Особенности творческой манеры (стиля) художника (материал, техника, выразительно-изобразительные средства). Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта - крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке . Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки .

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно .

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное - это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение - штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма . Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она безжизненна .

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета . Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка . При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев .

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  • Особенности иллюстрации как вида графики.

  • Особенности восприятия иллюстрации детьми дошкольного возраста

  • Цели, задачи и содержание развития художественного восприятия детьми книжной иллюстрации.

  • Организация процесса восприятия иллюстрации детьми раннего и дошкольного возраста.

  • Дошкольникам о художниках в детской книге (из опыта работы): Книга для воспитателя детского сада / Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1991.

  • Кионова В. Сравнение иллюстраций как один из путей развития эстетического восприятия у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание. – 1973, – № 2. –С.30-32. (Электронное приложение).

  • Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студ. сред, и высш. .пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 1998.

  1. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2004. (Электронное приложение).

  • Мирошкина Р.А. Формирование выразительности образа в детских рисунках.//Дошкольное воспитание. – 1988. – № 7. – С.27-31. (Электронное приложение).

Задание 1

Проанализируйте особенности творчества любого художника-иллюстратора детской книги. Ответьте письменно на вопросы, представленные далее, - занесите их в таблицу 1.

Таблица 1. Особенности использования средств выразительности

в иллюстрациях художника (ФИО)

А) Как художник использует функции рисунка:


  1. передача формы предмета;

  2. величины;

  3. движения;

  • пропорции;

  1. масса;

  • объем;

  1. фактура;

  2. мимика, жесты;

  3. характерные детали, их выписанность;

  4. обстановка;

  5. фон, на котором сделано изображение;

  6. очеловечивание сказочных героев.
    Докажите на примере конкретных иллюстраций, какими материалами пользуется иллюстратор для создания своих работ? Сделать выводы:

  • Все ли функции рисунка использует художник?

  • Какие функции представлены лучше?

  • Что лежит в основе рисунка: линия или пятно?

  • Можно ли иллюстрации данного автора назвать сказочными?
Б) Какие цвета характерны для иллюстраций данного автора? Особенности использования изобразительной функции цвета; выразительной; декоративной, композиционной.

Выводы:


1. Какая функция цвета наиболее ярко используется автором?

2. Какую функцию цвета художник не использует?

В) Рассмотрите иллюстрации с целью выявления особенностей применения законов композиции:

Сделайте выводы:


  1. Какими приемами художник выделяет сюжетно-композиционный центр?

  2. Как передается пространство в иллюстрациях автора?

  3. Сколько планов в его иллюстрациях?

  4. Какими способами передается перспектива?

  5. Как используется линия горизонта?

  6. От чего зависит выбор формата?

  7. Сколько героев обычно в одной иллюстрации художника , и какие способы их расстановки он использует?
Г) Какие особенности композиции характерны только для книжной гра фики?

Сделать выводы:


  1. Как осуществляется связь иллюстраций: по расположению в рисунках художника?

  2. Как иллюстрация, созданная данным автором, связана с текстом?

  3. Что богаче текст автора или созданная к нему иллюстрация? Докажите: Найдите слова из текста, к которым создана конкретная иллюстрация. Как художник раскрывает мысль автора? Чем иллюстрация богаче (беднее) текста, в чем она точно ему соответствует?
Выводы:

  1. Какие законы композиции использует художник?

  2. Какие законы композиции не применяются?

  3. Как связаны иллюстрации этого художника-графика с текстом, к которому они созданы?
Задание 2

Анализируя литературу к занятию, выделите специфику восприятия графики как вида искусства детьми младшего и старшего дошкольного возраста и на основе особенностей восприятия иллюстрации, определите возможный возраст детей:

Пример 1. Ребенок трогает, гладит изображение, проявляет яркий эмоциональный отклик на отображение знакомых объектов. Стремится собственными движениями показать те предметы, которые изображены; привносит игровые элементы в восприятие картинки (выполняет действие на картинке). Ему доставляет удовольствие перечислять предметы, называть цвета. Предпочитает реалистичный способ изображения.

Пример 2. Ребенок перечисляет интересные подробности, указывает некоторые эстетические качества (цвет, форму, величину и прочее), может воспринимать настроение, переданное отдельными средствами выразительности (мимика, жесты, движение): может понимать некоторую условность выражения, способен к эстетической оценке и суждению.

Задание 3

Ознакомившись с литературой, выделить основные компоненты методики ознакомления дошкольников с иллюстрацией в разных возрастных группах, заполнить соответствующие графы таблицы 3.


Таблица 2. Методика ознакомления дошкольников с иллюстрацией

Возрастная группа детей

Цель и задачи обучения

Примеры иллюстраций из книг

Методические приемы

Деятельность детей

Фрагменты занятий по рассматриванию книжной иллюстрации

младшая

средняя

старшая

Задание 4

Проанализировав особенности творчества художника-иллюстратора детской книги, составить искусствоведческий рассказ по одной иллюстрации выбранного художника, проанализировать художественный образ, созданный графиком. Оформить рассказ на листе А 4, приложить к нему проанализированную иллюстрацию и отрывок из текста, к которому создана иллюстрация.

Задание 5

По предложенной иллюстрации составьте примерные вопросы для обсуждения с детьми одной из возрастных групп, (иллюстрация выдается на занятии, задание выполняется подгруппой). Подберите интересные методы и приемы, способствующие восприятию иллюстрации дошкольниками. Разработайте рекомендации для воспитателей (родителей) в организации процесса восприятия иллюстрации детьми. Рекомендации можно представить в различной форме (статьи в газете, журнала для родителей, памятки, эссе, интервью с психологом и т.п.). В рекомендациях можно указать: специфика содержания иллюстраций, основные смысловые элементы, стиль художника, специфика средств выразительности (композиция, цвет, линия и т.п.), размер иллюстраций, их количество по отношению к тексту).

Задание 6

Определите, творчество каких художников-иллюстраторов может характеризоваться следующими чертами:

В его работах передано "народное ощущение образа, непосредственность и наивность его натуры", " эмоционально напряженный цвет... обладает не только поразительным, декоративно - образным звучанием. Цвет характеризует состояние, настроение, чувства. Ясность композиционных построений, упрошенный язык форм, повышенная роль контурной линии идут от традиционных народных основ";

В его работах каждая сказка начинается с "оригинальной заставки, - рисунков, заключенных в подобие, оконных наличников и ставен, отделанных деревенским кустарем. В рисунках обычно нечто таинственное, волшебное...Ритмы красного, коричневого, охристого, розового, голубого, желтого, зеленого, цветов родственны колориту народного лубка."

(Кудрявцева Л.С. Художники детской книги.- М.: Академия, 1998.)

5 СЕМЕСТР

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАТЮРМОРТОМ И ПЕЙЗАЖЕМ (практическое занятие1)
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  • Живопись как вид изобразительного искусства, средства выразительности и жанры.

  • Особенности восприятия натюрморта и пейзажа детьми дошкольного возраста.

  • Методика ознакомления детей с разными жанрами живописи.

  • Требования к организации средств развития художественного восприятия живописных работ детьми дошкольного возраста.

  • Специфика методов и приёмов приобщения дошкольников к искусству живописи (натюрморту, пейзажу).


  1. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 71-90. (Электронное приложение).

  2. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – СПб., 1996. (Электронное приложение).

  3. Курочкина Н.А. Знакомим с пейзажной живописью. – СПб.: Детство-пресс, 2000. –С.3-5, 38. (Электронное приложение).

  4. Курочкина Н.А. Знакомим с натюрмортом. – СПб.: Детство-пресс, 2000

  5. Никитина Э. В. О некоторых особенностях эстетических суждений о пейзаже детей дошкольного возраста (по данным констатирующего эксперимента) // Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1976. - С.55-63. (Электронное приложение).

  6. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – С. 6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).

Задание 1

Задание выполняется подгруппами студентов. Каждая подгруппа выбирает один из жанров живописи, представляет методику ознакомления с живописью, разработанную одним из исследователей.

На занятии подгруппы студентов представляют особенности восприятия детьми выбранного жанра живописи, в заключении выделяют сходное и различное в данном процессе.
Задание 2

Ознакомившись с литературой, выясните основные компоненты методики ознакомления дошкольников с живописными картинами. Дайте характеристику использованных в эксперименте картин, по возможности имейте их репродукции или электронные версии. Заполните таблицу.

Таблица 1.Методика ознакомления детей с пейзажем и натюрмортом


Автор, цель

исследования



Цель обучения

Программа обучения

Метод.

приемы


Организация деятельности детей

Требования к личности воспитателя

Зубарева Н.М.

Курочкина П. А.

Чумичева Р.М.

Задание 3

Отберите и проанализируйте произведения искусства, которые можно использовать в работе с дошкольниками. Обоснуйте их доступность для восприятия дошкольниками определенного возраста, наметьте примерное содержание работы по их использованию, методы и приемы их рассматривания с детьми. Составьте рассказ – «личное отношение» об одном из произведений искусства (любого жанра живописи), которое можно предложить для рассматривания детям дошкольного возраста (на1-2 стр.). В подготовке к данному заданию можно использовать требования к отбору произведений искусства , представленные в литературе.

Задание 4

Проанализируйте один из конспектов занятия по ознакомлению дошкольников с искусством живописи (конспект в электронном приложении). Определите адекватность поставленных целей и задач содержанию и используемым методам и приемам работы с детьми. Выделите и обоснуйте наиболее эффективные методы и приемы развития художественного восприятия детей (беседа, диалог, вопрос, сравнение произведений искусства, «вхождение в картину», пластический этюд, подбор ассоциаций, искусствоведческий рассказ, акцентирование деталей, синтез искусств и др.). Спрогнозируйте возможные трудности в восприятии детьми рассматриваемых материалов, разработайте содержание предварительной работы к занятию, методические рекомендации к последующей работе.

Схема для анализа занятия по ознакомлению с произведением искусства:


  • Тема занятия.

  • Программное содержание (виды задач, точность, конкретность их формулировок; соответствие виду занятия, возрасту).

  • Материал и оборудование к занятию, его качество, принцип расположения.

  • Грамотный отбор художественных произведений.

  • Организация и структура занятия.

  • Методика проведения занятия:

  • приемы, направленные на создание эмоционального настроя, доброжелательной атмосферы;

  • приемы, направленные на развитие эстетического восприятия, на установление связи между содержанием картины и выразительными средствами, на то, чтобы научить детей понимать их единство;

  • приемы развития эмоционально-личностного отношения к произведению искусства, эстетических суждений о нем;

  • последовательность рассматривания произведения искусства.

  • Активность детей на занятии (эмоциональная, речевая, умственная двигательная).

  • Длительность занятия.
Задание 5

Назовите жанры живописи и обоснуйте, восприятие каких из них более доступно для детей младшего (старшего) дошкольного возраста?


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОРТРЕТОМ И

ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ (практическое занятие 2)

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:


  1. Специфика портрета и жанровой картины как жанров живописи.

  2. Особенности восприятия дошкольниками портрета и жанровой живописи.

  3. Методика ознакомления детей с портретной и жанровой живописью.
Список рекомендуемой литературы

  • Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников. – М., 2001.

  • Зубарева Н.М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста //Вопросы психологии.- 1965. - .№5. – С.50-58

  • Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1969. – С. 24-42.

  • Халезова Н., Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. –1985. – № 3. – С.52-54. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Особенности ознакомления старших дошкольников с жанровой живописью // Формирование первоначальных основ социальной активности у детей дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: МГПИ, 1984. – С.137-145. (Электронное приложение).

  • Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.С.6-10, 30-33, 35-54. (Электронное приложение).
Задание 1

На основе данных материалов, разработайте конспект ознакомления дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы , целей и задач, хода занятия с возможными вопросами к детям и заданиями.

Задание 2


  • Назовите русских художников, портретные и жанровые репродукции которых можно рассматривать с детьми одной возрастной группы (на выбор).

  • В чем специфика средств выразительности портретного жанра.

  • Сформулируйте требования к отбору портретов для дошкольников.

  • Отметьте достоинства жанровой картины для развития художественного восприятия и возможные затруднения дошкольников в данном процессе.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 3)

Цель: Научить студентов анализировать рисунки с точки зрения применения детьми основных функций рисунка.

ЗАДАНИЕ №1. Проанализируйте планирование работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников, учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ.

ЗАДАНИЕ №2. Проанализируйте работы (рисунки, аппликации, лепку) детей, созданные в непосредственно-образовательной деятельности и свободной деятельности (не менее 10 работ). Укажите их тематику, средства выразительности, используемые техники и материалы.


ЗАДАНИЕ №3. Организуйте непосредственно-образовательную деятельность с детьми средней-подготовительной групп на тему «Грустный и весёлый эпизод сказки». Проанализируйте полученные рисунки, выделяя особенности применения детьми функции цвета. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Применение дошкольниками основных функций цвета

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться функциями цвета? Какая из них освоена лучше?


3. Рассмотрите рисунки детей по теме «Дети на прогулке».

Найдите, что на каждом рисунке является главным, сюжетно-композиционным центром (СКЦ)?

Заполните таблицу 2.

Таблица 2. Выделение сюжетно-композиционного центра


Сформулируйте выводы: как дети овладели СКЦ в рисунке? Найдите разные способы выделения СКЦ. Заполните таблицу 3.

Таблица 3. Способы в ыделения сюжетно-композиционного центра

Сформулируйте выводы: какие способы выделения СКЦ дети используют чаще? Найдите в рисунках детей, как отмечена линия горизонта.

Заполните таблицу 4
Таблица 4 . Применение линии горизонта


Общее количество

рисунков


Без линии горизонта

Линии горизонта

низкая

средняя

высокая

двойной, тройной горизонт

Заполните таблицу 5.
Таблица 5. Соответствие выбора линии горизонта теме рисунка

Сформулируйте выводы: овладели ли дети выбором места линии горизонта как элемента композиции. Проанализируйте рисунки и определите, передают ли дети глубину пространства, какими способами.

Заполните таблицу 6.

Таблица 6. Способы передачи пространства

Сформулируйте выводы: умеют ли дети пользоваться способами передачи пространства. Проанализируйте рисунки, выявляя особенности применения детьми формата. Заполните таблицу 7.

Таблица 7. Особенности применения детьми формата

Отметьте разнообразие форматов по размеру.

Сформулируйте выводы: пользуются ли дети выбором формата в зависимости от темы рисования?

Проанализируйте рисунки, выделяя в них количество героев.

Заполните таблицу 8.



Общее количество рисунков

Однофигурные композиции

двухфигурные композиции

многофигурные композиции

Определите общее количество предметов на рисунке.

Сформулируйте выводы: насколько грамотно пользуется ребёнок способом расстановки фигур в соответствии с темой занятия.

ЗАДАНИЕ №4. Разработайте развёрнутый конспект беседы по ознакомлению дошкольников с портретом, жанровой живописью (на выбор), с указанием возрастной группы, целей и задач, с возможными ответами детей и заданиями, с музыкальным сопровождением, презентацией.

ЗАДАНИЕ №5

Проанализируйте педагогические задачи (2 на выбор), сопоставьте данные особенности с личным опытом руководства детской деятельностью.

№.1. Детям 5 лет, живущим в городе, предложили нарисовать дом. Большинство детей нарисовали дом в виде одноэтажного домика, в основе которого изображен прямоугольник и сверху треугольник. Объясните данные особенности, наметьте направления коррекционной работы.

№ 2. Если понаблюдать за рисующими детьми, перед которыми поставили предмет, то можно установить общую особенность, едва взглянув на предмет, они продолжают быстро и уверенно рисовать на бумаге. Объясните причину данного факта.

№ 3. Прокомментируйте детские высказывания, определите возраст детей.

Лена; "На рисунке изображены мальчик, девочка, речка и мяч."

Женя: "Одни мальчики купаются, другие играют в мяч, с ними играет девочка".

Митя: ""Был жаркий день. Дети пошли на речку. Вася и Миша купаются. Таня играет в мяч"

№ 4 Илона решила нарисовать, как она ходила в лес по грибы. На вопрос воспитателя, почему на бумаге изображены четыре девочки, Илона пояснила: " Это я вошла в лес. Это я шла по такой дорожке большой. Это я видела такой большой гриб. А это я там увидела много цветов и стала их рвать".

Поясните особенности создания ребенком рисунка. Назовите примерный возраст девочки.

Педагогические задачи заимствованы из книги Б.С. Волкова, Н.В. Волковой Задачи и упражнения по детской психологии. М.,Просвещение,1991,
ЗАДАНИЕ 6

Проанализируйте варианты показателей развития художественно- изобразительных умений и навыков дошкольников. Выберите вариант, более полно отражающий уровень развития художественно-изобразительных умений.

Вариант1: Уровень устанавливается путем наблюдения за деятельностью ребенка, на основе анализа ее результатов (4-6 последних рисунков дошкольника), а также на основе рассказа дошкольника о сюжете своих изображений.

Вариант 2. Диагностика изучения изобразительной деятельности, воображения и самооценки на материале рисования по замыслу у детей 3-7 лет проводится в форме оценки детского рисунка, выполненного по собственному замыслу и беседы. Фиксируются следующие параметры:

I .Особенности рисования: Используемые приемы рисования, качество технических навыков.2.Скоординпровинность движения руки и глаза (точность движений, регуляция силы, амплитуда, скорость, ритмичность, контроль). 3. Развитие формообразующих движений. 4.Используемые средства выразительности. 5-Устойчивость замысла, причины его изменения. 6. Содержание рисунка (называние и количество предметов, наличие связи между ними, особенности переданных впечатлений об окружающем). 7.Соответствие изображения реальному предмету (цвет, форма, величина, соотношение частей, детали, расположение в пространстве). 8. Степень самостоятельности в процессе рисования. 9. Отношение к рисованию (равнодушие, положительные или отрицательные эмоции).

2.Особенности самооценки: 1.Оценка собственного рисунка (положительно, отрицательно, дифферентно). 2. Мотивированность оценки (качество, содержание рисунка).

Г.А. Урунтаева Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум. М.. 1997.

Вариант 3. Диагностика исследования уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводилась по трем направлениям: выявление особенностей развития эстетического восприятия, эстетической оценки и эстетической деятельности в процессе сравнение двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки.

При сравнении дошкольниками двух игрушек (дымковской и филимоновской) и росписи силуэта игрушки фиксируются:

Уровень интеллектуально-эстетического развития детей


Критерий

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Определение вида росписи

называет игрушку

правильно



называет неправильно

молчит

Описание игрушки

описывает

достаточно полно



называет лишь

некоторые признаки



совсем не

называет

признаков


Сравнение по

сходству и различию



сравнение полное и последовательное

указывает сходство и различие по одному признаку

не проводит действие сравнения

Выражение своего отношения к произведению искусства

ярко выраженное положительное обоснованное

отношение



положительное,

но не обоснованное

отношение


не дает оценки, безразличное отношение

Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (соответствие элементов у дымковской и филимоновской игрушки)



полное соответствие узора, роспись

сделана на двух

силуэтах


частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете, форме, композиции

Большое

несоответствие.

Значительные

нарушения

характера росписи


игрушки (уровень творческого решения)


вносит в соответствии со стилем 1-2 элемента

вносит незначительные элементы

полностью

копирует изделие



Анализ выполнения узора на силуэте

игрушки (уровень

завершенности)


роспись завершена на обоих рисунках

завершенность работы составляет две

завершенность

работы составляет одну треть



Анализ выполнения узора на силуэте игрушки (техника выполнения)

высокая

средняя

низкая

Вариант 4: Показатели и критерии овладения ребенком изобразительной деятельностью составляют две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая- при анализе процесса деятельности.

Анализ продукта деятельности

2.Передача формы:


  1. форма передана точно:


  2. искажения значительные форма не удалась.
3.Строение предмета:

  • части расположены верно;

  • есть незначительные искажения;

  • части предмета расположены неверно.
4.Передача пропорций предмета:

  • пропорции предмета соблюдаются;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорции предмета переданы неверно.
5.Композиция:

а) расположение на листе:


  • по всему листу;

  • на полосе листа;

  • не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

  • есть незначительные искажения;

  • пропорциональность разных предметов передана неверно.
6.Передача движения:

  1. движение передано достаточно четко;

  2. движение передано неопределенно, неумело;

  3. изображение статическое.
7.Цвет: Две группы показателей: первая - " а "- характеризует передачу реального цвета предметов и образное декоративного искусства вторая - " б " - творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом:

а) цветовое решение изображения:


  • реальный цвет предмета;

  • есть отступление от реальной окраски;

  • цвет предметов передан не верно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  1. многоцветная гамма;

  2. преобладание нескольких цветов или оттенков (теплых, холодных); безразличие к цвету,

  3. изображение выполнено в одном цвете.

Анализ процесса деятельности:

1. Характер линии: Критерий включает 4 группы показате лей:

а) характер линий: - линия прерывистая; - слитная; - дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим: - сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу); - средний; - слабый.

в) раскрашивание: - мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура; - крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура:

г) регуляция силы нажима, размаха: - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
Вариант 5:

Развитие технических навыков и умений у дошкольников


Группы классификации

навыки

умения

I группа.

Навыки и умения владения инструментом



1. Навык держания карандаша и кисти (исходное положение).

2. Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3. Навык ведения линий кистью.

4.Навык держания кисти

При рисовании широких и тонких линий.


1. Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования

II группа

Навыки, связанные с выработкой качества движения от которых зависит качество линий и закраски в рисунке



1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2. Навык произвольного движения амплитуды «размаха движений».

3. Навык произвольного изменения скорости движения (его замедление и ускорение)

4. Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного проведения повторных, однородных движений.


Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения

III группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных

предметов

(формы, строения, величины, пропорции)


Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности).

1.Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой)

2. Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат).

3. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.


Назовите, какие изобразительные средства может использовать ребенок в рисунке.

Поясните, что собой представляет «фризовая» композиция? В рисунках детей, какого возраста она чаше имеет место?

В каком возрасте в рисунках чаще проявляются следующие особенности: "обратная " перспектива, отсутствие заслоняемости предметов?

КОНСПЕКТ НОД КАК ФОРМА ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(практическое занятие 4)
Цель: 1. Научить студентов определять программное содержание занятия по обучению детей изобразительной деятельности в зависимости от вида занятия, темы. 2. Обучение составлению конспекта занятия по изобразительной деятельности.

Материал: конспекты разных видов занятий по обучению детей изобразительной деятельности.

Задание 1

Проанализируйте конспекты занятий по развитию изобразительной деятельности дошкольников, выделите структуру занятия, логику его построения. Конспекты выдаются на занятии; работа выполняется по подгруппам.

План анализа конспекта

1.Структурные части конспекта (вид занятия, тема, программное со


держание, предварительная работа, ход занятия).

2.Задачи обучения на занятии, их варианты:

изобразительные:


  1. технические;

  2. развивающие;

  3. воспитательные.
3.Содержание предварительной работы.

4.Методы обучения изобразительной деятельности, применяемые на занятии.

Выданные конспекты анализируются по следующему плану работы:


  1. Ознакомиться с ходом занятия, выделить в нем основные части .

  2. Выделить начало занятия. Определить, как ставится цель, мотив, записать варианты.

  3. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по рисунку. Записать варианты.

  4. Продемонстрировать методические приемы реализации задач по цвету, композиции. Дополнить варианты.
5. Продемонстрировать решение технических, развивающих и воспитательных задач. Записать варианты.

  1. Дать анализ второй части занятия.

  2. Показать способ организации третей части занятия. Записать варианты
    анализа детских работ.

Задание 2

На основе данных материалов составить конспект НОД по одному виду изобразительной деятельности для выбранной возрастной группы. Разработать структурные части конспекта. Используйте разнообразные приемы, способствующие обучению дошкольников и стимулирующих творческие проявления в изобразительной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1. Студенту в начале изучения курса необходимо выбрать один «Маршрут», выполняются задания в самостоятельно выбранной форме. Обучающийся информирует о его выполнении: выступает с сообщением на лекции, практическом занятии, предоставляет материал к итоговому контролю (экзамену). Порядок выполнения заданий определяется порядком их расположения в «Маршруте».

2. Задание под названием «Маршрут» представляет собой индивидуальное комплексное задание, состоящее из 6 теоретических и практических заданий-вопросов, называемых аналогично - «маршрут». Эти вопросы охватывают проблему каждого из модулей учебной дисциплины. Последовательность заданий совпадает с порядком изложения содержания учебного материала в программе «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», что и позволяет называть такие задания маршрутом следования по дисциплине.

3. При выполнении задания каждый маршрут связывается с каким-либо одним видом искусства и адекватной ему изобразительной деятельностью детей, предполагается изучение психолого-педагогических аспектов художественного развития детей дошкольного возраста.

4. Выполнение заданий конкретного маршрута предполагает усвоение содержания каждого модуля учебной дисциплины, а также междисциплинарных знаний учебных дисциплин культурологического и психолого-педагогического цикла.


Маршрут 1

Особенности художественного восприятия у детей дошкольного возраста.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в живописи.

Использование выразительных средств искусства живописи детьми при создании художественного образа в рисунке.

Разработать методические основы формирования художественного образа в рисунке детей дошкольного возраста :


  • средства формирования;

  • формы;

  • методы и приемы.

Маршрут 2

Искусство живописи, его виды и жанры.

Выразительные средства искусства живописи.

Исследователи проблемы восприятия детьми художественного образа в рисунке.

Рисование – вид изобразительной деятельности детей в детском саду.

Роль знаний детей об изобразительном искусстве (живописи) на создание художественного образа в рисунке.

Методические основы художественного развития детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства (планирование занятий на календарный год).
Маршрут 3

Искусство графики, его виды.

Художественный анализ иллюстрации детской книги.

Анализ исследований по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с искусством графики.

Методические основы формирования графического образа у детей дошкольного возраста:


  1. средства формирования;

  2. формы;

  3. методы и приемы.

Маршрут 4

Искусство графики, его виды.

Выразительные средства искусства графики.

Виды искусства графики, используемые в работе с детьми дошкольного возраста.

Иллюстративное рисование детей.

Элементы графических техник как средство выразительности детского рисунка.

Влияние знаний об искусстве графики на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста.
Маршрут 5

Искусство скульптуры, его виды и жанры.

Выразительные средства скульптуры.

Ознакомление детей дошкольного возраста с искусством скульптуры.

Создание детьми художественного образа в лепке.

методические основы ознакомления детей дошкольного возраста с искусством скульптуры (планирование на год работы по ознакомлению детей старшей / подготовительной группы с искусством скульптуры).
Маршрут 6

Лепка детей дошкольного возраста. Виды лепки, их особенности.

Выразительные средства лепки и способы создания образа детьми в лепке.

Роль воображения в создании детьми художественного образа в лепке.

Исследования проблемы содержания и организации лепки детей дошкольного возраста.

Виды народных игрушек, их пластическое разнообразие.

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают яркую окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают у них непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания книги, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимания на выразительные средства книжной графики.

Были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Изучить особенности композиционного построения в рисунках детей среднего дошкольного возраста;

2. Разработать серию занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей с использованием иллюстраций Ю.А.Васнецова, которые могут быть использованы в практической работе.

3. Выявить эффективность проведенных занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей 4-5 лет.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1. Констатирующего;

2. Формирующего;

3. Контрольного.

Определение уровня развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста

Дети 4-х лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление начальных знаний, умений и навыков при композиционном построении рисунка.

Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и другие отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, дети не обращают внимание на средства художественной выразительности. Этот фактор негативно сказывается при создании детьми сюжетных композиций в своих рисунках.

Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

1. Выявить у детей уровень восприятия художественной иллюстрации.

2. Определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 57 г.Сызрани. За экспериментальную и контрольную группы были выбраны 16 детей средней группы (Приложение 1). Эксперимент проходил в период с декабря 2007 года по март 2008 года.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.

Первый этап эксперимента включал в себя диагностику выявления уровня художественного восприятия иллюстраций детьми среднего дошкольного возраста.

Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми среднего дошкольного возраста- следующие.

o Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

o Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа (с помощью линий, штрихов, передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жеста, мимики); колорита - цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивание главного; выделение главного в композиции. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

o Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен 2-3 художников - иллюстраторов и произведений, которые они иллюстрировали.

Диагностика проводилась в доверительной, естественной для детей обстановке. Дети были разделены на подгруппы.

Методика проведения диагностики.

Экспериментатор читал детям сказку «Колобок» с показом иллюстраций Ю.Васнецова и Е.Рачева (Приложение 2).

По окончании чтения, детям предлагалось внимательно рассмотреть иллюстрации, сравнить их.

Педагог задает вопросы:

Кто нарисовал эти иллюстрации?

Если бы не было этих картинок, сказка была бы такой же интересной?

Что изображено на этих иллюстрациях? Кто изображен главным?

Какие характеры у персонажей иллюстраций?

Как изображены персонажи у художников? Одинаково или нет?

Какое время года на иллюстрациях? Как вы определили?

Критерии восприятия детьми книжной иллюстрации:

Понимает - 3 балла;

Понимает не полностью- 2 балла;

Не понимает- 1 балл.

Осознание значения различных выразительных средств иллюстрации (позы, жеста, мимики, цвета):

Осознает все - 3 балла;

Осознает некоторые-2 балла;

Не осознает - 1 балл.

Эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию:

Ярко выраженное эмоциональное отношение -3 балла;

Выражено незначительно- 2 балла;

Не выражено вообще - 1 балл.

Понимание выразительных средств в иллюстрации, дающих понять переживания персонажей:

Понимает все средства - 3 балла;

Понимает в основном - 2 балла;

Не понимает - 1 балл.

Соответственно этим критериям были установлены три уровня восприятия детьми книжной иллюстрации.

III - Высокий уровень (9-12 баллов) - ребенок испытывает устойчивый интерес, увлеченно с желанием рассматривает иллюстрации. Эмоционально откликается на художественный образ, сопереживает героям. Правильно соотносит иллюстрации с текстом данного литературного произведения. Понимает единство содержания и средств художественной выразительности. Имеет представление о книжной графике, её особенностях. Осознает все знакомые им средства выразительности(поза, жест, мимика, цвет). Понимает эмоциональное состояние героев, характер персонажей. Перечисляет все объекты и выделяет главный. Есть представление об иллюстрации и её значении в книге.

II- Средний уровень (5-8) - у ребенка есть эмоциональное отношение к иллюстрации, он радуется знакомым иллюстрациям, понимает содержание иллюстраций, соотносит её с текстом. Осознает некоторые средства выразительности. Не совсем понимает эмоциональное состояние героев. Понимает характер персонажей если они ярко переданы художником, или ясны и знакомы ситуации, или изображены предметы, которые уточняют характер персонажей. Представление об иллюстрации не полное. Перечисляет объекты, расположенные на иллюстрации, но не выделяет главного. Ребенок не может высказать эстетическую оценку изображенного.

I- Низкий уровень(менее 5 баллов) - у ребенка нет интереса к иллюстрации, или он неустойчивый, поверхностный. Нет эмоционального отклика. При восприятии предметов идет от перечисления деталей, не выделяет существенного. Не соотносит средства выразительности со смыслом изображенного, с содержанием. Из средств выразительности видит одно-два, цветовую характеристику замечает редко, на композицию не обращает внимание. Нет представления об иллюстрации, её назначении.

На основании этих уровней мы составили таблицу (Приложение 3), в которой отразили результаты 1-го этапа констатирующего эксперимента.

Таким образом, мы видим, что по результатам I- го этапа констатирующего эксперимента детей с высоким уровнем восприятия книжной иллюстрации нет, на среднем уровне находятся 14 человек и 2 ребенка имеют низкий уровень. Более наглядно это можно увидеть на рис 1.

Рис 1.

Проанализировав ответы детей можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени поняли содержание иллюстраций, соответственно тексту произведения. Но не все дети смогли подобрать подходящую иллюстрацию к тому или иному сюжету сказки. Например, Алина М., на предложение воспитателя выбрать те иллюстрации, где художники нарисовали итог сказки, выбрала иллюстрацию Е.Рачева, «Волк съел колобка», пояснила девочка, на слова воспитателя: «Но ведь в сказке, лиса съела колобка», девочка сказала «Художник нарисовал лису хорошей, а волка злым, поэтому он и съел колобка». Саша Р. на вопрос «Как изображены персонажи у художников? » смог ответить лишь подчеркивая характерные признаки того или иного персонажа (волк серый, медведь большой, заяц белый), при этом ребенок не смог выделить выразительных средств, которые использовали художники при передаче данных образов. Ребенок не отметил, что на иллюстрациях Ю.Васнецова животные нарисованы более реалистично, чем на иллюстрациях Е.Рачева. Этот художник придал своим персонажам более очеловеченный вид. Так же, как и Саша Р., этого не заметили и ещё 10 детей (62,5%). 6 детей (37,5%) смогли найти отличие в изображении животных у Е.Рачева и Ю.Васнецова, но не обратили внимание на цвет персонажей. Время года на иллюстрациях определили все дети. Характеры персонажей по выразительным средствам иллюстраций определили лишь 6 детей (37,5%), а остальные 10 детей (62,5%) характеризовали героев сказки по сложившемся ранее стереотипам (лиса хитрая, волк злой, медведь косолапый, заяц трусливый).

Большинство детей имеют представление о книжных иллюстрациях, о предназначении иллюстраций в книге. Но не все дети смогли ответить на вопрос «Кто нарисовал эти иллюстрации?». Так, например, при ответе на этот вопрос Ильдар М. ответил, что «картинки нарисовали какие-нибудь взрослые», а Лена Ф., пояснила, что эти картинки нарисовала их воспитатель.

13 человек детей (81,2%) не совсем правильно могли рассказать о персонажах, нарисованных на иллюстрациях. Дети перечисляли такие объекты, как деревья, цветы, пенек, солнце, небо, не замечая главного в этих картинах.

Дети не обратили внимание на сказочность, необычность персонажей сказки. Из всех использованных средств выразительности дети отмечали лишь действия персонажа (бежит, сидит, стоит, катится). Жест, поза, мимика чаще всего оставались незамеченными. Дети называли их в том случае, если они были ярко поданы. 7 детей (43,7%) свое эмоциональное отношение к выраженному в иллюстрации содержанию выразили незначительно. Так Лена Ф. ярко проявила свое эмоциональное отношение к иллюстрации, где колобок сидел на носу у лисы. Особенно девочке понравился наряд лисы, «она, как барыня». 9 детей (56,2%)при рассматривании иллюстраций не проявляли никакого эмоционального отклика по отношению к той или иной иллюстрации.

II-ой этап эксперимента включил в себя следующее задание.

Данное задние проводится с подгруппой детей.

Материал. Краска, гуашь, лист бумаги с нарисованным на нем силуэтом с изображением лебедя, на каждого ребенка.

Экспериментатор читает потешку «Лебедушка».

Педагог показывает детям иллюстрацию Ю.А.Васнецова к этой потешке (Приложение 4).

Обращается к детям:

Какого лебедя нарисовал художник?(важного, белого, красивого).

А как лебедушка головушку несет? (выше берега, гордо).

Педагог предлагает детям рассмотреть, как нарисована лебедушка. Какие у неё крылышки. Как лебедушка водичку на цветы стряхивает.

Как вы думаете какое время года изображено на картине?

Почему вы думаете, что на картине изображен теплый день?

Детям объясняется, что художник нарисовал красивые цветы, потому, что их поливает лебедушка.

Затем педагог раздает детям лист бумаги с нарисованным на нем силуэтом лебедя(Приложение 5) и предлагает нарисовать свою картинку к потешке.

Анализ деятельности детей показал следующее, что не всякие события описанные в потешке способствуют возникновению замысла, а только те, что заинтересовали детей, вызвали удивление, поразили их воображение.

В процессе рисования у некоторых детей(Галя Р., Саша К., Паша Б., Таня К., Инга Б) замысел не опирался на исходные, достаточно отчетливые чувственные образы. Дети задумывали что-то нарисовать, но представления их о задуманных предметах нечетки. Имея отчетливое представление о предмете, явлении, дети не знали какие изобразительные действия надо предпринять, чтобы изобразить в рисунке то, что задумали, а это является необходимым условием воплощения замысла.

Например, Юля Р. на вопрос воспитателя, что она будет рисовать, ответила: «Солнышко». Девочка рисовала энергично, концентрическими линиями, не замыкая их в круг, крупно посередине листа, загораживая своим изображением силуэт лебедя. Это говорит о том, что девочка не владеет композицией. Линии были прерывистыми, с сильным нажимом. Солнышко девочка ракрасила желтым цветом, силу нажима при раскрашивании не регулировала.

Венера С. , не умея хорошо рисовать круглую форму, в середине цветков поставила пятнышко, а от него во все стороны провела дрожащие, слабо заметные линии. Девочка разукрасила цветы крупными размашистыми движениями, выходящими за пределы контура.

Борис З. закрасил половину листа синей краской, тем самым он изобразил реку, по которой плывет лебедушка. На предложение воспитателя нарисовать волнистые линии, которые будут изображать волны, мальчик не отреагировал и продолжал раскрашивать дальше свою работу. Больше он ничего не сумел нарисовать.

Исходя из характера данного задания, мы выработали критерии и показатели оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.

Критерии и показатели оценки уровня овладения изобразительной деятельностью

1. Передача формы:

Форма передана точно-3 балла;

Форма не удалась-1 балл.

2. Строение предмета:

Части расположены верно-3 балла;

Есть незначительные искажения-2 балла;

Части предмета расположены неверно-1 балл.

3. Передача пропорции предмета в изображении:

Пропорции предмета соблюдались-3 балла;

Есть незначительные искажения-2 балла;

Пропорции предмета переданы неверно-1 балл.

4. Композиция.

А) расположение изображений на листе:

По всему листу- 3 балла;

По полосе листа-2 балла;

Не продумано, носит случайный характер - 1 балл.

Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:

Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов- 3 балла;

Есть незначительные искажения- 2 балла;

Пропорциональность разных предметов передана неверно- 1 балл.

Передан реальный цвет предметов- 3 балла;

Есть отступления от реальной окраски- 2 балла;

Цвет передан неверно- 1 балл.

По разработанным критериям и показателям мы составили сводную таблицу(Приложение 6).

Наивысшее число баллов, которое мог получить ребенок - 18 баллов. На основе набранной суммы мы продифференцировали детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого мы составили ранговый ряд (Приложение 7).

Ранговый ряд мы условно разделили на три группы. Каждую из этих групп отнесли к высшему, среднему, низкому уровням (по числу набранных баллов).

Так мы определили, что:

к высшему уровню будут относиться дети набравшие от 13 до 18 баллов;

к среднему уровню - 7-12 баллов;

к низкому - дети, набравшие менее 7 баллов.

Уровень овладения детьми изобразительных навыков можно увидеть на рисунке 2.



Рис.2

Мы видим, что детей с высоким уровнем овладения изобразительными навыками нет, на среднем уровне находятся 14 человек (87,5%),с низким уровнем 2 ребенка или 12,5%.

По итогам выполненных заданий мы составили сводную таблицу для определения среднего уровня развития изобразительных знаний, навыков и умений ребенка (Приложение 8).

На основании результатов проведенного констатирующего эксперимента из 16 детей мы выделили две группы детей, составляющие экспериментальную и контрольную группы. Детей мы распределили так, чтобы в каждой было примерно одинаковое кол-во детей по полу и уровням развития.

У нас получились следующие группы (таблица 1 и 2).

Ф.И.ребенка

Уровень развития

Ф.И.ребенка

Уровень развития

Александра К.

Руслан Б.

Сережа М.

Ильдар М.

Венера С.

Таблица 1. Список детей экспериментальной группы.

Таблица 2. Список детей контрольной группы.

Таким образом, мы определили дальнейшие перспективы по развитию у детей сюжетных композиций. Формирующий этап исследования проводился с экспериментальной группой детей.

Композиция – это способ расположения изображения в пространстве. Это средство выразительности, которое помогает понять идею произведения, т.е. замысел. В ИЗО искусстве композиция реализует несколько законов. Законы композиции в плоскостных и объемных видах искусства представлены по-разному.

Плоскостные - выделение сюжетно-композиционного центра. Художник пользуется несколькими способами, чтобы выделить главное: расположение главного в центре, выделение размером или цветом, изоляция гл героя, направление жестов, взглядов гл. героя, динамика движения, яркими дополнительными деталями. Используется в живописи и графике.

7. Графика как вид изобразительного искусства. Художники-иллюстраторы детской книги.

Графика – это вид искусства, в основе которого лежит письмо, рисунок – это изображение на плоскости, когда окружающий мир изображается схематично. Художник не стремиться передать глобальность, используются основные без оттенков и переходов. Появилась в 15 в, как самостоятельный вид искусства. Долго был черно-белым, с развитием техники стали использоваться цвета. Любое отпечатанное произведение является оригиналом. Графическое изображение создается в два этапа: создание оттиска и печать.

Выделяется два вида печати: графика высокой печати – изображение выступает над фоном, и графика низкой печати – изображение вдавлено.

По назначению – книжная, плакатная, прикладная (марки, обертки)

По технике – ксилография (дерево), офорт (металл), литография (камень), линогравюра (линолиум).

Графика как вид изоискусства характеризуется тем, что образы носят пространственный характер, переданы на двухмерной поверхности и воспринимаются непосредственно только с помощью зрения. Графика использует разные средства для создания образа – линии, световые пятна. Знакомство детей с изо искусством рекомендуется начинать с произведений графики и прежде всего с иллюстрацией детских книг. Простота, лаконичность графики позволяет детям схватывать главное, определять сюжетную линию.

Через восприятие иллюстрации дети вводятся в мир условных, графических образов.

С каждым годом растет число художников, отдающих свои силы дошкольной книге. Художники много работают над оформлением книг. Запоминающиеся иллюстрации созданы в иллюстрациях Лебедева, Васнецова, Рачева, Конашевича. Каждый художник по-своему выражает содержание иллюстрируемых произведений.

В иллюстрациях Коношевича видна любовь художника к вымыслу, характерна сюжетная и декоративная изобретательность, юмор, некоторая условность формы, соответствующая характеру сказки. Его страницы занимательны, со множеством мелких рисунков.

Лебедев дает ясное, четкое изображение предметов, придает большое значение деталям, его композиции завершены, пространственны, занимают всю страницу книги.

Необыкновенно острые характеристики дает художник Рачев в иллюстрациях к сказкам. Художник раскрывает в них обычно характер и переживания зверей по аналогии с человеческими, но сохраняет при этом в полной мере повадки зверей, их подлинный нрав и привычки.

Васнецов подходит к сказке как к народной фантазии, связывает ее образы с народной игрушкой. Используя гиперболичность, повторность образов, фантастичность, условность.

1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.

Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки –тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.


Информация о работе «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций»




Как средство развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего...

В апреле 2010 года. В эксперименте принимало участие 16 детей старшей группы. 2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик...

Можно прочитать стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно нарисовать любой из фруктов . 2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды...

Вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. 3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он...