные привычки.

Никакого шептания Нет крика Нет вокального мальчика. Нет натяжения или ремня. Слушайте припухлость вокальных складок - неровный вокальный тон, дыхание, шероховатость - и попросите вашего ребенка войти в режим «низкий голос» в течение нескольких дней, где их голос теплый, но низкий. Она могла притворяться, что разговаривает с тайной сказкой или ошибкой прямо перед ее носом.

Разучивание песни с детьми происходит, в основном, традиционным способом – на стульчиках перед педагогом, а также стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Для возникновения у воспитанников интереса необходимо сделать показ песни и её разучивание игровым способом.

Игровые варианты показа песни.

1.Показ песни с движениями - паузами.

Выбор и разучивание песен

«Здоровая диета» означает нечто иное для всех. Один из них, поддерживающий пение, включает множество немолочных жидкостей для гидратации, сырого овоща и фруктов для борьбы с воспалением в вокальных складах и окружающих тканях, а также для фокуса и концентрации рыбы. Но что здорово в отношении очень питательной пищи, это даже немного может изменить ситуацию. Сядьте с ребенком, посмотрите на ее график и спланируйте тренировочные занятия. Они не очень долго, но они должны быть ежедневно. Чувство самосознания влияет на голос певца больше всего на свете, поэтому постарайтесь дать некоторое пространство.

2.Показ песни «с превращениями»

3.Показ песни во время релаксации детей.

4.Показ песни с помощью метрических движений (хлопки, шлепки).

5.Показ песни в сочетании с движениями рук по фразам.

Во всех вариантах показы песен осуществляются без музыкального сопровождения, дети непроизвольно запоминают мелодию и слова, постепенно начинают сами подпевать.

Почувствуйте живую музыку вместе

То есть, если ваш ребенок не приглашает аудиторию! Так много музыки, которую наши дети испытывают в эти дни, - это телефон или планшет. Подарите вашему ребенку особый дар испытать живую музыку с вами. Это дает вам возможность поговорить об этом вместе: что вам понравилось? Как ваш ребенок критически относится к музыке, даже если вы не являетесь самим музыкантом, так важно, чтобы музыка была интересной и интересной.

Загрузите забавные музыкальные игры на свои устройства

Они веселы, образовательны и легко усваиваются. Ваш маленький человек будет знать ее музыкальный алфавит наизусть в мгновение ока. Даже клавиатуры, которые не являются полноценными 88 клавишами, полезны для певцов, особенно для молодых. Голос - это музыкальный инструмент, который по сути является самим человеческим телом, поэтому быть в состоянии пойти на внешний инструмент для справки и поддержки может быть действительно полезным.

Варианты разучивания песни

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера, средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием, дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Музыкальность Б.М. Теплов рассматривает как «… компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой и при этом необходимой для любого вида музыкальной деятельности»

Привлечение детей к пониманию вокального языка, такого как «пространство» или «регистры», может быть сложным. Притворство быть конкретными животными, такими как сова, чтобы продемонстрировать открытый, плавающий и хорошо поддерживаемый звук, может быть очень забавным и поддерживает то, что учитель вашего ребенка является учителем. Проконсультируйтесь с учителем вашего ребенка для большего количества упражнений.

Методические приемы:

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы

Основные виды деятельности на речевом этапе.

1 этап (1- 2 занятия)

Ознакомление с песней в

исполнении педагога или в записи.

Методические приёмы: беседа, исполнение песни в целом, пояснение характера,

Конспект непосредственно организованной деятельности по вокалу в средней группе “капельки дождя”

Если вы или кто-то в вашем доме курит, тогда подумайте о том, чтобы курить только снаружи или в гараже. Вторичный дым вреден во многих отношениях, особенно в голосе. Будьте родителем, который посещает большие концерты и концерты. Знание вашей мамы и папы в аудитории означает мир для ребенка.

Вы, как родитель, могли бы стать самой важной частью вокального образования вашего ребенка. Доверие и уверенность, которые ваш ребенок вкладывает в вас каждый день, настолько ценны. Используйте его мудро, чтобы мотивировать, воспитывать и руководить своей молодой певицей, и она узнает гораздо больше, чем просто, как нести мелодию.

средств музыкальной выразительности.

2 этап (от 3 до 6 занятий)

Разучивание песни, работа над вокально – хоровыми навыками, звукообразованием,

дикцией, певческим дыханием, интонированием.

Методические приемы: пояснения, уточнения, метод подражания, жест рукой,

прохлопывание ритма, пение по слогам, музыкальным фразам, игровые задания.

3 этап(1 – 2 занятия)

Закрепление, повторение.

Методические приемы : пение по рядам, подгруппам, цепочкой, по ролям, с солистами,

без музыкального инструмента, с атрибутами, инсценирование песни, музыкальные

загадки(отгадай песню по ритмическому рисунку, пению музыкального инструмента).

Учимся петь, играя.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования координации слуха и певческого голоса.

Играем в « Имена - эхо» певческим голосом:

1.Педагог поет имя ребенка на удобном всем (примарном) звуке, дети повторяют,

затем берется звук на полтона выше.

2.Педагог поет имя ребенка на одном звуке, лети поют на том же звуке, но ласково,

затем поём звук на полтона выше.

3.Педагог поёт имя ребенка на двух звуках малой

терции (сверху – вниз).

4.Педагог поет имя ребенка на двух звуках малой терции - дети повторяют, но поют в

другом темпе, ласково.

Можно пропевать названия игрушек, слова «мама», «здравствуй» и т.д.

На этом этапе и в дальнейшем очень важно применять игровые способы формирования

Певческие навыки включают в себя работу над вокальными и хоровыми навыками.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

    Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

    Тренировка силы вдоха и выдоха.

    Развитие продолжительности выдоха.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом, даёт возможность зарядить бодростью, сохранить высокую работоспособность. Кром того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы(понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т.д.

Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. Для этого использую: упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.

Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на занятиях. В своей работе использую пальчиковые игры с пением (ГУСЕВОЙ, Е.А.ПОДДУБНОЙ) Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Результатом работы является повышение уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшение музыкальной памяти, внимания.

С валеологических песенок-распевок начинаются все музыкальные занятия. Несложные тексты (в том числе из программы «Здравствуй» Лазарева) и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы в пределах квинты, поднимают настроение, задают позитивный тон восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос и тело к пению и движению.

В работе с детьми использую валеологические распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина). С них начинаю все музыкальные занятия. Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки»

Распевание.

В работе над чистотой интонации большое внимание уделяю распеванию, т.е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.

Использую методику игрового распевания Евтодьевой А.А.

Игровое распевание многофункционально: 1. Благодаря наглядности (что важно для детей с нарушение зрения) и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, каждое музыкальное занятие я начинаю с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен сочетаю с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – занимаюсь дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаю музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) инструментах.

В системе музыкально-оздоровительной работы я использую в своей деятельности следующие здоровьесберегающие технологии: песенки-распевки (вокалотерапия), дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, игротерапия и игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры.

В вокальной педагогике развитие всех вокальных навыков рассматривается во взаимосвязи и последовательности. Правильное звукообразование, дыхание, дикция во время пения будут способствовать развитию у детей чистоты интонации. Большое значение в работе над пением имеют место подготовительные упражнения – распевки, в результате которых приобретаются вокальные навыки. Данную же работу считаю необходимым разделять на следующие этапы:

    Первый этап: овладение заднеязычными слогами «га-ка», «ку-го-ку» позволяет укреплять задние мышцы гортани.

    Второй этап - контрастных упражнений - в звуке должно появиться новое качество, голос должен стать более эластичным. Идет работа с переднеязычными слогами «зи-зе» – контрастными заднеязычным. На контрасте этих звуков отрабатывается легкое высокое звучание и более тяжелый звук.

Работа над формированием вокально-хоровых навыков даёт положительный эффект, если она сочетается с двигательными, зрительными и мышечными ощущениями ребёнка.

Для этого использую в своей работе музыкально – дидактические игры: с целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую упражнения «Лесенка», «Угадай цветочек», «Качели», «Повтори звук».

Для развития тембрового, диатонического слуха «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т.д.

Для развития чувства ритма «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок».

В качестве голосовой разминки на занятиях использую «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э. Цель которых, формирования у детей слухо – двигательно – зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий).

Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания.

«Разминка» (дети поют протяжный звук и показывают его рукой) Показ рукой-. «Два друга» (Жили- были два друга: один вот такой – линия звук вверху, другой вот такой – линия звук внизу), «Маленькие и большие волны» (пение и рисование волн – больше и маленькие).

Работая над упражнениями по звукообразованию, параллельно учу детей дикции, расширяя диапазон голоса, используя потешки, прибаутки, считалки и дразнилки. Так же нами используются приёмы звукоподражания (вой ветра, пение кукушки, лай собачки, крик чайки и т.п.) и пение слогов взрослым у самого уха детей. Для артикуляции, дикции (укрепления соответствующего комплекса мышц) применяю произношение скороговорок, коротких четверостиший, произношение шепотом коротких фраз, отдельных слов.

Всем известно, что от выразительного произношения зависит не только доходчивость содержания песни, но и артистичность ее исполнения. На практике эта задача достигается при помощи интонационных упражнений. К примеру, можно привести следующее игровое упражнение: детям даётся задание произнести одну и ту же фразу с различными оттенками: радостно, грустно, страшно, насмешливо, по-командирски.

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко, стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. При работе с родителями я объясняю вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в сырую холодную погоду, а так же предупреждаю, чтобы они не позволяли детям пить холодную воду, есть мороженое в разгоряченном состоянии во избежание простуды, заболеваний голосового аппарата.

Я не поощряю пение детьми взрослых песен с большим диапазоном, которые они слышат. Неправильное, фальшивое исполнение таких песен не способствует развитию музыкального слуха у ребенка, а особенно громкое их исполнение наносит вред слабым голосовым связкам малыша.

На музыкальных занятиях перед разучиванием или исполнением песен провожу работу по подготовке голосового аппарата и всего организма к данному виду музыкальной деятельности. На своих занятиях я использую такие здоровьесберегающие технологии как самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, распевание.

Данные упражнения позволяют полностью подготовить голосовой аппарат и весь организм детей к работе над песней, что предотвращает перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения. Детям становиться проще, разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки и музыкальный слух. К тому же в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей.

Игровой самомассаж

Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека

Обучение простейшим массажным приемам я провожу в игре.

Цель – обучение детей по средствам правильного выполнения игрового массажа благотворно влиять на внутренние органы: сердце, легкие, кишечник, воздействия на биологически активные точки тела.

При проведении массажа важно научить детей не давить на точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.

Проводя массаж определенных частей тела, используются поглаживание, разминание, растирание, легкие постукивания.

Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые движения. Большой палец руки связан с легкими и печенью; указательный – с пищеварительным трактом, печенью, толстой кишкой; средний – с сердцем, кровообращением; безымянный – с нервной системой и здоровьем в целом; мизинец – с сердцем, тонким кишечником. В центре ладони находится точка повышения активности.

Массаж головы улучшает кровообращение, снимает головную боль. Массируя голову, дети могут «бегать» по ней пальцами, взъерошивать или приглаживать волосы, «рисовать» спиральки от висков к затылку. Данные упражнения нельзя выполнят детям с повышенным внутричерепным, глазным, артериальным давлением, с заболеваниями нервной системы и головного мозга.

Массаж ушей выполняется разогретыми трением ладонями и пальчиками – потереть, подергать в разные стороны мочки ушей, погладить ушки, гладить завитки ушей и т.п.

Точечный массаж биологически активных точек по А.А. Уманской выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев для улучшения протекания нервных процессов, расслабления мышц лица, снятия эмоционально-нервного напряжения. Такой массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов Ребенка. Он очень эффективен для профилактики простудных заболеваний.

Артикуляционная гимнастика

Основная цель: выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

    формировать артикуляцию различных звуков;

    закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

    совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

    увеличить объем слуховой памяти и внимания;

    учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

    развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

    совершенствовать дикцию;

    развивать чувство ритма;

    совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

В основе артикуляционных упражнений лежит система В.Емельянова

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

    Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

    Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

    Тренировать силу вдоха и выдоха.

    Развивать продолжительный вдох.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Виды дыхания :

    Носом

    Ртом

    Смешанное дыхание

    «Звуками»

    «Звуковая муфта» (Вращение пальцами одной руки в кулаке другой, при этом пропеваются звуки: м, н, в, з, ж)

От правильности дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз) и раздаточный материал (пёрышки, снежинки, бабочки и т.д.) Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.

В своей деятельности использую упражнения дыхательной гимнастики Б.Толкачева и А. Стрельниковой, Е.Косиновой, Куликовской, В.Цвынторного.

Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка

В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает.

В работе над развитием певческих навыков мне большую помощь оказывает «Музыкальный букварь» и «Музыка в детском саду» Н.Ветлугиной, «Учите детей петь» Т.М. Орловой, «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же могут использоваться упражнения направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки”.

Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Занятия пением развивают у детей:

    дыхание

    слух

    чувство ритма

    память

    талант к импровизации

    стимулируют речевую деятельность (улучшают дикцию и постановку разговорной речи)

«Горошина».

Муз. В. Карасевой

Цель: Продолжать учить детей различать и самостоятельно определять направление мелодии. Слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки в начале песни. Упражнять в чистом интонировании постепенного и скачкообразного движения мелодии. Учить петь выразительно, передавая игровой, шутливый характер песни.

По дорожке Петя шёл, он горошину нашёл.

А горошина упала, покатилась и пропала

Ох, ох, ох, ох – скоро вырастет горох.

«Бубенчики» .

Муз. Е.Тиличеевой.

Цель: Учить различать высокий, средний, низкий звук в пределах квинты. Чисто интонировать, попевая мелодию, на основе мажорного трезвучия. Равивать ладотональный слух. Учить находить самостоятельно нижний звук от верхнего, среднего

и т.д.

«Музыкальное эхо».

Муз. М. Андреевой

Цель: Упражнять детей в чистом интонировании малой терции вниз и чистой

кварты вверх, с музыкальным сопровождением и без него.

«Лиса по лесу ходила».

Муз. Т. Попатенко

Цель: Вызывать у детей эмоциональную отзывчивость на русскую народную

прибаутку. Упражнять в чистом пропевании 6.2 и ч.5

Лиса по лесу ходила, звонки песни выводила,

Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела.

«Пой чисто».

1. Исполнение песен, разучиваемых на занятиях на слог: «ля», «ду - ду». «тили - тили».

2. Исполнение песен по цепочке.

3. Пение по рядам /элемент соревнования

4. Пение знакомых песен, транспонируя мелодию на полтона выше,

ниже.

Задания для развития песенной интонационной выразительности.

Задание 1.

Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то

от лица волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитеся, отворитеся,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла...

Задание 2.

Исполнить песенку зверей из сказки «Теремок» то от лица мышки, то от лица лягушки, зайки, лисы и т.д.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Задание 3.

Попросить у своего товарища игрушку нараспев так, чтобы каждый раз можно было определить, с каким отношением или в каком состоянии он ее попросил: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.

Задание 4.

Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «три медведя» Л. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как, они относятся к тому, о чем спрашивают.

Задание 5.

Педагог предлагает, двоим детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу:

2 ребенок 1 ребёнок

Ты кто? - Я заяц!

Нет, ты не заяц. - Нет, заяц! .-

Нет, не заяц. - Нет, заяц.

Нет, не заяц. - А кто же я тогда?

Ты? Ты мышонок. - Я мышонок?

Да, ты мышонок. - Ладно, пусть я буду мышонок

Я лягушонок? Зато ты лягушонок.

Не лягушонок я. - Да, ты лягушонок.

Ну, ладно, и ты заяц, и я - нет, лягушонок,

заяц. Не будем ссориться,

я пошутил.

Хоровое пение развивает коммуникативные качества личности, способствующие положительному взаимодействию с окружающим миром. Хор - это, прежде всего, коллектив. Только в дружном хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз.

В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника!

Описанные выше здоровьесберегающие технологии я постоянно использую на своих музыкальных занятиях перед началом работы над песенным репертуаром. В результате дети стали лучше, качественнее осваивать музыкальный материал, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития. Ребята стали более раскрепощенными. Воспитанники нашего детского сада поют теперь не только на занятиях, но и в неформальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в городских конкурсах.

О высоком уровне развития певческих способностей свидетельствуют результаты диагностики проведенной в конце 2012 – 2013 учебного года в сравнении с 2010 – 2011 годом: в старшей группе высокий уровень развития певческих навыков увеличился на 14 %; в подготовительной к школе группе высокий уровень – увеличился на 16 %.

Из вышесказанного следует одно: восприятие песни, ее воспроизведение будет более ярким, существенным, когда развит ладовый слух, координация голоса и слуха, чувство ритма, Результаты обследования уровня развития певческих навыков показали, что, занимаясь по данной системе, дети стали петь более слаженно, научились слушать друг друга, стали получать удовольствие от пения.

Использованная литература.

    Н.А.Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»

    О.В.Кацер «Игровая методика обучения детей пению»

    О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандиш

«Музыкальное воспитание дошкольников»

    Т.Э.Тютюнникова «Доноткино» часть 2 «Квадратный апельсин»

    С.Железнов К.Железнова «Азбука – потешка»

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста»


Одним из мощных средств воздействия на духовную сферу человека является пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, активизируются умственные способности. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, так как при слушании музыки ребёнок сравнивает звуки мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, сравнивает музыку с текстом. В процессе пения улучшается физическое состояние. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса; правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание; пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу.
Пение – один из способов общения и самовыражения ребенка, естественный, простой и доступный. Для того, чтобы сделать пение любимым занятием детей, предлагаю методические приемы, успешно используемые в своей работе.
Известно, что пение – единственная разновидность музыки, в которой инструмент – часть тела человека, и при том одна из наиболее важных и наименее управляемых: органы дыхания. Движения, которые происходят внутри, по темпу, ритму и стилю зависят от эмоционального состояния, настроения человека. Поэтому учиться петь – это учиться управлять дыханием и певческим эмоциональным настроем. Ведь если дыхание подчиняется эмоциям, то эмоции могут подчиняться дыханию, и можно автоматически создавать вдох взволнованных и спокойных состояний, подчиняя ему пение, речь, самочувствие.
Для развития певческой техники используются упражнения, которые можно применять в такой последовательности.
1. Упражнения на развития дыхания.
2. Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
3. Упражнения на развитие звукообразования.
4. Упражнения на расширение диапазона.
5. Упражнения на развитие звуковедения.
Упражнений очень много, но сначала для свободного звучания голоса, необходимо сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно, то есть принять правильную певческую установку.
Перед началом пения музыкальный руководитель может напомнить детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка – тростинка» М.Картушиной.
Дошкольникам трудно в течение долгого времени держать спину прямо, поэтому для смены позы и отдыха используются динамические паузы: «Мишка – медведь», «Ветер» и т.п.
Для улучшения работы дыхательного аппарата, укрепления внешней и внутренней мускулатуры органов дыхания можно предложить упражнения из комплекса парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой, которые даются в игровой форме и нравятся детям. Суть – в активном коротком вдохе, внимание на выдохе не фиксируется, он происходит сам собой. Хорошо себя зарекомендовали такие упражнения, как «Ладошки», «Кошка», «Насос», «Ушки», «Обними плечи». Нравятся детям и звуковые дыхательные упражнении, такие как: игра «Воздушный шар», когда дети сдувают шар, произнося звук «с-с-с», и надувают его со звуком «ф»; аналогичная игра для малышей «Надувайся, пузырь», пальчиковая игра «Воздушный шар», а также изобразительные упражнения по Б.С.Толкачеву и М.Л.Лазареву («Петух», «Ежик», «Комар», «Жук»).
В упражнениях на развитие певческого дыхания сохраняется следующая логика:
- Пение двухтактовых попевок.
- Пение песен и попевок в среднем темпе в размере 2/4.
- Пение песен и попевок с постепенно удлиняющимися фразами.
- Пение попевок с паузами для правильного взятия дыхания.
Добиваясь четкой и ясной дикции, музыкальному руководителю следует учить детей отчетливо произносить согласные и чисто пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянного тонуса, которого можно добиться с помощью таких упражнений, как вокально-артикуляционные. К ним относятся песенки – игры, где музыкальный руководитель поет запев, а дети отвечают за персонажа: «Ворон», «Филин» (модель Д.Огородного), озвученная артикуляционная гимнастика («Мотоцикл», «Ручеек» и т.п.). Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движениями мелкой моторики, что положительно сказывается на формировании произношения («Мышки», «Теремок», «Веселые овощи» и т.п.). Для развития дикции и артикуляции хорошо проговаривать и пропевать скороговорки в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов (хлопки, шлепки по коленям) – по методу К.Орфа. Это «Три сороки», «От топота копыт», «Вез корабль карамель», «Карусели» и т.п.
Рассматривая диапазон – звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука, следует заметить, что у дошкольников певческий диапазон небольшой в силу несформированности голосового аппарата.
При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего регистров.
Среди певческих навыков особое внимание необходимо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, голос приобретает горловой звук. Качество звука зависит от правильного формирования гласных. Для этой цели детям предлагались упражнения, которые сводились в повторении гласных: сначала одиночных, а затем соединенных (А, А – А, А – А – А, А – О – У – И).
Самым сложным певческим навыком является чистота интонирования. Одни дети поют «чисто» от природы, а другим необходимо специальное обучение. Чистота интонирования связана с развитием слуха: ладового чувства и музыкально-слуховых представлений, ощущениям тяготения мелодии к устойчивым звукам. В работе над чистотой интонации большое внимание уделяется распеванию, то есть в музыкальные занятия включаются певческие упражнения, которые способствуют развитию музыкального слуха и голоса. В качестве распевок применяются народные попевки, прибаутки.
Помимо вокальных упражнений, в работе над чистотой интонации используется прием – пение без сопровождения (a capella) . В начале пение a capella «идет» с поддержкой голоса взрослого, затем – без поддержки. Трудные места проигрываются музыкальным руководителем на инструменте, а затем пропеваются без подыгрования.
Следует отметить, что самый подходящий материал для занятий с детьми – это народные попевки, песни, хороводы, так как их мелодии просты, они могут исполняться без сопровождении, что способствует развитию певческих навыков.
На музыкальном занятии пение составляет почти 30% объёма всех заданий.
Пение составляют:
1. Упражнения для развития голоса и музыкального слуха;
2. Разучивание новой песни;
3. Закрепление, повторение ранее пройденной песни.
Работу над песней условно можно разделить на три этапа.
I этап – ознакомительный. Происходит целостное восприятие прослушанного произведения. Музыкальный руководитель стремится пробудить у детей интерес к песне, вызвать положительные эмоции с помощью яркого и выразительного исполнения. Беседа об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное исполнение, выбор соответствующего характеру песни звукообразования, дикции, дыхания (характер ласковый – петь нужно протяжно, напевно и т.д.).
II этап – разучивание песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования. Разучивание песни происходит поэтапно: мелодия разучивается по частям, фразам, в замедленном темпе. Начинают разучивать обычно с более простых, запоминающих фрагментов, например, припева. Во время разучивания песни лучше всего предлагать детям вначале петь в сопровождении фортепиано, подыгрывая мелодию, затем без инструмента, с помощью музыкального руководителя, наконец, самостоятельно спеть a capella. Наиболее трудным этапом является работа над выразительностью исполнения: нужно отчетливо произносить каждое слово, делать смысловые ударения, передавать характер песни. Этому способствует использование дирижерского жеста: показывать рукой динамику, акценты, что помогает в работе и над высотой звука.
III этап – повторение песни. На данном этапе дети свободно исполняют выученный репертуар, так как уже владеют певческими навыками, полученными на втором этапе. Если песня ребятам нравится, то они надолго её запоминают, включают в игры и исполняют не только в непосредственной образовательной деятельности, но и вне её.
Таким образом, пение как вид музыкальной деятельности, состоит из певческих и слуховых упражнений, распеваний, а также заданий на различение звуковысотных и ритмических соотношений; поэтапного разучивания песни, направленного на её последовательное усвоение, на развитие музыкальных способностей в целом.
Пение является самым доступным видом исполнительства. В процессе пения развиваются как музыкальные способности детей, так и психические процессы. Обучение пению – этап очень длительный и сложный. От педагога требуется высокий профессионализм и мастерство для полной реализации потребностей ребенка в пении, для развития духовно-нравственных качеств и личности дошкольника в целом.
Литература.
1. Л.Абелян «Как Рыжик научился петь». – М.: Сов. Композитор, 1989
2. А.С.Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду». – М., 2003
3. Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду». М., 1981
4. В.В.Емельянов «Развитие голоса». С – П., 1997
5. М.Ю.Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду. – М. 2010
6. А.Левшинов «Исцеление судьбы: тренинг вербальной части кармы». М., 2002
7. П.С.Немов «Психология» т.1. – М., 1995
8. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет)». – М., 1986
9. Т.М.Орлова «Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 5 – 6 лет)». – М., 1987
10. О.П.Радынова «Методика музыкального воспитания дошкольников» - М., 1994
11. Г.А.Струве «Ступеньки музыкальной грамотности» - С – П., 1999
12. М.Щетинин «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» - М., 2000