Краткая история создания государственной третьяковской галереи. Третьяковская галерея и истории ее возникновения Сколько лет третьяковской галереи

Путеводитель по архитектурным стилям

В Петербурге Третьяков увидел коллекцию картин Федора Прянишникова. Его поразили работы Тропинина, Венецианова и особенно «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Федотова. Владелец коллекции предложил ее за 70 000 рублей. У Третьякова таких денег не было, и тогда Прянишников рекомендовал покупать картины у самих художников: так дешевле.

Павел Михайлович отправился в мастерские столичных живописцев, и у Николая Шильдера увидел работу «Искушение»: на кровати тяжело больная женщина, а рядом сваха с предложением выгодного брака ее дочери. Героиня картины отказалась, но решимость ее таяла, ведь матери срочно нужны были деньги на лекарства. Этот сюжет всколыхнул самого Третьякова, чья возлюбленная в такой же ситуации не смогла отклонить предложение богатого ухажера. Павел Михайлович никому не раскрывал эту тайну, чтобы сохранить доброе имя девушки, но картину Шильдера купил. Так определился принцип коллекции: никаких парадных портретов - только реализм и живые сюжеты.

Павел Третьяков пополнял коллекцию на протяжении всей жизни. Располагалась она в его доме в Лаврушенском переулке. Третьяковы купили его у купцов Шестовых еще в 1851 году. А в 1860 Павел Михайлович написал первое завещание, где выделял 150 000 рублей на создание галереи картин русских художников. На это благое дело он завещал свое собрание и предлагал выкупить еще несколько коллекций. Его брат, Сергей Третьяков, также был коллекционером, но собирал западную живопись.

Павел Михайлович отдавал предпочтение исключительно русским художникам.

Например, он не покупал картины Семирамидского, так как тот свою лучшую работу подарил Кракову. При выборе картин Третьяков полагался на свой вкус. Однажды на выставке передвижников искусствоведы бросились критиковать «Варфоломея» Нестерова. Они убеждали Третьякова, что картину нужно убрать. Выслушав доводы, Павел Михайлович ответил, что купил эту работу задолго до выставки, и приобрел бы вновь даже после гневной тирады оппонентов.

Вскоре Третьяков стал оказывать огромное влияние на развитие искусства. Он мог требовать у художников внести правки. Он заказывал портреты тех лиц, которых считал достойными для галереи. Так там появились Герцен, Некрасов, Салтыков-Щедрин. А Константина Тона или Аполлона Майкова для него будто не существовало.

Каждого молодого художника (да и старого) заветной мечтой было попасть в его галерею, а моей - тем более: ведь мой отец давно объявил мне полусерьезно, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я - «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее.

Правда, у Третьякова появился соперник на поприще коллекционирования. И какой - сам Александр III! Царь приходил в ярость, когда на выставках передвижников видел на лучших работах пометку «Собственность П.М. Третьякова». Но нередко ему удавалось перебивать предложенную Павлом Михайловичем цену. Так уже Николай II в память об отце выкупил у Сурикова за баснословные деньги «Покорение Сибири Ермаком». Художник пообещал эту картину Третьякову, но не устоял перед выгодной сделкой. А меценату он бесплатно отдал эскиз работы. Он до сих пор выставляется в галерее.

Все это не мешало расти собранию Третьякова, и архитектор Каминский несколько раз перестраивал здание галереи.

Зимой 1887 года от скарлатины умер любимый сын Павла Третьякова. Последними его словами была просьба сходить в церковь. И тогда Павел Михайлович начал собирать иконы.

В 1892 году после смерти Сергея Третьякова коллекции братьев соединились. Павел Михайлович подарил их и здание в Лаврушенском переулке Москве. Так появился музей Третьяковская галерея.

На момент основания собрание включало 1 369 картин, 454 рисунка, 19 скульптур, 62 иконы. Павел Третьяков получил звание почетного гражданина Москвы и до самой смерти оставался попечителем Третьяковской галереи. Он продолжал пополнять коллекцию Третьяковки за свой счет. И это требовало расширения экспозиционной площади, поэтому к особняку пристраивали все новые помещения. При этом галерея носила имя обоих братьев, хотя, по сути, была коллекцией Павла Михайловича.

После смерти мецената, фасад Третьяковской галереи перестроили по эскизам В.М. Васнецова в виде сказочного теремка. Над входом в музей появился барельеф святого и название, написанное древнерусской вязью.

В 1913 году Московская городская дума назначила попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря. Он превратил Третьяковку в музей европейского типа с экспозицией по хронологическому принципу.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Изменились и принципы выбора картин для коллекции. Уже в 1900 году галерея купила у фон Мекка васнецовскую «Аленушку». Ранее отвергнутую Третьяковым.

А в 1925 вопреки завещанию основателей Третьяковки, ее коллекцию разделили. Часть собрания передали в Музей западной живописи (сейчас Музей Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина), а некоторые картины увезли в Эрмитаж.

Но в собрании Третьяковской галереи остались настоящие сокровища. Наиболее полной является коллекция искусства второй половины XIX века - равных ей нет. Вот лишь некоторые шедевры Третьяковки: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» И.Е. Репина, «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, «Троица» А. Рублева, «Апофеоз войны» В. Верещагина, «Буря» И. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Богатыри» В. Васнецова, Портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского, «Неизвестная» И. Крамского, «Золотая осень» И. Левитана, «Тройка» В. Перова, «Неравный брак» В. Пукирева, «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Княжна Тараканова» К. Флавицкого. Есть отдельный зал, где экспонируется «Явление Христа народу» А.А. Иванова. Во Врубелевском зале можно увидеть «Принцессу Грезу», «Царевну-Лебедь», майолики. А картины П.А. Федотова обычно сопровождали стихи.

Я свежий кавалер,
И всем теперь понятно,
Я буду всем в пример,
И все пойдет в зачет.
Я свежий кавалер,
Я парень импозантный,
Атласный этот флер
Мне очень подойдет.
Открой пошире дверь,
Мне почему-то жарко,
Я крестик заслужил,
И слава надо мной,
Я свежий кавалер,
Прижмись ко мне, кухарка,
И ласку окажи,
Ты мне ночной порой.
Теперь я, как актер,
Я Гамлет, я Отелло,
Великолепный сан,
Мне светит, как портрет,
И мой атласный флер,
Наброшен так умело,
И даже мой топчан,
Всем излучает свет.
Есть крестик у меня,
Но этого мне мало,
Я свежий кавалер,
Я покоритель дам,
Дождусь такого дня,
Как стану генералом,
И буду всем в пример,
Для дочек и для мам…

Есть среди сокровищ Третьяковской галереи и настоящие тайны.

Например, на картине «Утро в сосновом лесу» автором указан только Шишкин, хотя медведей написал Савицкий. Но Павел Третьяков, которому не рассказали о втором авторе, лично скипидаром стер подпись Савицкого.

На картине Рокотова «Неизвестный в треуголке» изображена женщина. Изначально это был портрет первой жены друга художника. Когда, овдовев, он женился второй раз, то попросил Рокотова пощадить чувства второй жены, и живописец нанес второй слой, превратив женщину в мужчину, но не тронул лицо.

А когда в 1885 году Павел Михайлович купил картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван», ему запретили ее выставлять. Сначала он показывал полотно в узком кругу, а потом повесил его в специальной комнате. В 1913 году в галерею пришел старообрядец Абрам Балашев с ножом в сапоге и исполосовал полотно. К счастью, картину удалось отреставрировать.

25 мая 2018 года полотно Репина опять пострадало: житель Воронежа Игорь Подпорин разбил стекло и порвал холст. Он объяснил свои действия тем, что картина изображает недостоверные события. А 27 января 2019 года прямо на глазах посетителей из галереи украли полотно Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Преступника быстро нашли, и картину вернули.

Сейчас Третьяковская галерея встречает гостей сказочным фасадом. А во дворе стоит памятник основателю - П.М. Третьякову. Он сменил монумент И.В. Сталину работы С.Д. Меркулова 1939 года.

