Какие народы живут на урале. Аборигены северного урала - народ манси

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.

Любовь Федякова

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

На каком языке говорят русские? (на русском).

А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» - «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные - ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

Тендам вучем (Вас жду) - отвечает волк.

А молан мемнам вучет? (А почему)

Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Публикации по теме:

Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Конспект НОД по краеведению для подготовительной группы

Эта дата предназначается для того, чтобы отдать должное богатству культур коренных народов и подумать о решении проблем, связанных с притеснением малых национальностей.

Этнографы сходятся во мнении, что коренным народом Южного Урала являются башкиры. Сегодня башкирскому этносу ничего не угрожает - с точки зрения закона все граждане Российской Федерации равны вне зависимости от национальности. А вот веками создававшаяся культура может со временем раствориться в ритме современной жизни.

Большинство башкир проживают в республике Башкортостан, и лишь небольшая часть - в Челябинской и Курганской областях: по материалам переписи 2010 года башкирами себя считают примерно 163 тысячи южноуральцев.

Самые яркие грани культуры народа - это его легенды, одежда и кухня. С ними и познакомимся.

Скоро сказка сказывается…

Нет народа без сказок и легенд. Вот и у башкир их очень много: от масштабного стихотворного эпоса «Урал-батыр» до коротких басен о чудесах и смекалке. Рассказывают легенды и о том, откуда появились сами башкиры. «В давние времена наши предки кочевали из одной местности в другую. Однажды наткнулись они на волчью стаю. Волчий вожак отделился о стаи, встал впереди кочующего каравана и повел его дальше. Еще долго следовали наши предки за волком, пока не дошли до благодатной земли, обильной тучными лугами, пастбищами и лесами, кишащими зверьем. А ослепительно сверкающие дивные горы здесь достигали облаков. Дойдя до них, вожак остановился. Посоветовавшись между собой, аксакалы решили: «Нам не найти земли, прекраснее этой. Подобной нет на всем белом свете. Остановимся же здесь и сделаем ее своим становищем». И стали жить на этой земле, по красоте и богатству которой нет равных. Поставили юрты, стали заниматься охотой, разводить скот. С тех пор наши предки стали называться «башкорттар», т.е. людьми, пришедшими за главным волком. Раньше волка звали «корт». Баш корт - значит «головной волк». Вот откуда произошло слово «башкорт» - «башкир».

Башкир у своего дома (Яхъя). Фотография С. М. Прокудина-Горского, 1910 год

Скачут по башкирским сказкам резвые волшебные кони, удалые батыры шутя сокрушают горы и стрелами достают солнце, хитрые бедняки побеждают жадных баев. Откуда взялись Уральские горы и почему так много вокруг них озёр - всё знали древние сказочники. Однако до сих пор едва ли половина башкирских преданий переведена на русский язык.

Пир горой

Башкиры издревле занимались скотоводством, а если был поблизости лес - то и пчеловодством. Поэтому практически во всех блюдах национальной кухни присутствует мясо, предпочтительно баранина или конина, а большинство сладостей и напитков делают на меду. Традиционная башкирская пища очень сытная, к мясу добавляют отваренные кусочки теста разных форм или картофель. Важное место занимают продукты из молока: катык, айран, кумыс, корот (солёный творог).

Айран Фото: Commons.wikimedia.org

Попробовать традиционные блюда башкирской кухни в Челябинске практически негде, однако большинство из них вполне можно приготовить дома. При этом хозяйке не придётся ломать голову над тем, что подать на первое, а что на второе: многие башкирские кушанья «универсальны». Например, для кулламы отдельно варят с приправами нарезанную небольшими кусочками мякоть баранины или говядины, затем из муки, подсоленной воды и яйца замешивают тесто, делят его на маленькие шарики (салма) и отваривают их в готовом бульоне. При подаче на стол в каждую тарелку кладут кусочки мяса, салму и заливают из бульоном. Такое блюдо с успехом заменит привычные нам суп и второе с гарниров вместе взятые.

Но если душа требует более обильной трапезы, можно на первое приготовить шурпу (та же куллама, только с картофелем), а на второе - фаршированное яйцами мясо. Готовится оно так: говяжью вырезку зачищают от сухожилий, прорезают с одной стороны в виде мешочка и начиняют сваренными вкрутую яйцами. Отверстие зашивают, мясо посыпают солью, перцем и обжаривают на сковороде, доводят до готовности в духовке, периодически поливая выделяющимся соком и жиром.

Бэлиш Фото: Commons.wikimedia.org

Дальше - чай. Он должен быть крепким, ароматным (можно добавить к заварке листья чёрной смородины и земляники) и обязательно с молоком. К чаю подают баурсаки (обжаренные в масле кусочки теста) или различные бэлиши (пироги).

По одёжке встречают

Национальная одежда башкир многослойна: под верхний плотный халат полагалось надевать ещё несколько более тонких. У женщин верхняя одежда могла быть приталенной, а вот пояс - с кованой пряжкой и различными украшениями - полагался только мужчинам. Головные уборы делали из войлока и меха и богато расшивали, причём чем моложе человек, там ярче могли быть цвета. Там, где было много скота, практически все могли позволить себе кожаную обувь. Из украшений башкирские женщины особенно любили серебро и кораллы - их выменивали у восточных купцов за мёд и меха. Светлому металлу приписывалась способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Существовала даже пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Кораллы же связывались с плодовитостью и богатством и считались обязательным подарком жениха невесте перед свадьбой.

Башкиры. Картина М. Букаря, 1872 год Фото: Commons.wikimedia.org

Сейчас, когда большинство башкир живут в городах, национальный костюм в традиционном его виде можно увидеть разве что во время выступлений танцевальных коллективов. Однако то же самое можно сказать практически о всех населяющих нашу страну народах, так что ничего необычного в этом нет.










































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Данный урок разработан в рамках “Учебно-методического комплекса” по дисциплине “Художественная культура Урала”, для студентов специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) – резьба и роспись по дереву. Укрупнённая группа 070000 Культура и искусство. Дисциплина “Художественная культура Урала” относится к вариативной части циклов ОПОП.

Тема урока №1.3.: “Народы, населяющие Урал” - 2 часа (1 учебная пара).

Цели урока:

  • Способствовать закреплению знаний студентов в области народных традиций художественной и материальной культуры народов, населяющих Урал (коми, ханты, манси, марийцы, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  • Ознакомить студентов с особенностями традиционного костюма, жилища, обрядов различных народов Уральского региона.
  • Способствовать формированию эстетического сознания студентов (понятие национальных традиций, художественной ценности предметов народного искусства; синкретизма в народном искусстве).
  • Способствовать формированию у студентов интереса к своей будущей специальности, к древним корням народного и декоративно-прикладного искусства; любви к родному краю.

План проведения урока

Этапы Дидактические задачи Деятельность
Студентов Преподавателя
1 Организация начала занятия Подготовка студентов к работе на уроке Подготовка конспектов, инструментов и материалов для выполнения графики.

Выполненное домашнее задание.

Проверка готовности студен-тов к уроку (конспекты, инструмент, материалы);

Компьютерная презентация: “Народы, населяющие Урал”,

Видеофрагменты: “Мой Урал”, “Народное жилище”.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и объемности выполне-ния домаш-него зада-ния всеми студента-ми Актуализация опорных знаний.

Демонстрация готовности к прове-дению практической работы.

Фронтальный опрос студен-тов по теме: “Аркаим – древ-ний город Урала” Пр.(2-3 сл.)

Контроль деятельности студ.

Подведение итога опроса. Выставление оценок за домашнее задание.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3 Подг.к осн. Этапурока Обеспечение мотива-ции студентов Просмотр видео фильма, диалог (обмен опытом). Знакомство с темой и целями урока.

Демонстрация видеофрагмен-та “Мой Урал” - 2 мин.

Готовность студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4 Усвоение новых знаний и способов действий

5 мин.- пере мена.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Запись даты и темы урока в конспект.

Просмотр презентации с параллельным конспектированием.

Участие в диалоге и обсуждении увиденного.

Слайды презентации 7-34 новая тема “Коренные народы Урала”; 35-40 слайды “Освоение Урала и Сибири русскими”; 41-51 сл. “Народ-ный костюм”; 52-62 сл. “Тра-диционное жилище” + видео-фрагмент (сопровождается музыкальными фрагмен-ми).

Организация работы студен-тов (конспектирование).

Организация диалога в ходе беседы.

Активные действия студентов с объектом изучения;
5 Первичная проверка понимания Установле-ние правиль-ности и осознанности усвоения нового учебного материала. Самостоятельное обобщение информации.

Участие во фронтальном опросе.

Фронтальный опрос;

Диалог - выявление про-белов и неверных представ-лений и их коррекция.

Формирование эмоциональ-ного настроя перед сам.раб.

Усвоение сущности усваиваемых студентами знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
6 Закрепление знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Ознакомление с методическими рекомендациями по выполнению практической работы в презентации.

Выполнение эскиза.

Выполнение орна-мента (аппликация)

Уточнение методических рекомендаций по выполнению практической работы – слайды презентации 62-66.

Подготовка образцов для зарисовок (орнаментальные мотивы).

Анализ подготовленности материалов и инструментов для практической работы.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

7 Обобщение и систематизация зна ний 5 мин Формирова-ние целостной системы ведущих знаний по теме,курсу, Участие в диалоге.

Ответы на контрольные вопросы (67слайд).

Обсуждение символики выполненных орнаментов.

Обобщение информации в форме свободного диалога со студентами.

Активная продуктивная деятельность студентов по включению части в целое, классификации и систематиза-ции, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8 Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Оценивание практических работ (орнамент, аппликация)

Самооценка работ.

Организация самооценки и оценки выполнения практической работы.

Просмотр работ (магнитная доска), оценивание работ.

Выявление системных ошибок в деятельности студентов и их коррекция.

Получение достоверной информации о достижении всеми студентами планируемых результатов обучения.
9 Подведение ито-гов Дать анна-лиз и оценку успешности достиже-ния цели. Участие в подведении итогов урока.

Приведение рабочее го места в порядок.

Подведение итогов урока

Определение перспективы последующей работы.

Сообщение оценок, получен- ных студентами на уроке.

10 Домашнее задание Обеспечение понима-ния цели,со-держания и способов выполнения домашнего задания. Знакомство студентов с содержанием домашнего задания.

Запись домашнего задания в конспект.

Окончательное приведение в порядок рабочего места.

Знакомство студентов с содержанием домашнего задания (слайд 70).

Инструктаж по его выполнению.

Проверка соответствующих записей.

Организованное завершение урока.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами, в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Контрольные вопросы:

  1. Какие народы из населяющих Урал являются коренными, а какие переселились на Урал из других мест?
  2. Как в наше время называют “остяков” и “вогулов”?
  3. У каких народов в музыке преобладали духовые инструменты, у каких щипковые, у каких струнные?
  4. У каких народов были стационарные жилища, а у каких переносные (временные, для кочевых условий)?
  5. Что общего у всех народов, населяющих Урал?

Практическое задание:

Задание:

  1. Составьте методом аппликации башкирский орнамент в полосе, используя вышеперечисленные элементы (рога барана, сердце, ромб, волна, ограда).
  2. Элементы орнамента выполните в технике вырезывания из цветной бумаги, контрастной фону орнамента.
  3. Размер основы для аппликации – лист бумаги А8 (15х20 см.).
  • Вышеперечисленные элементы орнамента все зеркально симметричны.
  • При вырезывании каждого из них нужно сложить цветную бумагу вдвое (А), вчетверо (Б) или гармошкой (В).

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • Узнавать изученные объекты и явления художественной культуры Урала и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
  • Устанавливать стилевые и сюжетные связи в произведениях народного и академического искусства уральского региона;
  • Пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре в т.ч. художественной культуре Урала;
  • Выполнять учебные творческие задания (доклады, сообщения);
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства Урала; самостоятельного художественного творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • Основные виды и жанры искусства народного и академического, представленные на территории Урала;
  • Основные памятники художественной культуры Урала;
  • Особенности образного языка различных видов искусства, представленных на Урале.

В завершение данного курса проводится аудиторная контрольная работа.Форма проведения аудиторной контрольной работы: самостоятельная работа с источниками информации, разработка творческого эссе по выбранной теме.

Перечень тем, выносимых на зачет (аудиторная контрольная работа)
по дисциплине: Художественная культура Урала”
Для учебной группы_________

  1. Урал – граница Европы и Азии.
  2. Уральские ремёсла (в том числе и художественные).
  3. Первобытная культура Урала.
  4. Аркаим – древний город Урала.
  5. Культура народов, населяющих Урал (ханты, манси, удмурты, коми, русские, татары, башкиры, украинцы и т.д.).
  6. Освоение Урала Ермаком.
  7. Деревянная архитектура Урала.
  8. Моя малая родина (Арамиль, Сысерть, Екатеринбург и т.п.).
  9. Художественные промыслы Урала.
  10. Архитектура горнозаводского Урала.
  11. Верхотурье – духовный центр Урала.
  12. Литературное наследие Урала (писатели, поэты).
  13. Художники и скульпторы Урала.

Примерный план эссе по вышеперечисленным темам.

  1. Введение (цели, задачи, вступление).
  2. Основная часть.
    1. История явления (объекта, персоналии).
    2. Художественно-культурные признаки явления (объекта, персоналии).
    3. Интересные факты.
    4. Словарь по теме.
    5. Личное отношение к явлению (объекту, персоналии).
  3. Заключение (формирование выводов).

Литература по курсу “Художественная культура Урала”.

  1. Мурзина И.Я. Художественная культура Урала. Екатеринбург. Издательство Дома учителя. 1999г. + CD “Художественная культура Урала. Мурзина И.Я.”.
  2. Бородулин В.А. Уральская народная живопись. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1982 г.
  3. Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург. 1995.
  4. Захаров С. Это было недавно... Записки старого свердловчанина. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1985 г.
  5. Иванова В.В. и др. Лики и тайны “земли туманной”. Летопись города Сысерти. Екатеринбург. 2006.
  6. Копылова В.И. Свердловский историко-краеведческий музей. Екатеринбург. Средне-Уральское книжное издательство. 1992 г.
  7. Корецкая Т.Л. Прошлое не предавать забвению. Челябинск. Издательство ЧГПИ “Факел”. 1994 г.
  8. Корепанов Н.С. Очерки истории Екатеринбурга 1781–1831 гг. Екатеринбург. “Издательство Баско”. 2004 г.
  9. Кругляшова В.П. Предания и легенды Урала: Фольклорные рассказы. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1991 г.
  10. Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство. 1990 г.
  11. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18–19 вв. Екатеринбург. Независимый институт истории материальной культуры. 2002 г.
  12. Чуманов А.Н. Малахитовая провинция: Культурно-исторические очерки. Екатеринбург. ИД “Сократ”. 2001 г.

Введение

  1. Общие сведения об уральских народностях
  2. Происхождение народов уральской языковой семьи
  3. Вклад Урала в культуру России

Заключение

Библиографический список

Введение

Этногенез современных народностей Урала является одной из актуальных проблем исторической науки, этнологии и археологии. Однако этот вопрос не является чисто научным, т.к. в условиях современной России остро встает проблема национализма, обоснование которого зачастую ищется в прошлом. Происходящие в России радикальные общественные преобразования оказывают огромное влияние на жизнь и культуру населяющих ее народов. Становление российской демократии и экономические реформы происходят в условиях разнообразного проявления национального самосознания, активизации общественных движений и политической борьбы. В основе этих процессов лежит стремление россиян устранить негативное наследие прошлых режимов, улучшить условия своего социального существования, отстоять права и интересы, связанные с чувством принадлежности гражданина к той или иной этнической общности и культуре. Именно поэтому генезис этносов Урала следует изучать чрезвычайно тщательно, а оценивать исторические факты максимально взвешенно.

В настоящее время на территории Урала проживают представители трех языковых семей: славянской, тюркской и уральской (финно-угорской и сомадийской). К первой относятся представители русской национальности, ко второй - башкиры, татары и нагайбаки, наконец, к третьей - ханты, манси, ненцы, удмурты и некоторые другие малые народности Северного Урала.

Настоящая работа посвящена рассмотрению генезиса современных этносов, проживавших на Урале до его включения в состав Российской империи и заселения русскими. К рассматриваемым этносам относятся представители уральской и тюркской языковых семей.

1. Общие сведения об уральских народностях

Представители тюркской языковой семьи:

БАШКИРЫ (самоназвание - башкорт - «волчья голова» или «волк-вожак»), коренное население Башкирии. Численность в РФ 1345,3 тыс. чел. (1989). Живут также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской областях. Говорят на башкирском языке; диалекты: южный, восточный, выделяется северо-западная группа говоров. Распространен татарский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры - мусульмане-сунниты.

НАГАЙБАКИ, нагайбэклэр (самоназвание), этнографическая группа (субэтнос) крещенных татар Волго-Уральского региона, в прошлом - часть оренбургских казаков (по мнению отдельных исследователей, нагайбак можно считать хотя и близким к татарам, но самостоятельным этносом); живут в Нагайбакском, Чебаркульском районах Челябинской области. По переписи 1989 нагайбаки были включены в состав татар, но из первичных материалов видно, что нагайбаками (а не татарами) назвали себя 11,2 тыс. человек.

Представители уральской языковой семьи:

МАНСИ (самоназвание - «человек»), вогулы. Численность в РФ 8,3 тыс. чел. Манси - коренное население Ханты-Мансийского АО, небольшая группа проживает также на С.-В. Свердловской обл. Объединяются с хантами под назв. обские угры. Язык - мансийский.

НЕНЦЫ (самоназвание - хасова - «человек»), самоеды. Численность в РФ 34,2 тыс. чел. Ненцы - коренное население Европ. Севера и севера Зап. Сибири. Живут в Ненецком АО, в Архангельской обл., северный район Республики Коми, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Тюменской области, Таймырском АО, Красноярского крае.

УДМУРТЫ, (вотяки - устаревшее русское название). Численность в РФ 714,8 тыс. чел. Удмурты - коренное население Удмуртии. Кроме того, проживают в Татарстане, Башкирии, Марийской Республике, в Пермской, Тюменской и Свердловской областях. Говорят на удмуртском языке; диалекты: северный, южный, бесермянский и срединные говоры. Письменность на основе русской графики.

ХАНТЫ, (самоназвание - кантэк). Численность в РФ 22,3 тыс. чел. Коренное население Северного Урала и Зап. Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО. Среди хантов выделяются три этнографические группы - северную, южную, восточную. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре, эндогамией (заключением браков в своей труппе). До начала ХХ в. русские называли хантов «остяками» (возможно от «Асях», «народ большой реки»), еще ранее (до XIV в.) - югрой, югричами (название древнего этнонимии, ср. «Угры»). Говорят на хантыйском языке.

2. Происхождение народов уральской языковой семьи

Новейшие археологические и лингвистические исследования позволяют утверждать, что этногенез народов уральской языковой семьи относится к эпохам неолита и энеолита, т.е. к каменному веку (VIII-III тыс. до н.э.). В это время Урал заселяли племена охотников, рыболовов и собирателей, оставившие после себя небольшое количество памятников. В основном это стоянки и мастерские по изготовлению каменных орудий труда, однако, на территории Свердловской области выявлены уникальные по сохранности поселки этого времени в Шигирском и Горбуновском торфяниках. Здесь обнаружены строения на сваях, деревянные идолы и различная домашняя утварь, лодка и весло. Эти находки позволяют реконструировать как уровень развития общества, так и проследить генетическую взаимосвязь материальной культуры этих памятников с культурой современных финно-угорских и сомадийских народностей.

В основе формирования хантов лежит культура древних аборигенных уральских племен Урала и Западной Сибири, занимавшихся охотой и рыболовством, подвергшихся влиянию скотоводческих андроновских племен, с которыми связывают приход сюда угров. Именно к андроновцам обычно возводятся характерные орнаменты хантов - ленточно-геометрические. Формирование хантыйского этноса происходило на протяжении длительного времени с сер. I-го тыс. (Усть-Полуйская, Нижнеобская культуры). Этническая идентификация носителей археологических культур 3ападной Сибири в этот период затруднена: одни относят их к угорской, другие - к самодийским. Последние исследования говорят о том, что во 2-й пол. I-го тыс. н. э. складываются основные группы хантов - северных, на основе Оронтурской культуры, южных - Потчевашской, и восточной - Оронтурской и Кулайской культур.

Расселение хантов в древности было очень широким - от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая p. Северная Сосьва и р. Ляпин, а также часть р. Пелым и р. Конда на западе. С XIX в. за Урал из Прикамья и Приуралья стали переселяться манси, которых теснили коми-зыряне и русские. С более раннего времени к северу уходила и часть южных манси в связи с созданием в XIV-XV вв. Тюменского и Сибирского ханств - государств сибирских татар, а позднее (XVI-XVII вв.) и с освоением Сибири русскими. В XVII-XVIII вв. на Пелыме и Конде уже жили манси. Часть хантов также переселялась из западных обл. на восток и север (на Обь с ее левых притоков), это фиксируется статистическими данными архивов. Их места занимали манси. Так, к концу XIX в. на p. Северная Сосьва и р. Ляпин не осталось остяцкого нас., которое либо переселилось на Обь, либо слилось с новопришельцами. Здесь сформировалась группа северных манси.

Манси как этнос сложились в результате слияния племен уральской неолитической культуры и угорских и индоевропейских (индо-иранских) племен, двигавшихся во II-I-м тыс. до н. э. с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Южного Зауралья (в том числе, племена, оставившие памятники Страны городов). Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре манси сохраняется и поныне, наиболее ярко проявляется в культе коня и небесного всадника - Мир сусне хума. Первоначально манси были расселены на Южном Урале и его западных склонах, но под влиянием колонизации коми и русских (XI-XIV вв.) переселились в Зауралье. Все группы манси в значительной степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между северными группами хантов и манси.

Новейшая гипотеза происхождения ненцев и других народов самодийской группы связывает их формирование с так называемой кулайской археологической культурой (V в. до н.э. - V в. н.э., в основном - на территории Среднего Приобья). Оттуда в III-II вв. до н. э. в силу ряда природно-географических и исторических факторов миграционные волны самодийцев-кулайцев проникают на Север - в низовья Оби, на Запад - в Среднее Прииртышье и на Юг - в Новосибирское Приобье и Присаянье. В первые века новой эры под натиском гуннов часть самодийцев, обитавших по Среднему Иртышу, отступает в лесную полосу Европейского Севера, дав начало европейским ненцам.

Территория Удмуртии заселялась с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Основой для формирования древних удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. В разные исторические периоды имели место иноэтничные включения (индоиранские, угорские, раннетюркские, славянские, позднетюркские). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (VIII-III вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся, главным образом финно-пермскую общность. Ананьинские племена имели разнообразные связи с дальними и близкими соседями. Среди археологических находок довольно часты серебряные украшения южного происхождения (из Средней Азии, с Кавказа). Наибольшее значение для пермян имели контакты со скифо-сарматским степным миром, о чем свидетельствуют многочисленные языковые заимствования.

В результате контактов с индоиранскими племенами ананьинцы переняли от них более развитые формы хозяйствования. Скотоводство и земледелие вместе с охотой и рыболовством заняли ведущее место в хозяйств пермского населения. На рубеже новой эры на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (III в. до н.э. - II в. н.э.), с которой в материальной культуре удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й пол. I-го тыс. н. э. на базе поздне-пьяноборских вариантов оформляется древнеудмуртская. этноязыковая общность, которая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течения р. Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (IX-XV вв.).

Одно из самых ранних упоминаний о южных удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, XII в.). В русских источниках удмурты, под назв. арян, арских людей упоминаются лишь в XIV в. Таким образом, «пермь» некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т. ч. и предков удмуртов. Самоназвание «удморд» впервые опубликовано Н. П. Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние, у северных - русское.

Происхождение тюркских народов Урала

Тюркизация Урала неразрывно связана с эпохой Великого переселения народов (II в. до н.э. - V в. н.э.). Движение племен гуннов из Монголии вызвало перемещение огромных масс людей на территории Евразии. Степи Южного Урала стали своеобразным котлом, в котором происходил этногенез - «варились» новые народности. Племена, заселявшие эти территории ранее были отчасти сдвинуты на север, а отчасти на запад, в результате чего началось Великое переселение народов в Европе. Оно, в свою очередь привело к падению Римской империи и формированию новых государств Западной Европы - варварских королевств. Однако вернемся на Урал. В начале новой эры индо-иранские племена окончательно уступают территорию Южного Урала тюркоязычным и начинается процесс формирования современных этносов - башкир и татар (в т.ч. нагайбаков).

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южно-сибирского и центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительно время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX в. фиксируют письменные источники. С конца IX - начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах. Самоназвание народа «башкорт» известно с IX в., большинством исследователей этимологизируется как «главный» (баш-) + «волк» (корт в огузско-тюркских языках), «волк-вожак» (от тотемического героя-первопредка). В последние годы ряд исследователей склоняется к мысли, что в основе этнонима - имя известного по письменным источникам военачальника первой половины IX в., под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир - иштэк/истэк предположительно также было антропонимом (именем человека - Рона-Таш).

Еще в Сибири, Саяно-Алтайском нагорье и Центральной Азии древнебашкирские племена испытали некоторое влияние тунгусо-манчьжуров и монголов, отразившееся в языке, в частности в родо-племенной номенклатуре, и антропологическом типе башкир. Придя на Южный Урал, башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали местное финно-угорское и иранское (сармато-аланское) население. Здесь они, по-видимому, вступили в соприкосновение с некоторыми древнемадьярскими племенами, чем можно объяснить смешение их в средневековых арабских и европейских источниках с древними венграми. К концу первой трети XIII в., ко времени монголо-татарского нашествия, в основном завершился процесс формирования этнического облика башкир

В X - начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии, соседствовали с кыпчако-куманами. В 1236 после упорного сопротивления башкиры одновременно с болгарами были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В X в. в среду башкир начал проникать ислам, который в XIV в. стал господствующей религией, о чем свидетельствуют относящиеся к тому времени мусульманские мавзолеи и намогильные эпитафии. Вместе с исламом башкиры приняли арабскую письменность, начали приобщаться к арабской, персидской (фарси), а затем и тюркоязычной письменной культуре. В период монголо-татарского владычества в состав башкир влились некоторые болгарские, кыпчакские и монгольские племена.

После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552-1557), которое было оформлено как акт добровольного присоединения. Башкиры оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии. Царская администрация подвергала башкир различным формам эксплуатации. В XVII и особенно XVIII вв. башкиры многократно поднимали восстания. В 1773-1775 сопротивление башкир было сломлено, однако царизм был вынужден сохранить их вотчинные права на земли; в 1789 в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России. Под начало Духовного управления были отнесены регистрация браков, рождения и смерти, регулирование вопросов наследования и раздела семейного имущества, религиозные школы при мечетях. Одновременно царские чиновники получили возможность контролировать деятельность мусульманского духовенства. На протяжении XIX в., несмотря на расхищение башкирских земель и другие акты колониальной политики, постепенно налаживается хозяйство башкир, восстанавливается, а затем заметно увеличивается численность народа, превысив 1 млн. человек к 1897. В кон. XIX - начале XX вв. происходит дальнейшее развитие просвещения, культуры, подъем национального самосознания.

О происхождении нагайбаков существуют различные гипотезы. Одни исследователи связывают их с крещеными ногайцами, другие - с казанскими татарами, крещеными после падения Казанского ханства. Наиболее аргументировано мнение о первоначальном проживании предков нагайбаков в центральных районах Казанского ханства - в Заказанье и возможности их этнической принадлежности к ногайско-кыпчакским группам. Кроме того, в XVIII в. в их составе растворилась небольшая по численности (62 чел. муж. пола) группа крещеных «азиатцев» (персов, арабов, бухарцев, каракалпаков). Нельзя исключать существования у нагайбаков и финно-угорского компонента.

Исторические источники застают «нагайбаков» (под названием «новокрещен» и «уфимских новокрещен») в Восточном Закамье с 1729. По некоторым данным, они переселились туда во второй половине XVII в. после возведения Закамской засечной линии (1652-1656). В первой четверти XVIII в. эти «новокрещены» жили в 25 деревнях Уфимского уезда. За верность царской администрации во время башкирско-татарарских восстаний XVIII в нагайбаки были определены в «казацкую службу» по Мензелинскому и другим строящимся тогда в районе верховьев р. Ик крепостям. В 1736 деревня Нагайбак, расположенная в 64 верстах от г. Мензелинска и названная, по преданиям, по имени кочевавшего там башкира, была переименована в крепость, куда были собраны «новокрещены» Уфимского уезда. В 1744 их насчитывалось 1359 чел., жили они в с. Бакалах и 10 деревнях Нагайбацкой округи. В 1795 это население фиксируется в Нагайбацкой крепости, селе Бакалах и 12 деревнях. В ряде селений совместно с крещеными казаками жили новокрещеные ясачные татары, а также новокрещены-тептяри, которрые переводились в ведомство Нагайбацкой крепости по мере обращения их в христианство. Между представителями всех отмеченных групп населения в конце XVIII в. существовали довольно интенсивные брачные связи. После административных преобразований второй половины XVIII в. все селения крещеных казаков оказались в составе Белебеевского уезда Оренбургской губернии.

В 1842 нагайбаки из района Нагайбацкой крепости были переведены на восток - в Верхнеуральский и Оренбургский уезды Оренбургской губернии, что было связано с земельным переустройством Оренбургского казачьего войска. В Верхнеуральском (современные районы Челябинской области) уезде они основали селения Кассель, Остроленко, Фершампенуаз, Париж, Требий, Краснокаменск, Астафьевский и др. (ряд селений назван в честь побед российского оружия над Францией и Германией). В некоторых селениях вместе с нагайбаками жили русские казаки, а также крещеные калмыки. В Оренбургском уезде нагайбаки поселились в населенных пунктах, в которых имелось татарское казачье население (Подгорный Гирьял, Аллабайтал, Ильинское, Неженское). В последнем уезде они попали в плотное окружение татар-мусульман, с которыми начали быстро сближаться, и в начале XX в. приняли мусульманство.

В целом, усвоение народом особого этнонима было связано с его христианизацией (конфессиональное обособление), длительным пребыванием в составе казаков (сословное обособление), а также отделением основной части группы казанских татар после 1842 года территориально компактно проживавших в Приуралье. Во второй половине XIX в. нагайбаки выделяются как особая этническая группа крещеных татар, а во время переписей 1920 и 1926 - как самостоятельная «народность».

3. Вклад Урала в культуру России

Богатство и многообразие русской художественной культуры поистине безграничны. Сформировавшаяся в процессе становления и развития самосознания русского народа, сложения русской нации русская художественная культура создана трудом народа — талантливыми народными мастерами, выдающимися художниками, выразившими интересы и думы широких народных масс.

Различные края России вливали в могучий поток русского искусства свои дары. Нет нужды перечислять нам здесь всё то, что вносилось русским народом в его художественную сокровищницу. Но как бы ни было поразительно богатство художественной культуры России, её нельзя себе представить без уральского вклада. Вклад Урала в художественную культуру России был не только велик, но и примечательно своеобразен. Прочным фундаментом, на котором и расцвело декоративно-прикладное искусство Урала, явилась промышленность, его основными центрами были заводы. Значение промышленности в развитии края и его культуры отлично понимали ещё сами современники. В одном из официальных документов мы читаем: «Екатеринбург как своим бытием, так и цветущим состоянием обязан только заводам». 1

Всё это было качественно новым и своеобразным явлением в истории русского искусства. Развитие уральской промышленности порождало рабочий класс, свою рабочую интеллигенцию, будило творческую и общественную мысль. Это была благоприятная атмосфера для развития искусства.

Уральские заводы в XVIII веке выросли за тысячи вёрст от обжитых мест, подчас в глухой лесной чащобе. И уже в этом факте заключена огромная их роль в развитии всей русской художественной культуры: вместе с заводами здесь мужало и рождённое ими искусство. Медвежьи углы превратились в очаги трудовой и творческой деятельности русского народа, несмотря на страшный гнёт и социальное бесправие, в которых она протекала. Всё это заставляет нас теперь по-новому представить себе картину развития художественной культуры России, которую нельзя более ограничить на Востоке голубой границей Волги. Урал становится форпостом русской художественной культуры, важным этапом в её дальнейшем продвижении в глубь Сибири и Азии, на Восток. И в этом его немалое историческое значение.

Урал — родина ряда видов русского декоративно-прикладного искусства. Именно здесь зарождается искусство росписи и лакирования металлических изделий, завоевавших себе столь большую популярность в стране. Огромное значение имело изобретение в Н. Тагиле прозрачного лака. Он сообщил расписным изделиям необычайную прочность и ещё больше способствовал их известности. Под несомненным влиянием уральских лакированных металлических изделий, соединив их с традициями местной живописи, родилось и росло производство расписных подносов в Жёстове, возникшее в начале XIX века. Влияние расписных уральских изделий испытали и расписные сундуки в Макарьеве (ныне Горьковская обл.).

С полным основанием мы можем считать Урал и родиной русской промышленной обработки мрамора, подчинённой потребностям отечественной архитектуры, созданию монументально-декоративных произведений. Именно эти черты с первых шагов определили особенности уральского мраморного производства, в отличие от других районов камнерезного искусства России. Академик А. Е. Ферсман указывал, например, что на Петергофской гранильной фабрике во второй половине XVIII века меньше всего полировали мрамор. 2 Не получили широкого размаха приготовления ваз, каминов, архитектурных деталей из мрамора и в Олонецком крае, на Алтае обрабатывали главным образом яшмы и порфир. Важно отметить, что уральские мастера были первыми, кто сделал попытку использовать уральский мрамор для создания станковых произведений скульптуры, в частности портрета.

Уральские художники камня были создателями «русской» мозаики, обогатившей древнее мозаичное искусство». Известный в Италии способ оклейки изделий каменными плитками применялся к произведениям небольших размеров. Изобретение «русской мозаики» делало изготовление монументальных декоративных произведений из малахита, лазурита, некоторых пород живописных, красочных яшм более экономичным, открывало дорогу их ещё более широкому развитию. Она впервые была применена уральцами и в архитектуре, как это мы видели на примере колонн, облицованных пёстрой, красно-зелёной кушкульдинской яшмой.

Промышленный Урал поднял на новую высоту и ряд художественных производств, существовавших ранее в других районах России, влил в них свежие жизненные силы. Он развивал и совершенствовал древние традиции русского искусства. Так стало с русским художественным оружием. В Древней Руси мы знаем его великолепные образцы, отлично выкованные и искусно «набитые» золотым узором. 4

Златоустовская гравюра на стали, драгоценное золочение клинков, производившееся уральскими мастерами, продолжали замечательные традиции прошлого. Но это было не механическое их повторение, а развитие самой сути этого искусства, выражавшее в новых исторических условиях старинную любовь народа к узорчатому оружию, прославляющему храбрость и стойкость русского воина, его любовь к Родине.

Широко известным было мастерство русских кузнецов, чеканщиков, литейщиков, создававших великолепные декоративные произведения. Известный исследователь русского художественного металла Н. Р. Левинсон пишет о древнерусском декоративном искусстве: «Различные металлы, чёрные и цветные, издавна использовались не только для утилитарных целей, но также и для художественного творчества. Холодная и горячая ковка, чеканка, литьё — все эти виды обработки и отделки поверхности металлов или их сплавов создавали многообразные возможности для художественного и технического совершенства предметов». 5

Древнее русское искусство художественной обработки металла в условиях развитой, технически совершенствующейся уральской металлургии поднимается на качественно новую ступень своего развития. Медная посуда, украшенная орнаментом, зарождение и развитие уральской бронзы, монументально-декоративное и камерное чугунное литьё, гравюра на стали — всё это дальнейшее продолжение национальных русских традиций. Камнерезное и гранильное искусство Урала также продолжало издревне присущую русскому народу тягу к цветному камню. Проходя тернистым путём развития, каждый вид уральского искусства обогащал художественную кладовую России.

Уральское художественное чугунное литьё органически влилось в русскую архитектуру, когда она была пронизана высокими патриотическими идеями. Оно, выражая замыслы выдающихся зодчих, подчёркивало красоту зданий, придавая ему торжественную величественность. Мосты, решётки, отлитые уральцами, уверенно вошли в архитектурные ансамбли, в повседневную шумную жизнь городов. Чугунное литьё Урала было связано с проблемой гражданственности, которая лежала в основе русской архитектуры XVIII века — первой половины XIX века.

Художественная обработка камня на Урале обогатила русское искусство великолепными камнерезными произведениями, большей частью классическими по форме и созданными из отечественных материалов руками народных мастеров. Мастера с глубоким художественным чутьём сумели проникнуть в сущность замысла того или иного изделия. Богатство их фантазии как в выборе природного узора, так и в создании его нового рисунка из малахита или лазурита поистине неистощимо. Произведения уральского камнерезного искусства были связаны с жизнью. Их нельзя рассматривать как что-то совершенно оторванное от реальной действительности. При всей специфике художественных форм в них отразилась красота русской земли, зелень её лесов и полей, синее раздолье озёр, глубина неба, яркая красочность закатных часов.

Всё это придавало изделиям уральских мастеров национальный характер, который является одной из отличительных особенностей развития художественной обработки камня на Урале. В этих изделиях заключены чувства человека, его переживания и впечатления, придающие изделиям непосредственность, человеческую теплоту. Произведения камнерезного искусства Урала выражают оптимистическое, жизнеутверждающее содержание.

В мощных каменных вазах, в торшерах и канделябрах видно не только технически совершенное мастерство и своеобразное отражение могучей русской природы, но и чувство гордости народа-художника, высоко ценящего неисчерпаемые богатства своей Родины. В этом патриотический смысл камнерезного искусства. Художественные изделия из цветного уральского камня стали подлинно русскими классическими изделиями, отвечающими характеру развития русского искусства.

Искусство промышленного Урала — это ветвь русской художественной культуры. Но оно развивалось и в тесном контакте с западноевропейским искусством. Сила Урала, его культуры была не в изолированности, а в связи со всей мировой культурой. На Урале работало немало иностранных мастеров разной степени знаний и творческой одарённости.

Определенную пользу принесли итальянцы братья Тортори, обладавшие хорошим знанием технологии обработки мрамора, немцы Шафы, владевшие техникой гравировки на стали и позолотой, и другие. Но никакие приезжие мастера не могли бы ничего дать, если бы семена их знаний не упали на благодатную почву. Такой почвой и был промышленный Урал.

Здесь в ряде районов ещё до приезда иностранных мастеров существовали свои художественные традиции. Как, например, это и было в Златоусте, где ещё в конце XVIII — начале XIX века работало немало талантливых художников, чьё творчество способствовало успешному развитию златоустовской гравюры, росту местной художественной культуры. Вот почему совершенно не прав В. Боков, утверждавший, что именно немцы «внесли в Златоуст сто лет назад в глухое и отдалённое место культуру». 7 Они принесли знания технологии оружейного производства, а не культуру в широком смысле слова. Нельзя голословно отрицать изучение уральцами зарубежной культуры, её опыта и достижений, как это делалось в прошлом, но грубейшей ошибкой была бы недооценка творческих сил народа.

Патриотический смысл искусства уральских мастеров проявился в том, что ими были созданы такие произведения из камня, чугуна, стали и др., которые ранее казались недосягаемыми для России. И вот благодаря мастерству уральцев, как и искусству мастеров Петербурга, Тулы, Алтая, Петергофа, Олонецких заводов и других, были созданы такие образцы промышленного искусства, которые выдвинули Россию на одно из первых мест в Европе.

Ещё современники понимали патриотическое значение уральского искусства. Они чутко уловили глубочайший смысл развития на далёком Урале художественной культуры, справедливо оценивая её как проявление могучих творческих сил России. Обозреватель первой выставки русских мануфактурных изделий в 1829 году, рассматривая уральские расписные металлические изделия, прямо приходит к выводу: «По сей статье мы можем совершенно обойтись без иностранцев».

С чувством глубокой патриотической гордости журнал «Отечественные записки» отмечал высокие качества златоустовского художественного оружия: «Ковка клинков, полировка, рисовка, травка, позолота и вообще вся отделка оружия сего производства собственными одними русскими оружейниками и не уступает в совершенстве лучшим версальским произведениям сего рода».

Известный русский пейзажист Андрей Мартынов, побывав на Урале и познакомившись на месте с художественной обработкой камня, восхищаясь мастерством и талантом художников из народа, писал об уральских изделиях, «которые во многом не уступают древним антикам, всё сие делается русскими крестьянами». Очень высоко художник оценил и расписанные тагильские подносы, на которых, как отмечал он, была «видна даже мастерская живопись».

Как бы обобщая мнение наиболее передовых представителей русского общества, «Горный журнал» писал в 1826 году об Урале: «От простого котла Белорецкого завода до красивого клинка Златоустовской фабрики, всё свидетельствует об успехах в нашем отечестве искусств промышленных, принявших с некоторого времени новый полёт к своему усовершенствованию».

Но произведения уральских мастеров завоевали известность не только в своём отечестве, вызывая восторженные отзывы современников. Выйдя за рубеж, они и там не потеряли своей красоты и впечатляющей силы. На всех международных выставках камнерезные изделия, чугунное литьё, художественное оружие Урала неизменно отмечались наградами, приобретая мировое признание и значение. Высокую оценку заслужили, например, произведения уральских камнерезов на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне: «Изумительные капители и вазы, производимые там (Екатеринбургская гранильная фабрика. — Б. П.) из самых тяжёлых материалов, можно сказать, превосходили любые подобные произведения древнего искусства...».

Художественные изделия далёкого Урала необычайно широко разошлись по всему свету: их можно было встретить не только в Европе, но и даже в далёкой Австралии. Они популяризировали многообразие русского искусства, творчество талантливых художников из народа.

Искусство промышленного Урала знаменует собой одно из значительных достижений русской художественной культуры. Оно отразило творческую инициативу, пытливый ум рабочего человека, неумирающее мастерство. Без него нельзя себе представить весь подлинный размах русского декоративно-прикладного искусства.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

  1. Заселение Урала началось в глубокой древности, задолго до сложения основных современных народностей, в том числе русских. Однако, фундамент этногенеза ряда этносов, населяющих Урал поныне был заложен именно тогда: в энеолите-бронзовом веке и в эпоху Великого переселения народов. Поэтому можно утверждать, что фино-угорско-сомадийские и некоторые тюркские народности являются коренным населением этих мест.
  2. В процессе исторического развития на Урале происходило смешение многих народностей, в результате чего сложилось современное население. Его механистическое разделение по национальному или религиозному признаку сегодня немыслимо (благодаря огромного количеству смешанных браков) и поэтому на Урале нет места для шовинизма и межнациональной вражды.

Библиографический список

  1. История Урала с древнейших времен до 1861 г. \ под ред. А.А. Преображенского - М.: Наука, 1989. - 608 с.
  2. История Урала: Учебное пособие (региональный компонент). - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 260 с.
  3. Этнография России: электронная энциклопедия.