Марк шагал биография. «Над городом» Марка Шагала

В 1887 году, 7 июля, появился на свет будущий художник мирового уровня Шагал Марк, картины которого на протяжении всего 20-го века вызывали оцепенение и восторг у посетителей многочисленных вернисажей, на которых выставлялись полотна знаменитого авангардиста.

Начало творческого пути

Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Отец мальчика работал грузчиком на рыбном базаре, мать держала мелочную лавку, дед был кантором в еврейской синагоге. После окончания религиозной еврейской школы Мойша поступил в гимназию, хотя в царской России евреям не разрешалось посещать русские учебные заведения. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Проучившись несколько лет, он оставил гимназию и стал вольнослушателем в "Школе рисунка и живописи художника Пэна". Через два месяца мистер Пэн, пораженный талантом юноши, предложил ему бесплатное обучение в своей школе.

Молодой художник перерисовал всех своих родственников по очереди, затем принялся писать портреты Так в мире искусства появился яркий самобытный живописец Шагал Марк, картины которого вскоре будут покупать лучшие Псевдоним, а вернее новое имя, себе он придумал сам. Мойша стал Марком, а Шагал - это измененное Сегал, от фамилии отца.

Северная столица

Двадцатилетний Марк решил не сидеть на месте и вскоре отправился в Санкт-Петербург, надеясь продолжить там обучение живописи. Денег у него не было, к тому же дискриминационная политика государства российского в отношении евреев давала о себе знать. Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Однако Шагал не унывал, он был счастлив оказаться в водовороте художественной жизни Петербурга. Постепенно у него образовался круг полезных знакомств среди еврейского бомонда, и новые друзья стали помогать молодому художнику.

Шагал Марк, картины которого сразу стали рассматриваться как вестники нового сюрреалистического стиля, постарался развить свою индивидуальность и не стал следовать общепринятым канонам живописи. И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В ранних работах художника уже прослеживалась фантастическая сказочность сюжета и метафоричность образов. Все, что написал в тот период Марк Шагал, картины с названиями: "Святое семейство", "Смерть", "Рождение", - являются яркими примерами необычного стиля. При этом последняя тема, появление младенца на свет, отражалась в творчестве Шагала несколько раз, в разных интерпретациях. Однако во всех случаях роженица изображалась мелким рисунком, который по величине уступал другим персонажам, мужикам, козам, лошадям, находившимся вокруг. Однако в этом и заключается феномен творчества Марка Шагала, он умел микроскопические детали расположить так, что они вдруг начинали доминировать на общем фоне. Усталая роженица и бабка-повитуха с новорожденным на руках каким-то непостижимым обюразом становились центром картины.

Знакомство с Львом Бакстом

Находясь в Петербурге, Шагал Марк, картины которого привлекали все большее внимание светской публики, продолжил учебу в частной школе искусств Зайденберга, одновременно выполняя несложную работу в еврейском журнале "Восход", чтобы обеспечить себе питание. Позже он встретился с преподавателем школы Званцевой, который сыграл определяющую роль в судьбе художника. Шагал также посещал лекции живописца Мстислава Добужинского, который привлекал его как поборник всего нового в искусстве.

Весной 1910-го у Марка Шагала состоялся дебют - его картины участвовали в вернисаже, который устроила редакция журнала "Аполлон". А незадолго до этого события художник познакомился с женщиной всей своей жизни, Беллой Розенфельд. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и счастливое время продолжалось для обоих с того дня, когда молодые люди поженились и стали жить вместе. В 1916 году у супругов родилась дочь, которую назвали Ида.

Переезд в Париж

Летом 1910 года депутат Максим Винавер, меценат и большой поклонник изящных искусств, предложил Шагалу стипендию, которая давала возможность учебы в Париже. Столица Франции встретила Марка приветливо, он сблизился с художником Эренбургом и при его содействии снял студию на Монпарнасе. Шагал пишет ночами, а в дневное время пропадает в галереях, салонах и на выставках, впитывая все, что связано с великим искусством живописи.

Мастера начала 20 века стали примером для молодого художника. Великие Сезанн, Ван Гог, Поль Гоген, Делакруа - у каждого из них восторженный Шагал старается перенять что-то для себя. Его наставник в Петербурге Лев Бакст, однажды просмотрев парижские рисунки своего ученика, уверенно заявил, что "теперь все краски поют". Картины Марка Шагала, фото которых представлены на странице, в полной мере подтверждают мнение учителя.

Творческое убежище

Вскоре Шагал перебирается в "Улей", своеобразный парижский артцентр, ставший приютом для небогатых приезжих художников. Здесь Марк знакомится с поэтами, писателями, живописцами и другими представителями богемы французской столицы. Все те работы, что написал в "Улье" Марк Шагал (картины с названиями: "Скрипач", "Голгофа", "Посвящение моей невесте", "Вид Парижа из окна"), стали его "визитной карточкой". Однако, несмотря на полную ассимиляцию с парижской творческой средой, художник не забывает про родной Витебск и пишет картины: "Продавец скота", "Я и деревня", "Понюшка табаку".

Раннее творчество

Одной из наиболее запоминающихся картин является "Окно. Витебск", написанная в стиле "наивного искусства" или "примитивизма", которому следовал в раннем периоде своего творчества Марк Шагал. "Окно. Витебск" было создано в 1908 году, когда художник только начинал осваивать премудрости "примитивного стиля".

За несколько лет, проведенных в Париже, Марк Шагал написал около тридцати картин и более 150-ти Все работы он отвез в Берлин на художественную выставку 1914 года, которая стала его главным бенефисом в мире искусства. Публика была в восторге от полотен Шагала. Из Берлина художник собирался поехать в родной Витебск, чтобы увидеться с Беллой, однако помешала внезапно начавшаяся Первая мировая война.

Дальнейшая судьба художника

Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Знакомые помогли получить место в Военно-промышленном ведомстве Санкт-Петербурга, и на какое-то время художник был обеспечен жильем и работой. Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. "Война", "Окно в деревне", "Праздник кущей", "Красный еврей" - это лишь немногие из тех полотен, которые были созданы в годы войны. Отдельно художником была создана лирическая серия картин: "Прогулка", "Розовые любовники", "День рождения", "Белла в белом воротнике". Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны.

"Прогулка"

Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году. Постреволюционные настроения, вера в счастливое будущее, романтика молодой любви - все это отражено на полотне. Разочарование в новых социальных ценностях страны Советов еще не наступило, хотя оно было уже не за горами. Тем не менее одним из самых верных последователей новых идеалов того времени был художник Марк Шагал. "Прогулка" - картина оптимистичная, полная радужных надежд, персонажи не думают о негативном. Женщина, изображенная на полотне, парит над действительностью, молодой человек тоже готов оторваться от земли.

Работы Шагала 1917-1918 годов

Художника воодушевили революционные события, произошедшие в Петрограде. Он, как и многие представители интеллигенции Северной столицы, почувствовал свежий ветер перемен и поверил в их непогрешимость. Питерские художники, писатели, композиторы взялись пропагандировать новый образ жизни, и одним из первых в рядах энтузиастов, ратующих за равенство всех людей, был Марк Шагал. Картины "Над городом", "Война дворцам - мир хижинам" и многие другие полотна того периода отражают стремление художника к созиданию.

Белла и букет цветов

Особое место в творчестве художника занимает картина, посвященная любимой жене, которая однажды принесла ему букет цветов, чтобы поздравить с днем рождения. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. Растроганный до глубины души, художник постарался запечатлеть прекрасные мгновения на холсте. В этом был весь Марк Шагал. "День рождения" - картина, созданная в считанные минуты в виде наброска, а потом доработанная. Она стала одной из лучших в коллекции художника. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.

Ответственная должность

В 1918 году Марк Захарович Шагал, картины которого уже считались достоянием Витебской губернии, становится уполномоченным по делам искусств местного исполнительного комитета. Художник проявил незаурядные организаторские способности, он украсил Витебск ко дню годовщины Октябрьской революции разнообразными транспарантами, флагами и знаменами. "Искусство в массы!" - таким был его лозунг.

В 1920 году Марк Шагал переезжает в Москву вместе с Беллой и маленькой Идой, где начинает работать на ниве театрального сообщества. В процессе деятельности по созданию декораций для спектаклей Шагал в корне пересматривает свои творческие методы, стараясь сблизиться с "революционным" новым стилем в живописи. Партийные органы сделали несколько попыток привлечь художника на свою сторону, но так как Шагал уже был признанным мастером кисти мирового уровня, то эти попытки не возымели успеха.

Противостояние

Напряжение, возникшее между свободолюбивым художником и коммунистическим руководством, вскоре переросло в открытую конфронтацию, и Марк Шагал покинул страну Советов вместе с семьей.

Берлин стал первым европейским городом, в котором поселились Марк, Белла и маленькая Ида. Попытки художника получить деньги за выставку 1914 года окончились ничем, большинство картин пропало. Шагалу вернули только три полотна да с десяток акварельных рисунков.

Летом 1923 года Марк получает письмо из Парижа от своего старого друга, который зовет его приехать в столицу Франции. Шагал едет, и там его ждет очередное разочарование - картины, которые он когда-то оставил в "Улье", также пропали. Однако художник не падает духом, он начинает вновь писать свои шедевры. К тому же Марк Шагал получает предложение от крупного издательства на предмет иллюстрирования книг. Он начинает работу с повести "Мертвые души" Николая Васильевича Гоголя и великолепно справляется с заданием.

Семейные поездки

Материальное положение Шагала упрочилось, и он вместе с семьей начинает путешествовать по европейским странам. А в перерывах между вояжами художник пишет свои бессмертные полотна, которые становятся все более светлыми и легкими: "Двойной портрет", "Ида у окна", "Жизнь деревенская". Кроме картин, Шагал занимается иллюстрированием издания "Басни Лафонтена".

В 1931 году Марк Шагал посещает Палестину, он хочет прочувствовать землю своих предков. Несколько месяцев, которые художник провел на Святой Земле, заставили его изменить отношение к жизни. Белла и дочь Ида, которые были рядом, благоприятствовали в этом. Вернувшись в Париж, Шагал занимается только библейскими иллюстрациями.

Переезд в Америку

В конце тридцатых годов, спасаясь от немецких нацистов, семья Шагала эмигрирует в США. И вновь - работа с театральными декорациями, на этот раз в Русском балете. тогда забраковал работы Шагала и отдал предпочтение эскизам Пикассо, но театральные костюмы в авторстве Марка были приняты.

Война в Европе в самом разгаре, хотя уже ясно, что терпит поражение. Летом 1944 года приходит радостная весть - Гитлер на грани капитуляции. А в конце августа Марка Шагала настигает беда, в больнице неожиданно умирает от сепсиса Белла. Художник теряет смысл жизни от горя, однако его поддерживает и помогает выжить дочь Ида. Только спустя девять месяцев Шагал берет в руки кисти. Теперь он находит спасение в работе, пишет картины и днем, и ночью. Творческие порывы художника помогли ему пережить остроту потери.

Личность Марка Шагала, одного из самых ярких и выдающихся художников-авангардистов XX века, до сих пор вызывает много споров – его любят и ругают, восхищаются и не понимают. И это неспроста, ведь его работы гротескны, символичны и неординарны. Он прожил насыщенную творческую жизнь: он был и живописцем, и графиком, и иллюстратором, и поэтом, и мастером декоративно-прикладных форм искусства – и кем он только не был! Но, возможно, его главным искусством было искусство видеть мир иным, чем другие люди. И сегодня каждый, взглянув на его картины, может окунутся в удивительный сказочный мир Марка Шагала.

Картину «Над городом», написанную в период с 1914 по 1918 годы, многие считают самой загадочной и странной в его творчестве. Двое влюбленных парят высоко в небе над маленьким уютным Витебском. Мужчина и женщина, сбежав от мирской суеты, вознеслись над сонным городком. Нетрудно узнать в этой паре самого Шагала и его возлюбленную – Беллу. Наступил долгожданный момент встречи после утомительной разлуки и теперь они могут всецело отдаться наслаждению друг другом, забыв обо всем. Любуясь ими, фразы «парить в небесах» и «летать от счастья» уже не кажутся такими надуманными и иррациональными, граница между сном и реальностью размывается.

Символизм и гротеск не только в сюжете картины, но и в многочисленных деталях. Например, нельзя не обратить внимание на наличие у влюбленных по одной руке – символ единения, они стали одним целым. Одиноко пасущийся зеленый козел, как и человек со спущенными штанами на переднем плане отсылают к сказочности и нереальности всего происходящего. Большое внимание уделено женственному образу Беллы. Вся её наружность говорит о её чистоте, невинности и молодости: волосы, уложенные естественно, глубокий спокойный взгляд чёрных глаз, кружевная блузка и длинная черная юбка. Она в безопасности, её жених держит её крепко, хотя и поза его легка и непринужденна.

Однако Шагал, придерживаясь своего стиля, недостаточно прорисовал крупные объекты. Городской ландшафт и архитектура изображены схематично, все будто покрыто дымкой. Выбор цветовой гаммы картины тоже не случаен. Серый и безликий город в контрасте с насыщенными оттенками одежды влюбленных говорит нам о превосходстве искреннего чувства над скучной обыденностью.

Но не только сила любви отрывает эту удивительную пару от земли, но и сила искусства. Вся сила и мощь живописи Шагала соединилась в этой картине – и кубизм, и футуризм, и настоящая любовь.

Творчеству Шагала всегда был присущ мифологизм и фольклоризм. Все его картины наполнены волшебством, но история любви Шагала с Беллой, его главным архетипом и музой, была реальной. Все свои работы он посвящал ей, всегда советовался и прислушивался к любимой.

Разгадка тайны этой картины кажется невозможной. Каждый увидит по-своему. Но, несомненно, равнодушным не останется никто. Ведь она отсылает к такому вечному, светлому и простому – настоящей любви. А это сможет почувствовать каждый.

Если мы попросим вас назвать одну картину Марка Шагала, гарантируем: вы назовете полотно «Над городом». А вы видели, насколько поздние картины художника отличаются от ранних работ? Вы знали, кого он рисовал во всех своих женских образах и когда начал предугадывать опасность для жизни евреев? KYKY совместно с брендом Бульбашъ®, который выпускает новогодний календарь, посвященный беларускому изобразительному искусству, решил изучить десять работ Шагала, чтобы помнить тех, кем стоит гордиться. Ну и чтобы было, чем козырнуть в светской беседе в компании эстетов.

«Старушка с клубком», 1906 год

В 1906 году, в год, когда была написана эта картина, Марк Шагал учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, а затем переехал в Петербург.

ВЫ ЧИТАЕТЕ ЭТОТ МАТЕРИАЛ БЛАГОДАРЯ БРЕНДУ бульбашъ®

В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Решено! Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги - отец швырнул их под стол. Ползал и подбирал. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств… Какую мину он скроил и что сказал, не помню точно. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».

В Петербурге Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. В школу с таким нежным названием, кстати говоря, его приняли без экзамена сразу на третий курс. А «Старушка с клубком» – картина Шагала, очень характерная для описанного периода жизни художника. Чистый экспрессионизм, в котором выражение преобладает над изображением.

«Модель», 1910 год

Когда Шагал написал «Модель», он уже жил в Париже. В этом периоде своей жизни он познакомился с новыми для себя направлениями художественного искусства: кубизмом, фовизмом и экспрессионизмом. И, кстати, только во Франции начал называть себя Марком, а не Моисеем, как было принято с рождения.

На картине изображена девушка, пишущая картину. Несмотря на то, что художница одета по парижской моде, на стене виден ковер с характерным славянским орнаментом – своеобразная дань родине. Пускаться в выяснения, чей он художник, мы не будем, но намекнем, что Википедия считает его «российским и французским художником еврейского происхождения, родившимся в Витебской губернии».

На эту тему: «На наших глазах выросло поколение Ў». Завсегдатаи Галереи о том, как это место стало культовым

И хотя дама на полотне спокойна, цветовая гамма картины тревожна. Известно, что красные оттенки ассоциировались у Шагала с беспокойством: в детстве в Витебске маленький художник стал свидетелем пожара. Тогда будущий творец едва спасся. Похоже, что на картине Шагал воплотил все свое беспокойство и тревогу, связанные с только что случившимся переездом из Петербурга в Париж.

«Скрипач», 1912-1913 года

В укладе евреев скрипач всегда был важен: ни рождение, ни похороны, ни свадьба, не обходились без музыканта. Так скрипач стал символом всей человеческой жизни. На этой картине есть почти все поры года: на переднем плане – желтая осень, переходящая в весну. Задний план – зима.

И скрипач тоже как бы состоит из разных областей, определяющими его принадлежность к определенному народу. В целом, вся картина перенасыщена цветом, передающим энергию художника. А знаете, почему скрипач играет на крыше? Сам Шагал направо и налево рассказывал, что это не художественный прием: якобы, у него был родной дядя, который, когда пил компот, забирался на крышу, чтобы его никто не мог побеспокоить. Остается верить художнику на слово.

«Голубые любовники», 1914 год

Известная серия Марка Шагала – «Голубые любовники», «Розовые любовники», «Серые любовники», «Зеленые любовники» – была посвящена его любимой женщине – дочери успешного ювелира Белле Розенфельд. Эти картины писались в период их брака, хотя и после смерти Беллы Шагал продолжал вписывать ее почти во все свои женские образы. Неудивительно – Розенфельд ждала Шагала четыре года, пока он был в Париже. После чего Шагал вернулся в Витебск, чтобы забрать Беллу во Францию.

На эту тему: «Я вёз бесценные экспонаты в обычном багаже». Музей Хаима Сутина в Cмиловичах

Картина «Голубые любовники» явно фантасмагорична. Пространство и предметы искажаются, будто во сне. Синий для художника – это воплощение Богоматери, царства Небесного. Именно этот цвет Шагал использовал, чтобы передать ощущение влюбленности, счастья и нежности.

«Ворота еврейского кладбища», 1916 год

Мир картины – духовный и устремленный к небу, одновременно рушащийся и хаотичный. Присмотритесь: тут изображены монументальные старые ворота, открытые для новых обитателей. Взгляд смотрящего идет по лунной дорожке к могилам, которые стоят в самом центре полотна.

Абстрактные цветовые плоскости, контрасты, динамика лунного света и ночного неба придают картине, как отмечают исследователи работ Шагала, черты сакральной живописи. На самом деле важнее всего понимать, что уже в 1916 году Шагал предчувствовал глобальную трагедию.

«Над городом», 1914-1918 год

Ну эту картину вы точно знаете. Конечно, догадаться, что здесь изображены художник и его супруга Белла, несложно. И летят они над Витебском – это тоже понятно.

Календарь Бульбашъ

Шагал стремится показать человеку скоротечность времени, и то, насколько впустую он его тратит. Художник не детализирует объекты картины, это лишь мир воспоминаний и снов. Нет ни законов физики, ни логики, только парящие души в своем романтическом мире. Шагал, кстати рисовал летающими не только влюбленных – для него полет вообще не был странным времяпрепровождением человека, и мог происходить от разных эмоций душевных состояний.

А еще мы настойчиво просим вас заметить слева под забором человечка, который справляет нужду – вот оно, понимание шагаловской романтики. Мир неделим, а бытовая ирония соседствует с любовной лирикой. Все, как в жизни.

«Прогулка», 1918 год

Снова мужчина и женщина. Кроме них, держащихся за руку, в этот момент в мире нет ничего важного. Эти двое – опять-таки реальные люди – сам Марк и его жена Белла. Он стоит на земле. Она – в небесах. И при этом они вместе, держась за руки, соединяют земной мир с миром снов.

Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Можно отметить явное портретное сходство фигур с самим Шагалом и Розенфельд, поэтизацию пейзажей Витебска. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо, имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии.

«Белое распятие», 1938 год

На эту тему: «Легальные» спектакли, которые обязан посмотреть каждый беларус

Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Вспомните еврейское кладбище Шагала двадцатилетней давности и сравните, насколько трагичнее выглядит это полотно. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.

На картине можно увидеть зеленую фигуру с мешком за плечами. Эта фигура присутствует на нескольких работах Шагала и интерпретируется как любой еврейский путешественник или пророк Илья. Также в середине композиции изображена лодка – ассоциация с надеждой на спасение от нацистов.

Картина написана прямо перед войной – в тот год, когда нацисты устроили целую серию убийств еврейского народа. Задний план этой картины как раз и показывает сцены бедствий, погромов и преследований. «Белое распятие» – это явное предчувствие грядущего Холокоста. Кстати, это любимая картина папы римского Франциска.

«Свадебные огни», 1945 год

На эту тему: «Шуберт – это попса 19-го века». Кто и как поднимает классическую музыку в Беларуси с колен

Как и почти все картины, на которых изображены женщины, это полотно посвящено первой жене художника - Белле. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. После смерти жены Шагал девять месяцев ничего не писал, а потом, даже вступая в отношения с другими, всегда писал только ее и для нее. Еще две его известные пассии – дочь бывшего консула Великобритании в США Вирджиния Манкилл-Хаггард, которая сбежала от Марка с их сыном, и Валентина Бродская – дочь киевского фабриканта, которая прожила с Шагалом 33 года и стала для него отличным менеджером. Она тотально пресекла его общение с Вирджинией, сыном и многими прежними знакомыми, зато Шагал в этот период очень много работал и стал коммерчески успешен.

«Ночь», 1953 год

Переезды художника, события его жизни меняли направленность его живописи. Мировоззрение Шагала, динамичное и многослойное, иногда с трудом дает понять сюжеты его картин. Картина написана по возвращению в Париж после эмиграции в США. За год до этого он уже повстречал владелицу лондонского салона шляп Валентину Бродскую и явно начал менять свой взгляд на мир и прежнюю жизнь.

ООО «Завод Бульбашъ»
УНП 800009185

Мистическая «Ночь», как отмечают искусствоведы, отображает религиозную тематику и передает ностальгию по Витебску. Также это произведение показывает любовь Шагала к женщинам, но сюжет непонятен без изучения цветовой гаммы. Красный петух – ожидания художника скорых перемен и тревог. Петух связан и с религиозными взглядами Шагала. Продолжается тема летающих людей. Женщина выглядит реально. Полет символизирует свободу. А ночь на фоне только подчеркивает ее: абсолютная свобода путешествий во снах.

Кстати, с одобрения Валентины Шагал начал рисовать эскизы для церковных витражей . Так что если будете во французском соборе Святого Стефана в Меце, немецкой церкви Святого Мартина и Святого Стефана в Майне, в английском Соборе Всех Святых в Тудли, здании ООН в Нью-Йорке – не забудьте спросить там о нем.

В этом году компания Бульбашъ ® благодаря работам молодых авторов, которые вдохновились произведениями культовых беларуских художников создала оригинальный календарь . Работы в нем посвящены 12-ти знаменитым мастерам Беларуси: Питеру Блюму, Марку Шагалу, Элю Лисицкому, Язепу Дроздовичу, Наполеону Орде и другим. Идея раскрывается и в лимитированной серии самого продукта Бульбашъ® Особая Art Edition, и в календарях Бульбашъ® на 2018 год.

ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Марк Захарович (Моисей Хацкелевич) Шагал (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל‎). Родился 7 июля 1887 года в Витебске, Витебская губерния (ныне Витебская область, Беларусь) - умер 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция. Российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Помимо графики и живописи занимался также сценографией, писал стихи на идише. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24 июня (6 июля) 1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863-1921) и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871-1915). У него был один брат и пять сестёр.

Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.

Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824 - ?), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин»; мать художника происходила из Лиозно.

Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу). Значительную часть детства Марк Шагал провёл также в доме своего деда по материнской линии Менделя Чернина и его жены Башевы (1844 - ?), бабушки художника со стороны отца), которые к тому времени жили в местечке Лиозно в 40 км от Витебска.

Получил традиционное еврейское образование на дому, изучив древнееврейский язык, Тору и Талмуд.

С 1898 по 1905 год Шагал учился в 1-м Витебском четырёхклассном училище.

В 1906 году учился изобразительному искусству в художественной школе витебского живописца Юделя Пэна, затем переехал в Петербург.

В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс).

В 1909-1911 г. продолжает занятия у Л. С. Бакста в частной художественной школе Е. Н. Званцевой. Благодаря своему витебскому приятелю Виктору Меклеру и Тее Брахман, дочери витебского врача, также учившейся в Петербурге, Марк Шагал вошёл в круг молодой интеллигенции, увлечённой искусством и поэзией.

Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой.

Осенью 1909 г. во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд , которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек - школе Герье в Москве. Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят ее «выпуклые чёрные глаза». Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин.

В 1911 году Шагал на полученную стипендию поехал в Париж, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами. Здесь он впервые начал использовать личное имя Марк. Летом 1914 года художник приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но началась война и возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок.

25 июля 1915 года состоялась свадьба Шагала с Беллой. В 1916 году у них родилась дочь Ида, впоследствии ставшая биографом и исследователем творчества своего отца.


В сентябре 1915 года Шагал уехал в Петроград, поступил на службу в Военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал вступил в Еврейское общество поощрения художеств, в 1917 году с семьей возвратился в Витебск. После революции его назначили уполномоченным комиссаром по делам искусств Витебской губернии. 28 января 1919 года Шагалом было открыто Витебское художественное училище.

В 1920 году Шагал уехал в Москву, поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. По рекомендации А. М. Эфроса устроился работать в Московский Еврейский камерный театр под руководством Алексея Грановского. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары».

В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. В 1921 году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

В 1922 году вместе с семьей уехал сначала в Литву (в Каунасе прошла его выставка), а затем в Германию. Осенью 1923 года по приглашению Амбруаза Воллара семья Шагала уехала в Париж.

В 1937 году Шагал получил французское гражданство.

В 1941 году руководство Музея современного искусства в Нью-Йорке пригласило Шагала переселиться из контролируемой нацистами Франции в США, и летом 1941 года семья Шагала приехала в Нью-Йорк. После окончания войны Шагалы решили вернуться во Францию. Однако 2 сентября 1944 года, Белла умерла от сепсиса в местной больнице. Спустя девять месяцев художник написал две картины в память о любимой жене: «Свадебные огни» и «Рядом с ней».

Отношения с Вирджинией Макнилл-Хаггард , дочерью бывшего британского консула в США, начались, когда Шагалу было 58 лет, Вирджинии - 30 с небольшим. У них родился сын Дэвид (в честь одного из братьев Шагала) Макнилл. В 1947 году Шагал приехал с семьёй во Францию. Через три года Вирджиния, забрав сына, неожиданно убежала от него с любовником.

12 июля 1952 года Шагал женился на «Ваве» - Валентине Бродской , владелице лондонского салона моды и дочери известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского. Но музой всю жизнь оставалась только Белла, он до самой смерти отказывался говорить о ней, как об умершей.

В 1960 году Марк Шагал стал лауреатом премии Эразма.

С 1960-х годов Шагал в основном перешёл на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекся скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года» (1972).

В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. Ему организовали выставку в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина свои работы.

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почётного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы ещё живущего автора.

Шагал скончался 28 марта 1985 года на 98-м году жизни в Сен-Поль-де-Вансе. Похоронен на местном кладбище. До конца жизни в его творчестве прослеживались «витебские» мотивы. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника. Полного каталога работ художника нет.

Шагал Марк Захарович (наст. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, живописец, театральный художник, иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства; выходец из России. Один из лидеров мирового авангарда 20 века, Шагал сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 году приехал в Петербург, где в 1906–1909 посещал рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М.Зайденберга и школу Е.Н.Званцевой. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене - Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-сказочные цветовые контрасты его полотен (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк; Автопортрет с семью пальцами, 1911–1912, Городской музей, Амстердам) оказывают большое влияние на развитие сюрреализма.

После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Освоив различные гравюрные техники, по заказу Амбруаза Воллара Шагал создал в 1923–1930 годах островыразительные иллюстрации к Мертвым душам Николая Васильевича Гоголя и Басням Ж.де Лафонтена. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание.

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально - экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). С 1955 началась работа над Библией Шагала – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в удивительно эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958; витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961; собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970; собора в Реймсе, 1974; церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981; и др.). Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.

В 1973 Шагал посетил Москву и Санкт-Петербург в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.