Говорят, что... ...здание Третьяковской галереи пострадало во время Великой Отечественной войны: две фугасные бомбы разбили стеклянную крышу в нескольких местах, разрушили межэтажные перекрытия некоторых залов и главный вход. Восстановление здания началось уже в 1942 году, и в 1944 работало 40 из 52 залов, куда вернулись эвакуированные экспонаты.
...одинокие девушки могут загадать желание возле картины В.М. Васнецова «Аленушка», и любовь не заставить себя ждать.
...девушкам не выданье нельзя долго смотреть на портрет Марии Лопухиной в Третьяковке. Она умерла вскоре после написания картины, а ее отец, мистик и магистр масонской ложи, заманил дух дочери в этот портрет.
...швейцары Третьяковской галереи не подпускали Илью Репина к картинам, если у него в руках были кисти. Художник был настолько самокритичен, что норовил поправить уже законченные картины.
...коллекция Третьяковской галереи едва не погибла в наводнении 1908 года. Когда Лаврушинский начало заливать водой, здание обнесли кирпичной стеной, которую постоянно надстраивали, чтобы сдерживать воду. А работники галереи на время наводнения перенесли все картины на второй этаж.
...в Третьяковке есть портрет Ивана Абрамовича Морозова на фоне натюрморта Анри Матисса. Хранители шутят, что Серов так точно скопировал французского художника, что в России стало на одну картину Матисса больше.

Третьяковская галерея на фотографиях разных лет:

А вы бы могли дополнить рассказ о Третьяковской галерее?

Третьяковская галерея – это еще одна достопримечательность Москвы , которую обязан посетить каждый турист . Здесь расположена самая большая в России коллекция картин . Сейчас особняк в Лаврушинском переулке , фасад которого украшен лепниной , является знаменитой галереей , а в 19 веке – это был купеческий дом . В 1851 году этот особняк купил меценат , владелец бумагопрядильных фабрик и коллекционер живописи Павел Михайлович Третьяков . Изначально дом покупался для проживания и лишь намного позже он превращается в галерею .

В 1854 году Третьяков приобретает 9 полотен и 11 листов графики старинных голландских мастеров и располагает их в своем особняке . По мнению историков , это и послужило созданием знаменитой галереи . Однако официальным годом ее основания является 1856 . В этом году для своей коллекции П . М . Третьяков приобретает два полотна – В . Г . Худяков «Стычку с финляндскими контрабандистами » и Н . Г . Шильдер «Искушение ».

Вместе с Павлом приобретением полотен знаменитых живописцев занимается и его брат Сергей . Некоторое время любоваться коллекцией братьев Третьяковых может лишь узкий круг лиц . Но в 1867 году она впервые стала доступной для широкой публики . К этому году коллекция братьев Третьяковых состояла уже из 471 рисунка , 10 скульптур и 1276 картин . Подавляющее большинство работ было отечественных мастеров .

Шло время . Коллекция все увеличивалась . К дому приходилось делать дополнительные пристройки . Появлялись новые залы . В 1892 году Петр Михайлович Третьяков передал галерею в дар Москвы . В 1904 году здание картинной галереи обрело знаменитый Васнецовский фасад . Эскиз фасада создал знаменитый русский живописец В . М . Васнецов (в честь него и назвали фасад ), а спроектировал В . Н . Башкиров .

С каждым годом коллекция Третьяковской галереи увеличивалась , требовалось ее упорядочить . Игорь Эммануилович Грабарь , став в 1913 году сначала попечителем , а затем и директором галереи , впервые ввел в России расположение картин в хронологическом порядке .

После революции было принято решение передать в распоряжение Третьяковской галереи соседние строения . Сначала к ней отнесли дом в Малом Толмачевском переулке (бывшее владение купца Соколикова ), а затем и церковь Св . Николая в Толмачах . С целью продлить время работы галереи , в 1929 году была проведена ее электрификация .

В 1941 году коллекцию эвакуировали , а само здание серьезно пострадало . Однако уже к 1945 году большинство залов Третьяковской галереи восстановили , экспонаты вернули в Москву , и туристы смогли снова любоваться произведениями русских мастеров .

В 1986 году здание галереи было закрыто на капитальный ремонт , который длился практически 10 лет . Часть экспозиции была расположена в одном из зданий на Крымском валу . Этот же год является и моментом образования Всероссийское музейное объединение , получившего название «Государственная Третьяковская галерея ». Сегодня в состав Государственной Третьяковской галереи , кроме этих двух зданий , входит еще и дом -музей П . Корина , музей -храм Св . Николая в Толмачах , дом -музей В . Васнецова и музей -квартира А . Васнецова , а также музей -мастерская А . Голубкиной . С 1995 года в здании купца Третьякова располагается коллекция экспонатов датированных до начала прошлого века . Произведения же 20 века находятся исключительно в здании на Крымском валу .

Сейчас в коллекцию Третьяковской галереи входит свыше 55 тысяч экспонатов . Здесь есть не только картины , но и иконы , скульптуры , произведения декоративно -прикладного искусства . Экскурсия в Третьяковскую галерея будет очень интересной и принесет массу впечатлений .

Государственная Третьяковская Галерея, национальная галерея русской живописи, -- художественный музей мирового значения. Само становление Галереи было в то же время процессом становления русского национального искусства, более того -- русского национального самосознания. Сам факт существования этой удивительной галереи оказался мощным стимулом для художников, способствующим созданию произведений, обращенных к народу, проникнутых жизненной правдой, чувством прекрасного.

В 1918 В.И. Ленин, подписывая декрет о национализации Галереи, присвоил ей наименование Государственной Третьяковской галереи, тем самым оценив заслугу основателя Галереи Павла Михайловича Третьякова.

Годом основания Третьяковской Галереи принято считать 1856 год. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Ранее в 1854 -- 1855 годах П.М. Третьяков купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. Картины эти украшали комнаты в Толмачах. Когда Павел Михайлович начал собирать картины русских художников, он их развешивал сначала в своем кабинете. Со временем, когда там стало тесно, картины развешивали в столовой, потом в гостиной. Старых голландцев он отправил в Ильинский переулок, где с 1865 года жила его мать. Когда выстроена была первая галерея и картины из жилых комнат перевешены были на новое место, на опустевшие стены вернулись голландцы и оставались там до конца жизни Павла Михайловича. Были ли все эти картины оригиналами - сказать трудно. Впоследствии Павел Михайлович говорил, что, купив их, он сразу понял, что слишком мало имеет знаний и опыта, чтобы рисковать покупать безошибочно работы старых западных мастеров, и решил приобретать только картины русских художников с выставок или от самих авторов. В 1853 году появилось описание галереи Прянишникова. Павел Михайлович не мог не заинтересоваться этим собранием и, конечно, увидав его, не мог не увлечься желанием последовать примеру Прянишникова. Но у Прянишникова были собраны произведения его современников, наших старейших лучших мастеров. Молодому Павлу Михайловичу в тот период это было не по силам, и он начинает собирательство со своих современников.

Началом своего собрания, первой картиной русских художников, Павел Михайлович называет «Искушение» Шильдера. Он помечает это приобритение в каталоге 1856 годом. По письму Шильдера можно установить другую дату (июль 1858). Эту разницу в датах можно объяснить, предположив, что картина была только начата или даже в эскизе, когда Павел Михайлович ее увидел впервые, и что она была окончена художником для Павла Михайловича. По-видимому, Павел Михайлович отметил имя художника Шильдера, так как это был первый художник, которому он сделал заказ.

По документальным данным первой покупкой Павла Михайловича является картина Худякова «Финляндские контрабандисты». Картина написана в 1853 году, и он купил ее в 1856 году, посетив мастерскую Худякова в Петербурге. Во время своего пребывания в Петербурге в 1856 году Павел Третьяков заказал картины нескольким художникам: Н.Г Шильдеру, Н.Е. Сверчкову, И.И. Соколову, А.С. Богомолову-Романовичу, А.Г. Горавскому.

Весной 1856 года Павел Михайлович познакомился в Петербурге с Худяковым и братьями Горавскими, Аполлинарием и Ипполитом. С 1857 года уже несколько художников бывает у Третьяковых, они делаются близкими и восторженными друзьями всей семьи. Москвичами были Неврев, Трутнев, который через некоторое время перебрался в Петербург, и Худяков, который после заграничного путешествия поселился в Москве. Из приезжающих были Горавские, К.А. Трутовский, Л.Ф. Лагорио.

В конце 1850-х годов в его собрании появляются полотна «Сбор вишен» И.И. Соколова, «Разносчик» В.И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А.К. Саврасова, «Больной музыкант» М.П. Клодта. Вероятно, уже тогда Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи.

У Трутовского Павел Михайлович начинает приобретать в 1859 году. К Третьякову попадает известный «Хоровод», одна из лучших вещей Трутовского. О приобретении «Умирающего музыканта» М.П. Клодта в письмах ничего не найдено. Картина написана в 1859 году и, вероятно, тогда же была и куплена.

В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В.И.Якоби, «Последняя весна» М.П. Клодта, «Бабушкины сны» В.М.Максимова и другие. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В.Г.Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В 1860-е годы были приобретены такие работы Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант»; в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.

В 1862 году Боголюбов высылает Павлу Михайловичу «Ипатьевский монастырь».

В тоже время попадают к Павлу Михайловичу Третьякову «Сельский крестный ход на пасхе» Перова и «Неравный брак» Пукирева.

В 1864 году в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, -- «Княжна Тараканова» К.Д. Флавицкого. В конце 1860-х годов Павел Михайлович заказывает Ф.А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной Веры Николаевны Третьяковой, -- «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

П.М.Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно. В 1860-е годы в его собрании появляются картины Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова, М.К. Клодта, И.И. Шишкина. Заказывая А.Г. Горавскому исполнение пейзажа, П.М. Третьяков писал: «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника».

Особое место в собрании Третьякова занимала портретная галерея. В 1860-е годы в Италии был приобретен портрет итальянского археолога М.А. Ланчи работы К.П. Брюллова, чуть позже портреты архитекторов А.М. Горностаева, И.А. Монигетти, поэта В.А. Жуковского и других, также кисти Брюллова. В те же годы поступил портрет В.А. Зубовой работы В.А. Тропинина. Мысль Павла Михайловича о собрании портретов выдающихся людей в области искусства и науки развивается особенно сильно с 1869 -- 1870 годов. До этого портреты приобретались, по большей части, как произведения интересовавших его больших художников. Теперь Павел Михайлович Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры -- композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Так, В.Г. Перов, по просьбе П.М. Третьякова, написал портреты А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, М.П. Погодина, В.И. Даля, И.С. Тургенева; И.Н. Крамской -- портреты Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, С.Т. Аксакова и Н.А. Некрасова.

В 1870 году Павлу Михайловичу посчастливилось получить портрет Гоголя, писанный с натуры Ф.А. Моллером. В этом же году Перов пишет для Третьякова потрет Н.Г. Рубинштейна и в 1871 году -- А.Н. Островского; Крамской написал Шевченко, Васильева, Антокольского и М.К. Клодта.

В 1872 году к Павлу Михайловичу поступила целая серия портретов писателей, написанных Перовым: Достоевский, Майков, Тургенев, Даль, Погодин.

В портретах Тургенева Павел Михайлович добивался сходства, такого, которое передавало бы Тургенева так, как он сам его видел и понимал. С ним он встречался, был знаком, и ни один портрет не удовлетворял его вполне. Ему хотелось, чтобы Тургенева написал Гун, живший в Париже одновременно с писателем, но этого не состоялось, -- Гун не решился писать его. Написал Тургенева все-таки Перов, хотя Павлу Михайловичу и не хотелось иметь столько портретов одной кисти.

Заказы портретов были часто связаны для Павла Михайловича с большими волнениями: или портреты не удавались, или оригиналы не соглашались позировать, или еще хуже -- люди болели и умирали.

В 1869 году Третьяков просил А.А. Фета походатайствовать, чтобы Л.Н. Толстой согласился позировать. 25 октября Афанасий Афанасиевич известил Павла Михайловича, что Толстой положительно и определенно отказывается. Прошло четыре года. Павел Михайлович узнает, что И.Н. Крамской живет пяти верстах от имении Толстого, в усадьбе, где он собирается писать картину « Осмотр старого дома». Павел Третьяков просит Крамского употребить все старания для согласия Льва Николаевича. И в письме от 5 сентября Крамской пишет Павлу Михайловичу о согласии Льва Николаевича Толстого.

Павел Михайлович высоко ценил талант И.Н. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Воспользовавшись недомоганием и вынужденным бездействием вечно занятого Третьякова, художник стал писать и его портрет. С тех пор началась дружба семьями. Сближению способствовали и общие художественные взгляды, и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Павел Михайлович посещает все выставки ТПХВ, оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках ТПХВ или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И.Н. Крамского, «Сосновый бор» И.И. Шишкина, «Мокрый луг» Ф.А. Васильева, «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н.Н. Ге и другие.

После совета Достоевского, переданного Перовым, что следовало бы иметь портрет Тютчева, Павел Михайлович, наверное, имел это ввиду, тем более, что сам ценил Тютчева очень высоко. В 1873 году Павел Михайлович заторопился. Прошел слух о болезни Тютчева. Репин не успел написать портрет Федора Ивановича. Тютчева для Павла Михайловича сделал в 1876 году Александровский с фотографии.

На второй Передвижной выставке Третьяков приобрел картину «Устье Невы» Боголюбова, за указание на которую благодарил Крамского. Там же были выставлены принадлежащие ему работы Перова -- портреты Тургенева, Даля, Погодина, Достоевского и Майкова; Мясоедова -- «Земство обедает», Клодта -- «На пашне», «Ручей в лесу» и «Полдень» -- Шишкина.

Имя Верещагина впервые громко прозвучало в 1868 году, когда он, поехав художником при экспедиции генерала Кауфмана, отличился и получил Георгия. В 1869 году Кауфман вернулся в Петербург, и по инициативе Верещагина была устроена общетуркестанская выставка с зоологическими и минералогическими коллекциями, с картинами и этюдами Верещагина. Хотя нет никаких следов посещения Павлом Михайловичем этой выставки, надо думать, что он ее не пропустил. Но приобретено вещей на ней не было.

Осенью 1872 года Павел Михайлович посетил мастерскую Верещагина в Мюнхене, из которой вышел горячим поклонником его таланта.

Весной 1874 года Верещагин устроил выставку своих работ, выполненных после туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Михайлович с самого начала хотел приобрести всю коллекцию без раздробления, поместить ее в Москве, в отдельной галерее, удобно устроить (с верхним освещением) на большой улице и постоянно открытой для публики. Преодолев разные преграды, Третьяков купил картины за очень высокую цену -- 92 000 рублей с тем, чтобы подарить все Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, но совет училища отклонил дар из-за отсутствия помещения и средств на его постройку. Павел Михайлович решил передать коллекцию Московскому обществу любителей художеств с условием, чтобы она была открыта для осмотра. Общество должно было изыскать на это средства в течение трех лет, чего сделать не удалось, и туркестанская серия Верещагина вернулась к Третьякову, обладавшему к этому времени собранием этюдов художника, исполненных в Индии.

Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 году было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 году они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А.С. Каминский. Туркестанская серия В.В. Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В 1882 году, после ее возвращения в галерею, были пристроены 6 новых залов. В 1880-е годы собрание Третьякова значительно пополнилось.

Были приобретены картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И.Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Н. Крамского «Неутешное горе», Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В.Д. Поленова, И.И. Левитана, А.М. Васнецова, И.С. Остроухова. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. К этому времени Павел Михайлович при выборе произведений уже полностью полагается на свой вкус, невзирая на возражения, а иногда и возмущение именитых художников. В 1888 году он покупает картину В.А. Серова «Девушка, освещенная солнцем», неоднозначно встреченную публикой. В конце 1880-х -- начале 1890-х годов в галерею поступают также неоцененные некоторыми знатоками картины молодого М.В. Нестерова «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею», а также «После дождя. Плес» И.И. Левитана. Вновь приходится расширять экспозиционные площади, и в 1892 году прибавляется еще 6 залов.

1892 год стал для галереи знаменательным, в этом году Павел Михайлович Третьяков передал ее в дар городу Москве.

Телефон +7 (499) 230-7788 Билет 250 рублей

Государственная Третьяковская галерея , ГТГ (известна также как Третьяковка ) — художественный музей в , основанный в купцом и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» ( , д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в .

История

начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» , хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В для широкой публики в была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.

В августе Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу . В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё . По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в — архитектором по рисункам художника . Руководство строительством осуществлял архитектор .

Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен , занимавший этот пост ещё с . При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.

В директором музея стал академик архитектуры . Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.

В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в проведено электричество.

В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины " " (1837—1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.

В был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с были включены в основной маршрут экспозиции.

С первых дней в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в . Лишь Галерея была вновь открыта в Москве.

В , в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова.

В — Третьяковскую галерею возглавлял . Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.

С 1986 по Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.

Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
  • Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,

В 1985 году , располагавшаяся на , 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».

Частью Третьяковской галереи является , представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги .

Руководители Государственной Третьяковской Галереи

  • ( — наст. время)
  • ( — )
  • ( — )
  • (1926—1929)
  • (1913—1925)

Коллекция музея

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.

В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства — начала .

Вторая половина

Особенно полно представлена русская живопись второй половины XIX века. Третьяковская галерея обладает самым лучшим собранием работ ( , , , , , , , , и др.).

Многогранно представлено творчество (в том числе «Не ждали», ) и (в том числе « », « », « »), , скульптора .

Конец XIX — начала

Основные художники, представленные в коллекции: , , , , , , , мастеров ( ,

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России и мира, названный по имени основателя – купца и мецената Павла Третьякова. Коллекционировать живопись П. Третьяков начал в 1850 году, а через 17 лет открыл галерею, собрание которой насчитывало около двух тысяч произведений изобразительного искусства и несколько скульптур. В 1893 году, переданная ранее в дар Москве коллекция, стала именоваться Московской городской галереей Третьяковых и содержалась на деньги, завещанные основателями.

В 1918 году Третьяковскую Галерею была национализирована и стала «государственной собственностью РСФРС», первыми директорами ее стали искусствовед и художник И. Грабарь, а затем архитектор А. Щусев. При них росли фонды Музея, были добавлены несколько новых зданий, активно разрабатывались новые экспозиции.

Во время Великой Отечественной войны все полотна и скульптуры вывозили в Новосибирск и Молотов. Эвакуация продолжалась больше года, но уже 17 мая 1945 года выставки были снова открыты для жителей и гостей Москвы.

В следующие десятилетия Музей непрерывно рос, и сегодня в его состав входят Галерея на Крымском Валу, Галерея в Лаврушинском переулке, дом-музей В. М. Васнецова, Храм Св. Николая в Толмачах и другие филиалы.

Коллекции музея включают произведения искусства XI-XXI, среди которых числятся русская живопись, скульптура, графика. Самыми известными произведениями, хранящимися в Музее, считаются иконы XI-XVII веков и особо среди них ценны лик Владимирской Божьей матери, рублевская «Троица» и иконы, написанные Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.

Основа коллекций Третьяковкой Галереи — русская живопись, большая часть которой относится ко второй половине XIX века. В собрании представлены работы Крамского, Перова, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Верещагина и других знаменитых русских художников. В XX веке Галерея пополнилась произведениями Врубеля, Левитана, Серова, Малевича, Рериха, Бенуа. В Советский период в экспозициях появились Дейнека, Бродский, Кукрыниксы, Нестеров и другие. Помимо живописи Музей хранит и экспонирует работы Антоколькольского, Мухиной, Шадра, Коненкова и прочих знаменитых скульпторов.

В настоящее время Третьяковская галерея разрабатывает новые экспозиции и выставки, активно сотрудничает со многими музеями мира и России, предоставляя им коллекции для временных выставок, также проводит реставрационные и исследовательские работы, пополняет фонды, разрабатывает культурно-образовательные программы, участвует в крупнейших музейных, кино- и музыкальных фестивалях.

Галерея Третьяковых в 1995 году была признана одним из ценнейших объектов культуры за свою деятельность в сфере сохранения предметов искусства и пропаганды музейных ценностей.

Третьяковская галерея Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Третьяковская галерея краткая информация.