Кто жил на урале. Народы среднего урала, свердловской

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

День народного единства отмечается в России 4 ноября. Для Южного Урала с его многонациональным укладом этот праздник особенно важен, ведь на территории Челябинской области проживает около 40 народов.

Хотя самый крупный этнос в Челябинской области - русские, этот народ не коренной: первые поселения русских возникли на Южном Урале только в конце XVII века в бассейне реки Теча.

С точки зрения этнографии русские южноуральцы делятся на три группы: потомки оренбурских казаков, русские горнозаводские (в основном, рабочие) и простые крестьяне, - рассказал «Губернии» доцент историко-филоголического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко. - Татары - тоже некоренной народ, состоящий из нескольких этнографических групп. На Южном Урале живут в основном волгоуральские татары. Они, как и русские, пришли на территорию Южного Урала во времена освоения земель в XVII веке.

А вот башкиры - это коренной народ, как и казахи. В Челябинской области несколько районов, где преобладает башкирское население: Аргаяшкий, Кунашакский, Каслинский, Кизильский. Казахи же появились раньше, чем русские, в степных районах Южного Урала. Там они присутствуют почти во всех населенных пунктах, но есть деревни в Кизильском и Нагайбакском районах, где они составляют большинство.

В десятку преобладающих на Южном Урале народов входят украинцы - потомки украинских переселенцев конца XIX - начала XX века, а также немцы, белорусы, армяне - они рассредоточены по всей территории. Довольно много и представителей мордвы. В Уйском районе есть мордовское село Гусары, также существует казачий мордовский населённый пункт - Кулевчи в Варненском районе, много их в Троицком, Чесменском и Верхнеуральском районах.

Десятку наиболее крупных этносов замыкают нагайбаки - этот народ компактно проживает только в Челябинской области. В основном это Нагайбакский район - Фершампенуаз, Париж, часть в Чебаркульском районе, а также в Уйском: Варламово, Попово, Лягушино, Болотово, Краснокаменское. Они говорят на языке, который с точки зрения лингвистики считается татарским, хотя сами они предпочитают называть его нагайбакским. По вероисповеданию нагайбаки православные, и до революции были в составе оренбургсокго казачьего войска, - рассказал доцент, кандидат исторических наук Андрей Рыбалко.

Каждый народ самобытен, люди помнят и чтят свои национальные обычаи и традиции.

Дарья Нестерова

13:53 Когда наши компьютеры отправятся к пейджерам? Квантовая информатика наступает!

В Южно-Уральском государственном университете ведутся исследования в области квантовой информатики. О том, что квантовый компьютер предоставит фантастические возможности и заставит всех переучиваться, рассказал "Губернии" челябинский ученый Игорь Клебанов.

Любовь Федякова

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

На каком языке говорят русские? (на русском).

А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» - «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные - ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

Тендам вучем (Вас жду) - отвечает волк.

А молан мемнам вучет? (А почему)

Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Публикации по теме:

Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Конспект НОД по краеведению для подготовительной группы

На Урале живет свыше 19 млн. человек - более 8 % всего населения России. Со времен заселения его русскими, т.е. в течение четырех столетий, на Урал переселилось несколько миллионов жителей. Крупнейшие переселенческие волны были в XVIII в., когда десятки тысяч семей крепостных крестьян и мастеровых переселили на Урал для работы на металлургических заводах, и во второй половине XIX в. после отмены крепостного права. В 1913 г. на Урале жило более 10 млн. человек. Бежавшие от крепостной зависимости или насильно перевозимые на Урал жители центральных губерний, а в пореформенное время - задавленные нуждой и бездольем так называемые свободные переселенцы составляли основной контингент переселенцев в дореволюционном прошлом.

В советские годы переселение на Урал не уменьшилось. В годы социалистической индустриализации Урал предъявил огромный спрос на рабочую силу. В период между переписями населения 1926 и 1939 гг. численность населения Урала увеличивалась ежегодно в среднем почти на 2,5% Большой приток жителей был в годы Великой Отечественной войны в связи с эвакуацией из западных областей сотен фабрик и заводов. Общая численность населения Урала за годы советской власти почти удвоилась, в то время как в среднем по стране за это время она выросла на 46%. Средний возраст населения Урала ниже, чем в среднем по стране.

Переселение в послереволюционное время повлекло за собой не только рост численности населения, но и его перераспределение по территории Урала. Основную часть жителей, прибывавших на Урал в годы социалистического строительства, поглощали города Свердловской и Челябинской областей, где в это время велось крупное индустриальное строительство. Численность населения в них по сравнению с дореволюционным временем выросла больше чем в 3 раза. Одновременно расширился ареал наиболее плотного заселения, охватив Южный и часть Северного Урала, где возникли мощные индустриальные очаги (Серовско - Карпинский, Магнитогорский, Орско - Медногорский). Освоение целинных и залежных земель, вовлечение в промышленную эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых и лесных богатств повлекли за собой некоторый сдвиг населения в окраинные районы. В послевоенный период выше среднеуральских темпы прироста населения имели юго-восточные и северо-восточные районы Урала.

В последние годы поток новоселов значительно сократился. Рост численности населения Урала происходит сейчас почти исключительно за счет естественного прироста. В отдельные годы наблюдался даже некоторый отток населения в другие районы страны.

Особенности заселения Урала, его положение на путях движения древних народов на запад, а в более позднее время - на путях переселений на восток, чрезвычайно разнообразные природные условия и ресурсы определили частично пестроту национального состава местного населения. Здесь находили привычные для себя условия жизни и хозяйственной деятельности жители тайги и степных районов, выходцы их сурового севера и знойного юга, земледельцы центральных районов и кочевники среднеазиатских пустынь. Наиболее смешанное население - в Предуралье. На Урале живут представители нескольких десятков национальностей.

Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско - животноводческие сельские населенные пункты.

Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись.

Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал - наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами. Особенно плотно заселена Удмуртия и Челябинская область, и значительно меньше - Оренбургская и Курганская области. В горнозаводской части Урала почти все население сосредоточено вдоль восточных и западных предгорий, а групповое расположение городов привело к чрезвычайно высокой плотности населения в промышленных узлах. Здесь он достигает нескольких сот человек на квадратный километр. В то же время основная часть, за исключением прижелезнодорожных полос, имеет очень редкое население - до 3 - 4 человек на 1 км2, а в северных районах и того меньше. В равнинных районах Урала плотность населения приближается к среднеуральской. Она более высокая в Предуралье и ниже в Зауралье. Существенные различия в плотности населения имеются также между лесными, лесостепными и степными районами Предуралья и Зауралья. Она колеблется от 5 человек на юге степной полосы до 50 человек в лесостепи и на юге лесной зоны. В связи с преобладанием сельского населения, доля которого в этих районах достигает 60 - 70%, здесь не наблюдается таких скачков в плотности населения, как в горнозаводской части.

Находясь в самом центре Евразии, Уральские горы на протяжении всей истории человечества были настоящим горнилом миграционных потоков. В эпоху великого переселения народов этот регион представлял собой своеобразный коридор, по которому различные племена кочевали в поисках лучших земель.

Древние арии, гунны, скифы, хазары, печенеги и представители других национальностей, как полагают ученые, пришли именно с Урала, оставив там свой след. Поэтому современное население этого региона отличается таким этническим разнообразием.

Древние арии

В 1987 году на территории Челябинской области участники Урало-Казахстанской археологической экспедиции обнаружили укрепленное поселение, построенное в конце III – начале II тысячелетия до нашей эры. Данный исторический памятник называется Аркаим. По мнению ученых, когда-то это был город древних ариев, которые впоследствии мигрировали с земель Южного Урала на территории современных Ирана и Индии.

Археологи обнаружили несколько памятников аркаимского типа в Челябинской области, на юго-востоке Башкортостана, в Оренбуржье и на севере Казахстана. Все эти поселения были построены около 4 тысяч лет назад, в бронзовом веке. Их относят к так называемой культуре Синташты, возникшей в ходе индоевропейской миграции ариев.

Аркаим был хорошо укрепленным городом-крепостью, его защищали сразу две круговые стены. Жители древнего поселения, по данным антропологов, принадлежали к европеоидной расе. Они занимались земледелием и животноводством. В городе работали гончарные мастерские, местные мастера изготавливали различные изделия из металлов.

Некоторые этнографы считают жителей Аркаима предками славян.

Скифы

Ираноязычные племена кочевников-скотоводов, зародившиеся на Алтае, не раз завоевывали территорию Урала в ходе своих миграций. Вернувшись из похода на Ближний Восток, воинственные скифы обосновались в этом регионе в VII веке до нашей эры. Они оказали огромное влияние на развитие местной культуры, практически все – от животноводческого инвентаря и до одежды – жители приуральских степей заимствовали от скифов.

Оружие и конская упряжь, первые бронзовые зеркала, лепные сосуды и многие другие предметы быта, относящиеся к скифской культуре, находят ученые в археологических раскопках на Урале. Вплоть до IV века нашей эры представители этого древнего народа жили в данном регионе, затем они перекочевали на юг Восточной Европы.

Сарматы

Сарматы (савроматы) мигрировали на Урал, как считают ученые, из земель современной Монголии. Они соседствовали со скифами, то находясь в дружественных отношениях, то непримиримо враждуя. Многие этнографы называют эти племена родственными по происхождению. Античный историк Геродот даже полагал, что сарматы произошли от браков скифских юношей с представительницами воинственного племени амазонок.

Между 280-260 годами до нашей эры сарматы вторглись на Урал из донских степей, но полностью поработить местное население не сумели. Длительное соседство привело к тому, что сарматы переняли от скифов многие обычаи и традиции.

В 2007 году недалеко от поселка Кичигино Челябинской области археологи обнаружили удивительные золотые украшения, созданные сарматами. В захоронении знатной женщины оказались: диадема, различные браслеты и бусы, а также бронзовый сосуд. Несмотря на принадлежность к культуре сарматов, эти изделия древних мастеров по технологии изготовления похожи на знаменитое скифское золото.

Позднее сарматы были вытеснены с Урала на запад воинственными гуннами.

Гунны

Первые тюркоязычные хунну пришли из Китая в приуральские степи в IV веке нашей эры. Здесь они смешались с местными угорскими племенами – так появились гунны. Они создали огромную империю, простиравшуюся вплоть до германских земель. Именно вторжение гуннов в Европу дало толчок великому переселению народов. Благодаря им восточные протославяне освободились от влияния готов и ираноязычных племен.

Во времена знаменитого полководца Атиллы, правившего своим народом с 434 по 453 годы, гунны пытались захватить не только Византию, но и Римскую империю. После смерти Атиллы огромную империю разрушили междоусобные распри, чем умело воспользовались многочисленные враги, большинство из которых принадлежали к германским племенам.

Авары

В VI веке на Урал из Азии вторглись авары. Этот народ представлял собой союз нескольких племен, основная часть которых была тюркоязычными. Хотя некоторые исследователи причисляют аваров, скорее, к монголам. Однако в их составе были и так называемые нирунские роды, чьи представители относились к европеоидной расе.

В сохранившихся летописях Древней Руси представители этого народа названы обрами. Авары были кочевниками-скотоводами. Они ненадолго задержались в приуральских степях, перебравшись в Европу. Между Карпатами и Дунаем был создан Аварский каганат, откуда совершались многочисленные набеги на земли славян, германцев, Болгарию и Византию.

В конце VIII века франки в результате двадцатилетней войны разгромили аваров, впоследствии представителей этого народа ассимилировали венгры и болгары.

Хазары

Следующий народ, обосновавшийся на некоторое время в приуральских степях, – это хазары. В VII веке они создали государство, земли которого простирались далеко на запад, охватывая Поволжье, Кавказ, северное Причерноморье и часть Крымского полуострова.

Изначально хазары были тюркоязычными кочевниками-скотоводами, но оседлая жизнь неизбежно привела к развитию земледелия и различных ремесел. В Хазарии возникли крупные города, стала развиваться торговля. В конце IX века, после распада государства, на Южном Урале возобновилось движение по Великому шелковому пути из Китая в Европу. А купцы из племени русов начали наведываться в эти земли ради обмена товаров с местными жителями.

Печенеги

В X-XI веках приуральские степи наводнили печенеги. Как и авары, они представляли собой союз кочевых племен, имеющих тюркское, угро-финское и сарматское происхождение. Печенеги занимались скотоводством на берегах Яика (река Урал) и в низовьях Волги.

Вооруженные луками, копьями и саблями, печенеги часто совершали конные набеги на славян и другие соседние племена. Со временем часть представителей этого народа ассимилировалась половцами, часть смешалась с русскими и украинцами, остальные стали предками современных гагаузов, перебравшись на территорию современной Молдавии.

Половцы

Почти одновременно с печенегами на Урал мигрировали половцы. Этот тюркоязычный народ зародился на берегах Иртыша. Половцев принято относить к племенам кыпчаков, которые являются предками части нынешних башкир и казахов.

Многочисленные каменные скульптуры стелообразной формы, найденные учеными на курганах и по берегам уральских рек, были установлены половцами. Считается, что у этого народа существовал культ предков. И скульптуры, которыми отмечались могилы, – это дань памяти покойным родственникам.

В XI веке половцы быстро захватили новые территории, а также юг Восточной Европы. Они совершали частые грабительские набеги на Русь. В XII веке объединенные русские дружины уже смогли дать отпор захватчикам.

Интересно, что известные из русских народных сказок и преданий вражеские цари Тугарин Змеевич и Боняка Шелудивый – это реальные исторические личности: половецкие ханы Тугоркан и Боняк, управлявшие своими племенами в конце XI – начале XII веков.

После усиления Древней Руси, осознав бесперспективность дальнейших набегов, одна часть половцев откочевала за Урал, другая часть – в Закавказье и Приднестровье.

А в XIII веке с войском хана Батыя в приуральские степи попали представители многих покоренных монголами народов. Этот регион вполне можно назвать настоящим плавильным котлом, где оставили свой след различные арийские, тюркские, угро-финские, монгольские, скифские и сарматские племена.

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru