Упражнения для тренировки голоса. Отработка слов со стечением согласных звуков. Упражнения для постановки речевого дыхания

Хотя материалы данной статьи посвящены значимости голоса и дикции при чтении аффирмаций, оба эти параметра имеют и самостоятельное значение, поэтому освоение описанных в этой статье приёмов будет вам полезно вне зависимости от вашего намерения заниматься аффирмациями. Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Создание пения голоса является давней проблемой. Мы должны не только строить все компоненты пения в гармоничной последовательности в соответствии с их природным талантом, но и создавать и автоматизировать ряд привычек. Для практики это означает, что мы должны начать с создания свободного тона, надлежащего дыхания и применения соответствующих резонансов. Помещение голоса или пение в маске - это «серебристый блеск» в голосе. Он характеризуется использованием резонансного пространства в черепе и не зависит исключительно от резонанса торакального индекса.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен для вас также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свою мысль до других людей, и взаимопонимание между вами и другими людьми зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей на вашу сторону и убедить их в вашей правоте, вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Ваш голос - могущественный инструмент и в тоже время это часть вас самих, поэтому вам следует полюбить свой голос каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой вашего имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все ваши достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, ваш голос должен содействовать вашей судьбе и вашей карьере, а не портить их, причем это относится отнюдь не только к политическим деятелям или к другим публичным людям, а и к людям обычных профессий, ибо каждому из нас приходится говорить с людьми для осуществления своего волеизлияния или для защиты своих интересов и целью такого общения является получение от людей той реакции, которая вам нужна. Очевидно, что бессмысленно говорить «в пустоту». Нас интересует, чтобы нас выслушали и поняли, чтобы наши слова подействовали, дошли до другого человека, а в случае произнесения аффирмаций, что бы они дошли до нас самих.

Существует множество различных подходов и упражнений для озвучивания голоса. Маскировка в маске должна быть автоматизирована, пение без надлежащей подгонки не должно приниматься, и текущую ситуацию следует поставить на правильный путь. Если ученик или интерпретатор корня языка обращается к задней части гортани, образуется так называемая «гантель» - зажатое «горло», образованное голосом, является результатом зажима и часто сильного подъема или опускания гортани.

Это смесь головы и сундука. Это относительно близко к полному голосу, как чистый голосовой тон. Однако он должен быть выставлен с головы. Это итальянский лейбл латунной поддержки в пении. Целью поддержки является оптимизация соответствия дыхания с помощью создания голоса, а также максимальное использование должным образом сбалансированного грудного и головного резонанса. Это гибкое общение защитной мускулатуры с дыхательной системой.

Ваш голосовой инструмент принадлежит только вам и только вы можете им воспользоваться. Если есть возможность, запишите свой голос на диктофон и прослушайте запись. Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: "Неужели это мой голос?". Когда вы поймете, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, вы сможете выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине вашего организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют вам произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю вашу человеческую сущность и то состояние, в котором вы в данное время находитесь. Например, если вы:
- повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь;
- повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой;
- ускоряете темп речи, то вы неуверены в себе;
- отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь;
- взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь;
- идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя;
- услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь поудобнее в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.

Правильное речевое дыхание

Это очень требовательный метод пения. Он основан на постепенном крещендо и опускании, которое происходит в одном звуковом тоне без изменения его высоты, цвета или вибрации или тремоло. Это означает, что для этой техники пения требуется большая координация хальсала, особенно на пороге. Он был связан в истории с известными кастрами, такими как, например, очень популярный во времена бельканты. В эту эпоху это часто было драматическим выражением в различных оперных ариях.

Есть много музыкальных школ, хоров и различных кружков, которыми управляют люди с более или менее профессиональным отношением. Можно приобрести основы дыхательных упражнений, правильной артикуляции, правильных тонов и т.д. можно получить обратную связь на разных конкурсах и спектаклях, сколько усилий и техники пения было успешным. Те, кто выбирают пение в качестве своей профессии, затем должны разработать основные методы, продолжая учиться в Музыкальной консерватории, в средней школе искусств или посещать отдельные уроки опытным специалистам.

Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы. Например:
и-и-и - вызывает колебания в голове;
о-о-о - в средней части груди;
э-э-э - в железах и в мозгу,
су-су-су - в нижней части легких;
о-о-о - в диафрагме;
а-а-а - в голове;
у-у-у - в глотке, гортани;
м-м-м - в легких.

Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.
Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.

Когда человек учится петь технически правильно, он, несомненно, будет использовать свои знания в своей личной жизни, а также в интересах других. Каждый профессиональный певец посвящен практике правильной техники пения много времени и энергии. Не всем удается управлять техникой, но если у певицы интересный цвет его голоса, он получает аудиторию. Среди певцов есть и те, у кого есть врожденная способность петь технически, без пения. Но в ущерб и в ущерб аудитории, он имеет неинтересный цвет голоса, и поэтому в сложном мире шоу-бизнеса он не восстанавливается.

Вот перечень некоторых симптомов того, что вам целесообразно заняться вашим голосом:
- люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова;
- люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям;
- у вас заметный акцент;
- у вас устает горло после десятиминутного разговора;
- у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд;
- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;
- вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют;
- у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо;
- вам не нравится собственный голос.

Аудитория в основном ошеломлена мирянами, которые не занимаются пением, и поэтому даже не знают, имеет ли певец правильную технику пения или нет. Для зрителей часто важно сопровождать сопутствующие пения - танцы, световые эффекты, одежду, макияж и пение, соответственно. техника пения его не очень интересует. Поэтому все чаще можно услышать очень простые мелодии с вдохновляющей лирикой. Тем не менее, эти песни и их исполнители успешны, потому что они часто поют о вещах, которые интересуют определенную аудиторию, и конкретная аудитория обратится к ним.

А вот список наиболее распространенных определений неприятного голоса, который мешает в жизни и который не позволит сделать хорошие аффирмации:
- гнусавый;
- резкий;
- скрипучий;
- хриплый;
- дрожащий;
- высокого тембра (писклявый);
- пронзительный;
- плаксивый;
- с одышкой;
- робкий;
- отрывистый;
- слишком громкий;
- слабый, неслышный;
- бесцветный;
- помпезный;
- саркастический;
- неуверенный;
- монотонный;
- напряженный;
- скучный.

В нашей стране понятие хорошего и плохого пения, к сожалению, несколько исказилось. Поскольку эта проблема длилась долгое время, большинство зрителей не развили хороший вкус и хороший резонанс. Часто бедный певец считается «большим художником», потому что он «в беде» в своей пенной речи, он буквально «борется» и всегда помогает, что, конечно же, также отражает визуальный аспект его выступления. Тогда бывает, что даже относительно простая музыка сопровождается такими гейш-гримасами и опухшими венами на горле, что зрители чувствуют себя действительно «сделанными».

А вот характеристики голоса, способствующего вашей самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций:
- приятный;
- вибрирующий;
- спокойный;
- хорошо модулированный;
- низкого тембра;
- доверительный;
- теплый;
- мелодичный;
- заботливый;
- уверенный;
- властный;
- дружеский;
- хорошо интонированный;
- выразительный;
- естественный;
- звучный.

Как улучшить голос: тренировка голоса

С другой стороны, у певчего певца создается впечатление, что он не получает больше силы, и он на самом деле «просто поет». Большинство наших зрителей не в состоянии оценить даже работу с динамикой. К сожалению, певцы, которые наслаждаются выступлением от начала до конца, больше, чем те, кто отлично работает с голосом и динамикой.

Тон генерируется трением выдыхаемого воздушного потока через мышцы вокальной конечности легких наружу. Поэтому важно всегда работать с дыханием, чтобы открыть шею, чтобы голосовые связки могли работать свободно, оставляя достаточно места для вдыхаемого и выдыхаемого воздушного потока. С закрытой шейкой невозможно дышать должным образом в диафрагму, и наоборот, диафрагма и функция дыхания закрываются шеей во время пения. Прежде всего, мы можем практиковать дыхание абсолютного выдоха.

Прослушав диктофонную запись своего голоса, а также учтя свои собственные субъективные ощущения от своего голоса, вы можете сделать вывод о том, нужно ли вам работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ваша ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт вам причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания вы узнаете то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило вас именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).

Слегка постукивая в хранилище, чтобы открыть шею с ощущением вытяжки воздуха в легкие. Медленное покалывание дыхание быстрое дыхание рта в сочетании с носом и ртом. . Мы настраиваем дыхание сверху на подмышки - крылья в пространство между сундуком и лопатками. По мере того, как вдох уменьшает диафрагму вниз, ребристые дуги с вдыхаемым воздухом открываются по бокам, когда плечи раздвигаются. Грудь слегка наклоняется вперед, спина заполнена дыханием и спина от спины к спине. Таким образом, весь сундук и диафрагма открываются и распространяются не только на стороны, но и вперед и назад.

После перепрограммирования подсознания ваш голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если вам захочется дополнительных усовершенствований своего голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то вы можете прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосо и звукообразование, а также музыкальность речи.

Этот открытый сундук открывает шею. Все мышцы живота и живот активно удерживаются в растяжении на позвоночнике, так что диафрагма не выступает вперед, но может развиваться в спине. Вдыхаемый воздух должен заполнять емкость легкого синхронно с плавным движением ребер и постепенным открытием грудной клетки. Ребра и спины создают дыхательную способность. Именно так мы используем самые длинные и сильные удары диафрагмы, которые проходят через спину и прикрепляются к позвоночнику. Это создает воздушный шар, наполненный воздухом из всего фюзеляжа, из которого мы выпускаем только достаточное количество.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

Поэтому важно поддерживать правильную осанку в натяжении, пытаясь почувствовать позвоночник, к которому прикреплена диафрагма. Диафрагма должна быть гибкой при дыхании. При выдохе диафрагма так же сильна, как дыхание, и создает дыхательную поддержку. Сохранение дыхательной поддержки при дыхании важнее любого дыхания. В течение всей продолжительности выдоха, пения определенной фразы, мы должны держать диафрагму, ребра ребер и всю грудную корзину во внушительном положении. Мы вдавливаем диафрагму в бедра и обратно в тазовую кость, а также в переднюю часть таза - вытаскиваем ребра друг от друга - держите грудную корзину открытой.

2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Кость грудной клетки тянется вперед и вниз к солнечному сплетению. С другой стороны, мы удерживаем всю брюшную стенку в напряжении. Это создает контр-движение падающей грудной корзины вниз против прямой, перпендикулярной и твердой брюшной стенки. Мы дышим тем же количеством воздуха, которое мы вдыхали раньше. Шея все еще открыта для зевоты. Ток выдоха, падающая грудина и сам тон должны возникать и работать синхронно, то есть в сотрудничестве. Тон должен создать тело, полное воздуха, а не шею, механически.

Мы тянем голову к потолку подбородка к грудине плечевого изгиба в стороны и вниз по груди, слегка от ребер арки, пересекают твердую нижнюю часть брюшной, задней и межпозвоночной мышц в максимальной активности диафрагмы, которую мы чувствуем на позвоночнике. Дыхательная поддержка - мы помещаем отдельные тоны в диафрагму - вдавливаем диафрагму в бедра и обратно в тазовую кость. Резонансная поддержка - индивидуальные тона основаны на «масках» = внутри черепа лица. Поток выдоха и поток звука направляются через зубы и верхнее хранилище всей поверхности в резонансные полости наружу. Эти две опоры взаимно связаны между собой через открытую горловину.

Аaaaaуууууу

5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.

Прежде чем сделать тон, особенно переходный и высокий, мы создаем их слуховые и визуальные образы. На уровне глаз мы вводим «яблоко», которое мы хотим укусить со всей верхней челюстью. Мы всегда стремимся к мягкой подгонке без малейшего воздействия на голосовые связки с открытым горлом. Мы всегда используем тон на слегка затянутом дыхании! Прежде чем надеть тон, мы создаем так называемую точку дыхания или прикрепление диафрагмы во внушительном положении, умеренное дыхание с ощущением поддержки и дыхательного напряжения.

Ставьте подбородок перпендикулярно шее

Только тогда мы начнем с выдоха. Мы поем на едином, равном потоке выдоха - как в нижнем, среднем и высоком положении. Ток выдоха и тон тощий и концентрированный, он проходит через зубы и верхнюю челюсть. Весь спектр создания тона начинается с произношения. Сочленение всегда на зубах - мы играем в вокале.

Правой рукой строят – левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

В полном диапазоне мы используем тоны сверху вниз, чтобы не выпадать. Это так называемый «лифт» или «свод» - верхние, задние зубы и вся верхняя челюсть чувствуют себя чувствительно вверх. Мы раздвинули пол и суппозиторий вверх. Верхние зубы по всему диапазону в изображении вращаются спирально вверх.

Сшивание шеи в хранилище должно проводиться отдельно перед зеркалом. Мы открываем рот естественным образом вертикально, углы наших губ, свободные скулы и подъязычные мышцы, естественную активность губ и зубов. Чем выше мы поем, тем лучше, и мы открываем шею вертикально до максимума.

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

В переходных и высоких тонах проходит естественный торакальный резонанс среднего резонанса, фронтальная полость и вся голова. Все делается только в смысле и воображении, мы ничего физиономически, механически, не создаем тесного искусственного резонанса. Мы не вдавливаем в одно место - создается давление, но мы ищем резонансный резонанс в головных и лобных полостях. Мы не должны слушать в себе, но как бы извне. Более глубокое положение имеет достаточно естественный резонанс грудной клетки, концентрируясь в этом положении в основном на головном резонансе.

Все последующие упражнения, приведённые в данной статье, рассчитаны на исполнение с учетом описанной техники речевого дыхания.

Психологические упражнения для развития голоса.

Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность.

1. Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите, чтобы тембр голоса был более низким, а голос был более глубоким и выразительным, то в течение дня многократно произносите звук "у".

2. Теперь нужно активизировать область груди и живота, а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.

Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку: поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите" как трактор. Итак, сделайте выдох, потом вдох и начинайте "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнесите следующие слова:
роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.

3. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встаньте прямо, сделайте выдох, затем глубокий вдох. Сожмите руки в кулаки. Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме.
Теперь проделайте это же упражнение со звуками:
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу

По окончании упражнения вы заметите, как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь, избавьтесь от всего ненужного! Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

4. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения.

Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон, и вы убедитесь, что тембр вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился, ибо теперь он обрел большую суггестивную силу, а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным, вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир.

В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому, а намного лучше. За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит, отступает, а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью.

Работа над дикцией.

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
ааааааааааааа
яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
иииииииииииии (рот слегка открыт).

4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:
Мал, да удал.
Два сапога - пара.
Нашла коса на камень.
Знай край, да не падай.
Каков рыбак, такова и рыбка.
Под лежачий камень вода не течет.
У ужа ужата, у ежа ежата.

6. Прочтите стихотворение, четко произнося звуки а, я:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора...

А. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков о, ё округлить губы, а для звуков с, з растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4. Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6. Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы.

7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом):

Ииииии (губы растянуты в улыбке);

Оооооо (губы овалом);

Уууууу (губы трубочкой).

8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом):

Сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке);

Шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе:

Ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимают форму трубочки);

Ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки);

Оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка);

Ааааииииууууыыыы;

Ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед);

Ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта.

При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

12. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки. Следите за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов.

Колокольчики.

Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стеченим согласных, четко отработайте следующие движения.

1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала. Добейтесь, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочтите слоги:

1. па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же;

2. ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

Сшит колпак не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Голос — один из инструментов взаимодействия между людьми. Если он от природы слабый и неуверенный, велика вероятность того, что сказанные вами слова не произведут нужного эффекта. Но профессор Феликс Алексеевич Кузьмин считает, что силу голоса можно и нужно тренировать.

Вы сможете развить его силу при помощи специальных упражнений также, как развиваете мышцы на занятиях физкультурой. Голос станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким.

Упражнение 1

Встаньте перед зеркалом. Сделайте выдох, затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания. Итак, вдохните и начинайте:

— Иииииииииии.

— Ээээээээээээ.

— Ааааааааааа.

— Ооооооооооо.

— Уууууууууууу.

Эта последовательность не случайна, вы начинаете со звука самой высокой частоты — «и». Если вы при этом положите ладонь на голову, то ощутите легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука «э» активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука «а» благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука «о» усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком «у» оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота.

Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Вы хотите, чтобы ваш голос был более низким и глубоким? Тогда много раз в течение дня произносите звук «у».

Упражнение 2

Теперь нужно активизировать область груди и живота, для этого надо произносить звук «м» с закрытым ртом. Упражнения на звук «м» проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз громче и в третий раз как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию.