Проект "приобщение детей к истокам русской народной культуры". Подготовительная к школе группа

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Дуванова Наталья Александровна,

старший воспитатель

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых- прививать детям любовь к прекрасному, развивать в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества, приобщать детей к истокам русской народной культуры. Старая поговорка гласит: «Все новое- хорошо забытое старое».

Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую он впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с родной культурой с самого раннего детства.

Педагоги нашего детского сада в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующую цель: формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры и народным традициям.

Задачи:

    Формировать основы национального самосознания и любви к Отечеству;

    Развивать интерес к исконно русским традициям;

    Знакомить со значительной частью культурного опыта наших предков: жилищем, предметами быта, ремеслами, фольклором, традициями и декоративно-прикладным искусством;

    Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства;

    Знакомить с особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

    Приобщать детей к богатству русской речи, расширять их словарный запас;

    Осуществлять взаимосвязь изобразительного искусства с устным фольклором.

Исходя из того, что важным условием развития детского творчества, поддерживания интереса детей к культуре предков, служит развивающая среда, педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют обогащению содержания развивающей среды.

Поддержание познавательного интереса в дошкольном возрасте требует использование разных форм и приемов работы, в том числе характерных для музейной педагогики. Организация деятельности в мини-музеях предусматривает включение ребенка в разнообразные игры, театральные действия, изобразительную деятельность, а также проведение музейных занятий. Работа с экспонатами музея таит в себе большие возможности, сближает ребенка с окружающим миром.

В детском саду действует мини-музей «Русская изба». Здесь проходят встречи и посиделки, здесь можно познакомиться с жемчужинами народной мудрости и просто попить чай из самовара.

Мини-музей «Курочка-Рябушечка» - Цель которого - Расширить представление детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки, со сказками о ней, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к животным.

Мини-музей «Наша родина – Россия» - Цель которого- познакомить детей с историей, культурой, природными особенностями нашей страны (своего села, региона), воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время , с историческими и памятными местами. Развивать речь, формировать представление об историческом времени.

Для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности оборудована изостудия «Радуга», где детей знакомят с различными видами искусства: графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством. В изостудии созданы уголки народных промыслов России – дымковской игрушки, золотой хохломы и Гжели.

Создана театральная студия. Привлекая ребенка к участию в театрализованных играх, мы помогаем детям справиться с эмоциональными переживаниями, восполнить дефицит общения, организовать свой досуг. Дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра. Содержание театрализованных игр строится на детских песенках, потешках, сказках. Готовые спектакли показывают родственникам и друзьям наших артистов.

Народное искусство в воспитательно- образовательной работе с детьми используется педагогами ДОУ в различных видах деятельности:

В интегрированной форме: как при проведении НОД, так и в процессе самостоятельной деятельности детей.

Погружение детей в разнообразную эстетическую среду, благодаря практической деятельности по созданию различных поделок, украшений, изучению народного фольклора позволяет привить у детей чувство прекрасного.

Все работы детей по декоративно-прикладному искусству оформляются в виде разнообразных выставок, как в фойе детского сада, так и в групповых. В музыкальном зале действует выставка «Арт-салон «Волшебный сундучок»»

Знакомство с музыкальным фольклором осуществляется как при проведении НОД по музыке, так и на других НОД. В повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Так уже стало традицией проведение «Колядок», «Масленицы», «Троицы», «Пасхальных перезвонов», «Посиделок».

На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером.

При проведении обрядовых праздников обращаем внимание детей на принципы изготовления и ношения русского костюма, проводятся беседы о правильности проведения тех или иных обрядовых действий. Проведение тематической беседы является очень важным при ознакомлении детей с традициями и культурой народа.

Активное участие по приобщению детей к традициям и народной культуре принимают родители. Они являются инициаторами и активными участниками пополнения развивающей среды детского сада изделиями народных промыслов и экспонатами в музей, проявляют интерес к образовательному процессу, принимают непосредственное участие в разнообразных мероприятиях.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, несет красоту детям. Знакомя дошкольников с изделиями народных мастеров, с народными традициями, с фольклором, народными песнями, танцами, играми мы стараемся приобщить детей к народной культуре, помогаем им войти в мир прекрасного, развивая их творческие способности.

Общение с народным искусством обогащает душу ребенка, прививает любовь к родному краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Соприкосновение с народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Список использованных источников.

    Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии» , 2014г. кн.1., кн.2.

    «Ребенок в детском саду» № 1, 2014г. с.75.

    «Ребенок в детском саду» № 6, 2015г. с. 55.

    Шорыгина Т.А. «Беседы о профессиях» М., 2012

    Интернет-ресурсы.

Обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" по воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину через глубокое познание духовного богатства своего народа, освоение народной культуры. С помощью изучения основ народной культуры приобщение детей к части великого целого – своего народа, своей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме: «Приобщение детей к истокам народной культуры».

г. Ханты-Мансийск МБДОУ № 11 «Радуга», Воспитатель Замковая Оксана Алексеевна

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине».

В.А. Сухомлинский

Актуальность темы:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальна сегодня – не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. В настоящее время идет рост интереса к истории нашего государства и общества в целом. С помощью изучения основ народной культуры появляется возможность дать детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны.

Цель: Совершенствовать знания детей о русской народной культуре.

Задачи:

  1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных праздников.
  2. Познакомить детей с обрядами, обычаями гостеприимства русского народа.
  3. Совершенствовать знания детей о сезонных приметах.
  4. Формировать представления детей посредством сказок, былин, песенки, заклички, о культуре своего народа, ее богатства и разнообразия.
  5. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.

Прогнозируемый результат:

Приобщение детей к национальной традиционной культуре позволит ребенку познакомиться с окружающим миром, осознать свое место в нем, развить интеллект, возможность развивать в ребенке творческие способности, самостоятельность, формировать наглядно-образное мышление, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Работа с детьми ориентирована на четыре возрастные ступени: младший возраст – от 3-4 лет; средний возраст – от 4-5 лет; старший возраст – от 5-6 лет; подготовительную к школе группу – от 6-7 лет.

Первый этап работы – организация развивающей среды.

Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные.

В детском саду создан мини-музей народной старины «Русская изба». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. В «Светлой горнице» собраны предметы русского быта: чугунок, кадка, сундук, самовар, деревянная и глиняная посуда, расшитые полотенца, русский народный костюм и т.д.

Большинство основной части НОД по приобщению детей к национальной культуре проводятся в «Светлой горнице». Воспитатель выступает в роли хозяйки избы, которая естественным образом привлекает детей к своим повседневным делам и заботам (вышивке, стряпне и пр.).

Система НОД в «Светлой горнице» включена в расписание НОД ДОУ и включает в себя активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Часто НОД в «Светлой горнице» завершается чаепитием из самовара или, в соответствии с целью, угощением для детей.

Второй этап – организация образовательного процесса.

В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры, по народным подвижным играм, которые сочетаются с комплексной программой В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой «Детство».

Формы работы с детьми:

НОД: социальный мир, речевое развитие, мир музыки, природный мир, мир искусства и художественная деятельность, физическое развитие; культурно - досуговая деятельность: «День именинника» 1 раз в месяц, просмотр театрализованных представлений 1 раз в месяц, праздники, развлечения, тематические вечера и досуги (календарные и народные: колядки, Масленица, Вербное Воскресение, Пасха и т.д.),

Игровая деятельность: дидактические игры, театрализация, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры.

Основной формой работы с детьми является НОД, которая проводится как фронтально, так подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД. Кроме этого, в разных разделах учитываются темы по русской культуре. Например, цикл НОД «Социальный мир»: одно занятие в месяц посвящается традиционной культуре, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря. НОД по приобщению к истокам русской народной культуры проблемно связываются с НОД «Мир искусства и художественная деятельность» (рисование, лепка, ручной труд, аппликация). НОД по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством занимают особое место в педагогическом процессе детского сада.

Приобщение малышей к творчеству русских умельцев начинаем со средней группы. В детском саду накопился опыт работы с дымковской, Городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи у нас имеются пособия, составлены перспективные планы, конспекты НОД. Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними. Особый интерес вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного педагоги знакомят с особенностями этой игрушки. А старшие дети знакомятся с историей ее возникновения и со сведениями о создававших ее мастерах; пробуют составлять небольшие рассказы, где действующим лицом является матрешка. Детям очень нравятся хороводные игры с участием матрешки. В зависимости от тематики НОД в группах оформляются выставки детских работ: «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Гжель».

В ходе НОД по речевому развитию предусматривается специальная работа с родным словом, знакомство детей с устным народным творчеством. Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством начинаем с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала педагоги максимально учитывают возрастные возможности детей. Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомим и с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют куклам и про Кота-воркота, и про гулей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, все большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, используется беседа. Педагоги детского сада организуют беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых есть названия предметов русского быта; стараются раскрыть происхождение пословиц и поговорок, такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку – значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно сложно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.

Наряду с НОД организуются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т.д. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту. Регулярно проводятся народные праздники: Осень золотая, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для ребят. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, рождаемые действиями персонажа. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулируют интерес детей, усиливает их впечатление и переживание, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные духовные и эстетические ценности.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.

Работа с родителями.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческий деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении групп к русским народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица», участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.

Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.

Данные мониторинга за 2012-2013 учебный год показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Воспитанники детского сада:

1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки.

2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Литература:

  1. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  2. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.

Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.

В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.

Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.

Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.

Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.

Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.

Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

Декоративно- п рикладное искусство Народные праздники Фольклор Знакомство с окружающими предметами Направления работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

«Надо поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». » Я. А. Каменский.

организация совместной работы с родителями создание п редметно- развивающей среды и нтеграция со всеми образовательными областями комплексное использование разных п едагогических методов Условия работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Воспитатель МБДОУ №31 «Заря» Иванова Светлана П етровна

Предварительный просмотр:

«Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»

Воспитатель МБДОУ детский сад №31 «Заря»

Иванова Светлана Петровна

Пятигорск 2016 г.

«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин.

В последнее время наша страна столкнулась с новыми вызовами современного мира. Внешние факторы разрушения идеологии России, её духовности, морали и нравственности, формируют новую, чуждую россиянам идеологию.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются анти супружеские, анти родительские, анти семейные установки.

У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Время неумолимо требует пересмотра всего того, что сегодня не соответствует требованиям современного процесса обновления общества.

Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений: праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

Для работы с детьми в нашей группе по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нами были выбраны следующие направления:

1. Знакомство с окружающими предметами . В группе организована и действует полочка Красоты; на неё воспитатель выставляет предметы народного декоративно – прикладного искусства в соответствие с запланированной тематикой, знакомит с традиционными предметами быта и ремесленными инструментами.

2. Ф ольклор . В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

В русском фольклоре сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, что позволяет использовать фольклорные формы в течение всего дня общения с детьми.

3. Народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

4. Народное декоративно-прикладное искусство. С разными видами рукоделия и ремесла. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.

Ещё Ян Амос Коменский писал, что надо «поставить дело так, чтобы при одной работе выполнялось двойное или тройное дело, чтобы всякая работа приносила более чем один результат. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Например, многократное использование и повторение произведений устного народного творчества воспитателем в режимных моментах позволяют заучивать непроизвольно некоторые произведения народного творчества, начиная с раннего и младшего возраста детей. (Загадки, потешки, народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки).

Опыт использования малых фольклорных форм в младшем возрасте достаточно обширен. Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте? Нужно отметить, что уже достаточно развитое чувство юмора и самоконтроль в поведении, позволяют учить детей использовать в особых конфликтных или щекотливых ситуациях. Например, ребёнок бегает по участку на прогулке, мешает другим детям играть, не реагирует на замечания детей и педагога, падает. Начинает плакать больше от обиды. Воспитатель предлагает обыграть ситуацию.

Чигарики-чигарок,

Повалился комарок.

Со дуба на пенье,

На сыро коренье.

Прилетели мухи,

Мухи-горюхи,

Подхватили комарочка,

Доносили до дубочка.

Посадили на дубок

Под зелёненький листок:

Сиди…Отсиживайся!

Как правило все участники мини-инсценировки начинают смеяться. Забывая об обидах, а виновник ситуации, понимает без поучений, что так поступать не нужно.

Есть различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок – жадность, трусость, нытьё, хвастовство. А эти дразнилки порицают негативные качества:

Жадина-говядина, дырявый барабан! Кто на нем играет? Вовка - таракан!

Интересно использовать дразнилки в старшем возрасте, в качестве метода коррекции поведения.

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Починить можно.

Иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал – ах, хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям. Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев, всегда громко, во-первых, чтобы все слышали, а во-вторых, в словесный поединок лучше вступать с безопасного расстояния, а то ведь и сдачу получить можно. С помощью дразнилок дети учатся не только различать плохое и хорошее, выражать свое негативное отношение к какому-то явлению, но и развивают умение подбирать слова, рифму. Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

Таким образом, фольклор учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

Антон Семёнович Макаренко делится опытом: «работа по патриотическому воспитанию дошкольников связано с их физическим воспитанием. Будущие граждане страны должны расти сильными, ловкими и здоровыми».

Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о нравственных ценностях. Народная подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка-выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую. Это знакомые программные классические русские народные игры: «Гуси-гуси», «Обыкновенные жмурки», «У медведя во бору», «Гори, гори ясно» и др.

На занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке мы используем разнообразные игры, в том числе и народов Северного Кавказа.

Например, армянская игра, «Перетягивание палки»

Цель игры: развитие силы, выдержки, укрепление мышц туловища.

Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок, или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги.

Правила игры: выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.

Или, кабардинская народная игра «Пастух»

Из числа играющих выбираются пастух и волк, остальные - овцы. Чертится круг - луг, внутри которого собираются пастух и овцы, по внешней стороне ходит волк. Овцы стоят позади пастуха, обхватив друг друга за пояс. Волк обращается к пастуху: «Я – волк! Твоих овец унесу!» Пастух отвечает: «Я пастух смелый, овец не отдам!» Услышав, не отдам, волк старается дотянуться до овец. Пастух, расставив руки в стороны, защищает овец от волка, не позволяя ему дотронуться до них. Волк, в случае удачи уводит добычу с собой. Игра начинается сначала, но меняются роли.

Н.К.Крупская. «Такую задачу (патриотическое воспитание) можно решить, только умело сочетая наблюдение непосредственного окружения с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам. Искусство шире откроет ребенку окно в мир, поможет сделать необходимые обобщения, будет способствовать пробуждению чувств».

Использование народной культуры в художественно-эстетической области развития детей дошкольного возраста достаточно широко используется и освещено в программах образования, соответствующих требованиям ФГОС. Произведения народного прикладного искусства играют важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста, способствуя развитию фантазии, воображения, образного мышления.

Использование образов народного искусства в организованной деятельности и в повседневной жизни, способствуют воспитанию детей духовно богатых, умеющих любить и ценить то, что признано народом. Ознакомление с народной игрушкой, песенкой, музыкальной игрой или хороводом оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Такая обширная работа невозможна без участия родителей. Передача опыта и традиций народа, прежде всего, осуществляется через семью. В ходе реализации задач по ознакомлению детей с народным культурным наследием мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Использование творческий поиск, расширяет кругозор детей, развивает речь детей, развивает исследовательские навыки детей. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом деятельности. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической жизни.

Таким образом, опытная работа, проведённая нами, показала, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре возможна, необходима и доступна при выполнении следующих условий:

  1. комплексное использование разных педагогических методов: наглядного, практического, словесного, в их взаимодействии в условиях реализации деятельного подхода;
  2. тесное взаимодействие с эмоционально – нравственным, эстетическим, физическим развитием ребёнка;
  3. создание предметной среды, способствующей введению ребёнка в мир народной культуры, быта и традиций;
  4. организация совместной работы с родителями на позициях партнёрства и сотрудничества.

Литература

  1. Данилина Г. Н «Дошкольнику – об истории и культуре России» /пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 –2005 годы/
  2. Зацепина М. Б, Антонова Т.В. « Народные праздники в детском саду» /М., 2005/
  3. Карачунская Т. Н. « Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ»/ М., 2005/
  4. Князева О.Л.,. Маханёва М. Д Программа. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры./ Санкт - Петербург 1999/
  5. Коломейченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста / Пермь, 2003/
  6. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. /М.,2014/
  7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред, Комаровой Т. С., М., Педагогическое общество России 2012/

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания.

Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

    утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

    исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

    забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье;

    девочки, носительницы родового уклада, равнодушны к своим матерям и собственным детям, воспитывают своих детей рабами сиюминутных удовольствий.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей. Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, я пришла к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости.

Отсутствие раздела нравственно-эстетического воспитания в программе Л.А.Венгера «Развитие», побудило меня к созданию своей системы работы, которая направлена на всестороннее развитие личности ребенка, формирование его духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание и развитие его художественно – творческих способностей.

При разработке системы работы учитывался обязательный минимум по формированию нравственно – эстетических качеств и художественно – творческих способностей дошкольников.

Отличительной чертой моей системы является то, что в процессе реализации используется композиция «Семья», состоящая из шести ростовых кукол в русских народных костюмах, которая способствует приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры. Ведь именно в семье начинается для ребенка открытие мира и постижение самого себя в огромном, пугающем своей неизвестностью пространстве.

Система работы включает в себя:

    Диагностику сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей;

    Создание предметно пространственной среды;

    Организацию кружка «Наши умелые ручки»;

    Взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей.

На начальном этапе, опираясь на рекомендации Л.С.Куприной и Т.А.Будариной, нами была оформлена «зона народной культуры» - «изба». В свободном помещении детского сада соорудил деревянный сруб. Здесь, «сложили» печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. Большая часть экспонатов – реликвии моей семьи по материнской линии и собранные мной предметы быта в селе Мезенское Свердловской области, в котором родилась я сама. В «избе» теперь есть выбитые старинные занавески, люлька, прялки, божница, чугунок, ухват, самовар, деревянные ложки, кринки, кухонная посуда, расшитые полотенца.

Важным атрибутом «избы» является кукольная композиция «Семья» в русских народных костюмах. Костюмы созданы на основе достоверных этнографических данных по схемам – выкройкам русских народных костюмов, бытовавших с конца 18 –го до начала 20-го веков.

Приобщение детей к семейно – бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель в семье – это семья!

Так родилась идея создания «кукольной семьи». Куклы сопровождают нас всю жизнь, они не только развлекают, но и поучают. Куклы доступны, понятны, интересны всем детям. Вот почему я решила создать не одну или две куклы, а целую семью - образ той семьи, которая растила меня.

Наши куклы вызывают только положительные эмоции.

«Батюшка» - мужчина в возрасте с бородой, возможно в шапке, в безрукавке, рубаха с богатой вышивкой, на ногах лапти.

«Матушка» - с очень добрым лицом, одета в красный сарафан, на плечах - богатый платок, на голове - расшитый жемчугом кокошник.

«Старший сын» - стать и молодость, игривая улыбка на лице, рубаха как у жениха, порты в полоску, на ногах лапти.

«Старшая дочь» - обязательно должна быть скромной, с опущенными глазами, в ситцевом сарафане, на ней должен быть передник с вышивкой, на голове богатая повязка.

«Младший сын» - лицо детское, фигура неуклюжая, поэтому одежда кажется «большой».

«Лялька» - это кукла - «закрутка» в лоскутном одеяле.

Народный костюм является своеобразным языком культуры, который знакомит детей с русскими традициями, с определенным образом жизни, с ролью и задачами в семье мужчины и женщины.

Данная система реализуется в рамках кружка «Наши умелые ручки».

При отборе детей в кружок учитывала в первую очередь интерес детей к народно- декоративному искусству, возрастные и умственные способности детей, полученные в результате диагностических исследований.

Занятия кружка проходят в «избе» с использованием композиции «Семья».

Весь процесс обучения является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер. Введение в процесс обучения элементов игры, позволяют занятиям проходить живо и эмоционально. Через игры происходит знакомство детей с понятиями «семья», «род», «родственники». (См. приложение №1)

Куклы «живут» в крестьянской «избе». Они очень любят общаться с ребятами, встречать гостей в «избе» и сами часто приходят в группу. Эти куклы – любимцы ребят. Дети принимают их за своих друзей и дорожат дружбой с ними. Куклы – носители народной мудрости, знают много русских народных сказок, песен, поговорок. Дети любят их «слушать». Занятия с участием кукол композиции «Семья» всегда комплексно и содержательно насыщенные. На них дети занимаются различными видами деятельности, узнают новое, закрепляют пройденное, усваивают определённые знания, умения, а куклы, в свою очередь, активно их стимулируют, подзадоривают прибаутками. Незнакомые, странные и интересные для детей предметы куклы достают из «старинного» сундучка, оттуда же появляются сказки загадки, книги.

У кукол, как и у любого человека, иногда может быть плохое настроение, они могут быть чем – то озабочены, и тогда ребята приходят на помощь своим друзьям, успокаивают из, веселят, делятся своими «секретами», готовят для них сюрпризы. Куклы повеселели, заулыбались, хвалят ребят. Похвала, которую ребёнок получит за своё сочувствие, стимулирует его желание дарить радость другим и быть от этого счастливым.

Но воспитательный эффект от их использования может потеряться, если отсутствует систематичность в работы. Поэтому общение детей с членами «Семьи» реализуется в празднично - игровой, учебной, трудовой и других видах детской деятельности. Чем шире будет сфера общения детей с куклами, тем больше они испытают положительных эмоций, тем быстрее усвоят материал, тем быстрее у них сформируется знание нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом.

Семейная культура формирует духовную жизнь ребенка, закладывает основу интеллектуального и эмоционального развития, воспитывает разнообразные потребности и способности, содействует сотворчеству детей и взрослых. Поэтому особое внимание в своей работе я уделяю укреплению связей с родителями. Я добилась того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, читают стихи, участвуют в играх, но и активно обсуждают вопросы воспитания на наших встречах в родительском клубе «Горенка»

При оценке сформированности социально - нравственных качеств у детей я использую диагностику Т.М.Бондаренко, а для оценки творческих способностей диагностикой С.Т.Комаровой, О.А.Соломенниковой.

Анализ последней диагностики доказывает, что в ходе внедрения системы работы уровень сформированности духовно - нравственных качеств и творческих способностей детей повысился.

Дети стали более доброжелательны, научились уважать другого человека, проявляют бережное отношение к окружающему миру, стали добрее и милосерднее.

Дети увлечены процессом творчества, их работы отличаются оригинальностью, они могут легко перейти от одного замысла к другому.

Высоко развитые социально – нравственные и творческие качества наши воспитанники демонстрируют на городских конкурсах.

Они - победители конкурсов:

    В городе Москва (Международный конкурс) – работы по гобелену;

    «Новогодняя игрушка» 1место и «Красота божьего мира» грамоты за 2 место;

    Получена почетная грамота за участие в городском конкурсе «Умельцы Нягани» к 20-летию города от «Музейно-культурного центра» за творческие работы по ткачеству «Гобелены»;

    диплом за участие в городской выставке прикладного искусства «Умельцы Нягани» ко Дню России (акция Няганский Арбат) за изделия из тестопластики, композиция «Веселые «мукосольки»;

    Моя композиция «Семья» была отмечена дипломом 1 степени комитета по культуре и искусству города Нягани и дипломом участника выставки «Умельцы Нягани » в рамках «Дней славянской письменности» и 1-го городского конкурса – фестиваля «Игры и игрушки»

Свои знания по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников распространяю среди коллег города.

Работу по приобщению детей к истокам народной культуры веду в тесном контакте с общественными организациями с «Центром прикладного искусства и ремесел» являюсь дарителем Няганскому музейно – культурному центру в накоплении фондов.

Система дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно-нравственных качеств и развития творческих способностей Свою тему считаю актуальной так как 2008 год объявлен годом семьи. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.