О безграничной любви, страданиях и физической боли: «читаем» автопортреты Фриды Кало. Фрида Кало (Frida Kahlo) Картины Фриды Кало с названиями

Творчество Фриды Кало всегда тяготело к сюрреализму, но взаимосвязь складывалась неоднозначно. Основоположник сюрреализма Андре Бретон , в 1938 году путешествующий по Мексике, был очарован картинами Кало, однозначно причислял живопись Фриды Кало к сюрреализму. Благодаря инициативе Андре Бретона состоялось выставка картин Фриды Кало в модной галерее Джулиана Леви в Нью Йорке , и Бретон сам писал предисловие к каталогу работ, после выставки была продана половина картин Фриды. Андре Бретон предложил устроить выставку в Париже, но когда Фрида Кало , не говорившая по-французски, прибыла в Париж, ее ждал неприятный сюрприз – Бретон не удосужился забрать работы мексиканской художницы с таможенной службы. Мероприятие спас Марсель Дюшан, выставка состоялась 6 неделями позже. Она не стала финансово успешна, но отзывы критиков были доброжелательны, картины Фриды Кало хвалили Пикассо и Кандинский, а одна из них была куплена Лувром . Тем не менее, Фрида Кало, вспыльчивая по характеру, обиделась и не скрывала своей неприязни к, “чокнутым безумным сукиным сынам сюрреалистам ”. Она отказалась от сюрреализма не сразу, в январе 1940г. она приняла участие (вместе с Диего Риверой ) в Международной Выставке Сюрреализма, но позже яростно доказывала что никогда не была истинным сюрреалистом. “Они думали, что я сюрреалист, но я не была. Фрида Кало никогда не рисовала мечты, я рисовала свою реальность ,» – сказала художница.

Фриду стала раздражать надуманность и наигранность сюрреализма. Шумные сборища сюрреалистов казались ей ребячеством, и однажды в сердцах она обвинила их в том, что "такие вот интеллектуальные сукины дети расчистили дорогу всем гитлерам и Муссолини ".

Искусство Латинской Америки и картины Фриды

Особенное значение в творчестве Фриды Кало имеют национальные мотивы. Фрида Кало блестяще знала историю своей родины. Фрида с особенной любовью относилась к народной мексиканской культуре, коллекционировала старинные произведения прикладного искусства, даже в повседневной жизни носила национальные костюмы. В картинах Фриды Кало очень сильно влияние народного мексиканского искусства, культуры доколумбовых цивилизаций Америки. Её творчество насыщено символами и фетишами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой и символика раскрывается через национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода. И всё-таки в живописи Фриды заметно и влияние европейской живописи.

Специалисты полагают, что 1940-е - это эпоха расцвета творчества Фриды Кало, время её самых интересных и зрелых работ.

Из биографии Фриды Кало

В 18 лет Фрида Кало попадает в серьезную аварию. Она ехала в автобусе, который столкнулся с трамваем и в результате получила серьезные повреждения. В её жизни начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Она начала с автопортретов. "Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего " – говорила Фрида Кало .

Фрида Кало и Диего Ривера

В 22 года Фрида Кало стала женой известного мексиканского художника Диего Риверы . Диего Ривере тогда было 43 года. Сближало двух художников не только искусство, но и общие коммунистические убеждения Их бурная совместная жизнь стала легендой. Познакомилась Фрида с Диего Риверой ещё в подростковом возрасте, когда тот расписывал стены школы, в которой училась Фрида. После травмы, и временного вынужденного заточения, Фрида, написавшая за это время много картин, решается показать их признанному метру. Картины произвели на Диего Риверу большое впечатление: «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей ».

Фрида Кало умерла от воспаления легких, через неделю после того, как отметила свое 47-летие, 13 июля 1954 года. Прощание с Фридой Кало проходило в "Бельяс Артес" - Дворце изящных искусств. В последний путь Фриду вместе с Диего Риверой провожали президент Мексики Ласаро Карденас, художники, писатели - Сикейрос , Эмма Уртадо , Виктор Мануэль Вильясеньор и другие известные деятели Мексики. В последние годы XX века Фрида Кало стала предметом культа, рационально необъяснимого.

Живопись Фриды Кало

Автопортрет

Маска смерти

Автопортрет с распущенными волосами






Что мне дала вода

Автопортрет

Автопортрет

Сон



Маленькая лань


Автопортрет

Объятия вселенской любви, Земля, я, Диего и Коатль













Кристина

В мае 2014 года на аукционе был выставлен один из автопортретов Кало, предварительно оцененный в 7 миллионов долларов. Волей судьбы, не сумев став врачом, Фрида Кало стала великой художницей. На долю этой красивейшей мексиканки выпало немало страданий. Она писала картины, будучи прикованной к больничной койке. И всегда эта сильная женщина стремилась к победе.

Калоизм.
Сегодня шокирующие картины Фриды Кало оцениваются очень высоко, миллионами долларов. Феноменальная популярность работ Фриды даже получила свое название – калоизм. Его сторонниками считаются многие знаменитости шоу-бизнеса. Например, в доме Мадонны висит картина Фриды «Мое рождение», изображающая окровавленную голову самой художницы между расставленными ногами ее матери. По этой картине Мадонна оценивает людей: «Если эта картина кому-то не нравится, я теряю к этому человеку всякий интерес. Он никогда не будет моим другом». Другая почитательница Кало – Сальма Хайек, чтобы сыграть главную роль в фильме «Фрида», стала продюсером, сама уговорила сниматься Антонио Бандераса и Эдварда Нортона. Говорят, что для этой роли Сальма даже отращивала усики, выбривая пушок над губой. Еще при жизни Фрида Кало стала преданием и кумиром для многих людей. И только она одна знает, чего ей это стоило.


Фрида Кало: «Мое рождение». Мексиканская художница.

Детство Фриды Кало. Драма.
У Фриды было три дня рождения. По документам она рождена 6 июля 1907 года. Но сама художница уверяла, что рождена одновременно с Мексиканской революцией, то есть в 1910 году. Отец Фриды был фотографом и часто брал дочку на работу, где учил ретуши.
Фрида стала инвалидом в шесть лет. Из-за полиомиелита ее правая нога деформировалась. Будущая великая художница старалась скрыть этот недостаток, натягивая на ногу дополнительные чулки или нося мужские костюмы и длинные платья. Но в школе ее все равно дразнили обидным прозвищем «Фрида – костяная нога». Девочка злилась, но не впадала в отчаяние: занималась боксом, играла в футбол, плавала. Если становилось невыносимо грустно, то Фрида подходила к окну, дышала на него и рисовала на запотевшем стекле дверь, за которой ее ждала единственная лучшая подруга, плод воображения одинокого ребенка. Только этой подруге Фрида могла раскрыть свою истерзанную душу. Они вместе мечтали, плакали и смеялись. Много лет спустя Фрида Кало написала в дневнике: «Я копировала ее движения, когда она танцевала, я беседовала с ней обо всем, и она ведала обо мне все. Всякий раз, когда я вспоминаю о ней, она воскресает во мне».

Маленькая Фрида Кало

Третье рождение Фриды Кало.
По собственной инициативе пятнадцатилетняя девушка поступила в престижную школу для изучения медицины. Для женщин той поры это было не самым обычным решением – учениц женского пола было всего 35 человек из двух тысяч учащихся. Фрида сразу же стала популярной. Она даже создала собственную закрытую студенческую группировку «Качучас», куда входила творческая молодежь. Парни теряли голову от одного взгляда на эту черноглазую красавицу с пышными косами. Казалось, жизнь налаживалась. Но это была иллюзия. Всю жизнь Фрида была связана с медициной, но не в качестве врача, а в качестве пациента. (посетить Музей Фриды можно в нашем)



Всего несколько царапин, 1935

17 сентября 1925 года Фрида Кало возвращалась с занятий на автобусе и попала в серьезную аварию. Металлический прут насквозь пробил хрупкое тело семнадцатилетней красавицы, переломав бедра, размозжив тазовые кости и повредив позвоночник. Иссушенная полиомиелитом нога была переломана в одиннадцати местах, а левая ступня раздроблена. Окровавленная Фрида лежала на рельсах, и никто не верил, что она выживет. Но девушка снова победила – она вырвалась из цепких лап смерти. Так произошло ее третье рождение.



Без надежды, 1945

Новая жизнь стала бесконечно мучительной. Ужасные боли в спине и ногах Фрида пробовала заглушить наркотиками и алкоголем, при этом разрушая себя. За тридцать лет жизни после аварии – тридцать хирургических операций. Однако самыми сложными были первые месяцы реабилитации, когда она была прикована к больничной койке и обездвижена специальным корсетом. Свободными от гипсовых повязок оставались лишь руки. Фрида просила отца принести ей кисти и краски. Отец выполнил просьбу дочери и сделал ей специальный подрамник, позволяющий рисовать лежа. Единственным доступным в пределах больничной палаты сюжетом было изображение самой Фриды в зеркале напротив койки. Тогда Фрида решила писать автопортреты.

Автопортреты.
Более половины работ Фриды Кало – автопортреты. Ее работы – это исповедь, поражающая своей откровенностью. С помощью кисти и красок Фрида шифровала свои эмоции, мысли, надежды и горести. Ни на одной картине она не улыбается.
Ее манеру писать критики называли смесью изящества агитационного плаката, базарной простоты и глубокой метафизики. Сюрреалисты считали художницу своей, но Фрида возражала: «Сюрреалисты рисуют сны, а я рисую собственную реальность».
Уже в конце 1930-х годов картину художницы купил Лувр. В 1979 году с молотка ушла картина «Дерево надежды» (цена аукциона дошла до пятнадцати тысяч долларов). Спустя двадцать лет один из автопортретов Кало был куплен за двести тысяч долларов. После смерти ее работы стали продаваться намного дороже. Пример тому – «Автопортрет с обезьянкой и попугаем», проданный неизвестному коллекционеру на знаменитом аукционе «Сотбис» за 4,9 миллионов долларов.

Фуланг Чанг и я, 1937

Слон и голубица.
Первым человеком, который по достоинству оценил несомненный талант Фриды Кало, был мексиканский художник Диего Ривера – единственная любовь всей жизни. Хотя Фрида и называла своего мужа «вторым несчастным случаем» (первым она считала автокатастрофу). Диего был вдвое старше и вдвое больше маленькой Фриды, чей рост был всего 153 сантиметра. Впервые художница увидела его еще в школе, где Ривера расписывал стены. Еще тогда девушка заявила подругам, что обязательно выйдет замуж за него и родит ему детей.

Диего Ривьера и Фрида Кало

Диего Ривера был очень крупным мужчиной, похожим на доброго великана. Он часто рисовал себя в образе пузатой лягушки с чьим-нибудь сердечком в лапке, что характеризовало Диего как отчаянного ловеласа. Как ни странно, женщины обожали Диего. Фрида Кало стала его третьей женой. Вместе они выглядели весьма странно. Друзья называли эту супружескую пару «слон и голубица». Характер у Диего был отвратительнейший. Уже в день свадьбы, напившись, он закатил первый семейный скандал с пальбой из пистолета.



Диего и Фрида, 1931

Фрида, несмотря ни на что, очень любила своего мужа, все время рисовала его и посвящала ему стихи.
Диего Ривера был убежденным коммунистом, чем заразил и Фриду. Она даже вступила в мексиканскую коммунистическую партию. Прославленный «голубой дом» супругов находился в богемном районе мексиканской столицы. В этом доме побывали почти все известные художники, писатели, музыканты и политики, приезжавшие в Мексику. Гостил у семейной четы и Лев Троцкий, который без памяти влюбился в молодую художницу и даже писал ей лирические письма. Диего и Фрида устраивали шумные вечеринки, а их имена не сходили со страниц прессы. Однако напыщенная и прекрасная снаружи, изнутри их жизнь была совсем не безоблачной. Фрида очень хотела родить ребенка, но после трех выкидышей эта мечта угасла.



Фрида в госпитале

Несмотря на то, что Фрида обожала мужа, поговаривали, что она регулярно ему изменяла, причем не только с мужчинами. Диего также не хранил супружескую верность. В отличие от жены он не скрывал своих любовных похождений, чем причинял нестерпимую боль гордой Фриде. После того, как в 1939 году Диего совратил Кристину Кало (младшую сестру Фриды), супруги развелись.

Фрида Кало и Диего Ривьера

После развода Фрида Кало продолжала писать. Ее картины были полны страданий и черного юмора. Долго жить порознь Фрида и Диего не смогли – через год они снова поженились и уже не расставались до самой смерти художницы.

Посмертное шоу.
Эта хрупкая, искалеченная, но не сломленная судьбой женщина прожила всего сорок семь лет, тридцать из которых были преисполнены болью. Во время приступов она пила, материлась и самозабвенно рисовала.
Вопреки страданиям, она продолжала устраивать оживленные вечеринки. Фрида обожала шутить – в том числе и над собой. Ее первая и последняя персональная выставка состоялась в 1953 году, всего за год до гибели художницы. А незадолго до этого значимого события Фриде Кало почти до колена ампутировали ногу, так как началась гангрена. Врачи запретили ей вставать, но она не могла не прийти на свой триумф и настояла на поездке. В сопровождении эскорта мотоциклистов, под вой сирен на машине «Скорой помощи» Фрида прибыла на выставку. Доктора внесли ее на носилках и положили в центре зала на кушетку. Там женщина и провела вечер, встречая и развлекая шутками гостей. Репортерам она заявила: «Я не больна, а сломлена. Но пока я могу держать в руках кисть, я счастлива».



Фрида пишет не вставая с больничной койки

Это событие потрясло весь мир, но еще большее, посмертное шоу Фрида устроила 13 июля 1954 года. Когда поклонники художницы пришли в крематорий, чтобы проститься с Фридой Кало, неожиданно сильный порыв жаркого воздуха поднял ее тело вертикально, волосы взвились ореолом, а губы, как показалось всем присутствующим, сложились в насмешливую улыбку. Некоторое время она так и стояла, прежде чем опуститься в огонь и навсегда превратиться в пепел.
Официальная причина смерти великой художницы – воспаление легких, но ходили слухи и о самоубийстве. Поговаривали, что после ампутации ноги ее боли стали совсем невыносимыми. Фриду вновь «заточили» в корсет, но изувеченный позвоночник не мог вынести нагрузку от веса тела. Фрида, всегда боролась за свою жизнь. Она просто не могла сдаться добровольно. Это была великая женщина, несмотря на ее ужасное положение.

Фрида Кало де Ривера (6.07.1907, Мехико, Мексика - 13.07.1954, Мехико, Мексика) - полное имя Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон — мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Биография Фриды Кало.

Фрида Кало родилась в многодетной семье фотографа, Гильермо Кало, с немецкими корнями. Её мать, Матильда Кальдерон, была мексиканкой индейского происхождения. В возрасте 6 лет Фрида заболевает полиомиелитом, после которого остается осложнение в виде хромоты на всю жизнь.
В 1922 году Фрида поступает в одну из лучших мексиканских школ под названием «Препаратория», где изучает медицину. В этой школе она познакомилась со своим будущим мужем, с уже известным художником Диего Риверой.
В сентябре 1925 года произошла авария, которая разделила жизнь Фриды Кало на «до» и «после»: автобус, на котором ехала художница, столкнулся с трамваем. В этой катастрофе юная Фрида получает множество тяжелых травм: тройной перелом позвоночника, перелом ключицы, несколько сломанных ребер, перелом таза, раздробленная правая нога и стопа. В том числа она получила колотые раны металлическими перилами в живот. Фрида перенесла множество операций, после которых ещё месяцы лежала в больницах.
С этого момента и начинается её становление как художницы: будучи прикованной к постели, Фрида просит своего отца дать ей кисти, краски и холсты. На кровати соорудили подрамник, чтобы можно было писать лежа, а над кроватью повесели зеркало. Так Фрида стала сама себе моделью и предметом изучения. Первая её работа был автопортрет. Впоследствии Фрида Кало только и работала в этом направлении.
В возрасте 21 года Фрида Кало вступает в Мексиканскую коммунистическую партию. А через год Диего Ривера делает предложение художнице, и вскоре на ней женится. Несмотря на большую разницу в возрасте, их сближали общие интересы в искусстве, и единые политические взгляды. В 1930 году Диего получает приглашение на работу в США, на которое он соглашается, а Фрида едет вслед за мужем в Америку на долгих 4 года, где она начинает остро чувствовать свои мексиканские корни, особую любовь к народному мексиканскому искусству и национальным нарядам, которые она стала носить повсеместно.
В 1937 году, уже в Мексике, Фрида и Диего дает приют и убежище в своем доме выдворенному из Советского Союза Льву Троцкому.
В 1939 году Фрида принимает участие в мексиканской выставке в Париже, где она сразу становится центром внимания, а Лувр приобретает её картину.
В 1940-е годы работы Фриды Кало принимают участие во многих значимых выставках. В этот период усугубляется состояние здоровья художницы, а назначенное лечение, которое было призвано облегчить боли, вызвали сильные изменения в душевном и психологическом плане.
В 1953 году проводится персональная выставка художницы, на которую Фрида прибыла на больничной кровати, так как на тот момент она уже не могла ходить. А вслед за этим событием последовала операция: на правой ноге началась гангрена, и её пришлось ампутировать почти до колена.
13 июля 1954 года Фрида Кало скончалась от воспаления легких. Ведется много споров насчет причины смерти, так как посмертное вскрытие не было проведено. Есть предположение, что уход мексиканской художницы из жизни связан с передозировкой наркотиков. Церемония прощания с Фридой проходила во Дворце изящных искусств, на которой присутствовал даже президент Мексики, Ласаро Карденас.
В 1955 году дом в Койоакане, в котором жила Фрида, «Голубой дом», приобрел статус музея.

Яркая мексиканская художница Фрида Кало более всего известна публике символическими автопортретами и изображениями мексиканской и америндской культур. Известная своим сильным и волевым характером, а также коммунистическими настроениями, Кало оставила неизгладимый след не только в мексиканской, но и мировой живописи.

Художнице выпала нелёгкая судьба: практически всю жизнь её преследовали многочисленные заболевания, операции и неудачное лечение. Так, в шестилетнем возрасте Фриду приковал к постели полиомиелит, в результате которого её правая нога стала тоньше левой и девочка осталась хромой на всю жизнь. Отец всячески подбадривал дочь, вовлекая её в мужские на тот момент виды спорта – плавание, футбол и даже борьбу. Во многом это помогло Фриде сформировать стойкий, мужественный характер.

Событие 1925 года стало поворотным в карьере Фриды как художницы. 17 сентября она попала в аварию вместе со своим сокурсником и возлюбленным Алехандро Гомесом Ариас. В результате столкновения Фрида попала в больницу Красного креста с многочисленными переломами таза и хребта. Серьёзнейшие травмы привели к трудному и болезненному восстановлению. Именно в это время она просит дать ей краски и кисть: подвешенное под балдахином кровати зеркало позволяло художнице видеть себя и она начала свой творческий путь с автопортретов.

Фрида Кало и Диего Ривера

Будучи одной из немногих девушек-учениц Национальной подготовительной школы, Фрида уже во время учёбы увлекается политическим дискурсом. В более зрелом возрасте она даже становится членом Мексиканской коммунистической партии и Молодой коммунистической лиги.

Именно в период своего обучения Фрида впервые встречается с известным на то время мастером настенной живописи Диего Ривера. Кало часто наблюдала за Риверой, пока он работал над фреской «Сотворение мира» в актовом зале школы. Некоторые источники утверждают, что Фрида уже тогда говорила о своём желании родить от муралиста ребёнка.

Ривера поощрял творческую работу Фриды, но союз двух ярких личностей был очень нестабильным. Большую часть времени Диего и Фрида жили порознь, поселяясь в дома или квартиры по соседству. Фриду огорчали многочисленные измены мужа, в особенности её ранила связь Диего с её младшей сестрой Кристиной. В ответ на семейное предательство Кало обрезала свои знаменитые чёрные локоны и запечатлела перенесённую обиду и боль в картине «Память (Сердце)».

Тем не менее чувственная и пылкая художница тоже заводила романы на стороне. Среди её любовников числятся и известный американский скульптор-авангардист японского происхождения Исаму Ногучи, и коммунист-беженец Лев Троцкий, нашедший убежище в Голубом доме (Casa Azul) Фриды в 1937 году. Кало была бисексуальной, поэтому известны и её романтические связи с женщинами, к примеру – с американской эстрадной артисткой Жозефиной Бейкер.

Несмотря на измены и романы с обеих сторон, Фрида и Диего, даже расставшись в 1939 году, вновь воссоединились и оставались супругами до самой смерти художницы.

Неверность мужа и неспособность родить ребёнка ярко прорисовываются на полотнах Кало. Зародыши, фрукты и цветы, изображённые на многих картинах Фриды, символизируют именно её неспособность к деторождению, что было причиной её крайне депрессивных состояний. Так, на картине «Госпиталь Генри Форда» изображена обнажённая художница и символы её бесплодия – зародыш, цветок, повреждённые тазобедренные суставы, соединённые с нею кровавыми веноподобными нитями. На нью-йоркской выставке 1938 года эту картину представили под названием «Потерянное желание».

Особенности творчества

Уникальность картин Фриды состоит в том, что все её автопортреты не сводятся к изображению исключительно внешности. Каждое полотно богато деталями из жизни художницы: каждый изображённый предмет символичен. Показательно и то, как именно Фрида изображала связи между объектами: в большинстве своём связи – это кровеносные сосуды, питающие сердце.

В каждом автопортрете находятся ключи к разгадке смысла изображённого: сама художница всегда представляла себя серьёзной, без тени улыбки на лице, но её чувства выражены через призму восприятия фона, цветовой палитры, окружающих Фриду предметов.

Уже в 1932 году в творчестве Кало просматривается больше графических и сюрреалистических элементов. Самой Фриде сюрреализм был чужд надуманными и фантастическими сюжетами: художница выражала на полотнах реальные страдания. Связь с этим течением была скорее символична, так как на картинах Фриды можно обнаружить влияние доколумбийской цивилизации, национальных мексиканских мотивов и символов, а также темы смерти. В 1938 году судьба столкнула её с основоположником сюрреализма Андре Бретоном, о встрече с которым сама Фрида отзывалась следующим образом: «Я никогда не думала, что я – сюрреалистка, пока Андре Бретон не приехал в Мексику и не сказал мне об этом». До знакомства с Бретоном автопортреты Фриды редко воспринимались как что-то особенное, но французский поэт увидел на полотнах сюрреалистические мотивы, позволявшие изобразить эмоции художницы и её невысказанную боль. Благодаря этой встрече состоялась успешная выставка полотен Кало в Нью-Йорке.

В 1939 после развода с Диего Риверой Фрида пишет одно из самых говорящих полотен – «Две Фриды». На картине изображены две природы одного человека. Одна Фрида одета в белое платье, на котором заметны капли крови, стекающие с её раненого сердца; платье второй Фриды отличается более яркой расцветкой, а сердце невредимо. Обе Фриды соединены кровеносными сосудами, питающими оба напоказ выставленных сердца – приём, часто используемый художницей для передачи душевной боли. Фрида в яркой национальной одежде – это именно та «мексиканская Фрида», которую любил Диего, а образ художницы в викторианском свадебном платье – европеизированная версия женщины, которую Диего бросил. Фрида держит себя за руку, подчёркивая своё одиночество.

Картины Кало врезаются в память не только образами, но и яркой, энергичной палитрой. В своём дневнике Фрида и сама пыталась дать объяснение цветам, использованным в создании своих картин. Так, зелёный ассоциировался с добрым, тёплым светом, пурпурный цвет маджента был связан с ацтекским прошлым, жёлтый символизировал помешательство, страх и болезнь, а синий – чистоту любви и энергию.

Наследие Фриды

В 1951 после более 30 операций психически и физически сломленной художнице удавалось терпеть боль только благодаря болеутоляющим. Уже в то время ей было сложно рисовать как раньше, а лекарства Фрида применяла наравне со спиртным. Ранее детализированные изображения стали более расплывчатыми, нарисованными спешно и невнимательно. В результате злоупотребления алкоголем и частых психологических срывов смерть художницы в 1954 году породила множество слухов о самоубийстве.

Но со смертью слава Фриды только возросла, а её любимый Голубой дом стал музеем-галереей картин мексиканских художников. Феминистическое движение 1970-х также возродило интерес к личности художницы, так как многие рассматривали Фриду в качестве знаковой фигуры феминизма. «Биография Фриды Кало», написанная Хайден Херрерой, и фильм «Фрида», снятый в 2002 году, не дают этому интересу угаснуть.

Автопортреты Фриды Кало

Более половины работ Фриды – автопортреты. Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени. С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Художница была удивительным человеком с огромной силой воли, который любит жизнь, умеет радоваться и безгранично любить. Позитивное отношение к окружающему миру и удивительно тонкое чувство юмора привлекали к ней самых разных людей. Многие стремились попасть в её «Синий дом» со стенами цвета индиго, зарядиться тем оптимизмом, которым в полной мере обладала девушка.

Фрида Кало в каждый написанный автопортрет вложила силу своего характера, все пережитые душевные муки, боль утраты и неподдельную силу воли, ни на одном из них она не улыбается. Художница всегда изображает себя строгой и серьёзной. Измену любимого мужа Диего Риверы, Фрида перенесла очень тяжело и мучительно. Написанные в тот период времени автопортреты буквально пронизаны страданиями и болью. Однако, несмотря на все испытания судьбы, художница смогла оставить после себя более двухсот картин, каждая из которых уникальна.

Фри́да Ка́ло де Риве́ра (исп. Frida Kahlo de Rivera), или Магдале́на Ка́рмен Фри́да Ка́ло Кальдеро́н (исп. Magdalena Carmen Frieda Kahlo Calderón; Койоакан, Мехико, 6 июля 1907 - 13 июля 1954), - мексиканская художница, наиболее известная автопортретами.

Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество. Художественный стиль Фриды Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Основоположник сюрреализма Андре Бретон причислял её к сюрреалистам.

Всю жизнь у неё было слабое здоровье - она страдала полиомиелитом с возраста шести лет, а также перенесла серьёзную автомобильную аварию в подростковом возрасте, после которой ей пришлось пройти многочисленные операции, повлиявшие на всю её жизнь. В 1929 году она вышла замуж за художника Диего Риверу , и, подобно ему, поддерживала коммунистическую партию.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, пригороде Мехико (позднее она поменяла год рождения на 1910 - год Мексиканской революции). Её отцом был фотограф Гильермо Кало, родом из Германии. По широко распространённой версии, основанной на утверждениях Фриды, он был еврейского происхождения, однако, согласно позднейшему исследованию, он происходил из немецкой лютеранской семьи, корни которой отслеживаются до XVI века. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребёнком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а её правая нога стала тоньше левой (что Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками). Столь ранний опыт борьбы за право полноценной жизни закалил характер Фриды.

Фрида занималась боксом и другими видами спорта. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу), одну из лучших школ Мексики, с целью изучать медицину. Из 2000 учащихся в этой школе было всего 35 женщин. Фрида сразу же заработала авторитет, создав с восемью другими учащимися закрытую группу «Качучас». Её поведение часто называли эпатажным.

В Препаратории произошла её первая встреча с будущим мужем, известным мексиканским художником Диего Риверой , с 1921 по 1923 работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание».

В возрасте восемнадцати лет 17 сентября 1925 года Фрида попала в тяжёлую аварию. Автобус, на котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическими перилами. Она год была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. Впоследствии Фриде пришлось перенести несколько десятков операций, месяцами не выходя из больниц.

Именно после трагедии она впервые попросила у отца кисти и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лёжа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Первой картиной был автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

В 1928 году вступила в Мексиканскую коммунистическую партию. В 1929 году Диего Ривера женился на Фриде. Ей было 22, ему - 43. Сближало супругов не только искусство, но и общие политические убеждения - коммунистические. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего». В 1930-х годах Фрида какое-то время жила в США, где работал муж. Это вынужденное долгое пребывание за границей, в развитой индустриальной стране, заставило её острее чувствовать национальные различия.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →