Урок в сельской школе картина. Устный счет в школе рачинского

известна многим. На картине изображена деревенская школа конца XIX века во время урока арифметики при решении дроби в уме.

Учитель - реальный человек, Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам его навыки и основы математического мышления. Эпизоду из жизни школы с творческой атмосферой, царившей на уроках, и посвятил своё произведение Богданов-Бельский, сам в прошлом ученик Рачинского.

Однако, при всей известности картины мало кто из видевших её вникал в содержание той "трудной задачи", которая на ней изображена. Состоит она в том, чтобы устным счетом быстро найти результат вычисления:

10 2 + 11 2 + 12 2 + 13 2 + 14 2
365

Талантливый педагог культивировал в своей школе устный счет, основанный на виртуозном использовании свойств чисел.

Числа 10, 11, 12, 13 и 14 обладают любопытной особенностью:

10 2 + 11 2 + 12 2 = 13 2 + 14 2 .

Действительно, так как

100 + 121 + 144 = 169 + 196 = 365,

Википедия для подсчета значения числителя предлагает следующий способ:

10 2 + (10 + 1) 2 + (10 + 2) 2 + (10 + 3) 2 + (10 + 4) 2 =

10 2 + (10 2 + 2·10·1 + 1 2) + (10 2 + 2·10·2 + 2 2) + (10 2 + 2·10·3 + 3 2) + (10 2 + 2·10·4 + 4 2) =

5·100 + 2·10·(1 + 2 + 3 + 4) + 1 2 + 2 2 + 3 2 + 4 2 =

500 + 200 + 30 = 730 = 2·365.

Как по мне, - слишком мудрено. Проще поступить иначе:

10 2 + 11 2 + 12 2 + 13 2 + 14 2 =

= (12 - 2) 2 + (12 - 1) 2 + 12 2 + (12 + 1) 2 + (12 + 2) 2 =

5·12 2 + 2·4 + 2·1 = 5·144 + 10 = 730,

730 = 2.
365

Приведенные рассуждения вполне можно осуществить устно - 12 2 , конечно, нужно помнить, удвоенные произведения квадратов двучленов слева и справа от 12 2 взаимно уничтожаются и их можно не считать, а 5·144 = 500 + 200 + 20, - не сложно.

Воспользуемся этим приемом и устно найдем сумму:

48 2 + 49 2 + 50 2 + 51 2 + 52 2 = 5·50 2 + 10 = 5·2500 + 10 = 12510.

Усложним:

84 2 + 87 2 + 90 2 + 93 2 + 96 2 = 5·8100 + 2·9 + 2·36 = 40500 + 18 + 72 = 40590.

Ряд Рачинского

Алгебра дает нам средство поставить вопрос об этой интересной особенности ряда чисел

10, 11, 12, 13, 14

более широко: единственный ли это ряд из пяти последовательных чисел, сумма квадратов первых трех из которых равна сумме квадратов двух последних?

Обозначив первое из искомых чисел через x, имеем уравнение

x 2 + (х + 1) 2 + (x + 2) 2 = (x + 3) 2 + (x + 4) 2 .

Удобнее, однако, обозначить через х не первое, а второе из искомых чисел. Тогда уравнение будет иметь более простой вид

(x - 1) 2 + x 2 + (x + 1) 2 = (x + 2) 2 + (x + 3) 2 .

Раскрыв скобки и сделав упрощения, получаем:

x 2 - 10x - 11 = 0,

откуда

х 1 = 11, x 2 = -1.

Существуют, следовательно, два ряда чисел, обладающих требуемым свойством: ряд Рачинского

10, 11, 12, 13, 14

и ряд

2, -1, 0, 1, 2.

В самом деле,

(-2) 2 +(-1) 2 + 0 2 = 1 2 + 2 2 .

Два!!!

Закончить я хотел бы светлыми и трогательными воспоминаниями автора авторского блога В. Искры в статье О квадратах двузначных чисел и не только о них…

Когда-то, в году примерно 1962-м, наша «математичка», Любовь Иосифовна Драбкина, дала эту задачу и нам, 7-классникам.

Я тогда очень увлекался только что появившимся КВН-ом. Болел за команду подмосковного города Фрязино. «Фрязинцы» отличались особым умением применять логический «экспресс-анализ» для решения любой задачи, «вытягивания» самого каверзного вопроса.

Быстро посчитать в уме я не мог. Однако, применив «фрязинский» метод, я прикинул, ответ должен выражаться целым числом. Иначе - это уже не «устный счет»! Этим числом не могла быть единица - даже если бы в числителе стояли одинаковые 5 сотен, ответ получался явно больше. С другой стороны, и до числа «3» он явно де дотягивал.

- Два!!! - выпалил я, на секунду опередив моего друга, Леню Струкова, лучшего математика нашей школы.

- Да, действительно два, - подтвердил Леня.

- Как Вы считали? - спросила Любовь Иосифовна.

- Я никак не считал. Интуиция - ответил я под хохот всего класса.

- Если не считал - ответ не считается - «скаламбурила» Любовь Иосифовна. Леня, а ты тоже не считал?

- Нет, почему же, степенно ответил Леня. Надо было сложить 121, 144, 169 и 196. Я попарно сложил числа первое и третье, второе и четвертое. Так удобнее. Получилось 290+340. Общая сумма, включая первую сотню - 730. Делим на 365 - получаем 2.

- Молодец! Но на будущее запомните - в ряду двузначных чисел - у первых пяти его представителей - есть удивительное свойство. Сумма квадратов первых трех чисел ряда (10, 11 и 12) равна сумме квадратов следующих двух (13 и 14). И равняется эта сумма 365. Легко запомнить! Столько дней в году. Если год не високосный. Зная это свойство, ответ можно получить за секунду. Без всякой интуиции…

* * *

…Прошли годы. Наш город обзавелся своим «Чудом Света» - мозаичными картинами в подземных переходах. Переходов было много, картин - еще больше. Темы были самыми разными - оборона Ростова, космос… В центральном переходе, под перекрестком Энгельса (сейчас - Большая Садовая) - Ворошиловский сделали целую панораму об основных этапах жизненного пути советского человека - родильный дом - детский сад - школа, выпускной бал…

На одной из «школьных» картин можно было увидеть знакомую сцену - решение задачи… Назовем ее так: «Задача Рачинского»…

…Проходили годы, проходили люди… Веселые и грустные, молодые и не очень. Кто-то вспоминал свою школу, кто-то при этом «шевелил мозгами»…

Замечательно поработали мастера-плиточники и художники, которыми руководил Юрий Никитович Лабинцев!

Сейчас «ростовское чудо» «временно недоступно». На первый план вышла торговля - в прямом и переносном смысле. Все же, будем надеяться, что в этом расхожем словосочетании - главным является слово «временно»…

Источники: Я.И. Перельман. Занимательная алгебра (Москва, «Наука», 1967), Википедия,


Полное название знаменитой картины, которая изображена выше: «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского ». Это картина русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского была написана в 1895 году, а сейчас висит в Третьяковской галерее. В этой статье вы узнаете некоторые подробности об этом известном произведении, кто такой был Сергей Рачинский, и самое главное — получите верный ответ на задание, изображенное на доске.

Краткое описание картины

На картине изображена сельская школа XIX века во время урока арифметики. У фигуры учителя есть реальный прототип — Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. Сельские школьники решают очень интересный пример. Видно, что он дается им непросто. На картине над задачей думают 11 учеников, но похоже, что только один мальчик догадался, как решать этот пример в уме, и тихо говорит свой ответ на ухо педагогу.

Николай Петрович посвятил эту картину своему школьному учителю Сергею Александровичу Рачинскому, который и изображен на ней в компании своих учеников. Богданов-Бельский очень хорошо знал героев своей картины, так как когда-то сам был в их ситуации. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил талант мальчика и помог ему получить художественное образование.

О Рачинском

Сергей Александрович Рачинский (1833-1902) — российский учёный, педагог, просветитель, профессор Московского университета, ботаник и математик. Продолжая начинания своих родителей, преподавал в сельской школе, даже несмотря на то что Рачинские - дворянский род. Сергей Александрович был человеком разносторонних знаний и интересов: в школьной художественной мастерской Рачинский сам проводил занятия по живописи, черчению и рисованию.

В ранний период учительской деятельности Рачинский вел поиски в русле идей немецкого педагога Карла Фолькмара Стоя и Льва Толстого, с которыми вёл переписку. В 1880-е года он стал главным в России идеологом церковно-приходской школы, начавшей соперничать с земской школой. Рачинский пришёл к выводу, что важнейшая из практических потребностей русского народа — это общение с Богом.

Что касается математики и счета в уме, Сергей Рачинский оставил в наследие свой знаменитый задачник «1001 задача для умственного счета », некоторые задания (с ответами) из которого вы сможете найти по .

Подробнее о Сергее Александровиче Рачинском читайте на странице его биографии в .

Решение примера на доске

Существует несколько способов решения выражения, написанного на доске на картине Богданова-Бельского,. Перейдя по этой ссылке , вы найдете четыре различных решения. Если в школе вы учили квадраты чисел до 20 или до 25, то скорее всего задача на доске не вызовет у вас особого труда. Это выражение равно: (100+121+144+169+196) разделить на 365, что в итоге равно 730 разделить на 365, то есть «2».

Кроме того, у нас на сайте в разделе « » вы можете познакомиться и с Сергея Рачинского, и узнать, что такое « ». И именно знание этих последовательностей позволяет решить задачу в считанные секунды, ведь:

10 2 +11 2 +12 2 = 13 2 +14 2 = 365

Юмор и пародийные интерпретации

В наши дни школьники уже не только решают некоторые популярные задачи Рачинского, но и пишут сочинения по картине «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», что не могло не отразиться на желании школьников пошутить над произведением. Популярность картины «Устный счет» отражена в многочисленных пародиях на нее, которые можно найти в Интернете. Вот лишь некоторые из них:

Наверняка, все, кто учился в школе (особенно в советское время), помнят картинку из учебника «Математика», в которой школьники пытаются решить пример, написанный на доске. Вспомнили? Я уверена, что да.

Не так уж часто баловали нас в то время какими-то для того, чтобы активизировать наше внимание и привить любовь к предмету. Большинство утверждали безапелляционно: «Вы должны учиться!» , «Это ваша работа», и т.д.

Но у любого (да и у взрослого человека, с более сознательным, так сказать, подходом) невольно возникнет вопрос: «А почему я ДОЛЖЕН учиться? ЗАЧЕМ мне это надо?».

И здесь можно пойти как минимум двумя путями. Первый – объяснить несознательному юному созданию его выгоды от учения. И сразу становится ясно, что это тупиковый ход. У современных школьников нет ориентиров и ценностей для того, чтобы стараться и «рвать когти», напрягаться и отказывать себе в чем-то. Не говорю, что таких детей совсем нет. Их достаточно, и среди моих учеников таких «сознательных элементов» немало. Но в основном, сейчас учатся либо из-под палки, либо, спустя рукава. И это огорчает.

Но во все времена, а сейчас особенно, перед стоял вопрос мотивации учащихся к обучению. И данная статья имеет цель пробудить интерес к математике такими приемами как устный счет.

«Как это можно сделать?», – спросите вы.

«Очень просто», – скажу я в ответ.

Достаточно посмотреть на картину русского художника Н. П. Богданова-Бельского «Устный счёт . В народной школе С. А. Рачинского».

Посмотрите, что на ней изображено. Это деревенская школа XIX века. Причем реальная, невыдуманная художником. И на картине – так же реальный человек, Рачинский Сергей Александрович (1833 – 1902), дворянского происхождения. Имя, возможно, не знакомое для большинства. Тем не менее, известная личность в учительских кругах в то время. Он был профессором Московского университета, доктором ботаники, хорошим литератором, членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук и др.

Заслуг С.А.Рачинского достаточно: начиная с того, что в 1872 году он создал школу с общежитием для крестьянских детей, сам преподавал там живопись и черчение и воспитал много известных личностей, создал первый в России учебник по «умственному счету». Но самое ценное для учителей математики в том, что он разработал уникальную методику обучения устному счёту.

Его известная фраза: «С поля за карандашом и бумагой не побежишь. Решать надо умственно» сама за себя говорит. И тут не поспоришь.

О Рачинском докладывали императору Александру III так:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житье в свое имение, в самой отдаленной лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живет там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведет, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Все, что у него есть, и все средства своего имения он отдает до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

А в ответ от Николая II звучали во славу великого мецената-педагога императорские слова:

«Школы, вами основанные и руководимые… стали …училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

Итак, что же изображено на картине, приковывающей свое внимание уже хотя бы тем, что на ней изображены дети. Да не просто резвящиеся или гоняющиеся за собачкой, играющие в прятки или ворующие в соседском саду яблоки (сколько подобных сюжетов нам известно из живописи)?

Картина “Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского”

На полотне художника Н. П. Богданова-Бельского выписан эпизод из жизни школы с той творческой атмосферой, которая царила на уроках математики, задаваемая преподавателями Татевской школы Рачинского.

На доске написан неказистый на первый взгляд вычислительный пример:

Но как он заинтересовал ребят, собравшихся у доски!

Кто-то задумался в одиночку, кто-то с группой одноклассников обсуждает свои идеи, кто-то прильнул к учителю, якобы прося поддержки и шепча ему свой ответ на ушко («А вдруг неправильно? Что тогда подумают ребята?»)

И казалось бы, не получится … и ладно. Это ж всего лишь пример. «Подумаешь…», – как говорит герой из мультфильма «В стране невыученных уроков».

И все же школьники напряженно думают, мыслят. А учитель присел в уголке как сторонний наблюдатель и … ни-ни. И хотелось бы, возможно, подсказать, направить мысль в нужное русло. Но на то и пример дан: сообразить, обдумать не спеша и выдать правильный ответ. А главное – проделать все умственные операции устно.

Уверена: предложи современным ребятам такой пример, большинство из них полезли бы сразу в портфели за калькуляторами. Разучились думать наши современные школьники напрягаться. А кто не поленился бы (или под рукой вовремя не оказалось бы «костылей для мозга»), тот, скорее всего, считал бы этот пример «в лоб», т.е. выполнял бы последовательно написанные действия. И тем самым усложнил бы себе «жизнь».

Но все гораздо проще и интересней. Смотрите:

Видите, все просто. А если знать свойство некоторых чисел о том, что сумма квадратов трех последовательных чисел равна сумме квадратов следующих за ними двух последовательных чисел, то можно было обойтись и без этих вычислений.

«Эта задача ещё и тем хороша, что она не только мозг оттачивает, но и для многих, далеко идущих, обобщений годна», – говорил С.А.Рачинский.

И задачи Рачинского также имеется. Но об этом я напишу позже.


Итак, главным героем сегодня была картина «». Недавно исполнилось 195 лет самому знаменитому уроку математики, который провел в крестьянской школе Оленинского уезда Смоленской губернии Сергей Александрович Рачинский. Именно он покинул университетскую кафедру, чтобы стать сельским учителем. И благодаря ему, Россия получила немало выдающихся деятелей культуры и искусства, среди которых были Третьяков, Николай Степанович и автор рассматриваемой в данной статье картины Николай Петрович Богданов – Бельский.

Какое влияние оказал на становление этих двух легендарных личностей С. А. Рачинский, мы рассмотрим в следующей статье. И заодно затронем актуальную на сегодня тему о влиянии личности учителя на подрастающее поколение.

Но если Вам интересно было познакомиться с личностью С.А.Рачинского и картиной «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского» художника Н.П. Богданова-Бельского, нажмите кнопочки ниже и поделитесь этим знанием с друзьями.

Когда я прихожу в Третьяковку с очередной группой, то, конечно же, знаю тот обязательный список картин,мимо которых нельзя пройти. Всё держу в голове. От начала до конца выстроенные в одну линию эти картины должны рассказать историю развития нашей живописи. Со всем тем, что являет собой не малую часть нашего национального достояния и духовной культуры. Это все картины, так сказать, первого порядка, которые невозможно обойти без того, чтобы история не оказалась бы ущербной. Но есть и такие, как бы совсем и не обязательные для показа. И мой выбор здесь зависит только от меня. От моего расположения к группе, от настроения, а ещё и наличия свободного времени.

Ну так вот, картина «Устный счет» художника Богдана – Бельского исключительно для души. И пройти мимо неё я никак не могу. Да и как пройти, потому как я заранее знаю, что внимание наших иностранный друзей именно у этой картины проявится до такой степени, что и не остановиться будет просто невозможно. Ну не оттаскивать же их насильно.

Почему? Этот художник ведь не из самых известных российских живописцев. Его имя знают по большей части специалисты – искусствоведы. Но эта картина заставит, тем не менее, остановится любого. И внимание иностранца она привлечёт в не меньшей степени.

Вот и стоим мы, и долго с интересом рассматриваем все в ней, даже и самые мелкие детали. И я понимаю, что мне и объяснять тут много не надо. Более того, я чувствую, как моими словами я могу даже и помешать восприятию увиденного. Ну так, как если бы я начинал давать комментарии в то время, когда ухо хочет насладиться захватившей нас мелодией.

И тем не менее сделать некоторые пояснения все же надо. Даже и необходимо. Что мы видим? А мы видим одиннадцать деревенских мальчиков погрузившихся в мыслительный процесс в поисках ответа на математическое уравнение, написанное на доске их хитроумным учителем.

Мысль! Как много в этом звуке! Мысль в содружестве с трудом создала человека. Лучшее свидетельство тому явил нам Огюст Роден своим Мыслителем. Но когда я смотрю на эту знаменитую скульптуру, а я видел её оригинал в музее Родена в Париже, то во мне она рождает какое-то странное чувство. И, как ни странно, – это чувство страха, и даже ужаса. Какой-то звериной мощью веет от мыслительного напряга этого существа, поставленного во дворе музея. И мне невольно видятся чудные открытия, которые готовит нам в своем мучительном мыслительном потуге это сидящее на скале существо. Например, открытие атомной бомбы, грозящей уничтожить само человечество вместе с этим Мыслителем. А мы уже доподлинно знаем, что этот звероподобный человек придет к изобретению ужасной бомбы, способной стереть всё живое на земле.

А вот мальчики художника Богдана – Бельского, меня совсем не пугают. Напротив. Я смотрю на них и чувствую, как в душе моей рождается тёплая симпатия к ним. Хочется улыбаться. И радость чувствую, которая приливает к моему сердцу от созерцания трогательной сцены. Мыслительный поиск, выраженный в лицах этих мальчишек, меня восхищает и волнует. А еще заставляет задуматься и вот ещё о чём.

Картина была написана в 1895 году. А несколькими годами ранее в 1887 году был принят печально известный циркуляр.

Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей, то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». Боже мой, какой чудный канцелярский слог.

И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей.

Вот так! А теперь посмотрите на этих юных быстрых разумом Невтонов в лаптях и скажите, много ли у них шансов стать «разумными и великими».

Хотя может быть кому-то и повезет. Потому как повезло им всем с учителем. Знаменит он был. Да ещё и был он учитель от Бога. Звали его Сергей Александрович Рачинский. Сегодня его почти и не знают. А он так заслужил всею своею жизнью, чтобы остаться в нашей памяти. Посмотрите на него повнимательней. Вот он сидит в окружении своих лапотных учеников.

Он был ботаником, математиком, а ещё профессором Московского университета. Но главное, он был учителем не только по профессии, но и по всему его душевному складу, по призванию. И любил детей.

Набравшись учености, он вернулся в своё родное село Татево. И он построил эту школу, которую мы видим на картине. Да ещё и с общежитием для деревенских ребятишек. Потому как, скажем правду, принимал он в школу не всех. Сам отбирал не в пример Льву Толстому, которых принимал в свою школу всех окрестных ребятишек.

Рачинский создал собственную методику для устного счета, которую могли, конечно, усвоить не все. Только избранные. Он хотел работать с отборным материалом. И добивался желанного результата. Поэтому пусть вас не удивляет то, что столь сложную задачку решают детки в лаптях и рубахах на выпуск.

А художник Богданов – Бельский и сам прошёл эту школу. И разве мог он забыть своего первого учителя. Нет, никак не мог. И эта картина – дань памяти любимому учителю. А Рачинский преподавал в этой школе не только математику, но еще наряду с другими предметами живопись и рисунок. И он первым заметил тяготение мальчика к живописи. И он же направил его продолжить изучать этот предмет не куда-нибудь, а в Троице-Сергиевскую лавру, в иконописную мастерскую. А дальше – больше. Продолжил юноша постигать искусство живописи в не менее знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества, что на Мясницкой улице. А какие учителя у него были! Поленов, Маковский, Прянишников. А потом ещё и Репин. Одну из картин молодого художника «Будущий инок» купила сама императрица Мария Федоровна.

То есть выдал ему Сергей Александрович путёвку в жизнь. И как после этого мог отблагодарить своего учителя уже состоявшийся художник? А вот только этой самой картиной. Это самое большой, что мог он сделать. И правильно сделал. Благодаря ему и мы тоже имеем сегодня зримый образ этого замечательного человека, учителя Рачинского.

Повезло, конечно, мальчику. Просто невероятно повезло. Ну, кто он был? Внебрачный сын батрачки! И какое у него могло быть будущее, не попади он в школу знаменитого учителя.

Учитель написал на доске математическое уравнение. Вы можете легко его разглядеть. И переписать. И попытаться решить. Однажды в моей группе был учитель математики. Тот старательно переписал уравнение на бумажку в блокнотике и стал решать. И решил. И потратил на то не менее пяти минут. Попробуйте и вы. А я вот даже и не берусь. Потому как в школе у меня не было такого учителя. Да я думаю, что если бы даже и был, ничего бы у меня не получилось. Ну не математик я. И по сей день.

И понял я это уже в пятом классе. Пусть и был я ещё совсем мелким, но уже и тогда понял, что все эти скобки и закорючки никак, никоим образом в жизни мне не пригодятся. Не выйдут никаким боком. И никак эти циферки душу мою не волновали. Напротив, только возмущали. И не лежит у меня душа к ним и по сей день.

Я тогда ещё неосознанно находил мои потуги в решении всех этих циферок со всякими значками бесполезными и даже вредными. И ничего кроме тихой и невысказанной ненависти они у меня не вызывали. А уж когда пришли всякие косинусы с тангенсами, то наступил полный мрак. Меня бесило то, что вся эта фигня алгебраическая только отрывала меня от более полезных и увлекательных вещей в мире. Например, от географии, астрономии, рисовании и литературы.

Да, не усвоил я с тех пор то, что такое котангенсы и синусы. Но и никаких страданий и сожалений по этому поводу не испытываю. Отсутствие этих знаний ну никак не сказалось на всем моей уже и не маленькой жизни. Для меня и сегодня является загадкой, как это электроны бегают с невероятной скоростью внутри железного провода на жуткие расстояния, создавая электрический ток. Да и это ещё не все. В какую-то мелкую долю секунды, они вдруг могут остановиться и побежать дружно обратно. Ну и пусть бегают, думаю я. Кому это интересно, вот пусть он этим и занимается.

Но вопрос не в этом. А вопрос состоял в том, что я даже и в те мелкие мои годы не понимал, зачем было мучить меня тем, что душа отвергала напрочь. И я был прав в этих моих болезненных сомнениях.

Позже, когда я сам стал учителем, я нашёл ответ всему. А объяснение состоит в том, что есть такая планка, такой уровень знаний, который должна заложить государственная школа, чтобы страна не отстала в своём развитии от других, идя на поводу у двоечников вроде меня.

Чтобы найти бриллиант или крупицу золота, нужно переработать тонны пустой породы. Её называют отвальной, ненужной, пустой. Но без этой ненужной породы и бриллианта с крупинками золота, не говоря уж о самородках, тоже не найти. Ну так вот я и мне подобные и были этой самой отвальной породой, которая только и нужна была, чтобы взрастить нужных стране математиков и даже вундеркиндов математических. Но как я мог знать тогда об этом со всеми моими потугами решить уравнения, которое добрый учитель писал нам на доске. То есть я своими муками и комплексами неполноценности способствовал рождению настоящих математиков. И от этой очевидной истины никак не уйти.

Так было, так есть и так будет всегда. И мне это сегодня доподлинно известно. Потому как я не только переводчик, но ещё и учитель французского языка. Я преподаю и совершенно точно знаю, что из моих учеников, а в каждой группе их приблизительно по 12, язык будут знать два много три ученика. Остальные – отстой. Или отвальная порода, если хотите. В силу разных причин.

Это вы на картине видите одиннадцать увлеченных мальчиков с горящими глазами. Но это картина. А в жизни-то совсем не так. И это вам скажет любой учитель.

Причины разные, почему не так. Чтобы быть понятым, приведу следующий пример. Приходит ко мне мамаша и спрашивает, сколько мне потребуются времени, чтобы научить её мальчика французскому языку. Я не знаю, что ей ответить. То есть знаю, конечно. Но не знаю, как ответить, не обидев напористую мамашу. А ответить ей надо следующее:

Язык за 16 часов – это только по телевизору. Я не знаю степень заинтересованности и мотивации вашего мальчика. Нет мотивации - и посади с вашим дорогим дитём хоть троих профессоров-репетиторов, ничего не выйдет. А потом есть и такая ещё важная вещь, как способности. А у одних эти способности есть, а у других их вовсе и нет. Так гены, Бог или ещё кто-то неведомый мне решил. Вот, к примеру, девочка хочет научиться бальным танцам, а Бог не дал ей ни чувства ритма, ни пластики, ни, просто о ужас, соответствующей фигуры (ну толстая стала или долговязая). А так хочется. Что тут будешь делать, если сама природа встала поперёк. И так ведь в каждом деле. И в изучении языка тоже.

Но вот, правда, в этом месте мне хочется поставить большую запятую самому себе. Не все так просто. Мотивация – вещь подвижная. Сегодня её нет, а завтра появилась. То есть то, что случилось со мной самим. Моя первая учительница французского, дорогая Роза Наумовна, как бы сильно подивилась, узнав, что именно её предмет станет делом всей моей жизни.

*****
Но вернёмся к учителю Рачинскому. Признаюсь, что его портрет меня интересует неизмеримо больше, чем личность художника. Он был родовитым дворянином и совсем не бедным человеком. У него было свое поместье. И ко всему этому у него была учёная голова. Ведь это именно он перевёл впервые «Происхождение видов» Чарльза Дарвина на русский язык. Хотя вот странный, поразивший меня факт. Он был глубоко религиозным человеком. И при этом переводил абсолютно отвратную его душе знаменитую материалистическую теорию

Он жил в Москве на Малой Дмитровке, и был знаком со многими известными людьми. Например, со Львом Толстым. И именно Толстой подвигнул его на дело народного просвещения. Ещё в юности Толстой увлекался идеями Жана Жака Руссо, Великий просветитель был его кумиром. Тот, к примеру, написал замечательный педагогический труд «Эмиль или о воспитании». Я и не только его читал, но писал по нему курсовую работу в институте. По правде сказать, Руссо, как мне казалось, выдвигал в этом труде идеи ну более, чем оригинальные. А самого Толстого увлекла следующая мысль великого просветителя и философа:

«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он принуждает одну почву питать растения, взращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года. Он уродует свою собаку, свою лошадь, своего раба. Он все перевертывает, все искажает, любит безобразие, чудовищное. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа,- не исключая и человека: и человека ему нужно выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду»

И на склоне лет Толстой и попытался претворить в жизнь выше изложенную замечательную мысль. Он писал учебники и пособия. Написал знаменитую «Азбуку» Писал и детские рассказы. Кто ж не знает знаменитого Филиппка или рассказа про косточку.
*****

Что касается Рачинского, то тут, что называется, встретились две родственные души. Да так, что вдохновлённый идеями Толстого, Рачинский покинул Москву и вернулся в свое родовое село Татево. И построил по примеру знаменитого писателя на свои деньги школу и общежитие для одарённых деревенских детишек. А потом и вовсе стал идеологом церковно – приходской школы в стран.

Эта вот его деятельность на ниве народного просвещения была замечена на самом верху. Вот прочтите, что пишет о нём Победоносцев императору Александру III:

«Вы изволите припомнить, как несколько лет тому назад я докладывал Вам о Сергее Рачинском, почтенном человеке, который, оставив профессорство в Московском университете, уехал на житьё в своё имение, в самой отдалённой лесной глуши Бельского уезда Смоленской губернии, и живёт там безвыездно вот уже более 14 лет, работая с утра до ночи для пользы народной. Он вдохнул совсем новую жизнь в целое поколение крестьян… Стал поистине благодетелем местности, основав и ведёт, с помощью 4 священников, 5 народных школ, которые представляют теперь образец для всей земли. Это человек замечательный. Всё, что у него есть, и все средства своего имения он отдаёт до копейки на это дело, ограничив свои потребности до последней степени»

А вот что пишет сам Николай второй на имя Сергея Рачинского:

«Школы, вами основанные и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений. Близкая сердцу Моему забота о народном образовании, коему вы достойно служите, побуждает Меня изъявить вам искреннюю Мою признательность. Пребываю к вам благосклонный Николай»

В заключении, набравшись смелости, я хочу добавить к высказываниям двух выше упомянутых особ несколько слов от себя. Слова эти будут об учителе.

В мире есть много профессий. Всё живое на Земле занято тем, чтобы продлить своё существование. И прежде всего тем, чтобы найти себе что-то на пропитание. И травоядные и плотоядные животины. И большие и самые маленькие. Все! И человек тоже. Но у человека возможностей таких превеликое множество. Выбор занятий преогромен. То есть занятий, которым предается человек ради того, чтобы заработать себе на хлеб, на жизнь.

Но из всех этих занятий есть ничтожный процент тех профессий, которые могут дать полное удовлетворение для души. Абсолютное большинство из всех прочих дел сводится к рутинному, ежедневному повторению одного и того же. Одних и тех же действий умственного и физического порядка. Даже и в так называемых творческих профессиях. Не буду даже их и называть. Без малейших шансов для духовного роста. Штампуй одну и ту же гайку всю жизнь. Или езди по одним и тем же рельсам в прямом и переносном смысле до скончания твоего необходимого для пенсии рабочего стажа. И ничего здесь не поделаешь. Таково наше человеческое мироздание. Устраивается в жизни кто как может.

Но, повторяю, немного профессий, в которых вся жизнь и все дело жизни основано исключительно на душевной потребности. Одна из них – Учитель. С большой буквы. Знаю, о чем говорю. Поскольку сам в этой теме уже долгие годы. Учитель – это и крест земной, и призвание, и мука, и радость всё вместе. Без всего этого нет учителя. А таких хватает, даже и среди тех, у кого в трудовой книжке в графе профессия написано – учитель.

И доказывать свое право на то, чтобы быть учителем надо каждый день, с той самой секунды, когда ты переступил порог класса. А это иной раз так нелегко. Не надо думать, что за этим порогом тебя ждут только счастливые мгновения твоей жизни. И не надо также и рассчитывать на то, что встретит тебя мелкий народец весь в ожидании знаний, который ты готов вложить в их головы и души. Что всё классное пространство населено сплошь ангелоподобными, бестелесными херувимами. Эти херувимы умеют иной раз так кусаться. Да ещё и как больно. Эту блажь, нужно выкинуть из головы. Как раз напротив надо помнить, что в этом светлом с огромными окнами помещении поджидают тебя безжалостные зверьки, которым ещё предстоит трудный путь к тому, чтобы стать человеками. И именно учитель должен их провести по этому пути.

Я отчетливо помню одного такого "херувима", когда во время стажировки впервые явился в класс. Меня предупредили. Есть там один мальчик. Очень не простой. И Бог вам в помощь справиться с ним.

Сколько времени прошло, но я и до сих пор его помню. Хотя бы потому, что у него была какая-то странная фамилия. Ноак. То есть я знал, что НОАК – это Народная освободительная армия Китая. Но вот тут… Я зашёл и моментально вычислил этого засранца. Этот шестиклассник, сидевший за последней партой, при моём явлении положил одну из своих ног на стол. Все встали. Кроме него. Я понял, что этот Ноак захотел сразу же таким манером заявить мне и всем остальным о том, кто тут у них хозяин.

Садитесь, дети, - сказал я. Все сели и с интересом стали ждать продолжения. Нога Ноака оставалась всё в том же положении. Я подошёл к нему, ещё не зная, что мне делать и что говорить.

Ты что же так весь урок и будешь сидеть? Очень неудобная поза! – промолвил я, чувствуя, как во мне поднимается волна ненависти к этому наглецу, вознамерившемуся сорвать мой первый в жизни урок.

Он ничего не ответил, отвернулся и сделал нижней губой движение вперёд в знак полного презрения ко мне.И даже плюнул в сторону окна. А дальше уже не соображая, что делаю, схватил я за шиворот и пинком под зад вышиб его из класса в коридор. Ну молодой ещё был и горячий. В классе установилась необыкновенная тишина. Как если бы он был совершенно пуст. Все ошалело смотрели на меня. «Во дает» - кто-то громко прошептал. В голове мелькнула отчаянная мысль: «Всё, в школе мне делать больше нечего! Конец!» И сильно ошибся. Это было только начало предлинного пути моего учительства.

Пути счастливых пиковых радостных мгновений и жестоких разочарований. Вспоминается мне при этом другой учитель.Учитель Мельников из фильма «Доживём до понедельника». Был день и час, когда и его постигла глубокая депрессуха. И было от чего! «Сеешь тут разумное, доброе вечное, а вырастает белена – чертополох», - сказал он в сердцах однажды. И захотел уйти из школы. Совсем! И не ушёл. Потому что, если ты настоящий учитель, то это уже для тебя навсегда. Потому как ты понимаешь, что ни в каком другом деле ты уже не найдешь себя. Не выразишь себя по самой полной. Взялся – терпи. Великий долг и высокая честь быть учителем. И именно так и понимал это Сергей Александрович Рачинский, сам по доброй воле поставивший себя на весь свой пожизненный срок у черной классной доски.

P.S.Если вы все-таки попытались решить это уравнение на доске, то правильный ответ будет 2.