Цветовой круг сочетание цветов презентация. Урок по изобразительному искусству: цветовой круг

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока : Выполнение цветового круга.

Вид занятия: Декоративное рисование.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
  2. Реализация полученных знаний в практическом применении.
  3. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица цветового круга;
  2. иллюстрации с изображением радуги, заката;
  3. акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
  4. заготовки для упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового учебного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ выполненной работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление классной доски.

Подготовка рабочих мест.

Сообщение учителем темы, задач и целей урока.

2. Изложение нового учебного материала.

Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:

Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).

Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).

Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).

Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).

Каков порядок цветов в радуге?

Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.

3. Практическая работа.

Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.

/рисунок 1/

Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

/рисунок 2/

2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

/рисунок 3/

3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

/рисунок 4/

4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.

/рисунок 5/

4. Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

5. Подведение итогов урока.

  • Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.

Правильность выполнения проверить вращением волчка.

Литература:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
  2. И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.

Педагог дополнительного образования

Зареченская О.А. (МБОУ ДОД "ДЮЦ")

Тема: «Цветовой круг».

Вид занятий: живопись, изучение основ цветоведения.

Цели и задачи : развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: акварель, гуашь, бумага, кисти, палитра.

Литературный ряд: стихи о цветах, о радуге.

Зрительный ряд : методические таблицы: «Цветовой круг», «Тёплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета», подборки оттенков разных сочетаний цвета.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.

2. Беседа. Введение в тему.

Отгадывание загадок и чтение стихотворения.

Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(радуга)

Разноцветные ворота

На луне построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три-

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота те назвать?

Можно их нарисовать?

(радуга)

Не во сне, а наяву-

Что же здесь такого?-

Я на радуге живу в домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках,

Ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев подает роса

В тёмно- синей чаще,

Филин жёлтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К розовым озёрам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым хвостом,

Белорыбицы плывут

Под вишнёвый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т. Белозёрова.

Сколько цветов вы знаете? 5,10,15, 100? Попробуйте назвать, сколько вспомните. У вас должно получиться не меньше, чем 6 цветов. Именно

столько, сколько содержится в минимальном наборе красок и карандашей: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный. Цвета получаются из красок. Смешивая краски, можно получить намного больше цветов, чем 6.

–А где мы смешиваем? Что может служить палитрой?

В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различать человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали классификации цветов .

Хроматические и ахроматические цвета.

«Хрома, хроматос» - в переводе с греческого «цвет».

Ахроматические – не цветные, это белый, чёрный, серые.

Хроматические - все остальные, которые в свою очередь делятся на основные и составные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются три цвета: красный, жёлтый и синий. Именно за это их назвали основными, так как они лежат в основе всех остальных цветов (кроме ахроматических).

Попарное смешивание основных цветов даёт нам группу цветов, называемых составными .

Смешиваем:

Красный + жёлтый = оранжевый

Красный + синий = фиолетовый

Синий + жёлтый = зелёный

Если вы были внимательны, то, вероятно, заметили, что получившиеся 6 цветов - это цвета радуги. Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов?

Каждый красный

Охотник оранжевый

Желает жёлтый

Знать зелёный

Где голубой

Сидит синий

Фазан фиолетовый

Голубой цвет не является составным, так как получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым. В этом ряду составные цвета чередуются с основными. Для удобства эту полосу можно замкнуть в виде кольца.

3. Практическая часть.

Задание. Возьмём циркуль и начертим на листе бумаги большой круг.

Поделим его на шесть или девять равных частей.

а) б)

Теперь возьмём три основных цвета по очереди и закроем ими часть круга (дольку) через одну (или две) в следующем порядке:

Красный, жёлтый, синий .

Оставляем просветы для составных цветов.

а) б)

Не берём краску слишком густо. Краски должны ложиться ровно, мазками слева направо горизонтальными линиями, лучше кистью № 5-8 с острым кончиком. Краски должно быть столько, чтобы она не высыхала, но и не слишком много, иначе она потечёт вниз. Лишнюю краску убирают кисточкой, предварительно отжав её.

Составные цвета получаем на палитре, используя те основные цвета, с

которыми уже работали.

В круге а) по одному оранжевому, зелёному, фиолетовому цвету, которые получаем смешиванием равного количества основных. Закрашиваем промежутки.

В круге б) по два оттенка составных, с перевесом количества одного основного цвета (красно-оранжевый и желто-оранжевый, сине-зелёный и желто-зелёный, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый). Закрашиваем промежутки.

Если вы будете аккуратны и не будете спешить, у вас получится правильный цветовой круг.

4. Тёплые и холодные цвета.

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите, где теплые и где холодные цвета.

Тёплыми считают красный, оранжевый, жёлтый и их смеси. Это цвета солнца, огня, жары. В цветовом круге они держатся вместе.

Холодные цвета синий, фиолетовый и их смеси. Это цвета луны, сумерек, зимы, мороза.

А зелёный цвет особый: если в нем преобладает больше жёлтого – он тёплый, если больше синего– то холодный.

Красный и синий – абсолютные цвета по холодности и теплу. Не случайно они находятся в спектре (круге) друг против друга, как полюса у глобуса.

Контрастные цвета - противоположные, они подчёркивают и усиливают яркость друг друга.

Красный - зелёный

Синий - оранжевый

Жёлтый – фиолетовый

Сближенные цвета – те, которые в спектре рядом, и их смеси и оттенки.

Упражнение: раскрась акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо.

Какие составные цвета получаются от смешения красной и жёлтой, жёлтой и синей, красной и синей красок. Полученными новыми цветами раскрась в определённом порядке составные цвета. Раскрась квадраты контрастными цветами с учётом указанных в круге стрелками цветов.

красный синий жёлтый

5. Подведение итогов.

Выбор законченных (лучших) работ.

6. Рефлексия.

«Я узнал…»