Кустодиев жизнь. Юлия Прошинская – муза Бориса Кустодиева: История любви-история борьбы

Художественный талант Бориса Михайловича Кустодиева известного во всем мире представителя русской живописи прошлого столетия, подарил нам ностальгический мир, солнечный и радостный, подчеркивающий яркими красками ощущение праздника. Будучи учеником , Кустодиев не просто наследовал манеру и стиль Репина, но и привнес присущую только ему игру красок, которая поневоле заряжает позитивом и счастьем. Стоит отметить, что становление Бориса Михайловича как художника началось задолго до знакомства с учителем, об этом свидетельствует его творчество, пронизанное эхом детских привязанностей и переживаний.

Родился Кустодиев в семье преподавателя семинарии в 1878 году в г. Астрахань. Судьба распорядилась таким образом, что отец Бориса умер, когда мальчику было чуть больше года, и вся ответственность за воспитание легла на хрупкие плечи матери – 25 летней вдовы с четырьмя детьми на руках. Несмотря на очень скромный достаток, семья жила дружно, а материнская любовь скрашивала трудности жизни, давая возможность сформироваться творческой личности. Именно мать, Екатерина Прохоровна, прививала детям любовь к высокому искусству – театру, литературе, живописи. Такое воспитание четко определило будущее Бориса, и уже в 9 лет он знал, что станет художником.

В 1892 году, поступив в Астраханскую духовную семинарию, Кустодиев одновременно стал брать уроки у местного живописца А.П. Власова. С благословения Власова, в 1896 году Кустодиев стал студентом Петербургской Академии художеств и по истечении двух лет был принят в мастерскую Ильи Репина. Великий художник сразу обратил внимание на ученика, возлагая на него большие надежды, что впоследствии вылилось в совместную работу над монументальным полотном – . Следствием столь успешного начала стала защита дипломной работы с золотой медалью и стажировка за границей. В свое путешествие в Европу, художник отправился с молодой семьей, недавно родившимся сыном и молодой супругой – Юлией Евстафьевной Прошинской.

Впоследствии, в 1905 году, отдавая дань судьбоносной встрече со своей любовью, Кустодиев построил дом-мастерскую «Терем» близ города Кинешмы, на Волге. «Терем» стал местом работы и творчества художника и здесь, практически каждое лето, Бориса Михайловича охватывало чувство, которое принято называть счастьем, вдохновляя его на творчество и осознание полноты жизни. Любимая жена, ставшая верной помощницей, сын и дочь, в нерушимом понятии семья нашли отражение в творчестве художника и стали отдельной большой темой в его живописи (картина «Утро»).

Годом ранее, в 1904, художник провел несколько месяцев за границей, в и , посещая выставки и музеи. Родные просторы звали Бориса Михайловича в Россию и, вернувшись на родину, Кустодиев окунулся в мир журналистики, сотрудничая с сатирическими журналами «Жупел» и «Адская почта». Так, первая русская революция подвигла его попробовать свои силы в шаржах и карикатурах государственных чинов.

1907 год стал насыщенным на события: поездка в , увлечение скульптурой, членство в Союзе художников. А в 1908 году для Кустодиева открывается мир театра – он работает декоратором в Мариинском. Популярность Бориса Михайловича растет, слава портретиста становится причиной известной работы Николая II в 1915 году, но еще задолго до этого в 1909 году в семью художника приходит беда – проявляются первые признаки опухоли спинного мозга. Несмотря на это, он продолжает активно путешествовать по Европе, получает звание академика живописи в этом же году. Посетив Австрию, Италию, Францию и Германию, Кустодиев отправляется в Швейцарию, где проходит лечение. Впоследствии в Берлине в 1913 году ему делают сложную операцию.

Казалось бы, болезнь отступила и 1914 год ознаменован выставками в галерее Бернгейма в Париже, Международными художественными выставками в Венеции и . В 1916 Кустодиеву делают повторную операцию в , следствием которой стал паралич нижней части тела и ампутация ног. С тех пор весь мир художника – это его комната, память и воображение. Именно в этот период он пишет свои самые яркие и праздничные картины, живописующие провинциальную жизнь ( , «Сельский праздник») и красоту тела ().

Но жизнерадостность и оптимизм не в силах побороть болезнь, которая прогрессируя, дает художнику один единственный раз провести прижизненную выставку собственных работ в 1920 году в Петроградском Доме искусств. Последние вехи жизни ознаменованы оформлением спектакля «Блоха» и участием в Международной выставке в Париже.

