Искусство Древнего Египта Скульптурный портрет писца Каи. Как живой, сидит с поджатыми ногами писец Каи

Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Во главе государства стал фараон-деспот, широко использовался рабский труд. Укрепление неограниченной власти правителя, его обожествление приобретали все более широкий размах. Фараоны, сочетавшие свои полномочия с саном верховного жреца, объявили себя сынами солнца - Ра. Умерший фараон отождествлялся с Осирисом, в основе почитания которого лежало обожествление древних представлений о ежегодно умирающих и воскрешающих силах природы. В связи с обожествлением фараона, считавшегося духом – покровителем страны, усложнился характер ритуалов.

Дальнейшее развитие приобрел древний заупокойный культ. Египтяне веровали, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
Умерший, помещенный в гробницу, как бы переселялся в новый дом, продолжая нуждаться в пище и жилье.

Архитектура
С 3 тыс. до и. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы - надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. В нарастающей грандиозности устремленных вверх гробниц фараонов III династии сказалось непоколебимое желание возвеличить в веках жизнь правителя, противопоставить зыбкости и непостоянству земной жизни идею вечности жизни загробной.
Архитектура гробниц и храмов заняла в искусстве Египта ведущее положение, остальные виды искусства, дополняя ее, образовали единый и неразрывный комплекс.
Поиски наиболее совершенной и грандиозной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Зодчий Имхотеп, создатель этого сооружения, возвел пирамиду посреди сложного ансамбля дворов и храмов. Он выделил ее среди окружающих строений, сообщив ей движение кверху. Однако здесь еще не были достигнуты та ясность и простота, тот ничем не сдерживаемый плавный подъем ввысь, которые выражены в пирамидах фараонов последующей, IV династии.
Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефре-на) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э.), высящиеся в Гизе.

Пирамиды в Гизе. Египет

В сознании людей последующих поколений они отождествлялись со всем искусством Египта, с природой и обликом этой страны. Возведенные из светлого камня среди пустыни, они поражают своими размерами, суровостью и строгостью. Их образ воплотил в себе величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деяние своих рук и разума. Огромная масса пирамид, сложенных из мощных каменных блоков, подчинена чрезвычайно простой и ясной мысли. Каждая из пирамид представляет собой в плане квадрат, а стороны ее - равнобедренные треугольники. При ослепительном солнце падающие резкие и четкие тени еще больше подчеркивают рациональную ясность этих сооружений, простота которых порождена не бедностью фантазии, а огромным мастерством обобщения, откристаллизовавшимся веками.
Наиболее грандиозная из трех - пирамида Хеопса, выстроенная под руководством зодчего Хемиуна. Ее высота около 147 м, длина стороны основания - 233 м. О том, сколько сил при примитивности технологий того времени было затрачено на это сооружение, свидетельствует описание Геродота, где говорится, что тысячи людей строили десять лет дорогу для подвозки каменных плит, а потом двадцать пять лет - пирамиду. Она сложена из двух миллионов трехсот тысяч блоков весом каждый от 2,5 до 30 тонн. Вся поверхность пирамиды Хеопса была облицована гладкими известняковыми плитами, придававшими ее облику особую кристальную ясность. Внутри находились лишь небольшая ка-мера,Ця5пицованная гранитом, где помещался саркофаг с мумией, ведущие к ней коридоры, узкие каналы для вентиляции. Таким образом, пирамида представляла собой гигантский каменный массив, воздействующий особенно сильно своей формой и размерами с далекого расстояния.
В гордом облике совершенных, четких по формам архитектурных памятников воплощалась идея бессмертия, чуждости всему зыбкому и непостоянному, мощи и деспотизма неограниченной власти фараонов.

Пирамиды в Гизе составляли часть грандиозного ансамбля. В него входили заупокойные храмы, строгие по своей планировке, четкие и спокойные по своим ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль. Она сочетает строгий лик фараона с туловищем льва. Высеченный из массива единой скалы сфинкс с широко открытым взглядом, устремленным в пространство, не видящим ничего земного, словно утверждал идею вечного покоя противостоящих векам гробниц. Необычайное чувство камня, его фактуры и декоративных особенностей проявилось и в отделке мощных столбов заупокойных храмов, в умении сочетать красочные эффекты поверхности диорита и гранита, отполированных до блеска.

Скульптура
Неотъемлемую чисть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. Люди изображались в однообразных, спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках. В большинстве случаев - это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. И вместе с тем скульптуры Древнего царства отличаются острым реализмом, подчас наделены огромной внутренней энергией. По представлениям древних египтян ритуальные портретные статуи были олицетворением двойника умершего. Поэтому мастера стремились передать в них и максимальное сходство, и в то же время выразить свои представления об идеальном образе. Жизненная сила и наблюдательность присущи индивидуализированным лицам портретируемых, яркая раскраска, инкрустация глаз горным хрусталем и эбеновым деревом еще более оживляли эти лица. Статуя сидящего с поджатыми ногами писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, с внимательным взглядом больших, словно жаждущих приказа блестящих глаз и плотно сжатыми губами, поражает остро выраженной портретностью.

Статуя царского писца Каи

Деревянная статуя вельможи Каанера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), опирающегося на посох и величественно несущего свое тучное тело, отличается такой правдивостью и индивидуализацией, что рабочие, нашедшие ее при раскопках, назвали статую «сельским старостой».

Статуя вельможи Каапера

Несмотря на то что каноны обусловливали определенность и скованность поз портретов, бесстрастность выражения лиц, мастера сумели в эти недвижные статуи внести подлинную достоверность жизни. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм, благородное совершенство исполнения присущи парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). Они сидят на жестких кубических тронах, разъединенные друг с другом не только расстоянием, но и направлением взглядов, устремленных прямо перед собой. По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтой, волосы - черной, одежды - белой. Неподвижные, лаконичные образы человечны, полны обаяния, чистоты и просветленной ясности. Портреты фараонов, стоящих внутри гробниц и храмов, поражают жизненной силой и в то же время в них передано ощущение массы каменного блока, из которого высечены статуи. Позы их каноничны. Левая нога выставлена вперед, словно они медленно совершают свой первый шаг в вечность. Сидящие статуи построены по принципам симметрии и равновесия, часто они полны внутреннего напряжения, подобно властному фараону Хефрену (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), застывшему в гордом величии под охраной сокола - Гора, распростершего над ним свои жесткие крылья.

Важную роль играли рельефы и росписи, выполненные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Их назначение определялось желанием прославить могущество погребенного владыки и обеспечить ему благоденствие в загробной жизни. Рельефы и росписи располагались с таким расчетом, чтобы утвердить плоскость стены, подчеркнуть лаконизм и строгость архитектурного образа в целом. Этим объясняется отсутствие многопланового глубинного построения, развертывание повествования фризами по стене, специфическое изображение фигур. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их едино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа - барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен, человек изображен так, что видна ширина плеч, показанных в фас, и мускулистая стройность ног, повернутых в профиль. Так, в деревянном рельефе, изображающем зодчего Хесира (нач. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей), весь облик - могучие плечи, развернутые по традиционной схеме во всю ширь, узкие бедра, показанные в профиль, густая грива волос, смелое и гордое лицо - усиливает ощущение необычайной внутренней силы этого человека, красоту и ритмичность его упругого движения. Тонкая моделировка еле уловимых объемов придает рельефу особую завершенность, смягчает жесткость силуэта.

Принцип фризового развития сюжета типичен для рельефов Древнего царства. Он помогает художнику воссоздать сцену за сценой, различные бытовые эпизоды, развертывающиеся во времени. Повторение одинаковых, идущих вереницей фигур в рельефе из мастабы Ахутхотепа, расположенных друг под другом, словно строка за строкой, дает почувствовать медлительную плавность и значительность торжественного шествия, словно направленного в вечность, ритмическую красоту ритуального танца.

Роспись и художественное ремесло
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колоритическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства. Например, в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

Роспись гробницы в Медуме

Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней - малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность с гармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царствам. Великолепна по своей обобщенности и пластичности голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана, отполированные куски которого дают ощущение живых и ярких птичьих глаз. Искусство Древнего царства в каждом своем проявлении достигло высоких результатов. Все особенности образного миропонимания, характерные для древнеегипетской культуры, были заложены в это время.

Цивилизация Древнего Египта оставила человечеству немало шедевров. В их числе скульптурные памятники, обелиски и сте-лы, рельефные композиции и фресковые росписи, украшающие стены заупокойных храмов и гробниц.

Скульптурные памятники

Величественное впечатление производит скульптура Древ-него Египта, имевшая ритуальное назначение и связанная с культом мертвых. Представления египтян о вечной жизни пред-полагали существование не только бессмертной души, но и не-тленного тела. Это привело к появлению обряда мумификации (бальзамирования) и к созданию статуй, которые фараон заказы-вал для погребения еще при жизни.

Характерными особенностями египетской пластики стали фризовое построение композиции, строгая ясность линий и чет-кость контура, предельно обобщенные объемы, знаковая вырази-тельность силуэтов. Человек изображался в идеальном возрасте, то есть достигшим расцвета духовных и физических сил. Египет-ская скульптура строго подчинялась канону — своду правил, сложившихся в процессе художественной практики и закреплен-ных традиций. Так как скульптура была рассчитана на фронтальное восприятие, в передаче фигуры на плоскости сочетались анфасные и профильные элементы: голова и ноги повернуты в профиль, плечи — анфас, торс - три четверти. Особенно строгие требования касались изображений богов в фараонов. Их легко можно узнать по росту, значительно превышавшему рост других участников композиции, в их внешнем об лике невозмутимое спокойствие и уверенность в силе царской | власти. Величественно восседает на троне фараон Аменемхет III. Поза фараона традиционна и канонична. Несомненно, перед нами образ волевого и сильного владыки, царствование которого было отмечено могуществом и благосостоянием страны. В заупокойной надписи о нем сказано так:

Он — знание в сердцах,

Его глаза прослеживают каждого,

Он — солнце, видящее лучами своими,

Он освещает обе земли лучше, чем солнце.

Он дал Египту процветать лучше, чем Нил.

Он кормит идущих его путем.

Мастерски переданы индивидуальные черты; скуластое лицо, тяжелые веки, прикрывающие глаза, резкие складки по сторонам властного рта, четко очерченный подбородок. Контрасты света в тени на гладкой поверхности гранита усиливаю! выразительность образа.

В понятие «канона» входили также определенность позы (стоящие фигуры с выставленной вперед левой ногой, сидящие на троне или колено преклоненные), четкая симметрия, пропорциональность и тщательная проработка всех деталей, Главная задача скульптора заключалась в достиже-нии возможно более точного сходства с портрети-руемым. Его лицо должно было воплощать отрешенность от всего земного, безразличие к радостям и несчастьям при жизни. И действительно, каждая статуя смотрит в неведомую, бесконечную даль, в Вечность...

Существовала и традиционная окраска статуй: мужские фигуры имели темно-коричневый цвет, женские — желтый. Волосы всегда были черными, одежда — белой. Одежда мужчин состояла из ко-роткой набедренной повязки, женщин — длинно-го, облегающего тело прямого платья на широких лямках. Материалом для статуй служили дерево различных пород или камень: гранит, базальт, пес-чаник, известняк.

Совсем иначе изображали людей, всецело за-висящих от власти фараона. На скульптурном портрете писца Каи из гробницы в Саккаре запе-чатлен сидящим, скрестив ноги, человек, готовый записывать каждое слово хозяина. На коленях лежит развернутый лист папируса, в правой руке кисточка для письма. Внимателен и зорок устремленный вперед взгляд писца, подвижны ловкие пальцы. Широко открытые глаза настолько искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся живыми. Он привык внимательно слушать, повиноваться и следовать наставлениям своего господина.

Исключительного совершенства в передаче портретного сходства и индивидуальных черт древнеегипетские мастера достигли в деревянной скульптуре. Когда в середине XIX в. во время раскопок гробницы в Саккаре была обнаружена деревянная скульптура представительного мужчины с посохом в руке, местные жители так и ахнули: «Это же наш сельский староста!» С тех пор ученые-египтологи называют царского сановника Каапера «Сельским старостой». Выполненная из нескольких кусков фигового дерева скульптура была раскрашена, глаза инкрустированы кварцем, а веки сделаны из меди. Лицо Каапера преисполнено чувства собственного достоинства, гордо поднята голова, взгляд устремлен вдаль.

В период Среднего царства активно развивалась мелкая пластика, связанная с погребальным культом. Тогда же был создан тип кубической скульптуры, когда тело сидящей фигуры по своей форме напоминало куб, голова — шар, а руки симметрично лежали на коленях или одна из них была согнута в локте. Позднее, в эпоху Нового царства, такой тип скульптуры получил широкое распространение.

Среди шедевров круглой скульптуры можно назвать изваяние супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из гробницы в Медуме. Каждый из них запечатлен в строго канонической позе. Фигуре царевича придан торжественный вид, его лицо индивидуализировано. Выступающие скулы, полные щеки, прямой нос, довольно толстые губы, выражение достоинства и величия на лице, прямая осанка и гордо поднятая голова — вот что сумел передать египетский мастер. На царевиче короткая белая повязка, на шее — нанизанные на белую нитку амулет серого цвета и яркая зеленая бусина, которые особенно эффектно выделяются на коричнево-красном теле. Жест руки свидетельствует об особой причастности царевича к священному таинству. В той же величественной позе запечатлена жена царевича. Мягкий округлый овал лица, миндалевидный разрез глаз, под-черкнутый контурной обводкой век, рельефно выступающий из-гиб бровей, спокойный, уверенный взгляд, устремленный в веч-ность, передают женскую прелесть, достоинство и очарование. Сквозь белое платье с широкими лямками отчетливо проступает изящная фигура Нофрет. Тело покрыто желтой охрой, на ее фоне особенно выразительно ожерелье из бус сине-зеленого цвета. Пышная прическа перехвачена белой лентой с разноцветными розетками. Спинки кресел покрыты черными иероглифами. Яр-ко выделяясь на белом известняке, они выступают достойным де-коративным обрамлением фигур.

Рельефы и фрески

Заметное место в искусстве Древнего Египта занимали рель-ефные и фресковые композиции, с помощью которых декори-ровались внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы. Их назначение определялось желани-ем прославить могущество погребенного владыки и обеспечить его благоденствие в загробной жизни. Создание рельефов и фре-сок также подчинялось строгим канонам.

Композиции располагались таким образом, что фигуры и интервалы между ними давались в строго пропорциональном соотношении с общим архитектурным ансамблем. Фигура че-ловека изображалась так, чтобы в профильном положении го-ловы были полностью видны глаз, развернутые тыльной сто-роной ладони рук с пальцами одной длины. Такой способ изобра-жения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность вос-приятия образов. Пропорциональность — одно из важнейших требований канона. Каждая часть тела имела определенный раз-мер. Социальные различия подчеркивались размером фигуры.

Как же осуществлялись росписи регистров (горизонтальных поясов стен храмов)? Египетские мастера чаще всего использова-ли технику плоского рельефа, когда линия контура располага-лась ниже фона плиты. Сначала подготавливали поверхность стены, а затем на ее выровненные участки при помощи режущего инструмента наносили контуры будущего рисунка. Фигуры детально и тщательно прорисовывались. Параллельными линиями обозначали складки одежды, волнистые пряди пышных париков, мелкие складки широких рукавов. При этом учитывали и источ-ники освещения, благодаря которым достигался удивительный эффект тонкой вибрации поверхностей.

Рельефные и фресковые композиции обычно раскрашивались в цвета, имевшие символический смысл. В цветовой гамме преоб-ладали сочетания нескольких цветов: желтого, коричневого, зе-леного и голубого, но при этом они отличались многообразием оттенков. И сегодня композиции древнеегипетских мастеров вы-зывают наше восхищение. Например, белые одежды раскраши-вались таким образом, что у зрителей создавалась полная иллю-зия прозрачности ткани, сквозь которую просвечивает тело че-ловека. На нежных женских лицах скользит едва заметный румянец...

Что же изображали на рельефах и фресках? Прежде всего это сцены загробной жизни, бальзамирования и оплакивания умер-ших, а также обряды, совершаемые над покойником при погребе-нии. Четкими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, не-сущих дары покойному. С царственной важностью они ведут бы-ков, их движения размеренны и непринужденны. Мы видим жертвенные столы, уставленные яствами.

Фрески и рельефы разделены на четыре—шесть поясов, каждый из которых заполнен изображением законченных по содержанию сцен. А все вместе они составляют единую композицию.

В эпоху Среднего царства появились новые сюжеты, отражавшие: во-первых, военную тематику — эпизоды сражений, бесконечных потоков пленных с захваченными трофеями; во-вторых, сцены из повседневной трудовой жизни египтян — охота в нильских зарослях, рыбная ловля, трапеза. Например, множество людей работает на полях и в садах, мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла плетеную корзину.

В изобразительном искусстве Нового царства происходят значительные изменения. Так, особенностями композиции стали особая эмоциональность, декоративная пышность, утонченность и изящество линий, резкая обводка сменяется мягкой прорисовкой. В них появляется большая свобода движений и ракурсов, яркость, изысканность цветовых сочетаний. Картины пиров и развлечений правителей позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясами, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, пышных париков.

Получает широкое распространение пейзаж с животными и растениями. Несмотря на то что египетские художники никогда не писали с натуры, им не откажешь в наблюдательности и прекрасном знании повадок животных. Изображение различных птиц и рыб так правдиво, что современные зоологи без труда определяют их виды. Нанося штрихи разного цвета по основному тону, художникам удавалось передать особенности оперения птиц, характерную окраску животных, пушистую кошачью шерсть. Художник с большим изяществом рисовал рыб, резвящихся в струях воды, диких уток и газелей среди пустынных скал, кошку, готовую броситься на добычу.

В целом стенопись царских гробниц, выполненная с тонким художественным вкусом и мастерством, напоминала яркий развернутый свиток папируса, который можно было «читать» точно так же, как и священные тексты.

Сокровища гробницы Тутанхамона

Блестящей эпохой в развитии художественной культуры Древнего Египта считают так называемый амарнский пери-од, главные достижения которого связывают с правлением фараона-реформатора Аменхотепа IV (1368—1351 гг. до н. э.), который изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный Атону». Результатом его религиозно-политической реформы стало запрещение многочисленных старых культов и введение единобожия — поклонения богу солнца Атону, обычно изображавшемуся в виде солнечного диска с расходящимися лучами. Это был смелый и рискованный шаг со стороны фараона, выступившего против могущественного фиванского жречества. Столицу из Фив перенесли в Ахетатон (селение, возникшее позднее на его месте, Эль-Амарна, и дало название оригинальному стилю в искусстве).

Амарнский период внес в изобразительное искусство большие перемены. Отказ от идеализации образов, точная передача индивидуальных черт человека стали главными требованиями для художников. Наглядное представление об этом можно получить по скульптурным и живописным портретам Эхнатона. Известно, что фараон не обладал могучим телосложением, его наружность не очень-то соответствовала идеалу героического владыки. Он был болезненно худ, непропорционально сложен. Удлиненный овал лица, утяжеленная нижняя челюсть, маленькая голова на вытянутой шее, тонкие ноги, выпуклый живот вряд ли могли вдохновить художников. Не смея противиться канону, они создавали вполне реалистичный образ правителя. В этом можно убедиться, взглянув на рельеф «Поклонение богу солнца Атону», где царь выглядит почти комически.

Однако это не карикатура, а результат стремления художников более точно передать суть модели.

В конце XIX в. в Тель-эль-Амарне начались археологические раскопки, открывшие человечеству немало художественных ценностей мирового значения. Подлинным шедевром, созданным в придворной мастерской Эхнатона, является портрет жены фараона царицы Нефертити — «прекрасной ликом», «умиротворяющей солнце голосом сладостным». Именно так говорилось о ней в поэтических произведениях того времени. Ее скульптурный портрет, открытый в 1912 г. при раскопках немецким археологом Л. Бор-хардтом, стал настоящим событием. Весьма красноречивой была и короткая запись в архивном отчете: «Описывать бесцельно — смотреть!»

Действительно трудно описать словами одухотворенную хрупкость этого легкого, стремительного профиля, изумительного по выразительности женского лица, увенчанного голубой короной, изящество гибкой шеи, тонкость и женственность облика. Не могут не обратить на себя внимание почти ничем не нарушаемая симметрия, удивительное чувство меры в передаче пластических форм. Поистине царственная осанка, способная вызвать благоговейное преклонение и восхищение совершенством прекрасного облика. Перед нами не просто гордая царица, а некий женский идеал в более широком и вневременном смысле. Этот удивительный портрет, создавший новое представление о красоте, по праву занимает почетное место среди самых поэтичных женских образов.

Со смертью Эхнатона не исчезли художественные нововведения и поиски своего стиля. Продолжателем дела Эхнатона стал его преемник Тутанхамон (1351—1342 гг. до н. э.), имя которого сегодня широко известно благодаря археологическим раскопкам его гробницы в Долине царей.

В 1922 г. английский археолог Говард Картер (1873—1939) сделал сенсационное открытие. Ему удалось обнаружить знаменитые сокровища гробницы фараона, к счастью, не разграбленные к тому времени. Двенадцать ступеней вели к замурованной двери с печатью Тутанхамона. Каких только предметов здесь не было! Богато украшенные ложа, стулья, кресла, игральные столики, позолоченные колесницы, модели морских судов, расписные ларцы и сундуки, военное оружие, парадная посуда, большие и маленькие статуи, изображения животных...

В помещении погребальной камеры находилось несколько саркофагов, в последнем из которых покоилась мумия Тутанхамона, украшенная драгоценными камнями. Но самой замечательной находкой была золотая маска Тутанхамона, выразительно передающая черты фараона. Взгляд его широко раскрытых миндалевидных глаз устремлен в Вечность. Символы царской власти (изображение коршуна и змеи), полосатый головной убор с длинными спускающимися на грудь концами, инкрустация золотом, лазуритом, сердоликом и разноцветными смальтами — все передает величие и божественное происхождение фараона.

Несмотря на кратковременность амарнского периода, который длился всего 17 лет, он оставил глубокий след в истории мирового искусства.

Постепенно Египет теряет былое величие, но художественные традиции египетского стиля искусства полностью не исчезают. В наступившую эпоху Античности они «прорастают» в росписях Помпей. Интерес к самобытной культуре Египта вновь возникает в конце XVIII в. в связи с Египетским походом Наполеона Бо-напарта. Во второй половине XIX в. к художественной культуре Египта обратятся французские художники-импрессионисты. Стилизация под египетское искусство будет и в России в эпохи классицизма (например, Санкт-Петербург, Павловск), эклектики и модерна.

Музыка, театр и поэзия

Художественную культуру Древнего Египта невозможно представить без достижений в других областях творчества — музыке, театре и поэзии.

Египет был первой страной, где особенным почетом и уваже-нием пользовались профессиональные музыканты. Без их учас-тия не обходилось ни одно театральное действо, так называемые мистерии, в честь наиболее почитаемых богов. Особенно пыш-ное музыкальное сопровождение сопутствовало культу бога Оси-риса, покровителя и судьи мертвых, который олицетворял уми-рающую и воскресающую природу. Его жизнь, смерть и воскрешение определяли основное содержание театральных действ. Главные роли обычно испол-няли жрецы, но иногда и сам фараон принимал в них участие, Кстати, обучение музыке входило в программу обязательного школьного образования в Древнем Египте.

Несмотря на то что до нас не дошел ни один из текстов подобных театральных представлений и культовых богослу-жений, существует мнение, что начало театру с широким музыкальным сопровождением положил погребальный ритуал. В нём использовались диалоги между богами в исполнении жрецов.

Время не сохранило древних образцов египетской музыки, и, возможно, мы ничего не узнали бы о характере ее звучания, если бы не произведения других видов искусства. Настенные изображения в гробницах фараонов, бесценные строки поэтических произведений раскрывают интереснейшие подробности музыкальной жизни Древнего Египта, воссоздают картины музыкального быта этой страны.

На барельефах и росписях запечатлены группы танцоров и музыкантов: арфистов, флейтистов, певцов, объединенных в целые оркестры и хоры. Певцы хора обычно бьют в ладоши, а их пение сопровождается танцами. Изображения музыкантов позво-лили исследователям высказать мнение об исполь-зовании хейрономии, то есть специальной жести-куляции руками для выражения ритма и мелодии, О чем же рассказывала музыка? Вероятно, это были гимны богам и фараонам, любовные песни, песни плакальщиков на похоронах. Вот, напри-мер, замечательная «Песня арфиста» (XXI в, до н. э.):

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь,

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство...

Свершай дела свои на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Утомленный сердцем не слышит их криков

И воплей,

Причитания никого не спасают от могилы.

А потому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из ушедших не вернулся обратно.

Все проходит, все подвластно смерти, от нее не спасут ни пи-рамиды, ни гробницы. А потому живи сегодняшним днем, поль-зуйся всеми радостями жизни и не думай о том, что рано или по-здно всему придет конец...

Великолепно сохранившиеся фрески позволяют нам судить и о наиболее популярных музыкальных инструментах Древне-го Египта. Самое почетное место среди них занимает арфа. Пер-вые изображения этого музыкального инструмента относятся еще к эпохе Древнего царства, когда арфа по форме больше напо-минала простой лук. Позднее, в эпоху Рамсеса III, арфу покрыва-ли тонкой резьбой, золотом и черепаховой костью. Подножие ин-струмента украшалось символическими фигурами сфинксов, зве-рей, головами богов и богинь. Широко были распространены также флейты, систры (шумовые инструменты) и барабаны раз-личных типов. В их сопровождении исполнялись гимны, песни, стихи и танцы.

Вопросы и задания

1. Каковы характерные особенности древнеегипетской скульптуры? Какое выражение находит канон в скульптурных портретах фараонов?

2. Что вам известно о рельефных и живописных композициях египет-ских художников? В чем проявилось их особенное мастерство? Каковы главные сюжеты рельефов и фресковых росписей? Какая связь существует между ними и сооружениями архитектуры?

3. Сравните штандарт из Ура с известными вам древнеегипетскими рельефами. Что между ними общего и в чем различие? Что сближает, а что разъединяет эти культуры?

4*. Какую роль в жизни египетского общества играли театр, музыка и поэзия? Назовите наиболее популярные в Древнем Египте музыкальные инструменты. Для ответа используйте живописные и поэтические свиде-тельства той эпохи.

Творческая мастерская

1. Внимательно рассмотрите скульптурный портрет писца Каи и прочтите «Прославление писцов» в переводе А. А. Ахматовой. Какой об-раз творческого человека складывается в вашем воображении? Насколь-ко он соответствует литературному источнику? Какая связь сущест-вует между ними? Какими качествами его дополняет скульптурный портрет?

2. Опишите скульптурный портрет Нефертити. Как вы думаете, насколько справедливо утверждение о том, что спустя тысячелетия она остается олицетворением женской красоты, одухотворенности и изяще-ства?

3. Сравните некоторые изображения египетских фараонов. Как вы ду-маете, что в первую очередь хотели передать создавшие их мастера? Попро-буйте самостоятельно создать портрет фараона, следуя традициям египет-ского канона.

4. Каково влияние религиозных представлений египтян на искусство Древнего Египта?

5. Расскажите об истории создания и важнейших экспонатах некото-рых коллекций египетского искусства в крупнейших музеях мира: Лувр (Париж), Британский музей (Лондон), Метрополитен (Нью-Йорк), Эрми-таж (Санкт-Петербург), ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва), художествен-ные музеи Каира, Берлина и др.

6. Посмотрите художественные фильмы («Фараон», 1966; «Клеопат-ра», 1963) или театральные спектакли («Цезарь и Клеопатра»). Как в них переданы характерные черты художественной культуры эпохи Древнего Египта? Напишите рецензию на один из просмотренных фильмов или теат-ральных спектаклей.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Изобразительное искусство Древнего Египта»; «Канон в древнееги-петском искусстве»; «Ритуал, миф и искусство Древнего Египта»; «Шедев-ры древнеегипетского скульптурного портрета»; «Рельефные и фресковые композиции Древнего Египта»; «О чем могут рассказать сокровища гроб-ницы Тутанхамона?»; «Живописные и скульптурные украшения саркофа-гов и гробниц Древнего Египта»; «Фаюмский портрет (по материалам кол-лекции Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пуш-кина в Москве)»; «Музыка и танец в жизни древних египтян»; «Экскурсия по египетским залам Эрмитажа»; «История создания коллекции египет-ского искусства в ГМИИ им. А. С. Пушкина»; «Египетские мотивы в про-изведениях русского искусства»; «Шедевры древнеегипетской литерату-ры»; «Место и значение дневнеегипетской цивилизации в истории мировой художественной культуры».

Книги для дополнительного чтения

Афанасьева В. К., Луконин В. Г., Померанцева Н. А. Искусство Древнего Востока: малая история искусств. М., 1976.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Матъе М. Э. Во времена Нефертити. Л., 1985.

Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985.

При подготовке материала использован текст учебника «Мировая художественная культура. От истоков до XVIII века» (Автор Данилова Г. И.)

Писец изображен сидящим на земле скрестив ноги. На его коленях - развернутый свиток папируса; оставшуюся часть свитка он держит в левой руке. В правой руке когда-то был тростниковый калам. Свитки папируса обычно имели длину от 1,5 до 2 м и около 20 см в ширину. Их изготавливали из очищенной сердцевины стебля папируса определенной толщины, нарезанной на полоски, которые потом, сложив в определенном порядке, помещали под пресс. Чаще всего египтяне выписывали знаки колонками, справа налево.

Сохранилось множество статуй этого типа; тела писцов переданы более-менее сходно, головы же портретны, индивидуальны и часто очень выразительны. У этого писца внимательный взгляд. Сжатые губы передают готовность записать услышанное.

Лишь знатные египтяне сидели в креслах, а служащие часто размещались прямо на полу. Однако на самом деле то, что особый вид скульптурного памятника был разработан для обозначения определенного служебного статуса, показывает насколько значимым и уважаемым он был. Умение писать являлось основой для официальной карьеры, а чиновники были осью административной системы. Необходимым знаниям обучали в школах, однако попасть туда удавалось лишь немногим мальчикам. Они изучали иероглифическое письмо и более быстрый курсивный почерк, области и города Египта, названия растений и животных, имена богов и дни их празднества искусство правильного обращения к вышестоящим членам официальной иерархии. «Поучения» использовались для того, чтобы научить их правильно вести себя, быть внимательными к своему начальству, справедливыми к подчиненным; больше всего времени уделялось тому, чтобы научить их самодисциплине: «Писец, изысканный сердцем, терпеливый в суждении, словам которого радуются, когда их слышат, искушенный в иероглифах. Нет ничего, чего бы он не знал».

Государственная администрация была всегда сильна в Египте. Теоретически фараон владел всей страной и ее людьми; весь собранный урожай передавался в его руки, и он перераспределял его. На самом деле все обстояло иначе. Крестьяне оставляли себе оговоренное количество продуктов для собственного пропитания, а налогами обкладывались количество быков и приблизительный урожай. В храмах имелись хранилища, откуда собранная провизия поступала жречеству, чиновникам и служащим, занятым, например, на строительстве пирамиды или скальной царской гробницы. Организация обеспечения всем необходимым тысяч людей, которые строили пирамиды Гизы, была бы невозможна без высококвалифицированных чиновников. Без писцов ежегодный паводок Нила также привел бы к хаосу. Покрытая илом, плодородная земля вновь измерялась каждый раз, когда вода возвращалась в русло реки. Жизнь на берегах Нила была возможна только благодаря разливу реки, правильное распределение вновь отмеренных земель было возможно только с помощью опытных служащих.

В искусстве других древних цивилизаций войны и ведение боя почитались и превозносились куда чаще, чем в Египте. Пустыни, естественным образом изолирующие страну, затрудняли атаки внешних врагов, а сложившийся образ жизни куда большую славу приносил чиновникам. Согласно царской идеологии, сам фараон оборонял страну от внешней угрозы. Он сам повергал врагов Египта. На вершине социальной пирамиды, которую он возглавлял, находились чиновники, жрецы и военачальники, часто оспаривавшие первенство своей значимости для страны.


Купить скульптуру из мрамора можно в нашей компании –

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка (2600 до н. э.) были сделаны для гробницы Рахотепа. Сейчас они находятся в Египетском музее Каира.

В скульптуре Древнего Египта царили строгие правила изображения людей. У сидящих статуй прямая спина и статичная поза. Руки лежат на коленях или одна прижата к груди. Взгляд широко открытых глаз устремлен вдаль. Таковы каменные скульптуры царевича Рахотепа и его жены Нофрет. Они раскрашены: у Рахотепа смугло-золотистое тело, белая повязка на бедрах, черные короткие волосы, у Нофрет - более светлая кожа, белое облегающее платье, красивая прическа из пышных волос, ее голову украшает узорчатая диадема, на шее - цветное ожерелье.

Знаменитую статую царского писца Каи археологи нашли в одной из гробниц. Когда первый луч солнца проник в ее вековой мрак, оттуда сверкнули два словно живых глаза. Ученые установили, что глаза из горного хрусталя, блестящего черного дерева и белоснежного алебастра вставляли статуе лишь во время обряда ее "оживления". Ведь египтяне считали глаза вместилищем души. Поэтому вставить статуе глаза - все равно, что вернуть ей душу.

Статуя писца Каи , раскрашенный известняк, 2490 до н. э. В Древнем Египте писцы пользовались большим почетом, ведь изучение египетской письменности было делом очень сложным.

В погребальную камеру рядом с саркофагом - большим футляром в форме человеческой фигуры - египтяне клали все, что потребуется умершему в загробной жизни: домашнюю утварь, мебель, одежду и… слуг. Но, конечно, не настоящих, а маленькие деревянные статуэтки. Прекрасная коллекция таких статуэток хранится в петербургском Эрмитаже. Здесь и ткачихи, сидящие у станка, и повара, жарящие гуся на вертеле, и грузчики, несущие мешок с зерном…

В гробницах находят также фигурки со скрещенными на груди руками, с корзиной или сосудом для воды за спиной. Они имеют явное портретное сходство с умершим. Их называли ушебти (ответчики). Возможно, эти "копии" умерших должны были выполнять на том свете самую тяжелую работу.

Статуэтка служанки, найденная в одной из гробниц.

В чем загадка портрета Нефертити?

Самый известный древнеегипетский портрет - цветной бюст царицы Нефертити, жены фараона Эхнатона, правившего Египтом в XIV в. до н. э., обнаружил в 1912 г. немецкий археолог Боркхард во время раскопок в Ахетатоне. Этот город был построен по приказу Эхнатона как новая столица Египта. Фараон-реформатор вопреки воле жрецов ввел в Египте новый культ единого бога солнца Атона. После его смерти был восстановлен культ прежних богов, а прекрасный город стерт с лица земли.

Раскопки жилищ, дворцов, мастерских скульпторов в Ахетатоне принесли замечательные находки. Портрет Нефертити оказался в мастерской "начальника скульпторов" Тутмеса среди множества других работ, в том числе портретов Эхнатона и его дочерей.

Имя Нефертити означает "Прекрасная пришла". Современники, поражавшиеся совершенством Нефертити, называли ее "прекрасной ликом", "умиротворяющей солнце голосом сладким". Древний скульптор запечатлел Нефертити в расцвете красоты. Голову царицы на изящной шее венчает высокая голубая корона. Полуопущенные веки, слегка прикрывающие большие миндалевидные глаза, придают взгляду мягкость, легкую грусть.

У Нефертити вставлен только один глаз. Почему? Долгое время это оставалось загадкой. Сейчас считается, что второй глаз не потерялся, его никогда и не было. Как мы уже знаем, древние египтяне верили, что глаза наделяют статую жизнью.

Если бы оба глаза в статую вставили еще при жизни Нефертити, изваяние бы "ожило" и забрало часть души у царицы.

Нефертити, раскрашенный известняк, XIV в. до н. э. На гробнице Эхнатона ученые прочитали его послание к Нефертити:

"Я люблю сладкое дыхание твоего рта. Я каждый день восхищаюсь твоей красотой. Мое желание - слышать твой прекрасный голос, звучащий словно шелест северного ветра.

Молодость возвращается ко мне от любви к тебе. Дай мне твои руки, что держат твой дух, чтобы я мог принять его и жить им…"

Что хранилось в гробнице Тутанхамона?

В ноябре 1922 г. мир облетела весть об удивительном открытии. Английский археолог Г. Картер обнаружил в Долине Царей на берегу Нила гробницу фараона Тутанхамона. Видимо, о том, где она находится, забыли еще в древности - над ней в скале вырубили новую усыпальницу. Только по этой счастливой случайности воры не разграбили гробницу Тутанхамона.

Расчистив заваленный щебнем узкий проход, вскрыв одну за другой запечатанные двери, археологи обнаружили несколько комнате сокровищами: драгоценными ларцами, статуями, массивным золотым троном, домашней утварью, разобранными колесницами, алебастровыми вазами и ожерельями…

Одна из дверей с печатью Тутанхамона вела в маленькую комнату. Почти всю ее занимал деревянный ящик, обитый листами золота. В нем лежало несколько богато украшенных саркофагов. В одном покоилась мумия Тутанхамона с закрывавшей голову и грудь маской из литого золота. Пристально смотрят в вечность глаза фараона. Зрачки их сделаны из драгоценного камня. Благодаря им лицо кажется живым. К почти мальчишескому лицу приставлена накладная борода, которую носили фараоны. В царском головном уборе чередуются полосы золота и синего лазурита.

Золотая маска и саркофаг Тутанхамона, около 1340 до н. э.

Лувр.Сидящий писец.Саккара,2620-2500гг. до н.э., крашеный известняк, высота 53см

“Пиши рукой своей, читай устами своими, советуйся (со знающими больше тебя). Не томись (без дела), не допускай ни одного дня безделья, (иначе) горе телу твоему. Следуй предначертанием учителя своего, внемли его наставлениям, будь писцом…” .

Папирус Анастази V

Ссылка на фотографии с египетского зала Лувра.

“Говорят мне, что ты бросил писание и закружился в удовольствиях и что ты обратил лицо свое к работе в поле, забросив слово божие. Разве не помнишь ты участи земледельца, когда учтен урожай (его), после того как змея похитила (одну) половину его и пожрал гиппопотам другую половину? (Ведь) множество мышей в поле. Саранча налетела, скот (все) пожрал. Воробьи же приносят горе земледельцу. Остаток (урожая) на току (почти) исчерпан и (достается) ворам, а плата за нанятый скот пропала, так как упряжка подохла от переутомления при молотьбе и пахоте. И вот причалил к берегу писец, который будет учитывать урожай. (сопровождающие его) сборщики налога (вооружены) палками, а (его) нубийцы - прутьями. Они говорят: “давай зерно”, а его нет. Бьют они его (земледельца) яростно. Он связан и брошен в колодезь, он захлебывается. Жена его связана в присутствии его, а дети его в узах. Соседи его покидают его и бегут (в страхе, в ожидании такой же участи), а зерно их исчезает. Но писец - он руководит всеми, и не обложена налогами работа в письме. На нее нет налогов. Заметь себе это”

Перевод М.А. Коростовцева. Папирус Анастази V. Коростовцев, 1962, с. 152

Скромное, но реалистичное изображение мужской фигуры «Сидящего писца» (высотой 53,5 см), которая хранится в Лувре. Речь идет о небольшой статуэтке из гробницы, построенной в Саккаре важным вельможен по имени Кай, который был правителем во время V династии. Выражение лица этого персонажа впечатляет своей загадочной улыбкой и пристальностью взгляда. Предназначенная обеспечивать бессмертие усопшего, данная статуэтка пребывает в спокойной позе, лишенной напряженности мышц, — характеристика, которая, однако, не лишает ее некоторой живости

Египетская администрация с самого начала была весьма неплохо организована, а посты должностных лиц, занятых администрированием, были весьма многочисленны. Среди наиболее признанных профессий фигурировала профессия писца.

Лицо, исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать, и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.

У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Скульптура времен V династии, известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Скульптура, достигающая 53,5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.

Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульп- туры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.