Проблема восприятия природы родного края. Проблема восприятия природы

«Марсианские хроники». Р. Брэдбери

Радужные представления многих читателей о гостеприимности чужих планет, полностью перечеркивает своим видением проблемы американский фантаст Рэй Брэдбэри. Автор настойчиво предупреждает, что неуловимые обитатели иных миров не горят особым желанием встречать на своей территории незваных гостей. Тем же, кто все же решится переступить эту границу во что бы то ни стало, писатель рекомендует приготовиться к череде разочарований, поскольку им придётся столкнуться с совершенно другим миром, живущим по непонятным нам законам.

«Царь-рыба». В. Астафьев

В этом произведении известный русский писатель знакомит нас со своим отношением к извечному нравственно-философскому вопросу взаимоотношений человека и окружающего его одушевленного мира. Он напоминает об огромной ответственности, которая возложена на нас самой природой, и призывает всеми силами стремиться к выстраиванию гармонии своего внутреннего мира с гармонией мира, существующего рядом с нами.

«Все лето в один день». Р. Брэдбери

Далекая и загадочная Венера. Автор погружает нас в свои представление о возможных условиях существования первых переселенцев с нашей планеты в этом чуждом и совершенно непонятном им мире. Речь идет о детях, которые посещают венерианскую школу. Все они одного возраста, и живут единственным ожиданием появления на небосклоне Венеры долгожданного солнца. Светило появляется здесь всего один раз в семь лет, и дети девятилетнего возраста совершенно не помнят, как оно выглядит. Исключение составляет единственная девочка по имени Марго, которая прибыла на планету позже других и еще не успела забыть, что такое Солнце, и как оно выглядит с Земли. Между ней и другими ребятами складываются напряженные и непростые отношения. Они просто друг друга не понимают. Но время идет, и день появления Солнца приближается. Оно порадует обитателей дождливой планеты своим присутствием в течение часа, а затем опять скроется на долгие семь лет, так что для юных обитателей Венеры, этот день – событие, которое по своей торжественности и значимости не может сравниться ни с чем.

«Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

Аллегорическая повесть французского летчика Антуана де Сент-Экзюпери знакомит нас с весьма трогательным персонажем. Это мальчик, который занят очень серьезным и ответственным делом – он посещает различные планеты, и таким образом познает окружающий мир. Своими умозаключениями он щедро делится с читателем и открывает нам свое детское видение и отношение ко всему, с чем ему приходится сталкиваться. Юный путешественник ненавязчиво напоминает людям, что именно на них возложена ответственность за жизнь всего, что их окружает – «Мы в ответе за тех, кого приручили», а забота о планете, на которой мы живем — безусловная и ежедневная обязанность каждого человека.

«Дедушка Мазай и зайцы». Н. Некрасов

Маленькая деревушка, которую описывает знаменитый поэт, находится в лесной глуши костромской губернии. Ежегодно весенние паводки превращают это дивное место в «Русскую Венецию» — под водой оказывается треть всей территории, а лесные обитатели в ужасе мечутся в поисках спасительных островков суши. Главный герой этого произведения, Дед Мазай, проплывая на своей лодке по затопленному лесу, увидел сбившихся в кучу, и дрожащих от страха и холода зайцев. Беззащитные зверушки, видимо, не ожидали, что их бедственное положение привлечет чье-либо внимание, но когда старый охотник начал пересаживать их в лодку, чтобы выпустить в более безопасном месте, они хоть с недоверием и опаской, но приняли помощь от незнакомого им человека. Эта история напоминает каждому из нас, что нельзя безучастно наблюдать за бедственным положением братьев наших меньших, и, по возможности, оказывать посильную помощь тем, кто в ней остро нуждается.

«Плаха». Ч. Айтматов

Роман известного киргизского писателя, является предупреждением, адресованным каждому из нас. Мытарства и трагическая судьба главного героя этого произведения Авдия, открывают читателю тот огромный пласт нерешенных нравственных вопросов, которые изменили наше отношение к жизни и окружающим до неузнаваемости. В романе ярко высвечиваются противоречия персонажей, которые чувствуют себя ответственными за все, и тех, для кого совесть и нравственность стали лишней обузой. Параллельно с развитием основного сюжета, автор ненавязчиво погружает нас в жизнь обыкновенной волчьей семьи. По всей видимости, такой прием выбран им не случайно – естественная и, по своей сути, безгрешная жизнь хищников противопоставляется той грязи, которою переполнены взаимоотношения между людьми.

«Человек, который сажал деревья». Ж. Жионо

Эта повесть о Человеке с большой буквы. Всю свою жизнь он посвятил превращению безжизненной пустыни в цветущий оазис. Своей ежедневной работой в течение многих лет, он вселял надежду в сердца людей, живущих рядом с ним. Тысячи посаженных главным героем деревьев, принесли счастье десяткам тысяч окружающих, которые потеряли, казалось бы, последнюю надежду выжить в этом жестоком мире.

«О всех созданиях — больших и маленьких». Дж. Хэрриот

С легким юмором и огромной любовью, автор, который по своей основной профессии был ветврачом и занимался лечением животных, знакомит нас с домашними животными, которых мы встречаем ежедневно, но не знаем абсолютно ничего ни о них самих, не об их отношении к нам.

«Три билета до Эдвенчер». Дж. Даррелл

Повесть известного путешественника, натуралиста и обладателя редкого дара великолепного рассказчика Дж. Даррелла, знакомит нас с уникальной природой Южной Америки и погружает читателей в мир своих впечатлений от экспедиции на этот континент. Литературное наследие этого исследователя предоставило возможность миллионам людей разного возраста совершенно по-иному воспринять мир, который их окружает, и почувствовать себя сопричастными его проблемам и радостям. Автор в увлекательной и легкой манере рассказывает о жизни редких животных — о боксерских поединках дикобразов, ежедневном времяпровождении ленивцев, о процессе появления на свет уникальных рептилий и земноводных, и о массе других интересных вещей познавательного характера. Вы познакомитесь с тяжелым и опасным трудом спасателей диких животных и значительно расширите свои познания о мире, существующем в непосредственной близости к человеку, но живущему по законам, понятным только ему.

«Не стреляйте в белых лебедей». Б. Васильев

Уже само название этой повести, содержит в себе призыв к людям остановиться и крепко задуматься о своем отношении к дикой природе и жизни вообще. Это крик отчаяния, который не может оставить никого равнодушным. Сюжет повествования захватывает читателя с первых минут и не отпускает до самой развязки. Мы сопереживаем героям этой повести, вникаем в секреты их мироощущения и хотя бы на время становимся похожими на них. Автор пытается прочертить ту неуловимую границу между добром и злом, обращаясь к судьбам своих персонажей и их повседневному отношению к миру живой природы.

«Рассказы о животных». Э. Сезон-Томпсон

Э. Сезон-Томпсон один из немногих авторов, который своей манерой повествования и глубокими размышлениями погружает своих читателей в мир своих личных отношений ко всему живому. Он трогательно и с детской непосредственностью общается с дикими и домашними животными, с полной уверенностью в том, что они прекрасно понимают и воспринимают каждое слово, и лишь по вполне понятным причинам не могут ничего сказать в ответ. Он разговаривает с ними как с неразумными детьми, которым доступен лишь один язык общения – язык привязанности и любви.

«Арктур — гончий пес». Ю. Казаков

Каждая собака, как и человек, обладает своим индивидуальным характером и нравом. Арктур, по мнению автора, был уникален в этом отношении. Пес проявлял к своему хозяину необыкновенную возвышенную привязанность и преданность. Это была настоящая любовь животного к человеку. Собака готова была без всяких раздумий пожертвовать собою ради него, но некая звериная скромность и внутренний такт, не позволяли ей выразить свои чувства в полной мере.

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.

Сочинение

Нам известно множество прекрасных строк о природе, нам известно множество великолепных картин и пейзажей – все они приносят нам эстетическое удовольствие, однако не каждый из нас по-настоящему способен видеть и чувствовать окружающий мир во всем его разнообразии и во всей его красоте. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.

Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». В.А. Солоухин делает акцент на том, что именно поэтому у большинства людей природа не вызывает никаких эмоций: для них мир состоит их двух частей – «из зелени и воды», в редких случаях картина способна наполняться чем-то еще. А ведь в окружающем нас мире каждая деталь имеет огромное значение! И даже сам писатель, как бы ни любил и не ценил он природу, к собственному стыду, ловит себя на мысли, что не знает названий огромного количества цветов, грибов, птиц – можно ли такое отношение к природе назвать любовью? Автор приводит в пример реку своего детства: на ней росли «пышные груды цветов», которые, к сожалению, вызывали в поэте лишь чувство нелепости, потому как даже спустя много лет он так и не узнал их названия – ни из учебников, ни от других, более опытных жителей, «ценителей» природы.

В.А. Солоухин считает, что, к сожалению, зачастую человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты и жизненной силы.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что окружающий нас мир нужно воспринимать как неотъемлемую часть нашей жизни, как неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил, но, к сожалению, не все способны на такую любовь к природе, ведь она требует самоотдачи.

Проблему восприятия окружающего мира поднимает в своем рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибин. Главный герой, Савушкин, в силу своего возраста, имел необычный взгляд на природу: зимний лес был для него отдельным миром, волшебной страной, источником вдохновения и эмоций, а дуб – живым существом, таким же, как и все люди. Совсем другое видение имеет учительница мальчика, Анна Васильевна, она не просто не считает дуб живым существом, она пытается доказать Савушкину, что он не прав и неверно воспринимает окружающий мир – однако попав в зимний лес, учительница забрала свои слова обратно. Оказавшись в этой сказке, в невероятной красоты зимнем лесу, Анна Васильевна обрела другое видение, осознала свою ошибку и стала на шаг ближе к верному, по-детски чистому и искреннему восприятию природы.

Своим восприятием окружающего мира, своей близостью к миру природы известна героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир». Девушка умела замечать прекрасное во всех деталях пейзажа, вдохновляться ими и впитывать уверенность, стремление и чистоту. Природа помогала Наташе поддерживать веру в свою мечту, а сама героиня, благодаря своему душевному богатству, умела благодарить окружающий мир своей невероятной эмоциональной отдачей, единением и искренностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас по-своему любит и ценит природу. Правильно воспринимать окружающий мир – значит видеть его во всех красках, во всех деталях и с трепетом и уважением к ним относиться.

Аргументы для сочинения по русскому языку.

Природа. Часть 2.

Проблема отношения к природе, животным, борьбы с миром природы, вмешательства в мир природы, красоты природы, влияния природы на характер человека.

Природа является источником вдохновения для человека, погружает его в детство, заставляет задуматься о жизни. В романе «Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов так характеризует влияние природы на человека: «Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и верно будет когда-нибудь опять».

Как нужно относиться к природе?

А.И. Куприн "Олеся"

В повести А.И. Куприна "Олеся" поведение главной героини является отличным примером того, как нужно относиться к миру природы. Девушка чувствовала, что лес живой, и потому ухаживала за ним и защищала каждого лесного обитателя от пагубного человеческого воздействия. Олеся понимала, что не все люди способны так чувствовать и сопереживать каждой травинке, каждому дереву, и потому делала все, что в её силах, чтобы помочь лесу, за что была награждена даром предвидения и исцеления.

Как человек влияет на природу?

Рэй Брэдбери “Марсианские хроники”

Люди часто потребительски относятся к природе: вырубают леса, осушают реки и озера, истребляют целые виды животных, никак не компенсируя последствия своих действий.
В романе Рэя Брэдбери “Марсианские хроники” в деталях описано влияние человека на мир природы. Загрязнив свою планету, превратив ее в огромные мегаполисы, люди стали осваивать далекий Марс, уже населенный жителями. Марсиане в этом отношении сильно отличаются от землян: они тесно связаны с природой своей планеты. Их дома наполовину состоят из живых природных образований, сами они активно пользуются в быту дарами своей природы. Их мирное существование нарушили жители планеты Земля. Начав заселение Марса, люди не только уничтожили всех марсиан, но и начали истреблять марсианскую культуру, насаждая свои правила новому миру.

Почему нужно бережно относиться к природе?

Герберт Уэллс "Война миров"

Природа – это дом человека. Все живое, что существует на планете Земля, связано между собой. Знаменитый английский писать Герберт Уэллс в своем романе “Война миров” показал природу спасительницей человечества. После начала войны с инопланетянами, люди находились на грани вымирания: пришельцы уничтожали землян, преобразовали земную поверхность, разрушили огромное количество городов. Люди не могли своим оружием противостоять такому врагу, и тогда им на помощь пришли бактерии и микробы, истребившие инопланетян. Сама планета не позволила захватчикам разрушить человеческую цивилизацию. Поэтому нужно относиться к миру природы бережно, поскольку не станет природы – исчезнет и сам человек.

Какова роль природы в русской культуре?



Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

Вспомните у Кольцова:

Ах ты, степь моя,
Степь привольная,
Широко ты, степь,
Пораскинулась,
К морю Черному
Понадвинулась!

Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.

Русская лирическая протяжная песнь – в ней также есть тоска по простору. И поется она лучше всего вне дома, на воле, в поле.
Колокольный звон должен был быть слышен как можно дальше. Быстрая езда – это тоже стремление к простору.

Но то же особое отношение к простору и пространству видно и в былинах. Микула Селянинович идет за плугом из конца в конец поля. Вольге приходится его три дня нагонять на молодых бухарских жеребчиках.

Услыхали они в чистом поли пахаря,
Пахаря-пахарюшка.
Они по день ехали в чистом поли,
Пахаря не наехали,
И по другой день ехали с утра до вечера.
Пахаря не наехали,
И по третий день ехали с утра до вечера,
Пахаря и наехали.

Ощущение пространства есть и в зачинах к былинам, описывающих русскую природу, есть и в желаниях богатырей, Вольги например:

Похотелось Вольгй-то много мудрости:
Щукой-рыбою ходить Вольгй во синих мрях,
Птицею-соколом летать Вольгй под облака,
Волком и рыскать во чистых полях.
Даже описание теремов, которые строит «дружина хоробрая» Соловья Будимировича в саду у Забавы Путятичны, содержит этот же восторг перед огромностью природы.
Хорошо в теремах изукрашено:
На небе солнце – в тереме солнце;
На небе месяц – в тереме месяц;
На небе звезды – в тереме звезды;
На небе заря – в тереме заря
И вся красота поднебесная.

Восторг перед просторами присутствует уже и в древней русской литературе – в Начальной летописи, в «Слове о полку Игореве», в «Слове о погибели Русской земли», в «Житии Александра Невского», да почти в каждом произведении древнейшего периода XI-XIII веков. Всюду события либо охватывают огромные пространства, как в «Слове о полку Игореве», либо происходят среди огромных пространств с откликами в далеких странах, как в «Житии Александра Невского». Издавна русская культура считала волю и простор величайшим эстетическим и этическим благом для человека.

Проблема взаимоотношений человека и природы. Как взаимодействуют человек и природа?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

У природы есть своя культура. Поэтому отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры.

Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».
Пейзаж России на всем ее богатырском пространстве как бы пульсирует, он то разряжается и становится более природным, то сгущается в деревнях, погостах и городах, становится более человеческим.
Старый русский город не противостоит природе. Он идет к природе через пригород. Сотни лет назад он прильнул огородами и садами к стенам города, к валу и рву, он прильнул и к окружающим полям и лесам, отобрав от них немного деревьев, немного огородов, немного воды в свои пруды и колодцы. И все это в приливах и отливах скрытых и явных ритмов – грядок, улиц, домов, бревнышек, плах мостовых и мостиков.

Что свойственно русскому пейзажу?

Аргумент из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром и прекрасном"

В русской пейзажной живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, весна, зима – любимые темы русской пейзажной живописи на протяжении всего XIX века и позднее. И главное, в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные: осень ранняя или поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза, зимнее солнце, выглянувшее на мгновение из-за тяжелых зимних облаков, и т. п.

В русской природе нет вечных, не меняющихся в разные времена года крупных объектов вроде гор, вечнозеленых деревьев. Все в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий, вечное движение – в пределах года или суток.

Все эти изменения есть, конечно, и в других странах, но в России они как бы наиболее заметны благодаря русской живописи, начиная с Венецианова и Мартынова. В России континентальный климат, и этот континентальный климат создает особенно суровую зиму и особенно жаркое лето, длинную, переливающуюся всеми оттенками красок весну, в которой каждая неделя приносит с собой что-то новое, затяжную осень, в которой есть и ее самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин.

Но в России, в отличие от юга, особенно где-нибудь на берегах Белого моря или Белого озера, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создает на воле переливы красок, меняющиеся буквально в пятиминутные промежутки времени, целый «балет красок», и замечательные – длинные-длинные – восходы солнца. Бывают моменты (особенно весной), когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и «черные», темные дни в декабре создают не только многообразную гамму красок, но и чрезвычайно богатую палитру эмоциональную. И русская поэзия откликается на все это многообразие.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.
Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации.

Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а и для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • В. Солоухин - сборник «Трава: Этюды о природе». В этом сборнике В. Солоухин открывает нам весь многообразный мир природы. Зачем цветам аромат? Почему кукушка откладыва­ет яйца в чужие гнезда? Почему полынь так популярна? Обо всем этом размышляет автор. Восприятие природы, по мысли В. Солоухина, несовместимо с суетой, торопливостью. По­стижение тайн природы требует от человека некоей отрешен­ности, спокойствия, душевной гармонии.
  • К.Г. Паустовский - сборник «Мещерская сторона». Ав­тор рассказывает нам о своем первом знакомстве с этим кра­ем; о природных приметах, связанных с цветом неба, росой, туманами; о местных болотах - «мшарах»; о проделанных не­когда людьми каналах; о приключении незадачливого ста­ричка-рыболова. На первый взгляд, Мещера - это «тихая и немудрая земля». Но прелесть ее раскрывается постепенно, точно так же в душе нашей рождается любовь к этому краю. Природа требует от человека душевной чуткости, вниматель­ности, уважения.
  • К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут» (см. «Ка­кие чувства пробуждает в нашей душе красота русской при­роды?»)

Проблема восприятия красоты природы. Сочинение ЕГЭ

В своем тексте Юрий Олеша поднимает актуальную проблему восприятия красоты природы человеком Г .

Приглашая нас к размышлению, автор показывает нам, что каждый человек воспринимает красоту природы по-своему. Читая текст, мы замечаем, что самое прекрасное для рассказчика является Г сосна, которая была чуть откинута назад, и он считал, что это было великолепно при ее высоте. Сосна была освещена закатом, что предавала О, Г ее стволу прекрасный румянец, а хвоя была глубоко зеленой. Он запомнил это дерево на всю жизнь. Таким образом, мы видим, что прекрасное может находить Г рядом с нами, но мы это прекрасное можем и не заметить.
Читая текст дальше, мы видим, что рассказчик с восхищением говорит о Солнце. Говорит о том, что человеческая жизнь не может обходиться без участия Солнца, как реального, так и метафорического. Куда бы человек не пошел, чтобы он не О делал П Солнце всегда будет находиться рядом с ним и радовать своими лучиками. Так мы можем сказать, что окружающая нас природа полна красоты всего окружающего мира. Р

Внимательное чтение текста Юрия Олеши помогает мне понять главную мысль автора. По его мнению, природа, окружающая нас П прекрасна и неповторима, человеку только нужно разглядеть эту красоту природы, но все же не каждый человек способен увидеть ее красоту. Р

С этим трудно не согласиться, потому что красота природа Г , окружающая нас, пробуждает чувство радости, счастья, она порождает жизнь, ее красота наполняет человеческую душу восторгом и завораживает.

В заключение хочется сказать, что природа играет важную роль в жизни человека. Восприятие природы зависит от отношения к ней человека. Ведь тот, кто по-настоящему ценит природу, будет с восхищением воспринимать все окружающее. И поэтому красоту природы нужно замечать, ценить и уважать все то, что окружает нас П и только тогда мы можешь осознать, что человечество очень тесно связанно О с природой и нуждается в ней.

K1 K2 K3 K4 K5 K6 K7 K8 K9 K10 K11 K12 Итого
1 5 1 1 (Л ) 2 1 (О ) 1 (П ) 1 (Г ) 0 (Р ) 1 1 (Ф ) 1 16

Р - речевая ошибка.
Г - грамматическая ошибка.
П - пунктуационная ошибка.
О - орфографическая ошибка
Л - логическая ошибка

Текст Ю. Олеши

(1) Нет ничего прекрасней кустов шиповника! (2) Помните ли вы их, милый читатель? (3) Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. (4) Мимо деревьев, кустов, птиц, детских лиц, провожающих нас взглядом где-то на пороге ворот... (5) Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке - видим ли мы её? (6) Утка опрокидывается головой вперёд в воду - замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?

(7) Её нет! (8) Где она? (9) Она плывёт под водой... (10) Подождите, она сейчас вынырнет! (11) Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. (12) Вынырнув, она делает движения головой, чтобы стряхнуть воду, и кажется, будто она утирается после купания всем небом!

(13) Как редко мы останавливаем внимание на мире! (14) Вот я и позволяю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. (15) В тот день он показался мне особенно красивым. (16) Может быть, потому, что я несколько лет не встречал его на своем пути.

(17) Что же и в самом деле самое прекрасное из того, что я видел на земле?

(18) Как-то я хотел ответить на этот вопрос, что самое прекрасное - деревья. (19) Может быть, это и правда деревья? (20) Некоторые из них действительно прекрасны. (21) Я помню сосну на каком-то холме, пронёсшемся мимо меня в окне вагона. (22) Она была чуть откинута назад, что было великолепно при её высоте, была освещена закатом - причём не вся, а только в своей вершине, где ствол стал от заката румяным, а хвоя глубоко зелёной... (23) Этот ствол уходил косо, как уходит лестница, в небо. (24) Эта хвоя - венец - темнела в синеве и как бы ходила там, образуя круг. (25) Я запомнил на всю жизнь это дерево, которое, по всей вероятности, и сейчас ещё стоит на том же холме, всё так же откинувшись...

(26) Я часто гуляю один, и тем не менее моя связь с некоей станцией не нарушается. (27) Очевидно, при каждом моём шаге с тех пор, как я явился в мир, мною заведует внешняя среда, очевидно, солнце, которое движет мною, и является моей вечной заряжающей станцией.

(28) Что же это - солнце? (29) Ничего не было в моей человеческой жизни, что обходилось бы без участия солнца, как реального, так и метафорического. (30) Что бы я ни делал, куда бы я ни шёл, во сне ли, бодрствуя, юным, старым, - я всегда был на кончике луча.

(По Ю. Олеше)