В 1927 году 26 мая в возрасте 49 лет Борис Михайлович умирает буквально за работой над эскизом задуманного им триптиха «Радость труда и отдыха». Так закончилась нелегкая, но полная света и радостных ноток жизнь знаменитого художника, оставившего нам в наследие , демонстрирующие жажду к жизни и познанию.

Вот как-то не нравятся мне аналогии. Ни в чем. Аналогия это банальность, а банальность это не интересно. Но в медицине диагноз по аналогии - самая любимая вещь. Не нужно быть гением, не нужно обладать дисциплинированным клиническим мышлением, просто действуешь по принципу: «Гусеница ест капусту, я ем капусту. Следовательно, я - гусеница!». Это с одной стороны, с другой - исторические аналогии. Не знаем, насколько они уместны. Но в данном случае, в данной истории, было и то, и другое: врачи, пошедшие по пути поиска аналогов, и судьба главного героя, в которой некоторые усматривают аналогию с биографиями О.Ренуара и Н.Островского. Итак, история болезни замечательного художника, Бориса Михайловича Кустодиева.

…Началом болезни принято считать 1909 год, хотя симптоматика появилась раньше. Боль в руке для активного художника, беспрестанно держащего палитру и кисть, что в этом необычного? Да. Кустодиев молод, ему 31 год, но поначалу, ни о чем плохом, ни он, ни его близкие не могли и подумать. Зловещим, пожалуй, было только одно: боль была упорной, постоянной и появлялась утром, после ночного сна. Если идти по аналогии - боль костно-мышечная, связанная с неудобным положение тела, «остеохондрозная», так часто мы говорим больным, жалующимся на боль и онемение в руках по утрам. Потом присоединилась боль в шее, а вскоре - головная боль с рвотой! «Страдаю очень, особенно по утрам. Подлая рука моя болит вовсю и вместо улучшения - с каждым днем чувствую себя все хуже и хуж е». Становилось чуть лучше, если Кустодиев по нескольку часов лежал и укутывал голову платком, но боль в руке приобрела «грызущий» характер, лишала сна, и болеть начали уже локтевой сустав и лопатка. «Боль адская, доводящая до крика»,- пишет художник жене. Спустя год боль уже будит художника по утрам, но несколько ослабевает во время работы. Боль достигает той степени, когда качество жизни существенно ухудшается.

Этапный эпикриз.

I. Петербург

Неизвестно, обращался ли Б.М.Кустодиев по этому поводу к врачам раньше, но известно, что он обратился к довольно известному тогда неврологу, ученику и сотруднику В.М.Бехтерева Эрнесту (Эрнсту) Августовичу Визе (1871-1941) . Э. Визе, доктор медицины (диссертация «О составных частях белого вещества спинного мозга по методу развития», 1898), заведующий неврологическим отделением Обуховской больницы, считался специалистом по спинному мозгу. Он долго («целый час») осматривал Кустодиева и рекомендовал Кустодиеву: «…сделать рентгеновский снимок с плеча и шеи, чтобы узнать, нет ли какой внутренней причины этой страшной боли». «Рабочий» диагноз Визе - «невралгия правой руки». Симптоматическое лечение было неэффективным и Кустодиев обращается к тогдашнему светилу, знаменитому и самому талантливому ученику С.П.Боткина, академику, профессору кафедры диагностики и общей терапии Военно-медицинской академии, Михаилу Владимировичу Яновскому (1854-1927). Яновский славился своим знанием физикальной диагностики, тщательностью в исследовании больных и умением ставить диагнозы, но он был терапевт. Он тщательно обследовал Кустодиева и вывод сделал именно «терапевтический»: был какой-то процесс в легком (не вылеченный старый бронхит,- говорит Кустодиев), увеличился лимфатический узел. Он-то, дескать, давит на «какой-то нерв», а отсюда и боль! Не диагностика, а гадание на кофейной гуще - «какой-то процесс, какой-то узел, какой-то нерв»! Что делали у нас врачи во все времена, если не справлялись сами? Правильно - направляли больных за границу - там помогут! Так вышло и с Кустодиевым. Видимо, М.В.Яновский подумал и не о бронхите, а о биче того времени - верхушечном туберкулезе (ввиду его пандемической распространенности, в то время врачи в каждом банальном бронхите видели чахотку!). А раз туберкулез, то в Швейцарию, к профессору Ролье!

II. Швейцария

Вы читали роман Т.Манна «Волшебная гора»? Если читали, то понимаете о чем идет речь, если нет, то Манн рассказывает о некоем (вымышленном) швейцарском противотуберкулезном санатории, где медленно погибают (но сохраняют иллюзии и веру в выздоровление) больные туберкулезом легких. При полной беспомощности медицины в области туберкулеза Швейцария с давних пор была Меккой больных чахоткой из всех европейских стран. Не был исключением и санаторий в Лейзене, основанный доктором Огюстом Ролье (August Rolier , 1874-1954). Он был учеником знаменитого Т.Кохера, но увлекся фототерапией (светолечением, Light-therapy). После блестящих успехов Нильса Рюберга Финзена в светолечении волчанки врачам стало казаться, что свет может решить все проблемы. Ролье занимался лечением костного туберкулеза, сначала оперативным путем, но результаты были неутешительны, и тогда он стал заниматься гелиотерапией, собственно говоря - «солнцелечением», благо в Швейцарии для этого были все условия. В 1903 году он основал санаторий на 1200 коек для больных туберкулезом и рахитом в Лейзене, который быстро стал популярным. Успехи были столь велики, что спустя четверть века Ролье стал доктором медицины «honoris causa» Лозаннского университета. Вот опять аналогия - у Ролье болела туберкулезом жена, и он ее вылечил солнечным светом, а у нас заболела жена у С.Орджоникидзе, так быстро «содрали» препарат у немцев, и стали его выпускать под названием «Сергозин» (Серго+Зина)! Санаторий Ролье располагались в умеренном высокогорье (1500 метров над уровнем моря), где солнечная радиация, конечно, выше. Вот так, примерно, лечили Кустодиева (в центре-профессор Ролье)


Но вот какая штука - известно, что изобретатели методов лечения обычно «слепнут» к остальному и видят у больных только то, что с успехом умеют лечить! Так и врачи санатория Ролье увидели у Кустодиева то, что и хотели - туберкулез шейного отдела позвоночника! Кустодиева, видимо, сначала это успокоило: дома почти тоже говорил ему мэтр медицины Яновский! Кустодиеву надели шину Шанца, три раза в день вытягивали (!) шейный отдел позвоночника и он принимал солнечные ванны. Справедливо возникает вопрос, а делали ему рентгенологическое исследование позвоночника или это бредовые размышления «мага и целителя» Ролье? В свете дальнейших событий «лечение» Ролье было грубейшей ятрогенией, страшной ошибкой, чудовищным заблуждением! На несколько месяцев Кустодиев уезжает в Петербург, а потом снова вернулся в санаторий Ролье. Там он пробыл девять месяцев, но обещанного чуда не произошло, да и быть этого не могло. 29 декабря 1911 года его осматривает «гениальный» Ролье. «Смотрел очень долго, постукал всего молотком и объявил, что я в превосходно состоянии и что весной он гарантирует полное выздоровление»,- пишет Кустодиев жене. Но он не поверил в оптимистичные фантазии Ролье. Рука стала болеть точно так же, как и раньше! Ролье снова осматривает Кустодиева в феврале 1912 года и рекомендует ему…новый корсет! Разочарованный в швейцарском кудеснике, Кустодиев уезжает в Россию.

III . Франция, Германия

…Хотя болезнь вернулась, но надежды на врачей еще остались - по их совету в мае 1913 года Кустодиев едет на морские купания в Канны. Месяц прошел безрезультатно и по пути домой Кустодиев останавливается в Берлине, где обращается к выдающемуся немецкому неврологу, Герману Оппенгейму (Hermann Oppenheim ,1858-1919) , который справедливо считается одним из основателей немецкой неврологии. Ученик знаменитого Карла Вестфаля, Оппенгейм внес очень существенный вклад в различные области клиники нервных болезней, в том числе и в области нейрохирургии. Вместе со своим сотрудником Ф. Краузе (Fedor Krause , 1857-1937) он удалил впервые одну из сложных опухолей мозга. Г.Оппенгейм тщательно осматривает Кустодиева и говорит ему: «У Вас никогда никакого костного туберкулеза не было. Снимите корсет. У Вас заболевание спинного мозга, видимо, опухоль в нем, нужна операция…» 12 ноября 1913 года упомянутый доктор Ф.Краузе произвел операцию, которая судя по всему, заключалась в ламинэктомии Th I-Th II и частичной резекции опухоли. Оппенгейм присутствовал на операции, хотя хирургом не был. Движения в руках были сохранены, а вот ноги стали слушаться плохо…

IV. Россия

Боль в руках, к счастью, исчезла, а движения в ногах восстановятся, обещал маститый Оппенгейм. В России Кустодиева наблюдают уже упомянутый Э.А.Гизе и выдающийся российский хирург, профессор клиники факультетской хирургии Герман Федорович Цейдлер (1861-1940). Он был очень известным, но…абдоминальным хирургом, и в чем его помощь в данном случае могла заключаться, не очень понятно. Кустодиев ходит с тростью, ноги слушаются плохо. Его направляют в Ялту, где проводят грязелечение и ванны. Насколько они показаны при опухолях? Неудивительно, что художник отмечает ухудшение состояния. Поскольку повторная поездка в клинику Г.Оппенгейма невозможна из-за войны, Кустодиева оперирует в Кауфмановской клинике видный российский нейрохирург Лев Андреевич Стуккей (1870-1924). Операция продолжалась около пяти часов (под общим наркозом?). Операция не была радикальной, но ходить после нее Кустодиев уже не смог…Болела голова, шея, послеоперационная рана, а нижнюю половину тела и ноги он совсем не чувствовал. Тазовые расстройства не заставили себя ждать… Следующий рецидив опухоли произошел уже в 1923 году, когда Кустодиев переехал в Москву. Здесь его наблюдает видный советский невролог, ученик В.К.Рота и Л.С.Минора, профессор Василий Васильевич Крамер (Wilhelm Kramer ) (1876-1935) , основатель журнала психологии, неврологии и психиатрии, один из лечащих врачей В.И.Ленина, основатель отечественной нейрохирургии. В.В.Крамер с 1926 года был главным врачом Кремлевской поликлиники. Именно Крамер, вероятнее всего, попросил выдающегося немецкого нейрохирурга Отфрида Ферстера (Otfried F ö rster ,1873-1941 ), ученика Вернике, Дежерина и Бабинского, прооперировать художника.. В декабре 1923 Ферстер оперирует Кустодиева. После это операции художник уже пишет лежа. Правая рука стала слабеть и усыхать. В 1927 году Кустодиеву разрешили выехать в Германию для лечения в клинике О.Ферстера, но этому уже не было суждено сбыться: простудившись в мае 1927 года, Кустодиев буквально погиб от крупозной пневмонии…

Каков же, все-таки, диагноз? Скорее всего, у Кустодиева была доброкачественная интрадуральная экстрамедуллярная опухоль спинного мозга. А уж какая именно: менингиома, нейрофиброма или липома, не существенно. Существеннее другое, и тут я никак не удержусь еще от одной аналогии, она представляется наиболее, в данном случае уместной, болезнь Г.Гейне. Он прожил много лет в «матрацной могиле», страдая, но продолжая творить. Борис Кустодиев сделал даже еще больше - оптимизм его работ периода болезни не натужен, тон его работ не депрессивен, он не искал жалости. Он жил!

Б.Кустодиев Портрет Т.Чижовой

Н. Ларинский, И. Ларинская 2012

Талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях изобразительного искусства.


Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и неизменную любовь к Поволжью - краю, где прошли его детство и юность.

Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Отец, преподаватель гимназии, скончался рано, и все материальные заботы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. "Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, - писал впоследствии Б. М. Кустодиев, - был как на ладони... Это были живые типы Островского...". Через десятилетия пронес художник наблюдения детства, чтобы потом воссоздать их в картинах и акварелях. Интерес к рисованию пробудился у мальчика очень рано. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, мальчик был потрясен... Он твердо решил стать художником. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, он много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. "На Кустодиева, - писал Репин, - я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу..."

Получив заказ написать огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета, И. Е. Репин приглашает Кустодиева быть его помощником. Работа предстояла сложная и трудоемкая. Молодой художник вместе с Репиным писал портретные этюды к картине, им написана и правая часть самого полотна. Параллельно с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников, духовно близких ему людей. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Работа над портретами чрезвычайно обогатила художника, заставила пристальней вглядываться в натуру, постигать сложный мир человеческой души.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял большую поездку по Волге от Рыбинска до Астрахани. Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные улочки и шумные пристани навсегда запомнились художнику. Многие волжские впечатления он использовал в дипломной картине "Базар в деревне" (не сохранилась). Получив знание художника и право на заграничную командировку, Кустодиев в 1903 году выехал во Францию и Испанию.

С увлечением и большим интересом изучает он сокровища западноевропейской живописи, посещает музеи Парижа и Прадо. За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин "Утро" (1904, ГРМ), пронизанную спетом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. Где бы ни был Кустодиев за границей - в солнечной ли Севилье или Версальском парке - его неудержимо тянуло на родину. Через пять месяцев он вернулся в Россию. С радостью пишет художник своему.(ругу Мат;), что, наконец, он снова в "благословенных краях нашей благословенной русской земли".

К 1905 году относятся и первые опыты художника в книжной иллюстрации, к которой он будет обращаться на протяжении всей своей жизни. Им проиллюстрированы многие произведения русской классической литературы: "Мертвые.души", "Коляска" и "Шинель" Н. В. Гоголя, "Песня про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова, "Как черт у мужика краюху украл" и "Свечка" Л.Н.Толстого. В этих рисунках- глубокое проникновение в суть литературного произведения.

Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Сложностью, выпуклостью характеров отмечены "Портрет священника и дьякона" (1907, Горьковский гос. художественный музей), "Монахиня" (1908, ГРМ). Разнообразны по пластической манере, характеристике моделей и скульптурные портреты художника. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера; в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) - беспокойная, ищущая натура художника. Кустодиеву ничего не стоит добиться внешнего сходства, но он умеет достигать большего - сходства внутреннего, духовного, психологического. В этом ценность портретного наследия художника.

В эти же годы у Кустодиева складывается свой круг образов и тем, которые определили творческий облик живописца. Он глубоко любил народное искусство, расписные вятские игрушки, лубочные картинки, изучал народные сказки, поверья, гадания. К народному творчеству художник относился с чувством национальной гордости. Он считал, что в представлении народа искусство всегда связано с праздником, с ощущением радости.

В 1906 году им написана картина "Ярмарка" (ГТГ), солнечная, светлая. Яркая, пестрая толпа движется вдоль торгового ряда. В обыденности сюжета, в кажущейся случайности изображаемого - глубокая продуманность, композиционная четкость. Смелые сочетания ярких красок - красной, синей, зеленой, розовой, голубой - придают картине декоративность, сближая ее с лубком. Привлекает художника и тема веселых и задорных деревенских праздников и гуляний, с грубоватым народным юмором, с яркостью, сочностью и непосредственностью: "Праздник в деревне" (1907, ГТГ; 1910, ГРМ), "Гулянье на Волге" (1909, Костромской краеведческий музей). Картины имел и большой успех на выставках как в России, так и за рубежом.

В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи. Он продолжал напряженно работать, но тяжелая болезнь - туберкулез позвоночника - требовала неотложных мер. По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Он томится вдали от родины, и русские темы продолжают оставаться основным содержанием его произведений, созданных за границей. В 1912 году он написал картину "Купчихи" (Киевский государственный музей русского искусства) - одну из первых в галерее купеческих образов. В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Нарядные, пышущие здоровьем, статные купчихи на базарной площади ведут степенную неторопливую беседу. Переливаются всеми цветами радуги их толковые платья, сверкают звучными красками расписные шали. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие вывески лавок. Вдали алеет церковь и четко выделяется белоснежная колокольня с куполами в золотых маковках. Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный.

Творчество Кустодиева остается лучезарным и оптимистичным, хотя болезнь все прогрессирует.

..."Священнодействуют" московские извозчики, сидя в трактире за чашкой чая ("Московский трактир", 1916, ГТГ). Степенно и важно совершают они ритуал чаепития. Надрывается граммофон на стойке, мурлычет кошка, задремал на стуле половой. Картина полна метких, забавных подробностей, подмеченных художником.

Главная линия жанровой живописи Кустодиева этих лет связана с типами и бытом провинциального города. Особенности его таланта наиболее сильно раскрываются в трех полотнах, цель которых - создать обобщенные, собирательные образы женской красоты, какая бытовала в понимании народа: "Купчиха" (1915, ГРМ). "Девушка на Волге" (1915, Япония) и "Красавица" (1915, ГТГ).

В картине "Купчиха" художник восхищается пышущей здоровьем, полногрудой статной русской красавицей, в которой есть что-то необычайно пленительное. Солнечные, желтые, розовые, синие краски пейзажа перекликаются с коричнево-красным тоном ее платья, цветной шалью, и вместе все сплетается в яркий красочный букет.

Образ кустодиевской "Красавицы" неизменно привлекает симпатии зрителя. Есть неповторимая прелесть и своеобразная грация в изображении сидящей на сундуке полной, белокурой женщины с лукавым и безмятежным лицом. В неуклюжей и смешной позе - наивность и целомудренная чистота, в лице светятся доброта и мягкость. Полотно очень нравилось А. М. Горькому, и художник подарил ему один из вариантов картины.

Жанровые произведения, созданные художником в эти годы, рисуют мир людей, живущих в небольших уездных городишках: "Городок" (1915, частное собрание, Москва), "Христосование" (1916, Астраханская картинная галерея им. Б. М. Кустодиева). Завершает серию одна из самых значительных картин "Масленица" (1916, ГРМ), продолжающая тему народного праздника.

Несмотря на болезнь, художник продолжал много работать. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. Наступил полный паралич ног. "Мой мир теперь, - писал он, - это только моя комната".

В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской революции. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина "Степан Разин" (1918, ГРМ). В первые послереволюционные годы художник напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Тема современности становится для него основной. Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц. Обложки к журналам "Красная 11ива"и"Красная панорама" привлекали внимание броскостью, остротой сюжетов. Увлекаясь литографией, Кустодиев возрождает забытую в то время технику и создает иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова. Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Он исполнил декорации к спектаклю "Горячее сердце" А. Н. Островского, и успех обеспечил далее постоянные заказы; в 1913 году художник оформлял "Смерть Пазухина" в Московском Художественном театре и исполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. С особой яркостью дарование Кустодиева -декоратора проявилось в оформлении пьес Островского "Свои люди-сочтемся", "Не было ни гроша, да вдруг алтын", "Волки и овцы", "Гроза". Они свидетельствовали о глубоким проникновении художника в суть авторскою замысла. Купеческим мир Кабановых, уклад их жизни, быт провинциального городка - все эти было близко жанровым картинам Б. М. Кустодиева, и декорации он пишет легко и быстро.

В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы, способные передать грандиозность и величие перемен в стране. Он задумал новый образ народного героя. Исполинская фигура большевика ("Большевик", 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. В этом образе - неукротимость, энергия, выражение воли и мужества. Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения, картина во. I повала смелостью живописного, композиционного построения, искренностью, желанием художника откликнуться на события времени.

В 1920-1921 годах по заказу Петро градского Совета Кустодиев написал два больших красочных полотна, посвященных народным торжествам: "Праздник в честь Второго конгресса Коминтерна на площади Урицкого" (ГРМ) и "Ночной праздник на Неве" (Гос. музей Революции СССР). С увлечением работал художник над образом великого вождя революции. Он создал несколько портретов Ильича, предназначенных для воспроизведения массовым тиражом.

Интересные факты о знаменитом художнике

Фамилия художника созвучна со старославянским словом «кустодия», что означает стража Мир мог и не узнать такого художника, как Кустодиев. Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством.

Очевидцы рассказывают, что работая акварелью, Кустодиев сначала встряхивал кисточку, а потом, облизывая губами, придавал ей нужную форму.

У художника была замечательная зрительная память. Он помнил, каким был фонарь на том или ином перекрестке, мог точно восстановить все вывески над лавками торговых рядов и даже какого-нибудь витиеватого дракона на конце водосточной трубы в Астрахани.

На первый свой гонорар – 16 рублей – начинающий художник купил «штаны и холст для работы».

__________________

С 15 лет Борис Кустодиев брал уроки рисования у выпускника Императорской Академии художеств Павла Власова – основателя астраханского художественного училища.

__________________

В Петербурге Борис Михайлович занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что учитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

__________________

Картина «Извозчик» Бориса Кустодиева продана за $7 млн на аукционе в 2012 году. Это новый рекорд среди проданных картин Кустодиева. По данным на 2015 год Борис Кустодиев входит в семерку российских художников по уровню привлекательности для коллекционеров. Общая стоимость проданных картин составляет 26,9$ млн, а средняя цена одной картины – 3,4$ млн

__________________

Борис Кустодиев создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Некрасова, Толстого, Островского, Лескова. Кроме того, у него был четкий штрих позволяющий делать талантливые литографии.

Б.М. Кустодиев. Иллюстрация к повести «Дубровский» А.С. Пушкина

__________________

Для всемирно известной «Купчихи за чаем» позировала Галина Владимировна Адеркас, студентка первого курса медицинского факультета (кстати, натуральная баронесса из рода, ведущего свою историю от одного ливонского рыцаря).

В жизни студентка-первокурсница обладала значительно меньшими формами. Увеличила их фантазия художника. Работал Кустодиев как правило быстро, и эту картину закончил за несколько дней. Позже Галина Адеркас окончила университет и проработала недолго хирургом. В двадцатые годы она бросила профессию и занялась искусством: сначала пела в русском хоре, участвовала в озвучивании фильмов, а потом еще и стала выступать в цирке.

__________________

Из-за болезни Кустодиев не мог ходить последние 11 лет своей жизни, но продолжал работать, сидя в инвалидном кресле. На многих его картинах в этот период присутствует неудержимая тройка, символизирующая движение – то, чего был лишен художник.

Б.М. Кустодиев. Масленица. 1919 г.

__________________

Перед (повторной) операцией Кустодиев написал в своей записной книжке: «Каждое существо хочет жить, даже таракан.»

Даже в инвалидном кресле Кустодиев посещал театры, а также совершал дальние поездки. Художник посещает Финляндию, Крым, Астрахань, Кострому. Он постоянно работает: выполняет много графических и живописных портретов, делает эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов, изготовляет настенные панно, оформляет 11 спектаклей.

__________________

В астраханском доме, где жила семья Кустодиева, расположен сегодня его имени, единственный в мире. Здесь хранится немало уникальных предметов и подлинных картин художника.

__________________

На протяжении всего творчества Кустодиев пишет свою горячо любимую жену. Портреты супруги – это особая тема, поскольку эти работы согреты необычайно искренним чувством к Юлии Евстафьевне, находящейся с ним и в радости, и в горе. Она была его музой, подругой, советчицей, помощницей.

Утро. 1904. На картине изображена супруга художника Юлия Евстафьевна и их первенец Кирилл (1903-1971)

__________________

Кирилл Борисович Кустодиев пошел по стопам отца, став известным театральным художником. Однако до наших дней дошли талантливые работы его, как живописцы и графика.

__________________

Однажды он написал в письме: «Я бы теперь и десять Ялт, и столько же Черных морей не променял бы на Астрахань. Думаю, что у меня и душа-то по природе астраханка». Ни на миг не забывал он родной город и воспевал его в своих картинах по памяти.

__________________

Не все знают, что помимо живописи Борис Михайлович страстно увлекался фотоискусством. В его музее в Астрахани хранится около двухсот авторских фотографий, которые Кустодиев делал во время своих путешествий по стране и за ее пределами.

__________________

Понятие «кустодиевская женщина» появилось благодаря Борису Михайловичу — на своих картинах он изображал женщин с пышными формами, величавых, статных. В историю вошли два художникат- Кустодиев и Рубенс, воспевавших красоту пышнотелых, цветущих женщин.

«Знай, что ты не одна и твое здоровье и ты сама нужны еще многие годы для человека, который тебя любит и видит в тебе ту, которую ему послала судьба!»

«Как мне скучать, когда я каждый день пишу, а вечером с Юликом моим дорогим разговариваю. Напротив, я переживаю теперь самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят… „-Б.М.Кустодиев.

Познакомились они осенью 1900 года, когда Борис Кустодиев вместе с сокурсником по Академии художеств отправился на этюды в Костромскую губернию.

Юлия Прошинская училась в школе Общества поощрения художников, много читала. Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Рожденная в польской семье, она рано осталась без отца и подобно пушкинской Татьяне, “в семье своей казалась девочкой чужой». Мать, оставшаяся без средств уделяла мало времени детям и Юлию взяли на воспитание сестры Грек из богатой семьи обрусевших англичан. Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Повзрослев, она служила в Петербурге машинисткой, чтобы хоть как-то заработать на жизнь.
Уже через несколько дней художник задумал написать ее портрет. Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Так оно и было...

Он открыл для себя в Кинешме «вторую родину». Здесь он построит дачу и назовет ее «Терем» и проведет самые счастливые свои дни. Подруга Юлии Елена Полевицкая, позже ставшая известной актрисой, оставила портрет Кустодиева того времени: «Это был молодой человек среднего роста, нежного сложения, блондин, с мягкими, легкими, слегка рыжеватыми волосами, с белой кожей лица и рук, со здоровым румянцем на щеках. Расцветка радужной оболочки его глаз была интересна тем, что сероватый тон ее не смешивался с желтоватым - они лежали рядом, что создавало впечатление искорок, которые тем ярче вспыхивали, чем веселее был Борис Михайлович. Характер у него был мягкий, склонный к незлобливому юмору, к радостному, заразительному смеху.»

Любовь пришла к художнику, когда он только делал первые шаги в искусстве, и дала ощущение яркости и полноты бытия: «Я переживаю самую лучшую пору моей жизни - пишу картину и чувствую, что я люблю и что меня любят...»;
Молодой человек нашел свою суженую, художник нашел свою землю. Через три года (8 февраля 1903 г.) они обвенчались, а через две недели после свадьбы Кустодиев, его соученик Куликов и их мастер Илья Ефимович Репин закончили гигантскую картину «Торжественное заседание Государственного Совета ».

Мало у кого была столь стремительная карьера: вчера он еще носил комбинированные носки, сегодня он пишет портреты людей, вершивших судьбы России. К 1910 году Борис Михайлович становится всемирно известен и представляет русское искусство за рубежом. Золотые медали сыплются как из рога изобилия. А он все это время пишет портреты своей ненаглядной Юлии, ставшей в замужестве Кустодиевой.

Медали, триумфы, а он сбегает от сиятельных заказчиков в свой «Терем», и там, и только там, он по-нашему счастлив… В октябре 1903 г. родился сын Кира. Вместе с женой и двухмесячным сыном художник отправляется в путешествие по Франции, Испании, Италии. Именно в это недолгое, беззаботно-счасливое время в Париже написана новая картина - «Утро»: молодая мать, купающая своего сына…
В 1905 году у молодых супругов, после возвращения на родину, родилась дочь Ирина. Но была и досада, о которой хотелось поскорее забыть. Еще в 19 лет он обронил в письме к матери: «Опять что-то поет, как это у меня иногда бывает ». Забывал, когда удавалось забывать. Но в 31 год отмахнуться уже не удавалось боли в руке и шее все усиливались, не прошло и года, как он вынужден признаться:

Болезнь все чаще и чаще давала себя знать… врачи долго не могли поставить диагноз и лечение шло вслепую. Наконец врачи сошлись на одном: надо на лечение ехать в Швейцарию, на курорт. Отныне он носит жесткий корсет от подбородка до поясницы. Из швейцарского города Лейзен, где лечился, он рвется в Кострому. В 1913 году художника оперировал известный немецкий хирург, предупредив, что через год надо сделать операцию на спинном мозге. Но началась Первая мировая война…

Елена Плевицкая: «По ночам он кричит от боли, а за утренним завтраком - до отъезда в театр - рассказывает нам с мужем, что его мучит один и тот же кошмар: черные кошки впиваются ему в спину раздирают позвонки. » Но днем, совладавши с болью, он работал над портретом Полевицкой, и она потрясена его доброй лучезарностью… Катастрофа приближается.
… Из его записной книжки: " Каждое существо хочет жить, даже таракан. " 4 марта 1916 года он ложится на повторную операцию. Операция на спинном мозге и по нынешним временам не шутка, а уж тогда… Общий наркоз на 5 часов.
Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. В коридор выходит сам профессор и сообщает: подтверждена опухоль спинного мозга, но чтобы добраться до нее, нужно перерезать нервные окончания. Больной без сознания, поэтому вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Девушка из Смольного института, счастливая некогда возлюбленная, женщина, увековеченная на десятках картин, Юлия Евсафьевна, знающая, что в лучшем случае ее ждет судьба сиделки при паралитике, эта подруга и советчица говорит: «Оставьте руки. Художник - без рук, он жить не сможет… »

Полгода Борис Михайлович провел в больнице. Ему категорически запрещено работать. Столь же категорично этот мягкий и застенчивый от природы человек заявляет: «Если не позволите мне писать, я умру ».

По его признанию, голова пухла от будущих картин, графики, скульптуры, театральных декораций. Так в 38 лет он стал инвалидом.
Товарищи-художники сконструировали для него специальный мольберт - навесной. Картину укрепляли горизонтально, и ее можно было передвигать взад и вперед. Таким образом в поле зрения обездвиженного художника попадал то один, то другой кусок полотна. Так он и работал. Юлия Евстафьевна с помощью кресла-каталки вытащила мужа из постели и постепенно он сам стал в пределах дома передвигаться и управляться.

Жена создала для художника идеальный дом - единственный, где художник мог жить и работать. Она, по отзывам современников, «хлебосольная хозяйка и хорошая кулинарка». Даже в голодные петроградские годы в доме всегда было чем попотчевать многочисленных гостей - пусть даже и незатейливыми коврижками, испеченными из сухарей и клюквы. Близкие друзья называли ее «неутомимой Юлией».
А художник был почти беспомощным. Что было в его силах в это смутное и голодное время? Только одно рисовать. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. За создание агитационных плакатов и советских лубочных картинок полагались продуктовый паек, уголь и дрова.

Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. Умирал 49-летний молодой человек: неподвижные ноги, прошиваемые адской болью, высохшая, совсем ослабевшая рука, из которой падал карандаш. Она была рядом. ДО КОНЦА...«Я терпелива...»

Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. К вечеру у художника поднялась температура. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Умер Борис Кустодиев 26 мая 1927 года.
Юлия Евстафьевна умерла в 1942 году, в суровые дни Блокады. Ее образ остался навсегда в портретах замечательного художника - Бориса Михайловича Кустодиева.

7 марта – 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича...